Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 6.Современные направления в развитии наукиСтр 1 из 3Следующая ⇒
Тема 2. Методология науки План семинара 1. Методология как совокупность методов и философских учений о средствах, предпосылках, принципах организации теоретической и практической деятельности. 2. Характеристика всеобщих философских методов. 3. Классификация методов познания. Многообразие методов исследования: наблюдение, эксперимент, обобщение, абстрагирование, сравнение, экстраполяция, анализ и синтез, дедукция и индукция, типологизация и классификация, экспликация и интерпретация, моделирование и т.д. Темы докладов 1. Характеристика эмпирического уровня научного исследования (цель, методы, формы) 2. Характеристика теоретического уровня научного познания (цель, методы, формы) 3. Взаимосвязь форм научного знания: проблема, гипотеза, теория, научный факт и другие формы. 4. Идеалы и нормы научного познания
Список рекомендуемых источников и литературы 1. Рузавин Г.И. Методология научного познания : учебное пособие / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 288 с. 2. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы / В.С. Степин. – М.: Гардарики, 2006. – 382 с.http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Step/intro.php 3. Степин В.С. Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники / – М.: Гардарики, 1996. . http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Step/index.php 4. Кохановский В.П. Философия и методология науки / Ростов н/Д, 1999; http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kohanov/index.php 5. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации М., 2005. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/leshk/ 6. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. – М., 2002.http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/mik_filn/index.php Контрольные вопросы: 1. Что такое методология? Какую цель преследует методология? Что такое метод? Опишите, как происходит становление метода? Проблема метода в истории философии 2. Какова структура научного знания? Опишите: эмпирический, теоретический, метатеоретический уровни. Сформулируйте цель эмпирического уровня, теоретического уровня. Какой уровень научного познания более достоверен? Аргументируйте. 3. Какие общенаучные методы используются в естествознании? 4. Опишите формы научного знания 5. Какую роль играют нормы и идеалы научного познания? 6. Дайте определение и приведите примеры следующих методов: наблюдение, эксперимент, обобщение, абстрагирование, сравнение, экстраполяция, анализ и синтез, дедукция и индукция, типологизация и классификация, экспликация и интерпретация, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному. Тема 3. Иррациональное в научном познании План семинара 1. Определение творчества и научного творчества 2. Алгоритм творческого процесса 3. Взаимосвязь интуитивного и сознательного в научном творчестве. 4. Методы стимуляции творческого мышления: многообразие подходов Темы докладов 1. Роль интуиции в научном познании 2. Функции воображения в научном творчестве 3. Методы стимулирования творческого мышления
Список рекомендуемых источников и литературы 1. Грани научного творчества / РАН. Ин-т философии; Ред. А. С. Майданов. – М., 1999. – 282 с.http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/1999/Grani_nauchn_1.pdf 2. Кармин А.С. Интуиция: философские концепции и научное исследование / А.С. Кармин. – СПб.: Наука, 2011. – 900 с. 3. Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии / И.И. Лапшин. – М.: Республика, 1999. – 398 с.http://www.krotov.info/lib_sec/12_l/lap/shin_01.htm 4. Энгельмейер П.К. Теория творчества / П.К. Энгельмейер. – М.: ЛКИ, 2007. – 204 сhttp://nasledie.enip.ras.ru/ras/view/publication/general.html?id=43504016 5. Бондаренко А.В. Интуиция и творчество // Историческая и социально-образовательная мысль№ 6-2 / 2014 http://cyberleninka.ru/article/n/intuitsiya-i-tvorchestvo 6. Арнхейм Р. Двойственная природа разума: интуиция и интеллект. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/arnh/02.php 7. БогоявленскаяД.Б.Феномен Пуанкаре – современная интерпретация // Вопросы философии. 2017. № 12.http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1837&Itemid=52
Контрольные вопросы 1. Философское понятие «творчества». 2. Какой вид деятельности подразумевается под научным творчеством? 3. Выделите основные функции научного творчества. 4. Что означает термин «инсайт»? 5. Какую роль играет индукция в творчестве? 6. Какова роль интуиции в научном творчестве?
Тема 4. История науки и техники («Классическая наука») План семинара 1. Возникновение науки 2. Основные этапы ее исторической эволюции: от античной космологии, логики и математики к современной дифференциации научного знания. 3. Средневековая наука: европейская и арабская составляющие, становление первых университетов. 4. Наука эпохи Возрождения. 5. Формирование идеалов опытного и математизированного знания в новоевропейской науке 16-17веков.
Темы докладов 1. Научные программы Античности. 2. Особенности ремесленных знаний и механических искусств в Средние века (V–XIV вв.). 3. Галилео Галилей и инженерная практика его времени. 4. Фр. Бэкон и идеология «индустриальной науки». Список рекомендуемых источников и литературы 1. Бэкон Ф. Новый органон // Соч.: В 2 т. – М.,1972. – Т. 2. 2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (17-18вв). – М., 1987.http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Article/Gaid_IstNov.php 3. История и философия науки / под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, Альма-Матер, 2007. – 606 с. 4. Микешина Л.А. Философия науки: общие проблемы познания. – М., 2002.http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/mik_filn/09.php 5. Рузавин Г.И. Методология научного познания : учебное пособие / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 288 с. 6. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В.В. Миронова. – М.: Гардарики, 2007. – 639 с. 7. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы / В.С. Степин. – М.: Гардарики, 2006. – 382 с. 8. Тимкин С. История естествознания http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/timkin/index.php 9. Глебкин В. Культурно-историческая основа исследовательских программ Ф. Бэкона и Р. Декартаhttp://journal.iph.ras.ru/sites/default/files/13_Glebkin.pdf
Контрольные вопросы 1. Почему существует проблема определения возраста науки? 2. Когда, по вашему мнению, возникла наука? Ответ аргументировать 3. Чем отличается научная мысль античности от научного познания в Новое время? 4. Какое влияние на развитие научного мышления оказала эпоха средневековья? 5. В чем особенность деятелей науки эпохи Возрождения? 6. Тема 5. Философия науки План семинара 1. Этапы эволюции научной картины мира: классическая, неклассическая и постнеклассическая. 2. Идеология позитивизма: «наука - сама себе философия» 3. Особенности осмысления развития науки в постпозитивизме Темы докладов 1. Идеи позитивизма о развитии науки (О.Конт, Э.Мах, Л.Витгенштейн) 2. Критический рационализм К.Поппера 3. Концепция смены парадигм Т.Куна 4. Методология научно-исследовательских программ И.Лакатоса 5. Методологический анархизм П.Фейерабенда Список рекомендуемых источников и литературы 1. Ардашкин И.Б., Корниенко А.А., Макиенко М.А. Философские и методологические проблемы науки и техники: учебное пособие / И.Б. Ардашкин; Томский политехнический университет. – 1-е изд. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. –131 с. 2. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/mik_filn/12.php 3. Микешина Л.А. Философия науки: общие проблемы познания. – М., 2002.http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/mik_filn/ 4. Планк М. Позитивизм и реальный внешний мир // Вопросы философии. – 1998. – № 3. 5. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/popper/index.php http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/mik_filn/10.php 6. Рузавин Г.И. Методология научного познания: учебное пособие / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 288 с. 7. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы / – М.:Гардарики, 2006. – 382 с. 8. Фейерабенд П.Наука в свободном обществе http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/feyer/nauka.php
Контрольные вопросы 1. Выделите модели развития науки. Какой модели развития науки вы отдаете предпочтение, почему? Ответ объясните. 2. Противопоставлены ли друг другу верификация и фальсификация? Аргументируйте. 3. Почему Т.Куну потребовалось создать и использовать такое понятие как парадигма? Как парадигма взаимосвязана с нормами и идеалами научного познания? 4. Докажите преемственность концепций К.Поппера, Т.Куна, И.Лакатоса?
Тема 6.Современные направления в развитии науки План семинара 1. Формирование новой парадигмы развития науки, техники и технологии: конвергенция науки, техники и технологии. 2. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре ХХI века. 3. Проблемы развития современной российской науки.
Темы докладов 1. Синергетика как феномен постнеклассической науки. 2. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира 3. NBIC (нано-, био-, информационные, когнитивные) технологии как ведущий фактор развития науки. 4. Наука и паранаука: есть ли области взаимодействия? |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 163. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |