Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Содержание образовательных областей
Пояснительная записка Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий модель процесса эколого-биологической деятельности при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи. Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи определяет методологические, теоретические, концептуальные основы, направления и содержание эколого-биологической деятельности объединения по интересам, организационные и методические особенности педагогического процесса, а также его условия и результаты. Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи характеризует педагогическую концепцию деятельности объединений по интересам, в которой раскрываются цель, задачи, направления, содержание, последовательность осуществления, формы и методы педагогического процесса. Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи - это базовый образовательный маршрут учащихся, при прохождении которого они могут выйти на более высокий уровень образованности, воспитанности, развития экологической культуры. Программа соответствует направлениям и областям эколого-биологического профиля, образовательным технологиям, дидактическим принципам обучения. Цельреализации программы – формирование экологической культуры личности. Задачи: - формирование эколого-биологической культуры; - формирование экологического сознания личности; - формирование ценностных экологических ориентации детей и молодежи; - формирование мотивов конструктивной эколого-биологической деятельности, поведения человека в природе; - осознание человеком самоценности природы; - освоение норм и правил поведения и деятельности в природе, взаимодействия с природой; - формирование у учащихся системы практических экологических научно-исследовательских умений и навыков; - развитие эмоциональной отзывчивости учащихся к природе, Содержаниеэколого-биологической деятельности детей и молодежи реализуется через межпредметные связи и основывается на системе следующих научных идей: -развитие и целостность природы в сфере жизни; -взаимосвязь истории общества и природы; -изменение природы в процессе труда; -влияние среды на здоровье человека; -природа как фактор нравственно-эстетического развития личности; -оптимизация взаимодействия в системе «природа - общество - человек». Основой содержания образования являются: - познавательная экологическая деятельность; - исследовательская биолого-экологическая; - практическая экологическая (природоохранная) деятельность; - художественно-эстетическая экологическая деятельность. Актуальность типовой программы состоит в том, что она направлена на взаимодействие с природой, осознание человеком своей ответственности за дальнейшее развитие биосферы, за обеспечение своей будущности. Сроки получения дополнительного образования детей и молодежи определяются учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи по эколого-биологическим областям и направлениям и могут быть от 1 года до 3 лет. Во временных объединениях по интересам от 9 до 40 дней освоение образовательных областей (направлений) тем, учебных предметов и учебных дисциплин осуществляется на базовом, повышенном уровнях. При заочном (дистанционном) обучении программа дополнительного образования детей и молодежи реализуется для учащихся среднего, старшего школьного возраста и молодежи. Срок получения образования при заочном (дистанционном) обучении – от 1 года до 3 лет. Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи является основой для разработки программ объединений по интересам, индивидуальных, экспериментальных, базовых программ, а также типовых программ с повышенным уровнем изучения образовательных областей, учебных предметов, тем и дисциплин. Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи по эколого-биологическому профилю реализуется в очной и заочной (дистанционной) формах получения образования. Образовательный процесс при реализации типовой программы эколого-биологического профиля осуществляется с учетом возраста учащихся: 2 – 5 лет – не более 2 часов в неделю; 6 – 10 лет – не более 4 часов в неделю; 11 – 13 лет – не более 6 часов в неделю; от 14 лет и старше – не более 12 часов в неделю. Продолжительность одного учебного часа – 45 минут, для детей дошкольного возраста – 35 минут. Продолжительность одного занятия не превышает 2-х часов в объединениях по интересам первого года обучения; 3-х часов в объединениях по интересам второго и последующих годов обучения. Для занятий детей раннего возраста (школа развития 2-6 лет) реализуется программа по формированию экологических знаний и умений на базе учебных лабораторий учреждений дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля в соответствии с действующими санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами. При очной форме получения образованияреализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в объединениях по интересам для младшего среднего школьного возраста до 4 учебных часов в неделю, среднего школьного возраста до 6 учебных часов в неделю, старшего школьного возраста и молодежи до 9 учебных часов в неделю. При заочном (дистанционном) обучении - до 4 учебных часов в неделю. Среди общих организационных форм педагогического взаимодействия, посредством которых реализуется типовая программа дополнительного образования детей и молодежи, является объединение по интересам, кружок, клуб, студия, секция, практикум, отряд, мастерская, школа юных и т. д. Среди интегрированных организационных форм выделяются экспедиции, научные общества учащихся, школьные лесничества, очно-заочные (дистанционные) экологические и биологические школы, раннего развития, эколого-биологического всеобуча, фитобары, учебно-полевые сборы, лабораторные и экологические практикумы, информационные центры и т.д. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи является занятие (теоретическое и практическое), лабораторный эксперимент, экскурсия, поход, массовые мероприятия и др. Образовательные области дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля: социальная экология, общая экология, экология природопользования, биология (ботаническое, зоологическое, физиологическое, молекулярное, микробиологическое, биотехнологическое, генетическое направления), экология человека, экология животных, этноэкология, экологическое краеведение, агробиология (растениеводческое, садоводческое, Учебно-тематический план Учебно-тематический план раскрывает технологию реализации программы, определяет последовательность изложения образовательных областей, тем, количество часов на каждую из них с разбивкой на теоретические и практические виды занятий на каждую образовательную область, направление, год обучения и форму получения образования. Для очной формы получения образования
Для заочной (дистанционной) формы получения образования
Содержание образовательных областей В строгом соответствии с учебно-тематическим планом представляется краткое описание теоретических и практических видов занятий, раскрывающих тему каждого направления, образовательных областей получаемых в очных и заочных (дистанционном) формах получения образования. Формы и методы реализации программы: Среди общих организационных форм педагогического взаимодействия, посредством которого реализуется типовая программа по эколого-биологическому профилю: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Основанием классификации методов дополнительного образования детей и молодежи экологического профиля является структура эколого-биологической деятельности, в этой связи выделяются следующие группы методов: методы формирования экологического сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример и др.); методы организации эколого-биологической деятельности, поведения учащихся (педагогическое требование, приучение, практическая исследовательская работа, упражнение, работа с литературой и информационными ресурсами, самостоятельная работа, творческие задания, иллюстрация, демонстрация, трудовые операции, дистанционные методы обучения и др.); методы стимулирования эколого-биологической деятельности, поведения учащихся (дифференцированное обучение, поощрение, соревнование, конкурс, турнир, праздник, фестиваль, защита творческих работ и проектов, перспектива, ситуация успеха и др.) методы контроля и оценки эколого-биологической деятельности, поведения учащихся (наблюдение, анкетирование, тестирование, ранжирование, устный и письменный контроль, анализ результатов деятельности учащихся, самоконтроль, интерактивные, рефлексивные методы и др.). Педагогическими технологиями реализации программы дополнительного экологического образования являются технологии: коллективной творческой деятельности, интерактивного обучения, проектной деятельности, проблемного обучения, модульного обучения, мастерских, дифференцированного обучения и др Ожидаемые результаты В программе обозначают предполагаемые результаты по освоению областей, направлений участниками образовательного процесса. Эти результаты выражаются в системе усвоенных знаний и сформированных умений и навыков. Литература и информационный ресурс – литературные и информационные источники по каждому направлению деятельности указываются в соответствии с требованиями государственного стандарта по составлению библиографических записей. Пример: 1. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005. 2. Поддубская, Г.С. Воспитываем самостоятельность / Г.С. Поддубская // Пачатковая школа. – 2010. – №8. – С.63-66. 3. Сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://ru.wikipedia.org/wiki/. Дата доступа: 27.12.2011г. 4. Электронная почта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://ru.wikipedia.org/wiki/. Дата доступа: 27.12.2011г.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 116. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |