Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методика обследования сформированности навыков пересказа сказкиСтр 1 из 7Следующая ⇒
Проект «Метод моделирования Сказок как средство формирования навыков пересказа детей Старшего дошкольного возраста» Разработала воспитатель Соколова Люция Фаруковна.
Паспорт проекта v Актуальность v Цель и задачи проекта v Участники проекта v Сроки реализации проекта v Ожидаемые результаты v Ресурсы v Организация и порядок реализации проекта v Мониторинг v Результаты реализованного проекта v Литература Актуальность Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба). Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.
Из всех существующих приемов обучения связной речи самым современным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка. Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. В большинстве своем сказки велики по объему и запомнить их детям нелегко. Использование метода моделирования сказок облегчит процесс обучения детей рассказыванию. Все вышеизложенное определило окончательный выбор мною темы проекта для углубленной работы: «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказу у детей старшего дошкольного возраста». Проект дает воспитателю необходимую свободу в обращении с материалом, возможность творческого движения, разнообразие форм построения занятий. Занятия всегда носят нежесткий характер, где воспитатель осуществляет гибкое руководство, постоянно ориентируется на ребенка, т.е. может работать в режиме проектирования. Цель проекта: v формирование навыков пересказа посредством моделирования русской народной сказки
Задачи: v работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи; v обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; v развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей; v уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям; v развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки; v развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели; v уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов; v воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Участники проекта: v Дети старшей группы v Музыкальный руководитель v Воспитатели v Родители
Вид проекта: учебно-познавательный
Сроки реализации проекта:
Ожидаемые результаты: v повышение речевой культуры взрослых (педагогов и родителей); v активная позиция со стороны родителей; v обогащение жизни детей разнообразными, нетрадиционными, активными формами организации деятельности; v положительная динамика в развитии речи детей, в формировании навыков пересказа.
Ресурсы: v альбом; v бумага «Снегурочка»; v фломастеры; v схемы сказок; v сюжетные картинки. Организация и порядок реализации проекта v занятия v совместная деятельность родителей и детей v словесные игры v инсценировка сказок.
Этапы проекта: v Подготовительный этап. v Деятельностный этап. v Заключительный этап.
Этап – подготовительный v подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта; v составление поэтапного плана работы; v подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса формирования навыков пересказа. v диагностика «Выявление уровня сформированности навыков пересказа у детей» v анкетирование родителей с целью выявления запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми. Этап – деятельностный
Этап – заключительный v Повторная диагностика «Выявление уровня сформированности навыков пересказа у детей»; v Обработка и оформление материалов проекта.
Мониторинг Для исследования уровня развития связной речи была применена методика, разработанная В.П. Глуховым. Методика обследования сформированности навыков пересказа сказки Цель: выявление возможностей детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Инструкция: ребенку предлагается прослушать небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Текст произведения прочитывается дважды, в медленном темпе; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. По окончании текста ребенка просят пересказать то, что он запомнил. При интерпретации результатов диагностики пересказа отмечаются: а) понимание содержания излагаемого; б) самостоятельность пересказа (нуждался ли ребенок в помощи взрослого в виде вопросов, мотивации и т.п.); в) полнота передачи содержания текста: пересказывает близко к авторскому, опускает важные детали, начинает фантазировать; г) последовательность изложения: - передает содержание последовательно, точно; - переставляет части текста; - привносит отсутствующие в тексте смысловые единицы; д) плавность изложения: передает содержание без остановок, длительных пауз, дополнительных слов (например: "Ну как там дальше?" и т.п.); е) правильность оформления высказываний. ж) лексико-грамматическое оформление пересказа. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 370. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |