Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГЛАВА 24. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 35
При изучении данной проблемы важно иметь в виду два обстоятельства принципиального характера. Первое — каждый человек выполняет те или иные социальные, в том числе и профессиональные ролевые функции (учителя, врача, юриста, руководителя, матери, отца, ученика и т.п.), вступая при этом во взаимодействие с другими людьми, включаясь в различные формы и виды социальных связей и отношений. Все Многообразие этих связей и отношений людей можно свести к шести основным формам: взаимное содействие, несодействие, противодействие и одностороннее содействие, несодействие, противодействие. Очевидно, что наиболее приемлемой формой является взаимное содействие людей при решении ими профессиональных и других социальных задач. Что же касается взаимного несодействия, то это наиболее приемлемая форма взаимодействия людей в общественных местах их пребывания (общественный транспорт, зрелищные мероприятия и т.п.). Второе обстоятельство состоит в том, что в ходе социального взаимодействия между людьми могут возникать различные межличностные отношения как позитивного, так и негативного характера: взаимного (или одностороннего) уважения, доверия, симпатии, сотрудничества и т.п. либо, наоборот, отношения неприязни, недоверия, предвзятости и т.п. Это так называемая психологическая сторона социального взаимодействия людей, которая и является предметом социальной психологии. Особенности межличностных отношений, выступая неотъемлемой стороной и результатом профессионального и другого социального взаимодействия людей, в свою очередь, существенно зависят и от психологических, личностных характеристик вступающих во взаимодействие субъектов и оказывают большое влияние на характер и результаты выполнения ими социально-ролевых функций. Частным случаем социального взаимодействия людей и формой его проявления выступает общение как целенаправленное взаимодействие, при котором устанавливаются и развиваются контакты между людьми, вырабатываются и соблюдаются общие правила, тактика и стратегия поведения. Основу общения составляют потребности людей в обеспечении условий жизнедеятельности, информационном обмене, реализации общих и индивидуальных задач, достижении общих и индивидуально-личностных целей. При этом общение может быть ориентировано на решение деловых, профессиональных задач либо сугубо личностно ориентированным и может осуществляться в различных сферах жизни и деятельности людей: профессионально-деловой, общественно-культурной (социально-бытовой, политической, религиозной, в области искусства и т.п.), в сфере личностных отношений. В психологии принято выделять следующие закономерности общения: наличие общности интересов, потребностей, ценностей, целей партнеров по общению; отсутствие дефицита, вакуума: общение является одной из базовых потребностей личности, потому невозможность ее полной реализации заставляет человека искать пути, средства и способы ее реализации; развитие, наращивание, совершенствование. Если этого не происходит, то общение затухает и разрушается; позитивный настрой на партнера по общению. В противном случае возникает так называемый персонифицированный барьер восприятия информации, затрудняющий как восприятие, так и понимание идущей от такого партнера информации. Общение как социально-психологический феномен включает в себя следующие компоненты, в совокупности составляющие его психологическую структуру: 1) восприятие людьми друг друга (В); 2) понимание людьми друг друга (П); 3) отношения людей друг к другу (О); 4) обращение как форма выражения отношений (Обр). В-- П-► О - Л1 Обр--о--п Очевидно, что своеобразие восприятия, понимания, отношения и обращения в совокупности с содержательной стороной, с содержательным его наполнением и создают ту уникальность, которая характеризует общение конкретных людей. 354 В социальной психологии выделяют три взаимосвязанные стороны в общении: коммуникативную (обмен информацией между партнерами по общению); перцептивную (взаимное восприятие и понимание людьми друг друга); интерактивную (взаимовлияние партнеров). (Подробнее об этом см.: Андреева Г.М. Социальная психология.) Межличностное общение выполняет много и разных функций, среди которых в первую очередь выделяют: профессионально-деловую; познавательно-диагностическую; педагогическую; информационную; управленческую (мобилизующе-побудительную); обратной связи; самоутверждения личности; реализации потребности в общении, получении позитивных эмоций, психологической комфортности от общения именно с этим человеком; решение других задач. Очень важно, чтобы общение было функционально наполненным, чтобы в каждом акте общения по возможности реализовы-вался весь комплекс его функциональных задач. В целом преобладание тех или иных функций в конкретном общении зависит от того, по поводу чего и для чего люди общаются. В этом смысле выделяют пять основных видов общения в зависимости от определяющих их целей. 1. Цели общения находятся вне самого процесса взаимодействия субъектов, в том деле, во имя которого и происходит складывание межличностных отношений. Это так называемое деловое общение. 2. Цели общения состоят в приобщении партнера (реципиента) к ценностям, интересам инициатора (коммуникатора), в передаче партнеру своего социального опыта: педагогическое общение. 3. Цели общения состоят в познании партнера по общению и получении от него необходимой для коммуникатора информации: познавательное общение. 4. Цели общения состоят в побуждении и мобилизации партнера к соответствующему поведению, действию: управленческое общение. 5. Цели общения находятся в нем самом, когда общение выступает основной сферой жизнедеятельности людей и удовлетворения их общих потребностей и интересов. Это эмоционально-эмпа-тийное общение. Первые четыре разновидности общения социально обусловлены и обычно профессионально необходимы. Эмоционально-эм-патийное общение преимущественно обусловлено психологически. Оно является одной из неотъемлемых сторон общения матери и ребенка, супругов, влюбленных, близких друзей. Очевидно, когда Сент-Экзюпери говорил об общении как самой большой человеческой роскоши, он имел в виду именно это общение. Эмоционально-эмпатийное общение крайне необходимо и в служебной, деловой обстановке, где оно проявляется в различных формах так называемого психологического поглаживания: одобрения, поощрения, моральной поддержки и т.п. Различают и другие виды общения. Так, в зависимости от уровня его развития: примитивное, субъект-объектное общение, когда партнер по общению рассматривается лишь как средство решения тех или иных задач. Такое общение нередко используется в общении родителей и маленьких детей, в условиях воинской службы, в отдельных организациях. В общем виде такое общение можно условно представить формулой: подай, принеси, сделай; манипулятивное, при котором субъект по общению ставит те или иные условия для партнера по общению и последний с ними соглашается и потому действует соответствующим образом. Общий смысл такого общения может быть представлен следующим образом: если сделаешь, то получишь награду (либо наказание). Это общение может быть представлено схематически: субъект-стимул —объект; паритетное общение, как субъект-субъектное общение, когда в партнере по общению человек видит личность, имеющую право на свою позицию, точку зрения. На основе такого общения возникает «педагогика сотрудничества». В общении широко используются различные средства, знаковые системы общения. Все их многообразие можно свести в три группы: 1) вербальные (слово, речь); 2) невербальные (неречевые средства); 3) смешанные (сочетание вербальных и невербальных средств общения, что обычно и бывает при вербальном общении). При изучении данной проблемы необходимо обратить внимание на своеобразие общения с помощью устной и письменной речи. В психологии принято считать инициатора общения коммуникатором (К), а его партнера — реципиентом (Р). Наглядно процесс коммуникации можно представить следующим образом: К--------*■ Сообщение--------— Р i_I В вербальном межличностном общении возникает несколько проблем, успешное и правильное разрешение которых делает его взаимоприемлемым, понятным, наполненным конкретным содержанием и успешным. Первая состоит в том, что коммуникатор, имеющий потребность в передаче реципиенту образа своих мыслей, позиций, отношений, представлений о том или ином событии, факте должен позаботиться не только об адекватном кодировании всего этого с помощью слов, суждений, умозаключений, но и о том, чтобы реципиент его правильно понял. Здесь чрезвычайно важно достаточно полное представление коммуникатора об уровне подготовленности и том смысле, который видит реципиент в соответствующем понятийном аппарате, в тех вербальных средствах, которые использует коммуникатор. Речь идет о единстве тезаурусов у коммуникаторов и реципиента. Вторая состоит в форме передачи сообщения и в той системе невербальных средств, которая сопровождает вербально оформленное сообщение. При этом большую роль играет степень адекватности информации, идущих через вербалику и невербалику, что снижает (а может и не допустить) двойственность, противоречивость сообщения. Третья проблема состоит в адекватности восприятия и понимания реципиентом сообщения. У реципиента происходит обратный процессу кодирования у коммуникатора процесс декодирования информации. Он воспринимает слова, речь, невербальную информацию коммуникатора, и на основе его возможностей понять смысл информации, мыслительной деятельности у реципиента возникают соответствующие образы, смысловые и ценностные образования, отношения. Таким образом, если у коммуникатора проблема состоит в том, чтобы подобрать адекватные мыслям, образам, переживаниям средства и осуществить передачу информации реципиенту, то у последнего происходит обратный процесс: он получает информацию, которую декодирует, и в результате этого у него возникают уже собственные мысли, образы, переживания. Очевидно, что степень соответствия образов, мыслей, переживаний у коммуникатора и реципиента может оказаться неполной и даже вообще отсутствовать, что зависит от качества решения вышеобозначен-ных трех проблем. В целом же исследования показали, что потери и искажения в информационном общении между коммуникатором и реципиентом составляют около 60 %. Все многообразие невербальных средств общения (их условно можно считать и невербальными знаковыми информационными системами человека) целесообразно представить следующими основными группами. Оптико-кинестезическая знаковая информационная система, к которой в первую очередь относятся мимика, пантомимика, жесты, поза, поведение (в том числе прикосновения к партнеру, поглаживания, похлопывания и т.п.). При этом важно помнить и об этнокультурных особенностях этих невербальных средств (например, общепринятый у многих народов кивок головой сверху вниз означает согласие, из стороны в сторону — несогласие, в Болгарии, Индии и некоторых других странах они несут противоположную информацию). Фонетическая знаковая информационная система: тон, паузы, ударения и т. п. в устной речи. Например, смысл фразы «Передайте мне, пожалуйста, эту книгу» может оказаться совершенно разным, в зависимости от того, на каком слове делается ударение, акцент. Экстрафонетические средства общения: покашливание, смех, плач, темп речи и т.п. Проксимическая знаковая информационная система, в которой выражается информация об особенностях общения в зависимости от пространственного расположения партнеров. Различают следующие дистанции в общении, дающие основание судить о характере взаимоотношений партнеров по общению и позволяющие им наиболее успешно решать соответствующие задачи: • интимная (до 45 см); • личностная — дистанция дружеского, товарищеского, обыденного общения (45—120 см); • социальная, используемая для решения деловых вопросов (120-400 см); • публичная (чтение лекций в аудитории, выступление на митинге, в концертных залах, театрах и т.п.) (более 400 см). Визуальная знаковая система, которая включает в себя две относительно самостоятельные информационные системы: • язык взгляда: направленность взгляда, его устойчивость, продолжительность, переключаемость, избегание взгляда и т.п., а также и содержание взгляда (добрый, дружеский, внимательный, заинтересованный, приятный, любящий или, наоборот взгляд злой, агрессивный, пренебрежительный, высокомерный и т.п.); • язык глаз: теория и практика нейролингвистического программирования (НЛП). Нейролингвистическое программирование разработано более двадцати лет тому назад в университете Санта-Круз в США психологами Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером (подробнее см.: Джон Гриндер, Ричард Бэндлер. Из лягушек — в принцы. — Воронеж, 1995, и др.). Они обратили внимание на то, что в межличностных коммуникациях проявляются основные сенсорные системы (модальности): визуальная, аудиальная и телесных ощущений (осязание, вкус, обоняние). В реальной жизни люди чаще всего пользуются зрительными образами. Затем идут слуховые, кинестетические, обонятельные и осязательные. Имеется особенность телесных ощущений. Человек может обращать внимание на свои внутренние ощущения и их переживания, а может концентрировать внимание на внешних ощущениях; тактильных (ощущение ветра, движения воздуха, солнечного тепла, стула, на котором человек сидит, и т.п.), обонятельных или вкусовых. Более детальная характеристика качества модальностей, сенсорных систем человека выступают как субмодальности. Так, основными визуальными субмодальностями являются яркость образа, размер, форма, расположение, движение, скорость, общая панорама представляемых или воображаемых предметов и явлений, их цвет, контрастность, четкость, яркость и т.д. Основными характеристиками звуковой модальности выступают высота, тональность, громкость, четкость, длительность, непрерывность (прерывистость) звучания, источник, расстояние, локализация звука. К числу телесных, кинестетических субмодальностей относят: давление, температуру, движение, вкус, запахи, частоту, интенсивность, расположение, длительность и др. Визуальные Яркость Размер Цветность/черно-белое изображение Насыщенность Оттенки или цветовой баланс Форма Расположение Контрастность Четкость Ограниченность размера (панорама) Фокус Движение Перспектива Расстояние (дистанция) Звуковые Высота тона Темп (скорость речи) Громкость Тембр или тональность Количество Непрерывность/прерывистость звучания Длительность звука Локализация Расстояние Источник Моно/стерео Четкость Кинестетические Давление Расположение Число Текстура Температура Частота (темп) Длительность Интенсивность Форма Движение У конкретного человека та или иная сенсорная система, модальность является ведущей, предпочитаемой. Идею о предпочитаемой сенсорной модальности в теории коммуникации впервые обосновали создатели нейролингвистического программирования. При этом степень выраженности той или иной модальности у людей разная: от слабой, небольшой до значительной, доминантной, определяющей своеобразие видения человеком действительности. В таком случае нам иногда трудно понять, как это человек может иначе думать и не понимает то, что мы ему объясняем. При достаточной выраженности у человека той или иной модальности говорят о визуальном, аудиальном, кинестетическом, обонятельном и вкусовом типах личности. Каждый из этих типов в межличностном контактном взаимодействии по-разному проявляет себя. И если мы научимся распознавать такие проявления партнера по общению, нам будет легче понять его ведущую сенсорную систему и правильнее построить с ним деловое и другое взаимодействие. К числу наиболее типичных, характерных вербальных проявлений ведущих модальностей человека можно отнести следующие: для визуального типа: вижу, что вы имеете в виду, это выглядит некрасиво; давайте еще раз посмотрим на эту проблему; при ближайшем рассмотрении оказалось...; давайте прольем свет на данную проблему; у меня сложилось очень туманное представление о... и др.; для аудиального типа: пропускаю мимо ушей; неслыханная дерзость; растрезвонить; по правде говоря; давайте послушаем; скажите мне...; слово за слово — и время вышло и др.; для кинестетического типа: поймал мысль, идею; выйду на связь; холодный человек; толстокожий человек; сильный, убийственный аргумент; ловко устроился; черствый человек; это меня раздражает, задевает; я и пальцем не пошевелю ради... и др.; для обонятельного типа: это хорошо (дурно) пахнет; свежий запах; свежий как роза; какой приятный запах; от этого человека исходит вербальное зловоние; красиво пахнет и др.; для вкусового типа: горький опыт; этот человек горький как пилюля; дело вкуса; ядовитый человек; переварить информацию; он эту идею спокойно проглотил; горькая правда и др. Наряду с вербальными проявлениями модальности в НЛП выделяют и невербальные сенсорные ключи, показатели модальности человека, к числу которых относят движения глаз собеседника. Установлено, что глазные яблоки человека движутся в соответствии с той сенсорной системой, на основе которой в данный момент функционируют его психические функции. Если преобладают визуальные процессы, то движение глазных яблок происходит вверх. При доминировании слуховых процессов глаза движутся в горизонтальной плоскости, в сторону. Взгляд обычно направляется вниз при преобладании телесных ощущений у человека. Своеобразие движения глаз зависит также и от того, происходит ли припоминание уже имевших место ощущений (эйдетические образы) или происходит создание, конструирование новых образов, проработка возможных сценариев действий, планировки помещения, местности и т.п. У большинства людей (правшей) при возникновении эйдетических образов, ощущений взгляд движется влево, а при актуализации конструируемых образов — вправо (левополушарный психотип). Это наглядно представлено на рис. 15; 16. Формирование Визуализация (расфокусированный взгляд – Припоминание -визуальных образов ) визу альных образов Формирование звуковых образов Припоминание звуковых образов Эмоции и телесные ощущения Внутренний диалог Рис. 15. Как понять собеседника по движению его глаз 361 Зк — зрительно конструируемые образы; Зэ — зрительно вспоминаемые (эйдетические) образы; (Расфокусировка и неподвижность зрачков также обозначает зрительный доступ) Ск — аудиатьно конструируемые вспоминаемые звуки или слова; О — аудиально звуки или слова; К — кинестетические ощущения (также вкус и запах); С — внутренние ощущения Рис. 16. Глазодвигательные реакции «нормально организованного» правши Язык самоценности личности, в котором выражаются своеобразие психического состояния личности; степень ее удовлетворенности собой, своими успехами, удачами; ее самоощущение собственного благополучия, удачливости, психологической комфортности; уровень ее психического здоровья. Самоценность личности может быть очень низкой, низкой, оптимальной, высокой, очень высокой, и это сказывается на уровне внутренней мобилизованности личности, ее собранности при вступлении в общение и его осуществлении. Одной из внешних форм выражения самоценности личности (и это может выступать показателем уровня самоценности личности) является «психологический вес» человека. Этот вес может быть: • тяжелым — при очень низкой самоценности личности, когда человек находится в сильно подавленном состоянии из-за существенных срывов в решении жизненно важных проблем, неудач, большого горя и т.п.; • повышенным («вес с неохотой»). В нем выражается низкая самоценность личности, когда отдельные, ситуативные и часто несущественного характера обстоятельства как бы выводят человека из равновесия, устойчивого состояния готовности. У человека возникают неуверенность, сомнения, повышаются нервозность, импульсивность, суетливость, отсутствует желание общаться, активно действовать, решать задачи, возникает стремление побыть наедине с собой; • нулевым, характеризующим состояние апатии, безразличия, неопределенности самоценности личности; 362 • «вес с достоинством» характеризует достаточный уровень самоценности личности, ее спокойно-уверенное и стабильное оптимально-эффективное состояние, состояние и ощущение жизненной наполненности, собственного благополучия, довольства собой; • легкий вес выражает повышенной уровень самоценности личности в связи с какими-то ситуативными ее удачами, успехами. Это повышает ее тонус, мобилизованность, настроенность, энергичность, интенсивность в общении, разговорчивость, снижает самоконтроль и т. п.; • очень легкий вес характерен для человека с очень высокой самоценностью, что может быть обусловлено его большими удачами, успехами при завышении самооценки. Человек в таком состоянии часто утрачивает контроль над своим поведением, проявляет чрезмерно повышенную активность в общении, поведении, самонадеянность и т.п. Культурологическая знаковая информационная система: одежда, ее содержание и соответствие моде, атрибуты внешности, характер запахов, макияж и т.п. Филогенетические знаковые информационные системы: конституционные (строение тела), хирологические (строение кисти руки, структура и строение ладони), физиогномические (строение лица), френологические (строение черепа) и др. Для более полного представления о средствах общения рекомендуется обратиться к соответствующим литературным источникам. Психологические проблемы общения как процесса коммуникации (обмена информацией), восприятия (межличностной перцепции) и понимания людьми друг друга и как интерактивного процесса достаточно полно изложены в учебниках (см., например: Андреева Г. М. Социальная психология) и популярной психологической литературе (см. рекомендованную литературу). Вместе с тем при изучении данной проблемы важно обратить внимание на отдельные аспекты процессуальной характеристики межличностного общения. Так, в общении как коммуникативном процессе, в каждом информационном сообщении имеется два вида информации, влияющей друг на друга и в совокупности создающей своеобразие и ту или иную степень успешности информационного обмена: а) так называемая текстовая информация, включающая в себя информацию вербального и невербального характера: сюда входит все то, что и как говорит, делает коммуникатор; б) персонифицированная информация, связанная с характером отношений реципиента и коммуникатора, которые могут быть положительными, нейтральными или отрицательными. Степень настроенности (или ненастроенности) реципиента на коммуника 363 тора (Лк) может быть разной, и это наглядно представлено на шкале отношений: + - - + + - - - +- + + -•- Лк Ситуация, когда коммуникатор находится в правой стороне шкалы отношений в глазах, мнении реципиента, называется аттракцией (привлекательность, позитивная настроенность). В связи с этим для профессионалов, имеющих дело с людьми, актуальной становится проблема аттракции — создания у реципиента позитивного настроя, положительного эмоционального отношения к себе. Один из законов общения состоит в том, что люди легче принимают точку зрения, позицию, идеи и мысли того, к кому относятся положительно, испытывают позитивные эмоции, и наоборот, при негативном настрое создается так называемый персонифицированный барьер восприятия и понимания информации. Вот почему одной из профессиональных задач юриста, педагога, руководителя, специалистов других профилей, особенно работающих с людьми, является создание обстоятельств, при которых они, решая профессиональные проблемы, находились бы в правой стороне шкалы отношений в глазах, мнении партнеров по общению, т.е. создание аттракции. Аттракция — особый вид социальной и социально-психологической установки на другого человека, в которой преобладает положительный эмоциональный компонент, это непроизвольное, возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека. Аттракция — один из социально-психологических механизмов регуляции взаимоотношений людей. При изучении данного социально-психологического феномена важно помнить, что механизмы возникновения аттракции находятся не в области сознания человека, а в сфере бессознательного. Человек может смотреть и не видеть, слушать кого-нибудь и не слышать. Все зависит от степени включенности в эти процессы его сознания. Но информация, воспринимаемая нашими органами чувств и не фиксируемая в нашем сознании, не пропадает бесследно, особенно если она значима для нас, затрагивает наши потребности и несет в себе достаточный эмоциональный заряд. Как бы минуя сознание, которое в это время может быть занято другой информацией, эмоционально насыщенная и потребност-но значимая информация остается в сфере бессознательного и оттуда оказывает свое влияние, которое проявляется в виде эмо 364 ционально окрашенного и неосознанно направленного отношения к источнику информации. Если индуцировать партнеру по общению информацию, имеющую для него положительное значение, способствующую удовлетворению его значимых потребностей и которая им не осознавалась бы, то у него непроизвольно возникают положительные эмоциональные состояния. В таком случае проявляется эффект положительного отношения к процессу общения и происходит перемещение коммуникатора вправо по шкале отношений. Любой контакт с людьми не следует начинать с образования у них отрицательных эмоций. В таком случае происходит частичная или полная блокировка информационного воздействия. В психологии восприятия информации известно, что люди лучше всего запоминают начало и конец разговора. Начало разговора создает базу для его основной части, а концовка оставляет в памяти общее отношение к этому разговору и к партнеру по общению. Психологически обоснованная тактика наказания и поведения в ситуации, когда нежелательно продолжение (и даже ведение) разговора, такая: необходимо создать у партнера динамику эмоциональных состояний, при которой начало и конец контакта, разговора были бы положительно эмоционально насыщены, а середина (основная часть) беседы, разговора может иметь и отрицательную эмоциональную направленность. Наглядно это можно представить следующим образом: В практической деятельности исключительно большое значение имеет умение специалиста создавать аттракцию у партнеров по общению. Это одна из его профессиональных обязанностей. Приемы аттракции основаны на индуцировании партнеру по общению потребностно значимой и ведущей к успешной реализации этих потребностей информации. Основные приемы аттракции «Имя собственное». Основное требование данного приема состоит в том, чтобы обращаться к человеку по имени или имени-и отчеству. В таком случае реализуется потребность личности в самоутверждении, поскольку каждый человек ассоциирует индивидуальные особенности со своим именем. Д. Карнеги отмечает, что звучание собственного имени для слуха человека — самая приятная музыка. Обращение по имени подчеркивает преимущественно 365 личностное самоутверждение, а по имени и отчеству — самоутверждение профессиональное. «Зеркало отношений», в качестве которого выступает лицо человека. Если лицо выражает неприязнь, пренебрежение к человеку, готовность к схватке, спору, противодействию, то к такому партнеру по общению не возникает положительного отношения. Лучше, если человек прочитал на «зеркале отношений» партнера по общению дружелюбие, готовность понять его, оказать помощь, поддержку, т. е. что перед ним не враг, а друг. В гаком случае происходит успешная реализация одной из базовых потребностей человека — потребности в защищенности, безопасности. Одним из наиболее благоприятных выражений лица является доброжелательная улыбка, которую не без основания считают паролем для друзей. «Золотые слова» — комплименты. Это слова, в которых содержится некоторое (небольшое) преувеличение достоинств человека, его качеств, возможностей, ожиданий результатов его деятельности, поведения. При этом реализуется потребность личности в совершенствовании. «Терпеливый слушатель»: важно проявлять чуткость и внимательность к человеку и дать ему возможность высказать свое мнение, выговориться, выразить свою позицию, отношения и, таким образом, помочь ему реализовать потребность в самовыражении. «Личная жизнь». Этот прием ориентирует на ведение разговора с человеком в русле его выраженного личного интереса к служебной, деловой и личной жизни. При этом может реализовы-ваться не только весь комплекс вышеназванных потребностей, но и других. Приемы аттракции способствуют приближению партнера по общению, расположению его, профилактике возможного возникновения так называемых персонифицированных барьеров в общении (подробнее об этом см.: Панасюк А. Управленческое общение. — Киев, 1991). Вместе с тем в коммуникативном процессе нередко возникают затруднения и даже барьеры. Знание наиболее типичных информационных барьеров может помочь специалисту повысить эффективность его коммуникативных связей и потому более успешно решать профессиональные задачи. Основные трудности, барьеры в информационном взаимодействии людей могут быть связаны: — с объемом, количеством информации (много или мало); — сложностью, трудностью понимания информации (сложная или простая); — доминантной направленностью информации и несоответствием ее интересам реципиента (на прошлое, настоящее или будущее); 366 — степенью новизны информации; — рассогласованием в понятийном аппарате коммуникатора и реципиента; — методикой и технологией информационного сообщения, например, быстрый темп речи, слабая ее связанность, логичность и т.п.; — излишней персонифицированностью информационного сообщения, когда коммуникатор чрезмерно представляет свою «Я»-позицию; — игнорированием обратной связи в информационном взаимодействии с партнером; — рассогласованием между вербальными и невербальными средствами в информационном сообщении; — нежеланием говорить правду (либо демонстрация этого); — неумением «настроиться на волну» собеседника, например в связи с низкой эмпатийностью коммуникатора; — отсутствием аттракции и т.д. При изучении общения как процесса восприятия и понимания людьми друг друга (перцептивная сторона в общении) целесообразно обратить особое внимание на уяснение прежде всего психологических механизмов взаимовосприятия и понимания людьми друг друга. В социальной психологии к их числу относятся следующие: идентификация — уподобление себя другому, когда представление о партнере по общению строится на основе попытки поставить себя на его место; эмпатия — особый способ понимания другого человека на основе не рационального осмысления его особенностей, а эмоционально окрашенного сопереживания его состояний, сочувствия, соучастия, сопонимания с партнером по общению; рефлексия — осознание человеком того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. Естественно, что от этого во многом будет зависеть поведение коммуникатора; каузальная атрибуция — приписывание другому своего видения психологических причин его поведения, интерпретация этих причин его поведения и через это понимание психологических истоков поведения партнера по общению. Обычно видение психологических причин поведения другого основано на собственном опыте и потому нередко ведет к искажению выводов о психологических особенностях партнера по общению; установка — определенная настроенность на партнера по общению. В профессиональной деятельности специалиста большое значение имеет понимание им факторов, влияющих на восприятие и понимание человека человеком. Правильный учет особенностей влияния на восприятие других людей тех или иных факторов позволяет человеку прогнозировать и корректировать технологию 367 своего поведения. Эти факторы условно разделяются на поведенческие и психологические. Поведенческие факторы, влияющие на особенности восприятия и понимания другого: а) поведение и деятельность, действия партнера по общению; б) результаты поведения и действий другого; в) формы обращения, используемые партнером по общению; г) что и как говорит партнер и др. Психологические факторы, влияющие на особенности восприятия и понимания другого: а) внешность и ее атрибуты; б) выражение лица, глаз человека, его мимика, пантомимика и т.п.; в) психотипические особенности партнера по общению: его темперамент, экстра- или интровертивность, стиль общения и др. Стиль общения как бы аккумулирует и в совокупности целостно выражает психотипические особенности человека. Стиль общения — это система относительно устойчивых способов обращения к партнеру и реагирования на информацию и другие воздействия последнего. В психологии различают следующие стили общения: ригидный (директивный, командный; коллегиальный, демократический; либеральный, попустительский), гибкий или смешанный, сочетающий в себе элементы трех вышеназванных стилей; активный (положительной или отрицательной направленности) или пассивный; конструктивный, созидательный или деструктивный, разрушительный; партнерский или доминантный; г) своеобразие установки коммуникатора на восприятие других людей. Установка выражается по-разному в различных социально-психологических феноменах: • у каждого человека формируются собственные представления о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, другие психические особенности и внешний облик, поведение. И тогда по внешнему облику и поведению человек оценивает другого, партнера по общению. На этом основывается так называемая имплицитная теория личности; • «эффект первичности» информации, первого впечатления о человеке, которое оказывает сильное и устойчивое влияние на формирование образа человека; • «эффект ореола»: если о человеке сложилось хорошее, положительное впечатление, то это впечатление (фильтр, ореол) пропускает в сознание человека только ту информацию, которая согласуется со сложившимся впечатлением. Тоже происходит, если 368 впечатление сложилось отрицательное. Здесь срабатывает закон когнитивного диссонанса; • «эффект новизны» информации: последнее впечатление о человеке оказывает более сильное влияние на его восприятия, чем предыдущие (за исключением самого первого впечатления). Эффекты первичности и новизны согласуются с законом долговременной памяти: лучше всего запоминается то, что было в начале и в конце разговора; • «эффект стереотипизации» людей при их восприятии и понимании. Стереотипизация бывает возрастной, профессиональной, этнической, региональной, религиозной и т. п. В рассмотренных выше факторах, влияющих на восприятие и понимание другого человека, заложены и так называемые перцептивные барьеры в общении. При изучении общения как взаимодействия, взаимовлияния людей (интерактивная сторона в общении) необходимо особое внимание уделить пониманию основных механизмов взаимовлияния людей. К числу таких механизмов относят: убеждение, когда воздействие осуществляется через рациональную сферу личности и основано на ее критическом восприятии информации и внутреннем принятии ее, согласии с ней на основе аргументации, доказательства тех или иных положений. С помощью данного механизма осуществляется передача другому человеку, партнеру по общению образов мыслей, умозаключений; внушение — процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Внушение широко используется в медицине, психотерапии, публичных выступлениях, рекламе, моде. При внушении осуществляется преимущественно вербальное эмоционально-волевое воздействие на человека, причем однонаправленное, персонифицированное воздействие на человека (или социальную группу). Здесь информация принимается в готовом виде, как готовый вывод и почти не подвергается анализу, здесь нет полемики. Внушение зависит от многих обстоятельств: возраста, личностных особенностей коммуникатора, от установок личности реципиента, особенностей ситуации и т.п. Более внушаемы люди мнимые, конформные, экстравертированные, левополушарные психотипы. Внушаемость людей возрастает с ухудшением их физического и психического состояния, при утомлении, с усложнением жизненных обстоятельств, с повышением опасности, стрес-совости ситуации. Люди более внушаемы, когда оказываются в незнакомой социальной среде. Внушающее воздействие становится более эффективным при возрастании авторитета источника воздействия, доверия к нему; психическое заражение — бессознательная, невольная подверженность человека психическим эмоциональным состояниям. Под 369 влиянием этого механизма происходит своеобразная интеграция социальной группы, масс людей. И это может происходить как на позитивной, так и на негативной основе. Особенно опасны групповые панические состояния, при которых у людей утрачивается контроль за своим поведением. Заражаемость личности, ее подверженность эмоциональным состояниям возрастает в толпе, незнакомой социальной среде, при неудачах, в экстремальных и опасных обстоятельствах, с ухудшением самочувствия, психического здоровья, увеличивается пропорционально массе людей; подражание — принятие и воспроизводство человеком демонстрируемых другими черт и образцов поведения, действий, ношения одежды, атрибутики внешности и т.п. Это частный случай проявления всеобщего закона повторения в животном мире и человеческом обществе. Через действие этого механизма передается и накапливается опыт, осуществляются развитие человека, общества и его прогресс. Подражание — один из источников социальных конфликтов, когда возникают противоречия между различными направлениями подражания (например, между сложившимися стереотипами в поведении, ношении одежды и т.п. и новыми модными веяниями). На механизме подражания основано проявление такого социального и социально-психологического феномена, как мода. Подражание может быть различным: от слепого копирования до осознанно-мотивированного. Основные законы подражания: • оно идет от внутреннего подражания к внешнему (духу религии подражают раньше, чем ее обрядам); • низшие подражают высшим; • отстающие подражают впереди идущим, младшие — старшим; • чем более высок уровень развития личности, тем менее она подвержена действию подражания; психическое принуждение, в основе которого находится механизм психического давления с использованием властных отношений. Такие отношения — результат как правового, так и социально-психологического регулирования взаимоотношений людей. С помощью психического принуждения осуществляется передача образов поведения, действий, ношения одежды и т.п. вопреки желаниям реципиента. Все это частные закономерности общения, взаимодействия людей. Выделяют и другие закономерности общения: • невозможно без общей, единой потребностной, ценностной основы у партнеров по общению; • должно развиваться, наращиваться, совершенствоваться; • не терпит дефицита, вакуума; • 370 • затухает либо приобретает формальное содержание и формы при отсутствии аттракции. Общение имеет национально-культурные особенности. Так, одной из форм проявления уважения и почитания партнера по общению у японцев (да и не только у них) являются поклоны. При общении с товарищем, коллегой поклон составляет примерно 10°, с клиентом — 30°, с начальником — 45°. Культурная дистанция в общении между арабами (и американцами) обычно короче, чем она принята у европейцев. Беседующие почти касаются друг друга, что свидетельствует о взаимном доверии. При первом знакомстве собеседник араб выражает большое радушие и любезность. Молодому специалисту целесообразно всесторонне изучить рекомендованную литературу по проблеме общения и разработать программу деятельности по наращиванию своего коммуникативного потенциала, как общего, так и профессионатьного, в том числе и через активные формы обучения: тренинги, практическую работу. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Что вы понимаете под общением? Всякий ли контакт между людьми можно рассматривать как общение? 2. Дайте характеристику общения как социально-психологического феномена. 3. Раскройте психологическую структуру общения. 4. Какие функции выполняет общение? 5. Проанализируйте психологические особенности вербальной коммуникации в межличностном общении. 6. Охарактеризуйте невербальные средства общения. 7. Раскройте особенности общения как коммуникативного процесса. 8. Что вы понимаете под персонифицированной информацией в коммуникативном процессе и как она влияет на его особенности? 9. Раскройте понимание и психологические механизмы возникновения аттракции в межличностном общении. 10. Проанализируйте приемы и правила создания аттракции. 11. Проанализируйте наиболее типичные трудности, барьеры в информационном межличностном общении. 12. Что собой представляет общение как восприятие и понимание людьми друг друга. 13. Раскройте особенности психологических механизмов взаимопонимания людьми друг друга. 14. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на особенности восприятия и понимания человека человеком. 15. Дайте характеристику общения как интерактивного процесса. 16. Какие психологические механизмы взаимовлияния людей вы знаете и в чем их особенности? 371 17. Раскройте основные закономерности межличностного общения. 1& Проанализируйте межличностное общение с позиций трансакт-ного анализа. ГЛАВА 25. СПЕЦИАЛИСТ И ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ В отечественной социальной психологии коллектив рассматривается как одна из разновидностей малой социальной группы, как определенный уровень социального и психологического развития социальной группы. Однако далеко не всегда группа становится коллективом, даже если люди осуществляют совместно ту или иную деятельность. В этом смысле этимология понятия «коллектив» (от лат. «группа с совместной деятельностью ее членов») не совпадает с тем смыслом, который вкладывают в это понятие отечественная психология, педагогика, социология. В зарубежной социальной психологии понятие «коллектив» обычно не используется и в случаях необходимости употребляется термин «малая группа», который становится все более популярным в нашей социальной психологии. Есть основания говорить о двух традициях в разработке социологических и психологических проблем в контактных общностях людей. Западная традиция: в качестве объекта исследования берется все многообразие малых социальных групп как контактных общностей людей. Цель исследований социальной психологии — выявление особенностей, закономерностей, возникающих в таких группах социально-психологических феноменов: лидерства, внушения, группового давления, конформизма и т.д. Все, что касается больших социальных групп (этнических, политических партий и движений, других массовых социальных феноменов), то они выступают объектом относительно самостоятельной отрасли психологии — социологической социальной психологии. Отечественная традиция: здесь акцент делается на изучении социологических и психологических проблем коллектива, на разработке соответствующих теорий, концепций коллектива. Что касается социальной психологии, то наряду с коллективами и другими малыми социальными группами (семья, дружеская компания, криминальные группы, различные учебные, производственные и другие малые группы) ее объектом выступают большие социальные группы, массовые социальные явления (война, революция, мода, безработица и т.д.), процессы (миграция населения, урбанизация, дифференциация и интеграция социальных структур, общества в целом и др.), движения (политические, профсоюзные, спортивные, молодежные и др.), различные виды массовой деятельности (зрелищные массовые мероприятия, работа средств 372 массовой информации, боевые операции и т.п.), а также основные формы общественного сознания (искусство, наука, религия, политика). Понятие «малая социальная группа» более широкое и емкое, чем понятие «коллектив». Есть много разновидностей малых групп, не относящихся к тому, что принято считать коллективом (диффузные, группы-кооперации, семья, дружеская компания и др.). Исследование психологических проблем в малых группах начиналось в 20-х годах. Одним из первых социально-психологических феноменов, на который обратили внимание исследователи, был эффект присутствия других членов группы [т.е. изучалось не взаимодействие, а факт одновременного действия рядом находящихся членов группы («коация») и группы в целом], в рамках которого выделили эффекты социальной фасилитации (присутствие других облегчает действия одного, способствует ему) и ингибиции (сдерживание, торможение действий индивида под влиянием присутствия других). Затем произошел переход к изучению взаимодействия индивидов в малых группах и возникающих при этом отношений и эффектов взаимовлияния. Далее предметом изучения становятся психологические характеристики группы, ее структура, различные формы проявления групповых установок (позиции, групповые традиции, привычки, ожидания и т.п.), механизмы групповой динамики. В исследованиях американского психолога Э. Мэйо (хотторн-ские эксперименты) разрабатывается концепция неформальных групп. Малые группы делятся на формальные и неформальные. В формальной группе четко заданы все позиции ее членов, которые предписаны групповыми нормами, строго распределены роли всех членов группы, система подчинения («структура власти»). Формальной группой является группа, созданная в условиях конкретной деятельности (школьный класс, бригада). Внутри формальной группы Э. Мэйо обнаружил неформальные, которые складываются стихийно. В таких группах ни статусы, ни роли не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Неформальная группа может формироваться внутри формальной, а может возникать вне ее. Иногда в рамках такой группы, несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные социальные позиции и роли. Так как в реальности очень трудно отделить группу формальную от неформальной, в социальной психологии родились подходы, выделяющие понятия формальной и неформальной структуры группы. И хотя предложенная Э. Мэйо классификация не может считаться достаточной, 373 на ее основе были предложены и другие классификации малых групп, структур отношений в малых группах (формальная, деловая, официальная и неформальная, психологическая, неофициальная). Дж. Морено создает социометрическую методику (начало 30-х годов) изучения неформальных отношений и структур в малых группах. В современной социальной психологии социометрия используется достаточно широко. Она позволяет практику: а) выявить неформальную (психологическую) структуру группы по соответствующим критериям; б) установить социально-психологический статус и уровень эмпатийности каждого члена группы; в) выявить лидеров и состав стихийно складывающихся микрогрупп в социальной группе. В отечественной теории и практике, прежде всего педагогической, акцент делается на разработке аксеологического и деятельностного подходов к пониманию групповых процессов формирования, складывания и развития группы как коллектива (школьного, студенческого, педагогического, спортивного, трудового, воинского). Изучались проблемы межличностных отношений в коллективе, формирования общих суждений, мнений, настроений, традиций, авторитета и руководства коллективом, его сплочения и др." Существует немало подходов к пониманию категории и явления «малая социальная группа» и ее количественных границ. Это относится как к зарубежной, так и к отечественной социальной психологии. Малая группа — это любое количество лиц, находящихся во взаимодействии друг с другом, при котором каждый член группы получает некоторое впечатление или восприятие каждого другого члена группы (Р. Бейлз). Малая группа — это социальная общность, которая состоит из определенного количества лиц, находящихся по отношению друг к другу во взаимных, более или менее определенных позициях и ролях и которые имеют определенную систему ценностей и норм, регулирующих поведение отдельных членов по важным для этой группы вопросам (Л/. Шериф). Известный отечественный социальный психолог Б. Ф. Порш-нев главной психологической характеристикой социальной группы считал наличие в ней Мы-чувства, поскольку оно позволяет дифференцировать одну общность людей от другой. Г.М.Андреева отрицательно относится к пониманию малой социальной группы как просто множества людей. Она рассматривает социальную группу как реальную ячейку общества, как взаимодействие людей, отличающихся общностью социальных норм и моральных ценностей и находящихся в определенных отноше 374 ниях друг к другу. Г.М.Андреева отмечает, что для социальной психологии малая социальная группа — это общность людей как субъект деятельности. По аналогии с западными исследователями она считает основными характеристиками группы ее композицию (состав), структуру, групповые проблемы (динамические социально-психологические процессы), групповые нормы и ценности, систему санкций в группе. Под малой социальной группой целесообразно понимать контактную общность людей (до 40 человек), связанных единством жизни и деятельности по месту, времени, а в отдельных случаях и единством целей, потребностей, общих норм, правил, способов деятельности. Малые социальные группы различаются: а) как условные и реальные, лабораторные и естественные; б) по способу возникновения: стихийно складывающиеся (неформальные) и специально создающиеся (формальные) для решения определенных задач; в) по характеру контактности: непосредственно (первичные) и опосредованно (вторичные) контактные группы; г) по содержанию деятельности: профессионально-деловые, учебные, бытовые, самодеятельно-творческие и др.; д) по характеру социальной ориентированности: социально-полезные или асоциальные группы; е) по уровню развития: диффузные группы, группы-кооперации, корпорации, коллективы; ж) по степени принятия личностью групповых норм и включенности ее в групповые отношения: группы членства и референтные группы. Для социальной психологии малая группа представляет интерес как носитель групповой, массовой психики, как система психологических связей и отношений, психических регуляторов, норм, правил поведения и деятельности людей. Предметом изучения социальной психологии в малых социальных группах выступают прежде всего такие психические феномены, как групповые, коллективные мнения, настроения, традиции, отношения, ценности, потребности, цели, лидерство, самоутверждение, адаптация личности, сплоченность группы, ее морально-психологическое состояние, социально-психологический климат и др. Психика группы — это реальное сознание людей данной общ7 ности, характеризующееся конкретным содержанием (нравственным, эстетическим, политическим, профессиональным, правовым и др.), направленностью, уровнем функционирования (от апатии, безразличия до энтузиазма), действенностью; это сложная совокупность внутри групповых социально-психологических процессов и явлений. 375 Социально-психологические процессы и явления в малых группах — понятие собирательное. Оно служит для обозначения разнообразных форм существования группового сознания (психики), социально-психологического поведения и проявления членами группы своей индивидуальности (лидерство, подчинение, стиль общения, самоутверждения и др.), механизмов взаимодействия людей и воздействия на них группового и общественного сознания (психическое заражение, подражание, внушение, убеждение, принуждение и др.). Функции социально-психологических феноменов разнообразны. Одни преимущественно осуществляют целеполагание группового поведения, деятельности группы (групповые потребности, интересы, установки), другие — главным образом выполняют функцию побуждения (настроения, мнения, традиции и др.). Социальные привычки, навыки групповых действий, обычаи, ритуалы преимущественно обеспечивают исполнение действий, поведение членов группы. В целом социально-психологические феномены выполняют и функцию познания действительности и ориентирования в ней. Существуют разные подходы к выделению феноменов групповой психики и их классификации. По влиянию на сплочение данной группы, на тенденции ее развития социально-психологические процессы и явления разделяют на интегрирующие социальную группу, способствующие ее сплочению, единению (общие потребности, интересы, цели, мнения, суждения, настроения, традиции и т.п.) и приводящие к дифференциации социальной группы (лидерство, самоутверждение, конфликты и т.п.). По степени устойчивости различают статические, динамические и статико-динамические социально-психологические процессы и явления (А. Д. Глоточкин). По влиянию на деятельность социальной группы и ее членов: побудительные и исполнительные процессы и явления. По тому, кто выступает носителем групповых процессов и явлений, различают: а) массовидные социально-психологические процессы и явления, характеризующие группу в целом (общие для группы потребности, интересы, мнения, настроение, паника, мода, морально-психологическая атмосфера и др.); б) процессы и явления, характеризующие социально-психологические особенности поведения личности в социальной группе (самоутверждение, лидерство, подчинение, сотрудничество, конформизм, нонконформизм, эмпатийность, ригоризм и т.п.); в) социально-психологические процессы и явления, характеризующие взаимодействие людей в социальной группе (социальная перцепция, взаимопонимание, аттракция, состязательность, конфликтность и др.). 376 Различают также социально-психологические процессы и явления, выступающие формой существования группового сознания, психики, и социально-психологические процессы и явления, которые как бы нейтральны по отношению к содержанию и направленности групповой психики: убеждение, внушение, психическое заражение, подражание, принуждение, групповое мышление и др. Все это социально-психологические механизмы взаимовлияния людей в группе. Под влиянием реальных условий жизни и деятельности людей происходит формирование и функционирование социально-психологических процессов и явлений и как результат их взаимодействия складывается и развивается малая социальная группа: осуществляется ее движение от диффузной группы к коллективу. "]]-:-- ЦОЕ \У\ Примечаниям) ось абсцисс — степень ценностно-ориентационного единства людей группы (ЦОЕ); б) ось ординат — степень и характер общественной значимости деятельности членов группы; в) группа в позиции 1 — диффузная; 2 — кооперация; 3 — коллектив; 4 — сплоченная бандитская шайка или другая достаточно сплоченная асоциальная группа; 5 — складывающаяся асоциальная группа. Психика социальной группы не сводима к психике человека, к психологии личности. Групповая психика, выступая сложной совокупностью содержания и состояния социально-психологических процессов и явлений, обусловлена не только особенностями деятельности членов группы, своеобразием материально-технических и экологических условий ее жизни и деятельности. Большое влияние на содержание, направленность и уровень функционирования групповой психики оказывают личностные особенности ее членов, своеобразие восприятия и понимания ими мира, действительности, конкретной ситуации, друг друга, возникающие у них отношения к деятельности, к реальным фактам и событиям как внутри групповой, так и вне групповой жизни. В целом содержание, направленность и уровень функционирования групповой психики, ее отдельных феноменов (и это не является исключением для коллектива) определяются многими факторами и обстоятельствами: историческим опытом жизни и деятельности данной группы, экономическими, политическими, 377 правовыми и другими социальными условиями, своеобразием деятельности и конкретных обстоятельств, в которых группа оказалась в тот или иной момент или в течение какого-то времени, и др. Что же касается специфики психики социальной группы, коллектива, то она определяется в первую очередь ее группообразую-щими признаками: для группы подростков — подростковый возраст, спортивного коллектива — вид спортивной деятельности, студенческой группы — учебная деятельность и возраст, этнической группы — общность этнических признаков, политической организации — организационно-идеологической основы, воинского коллектива — воинская деятельность и ее специфика (военно-морской флот, авиация, сухопутные войска, артиллерия и т. п.). Без правильного учета группообразующих признаков нельзя понять психику той или иной социальной группы (семья, производственный, учебный или педагогический коллектив, криминальная группа, спортивная команда и т.п.). В отечественной психологии при едином, общем понимании сути коллектива и коллективизма есть и некоторое своеобразие в определении понятия «коллектив». К. К. Платонов считал, что коллектив — это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, подчиненными целям этого общества (см.: Коллектив и личность. — М., 1975. — С. 13). А.В.Петровский под коллективом понимает организованную группу, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для группы в целом и для каждого ее члена в отдельности, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности (см.: Петровский А. В., Шпа-линский В. В. Социальная психология коллектива. — М., 1978. — С. 69). Коллектив — это контактная общность людей, объединенных единством общественно полезной деятельности, организации и коллективистической психологии. Основные признаки социальной группы, дающие основание считать ее коллективом: 1) общественно полезная цель деятельности людей данной общности {А. С. Макаренко, А. В. Петровский); 2) контактность (как непосредственная, так и опосредованная); 3) наличие организации, субординации отношений, единого и авторитетного для всех членов группы руководства (А. С. Макаренко); 4) определенный уровень развития коллективистической психологии — психологии взаимного понимания, сотрудничества, помощи, поддержки и взаимной требовательности, ответственности. 378 Интересен подход А. С. Макаренко к пониманию коллектива. Основные позиции педагога по данному вопросу таковы: коллектив — целеустремленный комплекс личностей; коллектив — такая общность людей, цели деятельности которой выходят за рамки собственной организации и вплетаются в интересы других, более широких общностей, общества в целом; подлинный коллектив возможен только на социалистическом принципе организации; коллектив — непростая совокупность людей. Коллектив характеризуют те связи и отношения, которые возникают между людьми; в коллективе никто не имеет не только права, но и возможности куражиться и издеваться даже над самым слабым членом коллектива. В коллективе каждый ощущает свою защищенность. Подлинный коллектив играет исключительно большую роль в жизни и деятельности человека. Во многих видах современной профессиональной деятельности коллектив становится основным ее субъектом. Особенно это относится к использованию современной техники, многим видам спортивной, воинской и другой деятельности. Коллектив является одним из основных субъектов формирования и развития гуманистической, коллективистически ориентированной личности, способной всесторонне проявить и утвердить свою индивидуальность. В этом смысле слова коллектив выступает своеобразным социальным и социально-психологическим полем, полигоном для соответствующей самореализации и самоутверждения личности, удовлетворения многих значимых для нее потребностей. Коллектив, его духовная жизнь, массовая психика и ее отдельные феномены являются своеобразной призмой, трансформатором, преломляющим идущие извне воздействия на личность. Вот почему работа по сплочению коллективов, поддержанию в них здоровой морально-психологической атмосферы выступает одной из главных забот руководителей, каждого члена коллектива. Оптимальным количественным составом группы, при котором она становится дееспособным коллективом, А. С. Макаренко считал 15 человек: «Больше 15 человек иметь в одном отряде нельзя». Минимальное количество людей, при котором социальная группа может приобрести черты подлинного коллектива, — 7 человек. По утверждению А. С. Макаренко, в группах численностью менее 7 человек трудно создать подлинный коллективизм, в них обычно и развивается дух семейственности, вседозволенности, попустительства, корпоративности, группового эгоизма. А. С. Макаренко выделил четыре уровня развития коллектива, превращения социальной группы в подлинный дееспособный коллектив. Основным показателем развития коллективизма, 379 преобразования группы в коллектив он считал развитие требовательности в группе. В зависимости от этого он выделял следующие уровни: 1. Требования предъявляются руководителем и им же прилагаются усилия для их претворения в жизнь. 2. Требования руководителя поддерживаются и проводятся в жизнь активом коллектива. 3. Требования к людям предъявляет сам коллектив как непосредственно, так и через свой актив, органы управления. Коллектив при необходимости использует и соответствующие санкции, если его требования не исполняются. 4. Каждый член коллектива предъявляет требования к себе и к окружающим. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 254. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |