Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
УМК «Начальная школа 21 век» в соответствии с ФГОС
На 2015-2016 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программыУМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Курс русского языка 2 класса построен на общей научно – методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьникаи позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности.
На изучение русского языка во2 классе отводится 170 часов в год (34 учебныенедели по 5 часов в неделю)
Цели и задачи обучения русскому языку
ü ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
ü формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
ü развитие устной и письменной речи учащихся;
ü развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству
ü нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Содержание курса «Русский язык» включает три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Концепция (основная идея) программы рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода – учебной деятельности.
Общая характеристика курса
Особенностью программы предмета «Русский язык» является блоковая подача материала – система уроков, реализующая общую цель обучения. Под блоком понимается система уроков, реализующие общую цель обучения. Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Цель развития языковой эрудиции школьника, его интересак языку и речевому творчеству в отдельный блок не выделяется, так как ее реализация осуществляется попутно на уроках других блоков.
В рамках уроков одного блока реализуется толькоодна цель.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы.
Основные принципы отбора материала:
- учет возрастных психологических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;
- интеграция - установление устойчивых связей между разными учебными предметами;
- дифференциация обучения: разноуровневость предлагаемых заданий; педагогическая поддержка как «сильным», так и неуспевающим учащимся;
- учет психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей.
Общая характеристика учебного процесса:
Программа предусматривает проведение: комбинированных уроков, контрольных уроков, уроков закрепления, обобщающих уроков, тренировочных уроков, интегрированных, традиционных уроков и уроков развития речи.
Особое место в овладении данным курсом отводится моделированию, работе с предложением, звуковому анализу, развитию речи, чтению, восприятию художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником, графике и письму.
Методы обучения: дифференцированное обучение, моделирование и работа с моделями, дидактические игры, анализ, сравнение, классификация, самостоятельная работа, контроль и самоконтроль, самооценка.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
1. «Фонетика»;
2. «Слово и предложение»;
3. «Состав слова»;
4. «Лексика»;
5. «Правописание»;
6. «Развитие речи».
Планируемые результаты освоения курса «русский язык»
Личностнымирезультатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимания необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметнымирезультатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Планируемые результаты обучения 2класс
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
· парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
· изменяемые и неизменяемые слова;
· формы слова и однокоренные слова;
· однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
· предложения по цели высказывания;
· предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией
выделять, находить:
· в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
· лексическое значение слова в толковом словаре;
· основную мысль текста;
решать учебные и практические задачи:
· делить слова на слоги
· использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
· подбирать однокоренные слова;
· определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
· безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов
· проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
· подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
· исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила правописания:
· перенос слов;
· проверяемые безударные гласные в корнях слов;
· парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
· непроизносимые согласные;
· непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
· подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
· при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
· определять по предложенным заголовкам содержание текста;
· составлять план текста;
· определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
· соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
· Программа - Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2012г.
· Учебники - Русский язык: учебник для 2 кл. в 2 частях. Под редакцией Иванова С. В., – М.: Вентана-Граф, 2012.
· Учебные пособия - Кузнецова М. И. Рабочие тетради "Пишем грамотно". 2 кл. – М.: Вентана-Граф, 2012. Кузнецова М. И.Коррекционно-развивающие тетради «Учусь писать без ошибок» – М.: Вентана-Граф, 2012. Оценка знаний. Русский язык, 2 – 4 класс, 2009г. Авторы: В. Ю. Романова, Л. В. Петленко, – М.: Вентана-Граф, 2009. В. А. Шукейло. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ 1 – 4классы., – М.: Вентана-Граф, 2007.
Содержание курса
Содержатель
ная линия
Учебный материал
Кол-во часов
Требования ФГОС
Планируемые результаты
Формы и вопросы контроля
Универсальные учебные действия
Предметные
Знать
Уметь
Фонетика
Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначений звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы! Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я, их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение. Перенос.
10ч
установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; оценка результатов работы; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; формулирование проблемы; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
гласные и согласные буквы и звуки; твердые и мягкие буквы и звуки, звонкие и глухие буквы и звуки, правила русской графики
распознавать устную речь и письменную, озвучивать правила русской графики, оформлять предложения на письме, правильно писать правила жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Диктант (текущий)
Тема: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;перенос слов (на материале уроков 7-9, 13,14).
Итоговая контрольная работа
Тема: фонетика;
слово и предложение;
слова изменяемые, неизменяемые;
окончание
( на материале уроков 1-24).
Словарные диктанты
Слово и предложение
Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова,называющие признаки, — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, — глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.Знаки препинания в конце предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. Слова в предложении.
6 ч
правила переноса слов, правила подбора проверочных слов на орфограмму парные согласные на конце слова, роль ударения, повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; слова, которые обозначают предмет, признак и действие предмета.
переносить слова, делить слова на слоги, подбирать проверочные слова, оформлять предложения, ставить нужный знак в конце предложения
Итоговая контрольная работа
Тема: фонетика;
слово и предложение;
корень слова;
суффикс (на материале уроков 1-59).
Словарные диктанты
Состав слова
Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова.Чередование согласных и корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно - суффиксалъный способ образования слов.
(Курсивом здесь и далее обозначены темы для ознакомления, превышающие образовательный минимум, способствующие расширению лингвистического кругозора младших школьников. Материал тем не является обязательным для усвоения(дается учителем исходя из уровня подготовленности и темпа работы учеников) и не выносится в уровень требований, предъявляемых к выпускнику начальной школы.)
19ч
понятия «окончание», «корень», «неизменяемые слова» и «однокоренные слова», понятие «суффикс»; значения суффиксов, понятия «приставка», «предлог» и «основа слова»;
находить в словах окончание и корень; находить неизменяемые слова; изменять формы слов с помощью окончания;
образовывать слова с помощью суффиксов;
образовывать слова с помощью приставок, находить основу слова; образовывать слова с помощью приставок; писать Ъ; писать приставки; различать части слова и находить состав слова.
Диктант (текущий)
Тема: правописание согласных в корне слова (на материале уроков 36, 38, 39, 41-44, 47, 49).
Текущая контрольная работа
Тема: корень слова, суффикс (на материале уроков 27, 32, 37, 40, 45, 46, 50, 54, 56).
Словарные диктанты
Лексика
Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова.Фразеологизм.Фразеологизм и слово.Использование фразеологизмов.
22ч
понятия «текст», «антоним», «синоним», омоним», «заимствованные слова»; слова исконные и заимствованные; лексическое значение слова и состав слова.
различать однозначные и многозначные; определять значение многозначного слова; находить и проверять орфограммы в слове; применять орфографические правила;
Тест
(вариант итоговой контрольной работы)
Тема: состав слова;
значение слова;
синонимы, антонимы (наматериале уроков 61 - 108).
Текущая контрольная работа
Тема: лексика (на материале уроков 111-133).
Словарные диктанты
Правописание жи — ши, ча — ща, чу — щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов.
Правописание заглавной буквы.
Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании (башня — башенка, чашка — чашечка).
Правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -енок-; -ок-; -ек-; -ик-; -ост(ъ)-
Правописание суффиксов имен прилагательных: -ое-, -ев-, -ив-, -чив-,-лив-.
Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-.Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.
58ч
понятия «окончание», «корень», «неизменяемые слова» и «однокоренные слова», понятие «суффикс»; значения суффиксов, понятия «приставка», «предлог» и «основа слова»;
писать и находить безударные гласные в корне слова;
писать гласные и согласные в корне слова; писать слова с непроизносимыми согласными в корне,
писать суффиксы имен прилагательных; писать суффиксы ёнок, онок, ик, ек, ость;писать корни и суффиксы, различать приставки с буквами О, А;
Диктант (текущий)
Тема: правописание разделительных ь и ъ, приставок и предлогов (на материале уроков 63-77).
Итоговый диктант
Тема: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
перенос слова, безударные гласные в корне слова;
согласные в корне слова;
непроизносимые согласные в корне слова;
правописание изученных суффиксов (на материале уроков 7-60).
Словарные диктанты
Развитие речи
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.
Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам.
Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.
Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, - их особенности.
34ч
понятия «текст», «абзац», «план текста»; почему у оного текста бывают разные заголовки; что значит начало и окончание текста, понятия «текст-описание», «текст-повествование», «текст-рассуждение».
сочинять текст, выделять абзацы, составлять план текста, находить связь предложений в тексте, писать письма по плану, сочинять тексты описание, повествование и рассуждение.
Словарные диктанты
Повторение
5ч
материал по русскому языку за 2 класс
применять на практике УУД по русскому языку за 2 класс.
Работа с таблицей «Звуки речи». Знакомство со словами фонетика, графика. Различение звуков и букв
Учащиеся должны уметь различать звуки и буквы, производить наблюдения над звуками в слове
Текущий
Понятия «фонетика», «графика»
2
Гласные и согласные звуки и их буквы
Комбинированный
Основное различие гласных и согласных звуков. Знакомство с транскрипцией. Повторение способов обозначения мягкости согласных звуков
Знание и распознавание гласных и согласных звуков и букв.
Уметьсоставлять схему слова при помощи фишек.
Текущий
Транскрипция как способ записи звукового состава слова
3
Диагностическая контрольная работа по остаточным знаниям
4
Обозначение звуков речи
на письме
Комбинированный
Сопоставление: звуковая и буквенная запись слов. Упражнения: запись звучащего слова с помощью транскрипции
Иметь представление о записи слов при помощи транскрипции.
Текущий
Соотнесение звуковой и буквенной записей слова.
Гласные буквы
е, ё, ю, я, их функции
5
Ударные и безударные гласные
звуки в слове
Комбинированный
Упражнения: определение ударного звука в слове. Сравнение слов чудно — чудно. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения
Уметь определять ударный слог в слове. Знать о смыслоразличительной функции ударения.
Текущий
Что изучает
лексика?
6
Согласные звуки
Комбинированный
Упражнения на замену одного звука в слове. Составление слов из набора букв. Обобщение известных способов обозначения звука [и']
Уметь различать и характеризировать согласные звуки.
Знать способы обозначения звука.
Текущий
Согласный звук [й], его характеристика.
Функции йотированных букв
7
Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие
Комбинированный
Сравнение звуков по твердости-мягкости. Сопоставление звукового состава слов. Сравнение звуков по звонкости-глухости
Знатьи характеризовать согласные звуки.
Текущий
8
Звонкие согласные звуки в конце слова
Комбинированный
Сравнение звукового состава слов. Составление пар по звонкости-глухости. Наблюдение за оглушением парных звонких на конце слова
Уметь находить пару и сравнивать по звонкости - глухости, твердости - мягкости.
Текущий
Звуки, не имеющие пары по твёрдости-
мягкости: [ж], [ш], [ц], [щ], [й]
Обозначение буквами гласных звуков после шипящих («Правописание»)
3 ч.
9
Учимся писать сочетания жи — ши
Комбинированный
Орфографический тренинг в написании слов с буквосочетаниями жи — ши. Изменение слов по образцу
Знать написания сочетания жи-ши.
Уметь применять данные знания на практике.
Текущий
Безударные случаи звукосочетаний [же], [ше] в словах железо, шерстяной
10
Учимся писать сочетания ча — ща
Комбинированный
Обсуждение вопроса, есть ли твердые пары у звуков [ч'] и [щ']. Орфографический тренинг в написании слов с буквосочетаниями ча — ща. Изменение слов по образцу
Знатьправило написание сочетания ча-ща.
Уметь применять данные знания на практике
Текущий
Непроверяемая безударная гласная в корне слова щавель
11
Учимся писать сочетания чу — щу
Комбинированный
Обсуждение вопроса, есть ли твердые пары у звуков [ч'] и [щ']. Орфографический тренинг в написании слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — шу
Знать правило написания сочетания чу-щу.
Уметь применять данные знания.
Текущий
Фонетика («Как устроен наш язык»)
2 ч.
12
Разделительный мягкий знак (ь)
Комбинированный
Упражнения: обозначение мягкости согласных на письме. Обсуждение вопроса о значении и особенностях мягкого знака. Отработка алгоритма списывания
Знать функции мягкого знака и
уметь их различать.
Текущий
Наблюдение за парами слов, различающихся только одним звуком [й] :солю
[сал у] и солью
[сал й у]
13
Слог
Комбинированный
Упражнения: деление слов на слоги, классификация слов по количеству слогов
Знать правила переноса слов.
Уметь делить слова на слоги.
Текущий
Перенос слов («Правописание»)
3 ч.
14
Учимся переносить слова
Комбинированный
Отработка правила переноса слов. Поиск слов, которые можно переносить. Поиск ошибок, допущенных при переносе слов
Знать правила переноса слов с «й»
Текущий
Правила переноса слов с буквами й, ь, ъ
15
Учимся переносить слова
Списывание
Комбинированный
Наблюдение за способами переноса слов с буквами и, ь, ъ. Поиск слов, которые нельзя переносить
Уметь
правильно переносить слова, безошибочно списывать текст
Текущий
Слова, которые нельзя переносить
16
Диктант (текущий)
Тема: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;перенос слов
Контрольный
Правила, которые встречаются в диктанте.
Уметь
применять изученные правила.
Тематический.
Контрольный диктант
Фонетика («Как устроен наш язык»)
1 ч.
11
Слоги ударные и безударные. Роль ударения
Комбинированный
Упражнения: способы определения места ударения в слове. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения
Знать о смыслоразличительном значении ударения.
Уметь отличать слово от сочетания звуков.
Текущий
Способы определения ударения в слове
Слово и предложение. Слова в предложении(«Как устроен наш язык»)
6 ч.
18
Слово
Диагностическое обследование
Комбинированный
Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»-. Работа с текстом сказки Г. Остера «Зарядка для хвоста». Работа со схемами
Знать о смыслоразличительном значении ударения.
Уметь отличать слово от сочетания звуков.
Текущий
Несуществующие слова
19
Слова, называющие предметы
Комбинированный
Наблюдение за значением слов. Наблюдение: слова, отвечающие на вопросы что?, кто?. Знакомство с термином «имена существительные». Тренировка в постановке вопросов
Знать понятие «имена существительные».
Уметь выделять слова из текста, отвечающие на вопросы Кто? Что?
Текущий
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
20
Слова, называющие признаки и действия предметов
Комбинированный
Проблемная ситуация ъ рубрике «Давай подумаем». Наблюдение: слова, не отвечающие на вопросы кто?, что?. Знакомство с терминами «имена прилагательные», «глаголы». Тренировка в постановке вопросов
Знать понятия «имена прилагательные», «глагол».
Уметь выделять их из текста.
Текущий
Введение термина «часть речи»
21
Слово и предложение
Комбинированный
Сравнение: звук — слово — предложение. Знакомство с признаками предложения.
Знать понятия: звук - слово –предложение, и уметь их различать.
Знать о делении предложений по цели высказывания.
Текущий
Составление предложений разных видов (по целям высказывания) к предложенным схемам
22
Восклицательные и невосклицательные предложения
Комбинированный
Наблюдение: цель высказывания. Фронтальная работа
Уметь различать восклицательные и невосклицательные предложения.
Текущий
Произнесение предложений с восклицательной интонацией
23
Слова в предложении
Комбинированный
Работа с рисунками учебника. Обсуждение правила. Определение цели предложения и его интонационной окраски. Поиск ошибок
в постановке знаков препинания в конце предложения
Уметьразличать предложение
по интонации и по цели высказывания.
Текущий
Наблюдение за «поведением» слов в предложении (изменение формы слова)
Состав слова и словообразование(«Как устроен наш язык»)
4 ч.
24
Окончание как часть слова
Комбинированный
Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Знакомство с понятием «окончание». Фронтальная работа: изменение формы слова, выделение окончаний
Уметьвыделять изменяемую часть слова (окончание).
Текущий
25
Изменение формы слова с помощью окончания
Комбинированный
Наблюдение: изменение формы слова. Составление предложений из набора слов. Работа со словами с нулевым окончанием
Уметьвыделять нулевое окончание в словах.
Текущий
Изменение форм имён существительных, имён прилагательных и глаголов с опорой на языковой опыт учащихся
26
Неизменяемые слова
Комбинированный
Наблюдение: неизменяемые слова. Сравнение: неизменяемые слова и слова с нулевым окончанием. Выбор нужной формы слова для завершения предложения.
Уметь находить и применять в речи неизменяемые слова.
Текущий
Слова изменяемые и неизменяемые
27
Итоговая контрольная работа
Тема: фонетика; слово и предложение; слова изменяемые, неизменяемые; окончание
Контрольный
Правила, которые встречаются в диктанте.
Уметь применять изученные правила.
Итоговый, контрольный диктант, задание
Заглавная буква в словах («Правописание»)
2 ч.
28
Вспоминаем правило написания заглавной буквы
Комбинированный
Проблемная задача (с опорой на сюжетную картинку). Активизация словарного запаса. Заполнение пропусков в предложениях
Уметь применять правила написания заглавной буквы в словах.
Текущий. Самостоятельная работа
29
Вспоминаем правило написания заглавной буквы
Комбинированный
Повторение правила. Отработка написания заглавной буквы в географических названиях. Составление диалогов. Работа с карточками
Состав слова и словообразование («Как устроен наш язык»)
1 ч.
30
Корень как часть слова
Комбинированный
Работа с иллюстрацией учебника, наблюдение: значение и звучание родственных слов. Коллективное формулирование выводов
Уметь находить корень слова. Знать определение «Корня».
Текущий
Знакомство с понятиями «однокоренные слова», «родственные слова». Наблюдение за группами родственных слов и формами одного и того же слова
Проверяемые безударные гласные в корне слова («Правописание»)
4 ч.
31
Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова
Комбинированный
Рубрика «Давай подумаем»: способ обозначения безударных гласных в корне слова. Сравнение: обозначение буквами ударных и безударных гласных; способы проверки. Коллективное выведение правил
Знать способы проверки безударной гласной в корне слова.
Текущий
Знакомство с понятиями «опасное место», «орфограмма». Нахождение ошибок в обозначении буквами безударных гласных и подборе проверочных и родственных слов
32
Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова
Комбинированный
Работа с группами родственных слов. Сравнение звуковых моделей слов. Закрепление правила. Подбор проверочных слов
Знатьспособы проверки безударной гласной в корне слова.
Текущий
33
Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова
Комбинированный
Анализ слов с целью выявления безударного гласного звука в слове. Упражнения: постановка орфографических задач, классификация слов
Уметь анализировать слова с целью выявления безударного гласного звука в слове.
Текущий
34
Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова
Комбинированный
Орфографический тренинг: работа со словами с безударными гласными в корне слова. Тренировка в подборе проверочных слов
Уметь сопоставлять звуковую и буквенную запись слов.
Текущий
Состав слова («Как устроен наш язык»)
1 ч.
35
Корень как общая часть родственных слов
Комбинированный
Коллективное обсуждение: признаки однокоренных слов. Сравнение: родственные слова - синонимы; родственные слова - омонимы (без введения терминов)
Уметь находить корень в словах. Знать виды чередования согласных в корне слова.
Текущий
Закрепление представления о двух признаках родственных слов
Проверяемые безударные гласные
в корне слова
(«Правописание»)
5 ч.
36
Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова
Комбинированный
Работа с безударными гласными, при проверке которых необходимо принимать во внимание смысл предложения. Сравнение звуковой и буквенной записи слов
Знать о смыслоразличительной функции буквы, обозначающей безударный звук.
Текущий
Подбор родственных слов с заданным корнем
37
Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова
Комбинированный
Развитие орфографической зоркости. Работа с текстовым материалом: подбор проверочных слов. Отработка действия контроля
Уметь подбирать проверочные слова.
Знать и применять правила проверки безударных гласных в корне слова.
Текущий
38
Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова
Комбинированный
Самостоятельная работа по подбору проверочных слов. Отработка действия контроля. Активизация словарного запаса. Наблюдение за смысло-различительной функцией буквы, обозначающей безударный звук
Знать способы проверки согласных в корне слова.
Текущий. Самостоятельная работа
39
Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова
Комбинированный
Работа с группами однокоренных слов. Развитие орфографической зоркости. Самостоятельный орфографический тренинг
Текущий. Самостоятельная работа
40
Итоговый диктант
Тема: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу,перенос слов, безударные гласные в корне слова
Контрольный
Уметь применять изученные правила
Итоговый, контрольный диктант, задание
Состав слова («Как устроен наш язык»)
1 ч.
41
Однокоренные слова
Комбинированный
Упражнения: подбор и различение однокоренных слов, отработка алгоритма нахождения корня слова. Поиск слов с заданным корнем
Уметь находить корень слова.
Текущий
Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова («Правописание»)
3 ч.
42
Учимся писать буквы согласных в корне слова
Комбинированный
Наблюдение за языковым материалом, формулирование правила. Разграничение звуков, вызывающих трудности написания, и звуков, не вызывающих трудностей
Уметь подпирать проверочные слова при написании согласных в корне слова.
Текущий
Соотнесение звуков и буквенной записей слова с данной орфограммой
43
Учимся писать буквы согласных в корне слова
Комбинированный
Упражнения: отработка способа проверки орфограммы. Развитие орфографической зоркости
Уметь правильно писать согласные в корне слово.
Текущий
44
Учимся писать буквы согласных в корне слова
Комбинированный
Упражнения: постановка орфографической задачи по проверке отрабатываемой орфограммы в середине слова. Работа с текстовым материалом. Орфографический тренинг
Уметьсопоставлять способы проверки безударных гласных и согласных в корне слова.
Текущий
Состав слова («Как устроен наш язык»)
1 ч.
45
Корень слова с чередованием согласных
Комбинированный
Наблюдение: чередование согласных в корне слова. Коллективное формулирование правила. Обсуждение: виды чередования согласных в корне слова
Уметь подбирать проверочные слова.
Текущий
Орфограммы в корне слова («Правописание») 5 ч.
46
Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова
Комбинированный
Сопоставление способа проверки безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. Поиск проверочных слов, работа с кроссвордом
Уметь сопоставлять формы слов.
Текущий
Отработка написания словарных слов
47
Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова
Уметь подбирать проверочные слова на изученные правила.
Текущий
48
Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова
Комбинированный
Развитие орфографической зоркости. Активизация словарного запаса в процессе подбора проверочных слов. Работа с текстами
Уметь подбирать проверочные слова.
Текущий
49
Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова
Комбинированный
Наблюдения: выделение орфограмм корня, анализ звукового состава слов. Поиск проверочных слов
Уметь подбирать проверочные слова на изученные правила.
Текущий
50
Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова
Комбинированный
Орфографический тренинг. Самостоятельная работа с упражнениями тетради «Пишем грамотно». Буквенная запись слов, данных с частичной транскрипцией
Уметь подбирать проверочные слова на изученные правила.
Текущий. Самостоятельная работа
Состав слова («Как устроен наш язык»)
2 ч.
51
Суффикс как часть слова
Комбинированный
Наблюдение за языковым материалом (функция, значение и местонахождение суффикса в слове), формулирование выводов. Упражнения: работа над правилом
Знать о функции, значении и местонахождении суффикса в слове.
Текущий
52
Значения суффиксов
Комбинированный
Наблюдение: значение суффиксов. Работа с алгоритмом нахождения суффикса. Отработка действия поиска суффикса в слове
Уметь находить суффикс в слове
Текущий
Непроизносимые согласные в корне слова («Правописание») 4 ч.
53
Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне
Комбинированный
Наблюдение за языковым материалом (функция, значение и местонахождение суффикса в слове) формулирование выводов. Упражнения: работа над правилом
Уметь сопоставлять звуковую и буквенную запись слова.
Знать о значении суффикса
Текущий
54
Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне
Списывание
Комбинированный
Повторение правила. Решение орфографических задач. Работа с текстовым материалом. Дифференциация слов, в которых есть непроизносимый согласный, и слов, в которых его нет
Уметь подбирать проверочные слова к словам с непроизносимыми согласными, безошибочно списывать текст
Текущий
55
Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне
Комбинированный
Орфографический тренинг. Упражнения: выбор необходимых пропущенных слов. Анализ текста (подготовка к письму под диктовку). Письмо под диктовку
Уметьприменять правило проверки слов с непроизносимыми согласными.
Текущий
56
Диктант (текущий)
Тема: правописание согласных в корне слова
Контрольный
Уметь применять изученные правила на практике.
Тематический.
Контрольный диктант
Состав слова («Как устроен наш язык»)
1 ч.
57
Значения суффиксов
Комбинированный
Анализ языкового материала. Наблюдение: значения суффиксов. Решение проблемной задачи. Самостоятельная работа. Итоговое повторение. Работа в парах
Знать значимые части слова.
Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова.
Текущий. Самостоятельная работа
Уменьшительно-ласкательное значение суффиксов –ушк-, -юшк-, -еньк-, -к-
Правописание суффиксов («Правописание»)
3 ч.
58
Учимся писать суффиксы -ёнок-, -онок-
Комбинированный
Наблюдение за языковым материалом: выведение правила написания слов с суффиксами -ёнок-, -онок-. Упражнения: алгоритм применения правила
Различать произношение и написание слова.
Соблюдать изученные нормы орфографии.
Находить способ проверки написания словаЗнать правила написания суффиксов -ёнок-, -онок-.
Текущий
Знакомство с правилом написания
суффиксов -онок-,-ёнок-
59
Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-
Комбинированный
Сопоставление звуковой и буквенной записей слов. Наблюдение за языковым материалом: выведение правила написания слов с суффиксами -ик-, -ек-
Знать о значении суффиксов, иметь представление об омонимичных суффиксах.
Текущий
60
Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-
Комбинированный
Развернутое объяснение выбора суффикса. Конструирование слов с использованием правила
Уметь выделять суффикс, определять его значение.
Текущий
Состав слова («Как устроен наш язык»)
2 ч.
61
Значения суффиксов
Комбинированный
Анализ языкового материала. Наблюдение: значения суффиксов. Решение проблемной задачи. Наблюдение за омонимичными суффиксами
Уметь образовывать слова суффиксальным способом.
Текущий
Написание слов с непроверяемыми орфограммами
62
Текущая контрольная работа
Тема: корень слова, суффикс
Контрольный
Правила, которые встречаются в диктанте.
Уметь правильно применять правописание.
Тематический.
Контрольный диктант
Правописание суффиксов («Правописание»)
1 ч.
63
Учимся писать суффикс -ость-
Комбинированный
Выделение суффикса, определение его значения, сопоставление пар слов, противоположных по значению. Письмо под диктовку
Уметь конструировать слова.
Текущий
Состав слова («Как устроен наш язык»)
1 ч.
64
Образование слов с помощью суффиксов
Комбинированный
Наблюдение: образование слов суффиксальным способом. Обсуждение правила. Упражнения (индивидуальная работа)
Уметь образовывать слова суффиксальным способом.
Текущий
Значение суффик-
сов -оват-, -еват-,-инк-, -ин-
Правописание суффиксов(«Правописание»)
1 ч.
65
Учимся писать суффиксы имен прилагательных
Комбинированный
Наблюдение за языковым материалом. Коллективное выведение правила, его обсуждение. Составление слов по заданной модели. Упражнения: отработка алгоритма применения правила
Уметь пользоваться алгоритмом правила.
Текущий
Состав слова («Как устроен наш язык»)
2 ч.
66
Образование слов с помощью суффиксов
Комбинированный
Конструирование слов. Работа с текстом. Подбор родственных слов
Знать о значении и месте приставки в слове.
Текущий
Введение термина «суффиксальный способ» образования слов
67
Итоговая контрольная работа запервое полугодие
Тема: фонетика;
слово и предложение;
корень слова;
суффикс
Контрольный
Правила, которые встречаются в диктанте.
Уметь правильно применять правописание.
Итоговый, контрольный диктант, задание
Правописание корней и суффиксов («Правописание»)
2 ч.
68
Учимся писать корни и суффиксы
Комбинированный
Самостоятельная работа: отработка алгоритмов применения правил. Работа с текстом. Письмо по памяти и под диктовку. Сопоставление звуковой и буквенной записей слов
Уметь конструировать слова на изученные правила.Знать правило написания суффиксов -ив-, -ев-,-лив-. -чив-.
Текущий. Самостоятельная работа
Образование слов суффиксальным способом по заданным моделям
69
Итоговый диктант за первое полугодие
Тема: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
перенос слова, безударные гласные в корне слова;
согласные в корне слова;
непроизносимые согласные в корне слова;
правописание изученных суффиксов
Контрольный
Правила, которые встречаются в диктанте.
Уметь правильно применять правописание.
Итоговый, контрольный диктант, задание
Состав слова («Как устроен наш язык»)
2 ч.
