Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 3. ИСТОРИЯ ПРАВА АНГЛИИ
Развитие права Англии: хронология и основные этапы
Особенность права Англии — непрерывность и преемственность его развития. Действительно, за всю свою многовековую историю оно не претерпело великих потрясений и катастроф, как это случалось в других странах, например во Франции в 1793 г. или в России в 1917 г. В Англии мы не найдем никакого деления на до- и послереволюционное право. Действующее право и его институты никогда не отрывались от своих исторических корней и традиций. В нем прошлое органично проросло в настоящее. Иногда эта особенность правового развития вызывала непонимание и даже недоумение. Свидетельством тому — слова известного русского философа, писателя и публициста В.В. Розанова, сказанные им в начале прошлого века. В силу своеобразия английской правовой системы отличие ее правовой теории от истории почти не просматривается. Так что анализ права у англичан всегда больше напоминает исследование его истории. "Ни одно современное сочинение по английскому праву, — отмечает профессор Рауль ван Канегем, — нельзя вполне понять, если в нем нет достаточно обширных экскурсов в историю... Право Англии гораздо больше, чем любая другая правовая система, основывающаяся на кодификации, является продуктом его исторического развития, так как любая кодификация — это всегда удар топора по непрерывной связи времен"*. * Caenegem R.C. van. Op. cit. P. 16.
Однако, как мы увидим, отсутствие драматических потрясений и эпохальных перемен в английской правовой истории вовсе не означает, что за последние восемь столетий право Англии не изменялось и не развивалось. История права Англии — это не история его полной стагнации. Порой здесь происходили достаточно бурные события, кипели страсти. Стоит, например, вспомнить правовые реформы в период правления короля Эдуарда I (1275— 1290 гг.), законодательные новеллы периода правления Тюдоров в XVI в., движение пуритан, предпринятое в середине XVII в. в направлении обновления правовой системы страны, и последовавший за этим период Реставрации. В истории становления и развития современного права Англии принято выделять три основных этапа. Этап первый: формирование системы общего права как права централизованного и общенационального, нормы которого складываются в практике королевских судей. Иногда называется точная дата начала этого этапа — 1066 г. Как известно, это дата битвы при Гастингсе, в которой норманны под предводительством Вильгельма Завоевателя нанесли сокрушительное поражение войску англосаксов. Так были созданы предпосылки для последующего утверждения господства норманнов на Британских островах. Вильгельм Завоеватель рассматривал себя как легитимный наследник англосаксонского престола, а в своих противниках видел бунтовщиков и преступников. Завершается этот период в XIV в. первым кризисом системы общего права, который привел к появлению сугубо английского феномена — права справедливости*. * Более полно об общем праве, праве справедливости и делегированном законодательстве см. далее — гл. 5 и 6. Этап второй: реформирование архаического общего права и переход к современному праву. Этап охватил XIV в. — середину XIX в. Нормы общего права приспосабливаются к требованиям Нового времени. Это период перехода от натурального феодального хозяйства к товарно-денежным отношениям и капиталистическому способу производства. Этап третий:с середины XIX в. по настоящее время, т.е. продолжается дальнейшее развитие системы общего права. Для этого периода характерны следующие процессы: слияние общего права и права справедливости в единую систему права; изменение положения общего права как основного и ведущего источника правовых норм. В последнее время усилилась нормотворческая и правообразующая роль законодательства как основного источника права и его реформирования. С точки зрения перспектив дальнейшего развития английского права на этом этапе законы, принимаемые Парламентом, и акты делегированного (ведомственного) законодательства постепенно превращаются в основной источник правовых норм. Вместе с тем нормы общего права и судебный прецедент во многом продолжают сохранять свои позиции. Английское право до норманнского завоевания
В период до норманнского завоевания Англии в стране отсутствовала централизованная правовая система. В течение нескольких столетий Англия уже была объединена англосаксонскими королями в некое аморфное государственное образование, которое нельзя было назвать централизованным. При Альфреде Великом (871—900) государственность англосаксов была даже зафиксирована документально. Право этого периода представляло собой лишь местные обычаи патриархальных англосаксонских племен и сообществ. Местные суды, таким образом, в своих решениях могли опираться только на нормы местных обычаев и традиций. Однако систему норм, основанных на обычаях и традициях племен и на практике местных судов, системой права можно назвать лишь условно. Это была система права прежде всего знати и для знати. В какой-то мере она отвечала интересам землевладельцев, а также купечества. Но простолюдинам — вилланам (крепостные крестьяне) и рабам — прибегать к услугам обычного права или каким-то иным способом пользоваться его плодами было вообще заказано. В силу своей сугубой локальности местные правовые обычаи существенно различались между собой. Так, даже после нашествия викингов некоторое время половина территории на северо-востоке Англии продолжала придерживаться обычаев датского права. Юго-западная часть Англии оставалась под сильным влиянием англосаксонских правовых обычаев. Именно к правилам правовых обычаев в первую очередь вынуждены были поначалу обращаться королевские судьи, разъезжая по стране и разрешая судебные споры. В то же время с определенной степенью допущения можно сказать, что правовые обычаи, претерпев со временем весьма значительные и серьезные изменения, естественным путем трансформировались в то, что сегодня называется правом Англии. Важно также отметить, что уже в этот период в обществе формируется отношение к суду как органу, который призван оказывать помощь в достижении компромисса при возникновении неизбежных в повседневной жизни споров и разногласий. По своей сути до завоевания викингами англосаксонское право было архаичным, т.е. дофеодальным. Оно не отвечало потребностям становления феодальных отношений, развитию натурального хозяйства, стремительным экономическим, социальным и общественным переменам, которые начались сразу после норманнского завоевания. Да и правовые обычаи англосаксов устарели еще во время правления Вильгельма Завоевателя. Поэтому исторически очень скоро укрепляется новая система права, которая была введена норманнами в противовес местным правовым обычаям англосаксов. Многие столетия спустя (вплоть до XVII в.) английские юристы продолжали обсуждать проблему возвращения в суды "старого доброго англосаксонского права", но дальше разговоров дело так и не пошло. Возникновение общего права
Одним из важных последствий норманнского завоевания было введение централизованной системы правления на территории всей Англии. Это нововведение с неизбежностью коснулось и английской правовой системы. Норманны весьма гордились тем, что им удалось ввести общее для всей территории завоеванной страны право. Отсюда и пошло название английской системы права — "общее право" (common law). Завоеватели стремились установить такую систему, которая охватывала бы всю страну. Для этого надо было ввести строго централизованные суды и сделать всех судей подотчетными только королю и больше никому. Необходимость централизации власти и централизованных органов управления определялась политическими и финансовыми причинами, но главное — соображениями сбора налогов. Уже при Вильгельме Завоевателе (в 1086 г.) все земли, находившиеся в собственности, были занесены в кадастровую книгу "Страшного суда". Налоги, уплачиваемые королевскими вассалами, проверялись специальным органом — Королевским Советом (Curia Regis). Основными налогоплательщиками того периода были землевладельцы. При этом определенный интерес для короля представляли не только земельные споры, но и уголовные дела. Вот как об этом говорят К. Цвайгерт и X. Кётц: "Для регулярного поступления в казну налоговых платежей необходимо, чтобы в стране царили мир и порядок. С этой целью создается исключительная королевская юрисдикция в отношении тяжких преступлений. Благодаря ей король получает новый важный источник доходов в виде штрафов и конфискаций имущества. Таким образом, в XII—XIII веках королевская юстиция постепенно разрастается из судебного учреждения со специальной компетенцией по решению споров с участием государства в общую юрисдикцию с широкими полномочиями"*. * Цвайгерт К., Кетц X. Указ. соч. С. 277.
Конечно, задачи создания централизованной государственности, правовой и судебной системы решаются не за одну ночь. Однако Вильгельм Завоеватель определил общее направление будущего развития правовой системы на столетия вперед. Было положено начало процессу, который в течение последующих столетий предопределил чрезвычайно сильную централизацию системы юстиции и стимулировал унификацию права Англии. Так или иначе, но сегодня можно говорить о том, что основы системы права, заложенной еще норманнами, оказались настолько фундаментальными, что продолжали определять развитие английского права вплоть до XIX в. По отдельным аспектам правового развития Англии они оказывают свое влияние и по сей день. Норманнское завоевание усилило процесс централизации страны, возросла потребность в разрешении споров, и соответственно усилилась роль судов. Завоевав земли англосаксов, норманны тем не менее не стремились открыто подавить или официально отменить англосаксонское право. Более того, Вильгельм Завоеватель приложил достаточно серьезные усилия, чтобы сохранить правовые обычаи покоренных им земель англосаксов. Однако, как мы видели, эти усилия в конечном счете оказались напрасными и возродить англосаксонское право так и не удалось. По мере усиления роли централизованного права, применявшегося королевскими судьями, значение обычного права, права местного и архаического, уменьшается. Причины замещения англосаксонских правовых обычаев норманнским правом были сугубо практическими. Дело в том, что земельная собственность, а следовательно, управление государством и правосудием были сосредоточены в руках завоевателей — норманнов. Местное население, потерпевшее в результате военных действий поражение, было оттеснено на низший уровень влияния и политической организации власти в стране. В те времена все представители правящей элиты (норманны) имели прямое отношение к отправлению правосудия и к управлению, но при этом независимо от пристрастий и желаний вынуждены были приспосабливаться к местным условиям и требованиям, как бы мы сказали сегодня, "должны были учитывать местные условия". Довольно скоро после установления господства иноземных завоевателей выяснилось, что норманны стали даже большими англичанами, чем англосаксы. Поэтому англосаксы не очень-то противились новому праву, а норманны, в свою очередь, не были против включения в него тех положений старого местного права, с помощью которых они могли противостоять влияниям извне, подрывающим их господство. К тому времени, когда англоязычное население страны вновь смогло отстоять свою долю права на власть и государственное управление, потомки первых викингов превратились в законченных английских националистов. Они решительно порвали политические, культурные и идейные связи с континентальной Европой, а норманнское право в английских судах и на английской почве в течение первого же столетия после завоевания приобрело такую же основательность и прочность, как и английские средневековые церковные соборы. По свидетельству историков, уже в XIII в. бароны (норманны) отказались принимать в судах ссылки на любые судебные прецеденты, которые имели место в других странах Европы. Но они охотно восприняли положения англосаксонского наследственного права, согласно которым земли умершего отца наследовались его старшим сыном. Эти положения вошли в новое английское общее право, что позволяло учитывать реалии военного образа жизни рыцарей-землевладельцев того периода. Тем не менее в норманнских владениях английского королевства эти положения не применялись. Решительная оппозиция баронов иноземному влиянию распространялась даже на область канонического права, которое практиковалось католической церковью везде, где католичество оставалось господствующей конфессией. Однако в Англии дело зашло настолько далеко, что в 1235 г. совет города Мертона на том основании, что его жители не желали менять право Англии, отверг идею легитимации (признания) ребенка, родившегося вне брака, в том случае, если впоследствии родители ребенка сочетались законным браком. А ведь именно на этом настаивала католическая церковь и именно это предписывали нормы канонического права. Другой пример. Можно предположить, что известное народное восстание, вошедшее в историю Англии как "Благодатное паломничество" 1536—1537 гг., было направлено против норманнского права и законодательной реформы, предпринятой Генрихом VIII. Однако на самом деле реформа предусматривала ослабление влияния римской католической церкви и введение новых правовых норм, которые касались положения знати, т.е. норманнов, а не простого люда — англичан. Восстание было поддержано только на севере страны и закончилось безрезультатно. Все это дает веские основания признать, что в результате завоевания "норманны превратились в англичан, а их право — в английское право"*. Во всяком случае именно так считают сами английские историки права. * Kiralfy A.K.R. The English Legal System. 7th ed. London: Sweet and Maxwell, 1984. P. 3.
Норманны принесли с собой новую правовую систему — общее право, нормы которого в одинаковой мере распространяли свое действие на все земли. Новая правовая система была чрезвычайно прогрессивной в сравнении с той, которая применялась местными жителями на основе местных обычаев и традиций. Однако с течением времени стали очевидны ее серьезные недостатки, препятствовавшие приспособлению системы к новым условиям в связи с развитием товарно-денежных отношений и установлением новых форм общественных связей. К числу таких недостатков общего права относятся:
§ чрезвычайная строгость и негибкость норм общего права; § признание его нормами единственной санкции в гражданском праве — денежной компенсации, а в уголовном праве единственного наказания — смертной казни; § отсутствие средств обеспечения явки свидетелей в суд; § медлительность и дороговизна судебной процедуры; § множество нареканий в адрес системы приказов суду, препятствовавшей демократизации суда и не учитывавшей потребности правового развития страны.
Все эти претензии, которые предъявлялись старому общему праву, обусловили появление в Англии нового права — права справедливости. Следует отметить, что подразделение английского права на отрасли основывается на выделении таких характеристик права, как его форма и содержание. В силу этого становится возможным деление права на процессуальное и материальное. В зависимости от характера общественных отношений, которые регулируются правовыми нормами, в праве выделяются отрасли — гражданское и уголовное право. Возможен и иной критерий деления права на отрасли, например в зависимости от особенностей характеристик тех субъектов, которые участвуют в правовых отношениях. Если учитывать эти характеристики, право может быть подразделено на частное и публичное. Использование же понятия "общее право" предполагает иной подход к определению природы права: учитываются исторические корни и особенности происхождения английского права. Поэтому понятие "общее право" не имеет аналогов в других правовых системах, например в континентальной системе права. Краткий обзор основных этапов становления и развития современного английского права свидетельствует, что основная часть его норм сложилась вследствие самостоятельной нормотворческой деятельности английских судей. Примечательно, что вплоть до конца XIX в. законодательная роль английского Парламента рассматривалась лишь как дополнительная функция этого политического органа. Например, еще в XVIII в. английские юристы единодушно полагали, что "право не относится к тому, что может быть сотворено людьми. Право просто есть, и, следовательно, статуты, принимаемые Парламентом, — это не что иное, как поправки к уже существующему порядку вещей"*. * Caenegem R.C. van. Op. cit. P. 24-25.
Столетие спустя лорд Мельбурн, министр, которому особенно благоволила королева Виктория, высказался не менее определенно: принятие законов — это "только дополнительная, исполняемая время от времени Парламентом обязанность"*. Представители английской политико-правовой мысли и сегодня едины в том, что английский Парламент обязан соблюдать право, но он не должен манипулировать правом**. * Stevens R. Law and Politics. The House of Lords as a Judicial Body 1800—1976. London, 1979. P. 409. ** См., напр.: Atiyah P.S. The Rise and Fall of Freedom of Contract Oxford. 1979. P. 91.
По своему происхождению общее право — это право, которое никто не вводил и никто не принимал. Оно не является правом, официально провозглашаемым государством, а поэтому ближе к правовым обычаям и представляет собой по существу неписаное право*. * Более полно об общем праве см. гл. 5. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 458. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |