Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КОЛИЧЕСТВО БУМАЖНЫХ ДЕНЕГ, НЕОБХОДИМЫХ В ОБРАЩЕНИИ. ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТСтр 1 из 6Следующая ⇒
ДЕНЕЖНАЯ МАССА В ОБРАЩЕНИИ И ЕЕ АГРЕГАТЫ. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ В рыночной экономике применяются различные группировки денег. Они называются денежными агрегатами и служат альтернативными измерителями денежной массы в обращении. В развитых странах для определения денежной массы используется разное количество денежных агрегатов. Так, в Англии и Франции ¾ два, в Японии и Германии ¾ три, США ¾ 4. Для расчета совокупной денежной массы в РФ предусмотрены следующие денежные агрегаты: М0, Ml, M2, М3: М0 ¾ наличные деньги в обращении: банкноты и монеты; M1 = М0 + средства на расчетных и текущих счетах в банках, дорожные чеки; М2 = M1 + срочные вклады в банках1; М3 = М2 + ценные государственные бумаги. Ускоренный рост денежной массы, как в наличной, так и в безналичной форме, оказывает понижающее воздействие на курс национальной валюты. В РФ денежная масса М2 на 1 апреля 2002 г. составила 1562,4 млрд. руб., в том числе наличные деньги (МО) ¾ 552,9 млрд. руб. Можно спросить, почему при определении денег игнорируются кредитные карточки. Ответ: кредитные карточки на самом деле не деньги, а средство получения краткосрочной ссуды в коммерческом банке или другом финансовом учреждении, выпустившем карточку. Они предназначены для того, чтобы отсрочить или отложить оплату на короткое время. Они дают возможность иметь в распоряжении меньше наличности и чековых вкладов для заключения сделки. Иначе говоря, кредитные карточки помогают синхронизировать расходы и доходы, уменьшая тем самым необходимость в хранении наличных денег и чековых вкладов. До начала Первой мировой войны банкноты развитых стран свободно обменивались (конвертировались) на золото. Наши сегодняшние деньги ¾ банкноты и монеты ¾ не что иное, как заменители, или простые символы, денег. Денежная система ¾ это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством.Денежные системы сложились почти четыре века назад, хотя отдельные их элементы имели место и в более ранний период. Экономисты выделяют два типа денежных систем: ¨ металлического обращения, при которой монеты непосредственно обращаются и выполняют все функции денег, а кредитные деньги разменны на металл; ¨ обращения кредитных и бумажных денег, при которых золото вытеснено из обращения. Понятие современной денежной системы включает в себя следующие элементы: денежную единицу; масштаб цен; виды денег; эмиссионную систему; государственный или кредитный аппарат. Денежная единица ¾ это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Эмиссионная система в развитых странах означает выпуск банковских билетов центральным банком, а казначейских билетов и монет ¾ казначейством в соответствии с законодательно установленным эмиссионным правом.
Рекомендация: Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
1 Денежный агрегат М2 представляет собой объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на расчетных, текущих счетах и депозитах нефинансовых предприятий, организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации. В этот агрегат не включаются депозиты в иностранной валюте.
КОЛИЧЕСТВО БУМАЖНЫХ ДЕНЕГ, НЕОБХОДИМЫХ В ОБРАЩЕНИИ. ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ Устойчивость современных денег определяется сегодня не золотым запасом, а количеством бумажных денег, необходимых для обращения. Большинство экономистов Запада пользуются математической формулой, предложенной американским экономистом И. Фишером (которая известна как «Уравнение обмена»), показывающей зависимость уровня цен от денежной массы: MV=PQ, где М¾ денежная масса; V ¾ скорость обращения денег; Р ¾ уровень товарных цен; Q ¾ количество обращающихся товаров. В соответствии с данной формулой объем денежной массы можно определить по формуле: Количество денег в обращении контролирует государство. Оно является гарантом относительной стабильности стоимости денег.Нельзя допускать расширения денежного предложения, что может существенно снизить покупательную способность денег. Это относится как к бумажной наличности, так и к банковским деньгам. Последние принимаются в качестве денег, поскольку банки и сберегательные учреждения способны выполнять обязательства. Однако децентрализованная система частных банков не гарантирована от выпуска слишком большого количества чековых денег. Для этого и существует государственный контроль,который предохраняет банковскую и финансовую систему от неосмотрительного открытия текущих счетов. Большинство инфляционных проблем, с которыми сталкивается общество, является следствием опрометчивого увеличения предложения денег. В связи с этим необходимо проведение соответствующей фискальной политики (об этом ниже) и эффективного государственного контроля денежного предложения. Деньги должны быть в движении, а движение всегда происходит во времени и пространстве. Денежный оборот¾ это движение денег, обслуживающее производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг. В связи с тем, что существуют наличные деньги и безналичные, экономисты различают наличный и безналичный денежный оборот. Наличный оборотпредставляет собой движение наличных денег в виде разменных монет и бумажных денег. Безналичный оборот¾ движение средств на банковских счетах. Формы безналичных расчетов могут быть самыми разнообразными. Это чеки, аккредитивы, кредитные карточки, электронные переводы, жироприказы, векселя, сертификаты, в России ¾ также платежные поручения и платежные требования-поручения. Между наличным и безналичным обращением существует взаимосвязь: деньги постоянно переходят из одной сферы денежного обращения в другую. Очевидно, что именно наличность обеспечивает человеку удобство, связанное с тем, что необходимые деньги для ежедневных покупок находятся у него на руках и ему нет необходимости при каждой покупке ходить в банк. Известно крылатое выражение «время ¾ деньги».Долгое время держать деньги в бездействии ¾ значит лишать себя дополнительного дохода в виде процентов по вкладу. Следовательно, надо взвесить преимущества и недостатки наличных денег и решить, сколько же наличных денег надо иметь на руках, а сколько ¾ положить в банк. Согласно модели управления наличной денежной массой ¾ модели Баумоля-Тобина (50 гг. XX в.) ¾ можно определить оптимальное число посещений банка или оптимальную сумму наличных денег исходя из соотношения убытков в виде не полученного на эту сумму банковского процента и стоимостной оценки экономии времени от более редких походов в банк. Приостанавливать движение денег или сберегать их можно лишь в условиях стабильной экономики. Невыгодно деньги хранить на счетах в банках или «под подушкой», если цены неустойчивы во времени. В этом случае деньги плохо выполняют вышеназванные функции. Они начинают «уходить» из неблагополучной экономики в поисках прибыльной сферы приложения или прибыльного пространства. В связи с этим функционирование денежной системы всегда является объектом пристального внимания исследователей рыночной экономики.
ГЛАВА 4. ЗАКОН СПРОСА Перед изучением данной главы внимательно прослушайте введение к главе. Затем изучите последовательно материалы параграфов главы, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания. После изучения всех параграфов прослушайте основные выводы по главе. Затем проверьте свои знания по главе, выполнив контрольные задания и ответив на проблемные вопросы, приведенные ниже.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 295. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |