Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Преобразование представлений в воображении




Деятельность воображения, как уже указывалось, всегда является переработкой, преобразованием тех данных, которые доставляются восприятием. Познакомимся теперь с тем, как осуществляется это преобразование. Примеры будем брать из области творческого воображения писателя, так как здесь очень ярко и выпукло выступают характерные особенности воображения.

Рассказывая о том, как был создан образ героини «Войны и мира» Наташи Ростовой, Л.Н. Толстой сказал однажды: «Я взял Соню, перетолок её с Таней, вышла Наташа». Соня — это жена Льва Николаевича Софья Андреевна Толстая, Таня — её сестра Татьяна Андреевна. Итак, образ Наташи Ростовой создан путём слияния образов двух очень близко знакомых Толстому женщин[2].

Как возможно осуществить такое слияние? Ведь совершенно очевидно, что нельзя просто соединить друг с другом целостные образы двух людей. Надо разложить образы на отдельные черты или признаки и затем соединить некоторые из черт, взятых от двух разных образов, в новый образ.

В этом процессе, следовательно, различаются две стороны: 1) анализ, т.е. выделение из целостного образа отдельных черт или признаков, и 2) синтез, т.е. объединение отдельных черт или признаков в новый целостный образ. Оба эти момента — анализ и синтез — составляют необходимые части процесса творческого воображения. Воображение выделяет отдельные черты из тех образов реальной действительности, которые даёт восприятие, и из этих черт вновь создаёт единые и целостные образы.

Когда вышел в свет «Герой нашего времени», некоторые критики высказывали предположение, не является ли образ Печорина просто портретом автора. Отвечая этим критикам, Лермонтов в предисловии ко второму изданию романа указал, что Печорин — «точно, портрет, но не одного человека; это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Следовательно, образ Печорина, по свидетельству самого Лермонтова, построен из черт, выделенных автором из множества наблюдавшихся им людей: "составлен из пороков всего нашего поколения" (конечно, не «всего поколения» в буквальном смысле, а определённой классовой группы этого поколения).

Так же описывает процесс создания художественного образа Горький. «Характер героя,— говорит он,— делается из многих отдельных чёрточек, взятых от различных людей его социальной группы... Необходимо очень хорошо присмотреться к сотне-другой попов, лавочников, рабочих, для того чтобы приблизительно верно написать портрет одного рабочего, попа, лавочника». Таким путём строятся все те художественные образы, которые можно назвать типическими. Образ становится типом тогда, когда в нём собраны, объединены черты, характерные для целой группы людей, когда он является, по выражению Горького, «вытяжкой из ряда однородных фактов». Процесс создания такого образа является процессом обобщения, т. е. извлечения признаков, общих целому ряду объектов, и выражения этих признаков в едином образе.

Своеобразие образа, создаваемого творческим воображением писателя, заключается в том, что, являясь результатом обобщения, он остаётся всё же образом отдельного человека, передающим все индивидуальные особенности этого человека. Печорин — это не просто собрание пороков целого поколения. Это живой человек со множеством черт, присущих лично ему, а вовсе не всем представителям его поколения, и обладающий не только пороками, но и целым рядом положительных качеств.

Но синтетическая работа воображения не является чем-то вроде механического складывания и прилаживания друг к другу черт, выделенных предшествующим, анализом. Таким путём можно получить мёртвую схему, а не образ живого человека. Творческая работа воображения идёт от тех ярких и живых образов, которые толпятся перед внутренним взором писателя. Над этими образами работает художник, постепенно изменяя их в соответствии со своим творческим замыслом.

Важнейшее значение имеет при этом одна особенность наших представлений, о которой мы говорили выше. Представления никогда не передают с одинаковой яркостью все черты и признаки объекта; всегда некоторые черты, почему-либо наиболее важные или интересные для нас, выступают вперёд на фоне более или менее смутного образа. Создание типических образов и осуществляется в первую очередь путём такого выдвижения на первый план, подчёркивания, выделения типических, общих черт в образе живого, конкретного человека. Вспомним, что образ Печорина составлен не просто из пороков всего поколения, а из этих пороков «в полном их развитии». Выделение определённой черты нередко проявляется как раз в том, что она выступает «в полном развитии», т. е. выражена в максимально сильной степени.

В связи с этим становится понятной та роль, которую может играть в творческом воображении гипербола, т. е. преувеличение отдельных черт и признаков предмета. Она повышает яркость и выразительность образа, в сильнейшей мере способствуя выдвижению на первый план определённых черт его.

Глава VIII. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

Общее понятие о мышлении

Проснувшись утром, человек подходит к окну и видит, что крыши домов мокрые. «Значит, ночью был дождь»,— думает он.

Этот случай даёт нам типичный пример мыслительного процесса. Человек непосредственно не воспринимал дождя. Он узнал о нём косвенным путём, через посредство других фактов, т.е. опосредствованно. При решении всякой сколько-нибудь сложной задачи мы получаем ответ посредством ряда соображений. Первый признак мышления и заключается в том, что оно есть процесс опосредствованного познания вещей и явлений действительности.

Любая наука даёт нам бесчисленные примеры опосредованного познания. Например, врач на основании осмотра больного может судить о состоянии внутренних органов, недоступных непосредственному наблюдению.

Строение атома нельзя наблюдать непосредственно, но оно изучено подробно и точно. Непосредственно наблюдать физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга, невозможно, однако И. П. Павлов установил основные законы высшей нервной деятельности.

На чём основывается возможность такого опосредствованного познания? Прежде всего на осознании связей и отношений между вещами и явлениями. Даже простейший вывод о том, что ночью шёл дождь, человек мог сделать только потому, что ему известна причинная связь между дождём и влажностью крыш.

Второй не менее важный признак мышления заключается в том, что оно представляет собой обобщённое познание действительности.

Наше познание начинается с ощущений и восприятий. Но воспринимаем мы всегда единичные факты. Как бы мы могли знать, насколько быстро растворится в горячем чае вот этот кусок сахара, если мы этот кусок ещё не пробовали растворить, а то, что получалось при опускании в чай других кусков сахара, мы никак не обобщали? Опуская сахар в чай, мы знаем, что из этого получится, только потому, что обобщили результаты наших прошлых наблюдений и знаем некоторые общие свойства сахара, знаем связь между скоростью растворения сахара и температурой жидкости.

Недостаточно заметить, что однажды дождь вызвал влажность крыш. Из этого ещё никакого вывода сделать нельзя. Нужно прийти к общему положению: после всякого дождя достаточной силы крыши бывают мокрые. Иначе говоря, нужно, чтобы человек обобщил результаты своих наблюдений. Мало заметить связь между двумя фактами; необходимо осознать, что эта связь имеет общий характер, что она определяется общими свойствами вещей. В нашем примере причинная связь между дождём и влажностью крыш определяется не частными особенностями какого-нибудь одного дождя, а свойствами, общими всякому дождю достаточной силы.

Во всяком процессе мышления мы имеем дело с отражением общих свойств вещей, т. е. свойств, относящихся к целой группе сходных предметов или явлений. Основу мышления составляет образование временных связей, отражающих объективные связи предметов реальной действительности. Учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах указывает на физиологический механизм мышления: это — образование временных связей во второй сигнальной системе, опирающихся на связи в первой сигнальной системе.

Мышление дает нам возможность знать то, чего мы непосредственно не наблюдали. Мало того, оно даёт нам возможность предвидеть ход событий и результаты наших собственных действий.

Известно, например, с какой большой точностью астрономия предсказывает затмения Солнца и положение планет в определённый момент времени. Общеизвестно, что овладение законами марксистско-ленинской науки об обществе даёт возможность предвидеть ход общественных событий.

Итак, мы можем сказать: мышление — это процесс отражения общих свойств вещей и нахождения закономерных связей и отношений между вещами. Другими словами это определение можно выразить так: мышление — это процесс обобщённого и опосредствованного познания действительности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...