Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие 9. Логическое ударение




                       Звуки и скороговорки

Упражнение 1.Попробуйте усложнить задания, касающиеся тренировки звуков. Добавляйте в наш ряд гласных (см. главу 1) Ы — Э — А — О — У произвольные ряды предшествующих согласных и тренируйтесь в их произношении. Например, эти ряды могут последовательно браться из букв алфавита, а звуки переставляться:

Бвгд-Ы — бвгд-Э — бвгд-А — бвгд-О — бвгд-У

Дгвб-Ы — дгвб-Э — дгвб-А — дгвб-О — дгвб-У

Упражнение 2. У каждого из вас должен складываться набор любимых скороговорок или стихов, в которых требовалось бы «ломать» язык, доказывая вашу «языковую» ловкость. Добавьте в вашу копилку ещё несколько продолжительных скороговорок, где требуется хорошая работа дыхания и чёткое произнесение звуков. 

В четверг чётвертого числа

В четыре с четвертью часа

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка

Чертили чёрными чернилами чертёж

Чрезвычайно чисто.

 

Забрели цыплята чёрной курицы в детский сад.

— Чёрненькая курица, вы ошиблись улицей!

Это детский сад, но не для цыплят!

 

Старайтесь произносить эти тексты заинтересованно, с искренним отношением и «внутренним видением» того, о чём вы говорите. Например, первый текст содержит «интереснейшую» для других информацию, а второй может быть прочитан в духе милицейского протокола-рапорта, извещающего о нарушении общественной дисциплины.

 

Логическое ударение

Логическое ударение выделяет во фразе «главное» слово, которое несёт на себе основную смысловую нагрузку, ту новую информацию, ради которой обычно и произносится текст. Проиллюстрируем на различных текстах, как это может выглядеть и звучать.

Упражнение 1. В сущности, логическое ударение (акцент) может быть поставлено на любом слове во фразе, и в зависимости от расставленных акцентов меняется смысл сказанного. Лягушка-путешественница из одноимённого рассказа В. М. Гаршина могла бы произнести свою парадоксальную фразу, по крайней мере, пятью способами:

Какая сегодня прекрасная мокрая погода!

Какая сегодня прекрасная мокрая погода!

Какая сегодня прекрасная мокрая погода!

Какая сегодня прекрасная мокрая погода!

Какая сегодня прекрасная мокрая погода!

Упражнение 2. И всё-таки «правильное» ударение — одно!.. Получая готовый текст, мы обычно задумываемся, где же ставить логическое ударение, какое из слов является главным. Возьмём начало монолога Сальери и поищем, где же «главное слово» в первой строке:

Все говорят: нет правды на земле.

Но правды нет — и выше…

 

Построим наше рассуждение следующим образом:

· если главное слово все, то смысл фразы таков: «Все говорят: нет правды на земле», а ты один считаешь, что это не так…

· если главное слово говорят, то смысл фразы - другой: «Все говорят: нет правды на земле», а мы не только говорим, мы ещё и напишем большими буквами и вывесим эту фразу как лозунг…

· если смысл главное слово нет,то смысл фразы таков: «Все говорят: нет правды на земле», а я говорю, что она есть… Но это ли хочет сказать Сальери?

и т. д.

Таким образом, ищите, какой же смысл хотел вложить в данные строки герой Пушкина. И вы его найдёте!

Упражнение 3. В предложении могут быть одно главное и несколько второстепенных или третьестепенных ударений.

Дочь, / Екатерина Ивановна, / молодая девушка, / играла на рояле.                  (А. П. Чехов. «Ионыч».)

В этом предложении четыре такта, в каждом из них есть свое ударное слово; главный же речевой такт — четвёртый, где главное ударное слово рояле получает наиболее сильное ударение. Прочитайте правильно это предложение и попробуйте найти собственные примеры.

 

Работа над текстами

«Когда вы стоите на моем пути…»

Прочитайте стихотворение Александра Блока, расставляя главные и второстепенные ударения:

Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите всё о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту -
Что же? Разве я обижу вас?

 

О, нет! Ведь я не насильник,
Не обманщик и не гордец,
Хотя много знаю,
Слишком много думаю с детства
И слишком занят собой.
Ведь я - сочинитель,
Человек, называющий всё по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка.

Сколько ни говорите о печальном,
Сколько ни размышляйте о концах и началах,
Всё же, я смею думать,
Что вам только пятнадцать лет.
И потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные
Речи о земле и о небе.

Право, я буду рад за вас,
Так как - только влюбленный
Имеет право на звание человека.
                                               6 февраля 1908

 

«Зодчие»

Для отработки навыков правильного выбора главных слов во фразе, как и тренировки дыхания удобно брать нерифмованные стихи с многочисленными стопами. Таково стихотворение Дмитрия Кедрина «Зодчие», стилизующее медленный речитатив старинных сказаний.

Как побил государь

Золотую Орду под Казанью,

Указал на подворье своё

Приходить мастерам.

И велел благодетель, —

Гласит летописца сказанье, —

В память оной победы

Да выстроят каменный храм!

Занятие 10. Тембр и тембрирование. Вопросительный? Восклицательный!

                  Звуки и скороговорки

Упражнение 1. «Одним махом…»Проговорите все наши изученные скороговорки «одним махом», подряд! Это хорошее упражнение для постановки дыхания и тренировки дикции. Произносите скороговорки заинтересованно, хорошо артикулируя и убыстряя темп только в том случае, если вы уже научились правильно произносить целую скороговорку.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Сам алый сахарный, а кафтан — зелёный, бархатный.

 На горе Арарат растёт крупный виноград.

От топота копыт пыль по полю летит.

У кого что болит, тот про то и говорит.

Гордость до добра не доведёт.

Все бобры добры для своих бобрят.

На дворе трава, на траве — дрова, не руби дрова на траве двора.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В семеро саней по семеро в сани уселися сами.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках: санки — скок, Сеньку — с ног, Саньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб!

Шила в мешке не утаишь.

Шли три старушки, нашли три полушки, купили три ватрушки.

Встанешь пораньше — шагнёшь подальше.

Тише едешь — дальше будешь.

Сам не знаешь, где найдёшь, где потеряешь.

Зарезал дедушка козу и сделал из неё азу.      

Водовоз вёз воду из водопровода.

 


























Тембр и тембрирование

Тембром  - это особая голосовая окраска, имеющаяся в каждом достаточно развитом голосе. Мы обычно безошибочно узнаём голоса по телефону именно по особо звучащей окраске, которую можно назвать или характером, или стилем, или манерой, но именно интонационно-голосовые краски сразу вызывают у нас в душе определенную реакцию, связанную с говорящим человеком.

Обратим внимание на то, что детские голоса не обладают таким тембральным своеобразием (их и можно характеризовать детским тембром), но с возрастом человек приобретает такой индивидуально-голосовой стиль, то есть происходит формирование индивидуально-тембральных характеристик голоса. Определить, каковы тембральные характеристики каждого своеобразного голоса, непросто, свидетельством чему являются эпитеты и метафоры, которыми описывается тембральное звучание. Так, говорят о голосе бархатном, звенящем, мягком / твердом, журчащем, нежном – ср. характеристики голоса, которые приводит Т.В.Матвеева: «бархатный, грустный, детский, жесткий, звонкий, крикливый, медный, мрачный, нежный, полный, пустой, светлый, серебряный, тусклый, тяжелый, холодный, шутливый, ясный и др.» Многие из приводимых характеристик, обычно в художественной литературе, на которую также ссылается Т.В.Матвеева, относятся к общей характеристике голоса, а многие имеют традицию описания в русской филологической классике, где говорится о «светлословии, ясногласии, красногласовании, сладкогласии, козлогласии» и т.д. Яркие отрицательные характеристики голоса содержатся уже в «Риторике» Михаила Усачева 1699 г.: «егда имеет кто язык заикливый, сиповатый, борботливый, гугнивый, шепетливый, хроповатый, горкавый и прочее языковредие, … сей не может быть между речеточцами (ораторами)».

Возможно ли обучение и развитие тембра голоса, если он является «даром естества»? Хотя основной тон голоса, несомненно, сохраняется, всякий человек вправе надеяться, что голос его может развиться – и происходит это не столько вследствие тренировки, сколько вследствие накопления жизненного опыта, переживаний, внутренней активной работы (внутренних диалогов, внутренней речи), которая бывает отражена во всём образе говорящего и находит непременное выражение в его голосе.

Вопросительный знак

Интонация вопросительного знака передаётся с помощью повышения голоса на ударном слове вопросительного предложения. Очень многое, тем не менее, зависит от выразительности и от того смысла, тех чувств, которые вы вложите в ваше высказывание. Причём, не стоит думать о характере интонации, у вас должно быть искреннее желание задать этот вопрос. К.С. Станиславский говорил, что «вопросительный знак обязывает слушателей к ответу».

 

Упражнение 2. Прочитайте вслух отрывки, расставьте паузы и подчеркните слова, имеющие логические ударения.

 

1) И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда «чёрт побери всё!», его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? (Н. В. Гоголь. Мертвые души.)

 

2) Какие у него были радости? Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал о нём? Кто об его существовании вспомнит? (М. Е. Салтыков-Щедрин. Премудрый пескарь.)

 

Восклицательный знак

 

Интонация восклицательного знака требует энергичного выделения ударного слова с помощью повышения или понижения голоса. По мысли К.С. Станиславского, интонация восклицательного знака «должна вызывать реакцию сочувствия, интереса или протеста».

Восклицание всегда входило в описание всех русских классических риторик как фигура речи, т. е. своеобразный оборот, способствующий повышению выразительности речи. Именно описанием восклицания заканчивается «Общая реторика» Н. Ф. Кошанского. Восклицание — последняя из «фигур мыслей, пленяющих сердце». Оно есть «невольное движение души, мысль, чувство, вырывающееся в сильной страсти».

Пример же учитель Пушкина берёт из повести своего ученика «Метель»:

«Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове “Отечество”! Как сладки были слёзы свидания!»                        

 

Упражнение 2. Прочитайте выразительно отрывок, передавая чувствами восклицания.

 

Созерцать научила нас Россия. В созерцании наша жизнь, наше искусство, наша вера…

О, эти цветущие луга и бескрайние степи! О, эти облачные цепи и гряды, и грозы. И громы, и сверкания! О, эти тёмные рощи, эти дремучие боры, эти океаны лесов! Эти тихие озера. Эти властные реки, эти безмолвные заводи! Эти моря — то солнечные, то ледяные! Эти далёкие, обетованные, царственные горы! Эти северные сияния! Эти осенние хороводы и побеги звёзд! От вас прозрели наши вещие художники. От вас наше видение, наша мечтательность, наша песня, наша созерцающая «лень»… (И. А. Ильин. О России.)

Поставим точку. Монолог

Точка. Оказывается, завершить интонационно предложение «точкой» совсем не просто. Очень важно уметь не только поделить фразу на такты и расставить ударения, но и интонационно показать завершение мысли в предложении. Точка связана с сильным понижением голоса на ударном слове. К. С. Станиславский советовал: «Вообразите, что вы вскарабкались на самую высокую скалу над бездонным обрывом, взяли тяжёлый камень и шваркнули его вниз, на самое дно. Вот так и надо учиться ставить точки перед завершением мысли».

Для тренировки предлагаем вам поставить ударения и выразительно прочитать предложение из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Почувствуйте, как движется к окончанию предложения мысль автора, как интонационно она достигает кульминации поднятием голоса вверх — подобно восхождению на гору, и как «падает» в конце.

В белом плаще / с кровавым подбоем, / шаркающей кавалерийской походкой, / ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана / в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода великого / вышел прокуратор Иудеи / Понтий Пилат.

                           Работа над текстами

Упражнение 2.После диалога, в котором требуется активное общение партнёров,рекомендуем взять для прочтения какой-либо монолог. Чтение таких текстов с распространёнными предложениями хорошо тренирует дыхание и произношение. Наилучшим образом для этого подходят следующие литературные и ораторские монологи:

Шекспир. Монологи Гамлета «Быть или не быть»; Юлия Цезаря «Внемлите, друзья, собратья, римляне…»; заключительный монолог Катарины из «Укрощения строптивой»; Пушкин. Монолог царя Бориса «Достиг я высшей власти», монолог Сальери «Все говорят: нет правды на земле…»

Работая над монологом, старайтесь делать партитуру текста, разбив его на такты (отметив паузы) и подчеркнув главные слова.

Пушкин. Монолог Сальери

(из маленькой трагедии «Моцарт и Сальери»)

Все говорят: / нет правды на земле.

Но правды нет — и выше. // Для меня

Так это ясно, / как простая гамма. //

Родился я / с любовию к искусству; /

Ребёнком будучи, когда высоко

Звучал орган в старинной церкви нашей, /

Я слушал и заслушивалсяслёзы

Невольные и сладкие текли. //

Отверг я рано праздные забавы;

Науки, чуждые музыке, были

Постылы мне; упрямо и надменно

От них отрёкся я и предался

Одной музыке. Труден первый шаг

и скучен первый путь. Преодолел

я ранние невзгоды. Ремесло

Поставил я подножием искусству;

Я сделался ремесленник: перстам

Придал послушную, сухую беглость

И верность уху. Звуки умертвив,

Музыку я разъял, как труп. Поверил

Я алгеброй гармонию. (…)

Кто скажет, чтоб Сальери гордый был

Когда-нибудь завистником презренным,

Змеёй, людьми растоптанною, вживе

Песок и пыль грызущею бессильно?

Никто!.. А ныне — сам скажу — я ныне

Завистник. Я завидую; глубоко,

Мучительно завидую. О небо!

Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений — не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан —

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!

 

***

Накапливайте новые тексты. Пусть они становятся всё более объёмными и серьёзными, требующими углублённой работы. Прокомментируйте богатство и разнообразие слов, употреблённых писателями, пишущими о русском языке и слове. Какие фигуры речи как способы соединения слов они используют?

 

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без чуждого примеса, течёт как гордая величественная река — шумит, гремит — и вдруг, естьли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса. (Н. М. Карамзин. «Письма русского путешественника», 1792 г.)

 

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего… Дивной вязью плел народ невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед весеннему дождю, меткого как стрелы, задушевного как песня над колыбелью… Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь.

(А.Н. Толстой.)

Совет мастера

Тембр голоса должен ласкать не только слух, но и душу слушателей (К. С. Станиславский.)

В жизни мы постоянно тембрируем. Вспомним, например, каким мягким, теплым, приятным тембром окрашивается наша речь, когда мы разговариваем с человеком, которому симпатизируем, и каким резким, раздраженным становится тембр, когда мы нередко «распускаемся» в различных ситуациях бытового общения. Вот почему воспитание культуры речевого общения — есть воспитание культуры чувств человека, и это — важнейшая проблема дня.

Владеть искусством тембрирования оратору необходимо. Эта тончайшая окраска голоса особенно привлекает внимание слушателей. (З.В.Савкова. Искусство оратора. Спб., 2004)



ХРЕСТОМАТИЯ ТЕКСТОВ

 

Краткая хрестоматия текстов прилагается для того чтобы показать, какие тексты могут быть использованы студентами для того чтобы отрабатывать те или иные жанры речи в курсе «Выразительное чтение». Она представляет собой набор дополнительных текстов, которые могут использовать студенты и преподаватели, работая над определенной темой (жанром). Прежде всего, текст должен нравиться, «зажигать» душу, иначе работа над ним теряет смысл. В то же время настрой на занятиях выразительным чтением должен быть таким, что студент мог бы прочитать любой текст, поставив себя на место воображаемого персонажа и «воспламенившись» текстом.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 270.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...