Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Примерная схема наблюдения за поведением ребенка




Вместо введения

Пособие рекомендуется всем, кто интересуется диагностикой и иг­ровыми регулятивно-коммуникативными подходами в коррекции эмо­циональных и поведенческих расстройств у детей дошкольного и млад­шего школьного возраста.

Направленная игротерапия - это вид игровой терапии, когда взрос­лый является источником игровой активности для ребенка. При этом взрослый превращается в состояние ребенка для коррекции и контроля особенного или нарушенного поведения ребенка, сотрудничая с ребен­ком.

Игровая задача рассматривается как средство превращения взросло­го в ребенка, изменения поведения взрослого в зависимости от непред­сказуемых изменений поведения ребенка.

Пособие может быть полезно для детских психологов и педагогов, дефектологов, социальных работников, детских психиатров, студентов психолого-педагогического профиля и родителей, заинтересованных в повышении компетенции в области направленной игротерапии, психо­логии и педагогики игр с правилами. Наиболее подготовленные роди­тели могут использовать пособие для работы с особенным или нару­шенным поведением собственного ребенка в условиях семейного вос­питания.

Для специалистов и старших воспитателей дошкольных и школьных образовательных учреждений, центров психолого-медико-социальной помощи в пособии раскрывается структура, логика работы психолога-игротерапевта в учреждении. В пособии раскрываются методы и при­емы игровой коррекции расстройств поведения и эмоций у детей дош­кольного и младшего школьного возраста.

Руководство составлено так, чтобы практический психолог мог ис­пользовать отдельные части пособия как самостоятельные при органи­зации игровых занятий, методической и другой работы.

Пособие можно использовать при подготовке к проведению индиви­дуальной и групповой игротерапии, на этапе диагностической работы психолога, при проведении семинаров-практикумов.


Глава 1. Краткая характеристика и диагностика расстройств поведения и эмоций у детей

ОБЩАЯ                          Расстройства поведения характеризуются:

ХАРАКТЕРИСТИКА• стойким, повторяющимся диссоциальным
РАССТРОЙСТВ            поведением (при котором нарушаются основ-

ПОВЕДЕНИЯ                ные права других людей; нарушаются важ-

нейшие соответствующие возрасту соци­альные нормы и правила поведения и взаимоотношений с другими).

• стойким, повторяющимся агрессивным или вызывающим поведени­
ем. Такое поведение должно наблюдаться не менее 6 месяцев;

• Нарушенное поведение включает различные симптомы, реакции (см.
«Примерная схема наблюдения за поведением ребенка», с. 7- 8);

• Тяжесть прогноза оценивается по количеству и выраженности симпто­
мов.

ЧТО ТАКОЕ СИТУАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЕ РЕАКЦИИ

Расстройства поведения и эмоций проявляют­ся у детей как ситуационно-личностные ре­акции (симптомы) в поведении, деятельнос­ти и взаимоотношениях с окружающими (Ко­валев В. В., 1988). Еслиэти реакции наблюдаются у ребенка часто, то существует опас-i и >сть их закрепления как устойчивых черт характера. Помните, что если I шуационно-личностные реакции при расстройствах поведения и эмо-uiiii проявляются устойчиво не менее 6 месяцев, то это требует особого мппмания со стороны взрослого.

КЛАССИФИКАЦИЯКлассификация разнообразных ситуационно-
РАССТРОИСТВ            личностных проявлений расстройств пове-

11ОВЕДЕНИЯ ПО      дения и эмоций на виды может быть различ-
МКБ-10.                        ной.

• По Международной классификации болез-i и и 10-го пересмотра (1999) выделяются следующие виды расстройств:


■ гиперкинетические расстройства (невнимательность; гиперактивность; импульсивность); ■ расстройства поведения (диссоциальное; агрессив­ное; оппозиционно-вызывающее); ■ смешанные расстройства поведе­ния и эмоций (депрессии итревоги); ■ эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста (тревоги в связи с разлукой; фо-бическое тревожное расстройство; соперничество братьев и сестер в се­мье); ■ расстройства социального функционирования с началом, специ­фическим для детского возраста (элективный мутизм; тикозные рас­стройства) и другие.

РАБОЧАЯ                      Краткая, рабочая классификация предполага-

КЛАССИФИКАЦИЯет, что одни и те же ситуационно-личностные
РАССТРОЙСТВ           реакции (см. с.7- 8) могут включаться в раз-

ные виды расстройств поведения и эмоций и формировать определенный тип личности.

Оппозиционно-вызывающее поведениечаще проявляется в ситуа­
ционно-личностных реакциях негативизма и демонстративности, конф­
ликтности, вспыльчивости, агрессивности. Гиперактивное поведение
и другие симптомы у таких детей должны быть менее выражены.

Гиперактивное поведениевключает в себя гиперактивность (двига­
тельную расторможенность), импульсивность, дефицит внимания.

При тормозимом типе нарушенного поведенияситуационно-лично­
стные реакции заторможенности, нерешительности более выражены,
чем конкретные страхи, тревожность, скованность, застреваемость, де-
монстративность и другие патохарактерологические реакции.

Расстройство типа «зависимая личность».Преобладает нерешитель­
ность, податливость желаниям других людей. Может иметь сходство и
сочетаться с тормозимым типом нарушенного поведения.

При параутистическом и аутистическом типенарушенного поведе­
ния выраженность эмоциональной отгороженности и псевдоглухоты,
негативизма выше, чем других нарушений. Характерно присоединение
дополнительных симптомов: тревоги, эгоцентричности и эгоизма.

Эмоционально неустойчивое расстройство личности проявляется
в обидчивости, конфликтности. Агрессивность, дурашливость, речевая
расторможенность могут присоединяться к этим симптомам.

Застревающее, ригидное расстройство личности.Включает в себя
застреваемость, негативизм, тревожность как склонность к сомнениям
и осторожности, чрезмерную добросовестность, педантичность.

Для комплексной оценки нарушенного поведения детей необходимы еще два дополнительных диагностических критерия:

Нарушения активности:сниженная или чрезмерно повышенная ум­
ственная активность; избегание (умственных) усилий; сниженная или
гиперповышенная, неустойчивая физическая работоспособность.

Когнитивная (умственная) зрелость ребенка.Диагностируется по
способности к пониманию и удержанию сложных и (или) простых сло­
весных инструкций, действиям по сложному наглядному образцу.

ДИАГНОСТИКА РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ

Может быть количественной и качественной.

Количественная- это определение, уточ­
нение уровня выраженности расстройства.

Качественная- это определение синдром-
структуры расстройств поведения и эмоций

у ребенка. Например, агрессивное поведение зачастую сочетается с дру­гими расстройствами поведения и эмоций (гиперактивностью, эмоцио­нальной неустойчивостью, страхами, эгоистичностью и др.).

СРЕДСТВА

ДИАГНОСТИКИ

РАССТРОЙСТВ

Диагностика проводится с помощью наблю­дений за поведением ребенка, опросников и игровых задач.

Это специально разработанные опросни­кивзрослых (близких, родителей), а также педагогов, работающих с ребенком. Например, опросник: «Примерная схема наблюдения за по­ведением ребенка» (см. с. 7 - 8). Опросник может помочь в установле­нии контакта с родителями и другим взрослым окружением ребенка. * Это специально организованные и спонтанные игровые ситуации.На начальном этапе разворачивания игры и в ходе игровой терапии взрос­лый уточняет выраженность и синдром-структуру расстройств у ребен­ка. Так, стратегии на моделирование, провокацию ситуации могут быть использованы с целью диагностики расстройства.
































Примерная схема наблюдения за поведением ребенка

Подчеркните часто выраженные ситуационно-личностные реакции рас­стройств поведения и эмоций у ребенка. Добавьте те, которые не указаны

АгресСИВНОСТЬ• ломает игрушки • толкает сверстника • мимоходом ударя­ет встречных • кусает, плюется, щиплет других • говорит: обидные слова, когда не слышит (слышит) взрослый • говорит нецензурные слова • ругается • замахи­вается, но не ударяет • пугает других • сжимает губы, кулаки • сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий • препятствие стимулирует аг­рессивное поведение. • кусает, щиплет себя • просит себя стукнуть еще раз. ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ• неожиданно для всех: бросает игрушки; грубо отвечает

• может: разорвать пособие, сказать нецензурное слово • плюется.....................

Негативизм• делает все наоборот • с трудом включается в коллективную игру • отказывается даже от интересной для всех и себя деятельности • говорит

часто слова «не хочу или не буду», «нет»....................................................................

ДемОНСТратИВНОСТЬ• отворачивается спиной • утрирует движения на за­нятии • стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий

•делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих............................

ОбИДЧИВОСТЬ (ЭМОЦИОНаЛЬНаЯ НеуСТОЙЧИВОСТЬ)• обижается при проигрыше в игре • болезненно реагирует на замечания, на повышенный тон

голоса • недовольное выражение лица • часто плачет.............................................

Конфликтность• сам провоцирует конфликт • отвечает конфликтно на кон­фликтные действия других • не учитывает желаний и интересов сверстников в

совместной деятельности или взаимоотношениях • не уступает игрушек..........

ЭМОЦИОНаЛЬНаЯ ОТГОрОЖеННОСТЬ• когда все дети вместе, стремится уединиться • входит в помещение и сразу идет к игрушкам • занят своим делом и не замечает окружающих • не использует речь как средство общения • когда говорит, то речь не обращена к собеседнику • не выполняет просьбу, требова­ние, хотя слышит и понимает содержание • не реагирует на переход с обычной

речи на шепотную • избегает смотреть в лицо собеседнику...................................

Дурашливость• реагирует смехом на замечания взрослого • похвала или
порицание не оказывают значительного изменения в поведении ребенка • дура­
чится • передразнивает в движениях..............................................................................

Нерешительность• избегает ситуации устного опроса на занятии • не от­вечает, хотя знает ответ • отказывается от ведущих ролей в играх • часто ис­пользует фразы: «не знаю», «может быть», «трудно сказать» • не отвечает на

 

СТРАТЕГИИ

КОРРЕКЦИИ

ПОВЕДЕНИЯ

вопрос, хотя знает верный ответ • в ситуации новизны: ребенок проявляет тор­
мозные реакции; поведение ребенка вариативное поведение, чем в привычной.
Страхи• страх пылесоса • страх собаки • страх темноты • страх от порывов
ветра • страх новых людей в новой ситуации • страх публичного выступления;
страх остаться одному е боязнь: спрыгнуть с возвышения; входить в новое по­
мещение....................................................................................................................................

Тревога• блуждающий, отстраненный взгляд • ребенок не может объяснить
причины избегающего поведения, тревоги • неожиданно вздрагивает • осто­
рожно ходит • стремится быть поближе к взрослому...............................................

Скованность• двигательно скован • запинается в речи • неловок в новой

ситуации.................................................................................................................................

Заторможенность• не знает чем заняться • бездеятельно смотрит по сто­
ронам • говорит слишком тихо • темп действий замедлен • запаздывает при дей­
ствиях по сигналу ..............................................................................................................

Эгоцентричность• считает, что все игрушки, все конфеты для него • навя­
зывает свою игру, желания детям • часто использует местоимение «я»..............

Избегание умСТВеННЫХ УСИЛИЙ• быстро устает от доступного по воз­расту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу)

• не смотрит мультики..................................................................................... ,.................

Дефицит внимания• приходится словесно повторять задание по несколь­ко раз • требуется сочетание слова с показом способа действия • переспрашива-

01 условия выполнения задания......................................................................................

Двигательная раСТОрможенность• поспешно планирует собственные действия • темп действий убыстрен • количество действий избыточно • действу­ет раньше условного сигнала • встает на первой половине занятия, когда дети еще сидят • быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры

Речевая раСТОрможенность• говорит слишком громко, не может гово­рить обычной силой голоса • темп речи убыстрен • речь взахлеб • переговари-

иается на занятии несмотря на замечания взрослого...............................................

Не Понимание СЛОВеснЫХ ИНСТРУКЦИЙ• путает или пропускает пос­ледовательность действий по словесной инструкции взрослого • ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение

чадания .....................................................................................................................................

ЗастреваемОСТЬ• рисует многократно повторяющиеся элементы • навяз­чив при общении; привлекает к себе внимание • повторяет одну и ту же просьбу,

фразу• застревает на обиде • с трудом переключается..........................................

Работоспособность• быстро устает от задания требующего умственных
усилий • быстро устает на прогулке..............................................................................

I


Глава 2. Комплексная характеристика методов и приемов коррекции расстройств поведения и эмоций у детей

КОРРЕКЦИЯ РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ

Это гибкое чередование и комбинирование стратегий (методов) и тактик (приемов) по­ведения взрослого в зависимости: • от особенностей структуры (вида) и выра­женности меняющегося поведения ребенка, и свидетелей его отклоняющегося или особенного поведения; • от конкретных внешних обстоятельств, условий проявления расстрой­ства (которые зачастую не может изменить, но должен учитывать игро-терапевт в ситуации «здесь и теперь»). Например, от неожиданных про­явлений агрессии, обидчивости, при отсутствии необходимых игровых предметов, большом количестве и разном возрасте детей в группе и пр.

ЧТО ТАКОЕ             Игровая терапия, рассматриваемая в данном

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ пособии, может быть названа «стратегичес-
ИГРОВАЯ               кой» или «направленной». Термин «направ-

ТЕРАПИЯ?             ленная» понимается как активная терапия,

направленная на симптом или синдром, про­блему, когда взрослый является основным источником игровой актив­ности для ребенка. Термин «стратегическая» отражает попытку анализа и коррекции поведения ребенка через систему стратегий и тактик. Ис­пользование термина «стратегия» характерно для таких психотерапев­тов как М. Эриксон, Дж. Хейли (2001), К. Маданес (1984, 1997) и др. Необходимо отметить, что зачастую термины стратегия и тактика, ме­тод и прием, техника в психотерапии понимаются авторами как синони­мы, что видимо отражает трудности развития психотерапии как науки.

Это методы коррекции расстройств поведе­ния и эмоций, то есть наиболее общие и эф­фективные (игровые и неигровые) способы


'



изменения поведения взрослого в зависимости от предсказуемых и не­предсказуемых изменений поведения ребенка, жертвы и свидетелей случаев отклоняющегося или нарушенного поведения ребенка.


ТАКТИКИ КОРРЕКЦИИ

Тактики - это игровые задачи, приемы кор­рекции: ■ которые, вводит взрослый в осо­бенное или нарушенное поведение ребенка; ■ время жизни, которых от 2-3 до 10-15 минут и более.

• Игровые задачи имеют структуру, то есть цели, игровые действия, пра­
вила и варианты их изменения в структуре игровой задачи.

• Необходимо знать общие условия эффективности введения взрослым
игровых задач в поведение ребенка (см. с. 17).

• Игровая задача, в зависимости от особенностей введения в поведение
ребенка, изменения ее структурных элементов (см. с. 20 - 21) может ре­
ализовать не одну, а 2-3 стратегии (метода) коррекции.

• Когда в опыте взрослого накапливается достаточное количество игро­
вых приемов, то его поведение становится более гибким, последователь­
ным, обобщенным, то есть стратегическим.

ЧТО ТАКОЕ              Это использование любых стратегий для

НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ коррекции различных видов и симптомов
КОРРЕКЦИЯ?                 эмоциональных и поведенческих расстрой-

ств: негативизма, агрессивности, эмоцио­нальной отгороженности, избегания умственных усилий и др.

• Неспецифическая (симптоматическая) игровая коррекция: ■ это игра
взрослого с ребенком с отбором методом «проб и ошибок» наиболее
эффективных игровых приемов-задач; ■ это движение от частной, кон­
кретной ситуации (непредсказуемых изменений поведения ребенка) и
конкретных игровых приемов к наиболее общим стратегическим лини­
ям поведения игротерапевта.

• В процессе неспецифической игровой коррекции происходит: ■ -диаг­
ностика синдром-структуры нарушенного поведения ребенка; ■ - выяв­
ление и уточнение специфических стратегий коррекции, а также фор­
мирование новых стратегий поведения взрослого с ребенком.

10


ц-j-q ТДКОЕ                ДРУг°й подход, специфический, предполага-

СПЕЦИФИЧЕСКАЯет: " более тонкое использование ведущих
КОРРЕКЦИЯ?              стратегий коррекции в их сочетании, гибком

варьировании; ■ предполагает опору на об­щие знания о психопатологии, о синдром-структуре нарушений разви­тия, противоречивой динамике нарушенного поведения у ребенка (Ко­валев В. В., 1979), первичном дефекте, закономерностях дизонтогенеза (Лебединский В. В., 1985).

• Так, специфическая коррекция синдрома эмоциональной отгорожен­ности предполагает коррекцию эмоциональной сферы ребенка, то есть более частое использование стратегий, стимулирующих: ■ переживание ребенком положительных и других эмоций не провоцирующее уходы ребенка в себя и негативизм; ■ ориентацию ребенка на разнообразие эмоциональных состояний и поведения сверстника или взрослого.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ Итак, отличие специфической игротерапии от
АНАЛИЗ                        неспецифической состоит в том, что страте-

СТРАТЕГИИ               гии коррекции используются более филиг-

ранно, прицельно и длительно с большей ве­роятностью попадания в «синдром-мишень», реализуя цели взрослого в игровой терапии.

• Применение стратегий в общем или специфически может происходить как последовательно, так и одновременно. Так, одна и та же игровая задача может реализовывать стратегии на телесный контакт и стимуля­цию положительных эмоций как одновременно так и последовательно.

НЕЭФФЕКТИВНЫЕНарушения поведения у ребенка можно рас-
СТРАТЕГИИ               сматривать как неэффективные стратегии по-

ПОВЕДЕНИЯ                ведения. Такое поведение может быть пред-

намеренным или малоосознанным. Можно го­ворить о негативизме, агрессии, обидчивости и других расстройствах как о неэффективных стратегиях протестного взаимодействия ребенка с миром в целом.

11










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 315.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...