Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные понятия и термины словообразования




План

1. Компоненты производного слова. Словообразовательное значение, словообразовательное средство.

2. Функции дериваторов в языке и типы словообразования.

3. Пять видов отношений производности.

4. Четыре вида семантических отно­шений между производной и производящей основами.

5. Словообразовательная структура словообразовательной основы, словообразовательная модель, тип. Классификация словообразовательных типов. Продуктивность и регулярность типа. Морфонологическая модель.

6. .Словообразовательная перифраза (толкование). Чересступенчатое словообразование. Словообразовательные омонимы, синонимы.

7. Морфемография.

 

1. Определите словообразовательное значение и словообразовательные средства в следующих словах: портниха, учитель, домик, утенок, временный, каменный, прародитель, шторка, листва, адвокатура, венгерка, горошина, помолодеть, удвоить, перекур, сорежиссер, любимец, творец, пастух, глухота, энтузиазм, домина, котлетина, конина, жилище, ловкач, левша, навоеваться, опись, посадка, волгоградский.

2. Какие типы производных (по М. Докулилу) слов представлены в данных словах – транспозиционные, модификационные, мутационные: львенок, супермодный, желтуха, глазной, ковкость, бледноватый, синеватый, листва, адвокатура, столик, ручища, простенько, учитель, сушь, теплица, пловчиха, котенок, старик, горьковатый, секретарша, умница, валенок, уличный, прядильный, растирание, переделать, отделать, рыбак, по-старому, глупо, вражески, арбузик, салатница, уборщица, фронтовик.

3. Определите, к какому из четырех видов семантических отношений между производной и производящей основами можно отнести следующие слова: перешивать – перешивание, исследователь – исследование, синий – синева, свежий – свежесть, делать – доделать, дом – домик, домище, красноватый, листва, студенчество, виноградина, утенок, ткачиха, студентка, деревенька, борец, певец, синяк, сахарница, по-новому, братски, красиво, глиняный, точильный, деревянный, паяльный, соломина, гусенок, солонка, хитрец, ООН, зам, зав, манка, зачетка, госы, стенка, книжка, подснежник, бумажник, попутка, переделать, трансляция.

4. В каких примерах представлено последовательное словообразование, в каких – чересступенчатое?

Шить – пришить – пришивать – пришиваться, зима – зимовать – перезимовать – перезимовка, купе – купированный, автомат – автоматизировать – автоматизированный, акут – акутированный, дисциплина – дисциплинировать – дисциплинированный, снег – снегование, фашист – фашиствующий, гибрид – гибридизация, дифтонг дифтонгизация – дифтонгизированный, драже – дражирование.

5. По какой модели образованы данные ниже слова? К одному и тому же словообразовательному типу они относятся?

Забегать, залететь, запеть, завизжать, заехать, зарычать.

Походить, полететь, побежать, полетать, помолчать, полететь, побегать, помчаться.

Клеветник, коровник, малинник, колбасник, проводник (лицо), сапожник, ягодник, соусник, обезьянник, путаник, пирожник, салатник, рябинник, взрывник, уксусник, телятник.

Царапина, отметина, зазубрина, пробоина, баранина, осетрина.

6. Определите, к продуктивным или непродуктивным словообразовательным типам относятся следующие слова: пушнина, равнина, жадина, четвертина, испытатель, заступник, шутник, адресант, консультант, эмигрант, цедилка, прялка, сеялка, выбивалка, седло, стойло, сверло, загородка, заколка, лейка, пастух, ходатай, оратай, вожатый, убийца, бритва, щипцы, падаль, опухоль, рафинад, дояр, торгаш, хапуга, командир, раздувание, мигание, рисование, умение, тление, горение.

7. Выделите в следующих словах словообразовательные аффиксы и укажите, какие из них являются регулярными и какие нерегулярными: внимательность, борьба, энтузиазм, синеватый, белесый, чернить, свекровь, фигуристка, левша, летчик, боязнь, малюсенький, театрал, чертеж, рисунок, словарь, лексикон, разочарование, сотоварищ, прототип, профессорша, кассирша, продажа, лужайка, недосол, суглинок, пахота, директриса, маникюрша, частота, психоз, невроз, мистификация, суперобложка, дымчатый, сверхмодный, глиняный, свободный.

Занятие 5

Исторические процессы изменения структуры слова

План

1. Исторические изменения в составе и структуре слова. Опро­щение, его причины и разновидности.

2. Переразложение. Усложнение. Диффузия.

3. Декорреляция. Замещение.

 

1. Слова чан, здесь, сосуд, запад, сутки, мелкий, узел, заноза, медведь, пир в современном русском языке имеют непроизводную основу. С помощью «Краткого этимологического словаря русского языка» Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской, «Этимологического словаря русского языка» Н.М. Шанского, Т.А. Бобровой или «Этимологического словаря русского языка» Ф. Фасмера установите причины опрощения морфемной структуры этих слов (выпадение родственных корневых морфем, утрата продуктивности словообразовательных аффиксов, семантические расхождения родственных слов, нарушение словообразовательных связей в результате изменений фонетического состава слова).

2. Установите общий с исторической точки зрения корень в приведенных ниже группах слов и определите смысловую связь между ними. Отметьте случаи морфологических чередований там, где они имеют место.

Вожжи – вожак – водить, излучина – лук – лукавый, невежа – ведьма, облако – наволочка, создатель – здание – зодчий, колыбель – непоколебимый, копилка – копна – совокупно, сумрак – обморок – мрачный – морочить, сплетни – плетень – переплетчик, среда – сердце, трус – тряска – трясина – трястись, узник – союз, засыхать – сушка – сохнуть – сухой, веретено – сверток – увертливый, грабли – сугроб – гребля – гребу, зрачок – зрелище – зрак – зоркий – взирать – зреть – позор.

3. Установите современный и этимологический состав каждого слова. Определите характер исторических изменений в основах слов (опрощение, переразложение, усложнение): вещий, вельможа, восторг, вожатый, внушение, внимательный, горница, гостиница, дань, дача, дощатый, жилище, забава, заем, зонтик, кожимит, клубника, неделя, область, окно, опенок, подушка, раздор, совет, узор, хижина.

4. Подберите к данным ниже словам этимологически родственные. Наудите корень в каждом из перечисленных слов. В затруднительных случаях пользуйтесь словарем.

Нож, глазурь, зодчий, взять, жилец, патрон, педаль, ложе, ватрушка, гладить, поводырь, тушить.

5. Как мотивируются в современном русском языке данные слова?

Молчаливый (от молчаль – ‘молчание’), рукопашный (от рукопаш – ‘врукопашную’), бесноваться (от бесный – ‘бешенный, бесноватый’), живность (от живный), кустарник (от кустарь – ‘кустарник’), пылинка (от пылина; ср. горошина), лежбище (от лежба – ‘лежка’), женственный (от женство – ‘женский пол’), косточка (от костъка).

6. Выделите приставки и корни в словах приду, пнуть, прибегу. Докажите, что исторически родственными являются слова пшено и пихать; дуть, надменный и домна; бодрый и бдеть. Какие приемы анализа вы использовали?

7. В магазине продают мясо барана – баранину, мясо свиньи – свинину, мысо коровы – говядину. Почему не коровину? Обратитесь к «Этимологическому словарю русского языка» Н.М. Шанского, Т.А. Бобровой.

 

Занятие 6










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...