Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Реформа городских предприятий.




Экономика Китая

· 1978 – начало реформ

· Цель - создание прибавочной стоимости, достаточной для финансирования модернизации китайской экономики

· «Переходя реку, ощупываем камни»

· Первый этап экономических реформ .

o 1978-1985 гг. - учреждение системы семейных подрядов в сельском хозяйстве;

o в результате - рост сельскохозяйственного производство на 67%;

o высвобождены трудовые ресурсы, которые нашли применение в расположенных в сельских районах частных производственных фирмах,;

o рост производительности труда на 50%.

o увеличение роли частного сектора,

o новые формы владения в государственном секторе,

o объединение предприятий с иностранными фирмами - первоисточниками новых технологий и дефицитной иностранной валюты.

o Реформы обеспечивают снижение уровня бедности:

o 1981 – 12% 2001 – 6%

o «политика открытых дверей»

· Второй этап реформ (1985—1991 годы)

o Реформа городских предприятий;

o принцип формирования новых структур рядом со старыми;

o создание городских коллективных хозяйств.

o I место в мире по объемам производства угля, цемента, хлопка и хлопчатобумажных тканей, зерна, мяса, телевизоров.

o II место - по производству стали, синтетических волокон и электроэнергии

· III этап, с 1992 – настоящее время

o До 1995 года - частичная либерализация менеджмента,

o  массовое обновление директорского корпуса (до 90%),

o введение системы «двойных цен».

o 1995 год - реализация практики банкротств;

o С1996 года реформа ГП в 52 городах - децентрализовано около 1000 ключевых предприятий;

o 300 тысяч ГП были проданы частным лицам или обанкрочены

o Коммерциализация ГП.

o Ставка на высокие технологии.

o Банк Китая - центральный банк;

o система налогообложения предприятий;

o «рынок свопов»;

o фондовый рынок

 

2.1.Политика реформ и открытости (кит.: 改革开放) — программа экономических реформ, предпринятых в Китайской Народной Республике, нацеленных на создание так называемого социализма с китайской спецификой, или социалистической рыночной экономики и открытости внешнему миру.

Реформы были начаты в 1978 по инициативе крыла прагматиков в Коммунистической партии Китая (КПК), которое возглавлял Дэн Сяопин, и продолжаются по сей день. Реформаторы поставили перед собой цель создания прибавочной стоимости, достаточной для финансирования модернизации китайской экономики, которая находилась на грани катастрофы после провала политики «большого скачка» и командных методов, проводимых Мао Цзэдуном. Первоначальной задачей реформ было решение проблемы мотивации рабочих и крестьян и ликвидация экономических диспропорций, характерных для командных экономик.

Китайские экономические реформы состояли из нескольких этапов. В основном, они не были частью какого-либо стратегического плана, а являлись немедленным ответом на насущные проблемы («Переходя реку, ощупываем камни» — Дэн Сяопин).

Этапы реформ

2.2.1.Первый этап социально-экономического обновления страны начался после третьего пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва и охватил 1974—1984 гг. Первая часть китайской экономической реформы затронула учреждение системы семейных подрядов в сельском хозяйстве, которые пришли на смену распущенным «коммунам», «большим» и «малым» бригадам (1984 год). Сама земля вне городов была объявлена собственностью «коллектива сельских жителей».

В большинстве других секторов экономики роль правительства была сокращена, руководителям было дано больше управленческих полномочий, предприятия вынуждали переходить к доходному производству, увеличилась роль частного сектора, экспериментировали с новыми формами владения и в государственном секторе. Давление на внешнюю торговлю было ослаблено, а объединения предприятий с иностранными фирмами официально поощрялись как первоисточники новых технологий и дефицитной иностранной валюты. С увеличением доходов и заметного роста в сфере услуг и в промышленном секторе Китайская Народная Республика начала проявлять некоторые характерные черты общества потребления.

Во внешней политике была внедрена «политика открытых дверей», согласно которой КНР разрешила международную торговлю и прямые иностранные инвестиции. Данные инициативы немедленно увеличили уровень жизни большинства китайского населения и позже позволили поддержать более сложные реформы.

Сельскохозяйственные реформы. Рыночные реформы в Китае начались с реформ сельского хозяйства в 1978 г., когда около 70% рабочей силы Китая составляли работники, занятые в сельском хозяйстве. Уже на первом этапе реформ между 1978-м и 1985 годами в результате перехода на семейный подряд сельскохозяйственное производство выросло на 67 процентов. Земля не стала частной собственностью, она передавалась каждому крестьянину в долгосрочную аренду («деколлективизация»), но тот факт, что крестьянин мог распоряжаться всем продуктом сверх фиксированной доли, сдаваемой государству, уже оказался громадным стимулом, способствовавшим росту производительности труда на 50 процентов. Впервые крестьяне получили возможность брать в аренду землю, находившуюся в собственности государства (на I5 лет). В соответствии с установленной двухуровневой системой цен фермеры должны были продавать установленный объем сельскохозяйственной продукции государству по фиксированной цене, а всю продукцию сверх этого объема могли продавать по рыночным ценам. В конечном итоге фермерам разрешили продавать более высокие объемы урожая по рыночным, а не по фиксированным ценам. В 1978 г. фермеры продали лишь 8% продукции на конкурентном рынке, но к 1990 г. эта доля увеличилась до 80%. Деколлективизация и ценовая реформа привели к усилению рыночных стимулов и быстро приблизили экономику Китая к рыночному сельскому хозяйству. В ответ на появление стимула в виде прибыли крестьяне - индивидуалы увеличили производительность своего труда путем замены труда крестьян машинами, перехода на более ценные виды культур и разработки новых земельных угодий. В 80-х годах сельскохозяйственное производство в Китае существенно выросло. В такой же степени важным является то, что в результате более высокой производительности в сельском хозяйстве были высвобождены трудовые ресурсы, которые нашли применение в расположенных в сельских районах частных производственных фирмах, называвшихся городскими  и сельскими предприятиями.

В результате Китай добился в основном самообеспеченности зерном. В 1995 году его было произведено 455 миллионов тонн (на 10 миллионов больше, чем в предшествующем году), и он планирует довести производство зерна к 2000 году до 500 миллионов тонн. Учитывая, что страна располагает всего 7 процентами мировых пахотных площадей при населении 1,2 миллиарда человек (21 процент населения мира), успех следует признать впечатляющим.

Реформа городских предприятий.

На втором этапе реформ (1985—1991 годы) акцент стал переноситься из деревни в город. Но и тут сохранялся принцип не быстрого разрушения старых структур, а формирования новых рядом со старыми. Централизованное правительство распространило реформы на государственные предприятия (ГП) в городах. Этим предприятиям было предоставлено больше полномочий в определении объемов и ассортимента выпускаемой продукции, принятии решений в отношении найма работников и распоряжении большей частью прибыли. (Ранее они должны были направлять большую часть прибыли центральному правительству.) Правительство распространило двухуровневую систему цен также и на несельскохозяйственную продукцию. ГП получили возможность покупать материалы и комплектующие, используемые ими в производстве, все в больших объемах по рыночным, а не по фиксированным ценам. Они также получили право продавать свою продукцию все в большем объеме по рыночным, а не по фиксированным ценам. Доля продукции, продаваемая по рыночным, а не по фиксированным ценам, выросла с 12% в 1980 г. до 66% в 1987 г.

Более того, китайское правительство способствовало созданию негосударственных предприятий, которые назывались городскими коллективными хозяйствами, — предприятий, находившихся в собственности руководителей и работников предприятий. Так же как городские и сельские предприятия, эти негосударственные фирмы не подпадали под директивы органов централизованного планирования, поэтому могли гораздо более эффективно, чем ГП, отслеживать и удовлетворять потребительские предпочтения. Городские коллективные хозяйства испытали период бурного роста объемов производства и занятости, некоторые из них - за счет ГП. Кроме того, конкуренция среди таких негосударственных предприятий и ГП способствовала росту производительности и инноваций на многих ГП.

Сегодня в Китае доля государственных предприятий в общей стоимости основных фондов предприятий всех форм собственности составляет 60%, коллективных - 20%, частных - 7% и предприятий с участием иностранного капитала - 13%. Можно ожидать, что по мере дальнейшего развития экономики доля государственного сектора экономики снизится, однако базовые отрасли промышленности будут по-прежнему оставаться под контролем государства, обеспечивая своей продукцией быстрый рост производства в негосударственном секторе ("негосударственный" сектор в Китае не означает "частный" сектор). Более 70% продукции, производимой негосударственным сектором, приходится на предприятия, которые находятся в общественной собственности местных провинциальных правительств. Другими словами, приватизация не играет существенной роли в экономических реформах Китая. Вместе с тем, многие экономисты считают, что одним из двигателей экономического бума в Китае (его национальный продукт увеличивается примерно на 10% в год) стало сокращение деятельности государства. За последние 15 лет совокупные расходы государственного бюджета снизились втрое. Высвобожденные в результате этого гигантские финансовые ресурсы были направлены в реальную экономику. Негосударственный сектор экономики Китая оказался особенно эффективен в производстве бытовой продукции всех видов и продуктов питания. Его динамичность в условиях конкуренции внесла серьезный вклад в экономический рост Китая и повышение уровня жизни населения. Что касается экономического роста, то в настоящее время 80-90% товаров в китайских магазинах - отечественного производства. Импортные товары и продукты стоят значительно дороже. Кроме того, с самого начала реформ Китай взял направление на развитие экспортных отраслей. Китай сегодня вышел на первое место в мире по объемам производства угля, цемента, хлопка и хлопчатобумажных тканей, зерна, мяса, телевизоров. На второе место - по производству стали, синтетических волокон и электроэнергии. Поэтому сегодня китайский рынок завоевывает новые и новые рынки. Хотя реальные доходы населения Китая растут, они все еще остаются на невысоком уровне - около $460 в год в городе и $200 - в сельской местности. Рост уровня жизни населения Китая тормозится его численностью. Есть и другие факторы, сдерживающие развитие Китая. Это, скажем, сокращение площади пашен, плохо развитая инфраструктура, нехватка свободной земли для строительства. 94% населения страны живет на половине площади Китая, так как значительную его часть занимают горы и пустыни.

Квартира среднего китайца крайне мала, горячая вода для многих и многих остается мечтой. И тем не менее никогда за всю историю Китая уровень жизни населения этой страны не был так высок, как сейчас.

2.2.3. Трансформация государственных предприятий.

На третьем этапе, начиная с 1992, правительство занялось углублением реформ, а также попыталось реформировать госсектор, который на фоне развивающегося частного предпринимательства выглядел все более неповоротливым и малоэффективным. От 30 до 40 процентов всех промышленных предприятий госсектора были убыточными, и предоставляемые им дотации ложились тяжелым бременем на всю экономику страны. Очень важно отметить, что в результате предшествующей политики правительству удалось снизить удельный вес госсектора в народном хозяйстве с 70 до 40 процентов. Но именно в этой сфере китайское правительство проявляло особую осторожность, опасаясь массовой безработицы и волнений среди рабочих. Радикальная реформа госсектора объявлялась и откладывалась не раз. До 1995 года дело ограничивалось частичной либерализацией менеджмента, массовым обновлением директорского корпуса (до 90 процентов), введением системы «двойных цен». Уже к середине 90-х многие промышленные товары полностью реализовывались по рыночным ценам. В настоящее время государство регулирует лишь 10 процентов цен. Значительная часть из 14 тысяч госпредприятий добилась не только существенного роста производства, но и прибылей (в среднем до 4 процентов в год). Наконец, в 1995 году в 18 крупных городах была начата в опытном порядке реализация практики банкротств. С 1996 года реформа госпредприятий начала охватывать уже 52 города. В течение 1996 года было децентрализовано около 1000 ключевых предприятий. Набирает темпы коммерциализация госпредприятий. Эти ГП выпустили акции и стали корпорациями, которыми владеют акционеры. Идея заключалась в том, чтобы сделать руководство новых компаний ответственным перед акционерами. Правительству, тем не менее, принадлежит контрольный пакет акций 1000 предприятий. Все остальные 300 тысяч ГП были проданы частным лицам (или группам частных лиц) или, если они не представляли собой никакой ценности - обанкрочены.

Ставка на высокие технологии. Быстрое и стабильное развитие китайской экономики стало возможным благодаря решительному переводу производства с традиционного на высокотехнологичное. Современный Китай - это “мировая фабрика” самой разнообразной технологичной продукции. Как уже говорилось, удельный вес различных китайских товаров в мировом производстве постоянно возрастает.

Прежде всего, Китай стал самым значительным производителем бытовых электронных приборов, отодвинув Японию на второе место.

Японские электронные компании перевели свои производственные мощности в Китай, где за счет относительно дешевой рабочей силы стоимость производства единицы продукции значительно ниже мирового уровня, а качество довольно высокое. В 2000 г. китайская высокотехнологичная продукция выросла на 38 % по сравнению с предыдущим годом, составив 25,5 млрд. долл. Китай вышел на третье место в мировом производстве этих товаров после США и Японии.

Китайская интернет-индустрия развивается быстрыми темпами, хотя китайское интернет-обеспечение остается на довольно низком уровне. Количество китайских пользователей сети Интернет также растет. К концу 2000 г. их насчитывалось 17 млн. чел., что почти в два раза больше показателя предыдущего года.

Развитие институтов поддержки. В ходе реформ в Китае также были созданы институты, призванные способствовать построению рыночной системы и осуществлять макроэкономический контроль. Во-первых, китайское правительство утвердило Банк Китая в качестве центрального банка и передало ему полномочия по регулированию деятельности банковской системы и контролированию денежной массы в целях обуздания инфляции. Во-вторых, китайское правительство заменило систему «трансфертов прибыли» с государственных предприятий центральному правительству системой налогообложения предприятий. В-третьих, оно установило так называемый «рынок свопов», на котором китайские предприятия могли покупать и продавать иностранную валюту по мере необходимости для осуществления международной экономической деятельности. И наконец, правительство создало фондовый рынок для торговли ценными бумагами новых акционерных компаний.

 

Значительную роль в успехе китайских реформ играет внешнеэкономический факториностранные инвестиции и внешняя торговля. Географически экономическое развитие Китая идет неравномерно: есть экономически продвинутые районы Южного Китая, к которым относят Гонконг, СЭЗ Шэньчжэнь, а также нижнее течение реки Янцзы с Шанхаем в центре, претендующие на флагманские позиции в азиатской экономике. Эти районы дают 10,2 % ежегодного прироста. Здесь сосредоточено китайское производство полупроводников. Кроме того, район Чжунгуаньцунь в окрестностях Пекина давно стал китайской Силиконовой долиной, специализирующейся на интернет-производстве и технологиях. Еще в 1988 г. эти районы были объявлены китайским правительством базовыми для развития высоких технологий.

Транснациональные американские компании, как IBM, японскаяMitsubishi, ряд южнокорейских и китайских компаний имеют производства в этих индустриальных районах. В конце 1999 г. китайское правительство объявило о своей программе экономического развития отсталых западных районов страны. Китай надеется привлечь крупные иностранные вливания в развитие этих районов.

Согласно китайской статистике, общая сумма обязательств по инвестициям в Китае за 1979—1993 годы составила 220 миллиардов долларов.

Китай является одной из немногих стран мира, где концепция «свободных экономических зон» (СЭЗ) была реализована последовательно и с успехом. Открывая первые из пяти «специальных городов» или «специальных экономических зон», Дэн Сяопин рассчитывал главным образом на капитал хуацяо (заморских китайцев). И действительно, от 75 до 80 процентов всех инвестиций в Китае осуществлены китайцами, проживающими в Гонконге, Макао, на Тайване, в Сингапуре, иных странах Юго-Восточной Азии и других частях света.

Что касается внешней торговли, то Китай сумел найти свою нишу в международной торговле (текстиль и другие товары широкого потребления), а государство всемерно содействовало развитию экспорта и строгому регулированию импорта.

 

На Западе экономические реформы в Китае были восприняты многими как возвращение к капитализму, однако, возможно, чтобы избежать идеологических противоречий и вопросов о собственной легитимности, китайское правительство утверждает, что это всего лишь форма социализма. В то же время китайское правительство не отрицает, что использует различные экономические меры, применяющиеся в капиталистических странах. Дэн Сяопин объяснял это противоречие своей знаменитой фразой: «Неважно, какого цвета кошка — главное, чтобы она ловила мышей», а также цитатой из Маркса о том, что практика — главный критерий истины.

 

Тем не менее, движение к рынку было системным и сложным, и в 1987 переход был далёк от завершения. Снижение ограничений на экономическую активность быстро облегчило некоторые наиболее застойные экономические сложности Китая, но так же дало толчок к росту новых проблем. Инфляция — высочайший страх китайских потребителей — стала проблемой впервые с ранних 1950-х. Вместе с новыми возможностями извлечения прибыли появились растущее неравенство в доходах и новые соблазны для преступлений, коррупция, а так же западная система ценностей, рассматриваемая многими старшими китайцами как упадок и «духовное осквернение». Государство по-прежнему контролировало самые большие несельскохозяйственные предприятия и значительная часть отраслей промышленности всё ещё, главным образом, руководствовалась центральным планированием.

Таким образом, китайская экономика в конце 1980-х представляла собой весьма смешанную систему. Ей нельзя было охарактеризовать ни плановую экономику, ни рыночную. Руководство придерживалось дальнейшего расширения программы реформ, как необходимости достаточного экономического роста, но в то же время оно было вынуждено удерживать крепкое внимание на ключевых аспектах экономики (в особенности на инфляции и производстве зерна), чтобы не допустить крайностей подавляющего политического недовольства. В связи с данными обстоятельствами, силы экономического руководства действовали друг против друга, порождая то, что китайские власти называли «разногласиями». С одной стороны, экономика уже не так сильно контролировалась государственным планированием из-за большой растущей рыночной отрасли. С другой стороны, рынок не мог работать эффективно, так как многие товары до сих пор находились под госконтролем и большинство цен всё ещё сдерживались или ограничивались правительством. Под руководством Дена Сяопина вся страна «ехала верхом на тигре» (двигалась к высокому прогрессу, но без тотального контроля) и поэтому уже невозможно остановить процесс без риска.

Несмотря на взрывной рост в 1980-х, китайская экономика всё ещё разделяла множество основных отличительных черт с экономиками остальных развивающихся стран. Валовой национальный продукт на душу населения в 1986 составлял ¥849 или около $228 (по обменному курсу 1986 года), отражая низкий средний уровень производительности труда. Как и во многих странах, это не могло способствовать началу длительных усилий по индустриализации до середины двадцатого века, основная китайская рабочая сила (более 60 %) всё ещё была занята в сельском хозяйстве, которое давало 30 % стоимости общего объёма продукции. Сельскохозяйственные работы в основном всё ещё велись вручную. Современное оборудование главным образом использовалось в промышленности, но в значительной степени было прообразом старых моделей с низкой продуктивностью.

[1]

В других отношениях экономика Китая несколько отличалась от оной большинства развивающихся стран. Важнейшее отличие, несмотря на идущие перемены, состояло в том, что китайская экономика была организована как социалистическая система, управляющаяся центральным планированием. Господство государства и коллективной собственности, центральное управление фирмами вместо финансовой системы, перераспределение ресурсов между регионами, распределение зерна и субсидированное предоставление жилища отразились в системе распределения доходов, которые были намного ограниченнее, чем почти во всех остальных развивающихся странах. Некую искренность капитализму придавала форма частной собственности в производственных фондах. Сельскохозяйственные угодья сдавались в аренду фермерским семьям, но формально находились под владением деревень, городков, посёлков — групповых единиц, сменивших коммуны.

В середине 1980-х большинство китайцев по американским меркам оставались в нищете, но несколько важных измерений показали, что качество их жизни было значительно лучше, чем предполагалось исходя из уровня валового национального продукта (ВНП) на душу населения. Согласно данным Мирового банка в 1984 потребление энергии на человека составляло 485 килограмм в нефтяном эквиваленте — больше, чем в любой другой «малодоходной» стране, и выше среднего для «нижесреднедоходных» стран. В 1983 дневной рацион на душу населения составлял 2 620 калорий — на 11 % выше основных требований и примерно настолько же выше среднего по странам, относящимся к «вышесредним». Показательно, что начальная смертность в 1985 была 39 человек на 1000 — намного ниже, чем в среднем по «вышесреднедоходным» странам, а продолжительность жизни от рождения была 69 лет — выше, чем среднее по «вышесреднедоходным» странам.

Рост доходов на душу населения в КНР.[2]

Несмотря на крупные экономические достижения, достигнутые Китаем с 1949 и драматическими открытиями 1980-х, серьёзные дисбалансы и дефицит устояли. Дефициту способствовал государственный беспорядок, который разрушил экономику в период Культурной революции (1966-76), недостаточная гибкость в процессе планирования и серьёзные оплошности в ценовых структурах. Огромный дефицит, не отвечающие требованиям транспортные средства и коммуникационные сети, недостаток техников и других высококвалифицированных кадров, недостаточный обмен валютой для закупок передовых технологий из других стран и неадекватные правовые и административные меры против внутренней и внешней торговли — всё это способствовало затруднению модернизации.

Важным побочным продуктом программы реформ с 1970-х стало громадное увеличение количества доступной информации об экономике. Правительство собирало и публиковало основные национальные экономические данные и в 1950-х, но централизованная система сбора статистики была разрушена в конце 1950-х, было доступно крайне мало статистической информации в течение 1960-х и начале 1970-х. Это продолжалось до 1979, когда Государственное бюро статистики покончило со статистическим «затемнением», опубликовав официальную экономическую статистику. В последующие годы Государственное бюро статистики чаще публиковало всё больше заметок, включая ежегодные экономические сборники и статистические ежегодники, которые постепенно стали лучше и информативнее. В дополнение, большинство провинциальных областей и городов точно так же как и главные промышленные и экономические районы, специализирующиеся на добыче угля и сельском хозяйстве, начали выпускать свои собственные специализированные статистические ежегодники. В начале 1980-х начали выпускаться многочисленные периодические издания, множество из которых специализировалось на экономических данных и анализе. Хотя китайские статистические понятия и методы во многих отношениях всё ещё отличались от оных в других странах, и соответствия некоторым данным вызывало сомнение даже у китайских экономистов, иностранные аналитики в 1987 всё же имели доступ к богатому и растущему объёму данных, которые способствовали широкому анализу китайской экономики.

Тем не менее, переход к рынку в начале 1990-х породило две главные проблемы. Во-первых, конец центральному планированию требовал создания механизмов установления финансовой политики, банковской системы и рынков капитала. На протяжении всех 1990-х проделывалась работа, чтобы установить эти системы в действие.

Другая проблема порождалась государственными предприятиями (ГП). При системе замороженных цен, цены доходов и расходов государственных предприятий были фиксированы, позволяя им использовать разницу для финансирования социального обеспечения. Когда же доходы и расходы начали исчисляться по рыночным ценам, большинство ГП стали крайне невыгодными по двум причинам: они были в ответе за социальное обеспечение работников и выпускали товары, которые никто не хотел покупать. Со временем это было решено путём банковских кредитов, но это породило массивное количество невыплат по долгам. В конце 1990-х и начале 2000-х эта проблема была устранена путём закрытия невыгодных государственных фабрик и развитием систем социального страхования.

В чем же причины столь невиданного экономического роста Китая? Почему этой стране удалось то, чего не достигли и до сих пор не могут достигнуть страны СНГ и Россия?

 «Может быть, ответ надо искать в глубинах китайской истории? <…> Секрет восточноазиатского экономического чуда, возможно, не разгадать, не поняв, почему в Китае все религии мирно уживались и никогда не было религиозных войн или почему в китайских иероглифах, обозначающих слова, связанные с водой, остались три стилизованные капли.

Может быть, именно беспрецедентная преемственность китайской традиции, сохранившая «неэффективные» иероглифы, которые, в свою очередь, позволили уберечь ассоциативность мышления и культуры, способствовала формированию знаменитой китайской приспособляемости, которая позволила пережить столетие унижения (1840—1949 гг.) и добиться ускорения экономического роста — сначала через плановую экономику советского типа (1949—1978 гг.), затем через рыночные реформы (с 1978 г.). Политика меняется, великая страна бессмертна — многие народы хотели бы сказать о себе такое, но, согласитесь, у Китая больше оснований, чем у других»[3] .

 


[1]http://www.bbc.co.uk/russian/specials/153_03_rus/page5.shtml

[2]http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=82214

[3] В. Попов - "На полпути к вершине. Политика меняется, великая страна бессмертна" Журнал “China PRO”- Весь Китай # 2 (22) от 01.03.2007










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 163.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...