Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Скороговорки для развития речи




Развитию техники речи диктора, чёткому произношению слов и фраз, дикции диктора помогают русские народные скороговорки. Диктору важно научиться скороговорку произносить чётко, быстро, с разной интонацией (интонация удивления, размышления, восхищения и т.д.), произносить скороговорку шёпотом, но с чёткой артикуляцией согласных при сильном выдохе на гласных и при разомкнутых связках. То есть гласные нужно произносить как бы в рупор, и все звуки в скороговорке артикулировать, а не произносить надрывным звуком, который лишь травмирует горло. В скороговорке диктору необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово в скороговорке по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шёпот и лишь потом - вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости произношения скороговорки.

Существует закон "сценической" скороговорки (т.е. быстрого темпа речи при выступлении диктора): чем быстрее речь, тем чётче дикция, тем ярче должен звучать интонационный рисунок. Потому, что слушатель должен успеть всё понять, всё услышать о чём ему говорит диктор, и увидеть картины, которые диктор передаёт речью. Т.е. чем быстрее, тем точнее! Особенно точно указывайте на ударения в сложных словах. Попробуйте почувствовать во всём перспективу: в фразе, в слове, в мысли, понимая и помня, что существует свой темп произнесения слога в слове, слова в фразе, фразы в периоде мысли.

Как научиться красиво говорить? - Работайте над скороговорками для развития речи! Присылайте нам ваши скороговорки - большие и маленькие, сложные и простые.

1. (Б,р) - Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

2. (Б,р) - Все бобры добры для своих бобрят.

3. (Б,д) - Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.

4. (Б) - Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела - белой даже не была.

5. (Б,в) - Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные.

6. (В,л) - Вавилу ветрило промоклосквозило.

7. (В,п) - Водовоз вёз воду из-под водопровода.

8. (В,л,д) - Не видно - ликвидны акции или не ликвидны.

9. (В,щ,ш) - Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

10. (В,с) - Свиристель свиристит свирелью.

11. (В,т,р) - Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

12. (В,р,ч) - Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.

13. (В,р) - Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

14. (Г,в,л) - Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

15. (Д,б,л) - Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.

16. (Д,л,г,з) - Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

17. (Ж,в) - Вожжи из кожи в хомут вхожи.

18. (Ж) - У ежа ежата, у ужа ужата.

19. (Ж) - Жужжит-жужжит жужелица, да не кружится.

20. (Й,р,в) - Ярослав и Ярославна

Поселились в Ярославле.

В Ярославле живут славно

Ярослав и Ярославна.

21. (К,б) - В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

22. (К,в) - Все скороговорки не перевыскороговоришь.

23. (К,п) - Вбили кол в частокол, подприколошматили.

24. (К,т,р) - У Кондрата куртка коротковата.

25. (К,н,л) - Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

26. (К,п,р) - Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.

27. (К,з,с) - Идёт с козой косой козёл.

28. (К,л) - Колотил Клим в один блин клин.

29. (К,р,г) - Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу - грабь граблями гравий, краб.

30. (К,ш,п,н) - Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.

31. (К,р,л) - Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.

32. (К,р,в,л) - Королева кавалеру подарила каравеллу.

33. (К,р,м,н) - Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

34. (К,р) - Курьера курьер обгоняет в карьер.

35. (К,с,в) - Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

36. (К,п) - Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.

37. (К,с) - Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой.

38. (К,л,б) - Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

39. (К,л,ц) - Около колодца кольцо не найдётся.

40. (К,т,н) - Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.

41. (К,л,п,в) - Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

42. (К,р,л) - Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.

43. (Л,ч) - Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!

44. (Л,к) - Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

45. (Л) - Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

46. (Л,н) - На речной мели мы на налима набрели.

47. (Л,м,н) - На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня.

48. (Л) - Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.

49. (М,л) - Милу мама мылом мыла.

50. (П,р,м) - Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

51. (П,х) - Вставай, Архип, петух охрип.

52. (П,к,р) - В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа.

53. (П,т,р) - Дробью по перепелам да по тетеревам.

54. (П,к) - Наш Полкан попал в капкан.

55. (П,т) - От топота копыт пыль по полю летит.

56. (П,х) - Осип охрип, Архип осип.

57. (П,р) - Перепёлка перепелят прятала от ребят.

58. (П,г) - Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай - Попугай, попугай, попугай!

59. (П,к,щ) - Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

60. (П) - Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

61. (П) - Когда-то галок поп пугая, в кустах заметил попугая, и говорит тут попугай: "Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, не смей пугать ты попугая!"

62. (П) - Пошла Поля полоть в поле.

63. (П,р,к) - Пришёл Прокоп - кипит укроп, ушёл Прокоп - кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп.

64. (П,р,ч,к) - Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.

65. (П,к,р,т) - Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

66. (П,р) - У перепела и перепёлки пять перепелят.

67. (П,р,в) - Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.

68. (П,к) - Расскажите про покупки! - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

69. (П) - Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.

70. (П,к) - Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

71. (П,р,т) - Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.

72. (П) - У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

73. (П,р,л) - Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал.

74. (П,р) - Перпендикуляры рисуют без транспортиров.

75. (П,р,т) - Променяла Прасковья карася

На три пары полосатых поросят.

Побежали поросята по росе,

Простудились поросята, да не все.

76. (Р,п,т,к) - Забыл Панкрат кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

77. (Р,г) - На ура у гуру инаугурация прошла.

78. (Р,т,в) - Интервьюер интервента интервьюировал.

79. (Р,л) - Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.

80. (Р,м,н) - Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в "Ромэн" на "Кармен".

81. (Р,в) - На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!

82. (Р,к) - Ехал грека через реку, видит грека - в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку - цап!

83. (Р,п) - Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

84. (Р,л,г) - Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

85. (С,н) - Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

86. (С,м,н) - В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.

Скороговорки для развития речи

87. (С,к,в,р) - Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, но заскороговорившись, выскороговорил - что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

88. (С,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

89. (С) - У осы не усы, не усищи, а усики.

90. (С,м,н) - У Сени с Саней в сетях сом с усами.

91. (С,к,р) - Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок - сорок морок.

92. (С,р,т) - Баркас приехал в порт Мадрас.

Матрос принёс на борт матрас.

В порту Мадрас матрас матроса

Порвали в драке альбатросы.

93. (Т,р,с) - Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

94. (Т) - Стоит, стоит у ворот Бык тупо-губо-широкорот.

95. (Т,к) - Ткёт ткач ткани на платки Тане.

96. (Т,к) - Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.

97. (Ф,ч,н) - У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

98. (Ф) - Фофанова фуфайка Фефёле впору.

99. (Ф,д,б,р) - Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал.

100. (Ф,р) - Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

101. (Х,т) - Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!

102. (Х,ч,п) - Был в саду переполох -

Там расцвёл чертополох.

Чтобы сад твой не заглох,

Прополи чертополох.

103. (Х,щ) - Хрущи хватают хвощи.

Охапки хины хватает на щи.

104. (Ц,п) - Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.

105. (Ц,х) - Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла наконец.

106. (Ц,р) - Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.

107. (Ц) - Молодец против овец, а против молодца сам овца.

108. (Ц,к,п,д,р) - Жили-были три китайца

Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.

Жили-были три китайки

Цыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.

Вот они переженились:

Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипе

Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.

И у них родились дети:

У Яка с Цыпой - Шах,

У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой - Шах-Шахмони,

У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони

С Цыпой-Дрипой-Лимпомпони -

Шах-Шахмони-Лимпомпони.

109. (Ч,т) - Четверть четверика гороха, без червоточинки.

110. (Ч,щ,ш) - Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

111. (Ч) - Наша дочь речистая, у неё речь чистая.

112. (Ч) - Чеpепахa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.

113. (Ч,р) - Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.

114. (Ч,р) - У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

115. (Ч,ш) - Летят три пичужки через три пустых избушки.

116. (Ш,с) - Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.

117. (Ш) - Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

118. (Ш) - Высшие эшелоны шествовали подшофе.

119. (Ш,ж) - В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

120. (Ш) - Шёл Шишига по шоссе, шёл шуpша штанами. Шаг шагнёт, шепнёт: "Ошибка". Шевельнёт ушами.

121. (Ш) - Шесть мышат в камышах шуршат.

122. (Ш) - Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

123. (Ш,м) - Яшма в замше замшела.

124. (Ш) - Шли сорок мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

125. (Ш,к) - Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке.

126. (Ш,р) - Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

127. (Ш,с) - У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

128. (Ш,к) - У Сашки в кармашке шишки и шашки.

129. (Ш,к,в,р) - Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

130. (Ш,ж) - Поршень - не шершень:

не жужжит, тихо скользит.

131. (Ш,р,к) - У крошки матрёшки пропали серёжки.

Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.

132. (Ш,с,к) - Глядят подсолнухи на солнышко,

А солнышко - на подсолнушки.

Но подсолнухов много у солнышка,

А солнышко одно у подсолнушка.

Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел.

Созрел, подсох, склевался.

133. (Ш,р) - Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.

134. (Ш,с) - Саша шустро сушит сушки.

Сушек высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

135. (Ш,п,к) - У Ерёмы и Фомы кушаки - во всю спину широки,

Колпаки переколпачены, новы,

Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.

136. (Ш,р) - Шушера шушере шуршала,

Что шурша шушере шуршать мешала.

137. (Ш) - Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Скороговорки для развития речи

138. (Щ,т) - Тщетно тщится щука ущемить леща.

139. (Щ,т) - Тащу, тащу… боюсь не дотащу,

Но точно не выпущу.

140. (Щ,ж,ц) - В луже, посредине рощи

Есть у жаб своя жилплощадь.

Здесь живёт ещё жилец -

Водяной жук-плавунец.

141. (Щ,ж,ч) - Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

142. (Щ,ч) - Щеночкам щёточками чистили щёчки.

143. (Щ,ч) - Этой щёткой чищу зубы,

Этой чищу башмаки,

Этой чищу свои брюки,

Эти щётки все нужны.

144. (Щ,т) - Волки pыщут - пищу ищут.

Интонация речи

Интонация - это ритмомелодический строй речи. Интонацию речи диктора составляют: высота тона, сила звучания, темп, ударения и паузы. Средства выразительности интонации речи условно делятся на логические и эмоциональные. Основными средствами логической выразительности интонации речи диктора есть логическая пауза, логическое ударение, логическая мелодия и логическая перспектива. Рассмотрим их.

Слова пишутся отдельно, а произносятся вместе. Однако не сплошным потоком. С помощью пауз мы разъединяем речевой поток на отдельные фразы и мелкие внутренне фразовые интонационно-смысловые единства - синтагмы, или так называемые языковые звенья. Паузы, отделяющие фразу от фразы и синтагму от синтагмы, называются логическими паузами. Для хорошей, красивой интонации речи важно правильно определить место логических пауз в середине фразы. Неуместные паузы делают непонятной мысль, могут даже извратить её. Трудно воспринимается мысль при наличии лишних пауз в интонации речи. Слова, тесно связаны между собой грамматически и по содержанию, составляют одно языковое звено и произносятся без пауз, вместе, как одно слово. Продолжительность логических пауз в интонации речи диктора определяется степенью связи между языковыми звеньями и между фразами, степенью завершённости мысли. Чем меньше связь, тем пауза длительнее. Паузы между фразами длиннее пауз в середине фразы. Разными они могут быть в интонации и между языковыми звеньями. Правильное определение соотношения продолжительности логических пауз помогает точнее выразить мысль и добиться естественной интонации речи диктора.

Важным средством логической выразительности в интонации речи диктора является логическое ударение. В каждой фразе, как и в каждом языковом звене, есть важнейшее по смыслу слово. Его мы выделяем из других слов определёнными средствами: замедлением произнесения, усилением голоса, изменением высоты голоса (повышением или понижением), паузой перед словом (а иногда и после него). В основном в интонации используем одновременно несколько способов. Такое выделение слов в интонации называется логическим ударением. В каждой языковом звене выделяется логическим ударением, как правило, одно слово. Итак, сколько во фразе языковых звеньев, столько и логических ударений, но одно из них всегда выступает основным. Называется оно фразовым.

Главное слово в предложении является смысловым центром, отражает отношение говорящего к предмету, к событию. Умение выделять ударные слова делает интонацию понятной. Такая речь легко воспринимается слушателями. Прежде всего нужно научиться снимать ударения с остальных слов. Это облегчит фразу и выделит главное слово в предложении.

Проделайте упражнение под названием "Спор".

Допустим, вы спорите с другом о только что прослушанной речи диктора.

- Его речь сильно захватила всех слушателей, - говорите вы.

Товарищ не согласен и пытается разубедить вас:

- Его речь сильно захватила всех слушателей? - переспрашивает он, выражая крайнее недоумение.

- Его речь сильно захватила всех слушателей? - отвечаете вы, отстаивая своё мнение.

- Его речь сильно захватила всех слушателей? - опять переспрашивает товарищ, пытаясь отстоять свою точку зрения.

- Его речь сильно захватила всех слушателей? - стоите вы на своём.

- Его речь сильно захватила всех слушателей? - не унимается спорщик.

- Его речь сильно захватила всех слушателей? - утверждаете вы. И так далее.

Каждый раз повторяя фразу в том же порядке слов, выделяйте только одно - главное слово, а со всех остальных слов учитесь снимать ударения. Отвечая на вопросы попробуйте выделить главное слово путём некоторого растяжения его и понижения голоса. Понижение голоса на ударном слове придаёт интонации речи окраску покоя и убеждённости от сознания правоты. Понижение голоса на главном слове - это характерный признак мелодики русской интонации речи. Понижение тона начинается со слога в ударном слове, где бы оно ни стояло: в начале, середине, или конце фразы.

Пример: Велика сила слова диктора.

Понижение голоса в этой фразе начинается с первого слова (с третьего слога "ка"), далее все слова идут вниз.

Наша интонация речи волнообразная. Русской интонации характерна восходяще-нисходящая мелодика повествовательного предложения. Поэтому начинать говорить нужно в среднем тоне, чтобы иметь возможность повышать, развивая смысл длинного предложения, и понижать тон голоса на точке.

Надо также учитывать, что в звучащей речи после ударного слова, особенно если оно стоит ближе к началу предложения, резко падает громкость голоса и часто бывает не слышен конец предложения. Так же, как не слышны и концы слов из-за того, что энергия отдана главному слогу. Требуется тренировка навыка сохранения звучности голоса на протяжении всего предложения, чтобы в интонации поддерживалась ровность силы звука и после ударных слов.

Приведём пример интонации голоса диктора:

Когда эгоистическое счастье | является единственной целью жизни, | жизнь очень скоро оказывается лишённой цели.

Р. Роллан.

Серенькие подвижные и нахальные воробьи | обсели голый куст жасмина под окном | и с рвением клюют семена.

В середине этого предложения нет знака препинания, но читается оно с двумя логическими паузами, которые членят предложения на три языковых звена. В первом звене логично отмечено слово воробьи, во втором - жасмина, в третьем - семена. Основное (фразовое) ударение приходится на слово семена. Чаще логическим ударением в интонации речи выделяется последнее слово звена и фразы в целом, но нередко ударное слово бывает в начале или в середине языкового звена. Как правило, отмечаются слова, означающие новые понятия. Если отмеченное слово повторяется, оно уже при интонации ударением не выделяется.

Представьте, что вы в студии. Возьмите стихотворение, художественную прозу или текст своего выступления и читайте его "перед микрофоном". Аудитория вас не видит вашей ротовой артикуляции. Значит можно активизировать произнесение звуков, особенно согласных. Не снимайте голос с опоры, т.к. он сейчас же зазвучит глухо, захрипит, или перейдёт на шёпот. Диктору можно и не громким голосом воздействовать на слушателей своей интонацией, доносить мысль, передавать чувства!

Возьмите кого-нибудь себе в помощники, кто смог бы проконтролировать интонацию речи, чёткость дикции, чистоту звучания, ясность мысли. Сядьте к нему спиной, чтобы он вас не видел и читайте текст. Контролёру легче поймать ваши ошибки.

Говорим мы не ровным тоном. В интонации голос то повышается, то понижается. Восходящая мелодия речи сопровождает те синтагмы, в которых развивается мысль, а нисходящая - в которых она завершается. Такое изменение высоты тона называется логической мелодией. Основу её составляют логические ударения и паузы. Они создают соответствующий ритм, а также мелодию развития и мелодию завершённости интонации речи.

Нужно заботиться не только о логике фразы, но и всего устного выступления. В интонации речи фразы связываются таким образом, чтобы следующая фраза дополняла или объясняла мнению предыдущей. Их следует группировать в логически завершённые части, в которых, при интонации голоса, нужно выделять самую главную фразу. Наиболее выпукло должна прозвучать главная мысль диктора. Этого можно достичь только расположением менее важных мыслей на заднем плане. Такая передача мысли в её развитии посредством связи следующего с предыдущим и правильного соотношения главного и второстепенного называется логической перспективой.

Чувство перспективы в интонации делает речь лёгкой, устремлённой к главному в тексте. Надо чувствовать перспективу в слове (когда все слоги бегут под ударный слог), в предложении (когда все слова стремятся к главному слову), в мысли (когда все предложения направляются к самому важному предложению, в котором и заключён центр мысли), во всём выступлении (когда все отдельные части целого не затуманивают, не уводят от сердцевины идеи, а выявляют её наиболее убедительно и ярко).

Техника владения перспективной интонации речи предполагает умелое пользование и темпо-ритмом речи. Свободные переходы от медленного к быстрому темпу произнесения делают интонацию речи не тяжёлой, не одноритмичной, не топчущейся на месте.

Кроме логической выразительности, в интонации речи диктора большое значение имеет выразительность эмоциональная. Мысль, не согретая чувствами, будет неубедительной и может привести к неправильной интонации. Слова насыщаются эмоциональным содержанием при условии, когда диктор должным образом оценивает мысль, проявляет своё отношение к ней. При этом в интонации речи диктора появляются отчётливо напряжённые эмоциональные ударения и паузы, обусловленные чувствами, настроением, желанием. Они не всегда совпадают с логическими, но такое совпадение желательно.

Развитие силового и звуковысотного диапазонов голоса соединяйте с работой по непосредственному совершенствованию интонации речи, её модуляции, способности переливать звук из одного тона в другой. Интонация речи неповторима и индивидуальна, т.к. речь - это непосредственно сам живой процесс общения. Речь, созданная одним человеком - принадлежит одной личности. Понятие "интонация речи" - глубоко и многообразно. Это результат проявления конкретной задачи в конкретных обстоятельствах. Но изучение общих закономерностей рождения интонации речи, натренированность голоса в интонировании позволяют ярче проявиться неповторимости индивидуальности человека.

Знаки препинания в интонации

Речь диктора монологична, поэтому он должен особенно заботиться о выразительности интонации, зная, что монотонность приводит к сонливости. Начинающий диктор должен обратить серьёзное внимание на интонирование знаков препинания. Вот несколько упражнений:

Упражнение "добьюсь ответа"

Возьмите текст:

Видели ли Лидию?

Полили ли лилию?

Полили ли лилию?

Полили иль нет?

Желание получить ответ рождает вопросы с нарастающей силой. С каждым вопросом всё выше поднимается голос, изменяется темп фонетической линии в интонации. В последнем вопросе после самого высокого тона: "Полили?" - звук понижается на словах "иль нет?".

