А.С.Пушкин. Слово о писателе. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – 3 часа
Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Сюжет сказки. Образы героев. Поэтическое мастерство Пушкина.
Е.Л.Шварц. Слово о писателе.Сказка «Два клена» – 3 часа
Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Сказка-пьеса. Читатель и зритель. Фольклорная основа сюжета. Образы героев. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости.
Э.Т.А.Гофман. Слово о писателе. Сказка «Щелкунчик» – 2 часа
Реальное и чудесное в сказке. Значение мечты в реальной жизни. Характер героини.
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Ночь перед Рождеством» – 5 часов
Фантастическая повесть. Волшебные и фольклорные основы повести. Бытовое в повести. Художественные средства. Юмор.
М.М.Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца» – 4 часа
Специфика сказки-были. Сказочные элементы в произведениях. Образы героев. Нравственная проблематика.
П.П. Бажов. Слово о писателе. Сказ «Медной горы Хозяйка» -- 2 часа
Предание, сказ, сказка. Реальное и чудесное. Образ главного героя. Аллегорический образ Медной горы Хозяйки. Роль рассказчика.
В.М.Гаршин. Слово о писателе. Сказка «То, чего не было» – 1 час
Специфика сказки-притчи. Иносказательность.
ВН. ЧТЕНИЕ. В. Гауф. Слово о писателе. Сказка «Холодное сердце» – 1 час
Басня
Аллегория и мораль в басне.—1 час
И.А.Крылов. Слово о писателе. Басни «Ворона и лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом», «Лебедь, Рак и Щука», «Демьянова уха», «Слон и моська» – 5 часов
Специфика басни. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль.
ВН. ЧТЕНИЕ. Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья». «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот». Готхольд Эфрам Лессинг. Басня «Свинья под дубом» – 1 час
Этот необычный мир
Легенда
Специфика легенды. Ее отличие от сказки. Историческая легенда. Поэтическая легенда – 1 час
А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар» – 2 часа
Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения.
М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе.Стихотворение «Три пальмы» – 1 час
Поэтическая философская легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения.
«Повесть временных лет» («Кий, Щек и Хорив», «Призвание варяжских князей», из сказаний о князе Олеге, «Создание славянской азбуки») – 2 часа
Летопись как одни из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема автора. Фольклорные элементы.
А.С.Пушкин. Баллада «Песнь о вещем Олеге» – 3 часа
Легендарное и художественное. Летописная основа произведения. Человек и судьба. Поэтический мир произведения.
ВН. ЧТЕНИЕ. Легенда о Томасе Лермонте – 1 час
Лирическое стихотворение
Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств.—1 час
А.С.Пушкин. Стихотворения «Пущину», «Няне» – 2 часа
Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворения.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную…») – 2 часа
Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения.
А.А.Фет. Слово о писателе. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», «Кот поет, глаза прищуря…», «Мотылек мальчику» – 2 часа
Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворения.
Ф.И.Тютчев. Слово о писателе. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер» – 3 часа
Образы природы в лирическом произведении. Человек и жизнь природы. Поэтический мир стихотворения.
Н.А.Некрасов. Слово о писателе. Стихотворение «Крестьянские дети» – 2 часа
Отображение реальной жизни в лирике. Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения.
И.А. Бунин. Слово о писателе. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…» -- 1 час
Отношения человека и природы. Ведущее настроение стихотворения. Поэтический мир стихотворения.
С.А. Есенин. Слово о писателе. Стихотворение «Береза» -- 1 час
Самобытность поэта. Особенность создания картин природы. Поэтический мир стихотворения.
ВН. ЧТЕНИЕ. Г.Гейне. «На севере диком…» (пер. М.Ю.Лермонтова). И.В.Гете. «Ночная песня странника» (пер. М.Ю.Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С.Заяицкого) – 1 час
Роман, повесть, рассказ
Эпические жанры литературы. Событие в эпическом произведении.—1 час
Д.Дефо. Слово о писателе. Роман «Робинзон Крузо» (главы I, II, V, X, XXVI, XXVII, XXVIII, XXX) – 2 часа
Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд. Образ главного героя.
А.С.Грин. Слово о писателе.Повесть «Зеленая лампа» – 2 часа
Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика.
А.П.Платонов. Слово о писателе. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» – 2 часа
Человек в экстремальной ситуации. Проблема испытания силы духа. Образ главного героя.
И.С.Тургенев. Слово о писателе.Рассказ «Бежин луг» – 4 часа
Таинственное в реальной жизни. Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Образы главных героев.
Ю.П.Казаков. Слово о писателе.Рассказ «Оленьи рога» – 2 часа
Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека.
Дж.Лондон. Слово о писателе. Повесть «Сказание о Кише» – 2 часа
Тема человека и природы. Особенности характера главного героя.
В.П.Астафьев. Слово о писателе.Рассказ «Васюткино озеро» – 4 часа
Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Преодоление себя. Образ главного героя.
О’Генри. Слово о писателе.Рассказ «Вождь краснокожих» – 2 часа
Необычная ситуация. Комическое.
М.М.Зощенко. Слово о писателе.Рассказы из цикла «Лелька и Минька»: «Елка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова» – 2 часа
Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.
ВН. ЧТЕНИЕ. Мы помним… -- 1 час
всего учебных часов
| 100 часов
| 3 аудиторных сочинения
| 6 часов
| внеклассное чтение
| 6 часов
| Резерв
| 5 часов
|
Тематическое планирование курса «Литература» с характеристикой основных видов деятельности учащихся
Планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и Примерной программы по литературе (2011 год).
Раздел программы
| Программное содержание
| Характеристика основных видов деятельности учащихся (учебных действий)
| 5 класс
| Литература как искусство слова
| Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет.
| Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.
| Реальность и вымысел
| Фольклор
| Малые жанры фольклора
| Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.
| Различать пословицы и поговорки. Выявлять художественные приемы, характерные для малых жанров фольклора. Создавать творческие работы с использованием пословиц и поговорок.
| Русские народные сказки
| Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художественный мир сказок. Виды сказок.
| Выявлять признаки сказки как жанра фольклора.
Различать волшебные, бытовые и сказки о животных. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Сжимать полученную информацию и представлять результаты сжатия в форме таблицы. Устно отвечать на вопросы.
| «Хрустальная гора…».
| Волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки.
| Выразительно читать сказку.
Пересказывать сказку.
Выявлять в тексте признаки волшебной сказки.
Формулировать идею сказки.
Характеризовать героев сказки.
Устно отвечать на вопросы.
| «Тетерев и Лиса».
| Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных.
| Выразительно читать сказку.
Пересказывать сказку.
Выявлять в тексте признаки сказки о животных.
Формулировать идею сказки.
Характеризовать героев сказки.
Сопоставлять литературные произведения.
Устно отвечать на вопросы.
| «Как старик домовничал».
| Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.
| Выразительно читать сказку.
Пересказывать сказку.
Выявлять в тексте признаки бытовой сказки.
Формулировать идею сказки.
Характеризовать героев сказки.
Сопоставлять литературные произведения.
Устно отвечать на вопросы.
| ВН. ЧТЕНИЕ.
| «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»
| Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом.
Формулировать идею сказки.
Характеризовать героев сказки.
Сопоставлять литературные произведения.
Устно отвечать на вопросы.
| Авторская и литературная сказка
| Авторская сказка
| Литературная сказка и фольклорная сказка.
| Народность литературной сказки.
| Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.
Устно отвечать на вопросы.
| А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
| Слово о писателе. Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Сюжет сказки. Образы героев. Поэтическое мастерство Пушкина.
| Выразительно читать сказку.
Пересказывать сказку.
Устно отвечать на вопросы.
Формулировать и доказывать свою позицию.
| Е.Л.Шварц. Сказка «Два клена».
| Слово о писателе. Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Сказка-пьеса. Читатель и зритель. Фольклорная основа сюжета. Образы героев. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости.
| Выявлять признаки драматургического произведения.
Выразительно читать сказку.
Пересказывать сказку.
Устно отвечать на вопросы.
Формулировать и доказывать свою позицию.
| Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» .
| Слово о писателе. Фантастическая повесть. Волшебные и фольклорные основы повести. Художественные средства. Юмор.
| Воспринимать текст литературного произведения.
Выразительно читать фрагменты произведения.
Находит в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Выделять смысловые части художественного текста. Характеризовать героев произведения.
Выявлять художественные особенности произведения.
Устно отвечать на вопросы.
Формулировать и доказывать свою позицию. Создавать письменный текст на заданную тему.
| М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца».
| Слово о писателе. Специфика сказки-были. Сказочные элементы в произведениях. Образы героев. Нравственная проблематика.
| Воспринимать текст литературного произведения.
Выразительно читать фрагменты произведения.
Находит в тексте незнакомые слова и определять их значение. Характеризовать героев произведения.
Выявлять художественные особенности произведения.
Устно отвечать на вопросы.
| | П.П.Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка». Предание, сказ, сказка. Реальное и чудесное. Образ главного героя. Аллегорический образ Медной горы Хозяйки. Роль рассказчика.
| Воспринимать текст литературного произведения.
Выразительно читать фрагменты произведения.
Находит в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Выявлять признаки сказа в тексте произведения. Устно отвечать на вопросы.
Формулировать и доказывать свою позицию. Характеризовать героев произведения.
| В.М.Гаршин. Сказка «То, чего не было».
| Слово о писателе. Специфика сказки-притчи. Иносказательность.
| Воспринимать текст литературного произведения.
Устно отвечать на вопросы.
| ВН. ЧТЕНИЕ.
| В. Гауф. Слово о писателе. Сказка «Холодное сердце».
| Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом.
Формулировать идею сказки.
Характеризовать героев сказки.
Сопоставлять литературные произведения.
Устно отвечать на вопросы.
| Басня
| Басня
| Аллегория и мораль в басне.
| Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.
| И.А.Крылов. Басни «Ворона и лисица», «Волк и ягненок», «Свинья под Дубом», «Лебедь, Рак и Щука», «Демьянова уха», «Слон и моська».
| Слово о писателе. Специфика басни. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль.
| Выразительно читать басню.
Выявлять художественные особенности произведения.
Сопоставлять произведения.
Устно отвечать на вопросы.
Формулировать мораль басни.
| ВН. ЧТЕНИЕ.
| Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья». «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот». Г.Э.Лессинг. Басня «Свинья под дубом»
| Устанавливать связь прочитанных произведений с ранее изученным материалом.
Сопоставлять литературные произведения.
Устно отвечать на вопросы.
| Этот необычный мир…
| Легенда
| Специфика легенды. Ее отличие от сказки. Историческая легенда. Поэтическая легенда.
| Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.
| А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар».
| Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения.
| Выразительно читать стихотворение.
Выявлять художественные особенности произведения.
Выявлять идею произведения.
Сопоставлять произведения.
Устно отвечать на вопросы.
Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.
| М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы».
| Слово о писателе.Поэтическая философская легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения.
| Выразительно читать стихотворение.
Выявлять художественные особенности произведения.
Определять идею произведения.
Устно отвечать на вопросы.
Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.
| Повесть временных лет» («Кий, Щек, Хорив», «Призвание варяжских князей», из сказаний о князе Олеге, «Создание славянской азбуки»).
| Летопись как одни из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема автора. Фольклорные элементы.
| Воспринимать древнерусский текст в современном переводе.
Выявлять характерные особенности летописи как жанра древнерусской литературы.
Характеризовать героев древнерусской литературы. Сопоставлять произведения.
Устно отвечать на вопросы.
| А.С.Пушкин. Баллада «Песнь о вещем Олеге».
| Легендарное и художественное. Летописная основа произведения. Человек и судьба. Поэтический мир произведения.
| Выразительно читать стихотворение.
Выявлять идею произведения. Выявлять художественные особенности произведения.
Устно отвечать на вопросы.
| ВН. ЧТЕНИЕ.
| Легенда о Томасе Лермонте
| Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом.
Сопоставлять литературные произведения.
Устно отвечать на вопросы.
| Лирическое стихотворение
| Лирическое стихотворение
| Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств.
| Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.
Устно отвечать на вопросы.
| А.С.Пушкин. Стихотворения «Пущину», «Няне».
| Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворений.
| Выразительно читать стихотворение.
Выявлять художественные особенности произведения.
Выявлять идею произведения.
Сопоставлять произведения.
Устно отвечать на вопросы.
| М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»).
| Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения.
| Выразительно читать стихотворение.
Выявлять художественные особенности произведения.
Определять идею произведения.
Выявлять идею произведения.
Сопоставлять произведения.
Устно отвечать на вопросы.
| А.А.Фет. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», «Кот поет, глаза прищуря…», «Мотылек мальчику».
| Слово о писателе. Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворения.
| Выразительно читать стихотворение.
Выявлять художественные особенности произведения.
Выявлять идею произведения.
Устно отвечать на вопросы.
| Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер».
| Слово о писателе. Образы природы в лирическом произведении. Человек и жизнь природы. Поэтический мир стихотворений.
| Выразительно читать стихотворение.
Выявлять художественные особенности произведения.
Выявлять идею произведения.
Сопоставлять произведения.
Устно отвечать на вопросы.
|
| Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Слово о писателе. Отображение реальной жизни в лирике. Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения.
| Выразительно читать стихотворение.
Выявлять идею произведения.
Устно отвечать на вопросы.
Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Выявлять художественные особенности произведения.
Устно отвечать на вопросы.
Давать письменный аргументированный ответ на вопрос.
| И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…»
| Слово о писателе. Отношения человека и природы. Ведущее настроение стихотворения. Поэтический мир стихотворения.
| Выразительно читать стихотворение.
Выявлять художественные особенности произведения.
Устно отвечать на вопросы.
Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.
| С.А.Есенин. Стихотворение «Береза»
| Слово о писателе. Самобытность поэта. Особенность создания картин природы. Поэтический мир стихотворения.
| Выразительно читать стихотворение.
Выявлять художественные особенности произведения.
Устно отвечать на вопросы.
Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.
| ВН. ЧТЕНИЕ.
| Г.Гейне. «На севере диком…» (пер. М.Ю.Лермонтова). И.В.Гете. «Ночная песня странника» (пер. М.Ю.Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С.Заяицкого)
| Устанавливать связь прочитанных произведений с ранее изученным материалом.
Выразительно читать стихотворения.
Сопоставлять литературные произведения.
Устно отвечать на вопросы.
| Роман, повесть, рассказ
| Эпические жанры литературы
| Событие в эпическом произведении
| Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.
Устно отвечать на вопросы.
| Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо»
(фрагменты).
| Слово о писателе. Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд. Образ главного героя.
| Воспринимать текст литературного произведения.
Устно отвечать на вопросы.
Характеризовать сюжет и проблематику произведения. Характеризовать героя произведения.
Письменно отвечать на вопросы.
| А.С.Грин. Рассказ «Зеленая лампа».
| Слово о писателе.Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика.
| Воспринимать текст литературного произведения.
Характеризовать героев произведения.
Сопоставлять героев произведения.
Выявлять проблему и идею произведения.
Составлять план произведения.
Устно отвечать на вопросы.
| А.П.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире».
| Слово о писателе. Человек в экстремальной ситуации. Проблема испытания силы духа. Образ главного героя.
| Воспринимать текст литературного произведения.
Характеризовать героев произведения.
Сопоставлять героев произведения.
Устно отвечать на вопросы.
Выявлять проблему и идею произведения.
Составлять план произведения.
Письменно отвечать на вопросы.
| И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг».
| Слово о писателе.Таинственное и реальное в жизни. Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Образы главных героев.
| Воспринимать текст литературного произведения.
Составлять план произведения.
Устно отвечать на вопросы.
Характеризовать проблематику рассказа.
Выявлять роль пейзажа в произведении.
Выявлять проблему и идею произведения.
Характеризовать героев произведения.
Сопоставлять героев произведения.
Письменно отвечать на вопрос.
| Ю.П.Казаков. Рассказ «Оленьи рога».
| Слово о писателе. Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека.
| Воспринимать текст литературного произведения.
Устно отвечать на вопросы.
Характеризовать проблематику рассказа.
Характеризовать героиню произведения.
Выявлять художественные особенности произведения.
Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.
| Дж.Лондон. Повесть «Сказание о Кише».
| Слово о писателе. Тема человека и природы. Особенности характера главного героя.
| Воспринимать текст литературного произведения.
Устно отвечать на вопросы.
Характеризовать проблематику рассказа.
Характеризовать героя произведения.
Сопоставлять произведения.
| В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
| Слово о писателе. Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Преодоление себя. Образ главного героя.
| Воспринимать текст литературного произведения.
Устно отвечать на вопросы.
Составлять план произведения.
Характеризовать проблематику рассказа.
Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.
Письменно отвечать на вопросы.
Характеризовать героя произведения.
Выявлять художественные особенности произведения.
Выявлять роль пейзажа в произведении.
Сопоставлять произведения.
| О’Генри. Рассказ «Вождь краснокожих».
| Слово о писателе. Необычная ситуация. Комическое.
| Воспринимать текст литературного произведения.
Устно отвечать на вопросы.
Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.
Характеризовать героев произведения.
Выявлять художественные особенности произведения.
| М.М.Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Минька»: «Елка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова».
| Слово о писателе. Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.
| Воспринимать текст литературного произведения.
Устно отвечать на вопросы.
Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.
Характеризовать героев произведения.
Выявлять художественные особенности произведения.
| ВН. ЧТЕНИЕ.
| Мы помним (произведения о ВОВ)
| Устно отвечать на вопросы.
Сопоставлять литературные произведения.
| | | | | |
|