Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Какой смысл заключен в этой легенде? Какая категория справедливости обсуждалась? Какой концепцией справедливости руководствовались в данном случае?




ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ

План практического занятия

Тема 1. Понятие, предмет, система этики и место среди других гуманитарных наук

Кол-во часов: 4 часа

1. Понятие и предмет этики как науки. Происхождение термина «Этика». Функции этики как науки.

Ответьте на вопросы:

Среди определений этики есть следующие:"Этика - это эстетика души" (Тьер Риверди);"Этика есть философия убеждения" (И. Кант). Как вы их понимаете? Какое из них, на ваш взгляд, более удачное?Как бы вы сами определили, что такое этика?

2. Связь этики с философией, педагогикой, психологией, эстетикой, экологией, социологией, правом, историей, этнографией, антропологией, экономикой.

3. Мораль: общая характеристика. Признаки морали. Структура морали: нравственное сознание (общественное, групповое, индивидуальное), нравственная практика, нравственные отношения. Функции морали.

4. Основные этические категории, их правовое воплощение: добро и зло, благо, идеал, смысл жизни, совесть, свобода, добродетель и порок, справедливость, честь и долг, счастье, честность, справедливость. Ответьте на вопросы, дайте характеристику, приведите примеры.

Добро и зло.

В каких смыслах рассматриваются понятия «добро» и «зло» в этике?

Какие концепции добра и зла существуют в истории этических учений?

Каковы важнейшие толкования добра?

4. Ответьте на вопросы:

Существует мнение: "Среди тайн, которые нас окружают, существование зла на земле - одна из самых необъяснимых" (А. Принс).Согласны ли Вы с этим? Можете ли Вы назвать причины существования зла на земле? Можно ли выделить причины существования добра? Если да, назовите их.

Как Вы понимаете следующие выражения.Согласны ли Вы с ними? Аргументируйте свой ответ.

- Ни одно доброе дело не остается безнаказанным;

- Берегись каждого, кому ты сделал добро (турецкая пословица);

- Беги от добра - спасешься от зла (турецкая пословица);

- Не делай добра, не получишь зла;

- Сделал добро и брось его в воду.

- Что отдал, то твое.

- Делая добро, будь благодарен за это ( Л.Н. Толстой).

- Когда нам платят за благородный поступок, его у нас отнимают (Л. Вовенарг).

- Брать - значит терять, отдавать - значит приобретать.

Сравните два бессмертных высказывания. Какая общая идея лежит в их основе?

- Какая разница между демоном и человеком? Мефистофель у Гете говорит: "Я часть той части целого, которая хочет зла и творит добро". Увы! Человек мог бы сказать о себе совершенно обратное. (Ф.М. Достоевский);

- Хотели как лучше, а получилось как всегда. (В.С. Черномырдин).

Благо

Какой смысл в этике придавался понятию блага?

Идеал

В чем заключается понимание «идеала» в этике? Какие подходы существуют  в теориях морали?

Как понимается в этике выражение «нравственный идеализм»?

Смысл жизни

Как понимается в этике выражение «нравственный идеализм»?

Заполните таблицу (письменно)

Модели смысла жизни в основных исторических концепциях

Концепция Смысл жизни
Гедонизм Стремление к наслаждению
Эвдемонизм  
Кинизм  
Эпикурейство  
Средневековая этика  
Этика возрождения  
РационализмXVII-XVIII вв.  
Т. Гоббс (XVIII в.) Ф. Ницше (XIX в.)  
Прагматизм  
Л. Фейербах (XIX в.), Э. Фромм (XX в.)  

Совесть

Какие трактовки понятия «совесть» существовали в истории моральной философии?

Какие важнейшие смыслы связаны в этике с пониманием категории «совесть»?

Свобода

Каковы основные значения понятия «свобода» в этике? Как связаны свобода и ответственность, какие виды ответственности выделяют в этике?

Добродетель и порок

Что понимают под терминами «добродетель» и «порок» в этике? Какие смыслы понятия «добродетель» рассматривались в учениях Сократа, Платона, Аристотеля, И. Канта, В. Соловьева?

В чем состоит различие классических «кардинальных «добродетелей античности и «теологических» добродетелей?

Какие социально-нравственные добродетели рассматриваются в этике? Как понимаются трудолюбие, мужество, патриотизм, космополитизм, гражданственность в этических концепциях? Какое значение имеют коммуникативные добродетели (дружба, товарищество, гуманность, милосердие)?

Долг

Какую роль имеет «долг» в структуре моральной мотивации? В чем состоит его регулятивное значение?

В чем состоит императивность морали?

Чем отличаются нравственные обязанности от иных обязанностей человека?

Каковы условия осуществления нравственного долга?

«Право и долг подобны пальмам, которые не приносят плодов, если не растут одна рядом с другой» (Ф.Ламенне).

Вставьте пропущенное слово, обоснуйте: «Долг и право-братья, у них одна мать-_____________________. Они рождаются вместе, в один и тот же день, они растут, развиваются и погибают вместе» (В. Кузен).

Счастье

Какие трактовки понятия «счастье» существуют в этике? В чем заключается эвдемонизм как этический принцип?

2. Герой к/ф "Доживем до понедельника" считал, что "Счастье - это когда тебя понимают".Согласны ли Вы с этим?

Честность

Какой смысл имеет понятие «честность» в этике? Какие мыслители рассматривали этические концепции «честности», «справедливости»?

Сравните следующие выражения. Как Вы их понимаете? Нет ли в них противоречий?Существуют ли зависимость между материальным благосостоянием человека и его нравственным обликом?

- Честность - тщеславие бедняков. (Андрей Петрилин).

- Пустому мешку трудно стоять прямо. (поговорка).

3. Согласны ли Вы с утверждением: "В наше время, когда о человеке говорят, что он умеет жить, обычно подразумевают, что он не отличается честностью" (Джорж Галифакс)?

Справедливость

Какие виды (категории) справедливости выделяют в этике?

Дайте характеристику концепций справедливости (Категории и концепции см. ПРИЛОЖЕНИЕ).

3. Укажите, какие виды и концепции справедливости представлены в следующих высказываниях:

"От каждого - по способностям, каждому - по потребностям" (Сен-Симон);

"Око за око, зуб за зуб" (принцип талиона);

"Равенство - начало справедливости" (Сенека);

"Кому много дано, с того много и взыщется" (Библия);

"Кто не работает, тот не ест";

"Суд - это имитация справедливости путем юридической процедуры" (В. Котов);

"Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому свое" (Цицерон);

"Мерилом справедливости не может быть большинство голосов" (Ф. Шиллер);

"Равенство всех – это вопиющая несправедливость, так как при этом величайшим людям приходится становиться слишком малыми" (Ф. Ницше);

"Оплати за обиду справедливостью, оплати за доброту добротой" (Конфуций);

"Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать ее результаты" (Сидни Смит);

"Справедливость – это твердое и постоянное желание каждому воздавать по заслугам" (Юстиниан);

"Несправедливость, причиненная одному лицу, часто бывает полезна всему обществу" (Юниус).

4. Персидская легенда гласит:

"Деревенский кузнец убил человека, и кадий приговорил его к смертной казни. Жители деревни толпой пришли к кадию и заявили:

- Кузнец у нас один. Если ты его казнишь, кто же будет подковывать наших мулов и ослов? Пусть казнят вместо него бакалейщика, он нам не так нужен.

Кадий подумал и ответил:

- Зачем же убивать бакалейщика? Он тоже один. Давайте казним одного из служителей бани - ведь их там двое".

Какой смысл заключен в этой легенде? Какая категория справедливости обсуждалась? Какой концепцией справедливости руководствовались в данном случае?

5. Прокомментируйте высказываниеО. Уайльда: "Жизнь никогда не бывает справедливой. Для большинства из нас так оно, пожалуй, и лучше".










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1332.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...