Вопросительные знаки постарайтесь "увидеть" и точно нарисуйте их голосом:

Почему чернушкой назван

Голубой, как лён, цветок,

А посёлок ясноглазый

Носит имя "Волчий лог"?

Почему назвали Белой

Реку, синюю до дна?

Почему назвали Верой

Ту, что вовсе не верна?

Почему нелюбую

Звать ты должен Любою?

Прочувствуйте, как с нарастанием удивления (на словах Белой, Верой, нелюбую) фонетическая линия вопросительного знака идёт вверх. Так и должно быть, т.к. с нарастанием удивления увеличивается диапазон голоса. При высшем удивлении вопросительную фигуру голоса можно повторять на каждом слове. Это усилит действенность фразы.

Потренируйте это в следующем тексте:

Вы грозны на словах - попробуйте на деле!

Иль старый богатырь, покойный на постели,

Не в силах завинтить свой измаильский штык?

Иль русского царя уже бессильно слово?

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,

От финских хладных скал до пламенной Колхиды,

От потрясённого Кремля

До стен недвижного Китая,

Стальной щетиною сверкая,

Не встанет русская земля?

(А.С. Пушкин)

Чтобы передать убеждённость, всю силу и действенность этих строк нужно делать вопросительные интонации на каждом слове. Диктор должен уметь пользоваться таким приёмом так называемого "полного вопроса". Необходимо, чтобы голос выражал вопросительные знаки в различной его силе, загибе голоса, с более стремительными или ползущими вверх интонациями вопроса.

Одним из очень действенных знаков препинания является двоеточие:

Небольшая остановка в интонации на этом знаке что-то подготавливает, рекомендует, выставляет или точно указывает на то, что следует.

Радивыми подмечено давно:

Ленивый дважды делает одно.

Не хвастайся успехами до срока:

Кто хвастается, тем до них далёко.

В дикторской речи рекомендуется чаще пользоваться этим знаком, чтобы заинтересовать слушателей тем, что будет сказано дальше. Обратить их внимание на самое важное, подготовить их к восприятию необходимого факта, или мысли.

Очень важно верное интонирование таких знаков, как запятая и точка. Наша житейская интонация рваная, без ярко выраженного понижения голоса на точке, без хороших голосовых загибов на запятых. Запятая в предложении - усиливает общение диктора с аудиторией, крепче связывает его со слушателями. Вообще, запятая обладает чудодейственными свойствами. "Её загиб, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения недоконченной фразы", говорил Станиславский.

Например:

Будь, слово, как рубин, пылающий огнём.

По весу лёгок он, а по цене весом.

Недостатки интонирования

Монотонность интонации речи диктора. Это речь на неизменной или почти неизменной высоте тона. Для преодоления этого недостатка в интонации, надо тренировать голос не только по расширению диапазона, но и модуляции звуков речи. В речи даже одна ударная гласная только мелодически может быть выделена пятью способами: тон голоса звучит ровно - "ма"; постепенно повышается к концу слога - "мА", понижается - "Ма"; Вначале повышается, потом понижается; наоборот, сначала понижается, потом повышается. Нужно "гнуть" голос, для того чтобы им можно было свободно модулировать при интонации речи.

Слишком высокий тон диктора. Такая интонация неприятно действует на слух и раздражает слушателей. Если у вас высокий голос, необходимо поупражняться, чтобы понизить его. Годятся все приведённые упражнения, в которых тренируется понижение тона.

Слишком низкий тон диктора. Причина такой интонации речи в большинстве случаев в отсутствии энергичности и увлечённости диктора. Повышению тона помогают упражнения на развитие диапазона.

Также к недостаткам интонации диктора относится недостаточная выразительность в более значительных словах и повторные интонационные обороты.

Точная и правдивая интонация речи, возникающая вследствие соответствующего изменения высоты тона, определённого темпоритма и умелого применения логических и эмоциональных выразительных средств интонации, делает вещание диктора доходчивым и убедительным.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...