Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ




Введение

 

Слоган «Учиться, учиться и учиться!» не совсем верно отображает требования настоящего времени к образовательному процессу. Современный человек должен приобретать огромные массивы знаний в кратчайшие сроки. Новая парадигма образования - «Учиться интенсивнее и интенсивнее!». Интенсивное образование достигается за счёт интерактивных технологий и методик преподавания, в которых обучающийся вовлекается в процесс обучения как партнер и участник, а не пассивный слушатель.

Необходимо задействовать в обучении все основные сенсорные системы человека — визуальную, аудиальную и кинестетическую (телесную). Этому хорошо способствуют мультимедийные средства обучения нового поколения, в частности, интерактивная доска.

Мало кого может удивить то, что проведение современных уроков с использованием интерактивной доски, проектора, компьютера и специального программного обеспечения, позволяющего работать с текстами и объектами, аудио- и видеозаписями, превращать текст, написанный от руки, в печатный, сохранять информацию и т.д., становится нормой в учебных заведениях.

В соответствии с приоритетным проектом развития образования стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы, документ-камеры и т.д. Таким образом, применение их на уроке информатики не является сегодня экзотикой, и, наверное, впервые техническое оборудование учебных заведений в целом и кабинета информатики в частности, осуществляется быстрее, чем дидактическое сопровождение этого процесса.

В настоящее время применение информационно-коммутационных технологий (ИКТ) на уроке становится очень распространенным явлением. И правильное использование в учебном процессе компьютера, который является наивысшим техническим средством обучения, позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда п перестает быть единственным источником информации для обучающихся. В этом преподавателю помогает новое современное техническое средство – интерактивная доска, которая сменила меловую и маркерную доски.

Появилась возможность использовать мультимедийную и интерактивную технику на уроках информатики, но уровень и качество использования говорят о необходимости дальнейшего исследования проблемы. В настоящее время большинством преподавателей не выяснен смысл понятий, связанных с мультимедиа, не говоря уже о четко выстроенной технологии.

Актуальность работы заключается в том, что внедрение интерактивных средств обучения позволяет:

- сменить пассивную позицию обучающегося на совместную деятельность, сотрудничество;

- обеспечить развитие у обучающихся более глубокого подхода к обучению;

- увеличить объем выполненных на уроке заданий;

- расширить информационные потоки;

- повысить качество образования.

Цельвыпускной работы: создать условия для повышениякачества образования, творческого саморазвития обучающихся посредством интерактивных средств обучения.

     Объект исследования:процесс обучения информатике в среднем профессиональном образовании.

Предмет исследования:особенности обучения информатике с использованием мультимедийной и интерактивной техники.

В ходе выполнения выпускной работы были поставлены следующие задачи:

- проанализировать научно-методическую литературу и интернет-источники по теме исследования;

- определить особенности использования интерактивных средств обучения;

- выявить возможности применения интерактивной доски на уроке информатики;

- разработать методические рекомендациипо использованию интерактивной доски Smart Board и программным обеспечением Smart Notebook.

В ходе написания выпускной работы были использованы следующие методы:

- анализ научной литературы;

- разработка материалов по теме выпускной работы.

Новизна выпускной работы состоит в рассмотрении интерактивных средства обучения информатике, в обосновании возможности ее использования в учебном процессе.

Практическая значимость работы состоит в том, что в работе рассмотрены преимущества использования интерактивных средств, позволяющих использовать мультимедийные учебные презентации и интерактивные учебные пособия для объяснения нового учебного материала, закрепления знаний по информатике, разработаны методические рекомендации по работе с интерактивной доской.


2.3 Методическая разработка плана-конспекта урока по теме: «Информационная культура человека»

Тема: Информационная культура человека

Предмет: Информатика

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока:

Образовательная:

- дать представление о всех составляющих информационной культуры;

- повышать уровень компетенции обучающихся в вопросах информатизации современного общества

Развивающая:

- формировать ключевые компетенции: уметь работать в группе, сотрудничать, организовывать взаимосвязь знаний и упорядочивают их.

Воспитательная:

- воспитание информационной культуры обучающихся, усидчивости.

Используемое оборудование:

1. Компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Интерактивная доска.

4. Учебник информатики.

Ход урока

I. Организационный момент.

Преподаватель приветствует студентов, интересуется с каким настроением они пришли на урок, проверяет присутствующих.

II. Повторение

Для актуализации знаний преподаватель предлагает вместе вспомнить:

Что изучает наука информатика?

Что такое информация с точки зрения человека, техники, общества?

Какие информационные процессы выполняет человек в своей деятельности?

III. Работа на интерактивной доске.


Установить соответствие даты и события, связанного с развитием информационного общества (Рисунок 1).

Рисунок 1 - развитие информационного общества.

 

IV. Изучение новой темы.

Преподаватель ставит вопрос: “Чем определяется культура человека?”

(Выслушать ответы студентов).

Сделать вывод: Культура человека определяется:

Знаниями, умениями, профессиональными навыками.

Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития.

Способами и формами взаимного общения.

Личная культура человека определяется:

Уровнем его умственного развития.

Характером его профессиональной и творческой деятельности.

(На доске записываются эти определения)

Преподаватель конкретизирует вопрос: “Чем определяется информационная культура человека”?

(Выслушать предположения студентов).

Преподаватель:“В связи с переходом к информационному обществу к общей культуре человека добавилась еще одна категория – информационная культура.

Информационная культура – это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы”.

(Соответствующие определения проецируются на доску).

Преподаватель: “Создадим образ человека, владеющего информационной культурой”.

Пояснение: Для создания образа будем использовать средства интерактивной доски – коллекцию рисунков из “Галереи изображений”. Преподаватель заранее должен заготовить рисунки из коллекции и отсканированные (если необходимо), разместив их в папку “Мое содержимое”.

В центре доски разместить “образ культурного человека” в виде отдельной фигуры. В ходе рассказа – рассуждения к фигуре человека будем добавлять элементы, иллюстрирующие характерные черты информационной культуры человека.

В ходе работы над созданием образа культурного человека преподаватель задает вопросы, подводящие учащихся к решению проблемы. Например:

Что должен уметь современный человек?

Какими устройствами необходимо владеть каждому в информационном обществе?

Какими средствами поиска информации нужно уметь пользоваться?

Какие виды информации вы знаете и умеете ими владеть?

Какими способами обработки информации вы знакомы? и другие.

Преподаватель: Информационная культура человека должна проявляться в следующем:

- в умении использовать различные технические устройства – от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей. ( В это время к фигуре на доске добавить рисунок с компьютером, калькулятором и телефоном);

- в способности владеть информационными технологиями (к фигуре на доске добавить окна программ из пакета Microsoft Office и окна графических редакторов или другие);

- в умении поиска информации из газет, из компьютерных коммуникаций (добавить к фигуре на доске рисунки газет и окно программы – браузера);

- в знании различных методов обработки информации (добавить к фигуре человека рисунки тетради с решением задачи, программу на языке программирования для решения этой же задачи, решение задачи в электронных таблицах);

- в умении представлять информацию в понятном виде (добавить к фигуре человека рекламу чего либо);

- в умении работать с различными видами информации: графической, текстовой, табличной, видео-аудио – информацией (добавить к фигуре человека различные виды информации: рисунки, тексты, таблицы, звуковые файлы, видеоролики).

Преподаватель: Посмотрите на доску мы с вами получили образ современного человека, владеющего информационной культурой.

Пояснение: готовый образ необходимо заранее подготовить, распечатать и после его составления на доске раздать все студентам, для того чтобы они его вклеили в тетрадь и сохранили (Рисунок 2).

Рисунок 2 - образ современного человека.

 

V. Проведение физкультминутки.

Можно провести комплекс упражнений для снятия усталости глаз, мышц шеи и спины.

Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуйте глазами "восьмерку" в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.

Голову слегка запрокиньте назад. Преодолевая сопротивление напряженных мышц шеи, прижмите подбородок к яремной ямке. Выполните упражнение не менее 5 раз.

Голову и плечи держите прямо. Медленно поверните голову максимально вправо (5 раз). Столько же раз выполните движение влево.

И.п. - сидя на стуле. Заведите руки за голову - вдох, максимально прогнитесь назад 3 - 5 раз, опираясь лопатками о спинку стула - выдох.

VI. Закрепление темы.

Выполним упражнение (устно).

Ответьте на вопрос: в какой степени каждый из вас соответствует этому образу человека, владеющего информационной культурой?

Пояснение: Выслушать ответы обучающихся. Студенты должны аргументировать свой ответ. Скорее всего, после ответов всех обучающихся окажется, что они в малой степени владеют информационной культурой. И поэтому важно сделать следующий вывод:

“Уроки информатики нацелены на формирование и повышения уровня информационной культуры”.

VII. Практическое задание для выполнения на компьютере:

Создайте рекламу по профориентации своей профессии, используя возможности пакета Microsoft Office (программы, в которых будут создавать рекламу, студенты выбирают по своему усмотрению)

VIII. Задание на дом.

Напишите эссе на тему: “Информационная культура в моей профессии”

IX. Подведение итогов и завершение урока.

Подведем итоги занятия.

Что на занятии было главным?

А что было интересным?

Чему вы научились сегодня?

Спасибо всем за урок. До свидания.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Технологии не стоят на месте — сегодня в учебных заведениях России все чаще можно встретить вместо маркерных досок — интерактивные доски SMARTBoard, а вместо библиотек наглядных пособий – мультимедийные электронные обучающие системы. В совокупности использование интерактивного оборудования (интерактивных досок SMARTBoard, интерактивных дисплеев Sympodium и др.) и новых электронных обучающих систем, а также электронных учебников позволяет ввести принципиально новый формат проведения учебного занятия. Всего лишь одно прикосновение к интерактивной доске SMARTBoard дает возможность перейти от одной темы занятия и другой, провести интерактивные лабораторные занятия (даже при отсутствии настоящего лабораторного оборудования), протестировать и сделать видеозапись ответа учащегося специальным рекордером, встроенным в программное обеспечение интерактивной доски SMARTBoard.

Использование интерактивной доски в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала обучающимися при значительной экономии времени, а также мотивирует студентов на получение знаний.

Урок с применением интерактивной доски требует от преподавателя немалой подготовки методических материалов, зато составленные таблицы, схемы, наглядные пособия могут многократно применяться на следующих занятиях. Это помогает улучшать организацию урока, разнообразить его формы, повысить качество контроля знаний обучающихся.

Опыт работы с интерактивной доской подтверждает эффективное положительное влияние сочетания ее возможностей и реализации дидактических принципов новизны, наглядности, коммуникативной активности, межпредметных связей, интерактивности, обратной связи, сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, а также личностно-ориентированного обучения.

В результате написания выпускной квалификационной работы:

- проанализирована научно-методическая литература и интернет-источники по теме исследования;

- определены особенности использования интерактивных средств обучения;

- выявлены возможности применения интерактивной доски на уроке информатики;

- разработаны методические рекомендациипо использованию интерактивной доски Smart Board и программным обеспечением Smart Notebook;

- определены возможности применения интерактивной доски на уроке информатики;

- разработаны фрагменты уроков с применением интерактивной доски.

В процессе исследования были найдены факторы эффективного использования ИД

- Обеспечение доступа к интерактивной доске, чтобы преподаватели могли набраться опыта;

- Использование доски не только преподавателями, но и учащимися;

- Предоставление преподавателю времени на подготовку к занятию;

- Временные затраты преподавателя для того, чтобы стать уверенным пользователем и подобрать ресурсы для занятия;

- Обмен идеями и ресурсами между преподавателями;

- Расположение доски в классе таким образом, чтобы не мешал солнечный свет и ничто не находилось между проектором и доской;

- Высокий уровень надежности и технической поддержки, чтобы свести к минимуму возможные проблемы

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что преподаватель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, - при этом, привлекая к процессу студентов, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание обучающихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. Но важно понимать, что этот эффективность работы с доской во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные ее возможности.


 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : [федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-Ф3 : принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года : текст с изменениями и дополнениями на 2014 год. – М. : Проспект, 2015.- 214 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 Автомеханик [Электронный ресурс]: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016г. №1569) // Гарант: информационно-правовое обеспечение.URL:https://hmtpk.ru/filedownload.php?file=4011&item=191&doc=48(Дата обращения 08.06.2017)

3. Акимов В.Б. Организация информационно-технического пространства образовательного учреждения: медиатека, интерактивные доски / В.Б. Акимов, Е. Д. Тенютина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 91 с.

4. Арынгазин К.М., Дзюбина А.В. Применение интерактивной доски в процессе изучения курса физики в сфере высшего профессионального образования URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2/Aryngazin&Dziubina/ - Дата обращения (28.05.2017)

5.  Арынгазин К.М., Дзюбина А.В. Методические рекомендации по работе с интерактивной доской и методика проведения занятий с её использованием URL: http://www.rusedu.info/article987.html - Дата обращения (28.05.2017)

6. Белозерцев, Е.П. Педагогика профессионального образования [Текст]: Учеб.пособие / Е.П.Белозерцев; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 368с.

7.  Бельковец Л.П. «Интеллект-тренажеры» для SMART-обучения / Информационные технологии в образовании. XVI международная конференция-выставка. Сборник трудов. — М., 2010.

8.  Бобровская Л. Н., Данильчук Е. В., Куликова Н. Ю. Методические особенности использования интерактивных средств обучения для решения дидактических задач учителя на уроках информатики / Информатика и образование. – 2013. – №2 (241). – С. 76-78.

9. Гладких О.А. Использование интерактивной доски на уроках информатики URL: http://ito.edu.ru/2008/Kursk/II/II-0-12.html - Дата обращения (28.05.2017)

10. Горюнова М.А Интерактивные доски и их использование в учебном процессе / М.А. Горюнова, Т.В. Семенова, М.Н. Солоневичева / Под общ.ред. М.А. Горюновой. – СПб.: БХВ-Петербург, 2013. – 336 с.: ил. + CD-ROM – (ИиИКТ)

11.  Данильчук Е.В. Эволюция курса информатики в школе: поиск новой парадигмы подготовки будущего учителя информатики в педагогическом вузе / Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2014. – Т. 62. – № 8.

12. Жуков, Г. Н. Общая и профессиональная педагогика: учебник / Г. Н. Жуков, П. Г. Матросов. – М.: Альфа – М: ИНФРА – М, 2013. – 448 с.: ил. – (ПРОФИль).

13. Иванова И.И. Использование интерактивной доски в образовательном учреждении / Ученые записки. М.: ИИО РАО, 2015. - №31. - С. 96-100

14. Интерактивная доска на уроке в школе URL: http://interaktiveboard.ru/publ/4-1-0-13 - Дата обращения (28.05.2017)

15. Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс / авт.-сост. О.Ф. Брыскина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 111 с.

16. Корепанова, М. В. Основы педагогического мастера : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Корепанова, О. В. Гончарова, И. А. Лавринец. – М.: Академия, 2013. – 240 с. (Высшее профессиональное образование. Педагогические мастерства).

17. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий: проблемы и поиск решений./ Педагогическое образование и наука. 2014. № 1. С. 45-50.

18. Кругликов, Г. И. Воспитательная работа мастера профессионального обучения: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Г. И. Кругликов. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 160 с. – (Библиотечка мастера профессионального обучения).

19. Кругликов, Г. И. Методическая работа мастера профессионального обучения : учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Г. И. Кругликов. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 160 с. - (Библиотечка мастера профессионального обучения).

20.  Кругликов, Г. И. Учебная работа мастера профессионального обучения : учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Г. И. Кругликов. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2013. – 192 с. – (Библиотечка мастера профессионального обучения)

21.  Кувшинов С.В. Подготовка студентов-информатиков с использованием интерактивных SMART-устройств и робототехнических систем / Информационные технологии в образовании. XVI международная конференция-выставка. Сборник трудов. — М., 2013.

22.  Кузнецов, В. В. Введение в профессионально – педагогическую специальность: учеб.для студ. учреждений высш. проф. образования / В. В. Кузнецов. – 2-е изд., перераб. – М.: Академия, 2014. – 176 с. – (Бакалавриат).

23.  Педагогика: словарь - справочник коррекционного педагога/ авт-сост. А. В. Виневская; под ред. М. А. Пуйловой. – ростов-н/Дону: Феникс, 2013. – 2013. – 267 с, [1] с. – (Социальный проект).

24.  Педагогическая библиотека. URL: http://www.pedlib.ru/Books/2/0309/2_0309-201.shtml - Дата обращения (29.05.2017)

25. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). / Роберт И.В 3-е изд. – М.: ИИО РАО, 2014.

26.  Сергеев А.Н. Разработка Интернет-портала как системы информационно-технической поддержки образовательного процесса с использованием интерактивной доски / Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. URL: http://www.science-education.ru/111-10304- Дата обращения (28.05.2017)

27.  Соколков, Е. А. Проблемно-модульное обучение: учеб пособие / Е. А. Соколков. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. – 392 с. – (Вузовский учебник). + URL: http://znanium.com . – (Дата обращения: 29.05.2017).

28.  Умные уроки SMART. Сборник методических рекомендаций по работе со SMART- устройствами и программами. Изд-е 3-е, испр. и доп. - М.: «ИНЭК», 2013.

29. Усенков Д.Ю. Интерактивная доска SMART Board: до и во время урока // Журнал «Информатика и образование». Вып. 02. 2013. — М., 2013.

30.  Шехтман А. Интерактивные доски: теория и практика URL: http://www.osp.ru/pcworld/2007/09/4584987 - Дата обращения (27.05.2017)

31.  Электронные интерактивные доски и обучение: результаты практических испытаний URL: http://www.smartboard.ru/view_s321_mid_r321_1126781092.html. - Дата обращения (01.06.2017)

32. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения [Текст]: учеб.пособие / Эрганова Н. Е. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2014. - 150 с

33. Ярославцева Е.И. SMART-Art технологии как стимул к саморазвитию сложного ребенка // Информационные технологии в образовании. XVI Международная конференция-выставка. Сборник трудов. — М., 2013.

34. Ярославцева Е.И. Творческие возможности технологий SMART Board в образовательной перспективе // Тезисы докладов на XII Международной конференции. 2013.


ПРИЛОЖЕНИЕ А










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...