Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3. Проблемы начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО и образовательные инновации как способы их решения




Современная начальная школа с 2011г. приступила к реализации нового ФГОС НОО, который задал новую рамку требований к образовательным результатам, содержанию общего начального образования и способам организации образовательной деятельности. На наш взгляд, стоит обратить внимание на следующие особенности нового Стандарта, которые фиксируют основные тенденции развития современной начальной школы.

В-первых, это «признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса (выделено нами) в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся». Это означает, что ключевым понятием нового Стандарта является образовательная деятельность, которое не является простой заменой привычного понятия учебная деятельность. Образовательная деятельность – это и учение, и познание, и коммуникация, т.е. можно выделять такие ее линии, как учебная деятельность, познавательная деятельность, совместная деятельность (педагога и детей, детей между собой). На наш взгляд, образовательная деятельность – это совместная учебная и познавательная деятельность педагога и детей, осуществляемая в разных формах (урок, занятие, образовательное событие) и способствующая личностному развитию всех участников.

Во-вторых, ориентация на новые виды образовательных результатов: предметные, метапредметные, личностные. Эта триада отражает, на наш взгляд, традиционные функции начальной школы: учить (формировать предметные знания и действия), развивать (формировать надпредметные или обобщенные способы действий) и воспитывать (развивать ценностно-смысловые установки, личностные качества, необходимые для жизни в современном обществе). «Изюминкой» Стандарта можно считать метапредметные образовательные результаты или универсальные учебные действия (УУД), которые обеспечивают возможность и способность учиться самостоятельно (так называемое умение учиться). С другой стороны, УУД обеспечивают овладение ключевыми компетенциями – это та основа, на которой компетенции взращиваются, а затем в средней и старшей школе формируются.

Выделенные в Стандарте три группы УУД соответствуют трем аспектам в рассмотрении образовательной деятельности (см. выше). Образовательная деятельность – это учение, учебная деятельность (в логике концепции УД Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова), значит, ребенка надо научить организовывать, регулировать свое учение (учить себя самому). Отсюда выделяем первую группу УУД – регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, оценка), т.е. учебные действия. Образовательная деятельность – это познание (окружающего мира, других людей, себя), значит, вторая группа УУД – познавательные действия (наблюдение, поиск, работа с информацией, смысловое чтение, логические действия, постановка и решение проблем). И, наконец, образовательная деятельность – это коммуникация, сотрудничество, взаимодействие, общение, т.е. совместная деятельность (взросло-детская и детская). Поэтому Стандарт выделяет третью группу УУД – коммуникативные (умение слушать и вести диалог, аргументировать свою точку зрения, умение договариваться, конструктивно разрешать конфликты, осуществлять взаимоконтроль, взаимопомощь).

Если выделенные в Стандарте новые группы образовательных результатов (предметные, метапредметные и личностные) как бы «уравнивают» разные школы, то способы их достижения (технологии, формы, организации образовательной деятельности, специфика образовательного пространства и т. д.) - это то, что будет различать школы, то, чем будут они интересны друг другу в плане профессионального обмена, то, что создает инновационный имидж школы. В этой связи попробуем понять, что происходит с начальной школой, реализующей новый Стандарт и в том числе с начальной школой в Школе совместной деятельности?

Во-первых, каждая начальная школа, учитывая опыт собственного развития (в т. ч. инновационного), пытается выделить для себя наиболее значимые для своего ОУ образовательные результаты. При этом школа может учитывать собственные наработки или ориентироваться на разработанные курсы, концепции, подходы (авторы которых, заметим, очень активизировались в связи с реализацией нового ФГОС НОО). В качестве примера обратимся к надпредметному курсу Л.Г. Петерсон «Мир деятельности», направленный на формирование универсальных учебных действий (далее, УУД). Автор данного курса является и автором технологии системно-деятельностного метода, который сейчас всячески пропагандируется в педагогике начального образования в связи с системно-деятельностным подходом, заявленным в Стандарте. Основная идея курса: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения: опыт — знание — тренинг — контроль. При этом регулятивные УУД (умение учиться) выделяются в данном курсе как базовые и определяют в качестве основной линии обучения — организационно-рефлексивную, а линия познавательных и коммуникативных УУД рассматривается как поддерживающая, сопровождающая.

В нашей школе (Школе Совместной деятельности, МОУ СОШ № 49 г. Томска) базовыми УУД мы считаем коммуникативные (взаимодействие, кооперация), т. к. основная идея всей школы заключается в организации совместной деятельности взрослых и детей, а компетенция группового взаимодействия считается базовой на всех возрастных ступенях. Это означает, что учение и познание, а также личностное развитие детей происходит через взросло-детское и детское взаимодействие, а групповая работа становится базовой формой организации образовательной деятельности, т. к. «цепляет» все группы образовательных результатов: метапредметные (целеполагание, планирование, поиск информации, построение рассуждений, контроль, рефлексия), личностные (толерантность, коммуникативность, ответственность, самостоятельность) и предметные с учетом специфики учебно-предметной задачи, решаемой в группе. Поэтому для наших педагогов важно не просто разрешить детям делать что-то в группе, а учить работать (взаимодействовать) в группе и использовать эту компетенцию в решении других задач. Как позитивный фактор отметим, что в период с 2008 по 2012 гг. показатель сформированности умений эффективного группового взаимодействия в 4-ых классах вырос с 52% до 75% (диагностика проводится в конце каждого учебного года).

Компетенцию построения различных моделей, форм взаимодействия, вовлечения детей в групповое взаимодействие, оформления различных функций, ролей участников (см. модули инновационной образовательной программ (ИОП)) мы считаем базовой компетенцией построения открытого совместного действия. Выпускники нашей начальной школы умеют слушать и понимать друг друга, совместно обсуждать и принимать решения, распределять действия (роли) в группе, помогать, поддерживать друг друга, полно излагать и представлять результаты совместной работы. Они понимают, что работать в группе не просто легче, чем одному, но и интереснее.

Во-вторых, каждая начальная школа пытается выбрать для себя оптимальный учебно-методический комплекс (далее, УМК).

В настоящее время экспертизу на соответствие ФГОС НОО прошли 11 УМК. К уже известным УМК, реализуемым в начальной школе с 90-ых годов прошлого века («Гармония», «Начальная школа 21 века», «Школа России», «Школа 2100», «Система развивающего обучения Л. Занкова») добавились не очень пока востребованные и совсем новые: «Перспективная начальная школа», «Перспектива», «Планета знаний», «РИТМ», «Инновационная начальная школа». Выбирать из такого многообразия учебников школе и учителю крайне сложно. Как показывает ситуация в г. Томске, то школы пытаются: а) выбирать только один УМК для всей начальной школы (например, «Перспективная начальная школа» используется в Академическом лицее и МОУ СОШ № 40 как единственный в 1-2 классах); б) школы выбирают 2-3 УМК (не больше!), ориентируясь на предпочтения педагогов и администрации.

Мы считаем, что поставить школу на «рельсы» одного УМК — это значит снизить возможности в достижении новых групп образовательных результатов. Кроме того, и у педагога, и родителей, приводящих ребенка в 1-ый класс, должен быть выбор. Наличие нескольких УМК в школе позволяет видеть их специфику в формировании УУД. Например, проверяя УУД у учащихся 1-ых классов, мы обнаружили, что действие самоконтроля лучше формируется в классах, которые учатся по УМК «Система РО Эльконина-Давыдова» (по сравнению с УМК «Перспектива»), а действия по построению речевых высказываний лучше формируются в классах, обучающихся по УМК «Перспектива». Значит, каждый УМК имеет особые ресурсы (содержание, приемы, виды учебных заданий), в формировании разных групп УУД: их надо видеть, вычленять и обмениваться ими в профессиональном сообществе.

 Для нас ценны те УМК, которые удерживают линию совместной образовательной деятельности. Например, УМК «Система РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова» привлекает нас организацией коллективного учебного диалога (коллективно-распределенная деятельность, квазиисследование, дискуссия, содержательная самооценка и рефлексия). УМК «Система РО Л.В. Занкова» привлекает нас направленностью на общее развитие ребенка, построением образовательного процесса «от ученика» (коллективное анализирующее наблюдение, коллизии, многогранность, вариативность, разнообразие учебного материала). УМК «Перспектива» интересен своей коммуникативной ориентацией (коммуникативные умения: ориентация в ситуации общения, адекватное восприятие речи партнера, корректировка собственной речи в зависимости от ситуации освоения позитивных способов общения). УМК «Школа 2100» привлекает технологией проблемно-диалогического обучения (побуждающий и подводящий диалог, проблемные ситуации). Таким образом, полисистемность начальной школы дает больше возможности для всех участников образовательного процесса в плане поиска ресурсов для организации учебной и учебно-познавательной деятельности.

Задание 1.

Составьте кластер на тему «Виды образовательных результатов по ФГОС НОО». Покажите специфику каждого вида результата и связи между ними. Как вы считаете: формирование этих результатов – требование ФГОС или это может стать пространством для образовательных инноваций? Напишите развернутый ответ.

Задание 2.

Выберите одно из утверждений и напишите развернутый ответ.

А) Я считаю, что начальная школа в одном ОУ должна работать по одному УМК, потому что….

Б) Я считаю, что начальная школа в одном ОУ должна работать по разным УМК, потому что….

Глоссарий

Образовательная деятельность

Универсальные учебные действия

УМК

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 146.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...