Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Является ли в следующих парах второе суждение следствием первого?




Задачи и упражнения по теме: Понятие как форма мышления.

1. Определите объём и содержание понятийо квадрате, острове, четном числе, краже, материи, Байкале, учебнике, аспиранте, милиционере, гармонии, деструктивном поведении.

2. Какие из следующих понятий являются общими, единичными, нулевыми?Преступное деяние. Тюменская область. Национальная организация. Организация Объединенных Наций. Правовая норма. Декабрист.

3. Определите виды понятийо созвездии, космонавте, вечном двигателе, Аристотеле, конституции, героизме, музее, Тюмени, курсанте, преступлении, мужестве, причине, нечетном числе, грабеже.

4. Правильно ли дана логическая характеристика следующим понятиям:

а) стол - общее, нерегистрирующее, положительное, конкретное;

б) слава Пушкина - единичное, нерегистрирующее, положительное, абстрактное;

в) кремль - единичное, регистрирующее, положительное, конкретное;

г) Отечественная война 1812 года - единичное, регистрирующее, положительное, конкретное;

д) неопределённость - общее, регистрирующее, отрицательное, абстрактное.

5. Определите с помощью кругов Эйлера отношения между понятиями:о писателе и ученом; о художественной литературе, искусстве, архитектуре; о Луне, искусственном спутнике, спутнике, спутнике Земли; о хищении, краже, преступлении; о противоправном и аморальном; о втором и другом; о последнем и заключительном; об обмане, надувательстве, мошенничестве, подделке, подлоге, притворстве, лукавстве, хитрости, мистификации.

6. Проверьте, правильно ли установлены в следующих примерах отношения между понятиями, изобразите эти отношения круговыми схемами:

а) безусловный рефлекс и рефлекс - соподчинение;

б) футболист, баскетболист и волейболист - пересечение;

в) щедрый и скупой - противоречие;

г) изобретатель и солдат - несовместимость;

д) умный и делающий ошибки - противоположность

7. Подберите понятия, тождественные данным:Квадрат. Конституция. Изваяние. Рука. Окружность. Полдень. Адвокат. Озеро. Завод. Комедия. Рекордсмен. Апелляция. Первопроходец.

8. К данным понятиям подберите подчиненные и соподчиненные понятия:Повесть. Форма правления. Улика. Награда. Писатель. Биржа. Менеджер. Реклама. Политический режим. Игра. Сделка. Хищение. Смычковый инструмент. Афиша.

9. Укажите понятия, противоположные и противоречивые данным:

Страдание. Парадоксальность. Блаженство. Честность. Святость. Благодушие. Гедонизм. Поддержка. Братство. Прихоть. Каприз. Упрямство. Серьезность. Единственное. Изящество. Мажорный. Абстрактный. Пигмей.

10. Обобщите следующие понятия:Студент. Сержант милиции. Нож. Автомобиль. Устав. Мировоззрение. Материя. Русалка. Культура. Музыка. Правонарушение. Школа. Дружба. Конституция. Явление. Хищение. Цивилизация.

Правильно ли произведено обобщение понятий?

А) Учебник логики - учебник - книга.

Б) Кодекс - уголовный кодекс - уголовный кодекс РФ.

В) Одиночный выстрел - залп.

Г) Парламентская республика - республика - форма государственного правления.

Д) Запрет - наказание.

12. Ограничьте следующие понятия: Юрист. Эксперимент. Теория. Преступление. Грабеж. Филолог. Общественно-экономическая формация. Слесарь. Сказки Пушкина. Баба Яга. Режиссер. Роман. Вуз. Учреждение. Философское направление. Форма государственного правления. Россия. Нравственность. Рабочий класс. Планета. Причина. Прекрасное.

Правильно ли произведено ограничение понятий?

А) Республика - область - район.

Б) Город - город России - Тюмень.

В) Сутки - день - утро.

Г) Офицер - майор - сержант.

Д) Международный юридический институт - кафедра философии

Содержание какого понятия богаче в следующих парах?

А) Капитализм. Империализм. Б) Юрист. Прокурор.

В) Студент. Учащийся.              Г) Форма. Содержание.

Д) Улица. Переулок.

Какое из понятий в следующих парах имеет больший объём?

А) Пролетарий. Рабочий.

Б) Общественная организация. Профсоюзная организация.

В) Юрист. Милиционер.

Г) Конституция. Уголовный кодекс.

Д) Культура. Духовная культура.

16. Проверьте правильность следующих определений:

А) Либерал - это человек либеральных убеждений.

Б) Верблюд - это корабль пустыни.

В) Кража - тайное хищение личного имущества граждан.

Г) Раб - человек, не имеющий свободы.

Д) Кулак - крестьянин, обладающий большим участком земли.

17. Постройте явные и неявные определения следующих понятий:

Библиотека. Композитор. Реформа. Держава. Интеллигенция. Деловой человек. Поступок. Курсант. Студент.

18. Проверьте правильность следующих делений:

А) Государства бывают федеративными, конфедеративными и унитарными.

Б) Транспорт бывает воздушный, сухопутный, морской, речной, подземный, железнодорожный и гужевой.

В) Преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные.

Г) Часы делятся на ручные, карманные, настольные, солнечные и электронные.

Д) “Среди желаний одни естественны и необходимы, другие естественны, но не необходимы, третьи неестественны и не необходимы” (Эпикур).

19. Произведите логическое деление каждого из следующих понятий:

Лес. Геометрическая фигура. Хлеб. Государство. Общество Культура. Доход. Понятие. Республика. Театр. Суд. Экзамен. Личность. Преступление. Теория. Эксперимент. Биржа. Стоимость. Животное. Логика.

Задачи и упражнения по теме: Суждение как форма мышления.

1. Определите, какие из следующих мыслей являются суждениями:

А) “Защита Лужина” В. Набокова. Б) Ученье - путь к уменью.

В) Чудес не бывает. Г) Хочешь много знать, надо мало спать.

Д) Основоположником логики является Аристотель.

2. Найдите субъект и предикат в следующих суждениях и запишите в символической форме:

А) Чижа захлопнула злодейка-западня.

Б) Только великие страсти могут поднять душу до великих дел (Д. Дидро).

В) Скупой спускается пушкинский рыцарь подвалом своим любоваться и рыться (В. Маяковский).

Г) Липутин или слаб, или нетерпелив, или вреден, или ... завидует (Ф. Достоевский).

Д) Не все то золото, что блестит.

3. Определите, какими по качеству и количеству являются следующие суждения:

А) Все юристы - грамотные люди.

Б) Ни одно преступление не должно оставаться нераскрытым.

В) Национализм чрезвычайно опасен.

Г) Древние греки внесли большой вклад в развитие логики.

Д) В бумагу огонь не завернешь (китайская пословица).

4. Установите вид каждого из следующих суждений по характеру предиката(какое оно: или атрибутивное, или релятивное, или экзистенциальное):

А) Социальная революция является скачком в развитии общества.

Б) Ялуторовск восточнее Тюмени.

В) В жизни всегда есть место подвигам (М. Горький).

Г) Достоевский - современник Тургенева.

Д) Основным принципом внешней политики России является борьба за сохранение и укрепление мира.

5. Определите (авторскую и читательскую) распределённость терминов в следующих суждениях:

А) Бытие определяет сознание.

Б) Нет трудностей, которые нельзя было бы преодолеть упорным трудом.

В) Всякая жидкость, будучи нагрета до определённой температуры, превращается в газ.

Г) Ни один ученый не мыслит формулами (А. Эйнштейн).

Д) Всякий ученый, как правило, скромен.

6. Подберите суждения к каждой из следующих схем:

А) Б)

S P

S P

В) Г)

S P S = P

7. Составьте суждения, используя следующие понятия:

а) крестьянский бунт (субъект распределен) и восстание, закончившееся победой (предикат распределен);

б) русский феодал (субъект не распределён) и сторонники преобразований Петра 1 (предикат распределен);

в) комета (субъект распределен) и тело Солнечной системы (предикат не распределен);

г) выдающийся музыкант (субъект не распределен) и абсолютный слух (предикат не распределен);

д) человек (субъект не распределен) и флегматик (предикат распределен).

