Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4. Цена в экономике организации культуры.




1. Основные этапы обоснования цены в маркетинге организации культуры.

2. Определение элементов цены на культурные продукты на основе прямого счета.

3. Себестоимость услуг в сфере культуры как основной элемент цены.

4. Обоснование прибыли в ценах, определяемых на базе себестоимости услуг на культурные продукты.

5. Обоснование ценовых решений с учетом действующей системы налогообложения.

 

1.Современная система ценообразования в сфере культуры, предоставляет производителям культурных благ широкие права по определению размера денежного выражения стоимости «культурной ценности», т. е. продавец самостоятельно определяет цену, опираясь на редкость блага.Потребитель культурного продукта платит за сопричастность, а сам продукт зависит, в первую очередь, от уровня предложения на основе социальных, психологических, экономических факторов и «имиджа» культурного блага.

Организации сферы культуры могут самостоятельно устанавливать цены и применять классические методы ценообразования.

Наиболее распространенными методами ценообразования в настоящее время являются:

- затратное ценообразование, акцентирующее внимание на фактические затраты (издержки) организации на производство, реализацию и постсопровождение услуги. Наиболее популярный, но он не всегда позволяет установить взаимосвязь ценности и стоимости культурного блага;

- следование за конкурентом, т. е. использование стратегии и тактики ценообразования наиболее успешно работающих конкурентов. Самый простой, не требующий детального изучения состава цены, факторов влияющих на ее изменение, но неприменимый для организаций культуры. При таком подходе к ценообразованию не всегда учитываются совокупные затраты, связанные с производством услуги;

- метод с ориентацией на спрос или «метод установления цены на основе ценностной значимости экономического блага для потребителя». В основе лежит ощущаемая потребителем ценность блага и желание покупателя за эту значимость платить определенную сумму. Цена в этом случае должна соответствовать ощущаемой потребителем ценностной значимости экономического блага. Организация может установить на реализуемое благо высокую цену тогда, когда благо представляет для покупателя большую ценностную значимость. Со снижением ощущаемой потребителем ценностной значимости блага цена снижается. Наиболее приемлемый метод ценообразования для сферы культуры;

- метод тендерного ценообразования используется в случае, когда несколько организаций конкурируют друг с другом в борьбе за получение контракта. Актуальным становится только тогда, когда организации культурыработают на условиях, которые выдвигает государство.

Факторы спроса на продукцию сферы культуры:

- во-первых, экономические факторы -это уровень цен, доходы граждан, культурная, бюджетная политика государства;

- во-вторых, внеэкономические - мода, традиции в потреблении, социальный престиж, уровень культуры потребителя, накопленный культурный потенциал потребителя, свободное время у потребителя.

2.Учреждения культуры имеют полное право на самостоятельное установление цены на платные услуги и продукцию, в том числе и цены на билеты. Выполнение данного процесса требует серьезного подхода. Для того, чтобы рассчитать платную услугу, необходимо учитывать определенные факторы, например: уникальность предоставляемой услуг; себестоимость услуги; особые условия выполнения, включая срочность, приоритетность, сервисность. После установки цен необходимо разработать прейскурант на платные услуги. Стоит помнить о том, что данный прейскурант нужно согласовать с учредителем. Также необходимо учитывать и то, что прейскурант может быть пересмотрен в зависимости от сложившейся ситуации. Основным принципом, который используется при установлении цен, является соблюдение интересов поставщика услуги и ее потребителя. Цены на услуги учреждения культуры формируются на основе принципа полного или частичного возмещения затрат организации на предоставление услуг. При этом цена складывается в соответствии со стоимостью ресурсов, которые затрачиваются на ее оказание. Конкретная цена на ту или иную услугу, предоставляемой потребителям, рассчитывается специалистами учреждения самостоятельно на основе калькуляции. При выполнении расчета цен учреждением определяется себестоимость услуги с учетом фактических затрат. При этом по каждому конкретному виду предоставляемых услуг составляется расчет. Себестоимость в расчете определяется с учетом сведений, полученных в результате анализа прямых затрат. Кроме всего прочего, расчет цен на платные услуги осуществляется с помощью использования методик расчета, которые утверждаются главным распорядителем. Также учреждения могут заниматься составлением расчетных калькуляций по видам услуг и расшифровок по статьям затрат. Стоимость платных услуг рассчитывается за единицу оказанных услуг по калькуляционным статьям расходов, которые могут быть как прямыми, так и косвенными.

Прямыми затратами называют те, которые относятся к какому-то определенному виду услуги. Такие затраты включают в себя основную и дополнительную заработные платы, начисления за оплату труда, комплектующие изделия, основные материалы и многое другое.

Если же говорить о косвенных затратах, то соотнести их с предоставлением конкретной услуги невозможно. К такому виду затрат относятся: коммунальные платежи; расходы на приобретение горюче-смазочных материалов; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, а также прочие расходы, которые возникают при осуществлении платных услуг.

Случается, что прямые затраты не могут быть учтены отдельно или их просто нецелесообразно так учитывать, что чаще всего зависит от специфики технологического процесса. Тогда для их распределения используется косвенный метод. Общая схема косвенного распределения затрат организации может включать в себя следующие элементы: услуга, продукт или место возникновения затрат, выступающие в роли объекта, на который распределяются затраты; установление показателя, так называемой базы распределения затрат, с использованием которого выполняется распределение затрат учреждения культуры; расчет ставки распределения затрат, при котором величину распределяемых косвенных затрат учреждения необходимо поделить на величину выбранного показателя; расчет величины, которая приходится на каждый объект величины косвенных затрат учреждения, осуществляющийся с помощью умножения рассчитанной ставки на соответствующую данному объекту величину показателя.

3.Среди наиболее значимых факторов предложения продукции сферы культуры относят факторы издержек, которые несут производители культурных благ. В силу экономических особенностей деятельности организаций культуры процесс ценообразования данных организаций имеет ярко выраженную специфику. Согласно эффекту «болезни издержек» предложение культурных экономических благ требует от государства субсидий, т. к. расходы некоммерческих организаций культуры растут быстрее их доходов, следовательно, цены на услуги отстают от среднего уровня цен в экономике. Кроме «болезни издержек», как фактора предложения благ в сфере культуры, действует ряд факторов, делающих неизменным объем предложения культурных благ.

К ним относят:

- условия производства культурных благ - это ограниченность вместимости зрительных залов, пропускной способности площадок;

- время работы организаций сферы культуры;

- невозможность изменения производственных возможностей организаций культуры, так в большинстве своем они находятся в государственной или муниципальной собственности;

- предложение в сфере культуры неэластично, т. к. производятся уникальные продукты.

Действие вышеуказанных факторов указывает, что не всегда позволит процессу ценообразования в сфере культуры уравновесить спрос и предложение и точно определить объем данных категорий.При этом следует отметить, что баланс спроса и предложения устанавливается на платные услуги сферы культуры, часть которых является социально-значимыми, и поэтому цены на данные услуги подвергаются значительному регулированию со стороны государства.

Кроме того, на формирование цен в сфере культуры влияет наличие естественной монополии на рынке услуг, что говорит о наличии барьеров для входа на рынок. Это выступает результатом того, что, не испытывая конкуренцию со стороны других производителей, организация сферы культуры имеет большую свободу в установлении цены.

Также следует отметить тот факт, что организации культуры могут устанавливать дифференцированные цены в зависимости от возрастного признака потребителей, в зависимости от категорий граждан (школьники, студенты, пенсионеры), в зависимости от времени посещения некоммерческой организации (день - вечер, открытые - закрытые часы), популярности, уникальности услуг.

4.Результаты деятельности можно разделить на непосредственные и конечные. Непосредственные результаты — это создаваемые культур­ные блага, конечные — эффект от этих благ для их получателей.

Конечным результатом культурной деятельности являются те из­менения, которые она вызывает в общественном и индивидуальном соз­нании, в качестве социальной среды и т.п.

Конечные результаты деятельности в сфере культуры выражаются в распространении социальных ценностей и идеалов, формировании личности, повышении качества жизни и т.д. Огромное значение имеет создание средствами культуры позитивного имиджа страны.

Сложность прямого количественного измерения конечных общест­венно значимых результатов (социальных эффектов) культуры. Невоз­можность применения стандартных процедур оценки. Поиск соответст­вующих критериев и индикаторов социальной результативности культу­ры. Использование социологического инструментария: опросов, анкети­рования, интервьюирования населения, профессиональной экспертизы.

Сложно количественно измерить те изменения в экономике, которые происходит в результате культурной дея­тельности, а именно: рост производительности труда, прирост национального дохода (или внутреннего валовоro продукта), рациональное использование свободного времени населения, а также повышение культурного уровня населения за счет потреб­ления услуг культуры, как дополнительного потребительского блага и товара. Количественно эти параметры не всегда удается выразить поэтому в практике планирования развития культуры обычно пользуются некоторыми непрямыми показателями обеспеченности населения материально-вещественными условиями потребления услуг, показатели которых зачастую не отражают реального культурного процесса. Это количество:

– обслуженного населения теми или иными услугами культу­ры (число зрителей, читателей, посетителей музеев и т.д.);

– учреждений культуры (театров, клубов, музеев, киноуста­новок, зрительских мест);

– мероприятий, осуществляемых этими учреждениями куль­туры (число спектаклей, киносеансов, экскурсий, клубных мероприятий и т.д.). Эти показатели могут измеряться в абсолютных и относительных показателях (на 10 тыс. человек населения).

Достоинства и недостатки этих показателей очевидны по­скольку, с одной стороны, они позволяют осуществлять мониторинг культурного обеспечения отдельных регионов, городов, населенных пунктов, а с другой – не отражают реального объе­ма культурных благ и услуг, потребляемых населением, так как рост количества учреждений культуры может сопровождаться не только повышением, но и снижением количества посетителей. Натуральные показатели не позволяют в силу их несоизмеримости дать сводную картину уровня культурного обеспечения на­селения, а также отразить изменения структуры потребления.

Более универсальными являются показатели, выражающие денежную оценку потребляемых населением культурных благ и услуг (доходы учреждений культуры, бюджета, расходы семейного бюджета на культуру и т.д.). Однако убыточность большинства учреждений культуры, бесплатный или льготный характер их предоставления населению, приводят к тому, что денежная оцен­ка осуществляется по затратам учреждений или государства, что не совпадает с рыночной оценкой и создает определенные искажения реальных объемов услуг и культурных благ.

В учетной, а частично и плановой практике к показателям развития культуры принято относить:

1. по библиотекам

– количество библиотек, в том числе на 10 тыс. населе­ния;

– количество книг в библиотеках в абсолютном и относи­тельном выражениях:

– количество читателей;

2. по учреждениям клубного типа

– количество клубов, в том числе на 1000 населения раздельно дли разного типа населенных пунктов (городское, сельское население);

– количество мероприятий и клубных объединений;

3. по музеям

– количество музеев в абсолютном и относительном значениях;

– количество посетителей;

– количество выставок и экспозиций по каждому музею;

– величину музейных фондов по каждому музею.

4. по учреждениям искусства

– количество театров (о том числе, по жанрам), их вме­стимость (в абсолютном значении и по отношению к 10 тыс. населения);

– количество мероприятий, а также валовой сбор денежных средств т собственных доходов.

5. кинематографии

– количество произведенных кинофильмов;

– количество кинотеатров;

– количество киноустановок;

– количество зрителей;

– валовой сбор денежных средств;

6. радио и телевидению

– объем передач в среднесуточном исчислении;

– средневзвешенный процент охвата населения теле- и радиовещанием.

5. В соответствии с главой 12 НК РБ объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость не признаются:

- безвозмездная передача организациям культурыкультурных ценностей;товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты авторского права и смежных прав для осуществления культурной деятельности. К культурной деятельности относятся виды деятельности, определенные Президентом Республики Беларусь;

- обороты по возмещениюбиблиотекам затрат, связанных с изготовлением читательских билетов.

Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь:услуг в сфере культуры по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;

организациями культуры, а также Национальной государственной телерадиокомпанией Республики Беларусь, закрытыми акционерными обществами "Второй национальный телеканал", "Столичное телевидение" (далее в настоящей статье - телерадиовещательные организации):

программ (буклетов) о культурно-зрелищных мероприятиях, каталогов (буклетов), открыток, содержащих информацию о музеях (выставках);

имущественных прав на объекты авторского права и смежных прав;

работ по производству фильмов путем воплощения творческого замысла их авторов на технологической основе кинематографии (далее - работы по производству фильмов);

работ по тиражированию фильмов и аудиозаписей;

вспомогательных работ, выполняемых на технологической основе кинематографии при производстве фильмов;

работ по реставрации фильмов;

работ по созданию музейных каталогов;

работ по изготовлению копий с музейных предметов и с документов из музейных фондов;

работ по составлению библиографических списков и справок;

работ по составлению каталогов книг, печатных средств массовой информации, рукописей, архивных документов, художественных коллекций;

работ по изготовлению копий документов из библиотечных фондов;

организациями и индивидуальными предпринимателями, состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, организациям культуры, телерадиовещательным организациям:

культурных ценностей по перечнювидов таких ценностей, утвержденному Министерством культуры Республики Беларусь;

работ по производству фильмов, а также телерадиопередач;

работ по изготовлению компьютерной графики;

работ по изготовлению декораций, мебели и реквизита, бутафорий, костюмов, обуви, головных уборов, гримерно-постижерских изделий, оружия, пиротехники, используемых при проведении культурно-зрелищных мероприятий и производстве фильмов, телерадиопередач;

имущественных прав на объекты авторского права и смежных прав.

Основанием для освобождения от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации культурных ценностей является заключение Министерства культуры Республики Беларусь об отнесении товаров к культурным ценностям;

иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, организациям культуры, телерадиовещательным организациям:

рекламных услуг;

имущественных прав на объекты авторского права и смежных прав;

Льготы по налогу на прибыль, установленные Указом Президента Беларуси № 145 "О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации", продлены до 1 января 2020 года. Перечень видов культурной деятельности, освобождаемых от налога на прибыль, пересмотрен. Указ Президента Республики Беларусь от 3 августа 2016 г. № 299 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь" вступил в силу с 6 августа 2016 года и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2016 года. Согласно Указу № 299, до 1 января 2020 года от налогообложения налогом на прибыль освобождается прибыль организаций в размере не более 10 процентов валовой прибыли, безвозмездно переданная зарегистрированным на территории Беларуси:

· организациям культуры или использованная на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным организациям товары (работы, услуги), имущественные права на объекты авторского права и смежных прав;

· организациям для выполнения работ по производству фильмов;

· государственным юридическим лицам и хозяйственным обществам, в отношении которых Республика Беларусь, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, для выполнения работ по производству телерадиопередач;

· организациям для проведения реставрационно-восстановительных работ на историко-культурных ценностях, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь;

· организациям для осуществления социально значимых проектов в глобальной компьютерной сети Интернет.

В состав внереализационных доходов указанных организаций не включаются стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты авторского права и смежных прав, суммы безвозмездно полученных денежных средств.

Кроме того, Указом № 299 утверждена новая редакция перечня видов деятельности, относимых к культурной деятельности. Теперь от налога на прибыль в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (статья 140 НК) освобождаются следующие виды деятельности:

· деятельность по производству кино-, видеофильмов и телевизионных программ (кроме производства телевизионных программ и телевизионной рекламы);

· постпроизводственный этап изготовления кино-, видеофильмов и телевизионных программ (кроме телевизионных программ);

· деятельность по распространению кино-, видеофильмов и телевизионных программ (кроме телевизионных программ);

· деятельность по показу кинофильмов (кроме деятельности киноклубов);

· деятельность в сфере исполнительских искусств (кроме деятельности самостоятельных ведущих радио- и телепрограмм);

· деятельность, способствующая проведению культурно-зрелищных мероприятий (кроме услуг по управлению авторскими и смежными правами на произведения литературы и искусства);

· художественное и литературное творчество (в части реставрации художественных произведений и музейных предметов);

· деятельность объектов культурной инфраструктуры;

· деятельность библиотек;

· деятельность музеев;

· деятельность зоологических парков;

· деятельность парков культуры и отдыха, аттракционов (кроме деятельности аттракционов);

· прочая деятельность по организации отдыха и развлечений (в части деятельности танцплощадок, танцевальных залов и дискотек).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 165.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...