Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Безработица — положение в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное занятие).




Тема. Производство – основа экономики. (обществознание 8 класс)

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Один из спо­собов согласования экономической деятельности людей для решения главных экономических вопросов является рыночная экономика.

В понятие «рынок» входит совокупность экономических отношений, проявляю­щихся в сферах производства, распределения, обмена и по­требления.

Для нормальной деятельности рынку необходимы опре­делённые условия:

· сво­бодное ценообразование,

· конкуренция,

· свобода предприни­мательской деятельности.

Конкуренция — соперничество, борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле.

В рыноч­ной экономике продавцы конкурируют друг с другом, ста­раясь привлечь как можно больше покупателей. Для этого они стремятся снижать цены, улучшать качество товаров, использовать рекламу. Конкуренция позволяет создавать новые и более дешёвые товары и способы их производства, более совершенные тех­нологии.

В ус­ловиях рынка производитель подчиняется очень влиятель­ной силе — диктатуре цен.

Чтобы понять, как рождается рыночная цена и каким образом она помогает согласовать поведение участников рын­ка, познакомимся с понятиями «спрос» и «предложение».

Спрос — это жела­ние и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте. Основа спроса — потребности, но они ограничены платёжеспособностью покупателя. Спрос находится в обратной зависимости от цены. Чем выше цена единицы товара, тем меньше спрос на данный товар.

  Для современной российской экономики характерен постоянный рост цен. При этом потребители не только не уменьшают число покупок, но часто и увеличивают их: например, пользуются сезонными распродажами. Это может быть вызвано ожиданием ещё большего роста цен на товары в ближайшем будущем или исчезновения их из продажи.Мнение потребителей о качестве товара (вкусы и предпочтения) также оказывает влияние на спрос.

Предложение — это желание и возможности продавцов продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте. Предложение находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем больше товара производители согласны произвести и продать.

Соотношение спроса и предложения на рынке постоянно меняется. Механизмом, способным регистрировать эти изменения является система цен. Свободно формирующиеся в процессе купли-продажи цены являются ориентиром для производителя при принятии решений по основным экономическим вопросам: что, как и для кого производить?

Если все товары производителя будут быстро проданы и по той цене, которая его устраивает, он получит доход от своей деятельности и станет богаче. Если же товар не пользуется спросом, производитель вынужден снижать цену на него. Это влечёт снижение дохода производителя.

Свободное ценообразование — ещё одно из условий функционирования рынка. Продавцы могут свободно устанавливать цены, а покупатели — делать выбор: покупать товар по предложенной цене или нет. Именно цены связывают продавца и покупателя и опреде­ляют отношения между ними. Ситуацию на рынке, когда продавец может и хочет про­дать ровно столько товара и по такой цене, сколько поку­патель захочет и сможет купить за эту цену, экономисты называют рыночным равновесием.

Главный принцип рынка — сделка должна быть выгод­ной и продавцу, и покупателю.

В условиях рынка стимули­руемая спросом успешная деятельность производителей обеспечивает неуклонный рост объёма нужных людям и хозяй­ству страны товаров и услуг. Таким образом, каждый участник экономики в погоне за своей личной выгодой в итоге увеличивает богатство стра­ны и служит интересам всего общества. Такое положение, когда участники рынка стремятся обеспе­чить повышение благосостояния всех, по мере того как каждый продавец и каждый покупатель стремятся удовлетво­рить личный интерес в отношении своего благосостояния назвали «не­видимой рукой» рынка.

 

БЕЗРАБОТИЦА

Каждый имеет возможность заработать себе на жизнь. Труд в рыночной экономике носит добровольный ха­рактер. Но трудоспособный человек не всегда может найти при­емлемую для себя работу. Это способствует возникновению такого связанного с занятостью явления, как безработица. Она является постоянным спутником рыночной экономики, с которым сталкиваются практически все страны мира.

Безработица — положение в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное занятие).

Среди трудоспособных граждан (лица 16 лет и старше, желающие работать) выделяют занятых и безработных. Занятость — деятельность граждан, не противоречащая за­конодательству и приносящая, как правило, доход. К заня­тым относятся граждане, работающие в качестве наёмных работников, лица, самостоятельно обеспечивающие себя ра­ботой (например, предприниматели, фермеры), избранные или назначенные на оплачиваемую должность, а также уча­щиеся школ, очных отделений вузов и других учебных за­ведений.

Безработными признаются трудоспособные граж­дане, не имеющие работы и заработка, но стремящиеся найти работу и состоящие на учёте в службе занятости.

Признанному безработным выплачивается пособие, которое обеспечивает поддержку уровня доходов безработного и его семьи на время поисков работы (максимальный размер пособия ограничен уровнем средней заработной платы по стране или в регионе).

Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности трудоспособного насе­ления, выраженное в процентах: уровень безработицы =

число безработных : численность трудоспособного населения х 100%.

Уровень безработицы в экономически развитых странах составляет 5—6%.

Причины безработицы

v Одна из причин безработицы связана с изменением потребительского спроса на товары и услуги. То есть с применением новых технологий происходит свёртывание старых производств, совершенствуются рабочие места (например, повышается их техническая оснащённость). Многие виды товаров исчезают, спрос на одни профессии уменьшается, на другие, включая новые, увеличивается.

v Безработными в первую очередь становятся работники, чья профессия, квалификация и опыт не соответствуют технической перестройке производства. Чтобы включиться в процесс производства, работнику приходится переучиваться или повышать квалификацию. Бухгалтер, привыкший работать с калькулятором, лишится работы с внедрением на его предприятии компьютеров. Он будет безработным, пока не освоит компьютерные программы или не получит иную профессию.

v Другая причина безработицы связана с поиском или ожиданием получения рабочего места гражданином. Среди безработных есть те, кто впервые ищет работу. Например, выпускник колледжа или вуза может числиться безработным, пока не найдёт места, соответствующего его специальности и уровню подготовки. Другие вынуждены менять работу. Причины смены работы бывают разные: поиск лучших условий труда и его оплаты, потеря интереса к профессии, увольнение, переезд на другое место жительства и т. п.

v Безработица может быть вызвана таким явлением в развитии экономики, как спад производства (например, в условиях экономического кризиса). Он характеризуется сокращением производства и потребления. С сокращением выпуска продукции происходит увольнение ранее занятых работников и сокращение рабочих мест.

v Экономисты также связывают некоторый уровень безработицы с особенностями производства в определённое время года. Они отмечают так называемую сезонную безработицу. Она вызвана изменением объёмов производства в отдельных отраслях экономики. Например, в сельском хозяйстве или в рыболовной отрасли в связи с сезонным характером деятельности.

К особенностям безработицы также относит­ся и более высокий уровень её в сельской местности, чем в городе.

 

Экономические и социальные последствия безрабо­тицы

Высокий уровень безработицы влечёт за собой серьёзные экономические и социальные последствия.

Экономисты при расчёте потерь от существующего уровня безработицы учитывают следующее:

· расходы Государственного фонда занятости на выплату пособий зарегистрированным безработным,

· потери по возможному фонду оплаты труда безработных (недополученная зарплата),

· потери по возможному начислению подоходного налога с заработной платы (невыплата подоходного налога).

Основная экономическая цена безработицы — несозданный продукт, что влечёт снижение общего объёма производимых в стране экономических благ. Рост безработицы ведёт также к сокращению потребительского спроса. Напомним, что зарплата — один из основных источников дохода большинства граждан и их семей. Отсутствие этого источника вынуждает их сокращать до минимума свои расходы. Всё это препятствует росту благосостояния всех граждан страны.

Для общества и отдельных граждан важна и социальная сторона безработицы. Человек лишается важного источника дохода — заработной платы, а нередко теряет и квалификацию. В результате снижения доходов из-за безработицы происходит падение благосостояния граждан. Размер пособия по безработице не в состоянии обеспечить нормальный жизненный уровень в условиях постоянного роста цен на товары и услуги.

Безработный, как правило, теряет чувство уверенности в себе, полезности окружающим и самоуважение, может ухудшиться его физическое и психическое состояние. Особенно опасна безработица среди молодёжи, чья недостаточная профессиональная подготовка или отсутствие специальности затрудняет решение проблемы трудоустройства. В этих условиях некоторая часть молодёжи может выбрать для удовлетворения своих потребностей образ жизни, не связанный с трудовыми усилиями, и пополнить преступную среду.

Роль государства в обеспечении занятости

Поскольку одного «лекарства» от безработицы не может быть, прави­тельства используют целый набор методов.

Государство стремится сни­зить уровень безработицы, принимая следующие меры:

ü соз­дание условий для переподготовки и повышения квалифи­кации работников (деятельность центров профориентации, учебных центров),

ü предоставление информации о потребно­стях фирм в работниках и содействие в трудоустройстве безработных (ярмарки вакансий, молодёжные биржи труда, поддержка изданий по вопросам трудоустройства).

Меры по сглаживанию негативных последствий безработицы: профес­сиональное обучение безработных, выплата пособий по без­работице, организация общественных работ.

Основными путями поиска новой работы, как подтвер­ждают многие исследования, являются средства массовой информации, Федеральная государственная служба занято­сти, получение информации от друзей и знакомых, непо­средственное обращение к работодателю.

Особенно в поддержке государства нуждаются самые молодые работники. Для помощи молодёжи государство предоставляет льготы по уплате налогов фирмам, исполь­зующим преимущественно труд молодых, создаёт центры обучения по наиболее востребованным профессиям. Образовательные организации стремятся оказать информационную и психолого-педагогическую под­держку будущим выпускникам школ, колледжей в реше­нии карьерных вопросов. Учащимся необходимо осущест­влять выбор оптимального варианта нахождения своего мес­та в обществе с ориентацией не только на сегодняшний день, но и на ближайший прогноз развития страны, своего ре­гиона.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 271.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...