8. Используя логический квадрат, для данных суждений назовите противоположные, противоречащие, подчиненные и субпротивоположные (установите их истинность):

А) Каждый человек имеет право на равную оплату за равный труд.

Б) Ни один нацистский преступник не уйдет от возмездия.

В) По некоторым делам предусматривается законом обязательное

проведение экспертиз.

Г) Некоторые предложения не являются суждениями.

Д) Ни один подложный документ не является доказательством.

9. Из приведенных суждений подберите противоположные, противоречащие, подчиняющиеся и субпротивоположные:

А) Некоторые государства являются федеративными.

Б) Все государства являются демократическими.

В) Некоторые государства не являются федеративными.

Г) Ни одно государство не является демократическим.

Д) Ни одно государство не является федеративным.

10. Проведите анализ (установите тип суждения - А, Е, I, О; определите вид по характеру предиката - атрибутивное, релятивное, экзистенциальное; проверьте распределенность терминов) суждений:

А) Незаконная сделка является недействительной.

Б) Некоторые люди страдают за правду.

В) Все террористы являются преступниками.

Г) Хулиганство - это умышленное действие.

Д) Ничто не проходит бесследно.

11. Установите вид и запишите в субъектно-предикатной и символической форме следующие суждения:

А) Познанья путь и долог и тяжел.

Б) Это событие не является ни необходимым, ни желательным.

В) Когда б имел я сто очей, то все бы сто на вас глядели (А. С. Пушкин).

Г) Шторма бояться - в море не ходить.

Д) “Никаких баталий выиграть в кабинетах не можно, и теория без практики мертва” (А. В. Суворов).

12. Даны суждения:“Курсант сдал зачет по логике” (А) и “Курсант едет на каникулы домой” (В).Сформулируйте следующие высказывания:

а) А Ù В; б) А ® В; в) А « В

13.Правильно ли установлены виды следующих суждений:

А) Общество может быть либо демократическим, либо недемократическим (слабая дизъюнкция).

Б) Мал золотник, да дорог (конъюнкция).

В) Если ты строг, то будь строгим, прежде всего, к себе (импликация).

Г) Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию (строгая дизъюнкция).

Д) Если участники спора находят общее решение, то спор прекращается (двойная импликация).

14. Определите вид модальности следующих суждений:

А) Развитие человеческого общества может происходить только в соответствии с законами.

Б) Теория относительности с необходимостью возникла из глубоких противоречий классической механики.

В) Рисковать жизнью не было необходимости.

Г) Неизвестное нельзя использовать для объяснения.

Д) Число планет Солнечной системы больше семи.

15. Определите вид алетической модальности следующих суждений:

А) С изменением причины изменяется и следствие.

Б) Сергей Есенин родился в 1895 году в селе Константиново.

В) Сознание неразрывно связано с языком.

Г) Наличие причинной связи между действиями, совершенными данным лицом, и наступившими общественно-опасными последствиями - непременное условие привлечения его к уголовной ответственности.

Д) Кратковременные расстройства сна могут возникать у вполне здоровых людей от переутомления.

16. Определите вид эпистемической модальности следующих суждений:

А) Лето, по-видимому, будет жаркое.

Б) Законы экономического развития являются объективными законами.

В) Приговоры районного суда могут быть обжалованы в суде второй инстанции.

Г) Неверно, что весь ассортимент необходимой для закупки продукции, предусмотрен в данном договоре.

Д) Каждый человек имеет право на гражданство.

17. Определите вид деонтической модальности следующих суждений:

А) Работать с растворителями лучше в хорошо проветренных помещениях.

Б) В общественном транспорте запрещается провоз легковоспламеняющихся веществ.

В) Переходя улицу на зелёный сигнал светофора, сначала следует посмотреть налево, а затем направо.

Г) Ученый Совет принимает решение большинством голосов.

Д) Отвечать на вопрос следует после того, как он будет понят.

18. Составьте суждения, имеющие следующие модальности:

а) достоверное; б) проблематичное; в) разрешено; г) запрещено; д) обязательно.

 

4.Задания и упражнения по теме: Умозаключение как форма мышления.

1. Установите вид следующих умозаключений. Выделите в них посылки и заключения:

А) Все студенты юридических вузов изучают логику. Значит, некоторые люди, изучающие логику, являются студентами юридических вузов.

Б) Все имена собственные пишутся с большой буквы. Слово “вуз” – не имя собственное. Следовательно, оно не пишется с большой буквы.

В) Хулиганство - наказуемое деяние, так как все преступления – наказуемые деяния, а хулиганство - преступление.

Г) Земля и Солнце сходны во многих признаках. На Солнце путём спектрального анализа был обнаружен гелий. Исследователи сделали предположительное заключение о том, что этот элемент имеется и на Земле. Вскоре гелий был найден и на Земле.

Д) По форме правления всякое государство либо монархическое, либо республиканское. Это государство не является республиканским. Следовательно, оно монархическое.

2. Произведите превращение следующих суждений:

А) Демократические страны не одобряют агрессивной политики.
Б) Многие вулканы являются потухшими.

В) Всякий приговор суда должен быть законным и обоснованным.

Г) Все наши решения были правильными.

Д) Не всякому слуху можно верить.

3. Обратите, если возможно, следующие суждения:

А) Все преступления - правонарушения.

Б) Паук - не насекомое.

В) Некоторые произведения А. И. Куприна превосходны.

Г) Гелиоцентрическая система Коперника вытеснила учение Птолемея.

Д) Часть приговоров суда являются обвинительными.

4. Сделайте выводы путем противопоставления предикату из следующих суждений:

А) Некоторые философы древности были идеалисты.

Б) Некоторые преступления не являются умышленными.

В) Рентгеновские лучи являются невидимыми.

Г) Глупость никогда не должна торжествовать.

Д) Многие грибы не съедобны.

Является ли в следующих парах второе суждение следствием первого?

А) Всякое лекарство - яд. Некоторые сильнодействующие яды являются сильнодействующими лекарствами.

Б) Не все то золото, что блестит. Некоторые блестящие вещества - золотые.

В) Некоторые государства являются федеративными. Некоторые государства не являются нефедеративными.

Г) Кто спрятал вещь, знает, где ее найти, следовательно, тот, кто знает, где найти эту вещь, сам её спрятал.

Д) Вы не совсем правы. Вы совсем не правы.

6. Сделайте выводы на основе логического квадрата из следующих суждений:

А) Истинно, что все мои соседи уехали на юг.

Б) Истинно, что ничто не остается неизменным.
В) Истинно, что многие страницы произведений Н. В. Гоголя полны горечи.

Г) Истинно, что письменность некоторых народов не имеет алфавита.

Д) Ложно, что все бактерии вредны.

7. Найдите термины, определите фигуру и модус, проверьте, правильно ли построены силлогизмы:

А) Истинное суждение правильно отражает объективную реальность. Данная мысль правильно отражает объективную реальность. Следовательно, она представляет из себя истинное суждение.

Б) Не может быть неряшливо одетого курсанта. Этот человек одет неряшливо. Следовательно, этот человек не курсант.

В) Некоторые люди обладают способностью к быстрому и точному счету. Некоторые люди - математики. Следовательно, некоторые математики обладают способностью к быстрому и точному счету.

Г) Доказательство, полученное с нарушением закона, не имеет юридической силы. Данное доказательство не имеет юридической силы, значит, оно получено с нарушением закона.

Д) Разве это друг? Друг никогда не покинет в беде, а он меня покинул в трудную минуту.

8. На основе данных терминов постройте правильные силлогизмы:

А) Преступление, кража, наказуемое деяние. Б) Металл, твердый, ртуть.

В) Демократы, писатель, свободолюбие. Г) Лихачество, героизм, гражданин.

Д) Отпечатки пальцев, место преступления, Иванов.

9. Запишите в символической форме, установите вид, модус и правильность следующих силлогизмов:

А) Человек не мог бы успешно ориентироваться и действовать в той среде, в которой он живет, если бы его ощущения не давали ему объективно-правильного представления об этой среде. Как известно, человек успешно ориентируется и действует. Следовательно, его ощущения дают ему объективно-правильное представление о среде, в которой он живет.

Б) Лев Толстой не обнаружил бы всю мощь своего обличающего таланта на царизм и господствующий строй, если бы он был выразителем интересов крепостников. Но Лев Толстой жестоко обличал царизм и весь господствующий строй. Следовательно, он не был выразителем интересов крепостников.

В) Если вокруг огнестрельной раны имеются следы внедрения пороха, значит, выстрел был близкий. В данном случае выстрел был дальний, ибо вокруг раны на теле нет следов внедрения пороха.

Г) Либо люди всегда существовали, либо они произошли от других животных, либо их когда-то не было, но потом они возникли сразу, так сказать, из ничего. Данные науки и практики человечества доказывают, что из ничего ничто не возникает, что нет на свете ничего вечного. Отсюда следует с необходимостью, что люди произошли от животных.

Д) Растения бывают светолюбивыми или влаголюбивыми, или теплолюбивыми. Данное растение светолюбивое. Следовательно, оно не является влаголюбивым и теплолюбивым.

10. Постройте условно-категорические силлогизмы на основе следующих русских пословиц:

А) Бояться несчастья – и счастья не видать.

Б) Поживешь счастливо, паши не лениво.

В) Со счастьем на клад набредешь, без счастья и гриба не найдешь.

Г) Не то беда, коли на двор взошла, а то беда, как со двора-то нейдет.

Д) Не узнав горя, не узнаешь и радости.

11. Приведите примеры утверждающего и отрицающего модусов условно-категорического силлогизма.Запишите их в символической форме.

12. Приведите примеры утверждающе-отрицающего и отрицающе-утверждающего модусов разделительно-категориче-ского силлогизма.Запишите их в символической форме.

13. Напишите формулу следующего силлогизма, придумайте аналогичный силлогизм:

Если я выстрелю, то могу попасть в сына, а если я сейчас не выстрелю, то волчица утащит ребенка в свое логово. Я могу сейчас выстрелить или не стрелять. Следовательно, я могу попасть в сына или волчица утащит ребенка в свое логово (Ч. Айтматов. Плаха).

14. Придумайте примеры конструктивной и деструктивной дилеммы.Запишите их в символической форме.

15. Определите вид и запишите в символической форме следующие полисиллогизмы:

А) Все позвоночные – животные; все тигры – позвоночные; все тигры – животные; все животные – организмы; следовательно, все тигры – организмы.

Б) Ни один, способный к самопожертвованию, не эгоист; все великодушные люди способны к самопожертвованию; ни один великодушный – не эгоист; все трусы – эгоисты; следовательно, ни один трус не великодушен.

В) Все, что способствует прогрессу человечества, необходимо; образование способствует прогрессу общества; образование необходимо; профессиональное образование – вид образования; следовательно, профессиональное образование необходимо.

Г) Все пчелы – насекомые; все насекомые – животные; все пчелы – животные; все животные размножаются; следовательно, все пчелы размножаются.

16. Постройте правильные полисиллогизмы на основе следующих терминов:

А) Преступление, наказуемое деяние, кража, Иванов.

Б) Юридический закон, закон о труде, гражданин России, Петров.

В) Научное объяснение, теория, теория происхождения государства, теория общественного договора.

Г) Должностное преступление, халатность, ненадлежащее выполнение обязанностей, судья.

Д) Правильное действие, ошибка, силлогизм, вывод из неопределенных по количеству суждений.

17. Восстановите следующие энтимемы, проверьте их правильность:

А) Географическое название надо писать с большой буквы, так как имена собственные пишутся с большой буквы.

Б) “Чины людьми даются, а люди могут обмануться” (А. С. Грибоедов).

В) “Мы социалисты. Это значит, что мы враги частной собственности” (М. Горький).

Г) Мыслю, следовательно, существую (Р. Декарт).

Д) Религия основана на вере, значит, она - не наука.

18. Укажите, какой вид индукции был использован для получения следующих выводов:

А) Ласточки низко летают, быть грозе.

Б) Все выдающиеся поэты умирают рано, и А. С. Пушкин умер рано, и М. Ю. Лермонтов умер рано, и В. В. Маяковский умер рано.

В) Все фигуры простого категорического силлогизма имеют специальные правила, потому что фигур всего четыре и каждая из них имеет специальные правила.

Г) В 1581 году Ермак начал освоение Сибири. В 1639 году Иван Москвитин достиг Охотского моря и первым из европейцев увидел с востока Тихий океан. В 1648 году Семен Дежнев вместе с Поповым проплыл от устья Колымы в Тихий океан, обогнув Чукотский полуостров, открыл пролив между Азией и Америкой. Все это говорит о том, что наши соотечественники еще в ХVI – ХVII веках прокладывали морские пути, обследовали и осваивали далекие северные просторы.

Д) Вора помиловать - доброго погубить.

19. Могут ли быть получены при помощи полной индукции следующие выводы:

А) Все войны приводят к гибели людей.

Б) Все курсанты нашего института занимаются физкультурой.

В) Перед дождем все воробьи сидят напыжившись.

Г) В этом округе Тюмени нет рецидивистов.

Д) Все следователи городской прокуратуры имеют специальное образование.

20. Укажите, какие логические ошибки допущены в следующих умозаключениях:

А) Присутствующий на экзамене был удовлетворен глубокими ответами трех отвечающих первыми курсантов. Он высказал свое мнение экзаменатору: “Ваши курсанты глубоко изучили предмет”.

Б) “Некий школьник предложил гипотезу: он утверждал, что органы слуха у пауков находятся на ногах ... Положив пойманного паука на стол, он крикнул: “Бегом!”. Паук побежал. Мальчик еще раз повторил свой приказ, паук снова побежал. Затем юный экспериментатор оторвал пауку ноги и, снова положив его на стол, скомандовал: “Бегом!”. На сей раз паук остался неподвижен. “Вот видите, - заявил торжествующий мальчик, - стоило пауку оторвать ноги, как он сразу оглох” (Э. Боно. Рождение новой идеи).

В) Употреблять в пищу огурцы опасно - с ними связаны телесные недуги и вообще людские несчастья. Практически все 99,9% всех людей, умерших от рака, при жизни ели огурцы. 99,7% всех людей, ставших жертвами авто- и авиакатастроф, употребляли в пищу огурцы в течении двух недель, предшествовавших фатальному несчастному случаю. 93,1% всех несовершеннолетних преступников происходит из семей, где огурцы употребляли постоянно.

Г) Кинокомедии Эльдара Рязанова “Карнавальная ночь”, “Берегись автомобиля”, “Ирония судьбы, или с легким паром”, “Служебный роман”, “Гараж” и другие пользуются большим успехом. Очевидно, что такое отношение зрителя можно отнести ко всем фильмам этого талантливого кинорежиссера, включая и те, которые еще не вышли на экран.

Д) В слове “понедельник” содержится три гласные буквы; в слове “пятница” - три гласные; в слове “суббота” - три гласные. “Понедельник”, “пятница”, “суббота” - названия дней недели. Следовательно, в названии каждого дня недели содержится ровно три гласные буквы.

21. Определите, какой метод установления причинной связи применен в следующих примерах:

А) Однажды Е. Ф. Буринский налил на старое ненужное письмо красные чернила и сфотографировал его через красное стекло. Проявляя пластинку, Е. Ф. Буринский не подозревал, что делает удивительное открытие в криминалистике: пятно исчезло, но на негативе проступил текст, залитый чернилами. Последующие опыты с разными по цвету чернилами привели к тому же результату - текст выяснялся. Е. Ф. Буринский первый стал применять свой метод фотографирования в криминалистике.

Б) В 60-х годах ХХ века одно американское правительственное учреждение проанализировало результаты более чем ста международных исследований распространения зубных болезней среди различных групп населения. За исключением содержания фтора в питьевой воде, употребление сахара представляет собой единственную прослеживаемую связь между питанием и распространением таких болезней. Оказалось, что болезнями зубов больше страдает население тех стран, в которых выше потребление сахара. В частности, в США 98 % школьников имеют в той или иной степени испорченные зубы, а к 55 годам примерно половина населения вообще лишается зубов.

В) Эта болезнь не вызывается никакими из известных до сих пор науке микробов и вирусов. Следовательно, эта болезнь вызывается какими-то неизвестными возбудителями.

Г) Когда заболел сапожник, один человек предложил ему лекарство. Лекарство помогло. После этого заболел портной. Ему было предложено то же лекарство. Портной умер. На основании этого был сделан вывод, что от этого лекарства сапожника выздоравливают, а портные умирают (В. Минто. Дедуктивная и индуктивная логика).

Д) Затылочные доли полушарий мозга являются необходимыми условиями зрительного рефлекса. Это установлено рядом опытов удаления этих долей у животных. При удалении затылочных долей полушарий зрительный рефлекс исчезает.

22. Получите каждый из следующих выводов методом популярной индукции и методом научной индукции:

А) Все студенты юридических вузов изучают логику.

Б) Все автобусы этого маршрута ходят строго по расписанию.

В) Все студенты, пропускающие занятия по логике, испытывают трудности при сдаче зачета или экзамена.

Г) Во всякой библиотеке есть книги с вырванными листами.

Д) Разгульная жизнь является побудительной причиной для совершения преступлений.

23. Установите, в каких примерах имеется умозаключения по аналогии и правильно ли она применена(запишите умозаключения в символической форме):

А) “Увлекающийся практикой без науки - словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса: он никогда не уверен, куда плывет” (Леонардо да Винчи).

Б) Франклин в ХУ111 веке сравнил молнию и электрическую искру от машины и нашел, что они обладают сходными признаками: сходный свет и треск, мгновенный характер, зажигают тела, убивают живое тело, производят механическое разрушение, одинаковый запах, проходят по одним и тем же проводникам, намагничивают тела и т. д. Следовательно, природа молнии, вероятно, та же, что и природа искры.

В) Л. Н. Толстой в романе “Война и мир” изобразил принцип организации и управления в царской армии. Структуру армии он уподобил конусу, в основании которого находятся рядовые, на вершине - полководец, а между ними - различные армейские чины. Чем ниже слой, тем он многочисленней и тем более непосредственное участие принимает в военных действиях. Чем выше слой, тем больше занимается он управлением и меньше – непосредственным участием в сражении.

Г) О. Пикар при создании стратостата столкнулся с трудностью: как обеспечить сбрасывание балласта, не выпустив при этом воздух из герметической кабины? В разрешении этой проблемы помогло яркое воспоминание: “Однажды меня, - пишет Пикар, - повели в зверинец. В одной из клеток находились лев и укротитель. Каким образом укротитель мог выйти из клетки, не выпустив за собой зверя? Способ был откровением для маленького мальчика. Укротитель вышел в маленькую смежную клетку и сразу запер за собой дверь. Только после этого он открыл следующую дверь и вышел наружу. Ни на миг обе двери не были открыты одновременно. Хищник не имел возможности выскочить из клетки. Я вспомнил эту сцену через сорок лет. Укротитель был балласт, который нужно было выпустить из кабины таким образом, чтобы лев, то есть воздух, не мог последовать за ним. В нашем случае шлюзование происходило следующим образом. В некоторое вместилище, снабженное двумя пробковыми кранами, с помощью воронки, через верхний кран выпускался балласт, состоящий из свинцовой дроби. Потом, закрыв верхний кран, открывали нижний, и балласт вываливался наружу” (О. Пикар. На глубину морей в батискафе).

Д) В дореволюционное время, будучи гимназистом, А. Микулин увлекся начавшейся тогда развиваться авиацией. Однажды на аэродроме едва не погиб летчик Уточкин. В полете отказал мотор. Как выяснилось, испортилось магнето, что случалось в ту пору довольно часто. Возвращаясь домой Микулин думал о происшествии, стараясь найти способ предотвращения аварий. И вдруг он встретил пьяного с подбитым глазом, весело подмигнувшего ему здоровым глазом. Неожиданно у Микулина возникла мысль: подбитый глаз - здоровый глаз, вышедшее из строя магнето - второе действующее магнето. Надо поставить два магнето! Своей идеей он поделился с Уточкиным. Тот одобрил. Идея была реализована. Это - первое изобретение будущего авиаконструктора, Героя Социалистического труда академика А. А. Микулина (Ю. А. Самарин. Очерки психологии ума).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 872.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...