Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Второй вопрос. Методы стимуляции творчества: их возможности и ограничения.




Наш герой – конструктор.      

  Творчество Стимуляция Метод
Операции Порождение оригинальных идей. Повышение продуктивности данного процесса. Создание или выделение механизмов повышения эффективности творчества.
Действия Решение нестандартных задач. Расширение творческих способностей, умений работать в нестандартной ситуации. Создание «теорий» решения задач, т.е. соотнесение средств с целями.
Деятел-ть Преобразование представлений о себе и понимание реальности. Выявление условий, которые обеспечивают процесс. Сознавание внутренней мотивации выполняемой деятельности.

Конструктор наивный психолог, он идёт от операций, движется снизу вверх. В то время как собственно научный исследователь творчества при изложении материала шёл бы сверху вниз, от самой деятельности. У конструктора есть одно субъективное желание. Он читает научную литературу и его впечатление по большей части негативно. Есть впечатление, что вот исследователь пишет, а главное то ли скрывает (не говорит до конца), то ли не знает сам. Конструктору очень важно как лягушке-путешественнице громко назвать себя. Наибольшим авторитетом у конструкторов пользуются исследователи личности, а не исследователи мышления. Прообраз методов стимуляции можно найти в классическом психоанализе. Левые столбец по Фрейду, механизмы сновидной работы.

Механизмы творческого воображения Методы стимуляции творчества
Сгущение, концентрация, драматизация Синектика
Смещение или сдвиг Бисоциация
Метафоризация Метод толкования сновидений у позднего К.Юнга – амплификация (усиление и расширение)

Фрейд никогда не говорил о том, что если знать сновидные механизмы, то можно получить результат. Он говорил о том, что сновидение рождается спонтанно и единственно, что можно сделать – это реконструировать механизм. Судить по результату о процессе. У Фредйа есть задача привлекательная конструктору - перехода от образа к смыслу. Образ содержит принцип решения проблемы. Наложение разного друг на друга даёт сопоставление разных аспектов. Чем неожиданнее наложение, тем ближе образ к смыслу. Если какое-то сопоставление вызвало тревогу, то это и означает обострение существующего конфликта, образ становится всё ближе к смыслу. У Выготского первая клеточка будет носить название ядерного комплекса.

Открыватель синектики – Гордон. Совмещение разнородных элементов. Намеренно предполагается, что помещение в новую ситуацию даёт качественно иной продукт. Это совокупность методов, каждый из которых Гордон называет аналогией того или иного типа. Основными является прямые аналогии. Ниболее интересны переносы природных объектов в сферу техники. Или наоборот технических объектов в сферу искусства. Некоторые технические машины очень напоминает насекомых. Дальнейшим примером будет фантастическая аналогия.

В синектике не должно быть критики. Если есть желание, его надо сразу же перенести на объект. Здесь нечто аналогичное сгущению. У конструктора есть необходимость заговорить научным языком. Джани Родари вёл на итальянском радио передачи по развитию воображения у детей. Грамматикой поверить фантазию (алгеброй гармонию). Единицей творческого воображения называет бином фантазии. Чтобы оригинальные фантазии порождались нужно по крайней мере два объекта.

Если сгущение это как бы наложение друг на друга разнородных объектов, то смещение это распространение того же механизма во времени. Если сгущение это ядерный комплекс, то смещение или сдвиг это комплекс цепной. Берём образец и на основании какого-то аспекта выбираем следующий. Следующая зацепка будет по другому признаку. Это сны путешествия, когда один и тот же элемент получает всё новые свойства, например. Единственное что важно, не стоит терять связи с образцом. Иначе исчезнет парадоксальность новых ситуаций.

Автор второго методического приема был политическим деятелем, затем стал писателем, в конце жизни стал интересовать творчеством – Артур Кёстлер. Попробуем сказать слово ассоциация, но их должно быть по-крайней мере две. Метод двойной ассоцации или бисоциации. Нужно совершать движение со сдвигом контекста. Людям начала века было достаточно всего лишь одной ассоциации. Поместили в новый контекст и удивились, встревожились, рассмеялись. Людям середины века уже недостаточно одного смещения, такой сдвиг нужно осуществить по крайней мере дважды. Легче всего представить на материале порождения анекдотов. Бисоциация например выполняется в книгах Х.Битстропа.

Чувственная ткань связана с тем смыслом, который она выражает. Механизм метафоризации вызывает особый интерес практиков. Здесь можно воспроизвести процесс, который может напомнить процесс медитации. Это как бы снятие излишних значений, всё дано в самом образе, всмотрись в образ и поймешь смысл.

Амплификация - усиление и расширение смысла, который содержится в образе. Всё необходимое для понимания уже содержится в образе, надо работать с тем чувственным материалом, который уже есть. В фильме Антониони Blow Up герой делает фотографическую книжку о городе. Случайно фиксирует то, что видит перед собой. Ходит по городскому парку и снимает ряд пейзажей, частью которых могут быть и люди. Вдруг девушка подходит к нему, требует отдать пленку. Они прощаются, он приходит домой и смотрит, что же там наснимал. Он уже имеет чистый материал, но ещё не до конца понимает. На увеличенной фотографии крупное зерно, черные и белые пятна. Фотограф делает один интересующий его кадр – осенний пейзаж, вроде ничего особенного и вдруг его привлекает какое-то место, он приближает это место, усиливает и расширяет. С каждым таким шагом и зерно увеличивается и картинка для зрителя всё больше напоминает те самые каракули. До тех пор пока внезапно для него и для зрителя вдруг из этой случайно точечной структуры вдруг появляется фигура человека.

Существуют такие приемы, как смена модальности, работа с чувственной тканью. Зрительный образ переносится в слуховой, слуховой в кинестетический. И тогда можно использовать слово вчувствование, вхождение в ситуацию. Изобретаю часы, ставлю себя на место маятника посмотрим что получится. Альтшуллер предложит довести задачу до физического противоречия.

Коротко о экспериментально-исследовательском подходе. Экспериментатор строит для испытуемого ситуацию, где тот с необходимостью совершает творческий акт. Процесс решения творческой задачи всегда инсайт. Переструктурирование, переход к новому представлению реальности, к иной символике. Дункер много сил положил на то, можно изучать творческий процесс или нет? Момент инсайта смоделировать нельзя. Исследователь четко понимает (что не вполне осознает конструктор), что акт понимания должен совершить сам испытуемый. И это жесткое ограничение дает новые возможности. Если нельзя изучить процесс, то можно зафиксировать его объективные условия. Творческий процесс достается тому, кто его совершает, а вот зафиксировать условия необходимо. Понимание конфликта, проникновение в ситуацию, функциональное решение и его реализация. У Дункера это не стадии процесса, а условия, которые объективно предполагают друг друга.

Альтшуллер Дункера читал, но ничего в нем не увидел, пошел собственным путем и создал ТРИЗ (первоначально называл алгоритмом). Он другими словами повторил открытие Дункера. Понимание конфликта, а у Альтшуллера анализ задачи и выбор противоречий. Проникновение в ситуацию у Дункера, а у Альтшуллера мобилизация резервов и определение зоны конфликта. Функциональное решение у Дункера и построение идеального конфликта и доведение до физического противоречия. Что у исследователя было объективными условиями инсайта, то у конструктора становится стадиями решения задачи. Нет лучшего примера как практический результат, который инженер искренне желая построить модель творчества реально сталкивается с результатом. Как мы видим инсайт в ТРИЗ. Это и есть тайна творчества, с которой сталкивается и исследователь и конструктор.

