Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политология. Учебное пособие для студентов вузов




Кислицын С.А., Лихотинский В.А.

ГЛАВА 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

План:

1. История политологии как науки о политике

2. Предмет политологии, ее функции и методы

3. Прикладная политология

1. История политологии как науки о политике

Политология, как наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. В истории политической мысли можно выделить два глобальных этапа – длительный этап развития идей и концепций политического характера от древности и нового времени включительно и значительно более короткий современный этап становления и институциализации политологии как самостоятельной науки. В ее развитии, начиная с ХХ в. Д. Истон выделяет три этапа: традиционный, бихевиористский и рациональный. [1]

Политическая мысль берет свое начало уже в цивилизациях Древнего Востока (Древнего Египта, Вавилона, Индии и Китая), где сформировались суждения об устройстве государства, искусстве правления. Доминировали представления о божественном характере власти и положения о том, что государство является составной частью мирового космического порядка. Размышления об устройстве общества имели в условиях господства деспотических режимов, как правило, характер наставлений для повседневной жизни, которые больше акцентировали внимание на обязанностях подданных государства. [2]

Одним из самых влиятельных политических учений Древнего Китая было конфуцианство. Родоначальником философской и политической мысли Китая был Конфуций, который в 5 веке до новой эры положил в основу своей философии такие этические понятия, как «взаимосвязь», «золотая середина» и «человеколюбие». Другая система организации государства была предложена Шан Яном – лидером школы легистов (законников), предлагавшей ставку на насилие и доносительство.

 В античном мире политические идеи обрели форму теорий, признаки целостности, системности. Это объясняется тем, что развитие политических теорий было востребовано способом организации общественной в древней Греции жизни в  форме полиса. В таком городе-государстве с немногочисленным населением и прилегающей к нему сельской местностью занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан Политика означало участие в народном собрании путем голосования или другим способом в процессе решения городских (полисных) проблем и самой власти. В дальнейшем по мере формирования национальных государств с большой территорией термин политика стал означать не просто городские дела, территориальные в пределах конкретного государства. В древней Греции осмыслением политического мира занимались Платон, Аристотель, Фукидид, Полибий, Ксенофонт, Плутарх, Тацит, Светоний, Ливий и многие другие мыслители и историки.

В рамках полисной системы древнегреческий философ Платон создал произведения «Государство», «Политик», «Законы». Общество он понимал как отражение вечных идей, которые существуют независимо от людей и окружающей их действительности. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества является государство. Философ стремился дать картину идеального общества и государства, в котором мудрецы-философы, отказавшись от семьи и собственности, должны с помощью воинов-стражей управлять крестьянами и ремесленниками. Несмотря на свой идеализм, Платон указал на взаимосвязь политики, государства и социальных изменений (разделения труда, появления классов). Некоторые современные философы слишком осовременивают учение Платона и видят у Платона то идею полицейского государства, то идею тоталитаризма.

Обобщая реальный опыт функционирования 158 греческих полисов, Аристотель в работе «Политика», отрицал возможность существования идеального государства. Он полагал, что государство результат естественного развития, а не божественного промысла. Лучшей формой государства Аристотель называл политию - правление большинства, обладающего достаточным имущественным и образовательным цензом, что, по мнению современных, философ соотносится к понятием «средний класс». Идеи Аристотеля о смешанном режиме, который воплощает все лучшие черты аристократии (добродетель), олигархии (богатство), демократии (свобода) звучит актуально и сегодня. 

Из римских мыслителей следует выделить государственного деятеля и философа Марка Туллия Цицерона. В работах «О государстве» и «О законах» он попытался сформулировать механизмы усовершенствования римского государства и сформулировал идею приоритета права над властью. Цицерон говорил: «судья - это говорящий закон, а закон - это немой судья».
Однако политические сочинения мыслителей античного мира еще не создавали политическую науку, поскольку политические идеи были тесно переплетены в них с космологическими, теоретико–познавательными, этическими и эстетическими идеями.

В средние века (V-ХV вв.) господствовало религиозное мировоззрение, носителем которого являлась христианская церковь. В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма (источник всего сущего – Бог), креационизма (Бог сотворил живую и неживую природу), провиденциализма (Бог – управленец всех событий).

 В работе «О граде Божием» Аврелий Августин Блаженный изложил основы христианской политической доктрины, доказывавшей превосходство церковных институтов над светскими, а римского папы над государями. При этом он доказывал, что «церковь должна заботиться не о том, чтобы сделать рабов свободными, но чтобы сделать их добрыми».  Другой теолог Фома Аквинский, провозглашенный посмертно святым, считал, что хотя сущность власти божественна, тем не менее, формы ее реализации определяются самими людьми. Он отличал монархию абсолютную от монархии политической, в которой главы государств руководствуются законом. Повиноваться власти надо в той мере, в какой она благословенна. Государство должно заботиться о повышении уровня благосостояния народа. Возмущение народа против власти монарха признавалось им смертным грехом, поскольку было равносильно возмущению против Бога, но при этом он признавал правомерным свержение тирана, нарушающего требования христианской нравственности. 

Идея ограничения власти монархов обеспечения ряда прав и свобод граждан, в первую очередь аристократов, была провозглашена в «Великой Хартии Вольностей» (1215г.) в Англии. Английский реформатор Д.Уинклиф и французский юрист Ж. Боден доказали что власть принадлежит только государству и его главе монарху, который является носителем суверенитета. Усилиями ученых Юста Липсия, Гуго Гроция, Иохима Альтузия, Самуэля Пуфендорфа была проанализирована политика как специфическая сфера человеческой деятельности и была обоснована наука «о политическом благочинии», которую иногда называют «предполитологией».

В период Возрождения политическая мысль освобождается от философско–этической формы и религиозного влияния. Подлинным родоначальником политической науки прикладного характера является Николло Макиавелли, поскольку именно он в своих трактатах «Государь» и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» сформулировал представление о политической власти как стержне политики. Непосредственное участие в политической жизни Италии укрепило Н.Макиавелли во мнении, что эффективность политики зависит в первую очередь от искусства властвования и использования всех доступных методов укрепления власти и ее использования. Исходя из этого, возникло у него понимание, что политическая наука - это наука практическая, служащая решению актуальных ситуационных важных задач. Макиавелли отбросил религиозную схоластику и обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность от других областей жизни общества и показал, что политика имеет собственную логику. Н.Макиавелли рассматривал политику в плоскости объективного, реально существующего мира людей и обосновал метод политического реализма. В его трудах различались понятия «общество» и «государство» и была сформулирована концепция циклического развития государственных форм. Поскольку Н. Макиавелли категорично отделил политику от морали и религии, его труды были запрещены господствующей в Европе христианской церковью. Позднее любую политику, основанную на культе безнравственности, называли «макиавеллизмом». Но Н. Макиавелли писал, что политика должна основываться на целесообразности и соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации, имея в виду необходимость объединения Италии и преодоления кризиса, грозившего потерей государственности. Именно ради сохранения национального государства возможно применение радикальных средств, а не всегда и везде – считал итальянский ученый.

 Политические теории Нового времени (ХVI-ХIХ вв.) были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Б.Спиноза первый теоретически доказал возможность построения демократической республики Главной политической задачей ученых Нового времени Т. Гоббс, Дж. Локка, Ш.Монсекье и др. было доказательство договорного характера государства, вместо теории божественного происхождения государства.

Т. Гоббс участвовал в политической жизни как советник О.Кромвеля в трактате «Левиафан» он доказывал, что естественное догосударственное существование человека являлось злом, поскольку тогда господствовали инстинкты, шла «война всех против всех». Ж.-Ж. Руссо идеализировал догосударственное, естественное существование человека, полагая, что по своей природе человек - существо доброе и поэтому «Общественный договор» - это способ интеграции общей воли. Передавая в общее достояние свои индивидуальные права и свободы, каждая личность «превращается в неразделенную часть целого. На этой основе он создал теорию непосредственной народной демократии, обосновал необходимость социального равенства. Но при этом он говорил, что свобода заключается не в форме правления, а «находится в сердце свободного человека». Теория Ж. Ж. Руссо оказала влияние на ход Великой Французской буржуазной революции конца XVII в. Родоначальник либеральной идеологии Джон Локк, политический советник английских королей Карла II и Якова II и лидера «славной революции» Вильгельма Оранского, трактовал идею общественного договора как обоснование главной и единственной функции государства - защиты естественных и неотчуждаемых прав человека - «права на жизнь, свободу и собственность». Он выдвинул идею разделения властей на законодательную и исполнительную. Идею о разделении властей активно развивал французский философ Шарль Луи Монтескье, обосновавший необходимость судебной ветви власти. Кроме того, он развил многофакторный подход к анализу политики и в том числе осмыслил роль территории государства и его местоположения, обосновал принцип географического детерминизма.

В Германии работал И. Кант, который утверждал необходимость обеспечения международной безопасности, важность руководства гражданами категорическим императивом, который предполагал не только соблюдение правых норм, но в первую очередь следование моральному идеалу. Г. Г. Гегель развил в русле концепции теории естественного права идею гражданского общества, как выразителя частных интересов и выявил соотношение между государством и гражданским обществом.

Президенты американского государства Джеймс Мэдисон, Томас Джефферсон, а также и Александр Гамильтон внесли огромный вклад в становлении не только теории, но и практики республиканской демократии, хотя они в Конституции США не предусматривали необходимость непосредственного прямого контроля граждан за осуществлением важных направлений политики или выбором главы исполнительной власти. Они считали, что народ обладает «буйным нравом» и ему нельзя полностью доверять выбор президента без коллегии выборщиков. Поэтому была предложена модель федеральной республики с представительным правлением. В США был создан механизм сдержек и противовесов, который до сих пор обеспечивает эффективность и стабильность американской политической системы.

Одним из пропагандистов новой теории демократии стал французский социолог Алексис де Токвиль, изложивший свою теорию в работе «О демократии в Америке», написанной после его путешествия по Соединенным Штатам в 1832 г. Он доказал, что распространение демократии является мировой тенденцией, так как демократия имеет ряд преимуществ. В тоже время он предупредил, что демократия порождает индивидуализм и социальный эгоизм и поставил проблему соотношения равенства и свободы.

В Европе осмыслению социальных механизмов эволюции общества, разделения труда, неравенства, собственности, коллективных представлений, социальных мотивов, их роли в политической жизни способствовали работы социологов О. Конта, Дж. Милль, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера. Проблему совмещения свободы и равенства поставили теоретики «утопического социализма» Р. Оуэн, Ш. Фурье, А. Сен-Симон. 

Огромную роль в развитии социологического общественно-политической мысли сыграло наследие К. Маркса и Ф.Энгельса («Манифест коммунистической партии», «Капитал», «Немецкая идеология» и др.). В его основе находится концепция социально-экономической обусловленности политических явлений (экономический детерминизм). Совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, то есть базис, на котором формируется политическая и юридическая надстройка, определенные формы общественного сознания. Марксизм утверждает, что политическая власть является порождением экономической власти, а государство институтом экономически господствующего класса, который при помощи государства ставится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Исход из этого положения К.Маркс разработал теорию классовой борьбы (рабовладельца и раба, крепостного крестьянина и феодала, пролетария и буржуа) как главной движущей силы исторического процесса. К. Маркс пришел к выводу, что после того, как процесс обобществления труда достигнет максимального размера в ходе развития капитализма, в ведущих странах Европы произойдет коммунистическая революция, в ходе которой возникнет мировая «ассоциация, в которой свобода каждого будет условием свободы всех», что он и назвал коммунизмом.

В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс в противовес марксистской концепции классовой борьбы разработали теорию борьбы элит, которая, по их мнению, является подлинным двигателем исторического прогресса. И хотя это утверждение так и осталось гипотезой, они все-таки показали, что политические элиты являются реальным субъектом власти, управляющим обществом вопреки интересам народных масс. 

Помимо философии, большое влияние на становление политической науки оказало развитие публичного права и, прежде всего, таких его областей, как административное и конституционное право. Исследование в рамках данных дисциплин политической деятельности государства создало большой теоретический потенциал для будущей политической науки.

Вплоть до второй половины XIX в. политическая мысль развивалась без самостоятельного дисциплинарного оформления, главным образом в рамках политико–правовой и философской теории. С этим связаны трудности с определением времени завершения процесса формирования политологии как учебно-научной дисциплины. Так, некоторые ученые считали формальным началом политологии как самостоятельной науки образование в первой половине ХIХ в. правовой школы в Германии, другие же – преимущественно американские авторы – датируют ее возникновение второй половиной ХIХ в. и связывают его, прежде всего, с именем Френсиса Лейбера, который в 1857 г. начал читать в Колумбийском университете курс лекций по политической теории и создал необходимые условия для открытия там же в 1880 г. Джоном Берджессом высшей школы политической науки.

В последующие годы в Америке создается целая сеть политологических учебных и научных институтов, что позволило учредить в 1903 г. Американскую ассоциацию политических наук, которая положила начало объедению усилий политологов во всем мире.

Политические учения, появившиеся рубеже ХIХ-ХХ вв., легли в основу современной западной политологии, которую невозможно представить без идей, теорий, концепций немецкого социолога М. Вебера, который в конце ХIХ в. написал работы «Политика как призвание и профессия», «Протестантская этика и дух капитализма» и др. Он предложил понимание политики как стремления «к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти, будь-то между государствами, между группами людей, которое оно в себе заключает». Государство опирается на легитимное насилие или господство и проводит политику, которая является относительно самостоятельной по отношению к экономике. Согласно его теории рациональной бюрократии, общество становилось все более сложно организованной системой, нуждавшейся в совершенствовании управления со стороны рационального функционирующего госаппарата. В случае чрезмерной бюрократизации государства М.Вебер считает возможным осуществление в качестве средства ее преодоления режима «плебисцитарной демократии».

Большую роль в развитии политической мысли в Европе сыграли К. Шмит (теория «квалифицированной демократии»), Х. Аренд (теория «тоталитаризма»), К. Ясперс (теория «политической свободы»), Й. Шумпетер (теория «элитарной демократии»), Р. Арон (теория «технологического детерменизма»). Развитию политических исследований заметно способствовало создание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки, которая продолжает свою плодотворную деятельность и сегодня.

В период между мировыми войнами Питер Одегард, Пендлтон Херринг, Элмер Шаттшнайдер, Луиз Резерфорд, Оливер Гарсо – основатели Чикагской школы политической науки развили международные исследования с применением количественной методологии. Гарольд Лассауэл применил систему Мэрриама к политической психологии и ввел в оборот понятие политическая культура. Он также считается классиком сравнительной политологии. Роберт Даль разработал концепция демократизации и разработал модель полиархического устройства государства («полирахия»). В дальнейшем он развил теорию плюралистической демократии и обосновал теорию экономической демократии.

Давид Истон исследовал политические процессы с точки зрения системного похода. Самуэль Хантингтон исследовал проблему столкновения цивилизаций, подчеркнув, что кризисы являются следствием не различий цивилизаций, а претензий Запада на универсализм своих подходов. О наличии такой опасности свидетельствует нашумевшая статья С.Фукуямы «Конец истории», доказывающая неизбежность триумфа политического либерализма во всем мире.

Развитие политической философии и теории все больше зависит от эмпирических данных, многие из которых были получены в результате наблюдений, проведенных как политологами, так и другими исследователями.

Успехи политической науки в Европе были преимущественно связаны с процессами демократизации, а также со становление государства «всеобщего благосостояния». В Европе проводились «поведенческие» исследования электоральных процессов, осуществленных, в частности, М. Дюверже во Франции и Р. Тингстеном в Швеции.      

К 1990-м гг. ученые, профессионально изучающие различные функциональные направления политической науки как дисциплины, имеющей общепринятую концепцию политология как науки о политической власти и управлении, о закономерностях и особенностях развития политических отношений и процессов, функционирования политических институтов и систем, политического поведения и деятельности людей в различных цивилизационно-культурных и временных измерениях.

Русская политическая мысль до ХУШ в. длительно время развивалась преимущественно в религиозной форме и формировала культ сильного государства, персонифицированной самодержавной власти (Повесть временных лет», «Слово о Законе и благодати» митрополита Иллариона, теории Нила Сорского и Иосифа Волоцкого). Особую роль сыграла концепция Филофея «Москва – третий Рим», которая была положена в основу стратегии Ивана Грозного. В имперский период развития страны граф Уваров сформулировал другую национальную формулу власти «Самодержавие. Православие. Народность». Известны имена русских политических мыслителей: Ю. Крижанича, И.Т. Посошкова, В.Н. Татищева, Ф. Прокоповича, М.М. Сперанского и др. Эпатажные мысли о роли России П.Я. Чаадаева породили весьма продуктивную полемику славянофилов и западников.

В политической мысли в России Х1Х – вв. выделяется три направления: консервативное, либеральное, и радикальное. Консервативное идейно-политическое течение, участники которого старались обосновать принципиальные различия в развитии России и Запада и получило название «славянофильство». В его основе была идеализация исторического прошлого страны, русского национального характера. В славянофильстве возникло ортодоксально-реакционное течение: С.С. Уваров, Н.М. Карамзин. Например, обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев в своей работе «Великая ложь нашего времени» доказывал гибельность для России европейского пути формирования парламентаризма.

 Реформаторски-ориентированное течение представляли А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, П.В. Киреевский, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, А.И. Кошелев. Позднее развили деятельность «новые славянофилы» Н.Я. Данилевский (учение о «культурно-исторических типах»), К.Н. Леонтьев (теория «русского византизма»).

Идеологами «охранительного либерализма» были профессора П.Б. Струве, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев. Причем последний стал одним из основателей конституционно-демократической партии России. К движению «веховства» (по названию знаменитого сборника статей «Вехи») принадлежали Н.А. Бердяев. С.Н. Булгаков. С.Л. Франк, А.С. Изгоев. Б.А. Кистяковский.

В силу отсталости страны и отсутствия последовательных реформ большое распространение получил политический радикализм. Идею низвержения самодержавия впервые сформулировал А.Н. Радищев. Необходимость революционного переустройства доказывали декабристы Муравьев, Пестель и др., революционеры - демократы В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, П.Л.Лавров. П.Н.Ткачев. Представители анархизма М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин считали, что государство есть зло, поскольку мешает естественному существованию людей. Современный облик политические исследования приобретают здесь в конце XIX – начале ХХ вв. Заметный вклад в политическую науку внесли М.М. Ковалевский, М.Я. Острогорский и ряд других исследователей.

Усилиями представителей русского зарубежья развилась геополитическая концепция «евраазийства» в трудах Н.А. Алексеева, П.Н. Савицкого, Н.С. Трубецкого, Л.П. Карсавина. Ученые П.А. Сорокин, Н.А. Бердяев И.А. Ильин, Г.П. Федотов, П.Б. Струве оказали влияние на развитие западной политической мысли, прежде всего, в контексте критики политического режима сталинизма.

 Особое место в истории отечественной политической науки заняли марксистские теоретики Г.В. Плеханов, Ю.О. Мартов, Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин, и др. Особо значимо политическое творчество В.И. Ленина, который теоретически обосновал и практически осуществил целый ряд инновационных концепций – социалистической революции, формирования революционной ситуации, партии нового типа, новой экономической политики и др. Не случайно литической наукеть ее предоления режима и ему нельзя полность доверять выбор президента. В.И. Ленин включен в европейский список 100 выдающихся политологов. В 1930-50-х гг. главным истолкователем марксизма был И.В. Сталин, который в действительности до предела примитивизировал это научно-политическое учение.

В СССР развитие политической науки приняло опосредствованные формы, а по некоторым направлениям прервано. С позиций официальной партийно-коммунистической идеологии классическая политология стала пониматься как буржуазная наука. Однако полностью отказаться от политической науки в принципе было невозможно, так как это мешало разрабатывать основы внешней и внутренней политики. Поэтому были реализованы экспертные объединения и институты, группы консультантов при отделах ЦК КПСС и ряде ведомств и создание в 1961 г. после ряда дискуссий по поводу предмета и метода науки о политике Советской ассоциации политических исследований[3]. Отдельные политические проблемы открыто анализировались на основе методологии исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС и СССР, теории государства и права и др. идеологизированных учебно-научных дисциплин. Однако их познавательные, эвристические возможности были ограничены рамками догматизированного марксизма-ленинизма.

Отношение к политологии принципиально изменилось в период «перестройки». В постановлении Госкомитета по науке и технике от 4 ноября 1988 г. «О номенклатуре специальностей научных работников» были внесены 6 специальностей по политическим наукам. С начала 1990-х гг. возникло более 200 кафедр политологии в ВУЗах, стали работать около 60 диссертационных советов по политологии, десятки фондов, экспертных советов и политтехнологических центров. В Москве регулярно проводятся всероссийские конгрессы политологов, стали издаваться специализированные журналы: «Полис», «Полития», «Свободная мысль ХХI», «Власть», «Коммерсантъ-власть», «Профиль», «Эксперт», «Итоги», «Политический журнал», «Космополис», «Полигнозис», сборники ИНИОН РАН «Политическая наука» и др. Ведущими центрами по подготовке профессиональных политологов стали Российская академия госслужбы, МГУ им М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский и Саратовский госуниверситеты[4]. Российские политологи В.А. Ачкасов. А.Г. Ашин, Ф.М. Бурлацкий, Л.В. Сморгунов, А.Ю. Мельвиль, А.С. Панарин, Е.Б. Шестопал и другие завоевали международное признание. Сегодня отечественная политология занимает ведущее место в научной системе, оказывает возрастающее влияние на практическую политику государства.

2. Предмет политологии, ее функции и методы

Предмет политологии, ее функции и методы до сих пор вызывают дискуссии в среде политологов[5]. Политология, как следует из буквального перевода самого этого слова, - знание политики, поэтому в центре внимания политологов традиционно были исследования политики как деятельности государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на него. В 1948 г. группа ведущих экспертов ЮНЕСКО из Америки и Европы, приняла резолюцию, в которой был зафиксирован относительно узкий перечень проблем, изучаемых политологией: политическая теория и история политических учений, политические институты, негосударственные политические субъекты (партии, группы и общественное мнение), международные отношения.

Но силу того, что политика касается всех составляющих элементов общества, возникло значительно более широкое толкование предмета и метода политологии. По мнению европейских авторов, предмет политологии расширился естественным образом за счет исследования общественных явлений, исследуемых и другими науками: юриспруденцией, психологией, философией, географией и т.п. Это вызывало к жизни смежные отрасли научного знания, которые ученые-политологи стали рассматривать как элементы структуры политологии. Можно назвать политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов (прежде всего государства и права), теорию международной политики, историю политических учений, политическую антропологию, политическая психологию, геополитику, экополитологию, этнополитологию и др.

Принципиально важно сотрудничество политологов с правоведами, прежде всего со специалистами в сфере государствоведения. В этом аспекте возникает некоторая общность предмета исследования, не случайно в истории политических и правовых учений право и политика всегда шли рядом. Но существует принципиально важное отличие правоведения от политологии. Если право акцентирует внимание в первую очередь на долженствующем начале, на Законе и его букве, то для политолога важен реальный исторический процесс, который может весьма сильно отличаться от предписаний законов и формальных установлений власть имущих. Например, реальный политический карательно-репрессивный режим сталинизма это одно, а нормы Конституции 1936 г. - это совершенно другое, о чем пойдет речь в соответствующих разделах пособия. Или другой пример: современная Конституция обозначает Россию как социальное и правовое государство, но на практике это скорее аванс, который обществу необходимо отработать. В отличие от правоведения, политология устремлена в будущее, не случайно одна из главных ее функций – прогностическая. Именно поэтому в последнее время стало набирать обороты новое направление научного поиска – юридическая политология.[6] Предметная сфера, теоретико-методологическая основа, понятийный аппарат находится в стадии формирования. Они лежат в русле междисциплинарной области. Внимание юридически ориентированных политологов и политологически ориентированных юристов привлекают проблемы властно-государственной ориентации общества, соотношения права и политики, политических и юридических норм, легальности и легитимности, эффективности политико-правовых режимов и т. д.

Большое значение для развития политологии имеет политическая экономия. Экономика понималась в рамках парадигмы марксизма как базис для развития политики, так как именно экономические интересы господствующих социальных слоев общества в первую очередь определяли направления внешней и внутренней политики государства. Независимо от того, как исследователь относится к этому тезису, он не может не признать, что именно в политическом пространстве определяется возможность реализации экономических интересов общественных групп, деятельность политиков по формированию государством механизмов экономического стимулирования. Можно выделить важнейшие направления политического процесса, влияющие на экономическую сферу общества: организация законодательной деятельности, функционирование исполнительной власти, создающей условия для экономических институтов и охраняющих тот или иной тип экономического порядка. Это система местной власти, регулирующая соотношение государственных и региональных интересов. Наконец, это система отношений с мировым сообществом, предопределяющая международные экономические контакты субъектов экономики[7]. Ярким примером теснейшего взаимодействия экономического и политического процессов является осуществление аграрных преобразований[8].

Следует отметить большую роль и политической истории, которая изучает в историческом разрезе развитие политических процессов, анализирует развитии теории политических и правовых учений. Без выявления исторических предпосылок и условий современных процессов невозможно понять причины успехов и неудач реформ, правильно определить стратегию развития страны. Политическая история призвана занять особое место в силу того, что политические отношения играют решающую роль в разрешении, как глобальных проблем человечества, так и каждой конкретной страны. Любой гражданин на протяжении своей жизни вступает во властные отношения, и он вынужден постоянно делать политический выбор в ходе различных избирательных кампаний и участвовать в политической жизни в различных формах. В.О. Ключевский подчеркивал, что каждый гражданин должен быть немного историком, чтобы стать сознательным гражданином, а не рабом обстоятельств. Определение ведущего значения политической истории означает признание бесспорного факта, что политическая деятельность, будучи производной от экономической, стала обладать большой степенью относительной самостоятельности и оказывает обратное влияние на экономический базис общества. Являясь концентрированным выражением потребностей и интересов классов, социальных групп, наций, политика оказывает существенное влияние на развитие обществ и цивилизаций.

Авторы одного из первых пособий по политической истории так определяют предмет ее изучения: "эволюция форм государственного правления и устройства, политических институтов и структур власти, социальные движения и революции, реформы и контрреформы, предстающие в политической деятельности правительств и масс, партий и общественных организаций, то есть самые значительные события исторического процесса, взятого со стороны политического целеполагания, деяния и результатов" [9]. К предмету курса относятся также доктрины и теории политической идеологии, биографии их авторов и конкретных носителей - политических деятелей и идеологов, которые аккумулируют интересы социальных слоев.

В 1999 г. в Ростове-на-Дону было издано первое в стране учебное пособие по «Исторической политологии» (отв. ред. С.А.Кислицын), а позднее на истфаке РГУ была создана аналогичная кафедра. В этом издании приняли участие: Председатель Государственной Думы Г.Н. Селезнев, кандидат в президенты РФ д.и.н. А.И. Поберезкин, известные профессора И.В. Ватин, Ю.Г. Волков, В.В. Гаташов, Ю.П. Денисов, А.Н. Ерыгин, Т.Ф. Ермоленко, В.Г. Игнатов, А.В. Лубский, В.В. Наухацкий, А.И. Нарежный., А.В. Понеделков, Э.Д. Осколкова, С.М. Смагина, Г.П. Сопов, Г.Н. Сердюков, А.М. Старостин, В.И. Сущенко, В.В.Черноус и многие другие.

В англо-саксонских странах, возникло стремление сблизить политологию с отраслями негуманитарного знания. Школа сторонников бихевиоризма отрицает научность предшествующих политических теорий, и уподобляют политологию естественным наукам, основанным на точных эмпирических, математических, кибернетических и тому подобных методах. Согласно этой концепции научная политология включает лишь те знания лишь те, которые опираются на строго научные, преимущественно эмпирические методы. Бихевиористы признают в качестве научных лишь эмпирико-аналитические концепции, построенные на базе конкретных, эмпирических фактов и верифицируемых (проверяемых на опыте) гипотез. Поэтому ими отрицаются связанные с ценностным подходом нормативные теории, разрабатывающие политические идеалы и пути их реализации, историко-диалектические концепции и т.п. Бихевиористский подход стал знаменем целого направления в политологии, выступающего за превращение ее в строгую научную дисциплину. Он стимулировал широкое применение методов конкретной социологии: наблюдения, изучения статистических материалов и документов, анкетного исследования, опроса, лабораторных экспериментов.   

В современных условиях произошло разделение политологии на две относительно самостоятельные дисциплины: теоретическую и прикладную, что осложнило понимание предмета политологии. Однако, несмотря на это обстоятельство, вполне логично доминирует позиция, согласно которой политология – относительно узкая и специальная наука, которая, несмотря на свою интегральность, самостоятельно изучает политику в своих основных проявлениях, используя достижения основных социальных наук, таких как политическая социология, социальная философия, государстововедение и т.п. В большинстве обобщающих трудов под политологией понимают науку, изучающую политические отношения, ядром которых является власть, субъекты и объекты властеотношений, методы и средства политики, технологии политического процесса, общественное сознание, политическая культура, политические элиты и лидерство и т.д.

Каждое понятие политологии представляет собой самостоятельный предмет исследования и одновременно служит изучению науки о политике в целом. Выделяются общие категории, которые используются всеми общественными науками: цивилизация, общество, свобода, власть, право, культура и т. д. Особую роль играют частные или специальные категории политики, политической власти, политических отношений, политических режимов, правового государства, политической системы, политической культуры, частной и т.д. Все отношения в политологии определены теми или иными закономерностями. Это объективно существующие и необходимые связи между явлениями, которые реализуются через деятельность политических субъектов.

Политология обладает комплексом методов научного исследования политики. Общие методы, представляющие собой приемы, конкретные способы изучения политики, позволяют глубоко и всесторонне познать ее предмет. Наиболее важные и часто используемые ею методы можно подразделить на три группы. Первая – общие методы исследования политики (за обобщенный характер их нередко называют подходами). Они отличаются непосредственной направленностью на изучаемый объект и дают его специфическую интерпретацию, или ориентируются на сравнительный и исторический методы Социологический подход предполагает выяснение зависимости политики от общества, выявление социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Одним из частных проявлений социологического подхода является культурологический анализ, ориентирующий на выявление зависимости политических процессов от характера и уровня развития культуры.

Традиционно политическая мысль базировалась на нормативно – ценностном подходе. Он предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и других ценностей. Функциональный подход требует изучения зависимостей между политическими явлениями, обнаруживающихся в опыте, например, взаимосвязей уровней экономического развития и политического строя, степени урбанизации населения и его политической активности, избирательной системы и количества партий и т.п. Этот метод предполагает абстрагирование от этических оценок политики и ориентацию на факты.

К функционалистско-позитивистским методам примыкает структурно – функциональный анализ. Он предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции, направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы. Системный подход к политике впервые был детально разработан в 1950–60-х гг. американскими учеными Т. Парсонсом и особенно Д. Истоном. В политической науке плоть рядом с нормативным методом функционировал институциональный подход, ориентированый на изучение политических институтов. С его помощью изучается политическая деятельность: государства, партий, других организаций и объединений, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.

Длительную историю имеет антропологический подход, ярко проявившийся еще у Аристотеля в усмотрении им истоков политики в коллективной сущности человека[10]. Применительно к исследованию реальных политических действий антропологический подход требует не ограничиваться изучением влияния социальной среды или разумной, рациональной мотивации, но и выявлять иррациональные, инстинктивные, биологические и другие мотивы политического поведения, обусловленные человеческой природой и наиболее ярко проявившееся еще в первобытных обществах. Примером является теория классического психоанализа З. Фрейда, исходящая из того, что политическое поведение человека предопределяется иррациональными, неподконтрольными разуму наклонностями – подсознательным стремлением к смерти и разрушению. На основе психологического подхода Гарольд Д. Лассуэлл создал в 1930 г. ставшее классическим произведение «Психопатология и политика»

Динамическую картину политики формирует деятельностный подход. Он предполагает рассмотрение ее как специфического вида живой и общественной деятельности, как процесс принятия политических решений; организации масс и мобилизацию ресурсов на их осуществление; регулирование деятельности; учет и контроль за реализацией целей; анализ полученных результатов и постановка новых целей и задач. Популярен бихевиористский подход, изучающий политику в контексте поведения личности, ее поведенческого влияния на политические процессы. В этой связи широко используются математические методы, данные статистики, анкетирование, моделирование и т.п. Это, безусловно, усиливает научные основы политологии.

Критически – диалектический метод ориентирован на критический анализ политики, выявление ее внутренних противоречий, конфликтов как источника ее самодвижения, движущей силы любых политических изменений. Этот метод широко используется в рамках марксистского анализа политики, в то числе в неомарксизме (Ю. Хабермас, Т. Адорно, М. Хоркхаймер и др.), в леволиберальной и социал-демократической мысли, а также в целом ряде других идейно – политических течений.

Сравнительный (компаративистский) подход метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, партий, различных способов реализации одних и тех же политических функций и т.д. с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения практических задач.

Исторический подход требует хронологической фиксации политических событий и фактов, их исследования во временном развитии, исследования связи прошлого, настоящего и будущего.

Ко второй группе методов относятся средства не исследования политических объектов, а логические, познавательные методы организации и процедуры познавательного процесса. В данную группу методов входят индукция и дедукция, анализ и синтез, сочетание исторического и логического анализа, моделирование, мысленный эксперимент, математические, кибернетические, прогностические и другие методы.

Третью группу познавательных средств политологии составляют методы эмпирических исследований, получение первичной информации о политических фактах. Они, как и уже рассмотренная группа методов, прямо не отражают специфику политологии и в основном заимствованы ею из конкретной социологии, кибернетики и некоторых других наук.  К этим методам относятся: использование данных статистики, и в первую очередь электоральной; анализ документов; анкетный опрос; лабораторные эксперименты; деловые игры, при принятии политических решений; наблюдение, осуществляемое исследователем, являющимся непосредственным участником политических событий, или наблюдение за поведением людей, находящихся в условиях экспериментальной ситуации, и др. Наиболее широкое применение эмпирические методы находят в политологии прикладного характера.

3. Прикладная политология

Прикладная политология имеет практическое значение, являясь составной частью и специфическим уровнем политической науки, непосредственно сфокусированным на решении конъюнктурных задач. [11]Ее назначение состоит в формулировке конкретных рекомендаций и краткосрочных прогнозов определенным политическим субъектам в целях повышения эффективности их деятельности. Большую роль здесь играют не теоретические, а специфические средства микрополитического анализа, индуктивные методы, основывающаяся на изучении частных, единичных явлений. Это наблюдение событий в форме “открытой” констатации фактов и отслеживание конкретных событий и долговременных последствий тех или иных решений, или в форме “включенного наблюдения”, когда исследователь в течение определенного времени находится внутри изучаемой социальной группы, “погружается” в какую-нибудь конкретную социальную или политическую ситуацию т.п.

Контент-анализ предполагает целенаправленное изучение определенных документов (конституций, правовых актов, кодексов, программ, инструкций) или же других непосредственных носителей информации: книг, картин, кинофильмов, лозунгов и т.п. Этот метод опирается на широкое применение компьютерных технологий, что позволяет в результате индексирования ключевых слов (терминов) подсчитать частоту их использования и выбрать информацию из весьма значительных по объему текстов.

В прикладной политологии также широко используется метод опроса прямых или косвенных участников политических событий, а также экспертов, способных дать профессиональный анализ ситуации. Выявление, обобщение и систематизация информации могут осуществляться через интервьюирование отдельных граждан или путем проведения массовых анкетных и других опросов. Возможность широкого использования при этом математических методов повышает достоверность данных и научную обоснованность политических прогнозов.

Игровые методы предполагают предварительное конструирование ситуацию, имитацию того или иного варианта развития процесса, конфликта и т.д. Это позволяет просчитать различные модели действий управленческих структур, распределить роли участников событий, уточнить характер их поведения и взаимоотношения между ними.

В прикладной политологии широко применяется и более частные методы исследований, например фактор-анализ, сводящий множество эмпирических данных к основным, определяющим; использование когнитивных карт-матриц, в которых фиксируются типичные реакции лидеров (или других лиц) на кризисные ситуации, образцы их действий в стабильных условиях, биографические данные и прочая информация, помогающая прогнозировать их будущее поведение; конфигуративные исследования, использующие сравнительный анализ для выявления признаков политических объектов; биографический анализ и др. Прикладные политологические исследования, как правило, связаны с такими сторонами действительности, которые обладают устойчивой практической значимостью для государственной политики. Важная сфера их использования - определение путей предотвращения или разрешения социальных конфликтов и достижения необходимого обществу консенсуса. Близки к кругу вопросов, связанных с управлением конфликтами, проблемы ведения переговоров. Переговорный процесс как сфера применения прикладных политологических исследований требует выработки «технологии торга», которая, со своей стороны, предполагает определение приемов и способов взаимодействия сторон. Одной из самых разработанных и распространенных сфер применения прикладной политологии является проведение избирательных кампаний. Важная сфера применения прикладных исследований - выработка и принятие политических решений. Здесь прикладная политология разрабатывает критерии выделения политически значимых общественных проблем, обеспечивает необходимую информацию, формирует варианты принятия альтернативных решений, меры по нейтрализации действий оппонентов и т.д.

ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ КАК ЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

План:

1. Политика и ее функции

2. Власть: источники и виды

3. Легитимность власти

1. Политика и ее функции

Понятие “политика” со времен античности традиционно означает государственные дела, сферу общественной деятельности, связанную с отношениями между людьми, социальными группами, народами, нациями и государствами. [12]Политику понимали и как науку и искусство государственного управления. В более узком смысле политика - это сознательная деятельность в политической сфере общества, которая направлена на достижение, удержание, и реализацию власти. Этот термин используется для обозначения стратегии, долгосрочных целей и задач, политического курса какого-либо субъекта управленческой деятельности, например «политика президента», политика партии, или «экономическая политика». Наконец, это все события общественной и государственной жизни. Таким образом, термин политика многозначен и поэтому естественно имеет самые различные интерпретации. 

До середины ХХ в. политику определяли в основном как сферу государственного управления. Понятие “политика” в данном случае обозначает деятельность государственной власти (правительства) по решению конкретной проблемы в той или иной сфере общественной жизни: так выделяется политика финансовая, промышленная, социальная, энергетическая и т.п. Существует и обыденное понимание политики как политиканства, манипуляции общественным мнением, удержания власти любой ценой и т.п. Политика в этом случае предстает как ценностное суждение, содержащее в себе конкретную оценку обществом и гражданами действий государственной власти и других субъектов политической системы: моральная или аморальная, “хорошая” или “плохая” политика. Известный российский философ А.Зиновьев так выразил обывательское видение политики:  «На самом деле просто одни обделывают свои делишки за счет других; из совокупности мелких пакостей вырастают большие. Для них выдумывают подходящее оправдание, которое называют объективными законами. Выдумывают так, чтобы удобно было делать новые пакости, и называют это научным предвиденьем». По этому поводу В.И.Ленин сказал иначе: «люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов». Н.Макиавелли, Г.Моска, В.Парето предлагали видеть за политическими лозунгами интересы олигархии, борьбу аристократического элитного слоя с большинством народа.Р. Дарендорфписал о политике как о соперничестве управляющих и управляемых. Большая группа исследователей считает, что сущность политики не в интересах, а в социальной деятельности, призванной обеспечить с помощью силы, обычно основанной на праве, внешнюю безопасность и внутреннее согласие в рамках борьбы, рождающееся из разнообразных и различных мнений по поду власти.

Властные определения исходят из политики либо как борьбы за завоевание и удержание власти (Н.Макиавелли), либо как «стремления к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти между государствами, внутри государства между отдельными группами людей» (М.Вебер). В таком случае политика – это система взаимоотношений людей вокруг и поводу власти в масштабах государства и общества, а также в отношениях между народами. В связи с таким подходом приобретает актуальность определение, которое истолковывает политику как участие людей в делах государства, в деятельности политических институтов и учреждений – Ж.Ж. Руссо, К.Маркс, В.И.Ленин и др.  Другие интерпретации политики рассматривают ее как механизм урегулирования общественных противоречий, средство консолидации граждан и мобилизации их усилий для решения общезначимых задач (экономических, политических, культурных и др.). Приверженцами такого подхода к пониманию политики традиционно выступают представители структурно – функционального подхода в социологии Т. Парсонс, Д. Истон, Р.Мертон рассматривают общество как сложную систему, где каждый элемент и подсистема призваны выполнять определенную функцию согласованно с другими элементами и подсистемами.

 Оригинальное и отличное от других исследователей определение природы политики предложил К. Шмитт. Политика как явление не имеет самостоятельной природы и сущности, и заключает в себе элементы религиозной, экономической и культурной жизни. Политика и политическое сознание возникают в результате проявления и осознания людьми социальных, межгрупповых противоречий и противоположных групповых и социально – групповых интересов - с того момента, когда человек начинает относить себя к определенной социальной группе, члены которой становятся для него «друзьями», а члены противоборствующих групп – «врагами». С момента разделения на «друзей» и «врагов», собственно, и начинается политика. Для человека как политического субъекта всегда очень важно чувство общности с «нашими», определенными политическими силами и лидерами и чтобы это чувство общности было, сильнее, необходим образ реального или вымышленного врага.

Таким образом, мы видим, что политика представляет собой целый мир общественных отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов и разнообразных связей между людьми по поводу власти и по конкретным вопросам управления людьми. Основными факторами политики выступают интересы социальных и этнических групп, которые соответственно выражают политические организации, институты, движения и лидеры. Сфера политики - сложная, многоуровневая и отличающаяся многообразием форм система, охватывающая власть и властные отношения, государственную и политическую организацию общества и весь комплекс политических институтов интересов. Он включает в себя множество элементов, таких, как международная, межнациональная, государственно-правовая, партийная, избирательная деятельность, также механизмы принятия решений, политический процесс, политические отношения, политическую культуру, политическое сознание, политические коммуникации и др.

При изучении политики студентам полезно исходить из представлений об обществе как о своеобразной органичной суперсистеме, состоящей из целого комплекса взаимосвязанных, но в значительной степени самостоятельных по отношению друг к другу подсистем: хозяйственно - экономической, социальной, политической и духовной (культура, идеология, разнообразные верования и убеждения людей). Каждая из подсистем имеет свои границы, свои характерные особенности и выполняет определенную роль. Производственная или экономико-хозяйственная система своей деятельностью обеспечивает материальные потребности общества. Социальная система включает в себя всю совокупность разнообразных социальных общностей и отношений между ними, которые определяются влиянием классовых, цивилизационных и формационных факторов. Духовная сфера, ее жизнедеятельность включает в себя производство идей, знаний, художественных ценностей. Политическая сфера представляет собой совокупность явлений, непосредственно связанных с государственной властью и ее осуществлением, таких. В целом же она призвана обеспечить жизнедеятельность интересы всего сообщества.

Политика имеет сложные взаимоотношения с основными сферами и явлениями общественной жизни. Поскольку политические отношения представляет собой систему разнообразных отношений по поводу власти, они концентрируются в первую очередь вокруг государственной власти как арбитра и главной упорядочивающей силы. Поэтомуполитическим становится всякое общественное влияние, оказывающее влияние на функционирование государства и становящееся объектом его внимания и воздействия (социально - экономические, культурные, частноправовые и иные вопросы, проблемы безопасности и регулирования конфликтов).

Но политика не сводится только лишь к деятельности государства, так как она предполагает осуществление представительства разнообразных социальных интересов через негосударственные партии, движения, группы давления, и др. Все они стремятся воздействовать на государственную власть и использовать ее в своих интересах. Приверженцы различных политических взглядов по – разному относятся к вмешательству государства в жизнь общества. Сторонники либерализма выступают против чрезмерного усиления государства, его политической и социальной активности – по их мнению, это угрожает свободе. Коммунисты, социал–демократы, апологеты модели «государства всеобщего благоденствия» требуют активного вмешательства государства в экономику и социальную политику. Крайним вариантом взаимоотношений государства и общества являются различные версии тоталитарного режима, предполагающего неограниченный контроль государства за всеми сферами жизни общества и «поглощение» им прав и свобод отдельного индивида.

Взаимоотношения политики и экономики определяются тем, что экономические процессы и социально – экономическая дифференциация (расслоение) в обществе значительно влияют на порядок формирования и распределения политической власти. К.Маркс создал учение об экономическом детерминизме политики, то есть о первичном экономическом «базисе» и вторичной политической «надстройке». Продолжая эту мысль, В.И.Ленин подчеркивал, что политика есть самое концентрированное выражение экономики. Эта концепция предполагает, что экономические отношения и отношения собственности в целом определяют характер политики как стратегии управления, но, конечно, это не означает невариантивности политики и конкретных действий, отсутствия роли субъективного фактора и даже просто случая. Ф.Энгельс писал, что политика может содействовать экономическому развитию, мобилизовывать экономический потенциал, а может и действовать вразрез с экономическими потребностями общества. М.Вебер уже целенаправленно показал, что политики оказывают значительное влияние на экономическую сферу через государственное регулирование и адресную социальную политику, что возможно уменьшение социального расслоения, урегулирование либо смягчение социально – экономических конфликтов и противоречий. При этом по вопросу о допустимости государственного вмешательства экономику также существуют различные мнения. Либеральные теоретики Ф. фон Хайек, Л. фон Мизес, М. Фридмен исходят из того, что государственное регулирование экономики в любой форме неизбежно порождает экономическую неэффективность, ведет к ущемлению экономических и политических свобод, а, в конечном счете – к тоталитаризму. Кейнсианство – доктрина, созданная английским экономистом Дж. М. Кейнсом, исходит из того, что правительство ответственно за социальное благополучие всех граждан. Государство с этой целью в принципе должно вмешиваться в экономику, сферу доходов и социального обеспечения, занятости, трудовые и иные отношения для создания более или менее равных социальных условий для всех граждан, обеспечение для каждого из них минимального социального стандарта, стимулирование экономического роста за счет повышения покупательной способности граждан, используя социальные программы, пособия, компенсации. В условиях кризиса субъектом экономической реформы должны быть государство, последователь и точно воздействующее на то точки экономической акупунтры, которые даже при малом воздействии оказываются главными точками роста благосостояния граждан. Сущность правильной политики заключается не в том, чтобы не бороться с государством, а в том, чтобы всемерно поддерживать в его усилиях наращивания экономической мощи страны[13]. Стюарт Нагел отмечает, что оптимальная экономическая политика, направленная на повышение конкурентоспособности отечественных производителей, должна сочетаться системой мер, направленных на развитие науки и образования, учетом интересов граждан и различных социальных групп, с инвайроментальной и международной политикой в интересах коллективной безопасности.[14]

Одной из самых острых проблем является выявление соотношения политики и морали. Н.Макиавелли утверждал, что хотя главным критерием политической власти является ее эффективность, полный отказ политиков от морали недопустим. На современном этапе существует всеобщее понимание того, что политика, осуществляемая без уважения к элементарным нравственным законам и правилам, приведет к кризису и власти и общества. Безнравственная власть рано или поздно теряет поддержку членов общества и ликвидируется в ходе революций или переворотов, поэтому важным фактором политического безкризисного развития является стремление к определенному идеалу, основанному на духовно – нравственных ценностях.    

Для более полного представления о роли и месте политики в обществе важно понимать на ее функции. К их числу можно отнести:

- выражение разнообразных интересов всех групп и слоев общества, отдельных граждан путем воздействия на политическую власть, представление людям дополнительных возможностей для удовлетворения своих общественно - политических потребностей.

- руководство политическими и общественными процессами в интересах наиболее влиятельных слоев и групп населения и общества в целом;

- обеспечение целостности, устойчивости, стабильности и жизнеспособности политической системы общества;

- социализацию (политическое воспитание и обучение) личности, включение ее в сложный мир политических отношений;

- выявление социально - политических конфликтов, разрешение их цивилизованными методами и способами;

- обеспечение преемственности и одновременно социально - политического развития и обновления общества в целом.

Основная же функция политики - интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности общества и политической стабильности посредством нахождения баланса интересов различных сил - словом, решение тех задач, которые диктуются потребностями общества в целом.

2. Власть: источники и виды

Политическая власть находится в центре политики.[15] Следует помнить, что власть носит универсальный характер, т.к. властные отношения существуют рамках любого устойчивого объединения людей: в семье, в неформальных группах, в производственных коллективах, в разного рода организациях и учреждениях, даже в самом малом человеческом коллективе. В любом сообществе существует необходимость в управлении и в поддержании порядка, сохранения установившегося социального неравенства его членов, отношений политического господства и подчинения. Известно понимание М.Вебера, определявшего власть как определенное отношение между людьми, при котором субъект власти, обладающий определенным потенциалом, включающем волю, интеллект, силу, богатство, авторитет, общественное признание, и т.д., в силу того, что он этим обладает, вынуждает другого субъекта выполнять его желания, которые бы тот никогда не выполнил по своей воле. 

Власть, действующая в масштабах государства или его подразделения в рамках ограниченной территории и обладающей способностью навязывать волю одних субъектов другим, группам, организациям, классам, является политической. Такая власть осуществляется преимущественно через деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов государства. Преимущественно, потому что в принципе способность одного субъекта решающим образом влиять на другого может быть основана и на других ресурсах: интересе, убеждении, традиции, обычае и т.д. Т. Парсонс считает, что власть «является обобщенной способностью обеспечивать выполнение связывающих обязательств элементами коллективной организации, когда обязательства легитимированы их соответствием коллективным ягелям и где и на случай непокорства предусматривается презумпция принуждения с помощью негативных ситуационных санкций. Вне зависимости от того, кто бы не был агентом подобного принуждения», это «институционализированное могущество, осуществляемое по отношению к другим».

Понятие политической власти дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики.   Более того, политическая власть выступает в качестве универсального механизма интеграции, согласования, упорядочения взаимодействий людей, реализующих собственные интересы.

Общество без власти обречено на гибель, ибо по своей природе власть - явление социально-общественное, поскольку возникает в обществе с целью обеспечения интересов большинства людей его составляющих. Общество без власти переходит к саморазрушению социальных связей и вплоть до хаотичной анархии и до «войны всех против всех». Именно организованная власть придает взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общепринятые правила поведения. Это важно, так как люди в социально-классовом обществе занимают более чем неодинаковое социальное положение в обществе, имеют различный материальный уровень жизни и богатства, образования, заняты разными видами труда, общественные оценки которого различаются и влияют на место человека в обществе. Все проявления социального, а также естественного неравенства людей в обществе порождают несовместимость и даже противоположность их интересов и потребностей, и в целом - смысловых установок. Поэтому власть должна определенным образом согласовывать несовпадающие интересы, гарантировать безопасность собственников и обеспечивать выполнение их моральных обязательств перед другими социальными субъектами, проживающими в нищете. Известно, что уход от налогообложения гораздо более распространен в среде крупных собственников, чем меценатство и филантропия.

Властное начало может быть не только конструктивным, созидающим, но может быть деструктивным и иметь самые разрушительные последствия. При определенных условиях властное управление может осуществляться узурпаторами вопреки интересам широких масс путем манипулирования их массовым сознанием. Идеологическая обработка населения, создание атмосферы массового психоза и подозрения с помощью представлений о сословной классовой, военной или иной угрозе, наличии препятствия для исполнительной власти в лице парламента или наоборот, нежелательного кандидата в президенты, социальный реваншизм снижают уровень рациональности в поведении людей, ведут к их социальной и культурной деградации. Функция упорядочивания социальных взаимосвязей может быть реализована и путем гармонизации человеческих интересов и потребностей, реализации интересов большинства населения. Но чаще всего целостность общества достигается подавлением в той или иной форме интересов основных масс населения и их подчинением господствующей элитарной группе. Именно об этом говорит весь исторический опыт. 

Существуют различные подходы к его толкованию, существующие в современной социально - философской и политической науке. Во-первых, теологическая (религиозная) концепция, историческая первая, – исходит из божественного объяснения природы власти. Согласно ей всякая власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, - это наместники Бога на Земле, исполняющие его волю. (Аврелий Августин и др.) Такой подход понимает политическую власть как явле










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 169.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...