Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эмоциональные состояния и высшие чувства




Эмоциональные состояния.Различные эмоции окрашива­ют наше поведение и наши отношения, создавая более или менее продолжительные, иногда устойчивые переживания. Иными словами, мы всегда находимся в каком-либо эмо­циональном состоянии: жизнерадостном, оптимистичном, грустном, печальном, подавленном, мрачном и пр. Выде­ляют несколько видов таких состояний.

Настроение - длительное, слабо выраженное эмоцио­нальное состояние. Настроение может длиться очень дол­го - неделями, месяцами. У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения. Про одного говорят: «Жизнерадост-

1 Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991.-С. 141-142.ный человек», хотя и он может быть иногда в печальном или подавленном настроении, другого воспринимают как мрачного, недовольного, хотя иногда он может быть и радостным, и оживленным. Речь идет о решительном пре­обладании у данного человека того или иного настрое­ния. Раскрывая суть настроения, С.Л. Рубинштейн пока­зывал его отличие от других эмоциональных образова­ний". «Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настрое­ние не предметно, а личностно, - это, во-первых, и, во-вторых, - оно не специальное переживание, приурочен­ное к какому-то частному событию, а разлитое общее со­стояние». И хотя настроение всегда имеет причину, мы часто не можем объяснить, почему у нас то или иное настроение, потому что в силу «беспредметности» настро­ения не всегда осознаем причину его возникновения. Вспомним К. Бальмонта:

Отчего мне так душно?

Отчего мне так скучно?

Я совсем остываю к мечте.

Дни мои равномерны,

Жизнь моя однозвучна,

Я застыл на последней черте...

У разных людей настроение по-разному выражается в поведении, но почти у всех оно так или иначе проявляет­ся внешне. Мы никому не докладываем о своем настрое­нии. Но взгляд, слово, интонация, движение, мимика, наклон головы - и все ясно. Своим поведением мы не только демонстрируем настроение, но и передаем его другим людям. По существу, от настроения каждого человека во многом зависит настроение окружающих. Человек с ус­тойчивым мрачным настроением распространяет свое эмо­циональное состояние на людей, с которыми находится во взаимодействии. Например, Беликов - герой рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»: «Действительность раз­дражала его, пугала, держала в постоянной тревоге: на педагогических советах он просто угнетал нас своею осто-рожностью, мнительностью... Своими вздохами, нытьем, своими темными очками на бледном, маленьком лице он давил нас всех, и мы уступали...»

Однако и постоянная бурная жизнерадостность также угнетающе действует на окружающих, утомляя их и часто вызывая раздражение. Особенно тогда, когда оптимизм одного не соответствует настроению других. Помните, у В.В. Маяковского: «Тот, кто постоянно ясен, тот, по-мо­ему, просто глуп»?

Важен не только характер эмоционального состояния и его проявление, но и соответствие этого состояния общей ситуации, а также мера (степень) его проявления в пове­дении. Уметь управлять своим настроением - это особен­ность волевой регуляции и культурного развития личнос­ти. Так, на Востоке существует традиция не обнаруживать не только плохое настроение, но и горе, печаль. Эта тра­диция предписывает во всех случаях сохранять приветли­вое выражение лица, чтобы не обременять других людей своими заботами и переживаниями.

Сами настроения и их глубина у каждого человека раз­личны, но всегда тесно связаны с тем, как складываются его отношения с окружающими людьми и с ходом соб­ственной деятельности. Мы иногда не придаем должного значения словам, сказанным в минуту раздражения, уста­лости или просто походя - в автобусной толкучке, в оче­реди в магазине, на работе... и тем самым портим настро­ение и другим и себе. Ведь сила слова беспредельна. Вспом­ним русское «здравствуйте». Попробуйте произнести его не скоропалительно, не как бездумное «здрасьте», а мед­ленно, с чувством: «Здрав-ствуй-те!» - и посмотрите при этом в глаза тому, кого вы приветствуете, улыбнитесь ему. Поверьте, и у вас и у него целый день будет хорошее на­строение. Ведь дело не только в словах, но и в тоне, каким эти слова произносятся, в точном смысле, кото­рый этими словами выражается.

Аффекты - эмоциональные состояния, противополож­ные настроению. Аффекты - бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю лич­ность человека. Это может быть сильный гнев, страх, ра­дость и т.п. Человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой, весь отдается переживанию, не контро­лирует свои действия. Аффект возникает большей частью внезапно, продолжается иногда всего несколько минут, но оставляет после себя в некоторых случаях длительныйслед в виде общего нервного потрясения. Аффективное состояние всегда имеет какое-то завершение. Например, результатом сильнейшего аффекта явилось убийство ца­рем Иваном Грозным своего сына.

Появление аффекта связано с возникновением в коре мозга сильного очага возбуждения, в результате чего про­исходит ослабление тормозных процессов и кора теряет возможность контроля.

Во время аффекта отмечается яркость внешних прояв­лений. Описание аффективных состояний человека весьма широко представлено в художественной литературе. На­пример, М.Ю. Лермонтов показывает состояние Мцыри, который бежал из монастыря на родину и заблудился в лесу:

Тогда на землю я упал; И в иступлении рыдал; И грыз сырую грудь земли, И слезы, слезы потекли В нее горячею росой...

Можно ли регулировать состояние аффекта, преодолеть его? Важно не доводить себя до такого состояния, прояв­лять выдержку и самообладание. Порой люди попадают во власть аффекта из-за своеобразной безответственности и ощущения безнаказанности. Например, человек дома раз­решает себе быть аффективным, слишком вспыльчивым, а на работе «держит себя в руках» и наоборот. Значит, может сдержаться, когда считает необходимым. Важно научиться властвовать собой. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что воп­рос должен ставиться не так: преодолевайте уже овладев­ший вами аффект, и вы не допустите безответственного аффективного поступка; а скорее так: не давайте зародив­шемуся аффекту прорваться в сферу действия, и вы пре­одолеете свой аффект, снимете с нарождающегося в вас эмоционального состояния его аффективный характер.

Главное в предупреждении аффективного состояния -чувство ответственности перед собой и перед окружаю­щими людьми.

Страсть - самое сильное и яркое эмоциональное со­стояние человека. В отличие от аффекта это стойкое, все­охватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения. Вели­кая страсть рождает великую энергию. Страсть не являетсяпросто вспышкой, она всегда выражается в сосредоточен­ности, собранности мыслей и сил, их направленности на единую цель - предмет страсти?]Поэтому так важно, на что, страсть направляется. И.П. Павлов писал, обращаясь к мо­лодежи: «Большого напряжения и великой страсти требу­ет наука от человека. Будьте страстны в своих исканиях».

Страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов. Однако страсть своеобразно сочета­ет в себе активность и пассивность человека. Она захва­тывает человека, он находится во власти своей страсти, не может освободиться от нее. Страсть - большая сила, она может быть пагубной и даже роковой. Вспомним по­весть А.И. Куприна «Гранатовый браслет»: «Желтков пи­сал так: „Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о бу­дущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угод­но за что-то меня вознаградить... каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким бредом"».

Страсть может быть и позитивной, великой. Ничто зна­чительное на свете еще никогда не совершалось без вели­кой страсти - и в науке, и в труде, спорте, искусстве, литературе, в жизни.

Стресс (от англ. слова stress - напряжение) - эмоцио­нальное состояние, возникающее при опасности, боль­ших физических, психических перегрузках, т.е. в необыч­но трудной ситуации. Переживается оно с большой внут­ренней напряженностью. Часто такие переживания возникают при необходимости принять быстрые и ответ­ственные решения и пр. Экстремальные жизненные пере­живания - обиды, угрозы, разочарования, измены, нео­жиданная опасность, катастрофы - требуют от человека мобилизации его нервно-психических сил. Переживание этих ситуаций вызывает острую форму эмоционального состояния, т.е. стресс.

Умеренный стресс может быть даже полезным, напри­мер, у спортсменов перед ответственными соревнования­ми, у артистов перед премьерой, у студентов перед экза­менами. Стресс полезен тогда, когда он дает человеку силуи смелость, когда же он вызывает неприятные чувства, слишком сильное нервное напряжение, тогда он оказыва­ет вредное воздействие на психику и психическое здоро­вье человека. Чаще всего понятие «стресс» употребляется в его негативном значении.

Высшие чувстваприсущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к лю­дям, с убеждениями и взглядами. Выделяют три вида та­ких чувств: нравственные, интеллектуальные и эстети­ческие. Ценность этих чувств зависит от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они испы-тываются.

Нравственные чувства в форме переживаний выража­ют отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе. Человеколюбие является ос­новной ценностью нравственных чувств. Не случайно Б.Л. Пастернак писал: «Нарушитель любви к ближнему пер­вым из людей предает самого себя».

Нравственные чувства развиваются с раннего детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обще­стве. Человек научается (или не научается) не только от­личать хорошее от плохого, но в связи с хорошим или плохим он начинает переживать различные чувства, у него постепенно вырабатываются принципы собственного нрав­ственного поведения и нормы нравственного убеждения. Все, что для нас является нравственным, вызывает у нас положительные чувства, а то, что безнравственно - отри­цательные.

К числу нравственных чувств относятся: любовь, това­рищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность, зависть, злорадство, стыд, чувства симпатии, антипатии, привя­занности, уважения, презрения, признательности и др.

С.Л. Рубинштейн писал: «Моральное отношение к че­ловеку - это любовное отношение к нему... Лишь через свое отношение к другому человеку человек существует как человек».

Каждое из нравственных чувств - сложнейшее един­ство переживаний и размышлений. Вот, например, как тонко определял М. Пришвин чувство совести: если су­дить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием: или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. Это неизбежное колебание в ту или иную сторону называ­ется совестью.Интеллектуальные чувства возникают в процессе ум­ственной деятельности и связаны с познавательными про­цессами и творчеством. Интеллектуальные чувства могут быть очень сильными. Жажда знаний и нового могут стать страстью, а радость открытия - подняться до уровня аф­фекта. Вообще возникновение проблемы, поиски ее реше­ния вызывают те или иные чувства. Интеллектуальными чувствами являются: жажда знаний, желание нового, лю­бознательность, радость открытия, чувство удивления, сомнения, уверенности в суждениях и пр. Эти чувства ак­тивизируют психические процессы, делая их более быст­рыми и интенсивными.

К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию, сарказм.

В чувстве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или к кому-нибудь. Например, из сочинений Козьмы Пруткова: «Некоторые образцом непостоянства выставляют мужчину, другие женщину; но всякий умный и наблюдательный петербуржец никогда не согласится ни с теми, ни с другими; ибо всего более пере­менчивее петербургская атмосфера!»1

В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен. С.Л. Рубинштейн отмечал, что юмор относится к миру, как к любимому существу, над смешными сторо­нами и милыми маленькими слабостями которого прият­но посмеяться, чтобы почувствовать особенно остро его бесспорные достоинства.

Чувством юмора чаще всего обладают добродушные люди, тонко чувствующие как прекрасное в жизни и в людях, так и те или иные их безобидные недостатки и слабости.

Чувство иронии - это тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе. Ирония не щадит никого и ничего. Ее цель - совершенствование действительности. Человек с позиции своих идеальных представлений о людях и мире стремится критически воздействовать на окружа­ющую действительность. Ирония никогда не бывает ме­лочной, злобной, она высмеивает существующее во имя лучшего. Например, в басне И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»: «Ты все пела? Это - дело» - иронически го­ворит Муравей Стрекозе, считая в действительности пение бездельем.

1 Сочинения Козьмы Пруткова. - М., 1955. - С. 145.Или из Роберта Бернса:

Склонясь у гробового входа,

- О смерть! - воскликнула природа, -

Когда удастся мне опять

Такого олуха создать!

Эпитафия Вильяму Грэхему, эсквайру (пер. С. Маршака)

Сарказм - это язвительная насмешка, гневная иро­ния. Цинизм - издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что луч­ше и выше его. «Цинизм опасен прежде потому, что он возводит злобу в добродетель», - писал А. Моруа. Люди с чувством цинизма способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей, а главное, они ни за что не чувствуют собственной ответственнос­ти.

Чувство комического заключается в том, что мы неожи­данно обнаруживаем резкое несоответствие между тем, что собою представляет в действительности какое-либо жизнен­ное явление, и тем, за что оно себя выдает, на что претен­дует. Смешными являются любые несообразности: несоот­ветствие цели и средств, выбранных для ее достижения, дей­ствий и результатов и пр. Смешно, когда человек, выдающий себя за знатока какого-либо дела, предмета, не имеет о нем никакого представления. Вспомним комедию Н.В. Гоголя «Ревизор», в которой Хлестакова принимают за высокого правительственного чиновника, - перед ним лебезят, дают ему взятки, почтительно слушают, а он оказывается нич­тожным чинушей и вралем.

Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это любовь к красоте. Их источником являются природа, произведения искусст­ва, люди. М. Горький говорил: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он - все».

Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах, которые зависят от эстетических пред­почтений: одним нравится легкая, другим - серьезная му­зыка и пр. Развитое эстетическое чувство позволяет по­знать эстетическое качество произведений искусства и ок­ружающего мира, природы и людей - их красоту, испытать эстетическое чувство прекрасного.1.3. Физиологические основы и внешнее выражение эмоций и чувств

Физиология эмоций. Как и все психические процессы, эмоциональные состояния являются результатом деятель­ности мозга. Переживание человеком чувств обеспечива­ется совместной деятельностью коры и подкорковых цен­тров: возникший в коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения (при восприятии человеком какого-то объекта как приятного или неприятного) рас­пространяется на подкорку, где находятся различные цен­тры физиологической деятельности организма - дыхатель­ный, сердечно-сосудистый и др. Возбуждение подкорко­вых центров вызывает усиление деятельности некоторых i внутренних органов. По опыту мы знаем, что сильные' эмоции связаны с целым рядом физиологических изме­нений. Изменения происходят в сердечной деятельности и состоянии кровеносных сосудов - при сильном испуге \ человек бледнеет, при смущении часто краснеет, от сты­да «вспыхивает»; в дыхательной системе - дыхание уско-i ряется или замедляется, при испуге прерывается; в сис­теме пищеварения - при неприятных тревожных эмоциях у человека нередко появляется тяжесть в желудке (навер­няка многие из вас хоть раз испытали такое ощущение перед сдачей сложного экзамена); изменения происходят и в железах внешней секреции - усиление потоотделения при некоторых состояниях эмоционального возбуждения (например, холодный пот от страха), усиление деятель­ности слезных желез (плач при горе, а иногда и при силь­ной радости).

В подкорковых областях находятся центры, управляю­щие вегетативной нервной системой, с которой тесно свя­заны эмоциональные переживания.

Ведущую же роль в эмоциях и особенно в чувствах вы­полняет кора больших полушарий головного мозга. Имен­но она регулирует силу и устойчивость чувств. И.П. Пав^ лов считал, что физиологической основой многих чувств являются нарушения в деятельности сложившегося дина­мического стереотипа, он писал: «Мне кажется, что часто тяжелые чувства при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близ­ких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломке верований, имеют свое физиологическое основание в зна­чительной степени именно в изменении, в нарушениистарого динамического стереотипа и в трудности установ­ки нового».1

Внешнее выражение эмоций.Изменения, возникающие при сильных эмоциях во всем организме, захватывают си­стему мышц лица и всего тела и проявляются в так назы­ваемых выразительных движениях. Эти движения делают переживания более яркими и более доступными восприя­тию и пониманию другими людьми. Чувства одного чело­века посредством выразительных движений передаются другому, вызывая у него сочувствие. Что же это за движе­ния?

Мимика - выразительные движения лица: улыбка, го­рестный взгляд, нахмуренные или поднятые в удивлении брови и пр. (рис. 12).

Рис. 12. Мимика ребенка

Пантомимика - выразительные движения всего тела (поза, жесты, наклон головы и др.), вокальная мимика -выражение эмоций в интонации и тембре голоса. Интона­ция придает слову тот живой оттенок смысла, то конкрет­ное значение, которые хочет выразить говорящий. Напри­мер, слово «снег» может быть произнесено с оттенком ра­дости: «Снег!» (наконец-то кончилась осенняя слякоть, скоро можно стать на лыжи!) или с оттенком огорчения: «Снег!» (т.е. наступила долгая зима). Интонация, как вы знаете, бывает вопросительная, восклицательная, пове­ствовательная, ироническая, торжественная, гневная, огорчительная и пр.

В повседневной жизни мы постоянно по тончайшим изменениям в выражении лица, в жестах, в позах, инто­нациях и т.д. чувствуем малейшие сдвиги в эмоциональ­ном состоянии, в настроении окружающих нас людей, особенно близких нам.

Выразительные движения человека часто воспроизво­дят те действия, которые были когда-то целесообразны в инстинктивной деятельности наших животных предков. На­пример, расширенные ноздри, оскаленные зубы и сжатые

1 Павлов И.П. Собрание сочинений. -Т. III. - Кн. 2.- С. 230.кулаки во время сильного гнева когда-то были целесооб­разны, извещая о начале борьбы того, кто привел в гнев нашего предка. Но выразительные движения человека лишь частично объясняются этим, они в процессе истории раз­вития человека, потеряли свою прежнюю связь с инстин­ктами, стали выполнять новую, социально обусловленную функцию общения. Выработался своеобразный «вырази­тельный язык». Особенно он развит у актеров, которым приходится не столько выражать собственные чувства, сколько изображать их выразительными движениями.

Произведения искусства (музыка, живопись, скульп­тура, поэзия) - это тоже внешнее выражение чувств их создателей - поэтов, художников, композиторов, кото­рые вызывают у людей ответные эмоции и чувства.

Приведем в качестве примера схему наблюдений за вне­шними проявлениями эмоций у взрослых людей1 (табл. 3).

1.4. Особенности эмоциональной сферы младших школьников

Эмоциональное развитие ребенка происходит постепен­но в общении с окружающими людьми и в процессе раз­личных видов деятельности - игры, учения, труда. Расши­рение эмоционального опыта ребенка, его глубина и мо­дальность в значительной степени определяют направлен­ность развивающейся личности.

Эмоциональную жизнь младшего школьника формиру­ют взаимоотношения с учителем, процесс учения, отно­шения в семье с родителями, коллектив класса - отноше­ния с одноклассниками и положение в коллективе.

Младших школьников отличают высокая эмоциональ­ная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, не­обычное. Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес в этом возрасте и порождают от­рицательное отношение к учению. Огромное место в со­знании младшего школьника занимает учитель. Его отно­шение к ребенку, его оценки, его высказывания, пожела­ния и требования определяют в большой степени и самочувствие ребенка, и его настроение, и особенности формирующейся самооценки. У младших школьников -

1 Визуальная психодиагностика и ее методы. Познание людей по их внешнему облику. Методические рекомендации. - Ч. II.: Методы визуальной психодиагностики. - М., 1992. - С. 31-32.Таблица 3 Внешние проявления эмоций взрослых людей










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 556.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...