Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура и функции религии.




Социология религии

Оглавление

1.Российский федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях (27.09.1997 № 125-ФЗ, принят ГосДумой 19.09.1997). 1

2. Религия как социальный институт. 3

2.1. Определение религии. 3

2.2.Структура и функции религии. 4

3.Трактовки религии в истории социологической мысли. 9

3.1. Герберт Спенсер и Эдвард Тайлор. 9

3.2. Эмиль Дюркгейм (1858- 1917). 9

3.3. Карл Маркс (1818 -1883). 11

3.4. Макс Вебер (1864-1920). 12

3.5. Выводы.. 13

4. Религии мира. 14

5. Особенности современной религиозной ситуации. 18

6. Гендер и религия. 22

7. Приложения . Статистические данные о религиозной жизни в России и других странах. 23

Литература: 25

 

Российский федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях (27.09.1997 № 125-ФЗ, принят ГосДумой 19.09.1997)

Статья 3.Право на свободу совести и свободу вероисповедания

1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья,- прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.

4. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. По просьбам религиозных организаций решением Президента Российской Федерации священнослужителям в соответствии с законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе в мирное время может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов.
5. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.
6. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.
7. Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.





Религия как социальный институт.

Определение религии.

 

Рассмотрим религию как социальный институт. Особенность социологического подхода к религии состоит в том, что социология не выступает ни за, ни против определённой системы верований и религии вообще.

Существует огромное множество определений религии.Иногда религию определяют через веру в Бога - если есть вера в Бога, значит, и религия имеет место, но такая точка зрения уязвима, поскольку существует немало религий, в том числе развитых, в которых Бога нет. Это относится к первобытным религиям, а также к таким религиям, как конфуцианство или буддизм.

И Конфуций, и Будда - это не Боги, поскольку известны обстоятельства их жизни. Конечно, это были великие люди. Будда превосходил всех по достижению нирваны, и остальные верующие буддисты стремятся приблизиться к тому идеалу, который представлял для них Будда. И, тем не менее, эти личности не могут быть отнесены к Богам, хотя, в какой-то мере, тоже обожествляются, как это часто бывает в мире людей.

Существует группа историко-генетических определений религии, которыеакцентируют внимание на том, из чего возникла религия и каков тот минимум, который мы можем считать характерным для религии как социального института. К таким определениям относят натурмифологические и анимистические интерпретации религии. Согласно натурмифологическомуподходу, религия возникла из-за того, что первобытный человек боялся окружающей его природной среды, природных стихий, таких как гром, молния, солнце, землетрясение и тому подобное. И, опасаясь их, чувствуя себя зависимым от них, первобытный человек их обожествлял: поклонялся им с тем, чтобы их умилостивить.

Анимистическая точка зрения на религии исходит из того, что минимум религии заключается в вере в душу и в духов.В разных комбинациях вера в духов и в души встречается в самых разных религиях.

Существуют также функциональные определения религий. Они сосредотачивают свое внимание на том, что религия делает для человека, общества. Такие определения подчёркивают, что религия выполняет важнейшую функцию объяснения конечных или предельных жизненных ценностей и смыслов. Такие определения тоже подвергались критике за чрезмерную широту- с этой точки зрения вера в коммунизм тоже оказывается религией и, таким образом, к сфере религии могут быть отнесены любые ценности, которыми люди дорожат, которым они приписывают важное значение в своей жизни.

Если объединить эти подходы, то можно сказать, что религия представляет собой систему верований, действий, социальных взаимодействий, которые сосредоточены на вопросах конечных или предельных смыслов человеческого бытия.

Особое значение для социологического истолкования религии имеют понятия священного или сакрального, с одной стороны, и светского или мирского, с другой. Эти понятия в социологию и в социологию религии ввел французский социолог Эмиль Дюркгейм.

Под священным или сакральным он понимал любые объекты, действия, ценности и тому подобное, которые относятся к запретному, к сфере неприкосновенного, к тому, что радикально противостоит обыденному, повседневному, изменчивому.

Религия в таком истолковании выступает не только какнабор уже готовых священных явлений, но и как процесс, формирующийся и сегодня, как процесс сакрализации, и этот процесс не закончен.Согласно Дюркгейму, в принципе, любая вещь может быть или стать священной в том случае, если она начинает символизировать определённые социальные связи, социальные отношения, иначе говоря, социальную реальность.

Дюркгейм подчёркивал принципиальную близость собственно религиозных явлений, то есть тех, которые считаются собственно религиозными и теми, которые обычно к религиозным явлениям не относятся, например, гражданские праздники, ритуалы и церемонии.

Дюркгейм обосновывал социоморфистский взгляд на религию, согласно которому, поклоняясь каким-то религиозным сущностям, верующие в действительности поклоняются обществу. Ему был присущ своеобразный религиозный релятивизм. С точки зрения Дюркгейма: «Нет религий, которые были бы ложными. Все они истинны на свой лад, потому что все они соответствуют фундаментальным условиям человеческого существования и потому что все они, так или иначе, хотя и по-разному, выражают социальную реальность».

Согласно известному выражению Дюркгейма, Бог – это есть символическое выражение общества. Общество, согласно Дюркгейму, это и субъект, и объект всех религиозных верований.

Л.Фейербах в свое время дал следующее определение - религия представляет собой совокупность ценностей, выработанных людьми в ходе культурного развития и глубоко укоренившихся в общественном сознании, но ошибочно приписываемых божественным силам или богам.

Структура и функции религии.

 

Рассмотрим, из каких элементов религия состоит.

Первый элемент структуры религии, это религиозные верования - определённые идеи, которые являются объектом религиозного культа и которые представляют определённые священные явления и объекты.

Второй элемент религии – это религиозные ритуалы или обряды. Это действия определённые, куда входят и жесты и слова, которые ориентированы на религиозные верования и, так или иначе, с ними связанны.

Третий элемент структуры религии - это религиозные символы. К ним относятся и разного рода слова, вещи и прочие объекты, которые представляют те или иные сакральные или священные явления и благодаря связи с этими явлениями религиозные ритуалы сами обретают сакральный характер.

Четвёртый элемент религиозной структуры – это определённые группы или организации, к которым относятся: церкви, секты, деноминации, общины верующих.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...