Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Кризис феодально-крепостнической системы




Таким образом, в первой половине XIX в. традиционная система экономики уже явно тормозила развитие производства и препятствовала становлению в нем новых отношений. Что касается крепостного поместного хозяйства, то при всей своей бесперспективности оно сохраняло относительную рентабельность и в глазах подавляющего большинства помещиков оставалось не только предпочтительным, но и единственно возможным. В промышленности необходимость перемен ощущалась явственней. В первой половине XIX в. со стороны владельцев предприятий крепостного типа постоянно раздавались жалобы и просьбы в адрес правительства, свидетельствовавшие о том, что вести дело на старых основаниях становилось все сложнее.

Проблемы, возникшие в сельском хозяйстве и промышленности, стали перед государственной властью во всей остроте. Но оказалось, что самодержавный строй в полной мере отвечал только тем задачам, во имя которых он создавался и отлаживался веками: расширению пределов государства, наведению порядка внутри страны, выбиванию податей и повинностей. Решать же задачи принципиально новые, связанные с коренным преобразованием социально-экономических отношений во имя развития производительных сил и повышения жизненного уровня основной массы населения, самодержавно-бюрократическая система управления была не в состоянии. Вопрос об отмене крепостного права все тесней переплетался с вопросом о коренных изменениях государственного строя Российской империи.

Тема XII. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в.

Внутренняя политика

Император Александр I. Восшествие на престол

Девятнадцатый век для России фактически начался в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., когда в результате заговора был убит император Павел I. Среди заговорщиков были генерал-губернатор Петербурга граф П.А.Пален, генерал Л.Л.Бенигсен, фаворит Екатерины II князь П.А.Зубов, гвардейские офицеры. В план дворцового переворота был посвящен и наследник престола великий князь Александр Павлович. С воцарением нового монарха были связаны надежды на проведение либеральных реформ в России, отказ от деспотических методов правления, свойственных политике императора Павла I.

По официальному заявлению властей, император Павел Петрович скончался от апоплексического удара, но в это мало кто верил, так как слухи о возможности дворцового переворота и отстранении Павла от власти уже давно витали в обществе. Смерть императора вызвала всеобщую радость. К вечеру 12 марта в петербургских лавках уже не осталось ни одной бутылки шампанского. Современники тех событий писали: «За сутки вернулись запрещенные прежде круглые шляпы, незнакомые люди поздравляли друг друга». Так начинался XIX век.

Император Александр I, любимец своей бабки императрицы Екатерины II, воспитывался под ее присмотром. Наставником Александра был приглашенный Екатериной швейцарский политический деятель Ф.С.Лагарп. Противник рабства, либерал по убеждениям, Лагарп внушал подобные мысли и своему ученику. Будущий император в юношеские годы увлекался идеями просветителей — Монтескье, Руссо, Вольтера. Однако теоретические мысли о свободе и равенстве он не отделял от самодержавной формы правления. Половинчатость стала основной особенностью преобразований Александра I.

Эра либерализма

Первые годы царствования Александра I — «дней александровых прекрасное начало», по словам А.С.Пушкина, характеризовались целым рядом либеральных начинаний. В 1801 г. при императоре сложился Негласный комитет, в который вошли его молодые друзья-аристократы — гр. П.А.Строганов, гр. В.П.Кочубей, Н.Н.Новосильцев, кн. А.А.Чарторыйский. В комитете обсуждались насущные вопросы русской жизни — крепостничество, проблема государственных преобразований, вопрос о распространении просвещения.

В 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах, согласно которому помещики получали право освобождать крестьян с землей за выкуп. В 1804-1805 гг. была начата крестьянская реформа в прибалтийских землях. Эти преобразования свидетельствовали о серьезных намерениях императора. Однако результаты первой меры были ничтожны, поскольку ее осуществление вверялось доброй воле помещиков; вторая же реформа осталась локальной по своему характеру.

В 1803 г. было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней — приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. В дополнение к Московскому университету было основано еще пять: Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский, Петербургский. По уставу 1804 г. университеты получили значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, самостоятельно решать свои дела. В 1804 г. был издан также достаточно либеральный по характеру цензурный устав. Правление Александра I характеризовалось самой широкой веротерпимостью.

В 1802 г. созданные Петром I коллегии были заменены министерствами, в которых вводилось строгое единовластие министра. Отчитывался министр непосредственно перед императором и от него получал распоряжения по важнейшим вопросам. Для совместного обсуждения министрами второстепенных дел был учрежден Комитет министров. Первоначально было образовано восемь министерств: военное, морское, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции (оно вскоре было ликвидировано) и народного просвещения. Более четко структура и функции министерств были определены в 1811 г.

Изменения в системе государственного управления не могли не отразиться на положении православной церкви, которая со времен Петра I во многом была частью государственного аппарата. Высшее церковное правительство — Синод — по своему устройству был подобием петровских коллегий: поскольку во всех отраслях государственной жизни утвердилось единоначалие, сменившее принцип коллегиальности, то подобные процессы должны были произойти и в сфере церковного управления. Здесь единовластным начальником постепенно становится правительственный чиновник — обер-прокурор, который в XVIII в. лишь наблюдал за законностью решений Синода.

В 1810 г. был учрежден высший законосовещательный орган при императоре — Государственный совет. Он централизовал законодательное дело, обеспечил единообразие юридических норм. Созданная при Александре I система государственных органов с небольшими изменениями просуществовала до 1917 г.

Изменения в административной системе России все сильнее подчеркивали необходимость всеобъемлющей государственной реформы. Ее выработку царь поручил М.М.Сперанскому (1772-1839 гг.). Сын бедного сельского священника, Сперанский благодаря своим блестящим способностям совершил головокружительную карьеру и стал к 1807 г. ближайшим советником императора. По проектам Сперанского было завершено преобразование в 1811 г. министерской системы и создан Государственный совет.

В своем проекте коренной государственной реформы — "Введении к уложению государственных законов" — Сперанский предложил ввести строгое разделение властей и привлечь общество к государственному управлению. Верхи общества должны были избирать депутатов в местные думы и центральную Государственную Думу: эти органы имели законодательные функции. Министерства в центре и местные управления являлись исполнительной властью. Независимые от администрации суды должны были подчиняться Сенату. Средоточием всех властей являлся император.

Свертывание реформ

Замыслы Сперанского вызвали резкую оппозицию в верхах общества. Знаменитый писатель и историк Н.М.Карамзин подал царю "Записку о древней и новой России", в которой доказывал, что всякое нарушение безусловно самодержавного характера царской власти приведет Россию к смутам, что благоденствие России принесут не административные реформы, а подбор достойных людей на руководящие посты. Не был готов к идеям Сперанского и сам император, весьма ревниво относившийся к своей власти. В марте 1812 г. Сперанский был отстранен от своих постов и сослан.

Сталкиваясь с неприязнью большей части дворянства, все сильнее запутываясь в противоречиях своей политики, Александр I, однако, не оставлял мысли о реформах. В 1815 г. Царству Польскому, вошедшему в состав Российской империи после разгрома Наполеона, была дарована конституция. Согласно ей, законодательной властью обладал парламент (сейм), а исполнительной — император, представленный в Польше наместником. Принципы польской конституции использовались в Государственной Уставной грамоте — конституционном проекте, предназначенном для России. По поручению Александра этот документ в глубокой тайне разрабатывал министр юстиции Н.Н.Новосильцев.

По указанию царя разрабатывались и проекты отмены крепостного права. Однако на деле в жизнь была проведена мера противоположного характера. В 1816 г. Александр, желая уменьшить затраты на содержание армии, начал введение военных поселений. Военные поселяне должны были заниматься одновременно и земледелием, и военной службой. Они обязаны были жить в одинаковых домах, по команде вставать, выходить на работу и возвращаться домой; по приказу начальства они должны были и вступать в брак. Военные поселения были созданы на казенных землях Петербургской, Новгородской, Могилевской, Харьковской губерний. Начальником военных поселений стал А.А.Аракчеев (1769-1839) — беспредельно преданный царю, беспощадный и жестокий администратор.

Введение военных поселений вызвало упорное сопротивление крестьян: в 1817 г. крупное восстание произошло в Новгороде, в 1819 г. — в Чугуеве. В 1820 г. с протестом против муштры и жестокого обращения командиров выступил гвардейский Семеновский полк. Постепенно до императора стали доходить известия о возникающих среди офицерства тайных антиправительственных обществах.

С 1820-х гг. правительство все более явно начинает переходить к реакции. В 1821 г. были разгромлены Московский и Казанский университеты: ряд профессоров был уволен и отдан под суд. Еще в 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения, сосредоточившее в своих руках контроль за образованием, воспитанием и религиозной жизнью российских подданных. Поддерживаемое правительством Библейское общество колоссальными тиражами издавало духовную литературу. Новое министерство и Библейское общество оттеснили на второй план официальную православную церковь.

Видя фактический крах своей политики, Александр I все в большей степени отходил от государственных дел: с 1822 г. единственным докладчиком царю по всем вопросам стал Аракчеев. Много времени царь проводил в разъездах. Во время одного из таких путешествий он умер в городе Таганроге в возрасте 48 лет.

Внешняя политика

Основными направлениями во внешней политике России первой четверти XIX в. были западное и восточное. Международная обстановка в Европе и на Ближнем Востоке определяла действия русского правительства в разрешении тех или иных внешнеполитических конфликтов.

Восточный вопрос.

Упадок Оттоманской империи привел кборьбе европейских государств за преобладание на Балканах и в Турции. Обеспечение безопасности границ и поддержание авторитета на Балканах способствовали участию России в разделе Оттоманской империи.

В 1806 г. началась русско-турецкая война, продлившаяся шесть лет. Поводом к войне послужило отстранение турецким султаном господарей Молдавии и Валахии от власти (вопреки Ясскому мирному договору 1791 г.) и назначение на их место ставленников Наполеона Бонапарта.

Из-за недостатка ресурсов и необходимости ведения военных действий на три фронта (с французами и персами) русско-турецкая кампания приобрела затяжной характер. Однако ряд успешных побед на суше (взятие крепостей Бендеры, Аккерман, Галац, Бухарест) и на море (адмирал Д.Н.Сенявин разгромил турецкий флот в Дарданельском и Афонском сражениях в 1807 г.) и удачная дипломатическая миссия М.И.Кутузова в Турции способствовали заключению выгодного для России Бухарестского мирного договора в 1812 г. К России отходили Бессарабия и ряд областей Закавказья, были подтверждены привилегии Молдавии, Валахии, Сербии и право России на покровительство христиан — подданных Турции.

Кроме того, были обезопасены русские южные границы, что дало возможность перевести часть войск на западное направление.

В 1801-1804 гг. к России была присоединена большая часть Грузии. Влияние России на Кавказе и в Закавказье увеличилось, что очень беспокоило Англию. Английское правительство решило предотвратить дальнейшее продвижение России в Закавказье, столкнув ее с Ираном (Персией).

Персидский шах предъявил России ультиматум о выводе русских войск из Закавказья и начал военные действия против Грузии. Русское правительство встало на сторону Грузии и отклонило ультиматум шаха. Это привело в 1804 г. к началу русско-иранской войны.

В 1807 г. Франция заключила мирный договор с Ираном и обязалась поставлять ему оружие в борьбе против России. Содействие шаху оказывала и Англия.

Однако ряд побед русских войск в Закавказье способствовал присоединению к России нескольких ханств: Ганджийского, Карабахского, Текинского, Ширванского, Дербентского, Кубинского, Бакинского и Талышского.

В 1813 г. русско-иранская война была закончена и подписан мирный договор в Гюлистане, по которому за Россией оставались все завоеванные ею земли, которые были преобразованы в две губернии: Бакинскую и Елизаветпольскую. Таким образом, Грузия и Азербайджан окончательно вошли в состав России. Кроме того, Россия получила исключительное право иметь флот на Каспии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 357.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...