Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы организация статистики в России и за рубежом




Долгое время в период перехода России на рыночные отношения статистическое ведомство в России руководствовалось в своей деятельности основополагающими принципами официальной статистики в странах с экономикой переходного периода, одобренными Статистической комиссией ООН в 1994 году. Этот документ аккумулировал все главные принципы, которыми руководствовались страны с рыночной экономикой и которые отражались в их законах о статистике. В 2007 году они легли в основу Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» №282-ФЗ.

ПРИНЦИП 1 - актуальность, объективность и доступность: "Официальные статистические данные, отвечающие требованиям практической значимости, должны составляться и предоставляться официальными органами статистики на основе беспристрастности для обеспечения права граждан на открытое получение информации".

ПРИНЦИП 2 - профессионализм: "Необходимо принять решение о методах и порядке сбора, обработки, хранения и предоставления статистических данных, строго руководствуясь принципами профессионализма, включая научные принципы и профессиональную этику".

ПРИНЦИП 3 - использование статистических стандартов: "Для обеспечения правильной трактовки данных статистические ведомства должны предоставлять информацию в соответствии с научными стандартами, установленными для источников, методов и порядка составления статистики".

ПРИНЦИП 4 - правильное использование и интерпретация статистических данных: "Статистические ведомства имеют право комментировать искажения в трактовке и использовании статистических данных".

ПРИНЦИП 5 – эффективность статистических наблюдений: "Статистические данные могут собираться из любых источников информации, будь то статистические обзоры или данные административного характера. При этом источники данных должны выбираться с учетом качества, своевременности, эффективности затрат, а также нагрузки на респондентов".

ПРИНЦИП 6 – конфиденциальность: "Индивидуальные данные, собираемые статистическими ведомствами, должны быть строго конфиденциальными и использоваться исключительно в целях статистики, независимо от того, касаются ли они физических или юридических лиц".

ПРИНЦИП 7 – законодательство и гласность: "Законы, нормативно-правовые документы, определяющие работу статистической системы, подлежат обнародованию".

ПРИНЦИП 8 – координация на национальном уровне: "Для достижения последовательности и эффективности функционирования статистической системы в рамках государств должна проводится координация работы статистических ведомств".

ПРИНЦИП 9 – координация на международном уровне: "Использование статистическими ведомствами каждой отдельной страны международных концепций, классификаций и методов способствует достижению последовательности и эффективности работы статистических систем на всех официальных уровнях".

ПРИНЦИП 10 – международное сотрудничество в области статистики: "Двустороннее и многостороннее сотрудничество в области статистики способствует усовершенствованию официальных статистических систем во всех странах".

Основные принципы официальной статистики ориентируют национальные статистические ведомства на обеспечение высокого качества статистической информации, объективность и доверие со стороны общества. Естественно, все указанные принципы относятся и к региональной статистике.

В настоящее время Росстат руководствуется в своей деятельности Федеральным законом Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №282- ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»

Обычно описание организации статистики страны проводят, используя следующие термины: централизация и децентрализация; концентрация и де концентрация.

Под "централизованной" статистической системой понимается система, в которой большая часть статистической и аналитической работы проводится в одном ведомстве, чаще всего в центральном аппарате системы. При этом во многих странах национальная система статистики включает в себя не только национальную статистическую службу, но также и статистические службы в министерствах и ведомствах. Такая организация статистики господствовала у нас в стране до 1992 года. Все учетные документы в стране утверждались главным статистическим ведомством (ЦСУ СССР, а затем Госкомстатом СССР).

При «децентрализованной» системе соответствующие министерства (министерство сельского хозяйства, транспорта, энергетики, здравоохранения и т.п.) учреждают в своей структуре специальные отделы статистики. Так в настоящее время Росстат (бывший Госкомстат России) и другие органы исполнительной власти, ответственные за формирование официальной статистики, организуют статистическую работу в соответствии с Федеральной программой статистических работ.

Таким образом, при централизованной системе за официальную государственную статистику отвечает одно учреждение в стране, а при децентрализованной – компетенция и ответственность в области статистики распределена между несколькими государственными учреждениями (министерствами, ведомствами, службами и т.п.).

Несмотря на то, что в России официальная статистика стремиться к децентрализации, Росстат принимает нормативные правовые акты по вопросам государственной статистики, обязательные для выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими лицами. Кроме того, Росстату дано право осуществлять контроль законодательства в области статистики и применять меры административного воздействия за нарушение порядка представления статистической информации. Таким образом, Росстат осуществляет координацию и методологический надзор за статистической деятельностью в стране.

Децентрализацию деятельности не следует путать с географической деконцентрацией, которая означает самостоятельность в статистической деятельности региональных статистических служб. Ярким примером такой организации является Германия.

Деконцентрация является реалией, присущей большинству крупных стран - членов Европейского Сообщества и даже некоторым небольшим.

В нашей стране функционирует концентрированная система статистики. Положением определено, что Росстат реализует возложенные на него функции непосредственно через территориальные органы, которые составляют федеральную систему государственной статистики.

Термины концентрацияи деконцентрация в международной практике имеют и другое значение, имеющее отношение к порядку прохождения потоков статистической информации.

В этом смысле под концентрациейпонимается сбор первичной статистической информации от респондентов национальным статистическим ведомством, а затем распределения этой информации по региональным отделениям.

Соответственно, деконценрацией потоков считается сбор информации региональными статистическими структурами и передача ее снизу-вверх в национальное ведомство. При этом часть информации оседает в региональных статистических службах. Официальная статистика для разных целей может использовать как концентрированный, так и деконцентрированный способ получения информации.

Международные контакты стимулируют страны совершенствовать национальные статистические системы. Международные организации могут и оказывают заметную помощь национальным статистическим ведомствам, пропагандируя основные принципы официальной статистики и ориентируя страны на разработку и внедрение соответствующего им законодательства.

В Российской Федерации правовой основой международного статистического взаимодействия является Закон Российской Федерации «Об участии в международном информационном обмене», принятый Государственной Думой 5 июня 1996 года.

Сфера международного сотрудничества весьма широка, но при этом она должна быть сбалансирована с общей программой развития официальной статистики в стране.В настоящее время дальнейшее совершенствование организации статистики в России осуществляется в соответствии сФедеральной Целевой Программой "Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах".










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 633.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...