Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 6.Современные направления в развитии науки




Тема 2. Методология науки

План семинара

1. Методология как совокупность методов и философских учений о средствах, предпосылках, принципах организации теоретической и практической деятельности.

2. Характеристика всеобщих философских методов.

3. Классификация методов познания. Многообразие методов исследования: наблюдение, эксперимент, обобщение, абстрагирование, сравнение, экстраполяция, анализ и синтез, дедукция и индукция, типологизация и классификация, экспликация и интерпретация, моделирование и т.д.

Темы докладов

1. Характеристика эмпирического уровня научного исследования (цель, методы, формы)

2. Характеристика теоретического уровня научного познания (цель, методы, формы)

3. Взаимосвязь форм научного знания: проблема, гипотеза, теория, научный факт и другие формы.

4. Идеалы  и нормы научного познания

 

Список рекомендуемых источников и литературы

1. Рузавин Г.И. Методология научного познания : учебное пособие / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 288 с.

2. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы / В.С. Степин. – М.: Гардарики, 2006. – 382 с.http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Step/intro.php

3. Степин В.С. Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники / – М.: Гардарики, 1996. . http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Step/index.php

4. Кохановский В.П. Философия и методология науки / Ростов н/Д, 1999; http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kohanov/index.php

5. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации М., 2005. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/leshk/

6. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. – М., 2002.http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/mik_filn/index.php

Контрольные вопросы:

1. Что такое методология? Какую цель преследует методология? Что такое метод? Опишите,  как происходит становление метода? Проблема метода в истории философии

2. Какова структура научного знания? Опишите: эмпирический, теоретический, метатеоретический уровни. Сформулируйте цель эмпирического уровня, теоретического уровня. Какой уровень научного познания более достоверен? Аргументируйте.

3. Какие общенаучные методы используются в естествознании?

4. Опишите формы научного знания

5. Какую роль играют нормы и идеалы научного познания?

6. Дайте определение и приведите примеры следующих методов: наблюдение, эксперимент, обобщение, абстрагирование, сравнение, экстраполяция, анализ и синтез, дедукция и индукция, типологизация и классификация, экспликация и интерпретация, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному.


Тема 3. Иррациональное в научном познании

План семинара

1. Определение творчества и научного творчества

2. Алгоритм творческого процесса

3. Взаимосвязь интуитивного и сознательного в научном творчестве.

4. Методы стимуляции творческого мышления: многообразие подходов

Темы докладов

1. Роль интуиции в научном познании

2. Функции воображения в научном творчестве

3. Методы стимулирования творческого мышления

 

Список рекомендуемых источников и литературы

1. Грани научного творчества / РАН. Ин-т философии; Ред. А. С. Майданов. – М., 1999. – 282 с.http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/1999/Grani_nauchn_1.pdf

2. Кармин А.С. Интуиция: философские концепции и научное исследование / А.С. Кармин. – СПб.: Наука, 2011. – 900 с.

3. Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии / И.И. Лапшин. – М.: Республика, 1999. – 398 с.http://www.krotov.info/lib_sec/12_l/lap/shin_01.htm

4. Энгельмейер П.К. Теория творчества / П.К. Энгельмейер. – М.: ЛКИ, 2007. – 204 сhttp://nasledie.enip.ras.ru/ras/view/publication/general.html?id=43504016

5. Бондаренко А.В. Интуиция и творчество // Историческая и социально-образовательная мысль№ 6-2 / 2014 http://cyberleninka.ru/article/n/intuitsiya-i-tvorchestvo

6. Арнхейм Р. Двойственная природа разума: интуиция и интеллект. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/arnh/02.php

7. БогоявленскаяД.Б.Феномен Пуанкаре – современная интерпретация // Вопросы философии. 2017. № 12.http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1837&Itemid=52

 

Контрольные вопросы

1. Философское понятие «творчества».

2. Какой вид деятельности подразумевается под научным творчеством?

3. Выделите основные функции научного творчества.

4. Что означает термин «инсайт»?

5. Какую роль играет индукция в творчестве?

6. Какова роль интуиции в научном творчестве?


 


Тема 4. История науки и техники («Классическая наука»)

План семинара

1. Возникновение науки

2. Основные этапы ее исторической эволюции: от античной космологии, логики и математики к современной дифференциации научного знания.

3. Средневековая наука: европейская и арабская составляющие, становление первых университетов.

4. Наука эпохи Возрождения.

5. Формирование идеалов опытного и математизированного знания в новоевропейской науке 16-17веков.

 

Темы докладов

1. Научные программы Античности.

2. Особенности ремесленных знаний и механических искусств в Средние века (V–XIV вв.).

3. Галилео Галилей и инженерная практика его времени.

4. Фр. Бэкон и идеология «индустриальной науки».

Список рекомендуемых источников и литературы

1. Бэкон Ф. Новый органон // Соч.: В 2 т. – М.,1972. – Т. 2.

2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (17-18вв). – М., 1987.http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Article/Gaid_IstNov.php

3. История и философия науки / под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, Альма-Матер, 2007. – 606 с.

4. Микешина Л.А. Философия науки: общие проблемы познания. – М., 2002.http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/mik_filn/09.php

5. Рузавин Г.И. Методология научного познания : учебное пособие / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 288 с.

6. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В.В. Миронова. – М.: Гардарики, 2007. – 639 с.

7. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы / В.С. Степин. – М.: Гардарики, 2006. – 382 с.

8.  Тимкин С. История естествознания

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/timkin/index.php

9. Глебкин В. Культурно-историческая основа исследовательских программ Ф. Бэкона и Р. Декартаhttp://journal.iph.ras.ru/sites/default/files/13_Glebkin.pdf

 

Контрольные вопросы

1. Почему существует проблема определения возраста науки?

2. Когда, по вашему мнению, возникла наука? Ответ аргументировать

3. Чем отличается научная мысль античности от научного познания в Новое время?

4. Какое влияние на развитие научного мышления оказала эпоха средневековья?

5. В чем особенность деятелей науки эпохи Возрождения?


6.


Тема 5. Философия науки

План семинара

1. Этапы эволюции научной картины мира: классическая, неклассическая и постнеклассическая.

2. Идеология позитивизма: «наука - сама себе философия»

3. Особенности осмысления развития науки в постпозитивизме

Темы докладов

1. Идеи позитивизма о развитии науки  (О.Конт, Э.Мах, Л.Витгенштейн)

2. Критический рационализм К.Поппера

3. Концепция смены парадигм Т.Куна

4. Методология научно-исследовательских программ И.Лакатоса

5. Методологический анархизм П.Фейерабенда

Список рекомендуемых источников и литературы

1. Ардашкин И.Б., Корниенко А.А., Макиенко М.А. Философские и методологические проблемы науки и техники: учебное пособие / И.Б. Ардашкин; Томский политехнический университет. – 1-е изд. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. –131 с.

2. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/mik_filn/12.php

3. Микешина Л.А. Философия науки: общие проблемы познания. – М., 2002.http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/mik_filn/

4. Планк М. Позитивизм и реальный внешний мир // Вопросы философии. – 1998. – № 3.

5. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/popper/index.php

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/mik_filn/10.php

6. Рузавин Г.И. Методология научного познания: учебное пособие / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 288 с.

7. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы / – М.:Гардарики, 2006. – 382 с.

8. Фейерабенд П.Наука в свободном обществе http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/feyer/nauka.php

 

 

Контрольные вопросы

1. Выделите модели развития науки. Какой модели развития науки вы отдаете предпочтение, почему? Ответ объясните.

2. Противопоставлены ли друг другу верификация и фальсификация? Аргументируйте.

3. Почему Т.Куну потребовалось создать и использовать такое понятие как парадигма? Как парадигма взаимосвязана с нормами и идеалами научного познания?

4. Докажите преемственность концепций К.Поппера, Т.Куна, И.Лакатоса?

 



Тема 6.Современные направления в развитии науки

План семинара

1. Формирование новой парадигмы развития науки, техники и технологии: конвергенция науки, техники и технологии.

2. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре ХХI века.

3. Проблемы развития современной российской науки.

 

Темы докладов

1. Синергетика как феномен постнеклассической науки.

2. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира

3. NBIC (нано-, био-, информационные, когнитивные) технологии как ведущий фактор развития науки.

4. Наука и паранаука: есть ли области взаимодействия?










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 163.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...