Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3:  Общие проблемы философской теории познания




(семинар 5-6)

Вопросы для устного опроса:

1. Предмет гносеологии и специфика субъектно-объектных отношений

1. Чувственное и рациональное в познании. Интуиция и вера как познавательные способности человека.

2. Проблема истинности и достоверности знания. Виды истины (относительная, абсолютная, объективная и субъективная).

3. Концепции истины (классическая, прагматическая, когерентная, конвенциональная)

4. Проблема познаваемости сущности материальных систем (скептицизм, агностицизм, гносеологический реализм)

5. Многообразие видов и форм знания. Классификация видов знания.

6. Специфика научного знания. Наука как мировоззрение. Признаки науки.

7. Сущностные черты классической, неклассической и постнеклассической науки.

8. Научные революции. Научная рациональность. Типы научной рациональности

9. Основные уровни научного знания и критерии их различения.

10. Научная теория: сущность структура функции научной теории. Классификация научных теорий.

11. Этика науки. Основные концепции (Мертон и др.). Ценностные основания научного знания.

12. Научная картина мира: структура, функции и исторические формы научной картины мира.

13. Методы научного познания. Классификация научных методов познания.

 

 

Тема 4: Человек как предмет философской антропологии

(семинар 7)

 

Вопросы для опроса:

1. Типы антропологических учений (идеалистическая, натуралистическая, социальная и экзистенциальная антропологии о сущности человека)

2. Категории человеческого бытия

3. Проблема жизни и смерти в философских учениях о человеке

4. Учение о ценностях. Типы и классификация ценностей

5. Проблема свободы. Основные концепции.

 

Вопросы для обсуждения (дискуссии)

1. Жизнь, смерть, бессмертие как философские категории

2. Человек создан для счастья? Или в чем смысл существования.

3. В чем состоит экзистенциальное понимание ценностей.

4. Этика долга и счастья как два противоположных подхода к решению смысложизненных проблем.

5. Свободен ли человек? Плюрализм понимания ценности «свобода»

6. Подумайте, чем отличается философская вера от религиозной веры?

7. Почему не может быть один универсальный критерий истинности знания?

8. В чем состоит основная ценность науки?

9. Как Вы считаете, стоит ли наука вне политики?

10. Как связаны наука и нравственность?

11. Почему мы доверяем научным выводам?

12. Можно ли достичь истины ненаучными способами познания?

13. Как, на Ваш взгляд, уникален ли человек?

14. Какова, на Ваш взгляд, роль духовных ценностей в современном обществе?

15. Какие ценности являются высшими и почему?

16. Сравните понимание личности в классической и современной философии.

17. Может ли общество существовать без власти и без государства?

18. Существует ли направление в развитии общества?

19. Витализм: может ли он служить исследовательской программой?

 

Тема 5: Философское понимание общества

(семинар 8)

 

Вопросы для устного опроса:

1. Природа «социального».

2. Основные подходы к понятию «общество».

3. Типы социальной организации (культура, цивилизация, формация).

4. Общество и природа. Проблемы социально-природного взаимодействия.

5. Структурный аспект бытия общества. Социальные общности.

6. Функциональный аспект бытия общества. Сферы общественной жизни. Социальные институты.

7. Динамический аспект бытия общества. Основные подходы и концепции развития социальных систем.

8. Проблема цивилизационного взаимодействия «Запад-Восток». Основные концепции.

9. Глобальные проблемы и будущее человечества.

 

 

Учебные задания для КСР.

КСР № 1. Задания для подготовки рефератов

1. Основные категории античной философии: Космос, Природа, Логос, Душа.

2. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки (теоретического знания).

3. Проблема происхождения философии.

4. Диалектика и диалог в античной философии.

5. Правовые и политические взгляды древнегреческих софистов.

6. Учения Платона и Аристотеля о праве и государстве.

7. Западная и восточная средневековая наука.

8. Становление опытной науки как профессиональной деятельности. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

9. Философская и научная картины мира.

10. Сознание и язык.

11. Бессознательное в жизни человека.

12. Философские идеи синергетики.

13. Искусственный интеллект: надежды и возможности реализации.

14. Классические проблемы гносеологии (от Платона до наших дней).

15. Знание и вера.

16. Творчество и интуиция.

17. Герменевтика: классическая и современная.

18. Наука и паранаука.

19. Наука и власть. Проблемы государственного регулирования науки.

20. Этические проблемы науки.

21. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

22. Человек как предмет комплексного философско-научного исследования.

23. Свобода как понятие экзистенциальной философии.

24. Идея прогресса и ее критика в современной философии.

25. Смысл истории и подходы к его интерпретации.

26. Механистическая картина мира.

 

Методические указания по написанию рефератов

Одной из основных задач учебного процесса становится формирование у студентов умений и навыков самостоятельной работы: способности и потребности к самостоятельному творчеству, научной работе, умения подбирать и анализировать информацию, в первую очередь, учебно-методическую и научную литературу.

Увеличение объема самостоятельной работы повышает значимость текущего контроля знаний студентов, в том числе с использованием письменных работ.

Первоначальный смысл слова «реферат» (нем. Referat, от лат.referre– докладывать, сообщать) – краткий обзор содержания одной или нескольких печатных работ по избранной теме. Реферат представляет собой самостоятельную письменную работу студента по определенной теме или научной проблеме, обобщающую информацию из нескольких источников. Реферат предполагает осмысленное изложение наиболее важных (с точки зрения автора реферата) моментов, главных идей, содержащихся в научной и учебной литературе по выбранной теме, а также собственных взглядов на проблему.

Цель работы над рефератом – формирование у студента навыков библиографического поиска необходимой литературы, аналитической работы с книгой и периодикой и последующего письменного оформления текста.

