Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема объективности в современной физике




Вопрос № 13 - Гносеологические и методологические проблемы в современной физике. Проблемы объективности.

 

Основные проблемы гносеологии

Гносеология - это раздел философии, связанный с теорией познания, или теорией отражения действительности в сознании человека.

 

Первая проблема гносеологии состоит из 2-х частей:

− выяснение природы самого познания;

− выявление основ и условий познавательного процесса.

Переводя первую часть этой проблемы в более упрощенное русло, можно поставить вопрос: а почему, собственно, ум человека ищет объяснений происходящего? В этом отношении любопытна мысль В.П. Алексеева: "... при превышении определенного уровня сложности система, чтобы вести себя адекватно окружающей среде, должна начать предугадывать ход будущих событий. В противном случае она, сталкиваясь с изменением условий, в силу своей сложности и невозможности быстрой перестройки, будет постоянно отставать в своих ответах на новые задачи". Это предположение В.П. Алексеева наводит на определенное понимание, почему ум человека ищет объяснений.

Но не менее важна и вторая часть проблемы - выяснение условий познавательного процесса. К условиям, при которых возникает познавательный феномен, относятся:

− Природа (весь мир в его бесконечном многообразии свойств и качеств);

− Человек (мозг человека как продукт той же природы);

− Форма отражения природы в познавательной деятельности (мысли, чувства).

Если все три компонента в наличии и во взаимосвязи, феномен познания возникает. В противном случае говорить о познании проблематично.

 

Вторая проблема гносеологии также состоит из 2-х частей:

− определение конечного источника знаний;

− характеристика объектов познания.

Первая часть этой проблемы распадается на ряд вопросов: Откуда черпает познание свой исходный материал? Что такое объект познания? Какие бывают объекты познания? Говоря об источнике познания, мы можем с достаточным основанием утверждать, что внешний мир доставляет, в конечном счете, исходную информацию для обработки.

Под объектом познания обычно в широком смысле понимается то, на что направлено познание - материальный мир (природный и социальный), окружающий человека и включенный в сферу деятельности людей и их отношений.

Методологические проблемы современной науки

Под методом исследования понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей.Выделяют три блока философских проблем современной науки: онтологические, аксиологические и логико-гносеологические.

 

Онтологические проблемы:

1.Построение универсальной теории Вселенной. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

а) объединение в рамках одной теории 4-х фундаментальных физических взаимодействий: гравитационного, электромагнитного, сильного ядерного и слабого ядерного (эл-магн. и слабое уже объединены в эл-слабое);

б) решение проблемы происхождения вещества, (при образовании Вселенной наблюдалась асимметрия порождения частиц вещества и антивещества и природа этой асимметрии неизвестна);

в) определение будущего состояния Вселенной. Обсуждают два сценария:

«тепловая смерть» вследствие её бесконечного расширения и «большой хлопок» ­– снижение скорости расширения, а затем, преобладание над ним гравитационных процессов (чтобы определиться со сценарием, нужно знать плотность вещества во Вселенной, что на сегодняшний день не установлено).

г) проблема семантики торсионных полей – доминирующей формой движения является развитие и, по мысли некоторых физиков, его источником являются частицы микромира, которые сообщают всему, что из них состоит, импульс на разворачивание потенциальных возможностей в актуальные;

д) поиск внеземного разума.

2.Проблемы связанные с информационными технологиями: философское осмысление феномена виртуальной реальности (образ действительности, порождённый ПК и информационными сетями, а также, подобными им технологиями) и последствий проектирования на уровне нанотехнологий.Особенности:

а) порождённость – эффект действия комплексных систем, которые образуют константную реальность;

б) актуальность – виртуальная реальность существует только тогда, когда её воспроизводит константная реальность;

в) автономность – она живёт по своим законам;

г) интерактивность – на неё можно воздействовать извне;

Философские проблемы виртуальной реальности сконцентрированы вокруг темы её субъекта.

Нанотехнологии. Важнейшая проблема проектирования на этом уровне заключается в незнании последствий тотального перепроектирования мира.

