Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Неоклассическая и кейнсианская концепция регулирования рыночной экономики.




Инфляция: содержание, причины, последствия и пути преодоления.

 

Инфляция является одной из наиболее острых проблем современного развития экономики многих стран мира.

Инфляция – это нарушение в процессе общественного воспроизводства, проявляющееся в переполнении сферы обращения денежными знаками сверх реальных потребностей и их обесценении.

Причиной инфляции являются изменения в структуре и объеме общественного производства, политика господствующих экономических структур и государства. Данные изменения проявляются в возникновении диспропорций между различными сферами народного хозяйства, накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массой в обращении и потребностями хозяйства в деньгах.

Инфляция выражается в обесценении бумажных денег по отношению к золоту, товарам, иностранным валютам.

Факторами, вызывающими инфляцию являются: внутренние факторы (милитаризация экономики, факторы роста цен, изменение производительности труда, бюджетный дефицит, инфляционно опасные инвестиции, изменение конъюнктуры рынка, монополизация производства, эмиссия денег, кредитная экспансия и др.) и внешние факторы (мировые структурные кризисы, нелегальный экспорт золота и валюты и др.).

Уровень инфляции – это относительное изменение среднего уровня цен.

В экономической литературе выделяют следующие виды инфляции: локальную, мировую, внутреннюю, «импортированную», открытую, подавленную, ожидаемую, сбалансированную, ползучую, галопирующую, гиперинфляцию, инфляцию спроса, инфляцию предложения.

К последствиям инфляции относят:

1. Инфляция вначале способствует повышению цен, нормы прибыли и тем самым временно оживляет экономику.

2. Инфляция усиливает экономическую и социальную неустойчивость.

3. Инфляция обесценивает денежные доходы.

4. Усиливает диспропорции между отраслями экономики.

5. Искажает структуру потребительского спроса.

6. Подрывает стимулы к денежным накоплениям, нарушает функционирование денежно-кредитной системы.

7. Углубляет социальные противоречия в обществе, снижает уровень жизни населения.

8. Создает напряженность в международных экономических отношениях.

Основными формами стабилизации денежного обращения, зависящими от состояния инфляционных процессов, являются денежные реформы и антиинфляционная политика.

Важным элементом проводимой государством антиинфляционной политики является устранение ее причин. Поэтому антиинфляционная политика государства включает следующие мероприятия:

1. Контроль и управление спросом.

2.  Контроль над заработной платой и ценами.

3. 3. Сокращение бюджетных расходов и ликвидацию дефицита государственного бюджета.

4. Сокращение социальных программ.

5. Сведение к минимуму воздействия на национальную экономику внешних инфляционных факторов.

 

Монополии и конкуренция в рыночной экономике.

 

Процесс перерастания капитализма свободной конкуренции в монополистический капитализм связан с процессом концентрации и централизации капитала.

Концентрация капитала – это увеличение размеров капитала в результате накопления (капитализации) части прибавочной стоимости.

Централизация капитала – это роста размера капитала посредством поглощения одним капиталом другого или посредством добровольного объединения нескольких самостоятельных капиталов.

Промышленные монополии – это укрупнение предприятия или объединение крупных промышленных капиталов, сосредоточивающих значительную долю производства товаров и использующих свое положение для повышения цен и присвоения монопольно высокой прибыли.

Монополия возникает из господства в производстве. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке. Благодаря монопольным ценам монополия получает высокую прибыль.

Исторически выделяют такие основные формы монополистических объединений, как простейшие объединения, картели, синдикаты, тресты, комбинаты, концерны.

По месту в торговых сделках выделяют монополию, монопсонию, олигополию, дуополию, олигопсонию, билатеральную монополию.

В зависимости от характера и причин возникновения выделяют естественные монополии, легальные монополии, искусственные монополии.

В условия монополистического капитализма конкуренция проявляется, главным образом, в следующих формах:

1. Конкуренция между немонополизированными предприятиями.

2. Конкуренция между монополиями и немонополизированными предприятиями.

3. Конкуренция между различными монополиями.

4. Конкуренция внутри самих монополистических объединений.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основных типа:

1. Натуральная монополия Натуральным монополистом является единственный производитель в своей отрасли.

2. Олигополия. Она представляет господство нескольких крупных фирм на рынке.

3. Дифференциация продуктов. При продаже дифференцированной продукции существует много продавцов и покупателей на рынке.

Целью монополии является получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на монополизированном рынке. Средством достижения данной цели служит монопольная цена, которая обеспечивает прибыль выше средней прибыли и является формой реализации потенциала монополии на рынке.

Под монопольной прибылью понимается вся прибыль, присваиваемая монополиями и входящая в цены продаваемых ими товаров.

Формой реализации монопольной прибыли выступает монопольная цена. Монопольная цена – это особый вид рыночной цены, которая устанавливается выше или ниже общественной стоимости (или равновесной цены) в целях получения монопольной прибыли.

 

Неоклассическая и кейнсианская концепция регулирования рыночной экономики.

 

Неоклассическое направление возникло как пересмотр трудовой теории стоимости. Представителями данной теории являются М.Э.Л. Вальрас, Дж.Б. Кларк, У.С. Джевонс и др.

 Стоимость рассматривает неоклассиками как сумма предельных продуктов равноправных факторов производства. Данная теория использовалась в целях защиты капитализма совершенной конкуренции. Из нее следовало, что в условия свободной конкуренции автоматическое движение цен обеспечивает равновесие между спросом и предложением, между производством и потреблением. Всякое фиксирование цен государством неизбежно нарушает равновесие. Неоклассическая теория призвана оправдать принцип невмешательства государства в экономическую жизнь.

Кейнс предложил новую теорию, которая основывается на сознательном регулировании экономики государством с целью избавления ее от кризисов и других социально-экономических провалов механизма рыночного регулирования для придания большей динамики развития. Для этого Кейнс перенес объект анализа с деятельности фирм и домашних хозяйств на изучение агрегированных величин как: национальный доход(Y), агрегированное предложение (AS), агрегированный спрос (AD), занятость (N ), сбережения (S ), инвестиции(J ).

Исходная цель экономического исследования Кейнса – это определение факторов, от которых зависит величина национального дохода. Именно национальный доход обусловливает уровень занятости в противоположность неоклассической концепции, где равновесное количество занятых работников определяется ценой их труда.

Кейнс рассматривает ситуацию кризиса перепроизводства товаров. Решающую роль в макроэкономическом равновесии он отводит AD, потому, что от размеров предъявляемого на рынках агрегированного спроса на товары зависит и размер агрегированного предложения товаров.

Главный вывод Кейнса заключается в том, что необходимо вмешательство государства в экономическую жизнь общества, необходимо значительное расширение традиционных функций правительства, но при сохранении широких возможностей для проявления частной инициативы.

Цель мероприятий, предлагаемых Кенйсом в рамках государственного регулирования экономики состояла в том, само правительство создавало «эффективный агрегированный спрос». Кейнсианскую экономическую политику называют «концепцией управления спросом».

 

 4. Рынки факторов производства. Редкость ограниченность, спрос и предложение факторов производства.

 

Рынки факторов производства – это сферы товарного оборота важнейших ресурсов хозяйственной деятельности земли, природных ископаемых, искусственных сырьевых ресурсов, ресурсов труда, капитально-технических ресурсов.

В развитой рыночной экономике товары производственного назначения очень многочисленны. Они постоянно изменяются и обновляются под влиянием НТП. В современной экономике рынки факторов производства обязательно включают информацию, знания, интеллект, инновации, способы их передачи, в частности информационные технологии.

В каждый данный момент времени существует ограниченность факторов производства. Она вытекает из несоответствия между производительной и потребительной силой общества. Ограниченность факторов производства приводит к одновременному использованию, как передовых, так и устаревших видов техники и технологий, выполняющих одну и ту же производственную функцию. Возможности экономического роста зависят от имеющихся факторов производства и их сочетания. Преодоление дефицитности факторов производства возможно в следствие взаимозаменяемости и взаимозамещении одних факторов производства другими, минимизации издержек производства, обеспечения предельной доходности любого фактора производства, достижения экономического равновесия, когда предельные издержки равны предельному доходу.

Ограниченность ресурсов приводит в движение механизм ценообразования на факторы производства, который испытывает на себе влияние спроса и предложения основных экономических ресурсов на рынке.

Специфической чертой спроса на факторы производства является то, что спрос на факторы производства имеет производный характер по сравнению со спросом на потребительские товары. Это означает, что устойчивость спроса на любой фактор будет определяться производительностью фактора при создании товара и рыночной ценой товара, произведенного с помощью данного фактора производства.

Изменение цен на один фактор производства вызывает изменение объема его использования, а также меняет объем использования других факторов производства. Изменяется и уровень цен на другие товары.

Спрос на факторы производства – это взаимозаменяемый спрос.

Эластичность спроса на каждый фактор производства может изменяться в зависимости от уровня доходов фирмы, от возможностей взаимозамещения применяемых в производстве экономических ресурсов, от наличия рынков взаимозаменяемых факторов производства, от стремления фирмы к внедрению инноваций и достижений НТП.

Предложение факторов производства – это то их количество, которое может быть представлено на рынке по существующим в данный момент ценам.

Предложение факторов производства зависит от спецификации каждого фактора и обусловлено ограниченностью, редкостью экономических ресурсов. Если бы предложение факторов производства не было ограниченным, то факторы производства были бы бесплатными. Тогда бы потребности в факторах производства были бы полностью удовлетворены.

Особенностью рынков факторов производства является то, что предложение факторов производства испытывает на себе влияние ограниченности, редкости ресурсов.

Предложение каждого фактора производства имеет различную эластичность. Причиной этого является редкость, ограниченность ресурсов. Так, предложение на рынке земли чаще всего оказывается неэластичным. Более эластично она на рынке ресурсов сырья. Предложение рабочей силы может быть эластичным в следствие достижения полной занятости, снижения безработицы и т.д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 435.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...