70
Приставка как часть слова
Комбинированный
Наблюдение: значение и место приставки в слове. Обсуждение правила и формулирование выводов. Упражнение: алгоритм выделения приставки в слове. Самостоятельная работа
Уметь применять правило написания приставки в слове.
Текущий
71
Значения приставок
Комбинированный
Наблюдение за значением приставок в словах. Составление слов по заданной модели. Отработка умения выделить в слове приставку
Уметь применять алгоритм выделения приставки в слове.
Текущий
Образование родственных слов с помощью различных приставок
Правописание приставок («Правописание»)
3 ч.
72
Учимся писать приставки
Комбинированный
Коллективное обсуждение правила и алгоритма его применения. Классификация слов, сопоставление звуковой и буквенной записей слов
Уметь применять правило написания приставки в слове.
Текущий
73
Учимся писать приставки
Комбинированный
Отработка правописания приставок с буквой а. Выведение алгоритма действия
Знать правило написания приставок с буквами «о», «а».
Текущий
74
Различаем приставки с буквами о, а
Комбинированный
Дифференциация правил написания приставок с буквами а и о. Обсуждение проблемной ситуации
Уметьобразовывать слова приставочным способом.
Текущий
Знакомство с группами приставок, в которых пишутся буквы «о» и «а»
Состав слова («Как устроен наш язык»)
1 ч.
75
Образование слов с помощью приставок
Комбинированный
Анализ слов, образованных приставочным способом. Формулирование выводов и обсуждение правила. Упражнения на поиск слов с приставками
Уметь правильно соотносить звуковую и буквенную запись слова.Знать об образовании слов приставочно-суффиксальным способом.
Текущий
Приставочный способ словообразования в соответствии с заданной моделью
Правописание твердого и мягкого разделительных знаков («Правописание»)
2 ч.
76
Учимся писать разделительный твердый знак (ъ)
Комбинированный
Анализ языкового материала: формулирование правила, отработка алгоритма его применения. Конструирование слов, выявление соотношения звуковой и буквенной записей слов
Уметь различать Ъ и Ь и уметь их правильно применять на письме.Знать о правописании слов с разделительным твердым знаком.
Текущий
Частные случаи правописания слов с ъ и ь знаками
77
Различаем разделительные ъ и ъ
Комбинированный
Наблюдение: выделение признака дифференциации, развернутое объяснение выбора знака. Классификация слов
Уметь сопоставлять случаи употребления Ъ и Ь знаков.
Текущий
Состав слова («Как устроен наш язык»)
1 ч.
78
Как образуются слова
Комбинированный
Анализ слов, образованных приставочно-суффиксальным способом. Наблюдение: слова, образованные способом сложения
Знать: значимые части слова
Текущий
Образование слов приставочно-суффиксальным способом и способом сложения
Правописание твердого и мягкого разделительных знаков («Правописание») 1 ч.
79
Различаем разделительные ь и ъ
Комбинированный
Сопоставление случаев употребления твердого и мягкого знаков. Орфографический тренинг. Работа с текстами
Знать значимые части слова.
Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова.
Находить способ проверки написания слова
Текущий
Состав слова («Как устроен наш язык»)
1 ч.
80
Основа слова
Комбинированный
Обсуждение правила. Подбор слов к схемам. Самостоятельная работа по выделению основы слов
Уметь находить и выделять основу слова.
Текущий
Подбор слов к схемам
Различение предлогов 1 и приставок; («Правописание»)
2 ч.
81
Учимся различать предлоги и приставки
Диагностическое обследование
Орфографический тренинг. Работа с текстами: вписывание пропущенных предлогов и приставок
Уметь разбирать слова по составу
Текущий
Состав слова («Как устроен наш язык»)
2 ч.
83
Повторяем состав слова
Комбинированный
Классификация слов по способу образования. Тренировочные и творческие упражнения
Уметь писать различные группы приставок
Текущий
Определение способа образования
слов
84
Текущая контрольная работа
Тема: приставки; состав слова; образование слов
Контрольный
Правила, которые встречаются в диктанте.
Уметь правильно применять правописание.
Тематический контрольный диктант
Правописание различных частей
слова («Правописание») 3 ч.
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 129.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...