3.Антропологические проблемы антропного принципа и эффекты пассионарности (способность некоторой части этносов (в соответствии с учением Л.Н. Гумилёва) реагировать на гелиокосмические процессы вспышкой активности). Философская проблема заключается в том, насколько глубокое влияние на общество могут оказывать эти процессы.

 

Аксиологические проблемы современной науки:

1.Проблема коэволюционного развития. Коэволюция – это совместное развитие человечества и природы, рассматриваемых как части целого. Направленность и темпы развития одной части должны быть согласованы с тем же во второй части.

2.Проблема клонирования. Философские проблемы, связанные с клонированием:

а) значительное число неудачных последствий или результатов, связанных с клонированием (неудачные эксперименты над людьми в науке считаются преступлениями);

б) проблема социализации и адаптации в обществе клонированных людей;

в) конфликт с церковью и религиозными группами;

г) это является скрытой формой поощрения гомосексуальных отношений;

д) при клонировании гениальных личностей возможно распространение патологий без гарантированной гениальности клонов.

3.Приостановка старения с помощью пересадки стволовых клеток.

4.Последствия внедрения робототехники – это связано с вытеснением людей из «сферы зарабатывания денег».

5.Проблема генномодифицированных продуктов питания.

Логико-гносеологические проблемы науки:

1.Проблема создания ИИ. В основе создания ИИ лежат попытки моделирования человеческого мозга. Этот путь имеет ряд неразрешимых, на сегодняшний день, трудностей:

а) структура и функции мозга крайне далеки от достаточного для моделирования уровня изученности;

б) огромное число информации, содержащейся в мозге, не подаётся формализации;

в) мозг составляет с телом единую систему и реагирует на внешнюю среду посредством этого тела;

г) не изучена функциональная асимметрия мозга, что связано со спецификой правого полушария.

2.Разработка эвристических методов работы с информацией. Эвристика – это теория организации интеллектуальной деятельности в ситуации гносеологической неопределённости. Примерами эвристических методов являются: метод мозгового штурма, метод фокальных групп, метод морфологического анализа и синтеза.

 

Проблема объективности в современной физике

В ХХ веке развитие квантовой механики породило дискуссию о проблеме объективности в современной физике. Сомнения в объективности физического знания возникли после того, как квантовая механика открыла странную природу микрообъектов, связаную с их корпускулярно-волновым дуализмом. Наглядно представить эту двойственность и возникающие на её основе эффекты невозможно, потому что в макромире ничего подобного не существует, и любые аналогии будут выглядеть фантастически. Отсюда и возникли сомнения: микрообъекты сами по себе такие странные, или они такими предстают нам в наших экспериментах? Н. Бор утверждал, что человек в принципе не может познать микрообъекты такими, какие они есть сами по себе. Изучая микромир, человек неизбежно меняет его. При этом квантовая механика – это единственно возможное и полное описание микромира. Эйнштейн, который не мог смириться с парадоксальным поведением микрообъектов и вероятностным характером законов квантовой механики, объявлял такое описание неполным и считал, что могут быть найдены более точные динамические законы, которые устранят все парадоксы и странности. Дальнейшее развитие квантовой механики показало ошибочность взглядов Эйнштейна, но дискуссия об объективности этой теории не прекратилась. Множество экспериментов с поразительной точностью подтверждают предсказания квантовой механики. Поэтому нет никаких сомнений в истинности этой теории. В тоже время очевидно, что в любом эксперименте человек действительно воздействует на поведение частиц, фиксируя их изменённые характеристики.

Для разрешения этого противоречия в современной философии науки стали различать понятия «объектность» и «объективность». Объектность описания микромира, т.е. описание его таким, какой он есть вне экспериментов, представляется невозможным, по крайней мере, на данном этапе развития науки. Но объективность квантовой механики, т.е. её истинность, соответствие теории эксперименту, не вызывает сомнений.

Противоположное понятие – «субъективность» – означает зависимость от человеческого сознания. Но свойства частиц, даже если они меняются в эксперименте, и какими бы странными они не выглядели, следует считать объективными. Они не кажутся человеку, не рождаются в его сознании, а снова и снова объективно фиксируются в эксперименте и правильно отражаются в теории. В этом заключается объективность истины законов квантовой механики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 739.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...