Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание образовательных областей




Пояснительная записка

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий модель процесса эколого-биологической деятельности при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи определяет методологические, теоретические, концептуальные основы, направления и содержание эколого-биологической деятельности объединения по интересам, организационные и методические особенности педагогического процесса, а также его условия и результаты.

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи характеризует педагогическую концепцию деятельности объединений по интересам, в которой раскрываются цель, задачи, направления, содержание, последовательность осуществления, формы и методы педагогического процесса.

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи - это базовый образовательный маршрут учащихся, при прохождении которого они могут выйти на более высокий уровень образованности, воспитанности, развития экологической культуры.

    Программа соответствует направлениям и областям эколого-биологического профиля, образовательным технологиям, дидактическим принципам обучения.

Цельреализации программы – формирование экологической культуры личности.

Задачи:

- формирование эколого-биологической культуры;

- формирование экологического сознания личности;

- формирование ценностных экологических ориентации детей и молодежи;

- формирование мотивов конструктивной эколого-биологической деятельности, поведения человека в природе;

- осознание человеком самоценности природы;

      - освоение норм и правил поведения и деятельности в природе, взаимодействия с природой;

       - формирование у учащихся системы практических экологических научно-исследовательских умений и навыков;

- развитие эмоциональной отзывчивости учащихся к природе,
формирование опыта эмоционально-волевого отношения к решению
эколого-биологических проблем на личностном уровне.

Содержаниеэколого-биологической деятельности детей и молодежи реализуется через межпредметные связи и основывается на системе следующих научных идей:

-развитие и целостность природы в сфере жизни;

-взаимосвязь истории общества и природы;

-изменение природы в процессе труда;

-влияние среды на здоровье человека;

-природа как фактор нравственно-эстетического развития личности;

-оптимизация взаимодействия в системе «природа - общество - человек».

Основой содержания образования являются:

- познавательная экологическая деятельность;

- исследовательская биолого-экологическая;

- практическая экологическая (природоохранная) деятельность;

- художественно-эстетическая экологическая деятельность.

Актуальность типовой программы состоит в том, что она направлена на взаимодействие с природой, осознание человеком своей ответственности за дальнейшее развитие биосферы, за обеспечение своей будущности.

Сроки получения дополнительного образования детей и молодежи определяются учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи по эколого-биологическим областям и направлениям и могут быть от 1 года до 3 лет.

Во временных объединениях по интересам от 9 до 40 дней освоение образовательных областей (направлений) тем, учебных предметов и учебных дисциплин осуществляется на базовом, повышенном уровнях.

При заочном (дистанционном) обучении программа дополнительного образования детей и молодежи реализуется для учащихся среднего, старшего школьного возраста и молодежи. Срок получения образования при заочном (дистанционном) обучении – от 1 года до 3 лет.

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи является основой для разработки программ объединений по интересам, индивидуальных, экспериментальных, базовых программ, а также типовых программ с повышенным уровнем изучения образовательных областей, учебных предметов, тем и дисциплин.

Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи по эколого-биологическому профилю реализуется в очной и заочной (дистанционной) формах получения образования.

Образовательный процесс при реализации типовой программы эколого-биологического профиля осуществляется с учетом возраста учащихся:

2 – 5 лет – не более 2 часов в неделю;

6 – 10 лет – не более 4 часов в неделю;

11 – 13 лет – не более 6 часов в неделю;

от 14 лет и старше – не более 12 часов в неделю.

Продолжительность одного учебного часа – 45 минут, для детей дошкольного возраста – 35 минут.

Продолжительность одного занятия не превышает 2-х часов в объединениях по интересам первого года обучения; 3-х часов в объединениях по интересам второго и последующих годов обучения.

Для занятий детей раннего возраста (школа развития 2-6 лет) реализуется программа по формированию экологических знаний и умений на базе учебных лабораторий учреждений дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля в соответствии с действующими санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.

При очной форме получения образованияреализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в объединениях по интересам для младшего среднего школьного возраста до 4 учебных часов в неделю, среднего школьного возраста до 6 учебных часов в неделю, старшего школьного возраста и молодежи до 9 учебных часов в неделю. При заочном (дистанционном) обучении - до 4 учебных часов в неделю.

Среди общих организационных форм педагогического взаимодействия, посредством которых реализуется типовая программа дополнительного образования детей и молодежи, является объединение по интересам, кружок, клуб, студия, секция, практикум, отряд, мастерская, школа юных и т. д. Среди интегрированных организационных форм выделяются экспедиции, научные общества учащихся, школьные лесничества, очно-заочные (дистанционные) экологические и биологические школы, раннего развития, эколого-биологического всеобуча, фитобары, учебно-полевые сборы, лабораторные и экологические практикумы, информационные центры и т.д.

Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи является занятие (теоретическое и практическое), лабораторный эксперимент, экскурсия, поход, массовые мероприятия и др.

Образовательные области дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля: социальная экология, общая экология, экология природопользования, биология (ботаническое, зоологическое, физиологическое, молекулярное, микробиологическое, биотехнологическое, генетическое направления), экология человека,  экология животных,  этноэкология, экологическое краеведение,  агробиология (растениеводческое, садоводческое,
животноводческое, агротуристическое направления), дендрология, лесоводство,  геоэкология, биоэтика,  энтомология, орнитология,  ландшафтный дизайн, фитодизайн; экодизайн; декоративно-прикладное творчество средствами природы (работа с камышом, берестой, цветами, корнями, соломой и др.), цветоводство, медико-биологическое (валеологическое, биохимическое, гигиеническое направление), окружающая среда (направления - энергия и окружающая среда, среда обитания, природные ресурсы, климатология), культурно-досуговое (через - экотеатры, экогостиные, фитобары, экостудии, экодискотеки, экомастерские).




Учебно-тематический план

Учебно-тематический план раскрывает технологию реализации программы, определяет последовательность изложения образовательных областей, тем, количество часов на каждую из них с разбивкой на теоретические и практические виды занятий на каждую образовательную область, направление, год обучения и форму получения образования.

Для очной формы получения образования

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего часов

В том числе

 

Теоретических Практических
        от 30% до 50% от 50% до 70%

Для заочной (дистанционной) формы получения образования

№ п/п

Наименование тем, образовательных областей, учебных предметов

Всего

Количество часов

  Теоретических   Самостоятельных   Контрольная работа   Практических (учебно-полевые сборы)
      (20 %) (40 %)    (20 %) (20 %)

Содержание образовательных областей

             В строгом соответствии с учебно-тематическим планом представляется краткое описание теоретических и практических видов занятий, раскрывающих тему каждого направления, образовательных областей получаемых в очных и заочных (дистанционном) формах получения образования.

Формы и методы реализации программы:

Среди общих организационных форм педагогического взаимодействия, посредством которого реализуется типовая программа по эколого-биологическому профилю: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Основанием классификации методов дополнительного образования детей и молодежи экологического профиля является структура эколого-биологической деятельности, в этой связи выделяются следующие группы методов:

методы формирования экологического сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример и др.);

методы организации эколого-биологической деятельности, поведения учащихся (педагогическое требование, приучение, практическая исследовательская работа, упражнение, работа с литературой и информационными ресурсами, самостоятельная работа, творческие задания, иллюстрация, демонстрация, трудовые операции, дистанционные методы обучения и др.);

методы стимулирования эколого-биологической деятельности, поведения учащихся (дифференцированное обучение, поощрение, соревнование, конкурс, турнир, праздник, фестиваль, защита творческих работ и проектов, перспектива, ситуация успеха и др.)

методы контроля и оценки эколого-биологической деятельности, поведения учащихся (наблюдение, анкетирование, тестирование, ранжирование, устный и письменный контроль, анализ результатов деятельности учащихся, самоконтроль, интерактивные, рефлексивные методы и др.).

Педагогическими технологиями реализации программы дополнительного экологического образования являются технологии:

коллективной творческой деятельности,

интерактивного обучения, проектной деятельности, проблемного обучения, модульного обучения, мастерских, дифференцированного обучения и др

Ожидаемые результаты

В программе обозначают предполагаемые результаты по освоению областей, направлений участниками образовательного процесса. Эти результаты выражаются в системе усвоенных знаний и сформированных умений и навыков.

Литература и информационный ресурс – литературные и информационные источники по каждому направлению деятельности указываются в соответствии с требованиями государственного стандарта по составлению библиографических записей.

Пример:

1. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005.

2. Поддубская, Г.С. Воспитываем самостоятельность / Г.С. Поддубская // Пачатковая школа. – 2010. – №8. – С.63-66.

3. Сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://ru.wikipedia.org/wiki/. Дата доступа: 27.12.2011г.

4. Электронная почта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://ru.wikipedia.org/wiki/. Дата доступа: 27.12.2011г.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 116.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...