Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Перспективы религии в России ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В XX в. Православная церковь, как и религия вообще в России, пережила тяжелое время. Из фактически государственного института императорской России церковь при большевиках – воинствующих атеистах – превратилась в одну из самых гонимых и унижаемых организаций. После ухода коммунистов от власти в России начался религиозный ренессанс: восстанавливаются старые и строятся новые храмы, растут религиозные общины, увеличивается общее количество верующих. Повышается интерес к религиозным ценностям и нормам, религиозным обрядам, истории религий. Несмотря на то что по Конституции Российская Федерация является светским государством, объективно усиливается влияние религиозных идей на духовную жизнь общества и духовенства – на государственную политику. В то же время следует напомнить, что Государственной думой принят Закон «О свободе совести и религиозных организациях» (1990), в соответствии с которым каждый гражданин имеет право исповедовать любую религию или быть атеистом. В современной России явно доминирует православная религия и как организация, ее представляющая, – Русская православная церковь, на которую ориентировано примерно 85 % россиян (разумеется, из этого числа следует исключить атеистов). Учитывая этот факт, Рождество по православному календарю (7 января) объявлено в России национальным праздником. Другие христианские вероисповедания (католическое, протестантское), а также иудаизм имеют незначительное влияние, они распространены главным образом в Москве, Петербурге и крупных городах, в Поволжье (в местах проживания этнических немцев). Ислам в России исповедуют примерно 15–20 млн чел. (10–12 % населения), проживающих в основном в Поволжье (Татарстан, Башкортостан) и на Северном Кавказе (Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия). Существуют мусульманские общины в Москве, Петербурге, крупных городах. Третья мировая религия – буддизм – распространена в Алтайском крае, республиках Бурятия и Калмыкия. В некоторых крупных городах действуют буддийские храмы. Вопросы для самоконтроля 1. Какие подходы используют социологи для определения религии? 2. Из каких элементов и уровней состоит структура религии? 3. Какие виды культовых действий она включает? 4. Расскажите об исторических формах религии. 5. Какой вклад в развитие теории религии внесли О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер? 6. Расскажите, как классифицируются религии по названиям, по количеству богов, по их распространенности в мире, по географическому признаку. 7. Какие существуют типы религиозных организаций? 8. Пользуясь табл. 14, перечислите признаки разных типов религиозных организаций и дайте необходимые пояснения. 9. Какие типы верующих людей выделяют социологи? 10. Какие типы религиозного действия выделял М. Вебер? 11. Назовите и охарактеризуйте функции религии. 12. Каковы основные тенденции в развитии религии? 13. Каковы перспективы религии в России? Литература 1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. 2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения. М., 1990. С. 61–272. 3. Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) // М. Вебер. Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 78–308. 4. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни //Р. Арон. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 343–359. 5. Исаев Б. А. Курс социологии. Петродворец, 1998. Лекция 8. 6. История религии: Учебное пособие / Науч. ред. А. Н. Типсина. СПб.,1997. 7. Конт О. Дух позитивной философии. Ростов-на-Дону, 2003. 8. Конт О. Система позитивной политики //Р. Арон. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 142–145. 9. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. М., 2000. Тема 11. 10. Смелзер Н. Социология. М., 1994. Глава 15. 11. Тихонравов Ю. В. Религии мира: Учебно-справочное пособие. М., 1996. 12. Угринович Д. М. Введение в религиоведение. М., 1985. 13. Фролов С. С. Социология. М., 1996. Яковлев Н. П. Социология. СПб., 1992.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 181. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |