Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Требования к написанию курсовых работ.




ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»

1. Становление активных методов обучения как педагогического феномена.

2. История изучения активных методов обучения.

3. Приемы активизации интеллектуальной активности личности.

4. Активные методы и развитие креативности личности.

5. Использование активных методов в дополнительном образовании.

6. Активные методы в интеллектуальном развитии и воспитании личности в организациях дополнительного образования.

7. Активные методы в работе руководителя кружка художественной направленности.

8. Активные методы в работе руководителя кружка спортивной направленности.

9. Активные методы в работе руководителя кружка хореографической направленности.

10. Активные методы в работе руководителя кружка интеллектуальной направленности.

11. Активные методы в работе руководителя кружка музыкальной направленности.

12. Активные методы в работе руководителя кружка театральной направленности.

13. Активные методы в работе руководителя кружка биологической направленности.

14. Интеллектуальное развитие ребенка средствами активных методов в условиях дополнительного образования.

15. Активные методы в эстетическом развитии личности в системе дополнительного образования.

16. Активные методы в нравственном развитии личности в системе дополнительного образования.

17. Активные методы в трудовом воспитании личности в системе дополнительного образования.

18. Активные методы в физическом воспитании личности в системе дополнительного образования.

19. Интеллектуальное развитие личности игровыми средствами.

20. Нравственное развитие личности игровыми средствами.

21. Эстетическое развитие личности игровыми средствами.

22. Экологическое образование личности игровыми средствами.

23. Проектные технологии в интеллектуальном развитии личности.

24. Проектные технологии в нравственном воспитании личности.

25. Проектные технологии в экологическом образовании личности.

26. Проектные технологии в эстетическом воспитании личности.

27. Проектные технологии в трудовом воспитании личности.

28. Метод кейсов как средство активизации интеллектуальной активности личности.

29. Экскурсия как средство активизации познавательной активности личности.

30. Информационно-коммуникационные технологии как средство активизации интеллектуальной деятельности личности.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Общие задачи курсовой работы.Курсовая работа как самостоятельная письменная работа реферативно-исследовательского характера предполагает более глубокое по сравнению с рефератом, изучение конкретной научной проблемы. Курсовая работа – это самостоятельное учебно-научное исследование студента, которое выполняется по определенной учебной дисциплине или отдельным ее разделом.

Согласно Положению об организации учебного процесса в высших учебных заведениях курсовая работа выполняется с целью закрепления, углубления и обобщения знаний, полученных студентами за время обучения, и их применение к комплексному решению конкретного профессионального задания. Курсовая работа как самостоятельное учебно-научное исследование должна выявить уровень общенаучной и специальной подготовки студента, его способность применять полученные знания при решении конкретных проблем, его склонность к анализу и самостоятельному обобщению материала по теме исследования.

Основными задачами курсовой работы являются:

1. Углубление знаний студентов по актуальной проблеме определенной области науки, систематизация полученных теоретических знаний по дисциплине и проверка этих знаний.

2. Дальнейшее развитие умений самостоятельной критической обработки литературных источников, то есть умений собирать, анализировать и систематизировать литературные источники.

3. Формирование исследовательских умений студентов, овладение первичными навыками проведения современных педагогических исследований.

4. Стимулирование студентов к самостоятельному научному поиску.

5. Развитие умений анализировать передовой опыт и обобщать собственные наблюдения, применять полученные знания при решении практических задач.

6. Формирование умений студента самостоятельно осмыслить проблему, творчески, критически ее исследовать; умений практической реализации результатов исследования проблемы в самостоятельно выполненных разработках.

Курсовая работа позволяет определить степень овладения студентом умений:

а) самостоятельно осмысливать проблему, творчески, критически ее исследовать;

б) собирать, анализировать и систематизировать литературные источники;

в) применять полученные знания при решении практических задач;

г) формулировать выводы, предложения и рекомендации по предмету исследования;

д) правильно организовать свою исследовательскую работу;

е) оформить ее результаты.

Алгоритм работы над курсовым исследованием.

1.Выбор темы курсовой работы с учетом тематики научно-исследовательской работы профилирующей кафедры, ее обоснование. Тематика курсовых работ ежегодно обновляется кафедрами. Студент может выбрать одну из тем из предлагаемого кафедрой перечня или предложить собственную тему, но с обязательным консультированием и согласованием с научным руководителем. Самостоятельный выбор темы студентом представляется более целесообразным, поскольку в большей степени соответствует его интересам. Первоначальная формулировка темы осуществляется студентом, а конечная – научным руководителем и утверждается решением кафедры. После этого изменение темы курсовой работы не допускается. Тема курсовой работы избирается студентом в семестре, предшествующего семестра выполнения курсовой работы. Студент заполняет «Информационный листок студента», где указаны выбранные тема и научный руководитель. По возможности студент решением кафедры закрепляется за избранным им научным руководителем, но кафедра утверждает научных руководителей с учетом необходимости. То есть, научный руководитель, избранный студентом, может быть заменен решением кафедры.

2. Студенту необходимо внимательно и тщательно ознакомиться и усвоить инструкцию и требования к написанию и оформлению курсовых работ, поскольку курсовые работы должны полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к этому виду учебно-исследовательской деятельности студентов.

3. Для понимания сущности курсовой работы, правил ее оформления и написания целесообразно изучить литературные источники, которые рекомендованы кафедрами.

4. Составив общую структуру курсовой работы (названия разделов и подразделов), ее необходимо согласовать с научным руководителем. Составление предварительного плана работы и согласование его с научным руководителем.

5. Поиск и подбор литературы по теме исследования.

6. Определение понятийно-категориального аппарата исследования (актуальность, связь с научными планами, программами, темами, объект, предмет, цель и задачи, методы научно-педагогических исследований, теоретическая основа, экспериментальная база (при необходимости), научная новизна, практическая значимость, основные понятия, дефиниции, используемые в курсовой работе.

7. Изучение и обработка источников. Обязательно делать соответствующие ссылки на цитаты из научных источников. Допустимо использование информации из сети Интернет, но с обязательным указанием адреса интернет-ресурса и дату, когда этот сайт был доступен. Недопустима защита работ, которые выполнены несамостоятельно, заимствованны в интенете, переведенные с помощью компьютерных программ или заимствованные из других источников. Подготовка рабочей картотеки источников информации по теме исследования.

8. Изучение и конспектирование источников по теме исследования, раскрытие истории вопросов и степени изученности тем, которые будут рассматриваться в курсовой работе.

9. Определение структуры исследовательской работы.

10. При необходимости и возможности проведения экспериментальной или исследовательской (практической) части работы в соответствии с темой исследования.

11. Формулировка выводов, рекомендаций по реализации наработок по теме в современных образовательных учреждениях.

12. После написания чернового варианта работы его необходимо подать научному руководителю для проверки. Только после этого следует начинать работу над окончательным вариантом курсовой работы с устранением замечаний и учетом рекомендаций научного руководителя.

13. Оформление списка использованной литературы.

14. Систематизация иллюстративного материала, представленного в тексте курсовой работы.

15. После написания окончательного варианта работы его необходимо подать научному руководителю для проверки, не позднее чем за три недели до защиты и получить допуск к защите.

16. Написание рецензии на курсовую работу другого студента.

17. Завершенная работа подается в пластиковой папке без прозрачных пластиковых файлов.

18. К защите курсовой работы необходимо подготовить краткое выступление до 7 минут, в котором целесообразно раскрыть категориальный аппарат исследования, кратко основные положения содержания и выводы.

19. Защита курсовой работы.

20. При написании работы студент должен регулярнопосле выполнения каждого этапа встречаться с научным руководителем для консультаций и корректировки хода исследования. Формы консультирования могут быть разными: личные встречи, телефонный разговор, связь с помощью электронной почты.

Требования к написанию курсовых работ.

1. Курсовая работа выполняется студентами согласно учебному плану.