Реферат выполняется студентом в течение от одной недели до месяца.

 

Этапы выполнения реферата

Работа над рефератом включает следующие основные этапы:

– выбор темы;

– поиск литературы;

– разработка предварительного плана реферата;

– анализ собранного материала;

– уточнение плана;

– работа над текстом;

– оформление;

– защита.

Выбор темы реферата

Тема реферата выбирается студентом из подготовленного преподавателем списка тем. Допускается, по согласованию с преподавателем, изменить вариант темы или предложить собственную тему, отсутствующую в списке.

Определяя собственную тему реферата, студенту необходимо иметь в виду, что её формулировка должна соответствовать следующим основным требованиям:

– быть ясной (не допускать двойного толкования);

– содержать ключевые слова, которые репрезентируют исследовательскую работу;

– быть конкретной (не включать неопределенных слов, таких как «некоторые», «особые» и т.п.);

– быть актуальной;

– быть компактной.

Структура реферата

Основными структурными элементами реферата являются следующие:

– титульный лист;

– оглавление;

– введение;

– основная часть;

– заключение;

– список литературы;

– приложения (если необходимо).

 

Титульный листзаполняется по форме, принятой в институте «Экономика» АГТУ.

Оглавлениевключает названия всех разделов реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте.

Работу над планом следует начинать на этапе изучения литературы. При составлении плана нужно помнить, что формулировка его пунктов не должна повторять формулировку темы.

Во введенииобосновывается выбор темы, ее актуальность и значимость для науки и практики; приводится краткий обзор литературы по данной теме; определяются пределы исследования (его объект и предмет); формулируются основная цель и задачи работы; указываются ещё не решенные современной наукой проблемы.

Под объектомпонимается реальный фрагмент бытия, который подлежит исследованию, на который направлена познающая мысль исследователя. Предметпредставляет собой конкретный аспект изучаемого объекта.

Для написания хорошего реферата важно умение сформулировать цель и задачи, обосновать необходимость написания работы и свои подходы к проблеме.

Цельреферативного исследования ориентирует на его конечный результат. Задачипредставляют собой вопросы, на которые необходимо ответить для реализации конечной цели. Цель и задачи формулируются с помощью глаголов: исследовать…, изучить…, проанализировать…, систематизировать…, рассмотреть…, обобщить…, изложить… и т.д.

Определение цели и задач осуществляется одновременно с составлением плана, который должен четко им соответствовать, соотноситься с ними.

Объем введения составляет 1,5-2 страницы.

В основной частираскрывается содержание изучаемой проблемы.

Основная часть реферата может быть представлена несколькими главами (как правило, двумя-тремя), которые, в свою очередь, могут содержать по 2-3 параграфа (подпункта). Допускается выделять в основной части реферата только параграфы (подпункты) без разделения на главы.

При изложении материала следует придерживаться принятого плана, рассматривать все основные вопросы полно, раскрывать все пункты плана, сохраняя логическую связь между ними, последовательно переходя от одного пункта к другому. В тексте реферата должно соблюдаться внутреннее единство, строгая логика изложения, смысловая завершенность раскрываемой темы.

Студент обязан следить за тем, чтобы содержание глав и параграфов точно соответствовало их названиям, а также поставленной во введении цели работы.

Реферирование предполагает, главным образом, изложение чужих точек зрения, выводов, сделанных другими учеными. Поэтому в реферативной работе допускается изложение студентом позиций, мнений или идей только других авторов. Тем не менее, материал в реферате рекомендуется передавать своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников. Содержание первоисточников может быть изложено подробно, а можно ограничиться лишь изложением основных идей, результатов и т.д.

Выполненная работа приобретает гораздо более весомый научный характер и может претендовать на положительную оценку при наличии критических аргументов.их можно вводить в работу разными способами: «выявить основные моменты несоответствия мнения» позиции двух авторов или высказать собственные аргументы. Наиболее ценным при изложении сути исследуемых вопросов является ОПИСАНИЕ собственной позиции и аргументированное изложение полученных в ходе работы результатов.Определение собственного отношения к изучаемому вопросу или проблеме составляет одну из важнейших целей, которые преследует работа практически над любым рефератом.

В тексте реферата обязательны ссылки на первоисточники, то есть на тех авторов, у которых позаимствован данный материал (мысли, идеи, научные факты, выводы и т.д.).

Необходимым условием работы является цитирование. Часто цитата помогает подтвердить правильность авторской точки зрения, а также придает вес и значение всей работе. Каждая цитата обязательно должна иметь библиографическую ссылку на её автора .На одной странице может находиться не более 2-3 цитат. Не рекомендуется употреблять несколько цитат подряд. Цитату можно ввести в контекст следующими способами:

автор, в частности, пишет: «…»

автор подчеркивает: «…»

в статье указывается, что «…».

Каждую главу (или параграф) рекомендуется заканчивать кратким выводом.

Объем основной части реферата составляет 15-20 страниц.

В заключенииобобщается изложенный в основной части материал, формулируются общие выводы по теме, указывается, что нового лично для себя вынес автор реферата из работы над ним. Выводы делаются с учетом опубликованных в литературе различных точек зрения по рассматриваемой в реферате проблеме и сопоставления их с личным мнением автора реферата. Необходимо, чтобы выводы, содержащиеся в заключении, соответствовали цели и задачам, поставленным студентом во введении.

Заключение по объему не должно превышать 1,5-2 страниц.

В списке литературы указывается только использованная автором для написания реферата литература (учебники, монографии, периодические издания и электронные источники информации). Список составляется согласно правилам библиографического описания










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...