Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перечислите основные сходства и отличия русского Просвещения от европейского. Аргументируйте собственную позицию?




Сравните основные положения концепций Платона и Аристотеля по следующим критериям: сущность и происхождение государств, учение о формах правления, земля, закон, справедливость, равенство?

Подготовка рефератов.

 

Практическое занятие 2.

Тема:Политико-правовая мысль Средневековья, эпохи Возрождения и периода Реформации.

Вначале занятия преподаватель выборочно проверяет выполнение заданий в рабочей тетради и выставляет оценки. Проводится собеседование. Разбираются наиболее сложные задания из рабочей тетради.

Проводится защита докладов. Каждому выступающему предоставляется не более 7 минут. Оценивается соблюдение регламента, полнота раскрытия темы, подача материала (презентация), ответы на вопросы.

Вопросы для собеседования:

1.Политико-идеологические условия эпохи западноевропейского средневековья. Политико-правовые взгляды АвгустинаиФ.Аквинского.

2.Политико-правовые учения арабского мира в период становления ислама. Источники, основные направления исламского права.

3.Западноевропейская политико-правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации.

Учение утопических социалистов XVI – XVII вв. (Т. Мор, Т. Кампанелла).

 

Индивидуальные домашние задания:

1.Охарактеризуйте правила политического искусства и удержания власти по Н. Макиавелли. Как вы понимаете сущность принципа политического реализма, обоснованного Н. Макиавелли?

Охарактеризуйте модель идеального государства Т. Мора. Проведите сравнительный анализ «Утопии» Т. Мора и «Город Солнца» Т. Кампанеллы, оцените реалистичность данных концепций?

Подготовка рефератов.

Практическое занятие 3.

Тема:Политико-правовая мысль Нового времени. Европа – Америка XVIII-XIX вв.

Вначале занятия преподаватель выборочно проверяет выполнение заданий в рабочей тетради и выставляет оценки. Проводится собеседование. Разбираются наиболее сложные задания из рабочей тетради.

Проводится защита докладов. Каждому выступающему предоставляется не более 7 минут. Оценивается соблюдение регламента, полнота раскрытия темы, подача материала (презентация), ответы на вопросы.

Вопросы для собеседования:

1.Политико-правовые учения периода ранних буржуазных революций. Возникновение и развитие теорий естественного права и общественного договора. Г. Гроций, Б. Спиноза,Т. Гоббс, Дж. Локк.

2.Политическая и правовая мысль эпохи Просвещения. Учение Ш.Л. Монтескье. Взгляды Ж. Ж. Руссо.

3.Итальянское Просвещение. Д. Вико. Ч. Беккариа. Немецкое Просвещение. Х. Вольф. В. Гумбольдт. 

4.Основные направления политико-правовой идеологии в США в период борьбы за независимость. А. Гамильтон. Д.Медисон. Т.Джефферсон.

5.Политико-правовые концепции в Европе в первой половине XIX века.

6.Западноевропейский либерализм. И. Бентам. Милль. Французский либерализм. Б. Констан. Алексис де Токвиль. 

7.Политико-правовые теории французских и английских социалистов. Идеи и проекты Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна.

8.Политические и правовые взгляды представителей немецкой классической философии. И. Кант. «Философия права» Гегеля.

 

Индивидуальные домашние задания:

1.Охарактеризуйте вклад Т. Гоббса в развитие политико-правовой мысли, теории государства в особенности?

2.В чем сущность идей произведения Ж.Ж. Руссо «О духе законов» и его представлений о народовластии?

3.Оцените и сравните вклады Дж. Локка и Ш.Л. Монтескье в формирование и развитие теории разделения властей. Какова роль системы сдержек и противовесов в её функционировании?

Охарактеризуйте политические взгляды Гегеля исходя из анализа выдвинутой им государственно-правовой доктрины?

5.К. Марке назвал учение И. Канта «немецкой теорией Французской буржуазной революции». Прокомментируйте это мнение?

Подготовка рефератов.

Практическое занятие 4.

Тема:Европейская политико-правовая мысль второй половины XIX века.

 

Вначале занятия преподаватель выборочно проверяет выполнение заданий в рабочей тетради и выставляет оценки. Проводится собеседование. Разбираются наиболее сложные задания из рабочей тетради.

Проводится защита докладов. Каждому выступающему предоставляется не более 7 минут. Оценивается соблюдение регламента, полнота раскрытия темы, подача материала (презентация), ответы на вопросы.

Вопросы для собеседования:

1.Общие черты политических и правовых учений второй половины XIX века. Научный социализм. К. Маркс. Ф. Энгельс.

2.Западноевропейский анархизм. М. Штирнер. П. Ж. Прудон.

3.Проблемы государства и права в социологии О. Конта. Юридический позитивизм. Дж. Остин и К. Бергбом

4.Реалистическая теория государства.Р.Иеринг.

5.Фридрих Ницше в истории политико-правовой мысли.

Индивидуальные домашние задания:

1.Исламская политико-правовая доктрина. Чем она отличается от западноевропейских концепции?

Как отреагировала политико-правовая мысль на французскую революцию?

3.Раскройте сильные и слабые стороны консерватизма и либерализма?

4.«Свобода и равенство несовместимы» -утверждают консерваторы. Проанализируйте их аргументацию, сформулируйте свою точку зрения?

В чем спицифика марксистского подхода к анализу государства и права? Насколько актуален марксизм сегодня? Аргументируйте свою позицию фактами современного политического процесса?

Подготовка рефератов.

Практическое занятие 5.

Тема:Особенности становления российской государственности и политико-правовой мысли.

Вначале занятия преподаватель выборочно проверяет выполнение заданий в рабочей тетради и выставляет оценки. Проводится собеседование. Разбираются наиболее сложные задания из рабочей тетради.

Проводится защита докладов. Каждому выступающему предоставляется не более 7 минут. Оценивается соблюдение регламента, полнота раскрытия темы, подача материала (презентация), ответы на вопросы.

Вопросы для собеседования:

1.Особенности предмета истории политико-правовой мысли в России.

2.Особенности становления русской государственности и основные этапы развития политической и правовой мысли.

3.Концептуальные и идейные подходы русских мыслителей к становлению, развитию и функционированию государства и права в различные исторические периоды.

Индивидуальные домашние задания:

1.На основе анализа современных реалий поразмышляйте о проблемах и перспективах формирования социального государства в РФ?

2.Как повлияли петровские преобразования на развитие политико-правовой мысли в России? Какие новые явления можно здесь выделить?

3. Составьте таблицу этапов развития русской политико-правовой мысли.

Подготовка рефератов.

Практическое занятие 6.

Тема:Российская политико-правовая мысль XI-XVIII вв.

Вначале занятия преподаватель выборочно проверяет выполнение заданий в рабочей тетради и выставляет оценки. Проводится собеседование. Разбираются наиболее сложные задания из рабочей тетради. Проводится защита докладов. Каждому выступающему предоставляется не более 7 минут. Оценивается соблюдение регламента, полнота раскрытия темы, подача материала (презентация), ответы на вопросы.

Вопросы для собеседования:

1.Политико-правовые идеи в первом русском политическом трактате «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона.

2.Русская правда как основа реализации власти. Идейно-политическое содержание «Моления» Д. Заточника.

3.Политико-правовые идеи и концепции в период образования русского централизованного государства.

4.Становление абсолютистской монархии в России и ее идеологическое обоснование. С.Полоцкий. Ю.Крижанич, А.Л. Ордин-Нащокин.

5.Идеи «просвещенного абсолютизма» В. Татищева и Ф. Прокоповича. Основоположник буржуазной идеологии И. Посошков.

6.Эпоха Екатерины II. Либеральные политико-правовые идеи «Наказа». Идеология русского Просвещения. Взгляды Н.И. Новикова, С.Е. Десницкого М.М. Щербатова.

7.Возникновение революционно-демократической идеологии. Политико-правовые взгляды А.Н. Радищева.

Индивидуальные домашние задания:

1.Проследите последовательность становления политико-правовой мысли в Древней Руси (исторические процессы, политико-правовые проблемы, источники политико-правовой мысли). Составьте таблицу.

2. Проведите сравнительный анализ политико-правовых идей в “Слове о законе и благодати” Илариона, “Повести временных лет” Нестора, “Поучении” Владимира Мономаха, “Молении” Д. Заточника?

Перечислите основные сходства и отличия русского Просвещения от европейского. Аргументируйте собственную позицию?

Подготовка рефератов.

Практическое занятие 7 -8.

Тема:Российские политико-правовые доктрины XIX-начала XX вв.

 

Вначале занятия преподаватель выборочно проверяет выполнение заданий в рабочей тетради и выставляет оценки. Проводится собеседование. Разбираются наиболее сложные задания из рабочей тетради. Проводится защита докладов. Каждому выступающему предоставляется не более 7 минут. Оценивается соблюдение регламента, полнота раскрытия темы, подача материала (презентация), ответы на вопросы.

Вопросы для собеседования:

1.Реформаторская деятельность и политико-правовые идеи М.М. Сперанского. Консервативно-охранительная идеология. Политико-правовая концепция Н.М. Карамзина. 

2.Политические и правовые взгляды декабристов.

3.Концепции основных представителей российской либеральной политико-правовой мысли. Б.Н. Чичерин, М.М. Ковалевский, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий . 

4.Консервативная политико-правовая мысль второй половины XIX века.

5.Радикальные направления в политико-правовой мысли России.

6.Революционное народничество: идеология и общественно-политическая практика.

7.Политико-правовые воззрения русских религиозных философов.

 

Индивидуальные домашние задания:

1.Существует точка зрения, что проекты государственных преобразований и политико-правовые идеи М. Сперанского актуальны и сегодня. Определите и аргументируйте свое отношение к данной позиции?

2.Политико-правовые воззрения русских религиозных философов (Н. Бердяев, И. Ильин, С. Булгаков и др.). Насколько их социально-политические идеалы актуальны сегодня?

3.Что считал идеалом общественного развития П.И. Новгородцев?

4.Почему радикальные политические идеи получили столь широкое распространение в России в начале XX века?

Практическое занятие9.

Тема:Основные политико-правовые доктрины в США и странах Западной Европы в XX веке.

Вначале занятия преподаватель выборочно проверяет выполнение заданий в рабочей тетради и выставляет оценки. Проводится собеседование. Разбираются наиболее сложные задания из рабочей тетради.

 

Вопросы для собеседования:

1.Реформистское и центристское направление в марксизме. Э. Бершнтейн. К. Каутский.

2.Неоконсерватизм и неолиберализм.

3.Позитивистский нормативизм Г. Кельзена. «Чистая теория права».

4.Солидаризм. Учение Л. Дюги о норме солидарности, о функциях права.

5.Теория институционализма. Правопонимание по М. Ориу.

6.Социологическая юриспруденция. Е. Эрлих.

7.Теории государства «всеобщего благоденствия».

8.Элитарные и технократические концепции государства.

9.Школа правового реализма в США. К. Ллевелин, Дж. Фрэнк.

Индивидуальные домашние задания:

1.Проведите сравнительный анализ теории институционализма Мориса Ориу и теории солидаризма Леона Дюги. Каковы основные отличия и сходства данных концепций?

2.В какой ситуации и в связи с чем социологическая юриспруденция оформилась в самостоятельную дисциплину? Назовите представителей данной политико-правовой концепции?

 

Практическое занятие 10.

Тема:Политические идеи и правопонимание советского периода.

Вначале занятия преподаватель выборочно проверяет выполнение заданий в рабочей тетради и выставляет оценки. Проводится собеседование. Разбираются наиболее сложные задания из рабочей тетради.

Проводится защита докладов. Каждому выступающему предоставляется не более 7 минут. Оценивается соблюдение регламента, полнота раскрытия темы, подача материала (презентация), ответы на вопросы.

Вопросы для собеседования:

1.Политико-правовая идеология большевизма.

2.Меновая концепция права. Е. Б. Пашуканис.

3.Психологическая концепция классового права.

4.Право как форма общественного сознания. И.П.Разумовский.

5.Концепция «социалистического права».Е.Б.Пашуканис. М.Доценко.

6.Официальное «правопонимание» А.Я.Вышинский.

7.Середина 50-х гг. — новое понимание социалистического права (С.Ф. Кечекьян, А.А. Пионтковский, Я.Ф. Миколенко).

Индивидуальные домашние задания:

1.Можно ли поставить знак равенства между марксизмом и российским большевизмом, ленинизмом? По Марксу ли строился социализм в СССР?

2.Развитие идей анархизма в трудах М. А. Бакунина и Н. А. Кропоткина и их влияние на советскую идеологию?

3.Оцените роль и значение политических и правовых взглядов основоположников русского социализма А. Герцена иН.Чернышевского для формирования правопонимания советского периода?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 414.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...