Когда чего-то нельзя смоделировать переходят к житейской психологии. Вдруг начинает меняться текст. Буквы увеличиваются, шрифт становится ярким. «Внимание». Титченер скажет: если на улице кричат «Пожар!» это скорее отвлекут моё внимание, нежели привлекут, к тому, чем я занимался. «Внимание! Сейчас у вас начнется ломка старых представлений. Вы заговорите сейчас детским языком». Потребитель алгоритма смотрит критически: да откуда вы знаете. Вот так обнаруживает своё незнание научной психологии житейский психолог. Пытается воспроизвести инсайт путем своеобразного заклинания.

Сапожник должен оставаться без сапог. Это не окончание изучения творчества. Потому что есть ещё и IV подход, который всего лишь наметим. Его называли реалистическим. Описать условия творчества как таковые, когда их фиксирует сам художник. В этот подход один путь от конструктора, а другой от исследователя. Я создал алгоритм, а этим алгоритмом пользуюсь только я и он нужен только моим ученикам. Я никак не могу убедить более широкий круг пользоваться моим алгоритмом. Житейский психолог тут начинает строить модель творческой личности, потому что не может поменять собственную позицию. И он построит миф и эта психология не будет реальной. На пути исследователя тоже есть некая объективная проблема. Он может изучать условия процесса, но не может их проверить. Появляется возможность изучать творчество на материале тех людей, которые сами являются художниками. И которые не зная результата формулируют условия его достижения. Конструктор не может дойти до мотивации личности.

Когда Шнитке спросили: «Что является целью творчества?» Ему подсунули сначала фразу из Пастернака: «Не шумиха, не успех, самоотдача…» А потом он останавливается и говорит своё кредо художника: «Нет, творчество не имеет цели». А это означает, оно имеет мотив и он в самом предмете исследования. Наверное, есть две тайны в нашей науке, о которых всегда человек будет рассуждать на пределе. Достойно входить в эту проблематику будут немногие. Это личность и творчество. Фраза из Мамардашвили из его последних дневников: «Жизнь невозможна без тайны. Жизнь человеческая – тайна. А вот культура – это способ её сохранить. Сохранить, а значит самому испытывать на пределе».

 

Предметный указатель.

(наверх)

Статьи из Большого Психологического Словаря (Издание 4-е, 2008).

 


абсолютный порог, 302

абсолютный слух, 100

абстрагирование, 295

абстракция, 157

авторитарная личность, 40

агрессия, 125

адаптация, 33

адаптация зрительная, 75

адаптация сенсорная, 75

Адлер Альфред, 44

Айзенк Ганс, 10

Айзенк Майкл, 254

аккомодация глаз, 309

актуализация, 294

алгоритм, 74

амбивалентность, 19

амбивалентность чувств, 10

анализ, 10

анализатор, 266

аналогия, 295

Ананьев Б.Г., 105

Анастази Анна, 96

анорексия невротическая, 66

Анохин П.К., 36

антиципация, 360

антропогенез, 357

антропология, 246

апперцепция, 26

Аристотель, 11

Арнхейм Рудольф, 76

артефакт, 37

артикуляции, 319

ассимиляция, 256

ассоцианизм, ассоциативная психология, 28

астеник, 109

Аткинсон Джон, 197

атрибуция, 167

аудитории, 203

аутизм, 109

афазия, 286

аффект, 10

афферентация, 313

афферентный, 313

Ах Нарцисс, 262

Бартлетт Фредерик, 255

башня молчания, 36

бдительность, 375

Беддели, 349

безориентирное поле, 314

безусловный рефлекс, 32

Бергсон Анри, 151

Беркли Джордж, 272

Бёрн Эрик, 45

Бернар, 17

Бернштейн, 36

беседа, 65

бессознательное, 37

бессознательные умозаключения, 294

Бине Альфред, 92

Бине-Симона тест, 92

бинокулярное зрение, 309

биологическая обратная связь, 366

Биренбаум Г.В., 345

бихевиоризм, 31

Блёйлер Эйген, 109

Блондель Шарль, 59

Блонский П.П., 264

Богоявленская Д.Б., 99

Бодалев А.А., 137

Боринг Эдвин, 312

Браун, 328

Брентано Франц, 294

Бродбент, 368

Брока, 286

Брунер Джером, 17

Брушлинский А.В., 296

Бюлер Карл, 294

валидность теста, 94

валидность эксперимента, 261

ведущая деятельность, 48

Вердгаймер Макс, 28

виды наблюдения, 21

викарное научение, 273

Винер Норберт, 36

вкус, 71

влечение, 39

внимание, 14

внимания объем, 14

внимания физиологические механизмы, 335

внутренняя речь, 28

возраст, 20

возрастная психология, 20

воля, 21

воображение, 14

воспитание, 44

воспоминание, 19

восприятие, 14

восприятие времени, 308

восприятие пространства, 308

восприятие сложных звуков, 317

восприятие устной речи, 317

Воспроизведение, 15

ВПФ, 85

врабатывание, 70

временная перспектива, 351

врожденный, 66

Вундт Вильгельм, 8

Выготский Л.С., 59

выразительные движения, 357

Вюрцбургская школа, 53

Гален, 10

Гальперин П.Я., 50

Гальтон Фрэнсис, 92

Ганнушкин П.Б., 110

Гарднер Ховард, 252

Гельмгольц Герман, 69

генотип, 285

Герберт, 358

Геринг Эвальд, 307

Гёте Иоганн, 308

гештальт, 14

гештальтпсихология, 25

гештальттеория мышления, 297

гештальттерапия, 29

Гибсон Джеймс, 76

Гилфорд Джеймс, 92

гипноз, 37

гипотеза, 15

гипофиз, 104

Гиппенрейтер Ю.Б., 63

гиппокамп, 104

Гиппократ, 10

глубинное зрение, 308

Гольдштейн Курт, 64

гороптер, 310

госпитализм, 121

Грегори Ричард, 272

Грей, 369

Грин, 319

Гринфилд Патриция, 331

громкость, 75

Грот Н.Я., 127

группа, 35

группа встреч, 243

группировка, 281

Групповое поведение животных, 55

Гуднау, 261

гуманистическая психология, 12

Гуссерль, 132

Давыдов В.В., 152

Дарвин Чарльз, 40

двигательный аппарат, 17

двигательный навык, 33

движение, 18

движения глаз, 134

деавтоматизация движений, 356

действие, 18

Декарт Рене, 21

Дембо Тамара, 147

денотат, 330

детектор лжи, 143

детская психология, 20

детство, 48

дефицит общения, 58

децибел, 318

деятельностный подход, 375

деятельность, 20

Деятельность как методологическая проблема, 57

Джемс Уильям, 16

Джемса-Ланге теория эмоций, 135

диалог, 287

дискомфортное состояние, 237

диспаратность, 310

дистальный стимул, 301

дистантные рецепторы, 266

дифференциальная психология, 8

дифференциальный порог, 303

доверие, 175

долговременная память, 238

дооперациональное мышление, 281

Дормашев Ю.Б., 297

достижения мотив, 178

дошкольный возраст, 16

драйв, 63

дружба, 44

Дункер Карл, 290

духовность (духовное, дух), 291

душа, 7

Дюркгейм Эмиль, 41

единства сознания и деятельности принцип, 41

Жане Пьер, 60

желание, 10

жест, 55

жизнь, 19

житейское понятие, 287

забывание, 334

задатки способностей, 46

задача, 32

задержка психического развития, 122

заикание, 19

закон Вебера, 302

закон Йоста, 340

закон специфических энергий, 271

закон Стивенса, 303

закон Фехнера, 291

закона Йеркса-Додсона, 186

законны и стадии развития высших психических функций, 85

законы научения, 240

запах, 52

запечатление, 53

запоминание, 61

Запорожец А.В., 50

защита психологическая, 44

здоровье, 37

Зейгарник Б.В., 64

Зельц Отто, 294

знак, 57

знание, 8

значение, 287

зона ближайшего развития, 61

зоопсихология, 20

зрение, 75

Иванников В.А., 171

игра, игровая деятельность, 57

идеальное, 110

идентификация, 25, 334

идеомоторика, 18

иерархия потребностей, 89

избирательность восприятия, 63

измерения в психологии, 290

изоляция, 121

ИИ, 292

иллюзии движения, 313

иллюзия Луны, 312

импульсивность, 154

индивидуальность, 8

индивидуальный стиль деятельности, 104

индикатор, 134

индуцированное движение, 314

инертность, 102

инсайт, 28

Инстинкт, 52

интеллект, 54

интенсивность ощущения, 26

интенция, 19

интервью, 170

интерес, 9

интериоризация, 61

интеро(ре)цепторы, 266

интерференция, 340

интроверсия, 11

интроекция, 219

интроспекция, 8

интуиция, 16

информационный подход, 136

истерия, 10

Истомина, 346

Йеркс Роберт, 184

Кабыльницкая, 363

кажущееся движение, 28

Кант Иммануил, 10

Касагранде, 329

КГР, 134

Кекуле Фридрих, 77

Кёлер Вольфганг, 28

Келли Джордж, 128

Керролл, 329

Кеттел Раймонд, 189

Кинг, 315

кинестезия, 266

Клапаред Эдуард, 136

классификации ощущений, 266

Климов Е.А., 104

клиническая психология, 20

когнитивная карта, 35

когнитивная психология, 59

когнитивная сложность-простота, 164

когнитивный диссонанс, 168

когнитивный стиль, 165

кодирование, 333

кожные ощущения, 317

коммуникация, 120

комплекс, 19

комплекс оживления, 121

комплекс Эдипа, 39

комплексы неполноценности и превосходства, 44

Кон И.С., 43

конвергенция глаз, 310

конгруэнтность, 231

конкретные операции, 70

Конрад, 349

константность восприятия, 75

конституция человека, 101

конструкт, 128

контактные рецепторы, 266

контекст, 12

конфликт, 29

конформность, 118

концептуальная модель, 241

кора головного мозга, 136

корреляция, 69

корсаковский синдром, 265

котраст яркостный, 305

Коул Майкл, 329

Кофка Курт, 60

коэффициент d', 304

коэффициент интеллекта, 93

кратковременная память, 238

кратковременной памяти объем, 259

креативность, 92

Крейк, 353

Кречмер Эрнст, 108

кризисы возрастные, 66

культура, 39

культурно-историческая психология, 62

Кун Томас, 324

Кюльпе Отто, 76

лабильность, 103

лабораторный эксперимент, 75

Ланге Карл, 135

Ланге Н.Н., 356

латентное научение, 35

Лачинс Абрахам, 320

Леви-Брюль Люсьен, 234

Левин Курт, 64

Леви-Стросс Клод, 7

Лейпцигская школа, 9

Леннеберг Эрик, 328

Леонгард Карл, 113

Леонтьев А.Н., 18

либидо, 63

лимбическая система, 104

лингвистической относительности гипотеза, 328

Лири, 125

Личко А.Е., 113

личностный рост, 64

личностный смысл, 56

личность, 11

Логвиненко А.Д., 77

логотерапия, 19

ложная тревога, 304

ложь, 10

локализация высших психических функций, 20

Локк Джон, 24

локус контроля, 167

Локхарт, 353

Ломоносов М.В., 307

лонгитюдональное исследование, 59

Лоренц Конрад, 53

Лоссон, 373

Лурия А.Р., 20

Лэнц, 329

любовь, 44

Мак-Дауголл Вильям, 63

Мак-Клелланд Дэвид, 197

Мамардашвили М.К., 43

манипуляция, 48

Маркс Карл, 42

маскировка, 348

Маслоу Абрахам, 12

Мах Эрнст, 305

Маха полосы, 305

МДП, 110

межличностные отношения, 231

метапамять, 354

метапознание, 234

метод двойной стимуляции, 285

метод дихотического прослушивания, 368

метод ЕЗР, 302

метод проб и ошибок, 34

метод эксперимента, 32

методы шкалирования, 302

механорецепторов, 266

Миллер Джордж, 26

Миллер Патриция, 374

Минский Марвин, 254

мировоззрение личности, 57

Мишотт Альберт, 299

МкГёрк Гарри, 318

младенческий возраст, 66

младший школьный возраст, 66

мнемотехника, 265

модальность, 75

модели поздней селекции, 355

модели ранней селекции, 369

моделирование в психологии, 22

модель, 22

модель глубинных и внешних структур языка, 259

модель с фильтрацией, 368

мозг, 20

монокулярное зрение, 309

монокулярный параллакс движения, 313

монотония, 364

Морей, 369

Мортон, 349

мотив, 21

мотивация, 48

моторика, 360

моторная реакция, 143

музыкальный слух, 100

мыленная репрезентация, 252

мысленное вращение, 335

мысль, 18

мышление, 14

мышление без-образное, 294

мышление визуальное, 76

мышление комплексное, 218

мышление наглядно-действенное, 270

мышление наглядно-образное, 270

мышление образное, 267

мышление практическое, 269

мышление продуктивное, 274

Мюллер Иоганн, 271

Мюррей Генри, 189

Мясищев, 105

наблюдение, 21

навык, 30

навязчивые состояния, 38

надежность теста, 94

Найссер Ульрих, 255

намерение, 173

направленность личности, 11

настроение, 110

научение, 31

Небылицын В.Д., 103

невербальная коммуникация, 123

неврозы, 37

нейролингвистика, 33

нейропсихология, 20

нейрофизиология, 254

Нельсон, 315

необихевиоризм, 35

неофрейдизм, 44

непроизвольное запоминание, 64

непроизвольные реакции, 140

нервная система, 50

неудовольствие, 10

нистагм, 374

новообразование, 232

новорожденность, 121

норма, 43

Норман Дональд, 253

нормы социальные, 47

Ньютон Исаак, 307

Ньюэлл Аллен, 259

обнаружение, 368

обобщение, 16

обоняние, 75

оборонительный рефлекс, 134

образ, 28

общая психология, 8

общение, 45

общение в аспекте развития, 121

Олпорт Гордон, 276

онтогенез, 46

оперантное, 33

оперативные единицы памяти, 371

операция, 52

опознание, 95

опосредствование, 53

орган чувства, 17

организация, 8

ориентация, 168

ориентировочная деятельность, 50

ориентировочная реакция, 51

орудийные действия животных, 56

Осборн Алекс, 269

освещенность, 303

Остин Джон, 261

острота зрения, 60

осязание, 75

открытость опыту, 248

оценка, 50

ощущение, 14

Павлов И.П., 10

памяти виды, 264

память, 14

память автобиографическая, 237

память декларативная, 374

память иконическая, 278

память оперативная, 264

память процедурная, 374

память эхоическая, 278

пантомимика, 133

Панум Петер, 311

Панума зона, 311

паралич, 38

параллакс, 309

парапсихология, 22

патопсихология, 20

педология, 94

переживание, 41

переживание потока, 70

перенос, 34

Перлз Фриц, 29

перспектива, 298

Пиаже Жан, 16

Платон, 11

поведение, 8

поверхностная структура, 86

повторение, 336

Поддьяков Н.Н., 273

подражание, 59

подростковый возраст, 48

Познер, 349

Пойа Джордж, 261

пол, 59

Полан Фредерик, 287

поле зрения, 25

Поляков Ю.Ф., 98

понимание, 7

понятие, 7

пороги ощущений, 302

пороговая теория Фехнера, 302

пословица, 16

построение движения, 274

поступок, 79

поток сознания, 27

потребности, 12

пралогическое мышление, 268

прегнантность, 291

предметность восприятия, 69

предрассудок, 73

представление, 8

привыкание, 33

привычка, 215

привязанность, 115

признак, 50

принцип сенсорных коррекций, 36

принцип специфического кодирования, 351

принятие решения, 160

припоминание, 334

проблемная ситуация, 31

проверка статистических гипотез, 331

прогрессивные матрицы Равена, 97

проекция, 10

промежуточная переменная, 31

проприоцепция, 266

пространственные представления, 308

протопатическая чувствительность, 266

профессиональная ориентация, 94

профессиональная пригодность, 94

псевдопонятие, 285

психиатрия, 11

психика, 7

психические состояния, 69

психоанализ, 18

психогенетика, 83

психодиагностика, 84

психоз, 37

психолингвистика, 123

психологическая диагностика, 79

психологическая саморегуляция, 89

психологическое консультирование, 79

Психология, 7

психология труда, 20

психопатия, 108

психосемантика, 306

психосоматика, 227

психотерапия, 14

психотехника, 30

психофизика, 290

психофизиологии, 101

психофизиологическая проблема, 69

Раахейм, 321

рабочая характеристика приемника, 304

Равен Джон, 97

развитие психики, 49

раздражимость, 51

различение, 32

разум, 204

Райх Вильгельм, 107

Рандус, 353

ранний возраст, 18

реакция, 31

Рейковский Ян, 139

релаксация, 364

Ресторф Гедвинга, 340

ретикулярная формация, 104

ретроактивное торможение, 352

ретрофлексия, 219

рефлекс, 11

рефлексия, 24

рефлекторное кольцо, 36

рецепторы, 17

речи функции, 283

речь, 283

речь письменная, 284

речь устная, 284

Рибо Теодуль, 263

ригидность, 116

риск, 16

Робертс, 329

робот, 53

Роджерс Карл, 12

роль, 58

Рубинштейн С.Л., 9

Саймон Герберт, 259

самоактуализация, 12

самоактуализирующаяся личность, 232

самонаблюдение, 8

самооценка, 225

самосознание, 225

самоутверждение, 67

самочувствие, 235

Сартр Жан-Поль, 65

Сахаров Л.С., 262

Светс Джон, 304

свойства внимания, 332

свойства индивидуальности, 105

свойства нервной системы, 10

свойство, 14

связь, 14

Северцев А.Н., 50

селекция информации, 359

семантика, 317

семантическая память, 279

сенсомоторный интеллект, 54

сенсорная изоляция, 279

сенсорный регистр, 71

сенсорный шум, 368

Сепир Эдуард, 328

Сеченов И.М., 23

символ, 77

синестезия, 319

синкретизм), 258

синтез, 95

сканирование, 262

Скиннер, 33

склонность, 63

Скрибнер Сильвия, 329

следы памяти, 334

слепоглухонемота, 58

слияние, 218

слово, 7

слух, 44

слюна, 32

смещенное зрение, 315

Смирнов А.А., 345

смысл, 287

сновидение, 39

совесть, 25

сознание, 8

созревание, 231

Соколов Е.Н., 20

Сократ, 12

сон, 18

Соссюр Ф., 283

сотрудничество, 228

Сохранение, 15

социализация, 58

социальная психология, 126

социальная ситуация развития, 232

социальный стереотип, 58

Спенсер Герберт, 327

Спиноза, 127

Спирмен Чарльз, 96

способности, 12

сравнительная психология, 234

статистики, 48

стереопсис, 311

стереоскоп, 311

Стернберг, 350

Стефле, 329

стимул, 17

Столин В.В., 77

стратегии решения проблем, 82

Страттон Георг, 69

стремление, 12

стресс, 19

структурирование, 9

структурная психология, 290

Струп Джон, 308

субъект, 7

суждение, 72

суицид, 117

сукцессивное опознание, 277

сущность и явление, 12

схема, 238

сценарий, 106

талант, 62

Таннер, 304

творческий процесс, 260

творчество, 19

телесно-ориентированная психотерапия, 107

тембр, 368

темперамент, 8

теоретическое осмысление, 120

теории обнаружения сигнала, 303

теория, 30

теория единых ресурсов внимания, 372

теория интеграции признаков, 369

теория когнитивного диссонанса, 168

теория постановки целей, 171

теория поэтапного формирования умственных действий, 51

теория уровней обработки, 372

Теплов Б.М., 90

тест, 9

тесты интеллекта, 17

тесты способностей, 90

тета-ритм, 366

Титченер Эдвард, 26

Тихомиров О.К., 134

Толмен Эдвард, 35

торможение, 102

Торндайк Эдвард, 33

транзакция, 126

тревога, 30

тревожность, 30

Трейсман Анна, 369

тремор, 143

тренажер, 298

трехкомпонентная модель памяти, 347

труд, 55

Тулвинг, 238

Тульвисте Пеэтер, 328

Турнвальд, 329

Уатт Генри, 294

убеждения, 57

уверенность в себе, 70

узнавание, 334

Уитстоун Чарльз, 311

укрупнение, 343

умение, 195

умозаключение, 69

умственный возраст, 93

Уоллес Грахам, 269

Уорф Бенджамен, 328

Уотсон Джон, 31

уровень притязаний личности, 194

условный рефлекс, 20

установка, 57

устойчивость, 10

ухо внутреннее, 347

учение, 66

Уэддерберн, 369

Фабр Жан, 53

Фабри К.Э., 53

факторный анализ, 10

факторы успешности решения задачи, 320

феномен, 368

феноменология, 29

фенотип, 285

Феофраст, 9

Фестингер Леон, 168

Фехнер Густав, 250

филогенез, 65

Флейвелл Джон, 373

фонема», 317

фонетика, 317

формальные операции, 282

Франкл Виктор, 19

Франклин Бенджамин, 78

французская социологическая школа, 235

Фрейд Зигмунд, 10

фрейдизм, 227

фрейм, 254

Фромм Эрих, 226

фрустрация, 48

функционализм, 50

Функциональная система, 252

функциональный орган, 252

характер, 8

Харлоу, 121

Хинрмон, 352

Холуэй, 312

Хомский Наум, 259

Хорни Карен, 227

Хоффман, 365

хронотоп, 277

Хэд Генри, 239

цвет, 306

цветовое восприятие, 306

целостность восприятия, 75

цензура, 208

ценности, 57

центрация, 276

человеческие факторы, 20

Черри Колин, 368

чувства, 15

чувствительность, 304

Шелдон Уильям, 112

Шепард Роджер, 279

Шериф, 122

Шеррингтон Чарльз, 266

Шестаков, 331

Шехтер, 136

шизофрения, 69

Шиф Ж.И., 286

Шифрин, 253

Шлосберг Гарольд, 139

шум, 293

Эббингауз Герман, 255

эвристика, 131

эгоцентрическая речь, 284

эйдетический образ, 279

Эймс Адельберт, 69

Эйнштейн Альберт, 78

экологическая психология, 290

экспериментальная психология, 251

экстериоризации, 61

экстеро(ре)цепторы, 266

экстраверсия, 11

экстраполяционный рефлекс, 257

электроэнцефалография, 366

Эльконин Д.Б., 66

Эммерт Эмиль, 316

эмоции, 15

эмпатия, 65

Эпикур, 152

эпилепсия, 113

Эриксон Эрих, 232

этнопсихология, 20

этноцентризм, 55

этологии, 52

эффект изоляции, 340

эффект недавности, 334

эффект первичности, 334

эффект Струпа, 308

эфферентный, 313

Юлеш, 311

Юнг Карл, 11

юношеский возраст, 48

Яблочков П.Н., 77

язык, 50

Я-концепция, 241

Яньшин Пётр, 308


 

 

[601][602]».[603][604] органов чувств[605][606]

 

уааааааааааомааауааааааа


[1] ПСИХОЛОГИЯ (от греч. psyche – душа + logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов, состояний. В течение столетий явления, изучаемые П., обозначались общим термином душа и считались предметом одного из разделов философии, названного в XVI в. П. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих др. направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности мед. и педагогической). Своеобразие этих явлений, их данность человеку в форме непосредственных, неотчужденных от него переживаний, их особая познаваемость, обусловленная способностью индивида к самонаблюдению и самоотчету о них, их интимно-личностная ценность были истолкованы религиозно-идеалистическими учениями как показатель их порождаемости особой сущностью. В противовес этому развивалась материалистическая традиция, ориентированная на союз П. с естествознанием, укреплявшая научное знание о психике, исходя из достижений в изучении ее материального субстрата (органов чувств и мозга).

С середины XVI в. благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе П. начала обособляться и от философии, и от физиологии, поскольку установленные в лабораториях закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Было показано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения. Вследствие столь тесной взаимосвязи поведения и психики в современной П. получило широкое признание деятельностное понимание предмета П. (см. Деятельностный подход в психологии). Хотя деятельность не является предметом изучения одной лишь П., психологический подход вносит существенный вклад в комплексное исследование реальной человеческой деятельности и поведения животных.

Научное исследование генетически первичных форм поведения и психики (а также ее патологических проявлений) утвердило приоритет объективных методов, которые в дальнейшем стали определяющими для П. В то же время и самонаблюдение сохраняет значение важного, но вспомогательного источника информации о человеческой психике, сущностной характеристикой которой является сознание. Будучи порождением и функцией соц. (надындивидуальных) процессов, сознание индивидуального субъекта имеет свою системную смысловую организацию, придающую различным проявлениям психики (познавательным, мотивационно-аффективным, операциональным, личностным) свойства, качественно отличающие их от психики животных. Возможность постижения процессов сознания независимо от рефлексии (самоотчета) о них субъекта обусловлена тем, что они возникают и развиваются в объективной системе его отношений с др. людьми, окружающим миром. В этой же системе, «всматриваясь» в других, субъект приобретает способность судить о внутреннем плане своего поведения (см. Я-концепиия). Не все компоненты этого плана переводимы на язык сознания, но и они, образуя сферу бессознательного, служат предметом П., которая выявляет характер соответствия действительных мотивов, установок (аттитюдов), ценностных ориентаций личности сложившимся у нее представлениям о них. Как осознаваемые, так и неосознаваемые психические процессы осуществляются работающими по физиологическим законам нейрогуморальными механизмами (см. Гуморальный), но протекают не по этим законам, а по своим собственным, т. к. в психике человека представлены действительность природная и социокультурная и жизнь конкретной личности. Зависимость человеческого поведения от биологических и соц. факторов определяет своеобразие его исследования в П., которая развивается в «диалоге» между данными о природе и о культуре, интегрируемыми в ее собственные понятия, несводимые к другим и в свою очередь используемые прочими науками.

Философско-психологическое учение о деятельности и сознании как активном отражении реальности, обусловленном общественно-исторической практикой, позволяет с новых методологических позиций вырабатывать основные проблемы научной П., среди которых выделяются психофизиологическая проблема (об отношении психики к ее телесному субстрату), психосоциальная (о зависимости психики от соц. процессов и ее активной роли в их реализации конкретными индивидами и группами), психопраксическая (о формировании психики в процессе реальной практической деятельности и о зависимости этой деятельности от ее психических регуляторов – образов, операций, мотивов, личностных свойств), психогностическая (об отношении чувственных и умственных психических образов к отображаемой ими реальности) и др. Разработка этих проблем ведется на основе общенаучных принципов: 1) детерминизма (раскрытия обусловленности явлений действием производящих их факторов); 2) системности (трактовки этих явлений как внутренне связанных компонентов целостной психической организации); 3) развития (признания преобразования, изменения психических процессов, их перехода с одного уровня на другой, возникновения новых форм психических процессов).

В ходе разработки основных проблем П. сформировался ее категориальный аппарат, в котором выделяются категории образа, мотива, действия, личности и др. Исследовательская практика П. неотделима от социальной: от общественных потребностей, связанных с решением задач обучения, воспитания, отбора кадров, используемых в материальном и духовном производстве, стимулировании деятельности личности и коллектива и т. д.

Категориальный строй П., отображая психическую реальность в ее самобытных характеристиках, служит основанием, «стволом» всего многообразия ответвлений современной П., выступающих в виде отдельных отраслей, многие из которых приобрели ныне самостоятельный статус (возрастная П. – см. П. возрастная, Дифференциальная П., Зоопсихология, Инженерная П., Космическая П., Медицинская П., Нейропсихология, Общая П., Патопсихология, Педагогическая П., Психогенетика, Психогигиена, Психодиагностика, Психолингвистика, Психометрика, Психосемантика, П. искусства, П. спорта, П. творчества, П. труда, П. управления, Политическая П., Психотерапия, Психофармакология, Психофизика, Психофизиология; специальная П. – см. П. специальная; социальная П. – см. П. социальная, Сравнительная П., Этнопсихология; юридическая П. – см. П. правовая, П. юридическая и др.).

Дифференциально-интеграционные процессы, превратившие П. в «куст» отраслей, обусловлены запросами различных областей практики, сталкивающими П. со специфическими для каждой из них проблемами. Эти проблемы, как правило, комплексные и поэтому разрабатываются многими дисциплинами. Включение П. в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивны лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснительными принципами (см. Психологизм). Вместе с тем в результате контактов с др. науками П. сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоятельной науки (см. Когнитивная наука, Педология, Человекознание, Эргономика).

Серьезное воздействие на дальнейшее развитие П. оказала происшедшая в условиях современной научно-технической революции передача электронным устройствам некоторых функций, являвшихся прежде уникальным достоянием человеческого мозга, – функций накопления и переработки информации, управления и контроля. Это позволило широко использовать в П. кибернетические и теоретико-информационные понятия и модели, что способствовало формализации и математизации П., внедрению в нее более строгого системного стиля мышления с его преимуществами, обусловленными применением логико-математического аппарата, компьютеров и др. средств одновременно. Автоматизация, информатизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в эффективном использовании и культивировании функций человека, которые не м. б. переданы электронным устройствам, прежде всего творческих способностей, обеспечивающих дальнейший научно-технический прогресс. Изучение проблем искусственного интеллекта, с одной стороны, и творчества – с другой, становятся в современную эпоху важными направлениями П. (см. Когнитивная психология).

Наряду с ними стремительно развиваются соц. П. и П. управления, решающие задачи, касающиеся роли человеческого фактора в развитии общества, в процессах управления, а также исследования, связанные с освоением космического пространства, демографическими, экологическими и др. актуальными проблемами современности. Включенность П. в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук (на уровне как фундаментальных, так и прикладных исследований) определяет важную роль П. в современной духовной жизни, ее непосредственную связь с соц. – политическими процессами в современном мире (Политическая П.; Прикладная П.; П. искусства; П. компьютеризации; П. сценического искусства; Сексология; Экологическая П. и др.).Добавление лирическое: Психологические знания о человеческом поведении и способах управления им, о человеческой душе появились задолго до появления наук о человеке и П. Такие знания первоначально фиксировались в мифологии и искусстве в форме образов (см. Психология искусства), а в философии – в форме размышлений, выраженных в слове. Подобный «филологический» способ развития знаний о душе преобладал и в П. как в науке о душе, возникшей в XVI в., вплоть до середины XIX в., когда зародилась экспериментальная П. Последняя начала изучать изолированные силы души, дав им название психических функций и сохранив П. не только название П., но и значение слова «П.» как науки о душе, хотя первоначальный смысл слова «П.» все больше и больше улетучивался. Целью П., как и всякой др. естественной науки, стало обнаружение законосообразных механизмов и способов их действия.

В итоге сегодня сосуществуют психологические знания, выраженные художником в форме образа, философом – в форме слова, психологом – в форме действия (операции, процедуры). Но в реальности все эти формы взаимосвязаны и неразделимы как ткани единого организма. Если взять привычную психологическую абстракцию психических функций, то очевидно: для перцепции важна чувственная ткань, для движения и действия – биодинамическая, для эмоций и переживаний – аффективная. Но в потоке сознания перечисленные виды ткани, переплетаясь и взаимодействуя одна с другой, претворяются в соответствующие невербальные и вербальные смысловые и значащие формы, которыми оперирует мышление. Об этом переплетении писал М. Бахтин: «В себе значимое содержание возможного переживания-мысли не падает в мою голову случайно, как метеор из другого мира, оставаясь там замкнутым и непроницаемым. Оно вплетено в единую ткань моего эмоционально-волевого, действенно-живого мышления-переживания как его существенный момент» (Бахтин М. Работы 20-х годов. Киев, 1994, с. 36). Значит, и мысль и мышление гетерогенны, множественно опосредованы и включают в свой состав переживание, волю, действия, образы.

Благодаря ориентации на механизм наука самозванно присвоила себе исключительное право на объективность. Следы пренебрежения к образу и слову (в т. ч. к интроспекции) видны и сейчас, что едва ли целесообразно приписывать чьему-либо злому умыслу. Необходимы пристальное внимание и далеко не простая работа, чтобы обнаружить сходство между образом, словом и действием, даже когда они описывают один и тот же объект. Легко ли в исследованиях памяти увидеть Мнемозину или в любом учебнике психологии увидеть душу, смыслообраз которой был создан совместными усилиями деятелей искусства, философии, религии? Душу в учебнике П. не узнает не только студент, но и автор книги. Еще труднее, когда этот смыслообраз не забыт, а сохраняется и обогащается в культуре, а следовательно, и в жизни. Он такой же внутренне напряженный и недосказанный, как и прежде, и взывает к науке, чтобы она сделала его наконец предметом своего внимания и изучения.

Нельзя сказать, что психологи вовсе забыли смыслообраз души. Они скорее вытесняют его, т. е. осуществляют его деятельностно-семиотическую переработку, итогом которой оказываются ассоциации, гештальты, поведение, его планы и структуры, реакции, рефлексы, нейронные сети, установки, отношения, отражение, значащие переживания, деятельности, действия, операции, ориентировка, значения, смыслы, когнитивные структуры и т. д. – все то, что в разные периоды развития П. выступало в качестве ее предмета исследования или главной единицы (и средства) анализа. В каждом отдельном случае обнаруживается неполнота получаемого знания и ищутся новые пути и способы ее преодоления.

П. – многопредметная наука, и каждый новый предмет исследования расширяет ее «тело» и лишь незначительно обогащает душу. Не слишком помогает и смена методологических принципов, руководящих общей стратегией исследований. Психологи занимали разные т. зр., с которых рассматривали выбранный объект изучения: диалектическая и метафизическая, аналитическая и синтетическая, элементаристская и целостная, качественная и количественная, динамическая и статистическая (вероятностная), синхроническая и диахроническая, энергетическая и информационная, алгоритмическая и эвристическая и т. д. При изучении психики опробовались также биологический, психологический, социологический и т. д. подходы. Сов. П. оказали плохую услугу внешние по отношению к ней методологические принципы: отражения, детерминизма, системности, единства сознания и деятельности. Разумный принцип развития не мог компенсировать вред, наносимый другими. Выручало то, что они в значительной степени и бытовали отдельно от психологии, и произносились не по существу, а как заклинания, которые сейчас по инерции произносятся преимущественно в диссертациях.

Психологи все же последовали совету П. Фейерабенда и сделали «методологическую передышку». В П. давно не видно «системосозидающих» трудов. Неизвестно, сколько продлится эта пауза, во время которой полезно не только осмотреться, но и обернуться вспять, обратиться к истокам, к исходному смыслообразу П. как науки, последовать совету Кободайси: «Не иди по следам древних, но ищи то, что искали они». Конечно, ни торопиться, ни торопить в этом деле не следует. А. А. Ухтомский когда-то заметил: люди сначала научаются ходить и лишь потом задумываются над тем, как им это удалось. Если задумываются! П. сильна своим разнообразием, которое увеличивает ее объяснительный и практический потенциал. Примером для П. может служить физика, расшифровавшая смысловой образ апейрона-атома спустя почти 2,5 тыс. лет. Но смысловой образ души, по крайней мере, должен витать над П., как витает смысл над каждой двигательной задачей. Наличие такого смыслообраза станет хорошей прививкой от чрезмерных упрощений психологической реальности, которым несть числа, возможно, заставит посмотреть на нее по-новому, а еще лучше – расширить ее.

Спора нет, отказ от субъективного, стремление к объективности исследований принесли свои плоды. Но, может быть, настала пора расширить само понятие объективного, включив в него субъективное? Ухтомский давно говорил, что субъективное не менее объективно, чем т. н. объективное. В этом же духе размышлял А. Н. Северцов, говоря, что психика – фактор эволюции. Кстати, и человеческое сознание худо-бедно ведет исторический процесс и, возможно, наивно надеется на ноосферу. Нельзя сказать, что идея расширения объективного слишком оригинальна. Психоанализ к этому пришел давно, сделав сновидения орудием и средством своей работы.

Расширение сферы объективного – это больше, чем зона ближайшего развития П. Очень м. б., что в т. н. субъективном заключена тайна целостности, по которой так тосковали и тоскуют многие психологи. Напр., выдающийся психолог современности Дж. Брунер написал в своей автобиографии: «Я не чувствую, чтобы мои работы совершили революцию или в моем собственном мышлении, или в состоянии наук о человеке в целом. В чем-то самом важном я чувствую себя неудачником. Я надеялся, что П. сохранит целостность и не превратится в набор несообщающихся дисциплин. Но она превратилась. Я надеялся, что она найдет способ навести мосты между науками и искусствами. Но она не нашла». Такому самосознанию ученого, внесшего существенный вклад в развитие целостных представлений о человеке, в изучение его живой души и сознания, можно позавидовать. Хорошо бы подобное самосознание стало примером для психологов XXI в. Тогда можно надеяться, что какой-нибудь историк в XXII в. не повторит крылатую фразу начала XX в., произнесенную В. О. Ключевским: «Раньше психология была наукой о душе, а теперь стала наукой об ее отсутствии». К сожалению, XX век полностью оправдал это печальное заключение историка. И все же в конце ушедшего бездушного столетия появились философы, начавшие возвращать душу в свой дискурс (М. К. Мамардашвили, Ф. Т. Михайлов). Не пора ли и психологам последовать их примеру?! (В. П. Зинченко)

[2] ДУША (англ. soul; греч. ψυχή; лат. anima).1. В этнологическом смысле верование или убеждение, что наша мысль, чувство, воля, жизнь обусловливаются чем-то отличным от нашего тела (хотя и связанным с ним, имеющим в нем свое местопребывание), свойственно, вероятно, всему человечеству и м. б. констатировано на самых низких ступенях культуры, у самых примитивных народов (см. Анимизм). Происхождение этого верования м. б. сведено в конце концов к самочувствию, к признанию своего Я, своей индивидуальности, более или менее тесно связанной с материальным телом, но не тождественной с ним, а только пользующейся им как жилищем, орудием, органом. Это Я, это нечто духовное или, в более примитивном представлении, движущее начало, «сила», находящаяся в нас, – и есть то, что первобытный человек соединяет с представлением о «Д.» (Энц. словарь Брокгауза и Ефрона, 1893, т. 11, с. 277).2. До середины XIX в. Д. была не только предметом философских и теологических размышлений, но и предметом изучения психологии. С начала развития экспериментальной психологии Д. оставалась лишь номинальным предметом научной психологии, стремившейся уподобиться естественным наукам. Ее действительным предметом стала психика. Психология пожертвовала Д. ради объективности своей субъективной науки. Психологи не отрицают существования Д., но воздерживаются от ее изучения, стараются избегать щекотливых вопросов о ее природе, передают Д. и дух по ведомству философии, религии и искусства. Утрата Д. для психологии не безобидна. Она расплачивается за нее перманентным кризисом, доминантой которого является неизбывная тоска по целостности психической жизни. В поисках целостности психологи перебирают различные методологические принципы, порой нелепые (вроде принципов детерминизма или системности), ищут и перебирают различные единицы анализа, «клеточки», из которых выводимо все богатство психической жизни. В роли таких единиц выступали и выступают ассоциация, реакция, рефлекс, гештальт, операция, значение, переживание, установка, отношение, акт отражения, акция, действие и т. п. Безрезультатность подобных поисков заставляет психологов возвращаться к Д., размышлять о ее возможных функциях и возможной онтологии. Они вольно или невольно следуют рекомендации М. Фуко: «К главному идешь пятясь…»

Многое в философских и психологических размышлениях о Д. сохранилось от мифологии (см. пункт 1). Аристотель рассматривал Д. как причину и начало живого тела, признавал Д. сущностью, своего рода формой естественного тела, потенциально одаренного жизнью. Сущность же есть осуществление (энтелехия), т. о., Д. есть завершение такого тела. Значит, по Аристотелю, Д. есть сила. Важнейшая ее функция состоит в предвидении: «[Душа] есть известное осуществление и осмысление того, что обладает возможностью быть осуществленным» (О душе. М., 1937, с. 42). Д. ищет и ориентируется на будущее, которого еще нет, и сама набрасывает контуры будущих событий. Но она же, согласно И. Канту, воспринимает внутренние состояния субъекта, т. е. воспринимает и оценивает настоящее, без чего невозможен поиск и не нужно будущее. Значит, Д. как минимум жилица 2 миров: настоящего и будущего, обладающая к тому же формообразующей силой или энергией. Об этом же говорит Платон, миротворческая фантазия которого породила замечательный образ Д. Он уподобил ее соединенной силе окрыленной пары коней и возничего: добрый конь – волевой порыв, дурной конь – аффект (страсть). Возничий – разум, который берет что-то от доброго и что-то от дурного коня.

В большинстве смыслообразов Д. присутствуют с небольшими вариациями все перечисленные атрибуты Д.: познание, чувство и воля. У Августина главными способностями Д. выступают память, разум и воля. Если к.-л. из атрибутов отсутствует, Д. оказывается ущербной. Напр., Л. Н. Толстой писал, что полководцы лишены самых лучших человеческих качеств: любви, поэзии, нежности, философского сомнения. Наличие всех атрибутов Д. (разума, чувства, воли, добавим: и памяти) не гарантируют ее богатства. Глубокий ум, высокий талант, замечательное профессиональное мастерство м. б. отравлены гордыней, завистью, которые опустошают Д., убивают дух. М. б., платоновской соединенной силе не хватает крыльев?! Подобное объяснение красиво. И хотя его трудно принять в качестве определения, из него следует, что Д. нельзя свести к познанию, чувству и воле. Д. – это таинственный избыток познания, чувства и воли, без которого невозможно полноценное развитие их самих.

Признание реальности Д. неминуемо влечет за собой вопрос о ее онтологии. Аристоксен (ученик Аристотеля) утверждал, что Д. есть не что иное, как напряженность, ритмическая настроенность телесных вибраций. В этом же духе рассуждал Плотин. Отвечая на вопрос, почему красота живого лица ослепительна, а на мертвом лице остается лишь след ее, он писал, что в нем нет еще того, что притягивает взгляд: красоты с грацией. А. Бергсон по этому поводу замечает: «Не зря называют одним словом очарование, которое проявляется в движении, и акт великодушия, свойственный Божественной добродетели, – оба смысла слова grace составляли одно».

Близкие мысли высказывали естествоиспытатели. А. Ф. Самойлов, оценивая научные заслуги И. М. Сеченова, говорил: «Наш известный ботаник К. А. Тимирязев, анализируя соотношение и значение различных частей растения, воскликнул: “Лист – это есть растение”. Мне кажется, что мы с таким же правом могли бы сказать: “Мышца – это есть животное”. Мышца сделала животное животным… человека человеком». Продолжая этот ход рассуждений, можно спросить: что есть Д.? Телесный организм занят. М. б., это есть грация или, в терминах Н. А. Бернштейна, живое движение? Именно на конечных участках действия Ч. Шеррингтон локализовал ее атрибуты (память и предвидение). К этому следует добавить утверждение Р. Декарта о том, что действие и страсть – одно. А. А. Ухтомский придал подобным размышлениям вполне определенную форму. Поставив перед собой цель познания анатомии человеческого духа (Н. В. Гоголь назвал бы его «душевным анатомиком»), Ухтомский ввел понятие функционального органа индивида. Такой орган есть всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение. Он подобен вихревому движению Декарта. (Еще раз вспомним соединенную силу в метафоре Платона.) Такими органами являются: движение, действие, образ мира, воспоминание, творческий разум, состояния человека, даже личность. В своей совокупности они и составляют духовный организм. По мысли Ухтомского, эти органы, сформировавшись, существуют виртуально и наблюдаемы лишь в исполнении, т. е. в действии, в поступке, в эмпирическом действительном бытии. Здесь нет противоречия; так, остановку можно рассматривать как накопленное движение. Таков, напр., образ, представляющий собой эйдетическую энергию, накопленную по ходу его формирования. Такая энергия при санкции Д. и смелости духа воплощается в действие, в произведение. По сути дела Ухтомский пришел к выводу об энергийной проекции духовного организма (сочетание сил), в котором имеется место Д.

Было бы преждевременно и опрометчиво идентифицировать функциональные органы, которым нет числа, с Д., но нельзя не заметить, что они соприродны Д., поэтому она и может «распоряжаться» ими. Фихте говорил, что человек строит новые органы и функции, душой и сознанием намеченные, др. словами, Д. выполняет формообразующую функцию, о которой говорилось выше. Она и сама есть «форма форм». Бывает, что Д. и сознание намечают к созданию органы себе на погибель: Душу сражает, как громом, проклятие: / Творческий разум осилил – убил (А. Блок).

Принятие положения об энергийной природе Д. облегчает обсуждение вопросов о ее местоположении и функциях. В частности, становится понятным положение Гегеля: «Душа есть нечто всепроникающее, а не что-то существующее только в отдельном индивиде». Д. может находиться между людьми. Возможно даже единение душ. Душа – это дар моего духа другим (М. М. Бахтин). Именно в этом смысле Д. не может погибнуть, она переходит к другому. Конечно, если этот дар будет принят в себя другим, а если последний обладает благодарной памятью, Д. сохраняет авторство дарителя. Когда-то в рус. языке «духовная память» была эквивалентна «завещанию». Д. – удивительный дар, который от дарения не скудеет, прирастает: чем больше даришь, тем больше остается дарителю. Положение о том, что Д. есть дар духа, не противоречит гегелевскому определению духа: дух есть система движений, в которой он различает себя в моментах и при этом остается свободным. Значит, Д. соприродна не только функциональным органам, но и духу.

Еще одно: «место души там, где соприкасаются внешний и внутренний миры, где они проникают друг в друга. Оно в каждой точке проникновения» (Новалис). На языке В. Ф. Гумбольдта и Г. Г. Шпета это место между внешней и внутренней формами, в точках их взаимодействия и взаимопроникновения. Обе формы связаны отношениями взаимного порождения. Внешнее рождается внутри, а внутреннее рождается вовне. Находясь между ними или объемля их, Д., скажем мягко, координирует их взаимодействие. Возможно, Д. ощущает (сознает) неравенство внешней и внутренней форм и тем самым выступает источником идей, чувств, действий, в конце концов, источником и движущей силой развития. Сильная Д. трансформирует отрицат. энергию, порождаемую «избытком недостатка», в энергию положительную, в энергию созидания и достижений.

Элиот сказал: то, что впереди нас, и то, что позади нас, ничто по сравнению с тем, что внутри нас. В каждом человеке имеются археологические, или архетипические, пласты, виртуальные формы поведения, деятельности, знаний, опыта, нераскрытых способностей. Все они труднодоступны не только постороннему наблюдателю, но и их носителю. Бывает, что все это богатство, как вода, сковано льдом. Душа расковывает недра (О. Мандельштам) и, т. о., позволяет им обнаруживать и реализовывать себя. Бодрствующая Д. всегда находится на грани, на пороге преобразований.

Итак, существует как минимум 3 пространства «между», или 3 границы, где располагается Д.: между людьми, внешней и внутренней формами самого человека, между прошлым и будущим. Она выполняет огромную работу, связывая все перечисленные пары по горизонтали, а возможно, и по вертикали. Идея пограничья Д. заслуживает самого пристального внимания. Бахтин писал, что культура не имеет собственной, замкнутой в себе территории: она вся расположена на границах. Каждый культурный акт существенно живет на границах: отвлеченный от границ, он теряет почву, становится пустым, заносчивым и умирает. Так же обстоит дело с Д. Замкнувшись исключительно на себе или в себе, она деградирует.

Пограничье Д. не противоречит тому, что она может проявлять себя вовне. Шпет писал: «Вообще, не потому ли философам и психологам не удавалось найти “седалище души”, что его искали внутри, тогда как вся она, душа, вовне, мягким, нежным покровом облекает “нас”. Но зато и удары, которые наносятся ей, – морщины и шрамы на внешнем нашем лике. Вся душа есть внешность. Человек живет, пока у него есть внешность. И личность есть внешность. Проблема бессмертия души была бы разрешена, если бы была решена проблема бессмертного овнешнения» (Соч. М., 1989, с. 363–365).

Д. м. б. также высокой и низкой, большой и малой, широкой и узкой, даже тесной. Поэты говорят, что Д. имеет свои пределы: пределы Д., пределы тоски. Значит, при всем своем пограничье Д. имеет и свое пространство, но пространство совершенно особое. Пространство Д., ее чертоги не описываются метрическими и даже топологическими категориями, хотя свою топологию Д. имеет. Топология Д. не единственная, а множественная, топология не сциентистская, а гуманитарная, предполагающая взаимную, определяемую смыслом обратимость пространства и времени.

Пространство и время Д. – это предмет размышлений об увлекательной и бесконечной области хронотопии (см. Хронотоп) сознательной и бессознательной жизни человека. Поиски онтологии Д. должны быть продолжены. Д. не только намечает к созданию новые функциональные органы, но санкционирует, координирует и интегрирует их работу. Одновременно с этим она сама раскрывается все полнее и полнее. Возможно, в этой работе Д. таится искомая учеными и художниками целостность человека, являющаяся камнем преткновения для психологии, давно мечтающей собрать воедино уже детально изученные изолированные психические функции и ищущей законы их взаимодействия. (В. П. Зинченко)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...