2. Курсовая работа выполняется на одну из тем, предложенных кафедрой или преподавателем этой кафедры, а также тему студент может выбрать самостоятельно, но согласовать и обдумать ее с научным руководителем. Тема курсовой должна соответствовать современному состоянию определенной области науки и перспективам ее развития, практическим потребностям обозначенной сферы.

3. Курсовая работа выполняется на русском языке.

4. Объем курсовой работы – 25-30 печатных страниц (без приложений и списка использованной литературы).

5. Курсовая работа должна быть четко структурированной с соблюдением требований по ее оформлению: с выделением отдельных частей работы, абзацев, с нумерацией страниц, правильным оформлением ссылок, сносок, цитат, заключения и списка использованной литературы (не менее 20 источников). В библиографический список обязательно включаются новейшие издания).

6. Обязательными компонентами курсовой работы должны быть: определение актуальности исследовательской задачи и раскрытие степени научной разработанности проблемы, включая критический анализ научно-методической, периодической, законодательной базы источников по теме исследования, разработка учебно-методических материалов (по требованию соответствующих кафедр), связь темы курсовой с научными планами, программами, темами научно-исследовательской работы кафедры, наличие научного аппарата работы (четко определены объект, предмет, цель, задачи, использованные методы научных исследований, теоретическая и практическая значимость, сведения о публикации результатов исследования).

7. Курсовая работа должна содержать интересные с педагогической точки зрения способы и приемы обучения и воспитания учащихся, серии и комплексы упражнений по формированию определенных умений и навыков, наглядные средства обучения и воспитания (разработанные материалы должны быть внедренными в учебный процесс во время педагогической практики).

8. Курсовая работа должна быть сброшюрована, аккуратно и грамотно оформлена.

Структура курсовой работы.

1. Титульный лист.

2. План или содержание.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Общие выводы.

6. Приложения.

7. Список использованной литературы.

1. Титульный лист оформляется согласно образцу, представленному в приложениях, и содержит сведения об учебном заведении (его принадлежности и название), название курсовой работы, сведения о студенте и научного руководителя, год написания курсовой работы.

2. План или содержание представляют собой отдельный лист, на котором отражены составные части работы и определены начальные номера страниц каждого раздела, подраздела, каждой структурной единицы курсовой работы.

3. Типичными ошибками этой части курсовой работы являются:

1. Отсутствие названий, вместо названий встречается такое распределение: «Теоретическая часть» и «Практическая часть», что является недопустимым.

2. Отсутствие нумерации страниц или их двойная нумерация (с. 16-19), написанные буквы «С» перед номером страницы (с.23).

3. Неверная нумерация разделов и подразделов. Правильную нумерацию смотри в приложениях. При нумерации первая цифра означает номер главы, вторая – номер параграфа, например, 1.3 – третий параграф первой главы, 2.2 – второй параграф второй главы.

4. Во введении обосновывается актуальность темы, ее значение для теории и практики определенной науки, связь темы курсовой с научными планами, программами, темами научно-исследовательской работы кафедры, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования, источниковая и экспериментальная база, теоретическая и практическая значимость, сведения о публикации и апробации результатов исследования, структура работы.

Актуальность курсовой работы обосновывается, с одной стороны, анализом социальной ситуации, которая сложилась, выделением определенного социального противоречия, с другой – отсутствием необходимой научной информации или приемов и методов воздействия с целью решения этого противоречия. Актуальность определяется важностью проблемы, которая решается, для общества в целом (социальная актуальность). Значимость исследуемой проблематики для решения насущных задач педагогической теории и практики приводит педагогическую актуальность курсовой работы. Личная актуальность определяется тем, каким образом отдельное исследование способствует личностному развитию будущего учителя.

Обосновав актуальность тематики курсовой работы, студент должен указать, с какими научными планами, программами, темами, связана проблематика, которым исследуется.

Объект и предмет исследования всегда взаимосвязаны с темой курсовой работы. При выяснении объекта, предмета и цели исследования необходимо учитывать, что между ними и темой курсовой работы проявляются системные и логические связи.

Объект– это существительное, которое определяет, что именно исследуется автором в конкретной работе. Объектом исследования является вся совокупность отношений различных аспектов теории и практики науки, которая служит источником необходимой для исследователя информации. Объект исследования представляет собой часть педагогической реальности, которую автор выбирает для изучения. Исследование начинается с определения его объекта и предмета. Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания в процессе проведения исследования. Под объектом понимается совокупность различных аспектов теории, выступающих источником для исследования и предметом практической и теоретической деятельности человека (процесс или явление, выбранное для изучения).

Объектом исследования могут быть: процесс формирования ..., процесс функционирования ..., процесс общения ..., процесс умственного (морального, эстетического, физического трудового и любого) воспитания ..., процесс развития ..., процесс коррекции ..., процесс учебной деятельности ..., процесс управления ..., процесс профессионально-педагогической подготовки ..., процесс организации .... Но исследовать подобный объект во всех его связях и отношениях в рамках одной работы практически невозможно.

Поэтому определяют предмет исследования, который указывает на аспект проблемы, который предметно изучается в определенном исследовании. Предметисследования – это только те существенные связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в отдельной работе, являются главными, определяющими для конкретного исследования, он находится в границах объекта. Таким образом, предмет исследования выступает узким объектом. Объект и предмет как категории научного познания соотносятся между собой как общее и частное. Определение объекта и предмета исследования вытекает из формулировки темы и содержания исследования.

Предметом исследования являются: система диагностики ..., педагогические условия ..., логика, принципы, методы, практические аспекты ..., содержание, формы и методы ..., особенности развития, обучения, воспитания ..., тенденции развития ..., пути совершенствования ..., особенности ..., противоречия учебно воспитательного процесса.

С объектом и предметом тесно связана проблема исследования, которая является характеристикой определенной проблемной ситуации. Практически проблема перерастает в цель, которую поставил перед собой исследователь, то есть цель исследования заключается в том, чтобы решить какую-то проблему.

Научная проблема и цель должны отражать требования современного общества, быть актуальными и общественно значимыми.

Цель исследования связана с объектом и предметом исследования, а также с его конечным результатом (цель выступает как прогнозируемый, ожидаемый результат) и путями его достижения. Конечный результат исследования предусматривает решение студентами проблемной ситуации, которая отражает противоречие между типичным состоянием объекта исследования в реальной практике и требованиями общества к его более эффективному функционированию. Цель курсовой работы в своей формулировке почти совпадает с названием собственно темы, только ей должен предшествовать глагол: выявить, определить, проанализировать, установить и тому подобное. Следует запомнить, что цель курсовой работы должна быть одна, целей не может быть больше (как задач), так как в одной курсовой работе разрабатывается только одна тема, а не две, три и т.

Целью научного исследования может быть: выявить, обосновать и экспериментально проверить пути, педагогические (дидактические, методические, методологические) условия (предпосылки) формирования (воспитания, развития), разработать теоретическую модель ..., педагогически обосновать содержание, формы, методы, средства, приемы учебной и воспитательной работы ..., раскрыть связи между педагогическими процессами и явлениями ..., изучить динамику развития ..., раскрыть возможности совершенствования педагогических процессов..., разработать педагогические, научно-методические, социально-педагогические, организационно-методические основы формирования, воспитания, функционирования, организации ..., разработать требования ..., определить условия..., разработать методику (методическую систему) формирование ..., определить и разработать педагогические (дидактические) средства (системы средств) ... разработать требования, критерии, выявить характеристику и оценку педагогических процессов или явлений ..., выявить зависимость, которая существует между факторами, раскрыть связи между педагогическими явлениями и процессами..., разработать условия для устранения недостатков учебно-воспитательного процесса.

Цель делится на ряд более конкретных задач. Задачи выдвигаются на основе теоретического анализа проблемы и оценки ее состояния в практике. Наличие поставленной цели исследования позволяет определить задачи исследования, которые могут содержать следующие составляющие:

1. Решение определенных теоретических вопросов, входящих в общую проблему исследования (например, выявление сущности понятий, явлений, процессов, дальнейшее совершенствование их изучения, разработка признаков, уровней функционирования, критериев эффективности, принципов и условий применения и т.д.).

2. Всестороннее (при необходимости и экспериментальное) изучение практики решения отдельной проблемы, проявление ее типичного состояния, недостатков и трудностей, их причин, типичных особенностей передового опыта; такое изучение позволяет уточнить, проверить данные, опубликованные в специальных непериодических и периодических изданиях, поднять уровень научных фактов, обоснованных в процессе специального исследования.

3. Обоснование необходимой системы мер по решению определенной проблемы.

4. Экспериментальная проверка предложенной системы мер по соответствию ее критериям оптимальности, т.е. достижение максимально важных в соответствующих условиях результатов решения этой проблемы при определенных затратах времени и усилий.

5. Разработка методических рекомендаций и предложений по использованию результатов исследования в практике работы соответствующих учреждений и организаций.

Задания исследованияраскрывают условия, при которых достигается цель курсовой.

На основе сформулированных задач выстраивается структура курсовой, что отражается в ее плане. Иначе говоря, задачи курсовой работы должны быть непосредственно связаны, скоррелированы с содержанием (с названиями разделов и подразделов) (ситуация, когда формулировка задач и пунктов плана курсовой работы не имеют ничего общего, недопустима). При этом следует заметить, что пунктов плана-содержания может быть столько же или больше, чем заданий (обычно так и бывает), но ни в коем случае не меньше. Описание решения задач составляет содержание разделов и подразделов работы. Заголовки этих структурных единиц работы формулируются на основе задач. Задачи определяются последовательно, каждое следующее задание вытекает из предыдущего:

1 – выяснение состояния изученности проблемы в истории педагогики;

2 – выяснение состояния проблемы в современной педагогической теории и практике (экспериментальное изучение практики решения проблемы);

3 – обоснование системы мероприятий для решения поставленной задачи;

4 – экспериментальная проверка предложенной системы;

5 – разработка методических рекомендаций.

Формулировку задач лучше начинать со слов: осуществить, выявить, раскрыть, определить, установить, разработать, подобрать, подготовить, выяснить, обосновать, уточнить, проверить, оценить, указать условия, при которых будет осуществляться определенная поисковая работа, определить критерии или стандарты, согласно которым будет оцениваться результат.

Формулируя задачи, желательно пользоваться однозначными терминами. Текст нужно формулировать четко, не перегружая лишними словами. Каждое положение должно касаться только одного процесса. Ориентировочно количество задач может колебаться от 3 до 5.

После формулировки задач конструируется вариант гипотезы. Гипотеза – это предположение, в котором на основе ряда факторов делается вывод об объекте, о причинах явления, но именно это предположение нельзя считать полностью доказанным. В процессе обучения в высшем учебном заведении и доказательство гипотезы, и ее опровержение являются процессами результативными и возможными, поскольку в ходе учебного познания студент открывает уже известную науке истину, но лично для студента эта истина является закрытой.

Различают два типа гипотез: описательные(описываются причины и возможные последствия) и пояснительные (подается объяснения возможных последствий при определенных причинах, характеризуются условия, при которых эти последствия обязательно наступают, указываются факторы и причины, которые приводят к определенным последствиям.

Для объяснительных гипотез свойственно предвидение. Гипотеза предполагает, что одно из средств (группа средств) будет эффективнее других.

Выделяют два вида гипотез: первичную (рабочую) и реальную (научную).Рабочая гипотеза определяет направление исследования, его задачи, критерии классификации, оценки фактов. В процессе научного познания рабочая гипотеза переходит в научную.Реальная гипотеза возникает на более глубокой теоретической основе. Условия, которым должна соответствовать гипотеза:

а) отношение к фактам (отвечать хорошо проверенным фактам);

б) отношение к известным законам науки существующих фактов: новая гипотеза не должна вступать в противоречие с теми теориями в этой области, истинность которых уже убедительно доказана;

в) гипотеза должна соответствовать общим принципам диалектико-материалистического мировоззрения;

г) экспериментальная и практическая проверка гипотезы. Прежде чем выбирать методы научно-педагогических исследований, целесообразно определиться с общей методологией исследования.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 147.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...