Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятия и определения эмпатииСтр 1 из 2Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ Когда-то Россия имела статус «самой читающей державы». Но в последнее время существует обратная тенденция. Эгоисты опять в коллективном помешательстве строят новую «Вавилонскую башню». Существует опасность снижения чувство сопереживания к ближнему. В связи с этим одной из важнейшей задач общество является гуманизация всех своих сфер, главной для современного человека- духовная направленность личности, уважения каждого индивида со всеми его положительными и отрицательными чертами. Основным источником формирования такого отношения является эмпатия или чувство сопереживания, сочувствия другому человеку. Однако, нравственность и эмпатия не дана человеку от рождения, и нового члена общества нужно научить сопереживать. Помочь в этом нелегком труде способна художественная литература. Научившись сопереживать герою, научимся сопереживать и ближнему. Существует гипотеза, что дети младшего школьного возраста наиболее склонны к духовно-нравственному развитию. В этом возрасте дети открыты миру и в целом не скрывают эмоции и чувства. Младший школьный возраст оптимальный и прогрессивный возраст для развития эмпатии, от того насколько будет развита нравственные черты личности младшего школьника, зависит как его будущее, так и будущее общества в целом. Все выше сказанное определила тему курсовой работы: «Развитие способности к эмпатии у младших школьников средствами художественной литературы» . Объект исследования – общий уровень эмпатии у младших школьников и процесс ее развития средствами художественной литературы. Предмет - содержания и организация процесса развития эмпатии у младших школьников средствами художественной литературы. Цель работы – опытно-экспериментальная проверка развития эмпатии и изучения развития эмпатии у младших школьников средствами художественной литературы .
Цель исследования, объект и предмет позволили конкретизировать задачи: 1. Изучить литературу по проблеме развития эмпатии у младших школьников. 2. Выявить роль художественной литературы в воспитании и развитии эмпатии детей младшего школьного возраста. 3. Опытно-экспериментальным путем определить общий уровень эмпатии у учеников младшего школьного возраста. 4. Разработать психолого-педагогические рекомендации по поводу развитие способности к эмпатии средствами художественной литературы детей 7-10 лет.
В ходе изучения данной проблемы использовались следующие методики опытно-экспериментального исследования: 1. Методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М.Юсупова 2. Проективная методика «Неоконченные рассказы» Т. П. Гаврилова. Место провидения исследования: МКОУ СОШ Кировской области, Слободского района, пгт. Вахруши. 3 «А» класс.
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТЕЯ ЭМПАТИИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Понятия и определения эмпатии Эмпатия (от греч. empatheia — «сопереживайте») - постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия. Существует множества определений эмпатии в отечественной и зарубежной литературе, вот некоторые из них: В современном толковом словаре русского языка приводится следующее определение эмпатии: 1. Способность входить в чужое эмоциональное состояние, сопереживать. 2. Интеллектуальная идентификация собственных чувств с чувствами и мыслями другого человека. Особое место в исследовании эмпатии занимает личностно ориентированный подход, автором которого является К. Роджерс. Он определял эмпатию как способ существования с другим человеком. Это значит войти во внутренний мир другого и быть в нем как дома. Это значит быть сензитивным к изменениям чувственных значений, непрерывно происходящих в другом человеке. Психологи также выделяют в особые категории такие формы эмпатии, как сопереживание и сочувствие. Сопереживание – это переживание эмоций собеседника через отождествление с ним. Сочувствие же, напротив, представляет собой переживание собственных эмоций, испытываемых по поводу чувств собеседника. Расширяет понимание эмпатии как позитивного отношения к другому, способности отражать нравственный уровень личности исследование Л.П. Выговской. Она выделяет пять возможных уровней проявления эмпатического отношения. К первому (низшему) уровню эмпатийного отношения психолог отнесла отношения индифферентности, игнорирования, нетерпимости, раздражения, враждебности, возникающие при восприятии переживаний объекта эмпатии. Второй уровень представлен пассивно-отрицательным отношением к чувствам другого. Третий – отношением сочувствия или пассивно-положительным отношением к другому. Для описания четвертого уровня эмпатийного отношения Л.П. Выговская использует понятие «ситуативно-положительное отношение к другому», выражающее внутреннее содействие ему в собственных переживаниях. Пятый (высший) уровень эмпатийного отношения означает устойчивое положительное отношение к другому, реальную помощь ему в проблемных ситуациях. Наиболее явно эмпатия проявляется в таких формах как сопереживание, сочувствие. Сопереживание – переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним. Сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Способность к эмпатии развивается у человека в процессе накопления жизненного опыта, переживания ситуаций, заставляющих его встать в позицию собеседника, осознать его переживания. Эпизодические переживания подобного рода суммируются, что, в последствии, приводит к устойчивому эмпатийному поведению. В классической психологии эмпатия подразделяется на эмоциональную, когнитивную и предикативную. Эмоциональная эмпатия – это форма психической деятельности, основанная на механизмах проекции и подражания реакциям собеседника (моторным, аффективным). И говоря о сопереживании в быту, мы имеем в виду именно эмоциональную эмпатию, иными словами, способность проецировать на себя переживания другого человека и воспроизводить эти эмоции на себе.
Есть целых ряд факторов, которые позволять развить в человеке способность к эмпатии: 1.Теплые и доверительные отношения внутри семьи. 2.Сопереживание взрослых другим людям. 3.Доброе отношение к другим живым существам: растениям и животным. 4. Особенно в раннем возрасте ребенка его родители должны обратить внимание своего чада на то, например, что кошке так же больно, как и малышу, когда ее тянут за ухо и т. п. 5. Особенно важна эмоциональная реакция на печальные события, которая помогает ставить себя на место других людей. Люди с высоким уровнем эмпатии доброжелательные и общительные, они не винят других за неблагоприятные события, не требуют сильных наказаний за проступки. Такие люди достигают в жизни гораздо большего успеха, чем те, кто постоянно винят окружающих и склонны видеть «соринку в глазу». Люди с низким уровнем эмпатии недоброжелательны, замкнуты и более агрессивны. Проявлять эмпатию в общении полезно для взаимопонимания. Это создает благоприятные отношения для диалога, совместных решений в любой, даже в конфликтной ситуации. Эмпатия поможет не только в реальной жизни, но и в искусстве: актеру вжиться в роль, режиссеру или писателю – донести до зрителя или читателя свою мысль, а зрителю или читателю – понять произведение искусства и мысль автора, обогатив тем самым свою духовную сущность и жизненный опыт.
И так, казанским психологом И. М.Юсупов дает следующее определение эмпатии: Эмпатия – эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии. При сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, что и как переживает конкретный человек; это возможно лишь при представлении себя на месте переживающего. При сочувствии эмоциональный отклик выражается лишь в участливом отношении к переживающему человеку или страдающему животному. Переживания сочувствующего человека и их проявления могут быть весьма разнообразны. Можно сделать вывод, что при оценке эмпатии как индивидуально-психологической характеристики следует учитывать факторы, в наибольшей степени, влияющие на эмоциональную чувствительность и особенности эмоционального реагирования, такие, как пол, возраст, эмоциональный опыт, социальные установки и т.п. Для эмпатии характерно то, что она может возникать и проявляться с большей силой не только в отношении людей (животных), реально существующих, но и изображенных в художественных произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 190. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |