Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Стратегические намерения (strategic intent)Стр 1 из 2Следующая ⇒
Тема 2. Формирование миссии и целей организации.
2.1. Целевое начало в деятельности организации. 2.2 Миссия организации. 2.3. Цели организации.
Целевое начало в деятельности организации. Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться своей деятельностью. Организация сама по себе не имеет и не может иметь целей. Целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация — это объединение людей, преследующих определенные цели, которые пытаются с помощью организации достичь их. При этом они должны чем-то жертвовать в пользу организации. Желания и устремления отдельных людей, т.е. их цели, обычно находятся в противоречии с целями других. Именно это противоречие разрешает менеджмент путем установления целевых ориентиров организации. Достижение целей организации должно позволять отдельным людям и группам людей, от деятельности которых зависит успех функционирования организации в конкурентной среде, достигать своих целей.
Носители интересов (stakeholders) В категорию групп интересов относят отдельных лиц или их объединения, которые могут предъявлять материальные или нематериальные претензии предприятию. Стремясь добиться удовлетворения своих претензий, такие группы в лице своих представителей вступают в отношения с руководством предприятия или другими группами интересов, причем эти отношения могут носить конфликтный характер. В таких ситуациях руководство предприятия должно взвешенно оценивать конфликтные факторы, обеспечивая себе как можно более широкое поле действий. В свою очередь между группами интересов возникают временные и постоянно меняющиеся связи. Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, а следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения, являются: • собственники организации, создающие, приводящие в действие и развивающие организацию для того, чтобы за счет результатов деятельности организации решать свои жизненные проблемы; • сотрудники организации, своим трудом непосредственно обеспечивающие деятельность организации, создание и реализацию продукта и продвижение ресурсов извне, получающие от организации за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы; • покупатели продукта организации, отдающие ей свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности; • деловые партнеры организации, находящиеся с ней в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие оплату своих услуг или же аналогичные услуги со стороны организации; • местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической сред обитания организации; • общество в целом, в первую очередь в лице государственных институтов, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества пользуется и организация. Вся совокупность происходящих в окружении предприятия событий объясняется в таком случае активностью отдельных групп. • поведение групп интересов определяется стимулами: в принципе эти группы ведут себя в соответствии со своими претензиями и собственной выгодой. Их активность зависит от предпочтительности тех или иных альтернативных поступков; • стимулы являются продуктом комбинации различных льгот и ограничений: изменения в льготах или различия в них влияют на поведение лишь в случаях, когда они могут быть реально отслежены (например, в результате опросов). Если льготы уже получены, то изменения в поведении могут быть объяснены видимыми изменениями в сфере возможностей групп интересов; • ограничения определяют сферу возможных действий: к важнейшим ограничениям такого рода относят фактические или ожидаемые доходы, долю в имуществе, относительные цены товаров, сроки. Претензии групп интересов зачастую противоречивы, иногда чреваты конфликтами, поскольку могут лишить предприятия ресурсов. Они могут быть удовлетворены, когда претендент располагает значительной властью и эффективно ее использует. Власть в этом случае понимается как способность заставить других людей поступать вопреки их первоначальным намерениям. Власть групп интересов заключается в их способности лишить руководство предприятий ресурсов, которые имеют решающее значение для производства товаров и услуг. Группы интересов, которые хорошо организованы, способны реализовать свои претензии и не могут быть заменены другими поставщиками, принято называть “критическими”. Способность к организации является главной предпосылкой реализуемости их претензий. Хорошо организованные группы могут относительно простыми средствами повысить осуществимость претензий, даже не располагая важными для предприятия ресурсами. Организованность разнородных крупных групп значительно ниже. Повышается она путем предложения частных льгот или путем принуждения.
Выделяют две составляющие целевого начала в управлении организации: миссию и цели. Установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организацией своих целей, является одной из основных задач высшего руководства и составляет очень важную часть стратегического управления.
Миссия (mission) организации Понятие миссии Роль миссии организации состоит в том, что она устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают организацию изнутри, и тех, кто воспринимает организацию извне. Миссия позволяет сориентировать или же даже подчинить интересы «внутренних» по отношению к организации людей интересам «внешних» людей. Определяя то, для чего создана и существует организация, миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Существует широкое и узкое понимание миссии. В широком понимании миссия (mission)— это философия и предназначение, смысл существования организации. Философия организации определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия организации редко меняется. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины возможных изменений в организации и в среде ее функционирования. В узком понимании миссия — это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Правильно определенная миссия хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана
Факторы выработки миссии Миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов: • история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировался ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.; • существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала; • состояние среды обитания организации; • ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей; • отличительные особенности, которыми обладает организация.
Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от других, ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию ее расшифровке должны быть отражены: • целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач нацелена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе; • сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта; • философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации; • возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие для этого имеются ноу-хау и передовая техника.
Примеры формулировки миссий
Цели формулирования миссии Миссия: 1.Дает субъектам внешней среды общее представление о том, что из себя представляет организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. 2. Способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды 3.Способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем: • миссия делает ясными для сотрудников общую цель и предназначение организации. В результате сотрудники ориентируют свои действия в едином направлении; • миссия способствует тому, что сотрудники могут легче идентифицировать себя с организацией. Для тех же сотрудников, которые идентифицируют себя с организацией, миссия выступает отправной точкой в их деятельности; • миссия способствует установлению определенного климата в организации, так как, в частности, через нее до людей доводятся философия организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления деятельности организации. 4. Создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она: • является базой для установления целей организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы функционирования организации; • дает общий подход к распределению ресурсов организации и создает базу для оценки их использования; • расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.
Организация обретает миссию тогда, когда члены организации согласны с ней и следуют в своей деятельности ее положениям.
Стратегические намерения (strategic intent) Стратегические намерения определяют те лидерские позиции, к которым стремится организация, и одновременно служит критерием, позволяющим оценить степень приближения к желаемому. Данное понятие предполагает активный менеджмент, включающий в себя концентрацию усилий организации, мотивирование сотрудников через разъяснение им значимости поставленной цели, наличие определенной свободы для коллективных и индивидуальных предложений, поддержание трудового энтузиазма через постановку новых конкретных задач по мере развития ситуации, а также взвешенное управление ресурсами.
Цели организации Цели (objectives) — это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. 1. Цели являются исходной точкой планирования деятельности. 2. Цели лежат в основе построения организационных отношений. 3.На целях базируется система мотивирования, используемая в организации. 4.Цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 131. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |