Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ, ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ




Удачный брак — это строение, которое нужно каждый день реконструировать.

А. Моруа

Психологическая помощь семье — широкое понятие, включающее в себя многообразные теоретические и практические направления. Содержание психо­логической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки семье и ее отдельным членам в кризисных ситуациях.

Работая с семьей, психолог выполняет ряд функций:

1. Поддерживающая функция: консультант обеспечивает психологическую поддержку, которая отсутствует или приняла искаженные формы в ре­альных семейных отношениях.

2. Посредническая функция: психолог-консультант в роли посредника со­действует восстановлению нарушенных связей семьи с миром и ее чле­нов между собой.

3. Функция обучения: консультант может способствовать развитию навы­ков общения, приемов саморегуляции, самопознания.

4. Функция развития: психолог помогает членам семьи в развитии основ­ных социальных умений и навыков, таких как навыки внимательного отношения к другому, понимания нужд окружающих, умения оказывать поддержку и разрешать конфликтные ситуации, выражать свои чувства и замечать чувства других людей. Консультант также способствует по­иску ресурсов семьи, позволяющих каждому из ее членов осознать и ис­пользовать возможности для саморазвития.

5. Информационная функция: консультант предлагает семье или ее отдель­ным членам дидактическое изложение информации о психическом здо­ровье и нездоровье, норме и ее вариантах, а также советы, руководства.

Можно выделить следующие виды психологической помощи семье.

Информирование. Психолог может предоставить семье или отдельным ее членам информацию об особенностях функционирования семьи на разных этапах развития, о задачах, стоящих перед семьей в кризисные периоды, о воз-растно-психологических особенностях развития личности, а также о возмож­ности получения дополнительной помощи у других специалистов.

Индивидуальное психологическое консультирование (психотерапия). Психоло­гическое консультирование — процесс, ориентированный на научение и лич-

20

ностный рост клиента, в ходе которого последний узнает больше о себе самом, учится связывать эти знания со своими целями так, чтобы достигнуть более полного и гармоничного бытия-в-мире. Данный вид психологической помо­щи предполагает работу с одним из членов семьи и базируется на идее М. Боу-эна о том, что изменения даже одного члена семьи приводят к изменениям всей системы внутрисемейных отношений.

Консультирование (психотерапия) супружеской пары. Данный вид психоло­гической помощи представляет собой работу с супружеской парой и направ­лен на оптимизацию взаимодействия между брачными партнерами.

Групповое консультирование (психотерапия) супружеских пар. Этот вид ра­боты предполагает объединение в группу нескольких супружеских пар с целью получения поддержки и проработки супружеских проблем.

Семейное консультирование (психотерапия). В семейном консультировании принимает участие нуклеарная либо расширенная семья. Как правило, этот вид психологической помощи используется в том случае, когда имеющиеся проблемы затрагивают всю систему в целом.

Групповое семейное консультирование (психотерапия). Данный вид психо­логической помощи предполагает организацию работы двух типов групп: го­могенных (родительских, детских, групп для матерей и др.) и гетерогенных, используемых на определенных этапах работы с семьей и чаще всего принима­ющих форму совместных занятий родительских и детских групп.

Как показывает наш опыт, психологическая помощь оказывается более эф­фективной, когда с семьей работает команда специалистов (2-4 человека). Работа в команде позволяет избежать ряда «ловушек», связанных со специфи­кой работы с семейной системой, например, тенденции присоединиться и об­разовать коалицию с одним из членов семьи.

Существует несколько способов работы в команде: О с семьей взаимодействует вся команда;

□ с семьей работает один член команды, остальные, не включаясь в непо­средственное взаимодействие с семьей, наблюдают за процессом (нахо­дясь либо в одном помещении с семьей, либо за зеркалом односторон­него наблюдения, либо просматривая консультацию в видеозаписи). После завершения консультации они делятся с работавшим психологом терапевтическими гипотезами и дают ему обратную связь; О с семьей работает один член команды, остальные, как и в предыдущем варианте, наблюдают за процессом, не включаясь в непосредственное взаимодействие с семьей, но после завершения работы они обсуждают возникшие у них предположения в присутствии членов семьи.

В качестве алгоритма работы с семьей, переживающей кризис, можно пред­ложить модель консультирования, состоящую из следующих этапов:

1. Выявление представлений членов семьи о характере переживаемых труд­ностей.

2. Уточнение фактов семейной жизни и особенностей ее динамики. Ана­лиз семейной истории для адекватного понимания сложившейся си­туации.

21

3. Обратная связь от консультанта семье, включающая сообщение о том, как консультант понимает проблему, отражение его собственных чувств и переживаний, поддержка семьи в их желании получить психологичес­кую помощь.

4. Определение проблемного поля семьи. На этом этапе осуществляется идентификация проблем данной семьи; выдвигаются предположения относительно причин возникших трудностей, механизмов их возник­новения и развития; при необходимости собираются дополнительные сведения для проверки выдвинутых гипотез. Итогом данного этапа яв­ляется согласование представлений психолога и членов семьи об имею­щихся проблемах и постановка реалистичных целей.

5. Проработка чувств членов семьи, связанных с переживаемым кризисом.

6. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто об­суждаются возможные альтернативы решения проблем. Консультант побуждает членов семьи проанализировать все возможные варианты, выдвигает дополнительные альтернативы, не навязывая своих решений.

7. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка вы­бранных альтернатив. Консультант помогает семье разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения преды­дущего опыта и актуальной готовности измениться. Проверка реалистич­ности выбранного решения (ролевые игры, «репетиция» действий и др.).

8. Деятельность. На этом этапе происходит последовательная реализация плана решения проблем семьи, особую важность приобретает поддерж­ка консультантом членов семьи.

Как правило, работа с семьей, переживающей кризис, осуществляется в формате краткосрочной терапии (от 1 до 20 встреч). Предлагаемая нами мо­дель консультирования дает возможность семейному психологу гибко исполь­зовать и модифицировать как последовательность, так и содержание этапов с учетом специфики конкретной семьи.

22

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ

Понятие о кризисе

От кризисов страхует только кома... Д. Леонтьев. Однопсишия

Теория кризиса как самостоятельная дисциплина в психологии появилась сравнительно недавно. Значимые психологические исследования, посвящен­ные теории кризисов, представлены работами Э. Линдерманна, Дж. Каплана, Дж. Якобсона (цит. по: Пергаменщик Л. А.).

Отличительные черты теории кризисов, согласно Дж. Якобсону, состоят в следующем:

□ теория кризисов относится главным образом к индивиду, хотя некото­рые понятия используются применительно к семье, а также к малым и большим группам;

О теория кризисов описывает не только деструктивные аспекты кризиса, но и его ресурсы и возможности в области роста и развития личности.

Кризис(от греч. krisis — решение, поворотный пункт) — нарушение состоя­ния равновесия системы, резкий, крутой перелом в чем-нибудь, тяжелое пере­ходное состояние, острое затруднение в чем-либо. Слово «кризис» несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости действия. Кризис — это си­туация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени.

Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса:

1. Первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы ре­шения проблем.

2. Дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказыва­ются безрезультатными.

3. Еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации вне­шних и внутренних источников.

4. Повышение тревоги, возникновение депрессии, чувств беспомощнос­ти и безнадежности, дезорганизация личности — в случае, если все дей­ствия, предпринятые на предыдущих стадиях, оказываются тщетными.

Кризис может закончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.

Критериями диагностики кризисамогут служить следующие показатели:

□ наличие события, вызывающего стресс, или длительный стресс, приво­дящий к фрустрации (эмоционально тяжелое переживание человеком

23

своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения

и неуспеха в достижении цели); О переживание горя; П чувство потери, опасности, унижения;

□ чувство собственной неполноценности; О неожиданность происходящего;

О разрушение привычного хода жизни; D неопределенность будущего;

О отсутствие целостного видения ситуации (она воспринимается фрагмен­тарно, на первом месте — ее эмоциональная окраска);

□ страх;

О отчаяние;

□ обесценивание имеющегося;

□ потеря контакта с другими и собой;

П преобладание чувства одиночества и отверженности; П чувство уникальности собственных переживаний;

□ ощущение отсутствия поддержки со стороны окружающих;

□ длительное страдание.

По временному параметру и интенсивности переживания кризисы подраз­деляются на:

□ кратковременные и острые;

□ затяжные и хронические (длительные по времени, например, тяжелая болезнь).

В соответствии с локализацией рассматривают:

П кризисы переходных периодов, связанные с возрастом;

□ кризисы, не связанные с определенным возрастом.

Таким образом, кризисом можно назвать ситуацию столкновения с препят­ствием в реализации важнейших жизненных целей при условии невозможности справиться с ней с помощью привычных средств.

Кризис не всегда несет в себе негативный смысл. В китайском языке поня­тие «кризис» определяется как «полный опасности шанс», как возможность роста человеческой личности, которую индивид обретает, проходя через кри­зисное состояние и испытывая различные сопротивления. Конструктивное преодоление кризисных ситуаций и периодов жизни дает их субъектам ресур­сы для личностного роста и преодоления неизбежно сопровождающих жизнь переломных моментов.

Существующие на сегодняшний день теории кризисов описывают пере­живание кризисных событий на индивидуальном уровне, то есть анализируют процесс переживания кризисных событий отдельным человеком. Однако по­следний всегда является частью других, более крупных систем (семейной, про­фессиональной, социальной и др.) и находится с ними в диалектической взаи­мосвязи, обусловливающей характер прохождения кризисов.

Нами была предпринята попытка анализа переживания кризисных ситуа­ций не отдельным человеком, а семьей на ее микросистемном уровне функци-

24

онирования. Разработанный подход к анализу семьи в ситуации кризиса по­зволяет интегрировать теоретические и практические положения кризисной психологии и психологии семьи, на стыке которых рождается новое направле­ние — психология семейных кризисов.

Семейный кризис

...Идеальные отношения в браке возможны только тогда, когда они не являются необхо­димым условием выживания человека.

И. Ялом. Когда Ницше плакал

Семья в ее синхронном функционировании является системой, находящей­ся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющим­ся. Изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и созда­ет условия для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных.

Семейный кризис— состояние семейной системы, характеризующееся на­рушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привыч­ных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.

В семейном кризисе можно выделить две потенциальные линии дальнейшего развития семьи:

1. Деструктивная, ведущая к нарушению семейных отношений и содер­жащая опасность для их существования.

2. Конструктивная, заключающая в себе потенциальную возможность пе­рехода семьи на новый уровень функционирования.

Анализ литературы по проблеме кризисных ситуаций в семье позволяет выделить несколько подходов к описанию семейных кризисов.

Первый связан с изучением закономерностей жизненного цикла семьи. В русле данного подхода кризисы рассматриваются как переходные моменты между стадиями жизненного цикла. Подобные кризисы называются норматив­ными, или горизонтальными стрессорами (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В., 2000). Они возникают при «застревании», препятствиях или неадекватной адап­тации при прохождении какого-либо этапа жизненного цикла семьи.

Так, например, В. Сатир выделяет десять критических точек в развитии семьи.

Первый кризис — зачатие, беременность и рождение ребенка.

Второй кризис — начало освоения ребенком человеческой речи.

Третий кризис — ребенок налаживает отношения с внешней средой (идет в детский сад или в школу).

Четвертый кризис — ребенок вступает в подростковый возраст.

25

Пятый кризис — ребенок становится взрослым и покидает дом.

Шестой кризис — молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.

Седьмой кризис — наступление климакса в жизни женщины.

Восьмой кризис — уменьшение сексуальной активности мужчин.

Девятый кризис — родители становятся бабушками и дедушками.

Десятый кризис — умирает один из супругов.

Таким образом, семья в своем развитии переживает ряд этапов, сопровож­дающихся кризисами. В основе нормативного кризиса, фиксируемого на мик­росемейном уровне, обычно лежит индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, ведущий к дестабилизации системы.

Второй подход связан с анализом событий жизненного пути семьи: кризи­сы семьи могут вызываться некоторыми событиями, влияющими на стабиль­ность семейной системы. Подобные кризисы могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи и называются ненормативными.

Третий подход основан на знаниях о кризисных ситуациях в семье или от­дельных ее подсистемах, полученных в ходе экспериментальных исследований. Так, например, Плзак описал два критических периода в развитии супружес­ких отношений (Plzak, 1973; цит. по: Кратохвил С, 1991).

Первый критический период наступает между 3-м и 7-м годом супружес­кой жизни и продолжается в благоприятном случае около 1 года. Его возник­новению способствуют следующие факторы: исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту, рост числа ситуаций, в ко­торых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к со­гласию, учащение проявлений отрицательных эмоций, возрастание напряжен­ности в отношениях между партнерами вследствие частых столкновений. Кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружес­кой пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности у одного из супругов.

Второй кризисный период наступает примерно между 17-м и 25-м годом совместной жизни. Этот кризис менее глубок, чем первый, он может продол­жаться 1 год или несколько лет. Его возникновение часто совпадает с прибли­жением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, появлением страхов, различных соматических жалоб, чувства одиночества, связанного с уходом детей, с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможных сексуальных измен мужа.

Согласно взглядам Н. В. Самоукиной, первый кризисный период (5-7 лет) связан с изменением образа партнера, а именно — с понижением его психо­логического статуса. Второй кризисный период (13-18 лет) вызван психоло­гической усталостью друг от друга, тяготением к новизне в отношениях и об­разе жизни. Этот период особенно остро переживают мужчины. Менее болезненно он проходит в тех семьях, где обоюдно признаются условия для относительной свободы и самостоятельности супругов, а также там, где оба партнера начинают искать способы обновления своих отношений.

26

Кризисы в отдельных подсистемах (например, вышеописанные кризисы в супружеских отношениях) могут оказывать влияние на протекание норматив­ных семейных кризисов, интенсифицируя их проявления.

Семья, находящаяся в состоянии кризиса, не может оставаться прежней; ей не удается функционировать адекватно изменившейся ситуации, оперируя знакомыми, шаблонными представлениями и используя привычные модели поведения.

Выделяют следующие характеристики семейного кризиса:

1. Обострение ситуативных противоречий в семье.

2. Расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов.

3. Нарастание неустойчивости в семейной системе.

4. Генерализация кризиса, то есть его влияние распространяется на весь диапазон семейных отношений и взаимодействий.

На каком бы уровне функционирования семьи ни возникал кризис (инди­видуальном, микро-, макро- или мегасистемном), он неизбежно будет затра­гивать другие уровни, обусловливая нарушения в их функционировании. В ре­зультате можно обнаружить следующие проявления семейного кризиса:

1. Проявление семейного кризиса на индивидуальном уровне: О чувство дискомфорта, повышенная тревожность;

О неэффективность старых способов коммуникации;

□ снижение уровня удовлетворенности браком;

□ ощущение непонятости, невысказанное™, безысходности и тщетности предпринимаемых с целью изменить ситуацию усилий, то есть ощуще­ние ограничения своих возможностей, неспособность обнаружить в си­туации новые направления развития;

□ смещение локуса контроля: член семьи перестает занимать субъектную позицию, ему начинает казаться, что нечто происходит «с ним» — то есть вне его, а значит, и изменения должны произойти не с ним, а с другими. В таком случае он искренне начинает полагать, что именно изменение отношения или поведения другого члена семьи приведет к улучшению ситуации (Шиян О. А.);

□ закрытость для нового опыта и в то же время надежда на «чудесное воз­вращение мира», не связанное с собственными изменениями;

О появление сверхценных идей у некоторых членов семьи;

□ формирование симптоматического поведения.

2. Проявление семейного кризиса на микросистемном уровне:

D нарушения по параметру сплоченности: уменьшение или увеличение психологической дистанции между членами семьи (крайние варианты — симбиотическое слияние и разобщенность);

О деформация внутренних и внешних границ нуклеарной семьи, крайни­ми вариантами которой являются их диффузность (размытость) и жест­кость (непроницаемость);

□ нарушения гибкости семейной системы вплоть до хаотичности или ригидности (механизм сохранения и усиления негибких способов реагиро­вания — «инконгруэнтная адаптация» — почти универсален в кризисных ситуациях, однако при длительном его использовании нарушается есте­ственный обмен энергии в семье);

О изменения ролевой структуры семейной системы (появление дисфунк­циональных ролей, жесткое, неравномерное распределение ролей, «про­вал» роли, патологизация ролей);

□ нарушение иерархии (борьба за власть, перевернутая иерархия);

□ возникновение семейных конфликтов;

□ рост негативных эмоций и критики;

□ нарушения метакоммуникации;

О нарастание чувства общей неудовлетворенности отношениями в семье, обнаружение расхождения во взглядах, возникновение молчаливого про­теста, ссоры и упреки, ощущение обманутости у членов семьи;

□ регресс или возврат к ранним моделям функционирования нуклеарной семьи;

□ «застревание» на какой-либо стадии развития семьи и неспособность решать задачи следующих этапов;

□ противоречивость и несогласованность притязаний и ожиданий членов семьи;

□ разрушение некоторых устоявшихся ценностей семьи и несформирован-ность новых;

П нарушение традиций и ритуалов;

О неэффективность старых семейных норм и правил в отсутствие новых;

□ дефицит правил.

3. Проявления семейного кризиса на макросистемном уровне: П актуализация семейного мифа;

□ реализация архаичного поведенческого паттерна, неадекватного актуаль­ному контексту существования семьи, но являвшегося эффективным в предыдущих поколениях;

□ нарушения внутренних и внешних границ расширенной семьи, крайни­ми вариантами которых являются диффузность и жесткость (непрони­цаемость) границ;

□ нарушения иерархии (например, перевернутая иерархия, межпоколен­ные коалиции);

□ нарушения ролевой структуры расширенной семьи (ролевые инверсии, «провал» роли);

□ нарушение традиций и ритуалов;

П неэффективность старых семейных норм и правил и несформирован-ность новых.

4. Проявление семейного кризиса на мегасистемном уровне: О социальная изоляция семьи;

d социальная дезадаптация семьи;

П конфликты с социальным окружением.

28

В кризисной ситуации может происходить блокировка актуальных потреб­ностей членов семьи, что, в свою очередь, может стать причиной появления симптома у одного из них — чаще всего у ребенка. Последний становится но­сителем симптома, который позволяет поддерживать старые, сложившиеся взаимоотношения между членами семьи. Симптоматическое поведение появ­ляется в результате стереотипных, «застывших» ролевых взаимодействий, от­ражая некоторые закрытые темы, прямое обсуждение которых нарушило бы семейные правила. Носитель симптома называется «идентифицированным пациентом».

Теоретики системного подхода в семейной терапии убеждены в том, что симптом, предъявляемый семьей, представляет собой не что иное, как мета­фору потребностей семейной системы (Шерман Р., Фредман Н., 1997).

Можно выделить следующие характеристики симптоматического поведения(Борисовская О. Б., 1998; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В., 2000; Эйдемил-лер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003):

□ сравнительно сильное влияние на других членов семьи;

П симптом непроизволен и не поддается контролю со стороны идентифи­цированного пациента;

□ симптом закрепляется окружением;

□ симптоматическое поведение может быть выгодно другим членам семьи; О симптоматическое поведение «обслуживает» избегание членами семьи

других психологических проблем, актуализация которых могла бы быть разрушительной для семейной системы. Тем самым оно выполняет фун­кцию семейного стабилизатора.

Идентифицированный пациент, или носитель симптома, может появиться в семье как при попытке сохранения гомеостаза во время прохождения какой-либо стадии жизненного цикла семьи, так и при переходе с одной стадии на другую. Обращаясь за психологической помощью, семья, как правило, желает избавиться от симптома, но при этом не хочет что-либо существенно менять. В этом случае на месте одного симптома впоследствии может появиться дру­гой, не менее серьезный. Например, супруг перестает пить, но при этом тяже­ло заболевает ребенок.

Для определения особенностей прохождения семьей кризисных периодов необходимы анализ и учет семейных «нормативных фильтров». Под «норма­тивными фильтрами» мы понимаем совокупность норм, правил, установок, ролевых позиций, представлений, характерных для данной семьи. Их искажа­ющее влияние может быть различным. Идеальными представлениями могут быть частично объяснены такие факты, при которых даже незначительные проблемы в семейной жизни субъективно переживаются семьей очень тяжело. В других семьях, наоборот, даже при наличии серьезных кризисов в развитии их члены могут не рассматривать ситуацию как катастрофическую, оставаться сплоченными, адекватно реагирующими на все происходящее и оказываюши-ми поддержку друг другу. Обычно члены семьи представляют консультанту «от­корректированную» картину семейной жизни, отражающую их идеальные пред­ставления. В соответствии с этим важным является умение семейного психолога

29

рассмотреть эту картину, проанализировать и выявить зоны риска для данной семьи.

Особенностью данной работы является использование многоуровневой модели психологического функционирования семьи в анализе семейных кри­зисов с фокусировкой на микросистемном уровне. Это значит, что в центре анализа находятся не индивидуальные биопсиходинамики членов семьи, а ре­акции семьи как целостного организма. Данная задача является непростой в силу сложности и подчас невозможности учета взаимодействия всех составля­ющих семейной системы. Однако наш опыт работы с семьями показывает целесообразность использования данного подхода при анализе столь уникаль­ной социальной микрогруппы, как семья, позволяющий понять ее неповтори­мый и загадочный мир и законы существования.

30










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...