Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Примерная схема наблюдения за поведением ребенка
Вместо введения Пособие рекомендуется всем, кто интересуется диагностикой и игровыми регулятивно-коммуникативными подходами в коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Направленная игротерапия - это вид игровой терапии, когда взрослый является источником игровой активности для ребенка. При этом взрослый превращается в состояние ребенка для коррекции и контроля особенного или нарушенного поведения ребенка, сотрудничая с ребенком. Игровая задача рассматривается как средство превращения взрослого в ребенка, изменения поведения взрослого в зависимости от непредсказуемых изменений поведения ребенка. Пособие может быть полезно для детских психологов и педагогов, дефектологов, социальных работников, детских психиатров, студентов психолого-педагогического профиля и родителей, заинтересованных в повышении компетенции в области направленной игротерапии, психологии и педагогики игр с правилами. Наиболее подготовленные родители могут использовать пособие для работы с особенным или нарушенным поведением собственного ребенка в условиях семейного воспитания. Для специалистов и старших воспитателей дошкольных и школьных образовательных учреждений, центров психолого-медико-социальной помощи в пособии раскрывается структура, логика работы психолога-игротерапевта в учреждении. В пособии раскрываются методы и приемы игровой коррекции расстройств поведения и эмоций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Руководство составлено так, чтобы практический психолог мог использовать отдельные части пособия как самостоятельные при организации игровых занятий, методической и другой работы. Пособие можно использовать при подготовке к проведению индивидуальной и групповой игротерапии, на этапе диагностической работы психолога, при проведении семинаров-практикумов. Глава 1. Краткая характеристика и диагностика расстройств поведения и эмоций у детей ОБЩАЯ Расстройства поведения характеризуются: ХАРАКТЕРИСТИКА• стойким, повторяющимся диссоциальным ПОВЕДЕНИЯ ные права других людей; нарушаются важ- нейшие соответствующие возрасту социальные нормы и правила поведения и взаимоотношений с другими). • стойким, повторяющимся агрессивным или вызывающим поведени • Нарушенное поведение включает различные симптомы, реакции (см. • Тяжесть прогноза оценивается по количеству и выраженности симпто
Расстройства поведения и эмоций проявляются у детей как ситуационно-личностные реакции (симптомы) в поведении, деятельности и взаимоотношениях с окружающими (Ковалев В. В., 1988). Еслиэти реакции наблюдаются у ребенка часто, то существует опас-i и >сть их закрепления как устойчивых черт характера. Помните, что если I шуационно-личностные реакции при расстройствах поведения и эмо-uiiii проявляются устойчиво не менее 6 месяцев, то это требует особого мппмания со стороны взрослого. КЛАССИФИКАЦИЯКлассификация разнообразных ситуационно- 11ОВЕДЕНИЯ ПО дения и эмоций на виды может быть различ- • По Международной классификации болез-i и и 10-го пересмотра (1999) выделяются следующие виды расстройств: ■ гиперкинетические расстройства (невнимательность; гиперактивность; импульсивность); ■ расстройства поведения (диссоциальное; агрессивное; оппозиционно-вызывающее); ■ смешанные расстройства поведения и эмоций (депрессии итревоги); ■ эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста (тревоги в связи с разлукой; фо-бическое тревожное расстройство; соперничество братьев и сестер в семье); ■ расстройства социального функционирования с началом, специфическим для детского возраста (элективный мутизм; тикозные расстройства) и другие. РАБОЧАЯ Краткая, рабочая классификация предполага- КЛАССИФИКАЦИЯет, что одни и те же ситуационно-личностные ные виды расстройств поведения и эмоций и формировать определенный тип личности. • Оппозиционно-вызывающее поведениечаще проявляется в ситуа • Гиперактивное поведениевключает в себя гиперактивность (двига • При тормозимом типе нарушенного поведенияситуационно-лично • Расстройство типа «зависимая личность».Преобладает нерешитель • При параутистическом и аутистическом типенарушенного поведе • Эмоционально неустойчивое расстройство личности проявляется Застревающее, ригидное расстройство личности.Включает в себя Для комплексной оценки нарушенного поведения детей необходимы еще два дополнительных диагностических критерия: • Нарушения активности:сниженная или чрезмерно повышенная ум • Когнитивная (умственная) зрелость ребенка.Диагностируется по
Может быть количественной и качественной. • Количественная- это определение, уточ • Качественная- это определение синдром- у ребенка. Например, агрессивное поведение зачастую сочетается с другими расстройствами поведения и эмоций (гиперактивностью, эмоциональной неустойчивостью, страхами, эгоистичностью и др.).
Диагностика проводится с помощью наблюдений за поведением ребенка, опросников и игровых задач. • Это специально разработанные опросникивзрослых (близких, родителей), а также педагогов, работающих с ребенком. Например, опросник: «Примерная схема наблюдения за поведением ребенка» (см. с. 7 - 8). Опросник может помочь в установлении контакта с родителями и другим взрослым окружением ребенка. * Это специально организованные и спонтанные игровые ситуации.На начальном этапе разворачивания игры и в ходе игровой терапии взрослый уточняет выраженность и синдром-структуру расстройств у ребенка. Так, стратегии на моделирование, провокацию ситуации могут быть использованы с целью диагностики расстройства. Примерная схема наблюдения за поведением ребенка Подчеркните часто выраженные ситуационно-личностные реакции расстройств поведения и эмоций у ребенка. Добавьте те, которые не указаны АгресСИВНОСТЬ• ломает игрушки • толкает сверстника • мимоходом ударяет встречных • кусает, плюется, щиплет других • говорит: обидные слова, когда не слышит (слышит) взрослый • говорит нецензурные слова • ругается • замахивается, но не ударяет • пугает других • сжимает губы, кулаки • сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий • препятствие стимулирует агрессивное поведение. • кусает, щиплет себя • просит себя стукнуть еще раз. ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ• неожиданно для всех: бросает игрушки; грубо отвечает • может: разорвать пособие, сказать нецензурное слово • плюется..................... Негативизм• делает все наоборот • с трудом включается в коллективную игру • отказывается даже от интересной для всех и себя деятельности • говорит часто слова «не хочу или не буду», «нет».................................................................... ДемОНСТратИВНОСТЬ• отворачивается спиной • утрирует движения на занятии • стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий •делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих............................ ОбИДЧИВОСТЬ (ЭМОЦИОНаЛЬНаЯ НеуСТОЙЧИВОСТЬ)• обижается при проигрыше в игре • болезненно реагирует на замечания, на повышенный тон голоса • недовольное выражение лица • часто плачет............................................. Конфликтность• сам провоцирует конфликт • отвечает конфликтно на конфликтные действия других • не учитывает желаний и интересов сверстников в совместной деятельности или взаимоотношениях • не уступает игрушек.......... ЭМОЦИОНаЛЬНаЯ ОТГОрОЖеННОСТЬ• когда все дети вместе, стремится уединиться • входит в помещение и сразу идет к игрушкам • занят своим делом и не замечает окружающих • не использует речь как средство общения • когда говорит, то речь не обращена к собеседнику • не выполняет просьбу, требование, хотя слышит и понимает содержание • не реагирует на переход с обычной речи на шепотную • избегает смотреть в лицо собеседнику................................... Дурашливость• реагирует смехом на замечания взрослого • похвала или Нерешительность• избегает ситуации устного опроса на занятии • не отвечает, хотя знает ответ • отказывается от ведущих ролей в играх • часто использует фразы: «не знаю», «может быть», «трудно сказать» • не отвечает на
вопрос, хотя знает верный ответ • в ситуации новизны: ребенок проявляет тор Тревога• блуждающий, отстраненный взгляд • ребенок не может объяснить Скованность• двигательно скован • запинается в речи • неловок в новой ситуации................................................................................................................................. Заторможенность• не знает чем заняться • бездеятельно смотрит по сто Эгоцентричность• считает, что все игрушки, все конфеты для него • навя Избегание умСТВеННЫХ УСИЛИЙ• быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу) • не смотрит мультики..................................................................................... ,................. Дефицит внимания• приходится словесно повторять задание по несколько раз • требуется сочетание слова с показом способа действия • переспрашива- 01 условия выполнения задания...................................................................................... Двигательная раСТОрможенность• поспешно планирует собственные действия • темп действий убыстрен • количество действий избыточно • действует раньше условного сигнала • встает на первой половине занятия, когда дети еще сидят • быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры Речевая раСТОрможенность• говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса • темп речи убыстрен • речь взахлеб • переговари- иается на занятии несмотря на замечания взрослого............................................... Не Понимание СЛОВеснЫХ ИНСТРУКЦИЙ• путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого • ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение чадания ..................................................................................................................................... ЗастреваемОСТЬ• рисует многократно повторяющиеся элементы • навязчив при общении; привлекает к себе внимание • повторяет одну и ту же просьбу, фразу• застревает на обиде • с трудом переключается.......................................... Работоспособность• быстро устает от задания требующего умственных I Глава 2. Комплексная характеристика методов и приемов коррекции расстройств поведения и эмоций у детей
Это гибкое чередование и комбинирование стратегий (методов) и тактик (приемов) поведения взрослого в зависимости: • от особенностей структуры (вида) и выраженности меняющегося поведения ребенка, и свидетелей его отклоняющегося или особенного поведения; • от конкретных внешних обстоятельств, условий проявления расстройства (которые зачастую не может изменить, но должен учитывать игро-терапевт в ситуации «здесь и теперь»). Например, от неожиданных проявлений агрессии, обидчивости, при отсутствии необходимых игровых предметов, большом количестве и разном возрасте детей в группе и пр. ЧТО ТАКОЕ Игровая терапия, рассматриваемая в данном СТРАТЕГИЧЕСКАЯ пособии, может быть названа «стратегичес- ТЕРАПИЯ? ленная» понимается как активная терапия, направленная на симптом или синдром, проблему, когда взрослый является основным источником игровой активности для ребенка. Термин «стратегическая» отражает попытку анализа и коррекции поведения ребенка через систему стратегий и тактик. Использование термина «стратегия» характерно для таких психотерапевтов как М. Эриксон, Дж. Хейли (2001), К. Маданес (1984, 1997) и др. Необходимо отметить, что зачастую термины стратегия и тактика, метод и прием, техника в психотерапии понимаются авторами как синонимы, что видимо отражает трудности развития психотерапии как науки. Это методы коррекции расстройств поведения и эмоций, то есть наиболее общие и эффективные (игровые и неигровые) способы '
Тактики - это игровые задачи, приемы коррекции: ■ которые, вводит взрослый в особенное или нарушенное поведение ребенка; ■ время жизни, которых от 2-3 до 10-15 минут и более. • Игровые задачи имеют структуру, то есть цели, игровые действия, пра • Необходимо знать общие условия эффективности введения взрослым • Игровая задача, в зависимости от особенностей введения в поведение • Когда в опыте взрослого накапливается достаточное количество игро ЧТО ТАКОЕ Это использование любых стратегий для НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ коррекции различных видов и симптомов ств: негативизма, агрессивности, эмоциональной отгороженности, избегания умственных усилий и др. • Неспецифическая (симптоматическая) игровая коррекция: ■ это игра • В процессе неспецифической игровой коррекции происходит: ■ -диаг 10 ц-j-q ТДКОЕ ДРУг°й подход, специфический, предполага- СПЕЦИФИЧЕСКАЯет: " более тонкое использование ведущих варьировании; ■ предполагает опору на общие знания о психопатологии, о синдром-структуре нарушений развития, противоречивой динамике нарушенного поведения у ребенка (Ковалев В. В., 1979), первичном дефекте, закономерностях дизонтогенеза (Лебединский В. В., 1985). • Так, специфическая коррекция синдрома эмоциональной отгороженности предполагает коррекцию эмоциональной сферы ребенка, то есть более частое использование стратегий, стимулирующих: ■ переживание ребенком положительных и других эмоций не провоцирующее уходы ребенка в себя и негативизм; ■ ориентацию ребенка на разнообразие эмоциональных состояний и поведения сверстника или взрослого. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ Итак, отличие специфической игротерапии от СТРАТЕГИИ гии коррекции используются более филиг- ранно, прицельно и длительно с большей вероятностью попадания в «синдром-мишень», реализуя цели взрослого в игровой терапии. • Применение стратегий в общем или специфически может происходить как последовательно, так и одновременно. Так, одна и та же игровая задача может реализовывать стратегии на телесный контакт и стимуляцию положительных эмоций как одновременно так и последовательно. НЕЭФФЕКТИВНЫЕНарушения поведения у ребенка можно рас- ПОВЕДЕНИЯ ведения. Такое поведение может быть пред- намеренным или малоосознанным. Можно говорить о негативизме, агрессии, обидчивости и других расстройствах как о неэффективных стратегиях протестного взаимодействия ребенка с миром в целом. 11 |
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 368. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |