Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Работа психологической службы с детьми логопедических групп
Основная функция психологической службы в дошкольном образовательном учреждении - это создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Особенно важна роль психологической службы в организации работы с детьми, имеющими различные нарушения в здоровье.
Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью. Наблюдается нарушение внимания, памяти, гиперактивное поведение. Кроме психических процессов у детей данной категории часто страдает эмоционально-волевая сфера, т.е. воспитанники осознают свои недостатки, что приводит к дефициту речевого общения, что способствует появлению аффективных реакций на исполнение словесных инструкций или невозможность высказать свое пожелание, повышенная обидчивость и ранимость. Результативность всего коррекционно-образовательного процесса достигается координацией работы психологической службы с педагогами учреждения, детьми и их родителями. Поэтому идея сопровождения ребенка с речевыми нарушениями реализуется через сотрудничество триады «Педагог - Родитель - Психолог» по следующим направлениям: - прикладная психодиагностика; - развивающая и психокоррекционная деятельность; - консультирование и просвещение педагогов, родителей; - социально-диспетчерская деятельность. Работа с детьми начинается заранее, еще до комплектования логопедических групп. В эти группы поступают дети, имеющие речевые дефекты, в основном из массовых групп нашего учреждения. Поэтому мы уже владеем определенными сведениями о личностных особенностях развития каждого ребенка, претендующих в логопедические группы, из ранее проводимой диагностики предыдущего возрастного этапа. Дети, имеющие речевые дефекты, углубленно обследуются не только учителем-логопедом, но и педагогом-психологом по методикам М.М. Семаго, На основании этих данных, совместно с педагогами групп составляются индивидуальные психолого-педагогические характеристики для пре доставления их на психолого-медико-педагогическую консультацию. Педагог-психолог обязательно присутствует на заседании психолого медико-педагогической комиссии с целью выполнения двух функций: «охранной» (разъяснение какой-либо ситуации, требующей компетенции психолога по данному ребенку) и диагностической (посредством метода наблюдения за ребенком в новой ситуации диагностируется эмоционально-волевая сфера, что дает полное представление об уровнях развития эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативных сфер ребенка одновременно). Таким образом, еще до поступления в логопедические группы детей, мы имеем полную необходимую информацию на детей-логопатов для составления их социально-психологического портрета, определения путей и форм оказания помощи, а также выбора средств и форм сопровождения. Исключение составляют вновь прибывшие дети из других дошкольных учреждений или семьи. Поэтому на начало учебного года в первую очередь обследуются эти дети. После плановой диагностики детей логопедических групп другими педагогами (воспитателем, учителем-логопедом, музыкальным руководителем) проводится совместное совещание. Полученные данные позволяют установить степень нарушения психологических особенностей, состояния здоровья, компенсаторных возможностей дошкольника, наметить маршрут индивидуального развития каждого ребенка. Данные диагностики, проведенные педагогом-психологом необходимы прежде всего для работы воспитателям логопедической группы и учителю-логопеду (при организации работы по коррекции вторичных дефектов, планировании индивидуальной работы с детьми, отборе развивающего материала для проведения занятий). Например, ежедневно воспитатель во второй половине дня организует проведение коррекционного часа, направленного на развитие у детей с ОНР психических функций (восприятия, внимания, воображения, мышления, памяти). Однако в прежней практике это делалось достаточно стихийно. Воспитатель просто ограничивался набором определенных игр, развивающих вышеназванные процессы. Сегодня же воспитатель на основе данных диагностики, проведенной психологи ческой службой, имеет возможность систематизировать эту работу: с по мощью педагога-психолога целенаправленно отобрать развивающие игры, способствующие совершенствованию тех функций, которые менее развиты у ребенка (у одного воспитанника это может быть переключение внимания, у другого -распределение, у третьего - произвольность и т.д.). Успешное преодоление речевого недоразвития зависит не только от тесной и слаженной работы всего педколлектива, но и в большей степени от взаимосвязи с родителями. Поэтому в этом направлении психологом проводится целенаправленная работа в виде индивидуальных консультаций, родительских собраний, тренингов. Форма работы здесь зависит от насущных детских проблем и запросов самих же родителей. Например: общие вопросы такие как «Психологические особенности детей с ОНР», «Психологическая готовность ребенка к школе», «Леворукий ребенок», «Избалованные дети» и т.д. выносятся на родительские собрания, а вопросы частного плана, а также ознакомление родителей с результатами диагностики и планом работы с ребенком, проводятся в виде индивидуальных консультаций, бесед. Эффективность всей коррекционной работы, проводимой специалистами и педагогами, только возрастет, если родители сами будут владеть конкретными играми, развивающими технологиями, действенными формами оказания помощи ребенку. Именно с этой целью для родителей проводятся обучающие тренинги, как например: «Развитие произвольного внимания», «Развитие мелкой моторики руки», «Развитие логического мышления» и т.д. Профилактико-просветительская работа с родителями организуется также через консультации педагога-психолога, оформление информационных стендов. В любой такой консультации содержатся конкретные рекомендации, которые могут быть успешно использованы родителями в воспитании и обучении своих детей. Вот некоторые из них: «Влияние родительских установок на развитие детей», «70 способов сказать ребенку «Хорошо», «Как помочь эмоциональным детям?» и т.д. Значима роль психологической службы по внедрению психологических знаний работников учреждений дошкольного образования. Основными формами пополнения психологических знаний являются семинары и тренинги: «Тревожный ребенок», «Общение воспитателей с детьми», «Куклотерапия», «Агрессивный ребенок» и многие другие. Все семинары и тренинги имеют не только теоретическую часть, но и большой практический материал, основанный на диагностике, анкетировании, наблюдении, самотестировании с конкретными советами, рекомендациями, которые успешно используются педагогами в работе. Например, на семинаре по куклотерапии педагогами групп были изготовлены психотерапевтические куклы и получены практические навыки работы с ней. Дело в том, что дети логопедических групп наряду с нарушениями психических функций нередко обладают личностными особенностями, осложняющими их обучение и воспитание: агрессивность, замкнутость, пассивность, тревожность и т.д. И установление социального контакта, например, замкнутым ребенком посредством психотерапевтической куклы проходит гораздо быстрее и легче. Для детей логопедических групп это важно еще и потому, что одной из задач в общем коррекционном процессе является развитие коммуникативной функции речи. Обучение педагогов на тренингах, например, снятию тревожности или агрессивности посредством проигрывания различных ситуаций, игр и игровых упражнений, дает большую практическую базу для оперативного внедрения их в учебно-воспитательный процесс. Таким образом, работа педагога-психолога по внедрению психологических знаний носит практическую направленность. Остановимся непосредственно на организации коррекционной работы с детьми логопедических групп и о распределении функций между специалистами. Практически все дети логопедических групп требуют к себе повышенного внимания в силу вышеперечисленных особенностей. Дело в том, что результат коррекционной работы зависит не от количества отработанных часов, а от систематичности занятий. «Ежедневные 15-минутные занятия дают больший эффект, чем полуторачасовые занятия один раз в неделю» - пишет профессор, директор возрастной физиологии РАО М. Безруких. Тем более, что ежедневные коррекционные занятия по развитию речи учителем-логопедом «тормозятся» наличием вторичных дефектов. Только профессиональное синхронное развитие этих функций даст ощутимый результат за достаточно короткое время. И однако вести коррекционную работу в этих группах ежедневно и с каждым ребенком не представляется возможным. Поэтому психолог* занимается коррекционно-развивающей работой с детьми логопедических групп, имеющих наиболее серьезные нарушения, как в познавательной, так и в эмоционально-коммуникативной сфере. Наиболее «легкие варианты» развития вторичных дефектов по рекомендациям психолога корректируются самими педагогами и учителями-логопедами, например, развитие мелкой моторики руки. Форма проведения коррекционных занятий психологом, в зависимости от вида коррекции и особенностей ребенка может быть как индивидуальной, так и групповой. Так коррекция познавательной сферы может быть и групповой, и индивидуальной. А развитие эмоционально-коммуникативной сферы только групповой. Подбор коррекционных программ, методик для детей осуществляется по результатам диагностики. Частота развивающих занятий обычно составляет 1-2 раза в неделю в зависимости от потребностей ребенка. Иногда в работе психолога появляется возможность строить свои занятия «блочно», т.е. каждый день в течение, например, 1 месяца, а затем продолжить их через некоторое время, если в этом есть необходимость. Такая структура построения коррекционных занятий дает достаточно ощутимый, видимый результат, но он обычно бывает кратковременным. Поэтому, чтобы закрепить положительную динамику в развитии и перевести «кратковременный» результат в «долгосрочный», психолог проводит дополнительную консультацию для педагогов и родителей с целью продолжения коррекционной работы в этом направлении уже самостоятельно. Коррекционная работа психолога базируется на использовании весьма эффективных новых технологий и психотерапевтических техник, таких как пескотерапия, арттерапия, сказкотерапия, куклотерапия, кинезиоло-гия. Особенно актуальна последняя для логопедических групп. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, Б.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Поэтому для стимуляции интеллектуального развития мною и применятся в коррекции кинезиологическая программа (автор А.Л. Сиротюк). Ведь кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Преемственность в работе педагога-психолога и учителя-логопеда заключается еще и в единстве тематического планирования коррекционных занятий. Взаимодополняемость позиций педагога-психолога, воспитателя и учителя-логопеда в подходе к ребенку, тесное сотрудничество их во всех направлениях работы следует рассматривать как необходимое условие обеспечения результативной работы психолого-логопедической службы в учреждении. Важным периодом для детей логопедических групп, так же как и для всех, является период поступления в школу. Диагностика психологической готовности ребенка к школе проводится по тем же методикам, что и в массовых группах, т.к. дети в основном идут в общеобразовательные школы. Выпускники логопедических групп получают характеристику с целью информационного обеспечения процесса сопровождения в школе и для более быстрого выбора средств и форм помощи будущему школьнику в период адаптации к школе. Фрагмент коррекционного занятия с детьми логопедической группы по эмоционально-коммуникативному развитию Задачи: раскрепощение участников, объединение их в группу, создание доверительной атмосферы, развитие навыков общения. Ребята садятся в круг, в центре которого зажигается свеча. Взрослый говорит детям, что это - волшебный огонек, он поможет совершать различные путешествия в страну сказок. Далее каждому ребенку предлагают выбрать из нарезанных из цветной бумаги геометрических фигур любую, которая ему понравилась сейчас. Эта фигурка клеится ребенком в его индивидуальный листок - «паспорт» (по аналогии с тестом Люшера, психогеометрическим тестом). Такие фигуры выбираются в начале и конце каждого занятия. Это помогает ведущему отследить динамику изменения эмоционального фона, как в течение занятия, так и в процессе цикла сказкотерапии. Для проведения занятий нужно иметь набор разных игрушек для использования их в сценариях и в инсценировках сказок. Также у ведущего должно быть достаточное количество заготовленных призов, которые раздаются детям в ходе занятия. Ход занятия. Дети заходят в кабинет, садятся в круг. Зажигается свеча. Далее беседуем о Сказочной стране: кто в ней находится, кто живет. По ходу занятия вношу изменения в декорации Сказочной страны и поощряю детей, если они замечают эти изменения. Из «волшебного сундучка» появляется Солнечный зайчик (можно использовать луч лазерной указки) и знакомится с ребятами. Каждый должен что-то рассказать о себе. Если ребенок затрудняется, ему помогает Солнечный зайчик и задает вопросы (спрашивает о любимом блюде, увлечениях и т.п.). Далее идет чтение сказки Колобок и ее обсуждение. Примерные вопросы при обсуждении. 1. Почему так случилось, что Колобка съела лиса? (Был неосторожен...). 2. Какой характер у Колобка? (Веселый, задорный....) 3. Был ли он послушным? 4. Кого жалко в сказке и почему? (Деда и бабку, т.к. они остались голодными; Колобка, т.к. его съела лиса и т.д.) 5. Нужна ли нам в жизни осторожность и когда? (При переходе дороги, при купании в реке....) -А теперь давайте представим походку неосторожного Колобка и изобразим ее. Походим как неосторожный Колобок. (Имитация походки всеми членами группы). Можем ли мы как-то помочь Колобку, подсказать ему, дать волшебные советы, чтобы его не съела лиса? (Высказываются все участники группы.) Примерные советы Колобку: - быть внимательным; - смотреть под ноги; - превратиться в ежика; - надеть шапку-невидимку и т.д. - Солнечному зайчику очень понравились советы, которые вы дали Колобку. Тот, кто дал больше волшебных советов, получает право первым попасть в Сказочную страну, посидеть на волшебном пеньке и загадать желание. (Все дети озвучивают свои желания.) На прощание Солнечный зайчик предлагает поиграть (Игра «Ветер дует на...). Словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, фразы могут быть следующими. «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну группу. «Ветер дует на того, у кого есть сестра». «Ветер дует на того, кто любит животных». «Ветер дует на того, кто много капризничает». «Ветер дует на того, у кого много друзей». Далее следует завершение занятия - ритуал прощания, заполнение «паспорта», прощание. Возможное домашнее задание: приготовить подарок для Солнечного зайчика. Фрагменты упражнений развивающей кинезиологической программы Цели: - развитие межполушарной специализации; - развитие межполушарного взаимодействия; - развитие мелкой моторики; - развитие памяти, внимания, речи; -развитие мышления; -устранение дислексии. Упражнение № 1 Дышите только через одну ноздрю (сначала левую, затем правую). Упражнение № 2 «Яйцо». Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться. Упражнение № 3 «Лодочка». Лежа на спине, вытяните руки. По команде одновременно поднимите прямые ноги, руки и голову. Держите позу максимально долго. Затем выполните это упражнение, лежа на животе. Упражнение № 4 Гимнастика для языка: движения в разные стороны, выгибание языка, свертывание в трубочку. Упражнение № 5 Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью. Сначала вверх, а затем вниз. Упражнение № 6 Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в руку (ключ, пуговица, скрепка и т.д.). Другой рукой нарисуйте его на бумаге. Упражнение № 7 Лежа на полу, коснитесь локтем (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу. Выполняйте сначала односторонние, а затем перекрестные движения. Упражнение № 8 Лежа на спине, поднимите вместе ноги «пишите» ими в воздухе узоры (цифры, буквы...). Упражнение № 9 Упражнение выполняется в парах. Встаньте лицом друг к другу. Один выполняет движения руками и ногами, другой должен их зеркально отобразить. ЛИТЕРАТУРА 1. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под общей редакцией М.М. Семаго. М, 1999. 2. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. Руководство для практического психолога. М., 1991. 3. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. М., 2000. 4. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках. М., 2000. 5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998. 6. Безруких М.В. Дети, которых не понимают взрослые // Дошкольное воспитание. 2002. № 5. 7. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. Санкт- Петербург, 2001. 8. Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности / Под редакцией Лаврентьевой. М, 1996. 9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, 1998. 10. Миронова С.А. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. М., 1987. 11. Туманова Т.В., Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. М., 2000. 12. Хайди Кэдьюсон, Чарлз Шеффер Практикум по игровой терапии. Санкт-Петербург, 2002. 13. Зинкевич-Евстигнеева Г.Д. Тренинг по сказкотерапии. Сборник программ по сказкотерапии. Санкт- Петербург, 1999.
Болотова Н.В. педагог-психолог МОУ начальной школы - детского сада № 75 г. Липец.
|