Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Безработица — положение в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное занятие).
Тема. Производство – основа экономики. (обществознание 8 класс) РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА Один из способов согласования экономической деятельности людей для решения главных экономических вопросов является рыночная экономика. В понятие «рынок» входит совокупность экономических отношений, проявляющихся в сферах производства, распределения, обмена и потребления. Для нормальной деятельности рынку необходимы определённые условия: · свободное ценообразование, · конкуренция, · свобода предпринимательской деятельности. Конкуренция — соперничество, борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле. В рыночной экономике продавцы конкурируют друг с другом, стараясь привлечь как можно больше покупателей. Для этого они стремятся снижать цены, улучшать качество товаров, использовать рекламу. Конкуренция позволяет создавать новые и более дешёвые товары и способы их производства, более совершенные технологии. В условиях рынка производитель подчиняется очень влиятельной силе — диктатуре цен. Чтобы понять, как рождается рыночная цена и каким образом она помогает согласовать поведение участников рынка, познакомимся с понятиями «спрос» и «предложение». Спрос — это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте. Основа спроса — потребности, но они ограничены платёжеспособностью покупателя. Спрос находится в обратной зависимости от цены. Чем выше цена единицы товара, тем меньше спрос на данный товар. Для современной российской экономики характерен постоянный рост цен. При этом потребители не только не уменьшают число покупок, но часто и увеличивают их: например, пользуются сезонными распродажами. Это может быть вызвано ожиданием ещё большего роста цен на товары в ближайшем будущем или исчезновения их из продажи.Мнение потребителей о качестве товара (вкусы и предпочтения) также оказывает влияние на спрос. Предложение — это желание и возможности продавцов продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте. Предложение находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем больше товара производители согласны произвести и продать. Соотношение спроса и предложения на рынке постоянно меняется. Механизмом, способным регистрировать эти изменения является система цен. Свободно формирующиеся в процессе купли-продажи цены являются ориентиром для производителя при принятии решений по основным экономическим вопросам: что, как и для кого производить? Если все товары производителя будут быстро проданы и по той цене, которая его устраивает, он получит доход от своей деятельности и станет богаче. Если же товар не пользуется спросом, производитель вынужден снижать цену на него. Это влечёт снижение дохода производителя. Свободное ценообразование — ещё одно из условий функционирования рынка. Продавцы могут свободно устанавливать цены, а покупатели — делать выбор: покупать товар по предложенной цене или нет. Именно цены связывают продавца и покупателя и определяют отношения между ними. Ситуацию на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену, экономисты называют рыночным равновесием. Главный принцип рынка — сделка должна быть выгодной и продавцу, и покупателю. В условиях рынка стимулируемая спросом успешная деятельность производителей обеспечивает неуклонный рост объёма нужных людям и хозяйству страны товаров и услуг. Таким образом, каждый участник экономики в погоне за своей личной выгодой в итоге увеличивает богатство страны и служит интересам всего общества. Такое положение, когда участники рынка стремятся обеспечить повышение благосостояния всех, по мере того как каждый продавец и каждый покупатель стремятся удовлетворить личный интерес в отношении своего благосостояния назвали «невидимой рукой» рынка.
БЕЗРАБОТИЦА Каждый имеет возможность заработать себе на жизнь. Труд в рыночной экономике носит добровольный характер. Но трудоспособный человек не всегда может найти приемлемую для себя работу. Это способствует возникновению такого связанного с занятостью явления, как безработица. Она является постоянным спутником рыночной экономики, с которым сталкиваются практически все страны мира. Безработица — положение в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное занятие). Среди трудоспособных граждан (лица 16 лет и старше, желающие работать) выделяют занятых и безработных. Занятость — деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, доход. К занятым относятся граждане, работающие в качестве наёмных работников, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (например, предприниматели, фермеры), избранные или назначенные на оплачиваемую должность, а также учащиеся школ, очных отделений вузов и других учебных заведений. Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, но стремящиеся найти работу и состоящие на учёте в службе занятости. Признанному безработным выплачивается пособие, которое обеспечивает поддержку уровня доходов безработного и его семьи на время поисков работы (максимальный размер пособия ограничен уровнем средней заработной платы по стране или в регионе). Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности трудоспособного населения, выраженное в процентах: уровень безработицы = число безработных : численность трудоспособного населения х 100%. Уровень безработицы в экономически развитых странах составляет 5—6%. Причины безработицы v Одна из причин безработицы связана с изменением потребительского спроса на товары и услуги. То есть с применением новых технологий происходит свёртывание старых производств, совершенствуются рабочие места (например, повышается их техническая оснащённость). Многие виды товаров исчезают, спрос на одни профессии уменьшается, на другие, включая новые, увеличивается. v Безработными в первую очередь становятся работники, чья профессия, квалификация и опыт не соответствуют технической перестройке производства. Чтобы включиться в процесс производства, работнику приходится переучиваться или повышать квалификацию. Бухгалтер, привыкший работать с калькулятором, лишится работы с внедрением на его предприятии компьютеров. Он будет безработным, пока не освоит компьютерные программы или не получит иную профессию. v Другая причина безработицы связана с поиском или ожиданием получения рабочего места гражданином. Среди безработных есть те, кто впервые ищет работу. Например, выпускник колледжа или вуза может числиться безработным, пока не найдёт места, соответствующего его специальности и уровню подготовки. Другие вынуждены менять работу. Причины смены работы бывают разные: поиск лучших условий труда и его оплаты, потеря интереса к профессии, увольнение, переезд на другое место жительства и т. п. v Безработица может быть вызвана таким явлением в развитии экономики, как спад производства (например, в условиях экономического кризиса). Он характеризуется сокращением производства и потребления. С сокращением выпуска продукции происходит увольнение ранее занятых работников и сокращение рабочих мест. v Экономисты также связывают некоторый уровень безработицы с особенностями производства в определённое время года. Они отмечают так называемую сезонную безработицу. Она вызвана изменением объёмов производства в отдельных отраслях экономики. Например, в сельском хозяйстве или в рыболовной отрасли в связи с сезонным характером деятельности. К особенностям безработицы также относится и более высокий уровень её в сельской местности, чем в городе.
Экономические и социальные последствия безработицы Высокий уровень безработицы влечёт за собой серьёзные экономические и социальные последствия. Экономисты при расчёте потерь от существующего уровня безработицы учитывают следующее: · расходы Государственного фонда занятости на выплату пособий зарегистрированным безработным, · потери по возможному фонду оплаты труда безработных (недополученная зарплата), · потери по возможному начислению подоходного налога с заработной платы (невыплата подоходного налога). Основная экономическая цена безработицы — несозданный продукт, что влечёт снижение общего объёма производимых в стране экономических благ. Рост безработицы ведёт также к сокращению потребительского спроса. Напомним, что зарплата — один из основных источников дохода большинства граждан и их семей. Отсутствие этого источника вынуждает их сокращать до минимума свои расходы. Всё это препятствует росту благосостояния всех граждан страны. Для общества и отдельных граждан важна и социальная сторона безработицы. Человек лишается важного источника дохода — заработной платы, а нередко теряет и квалификацию. В результате снижения доходов из-за безработицы происходит падение благосостояния граждан. Размер пособия по безработице не в состоянии обеспечить нормальный жизненный уровень в условиях постоянного роста цен на товары и услуги. Безработный, как правило, теряет чувство уверенности в себе, полезности окружающим и самоуважение, может ухудшиться его физическое и психическое состояние. Особенно опасна безработица среди молодёжи, чья недостаточная профессиональная подготовка или отсутствие специальности затрудняет решение проблемы трудоустройства. В этих условиях некоторая часть молодёжи может выбрать для удовлетворения своих потребностей образ жизни, не связанный с трудовыми усилиями, и пополнить преступную среду. Роль государства в обеспечении занятости Поскольку одного «лекарства» от безработицы не может быть, правительства используют целый набор методов. Государство стремится снизить уровень безработицы, принимая следующие меры: ü создание условий для переподготовки и повышения квалификации работников (деятельность центров профориентации, учебных центров), ü предоставление информации о потребностях фирм в работниках и содействие в трудоустройстве безработных (ярмарки вакансий, молодёжные биржи труда, поддержка изданий по вопросам трудоустройства). Меры по сглаживанию негативных последствий безработицы: профессиональное обучение безработных, выплата пособий по безработице, организация общественных работ. Основными путями поиска новой работы, как подтверждают многие исследования, являются средства массовой информации, Федеральная государственная служба занятости, получение информации от друзей и знакомых, непосредственное обращение к работодателю. Особенно в поддержке государства нуждаются самые молодые работники. Для помощи молодёжи государство предоставляет льготы по уплате налогов фирмам, использующим преимущественно труд молодых, создаёт центры обучения по наиболее востребованным профессиям. Образовательные организации стремятся оказать информационную и психолого-педагогическую поддержку будущим выпускникам школ, колледжей в решении карьерных вопросов. Учащимся необходимо осуществлять выбор оптимального варианта нахождения своего места в обществе с ориентацией не только на сегодняшний день, но и на ближайший прогноз развития страны, своего региона.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 271. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |