Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос. Принципы педагогического менеджмента.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Традиционная система принципов, отражающая организационно-производственную сторону управления в образовании, была существенно дополнена при внедрении в практику образовательных учреждений идей педагогического менеджмента. С позиций педагогического менеджмента Ю.А. Конаржевский выделил следующие управленческие принципы: - уважения и доверия к человеку; - целостного взгляда на человека; - сотрудничества; - социальной справедливости; - индивидуального подхода в управлении; -обогащения работы педагога; -личного стимулирования; -консенсуса; -коллективного принятия решения; - целевой гармонизации; - горизонтальных связей; - автономизации управления; -постоянного обновления. Остановимся более подробно на каждом из названных выше принципов. Принцип уважения и доверия к человеку является основополагающим принципом управленца и педагогического коллектива. Он отражается во взглядах педагога, мотивирующих его поведение, и в жизнедеятельности педагогического коллектива и всей школы. Этот принцип предполагает: - уважение достоинства человека, признание за человеком соответствующих прав и возможностей; - уважение «человека в себе» и уважение «человека в других»; бережное отношение к «человеку в себе» потому, что в других также присутствует человек; - предоставление личности свободы выбора; -доверие к человеку, так как его потенциальные возможности неисчерпаемы; -создание атмосферы доверия на основе взаимоуважения; - уважение человека и одновременно проявление требовательности; -создание обстановки, в которой человек может проявить себя, раскрыть свои возможности; -развитие инициативы, творческих способностей, умения найти себя в коллективе; - поощрение достижений и личного вклада каждого в дела образовательного учреждения; - обеспечение каждому педагогу и ребенку личной защищенности в коллективе. Принцип целостного взгляда человека также очень важен в системе ценностей образовательного учреждения. Он предполагает, что управленец рассматривает каждого члена педагогического коллектива не просто как работника, осуществляющего профессиональную деятельность, но и как личность со всеми ее потребностями, мотивами, целями, переживаниями. При этом педагог рассматривает ребенка не просто как воспитанника дошкольного образовательного учреждения или ученика, а как личность во всем многообразии ее качеств и проявлений. Этому принципу отвечает целый ряд конкретных требований. Управленец должен: -строить свои отношения с педагогом не как должностное лицо с подчиненным, а как человек с человеком; - не ограничивать отношения с педагогами только должностными обязанностями, а вникать в их жизнь, духовный мир, понимать их стремления, иначе каждый педагог неизбежно будет чувствовать отчужденность; - помнить, что жизнь педагога и ребенка не ограничивается образовательным учреждением, она гораздо шире и богаче; - не забывать, что работа занимает большую часть жизни учителя, и сделать все возможное, чтобы время, проведенное им в образовательном учреждении, было светлым и радостным; - быть причастен к образу жизни членов педагогического коллектива, понимать их потребности; -не только встречаться с педагогами в формальной обстановке, но и просто общаться с ними, разговаривать «по душам». Принцип сотрудничества предусматривает перевод управления с монологической основы на диалогическую, переход от коммуникации к общению, от субъект-объектных к субъект-субъектным отношениям. С ним связаны определенные требования к управленцу. Руководитель должен: - рассматривать педагога как активный фактор, а не как пассивный элемент педагогической системы; - знать и учитывать личные качества учителей и на основе этого формировать оптимальные социально-педагогические связи между ними, создавать высокопродуктивную рабочую атмосферу в образовательном учреждении; - ценить в педагоге гуманное отношение к детям, компетентность, инициативность, ответственность, помнить, что необходим не подчиненный, а сотрудник, человек дела; -способствовать не только усилению у педагога чувства ответственности, но и осознанию им своей роли и необходимости участия в процессе управления образовательным учреждением; -бережно относиться к проявлениям педагогической инициативы со стороны заместителей и требовать от них того же и по отношению к педагогам; -основывать совместную деятельность руководителя и педагогического коллектива на человечности, сознательной дисциплине, инициативе и педагогически целесообразной работе (принцип «Сначала — инициатива, потом — работа, человечность и сознательная дисциплина — всегда»); -соблюдать следующий принцип: «Сначала — пристальное внимание, анализ, диагноз, потом — принятие решения». Это — основа сотрудничества». Н.Витке считал, что суть административной работы заключается в создании атмосферы дружного коллективного сотрудничества при сочетании всеми признанного делового и морального авторитета администрации с проявлением широкой инициативы сотрудников учреждения. Принцип социальной справедливости предполагает такое управление педагогическим коллективом, при котором педагоги находятся в равном положении, а их взаимодействие с администрацией строится на основе рассмотрения человека как цели управления, а не как его средства. Согласно этому принципу управленец должен: -стремиться равномерно распределять среди педагогов не только учебную, но и общественную нагрузку, осторожно и постепенно включать их в социальную структуру; -создавать условия и предпосылки, дающие возможность проявить свои профессиональные и другие способности; - поощрять, оценивать деятельность педагогов без предвзятости, объективно, на основе предоставления им равных «стартовых» возможностей; - всегда при оценке труда педагога приводить в соответствие его трудовые достижения и их общественное признание; - помнить, что гарантиями социальной справедливости в педагогическом коллективе являются гласность систематическое освещение деятельности аппарата управления; - учитывать, что уровень социальной справедливости находит отражение в общественном мнении, которое оценивает его в целом и по отдельным параметрам; - осознавать, что ощущение несправедливости возникает тогда, когда человек признает, что соотношение его трудового вклада и результата оценено ниже (несправедливо) по сравнению с соотношением вклада и результата других участников деятельности. Отсюда и возникают конфликты. Принцип индивидуального подхода в управлении предусматривает учет руководителями индивидуальных особенностей педагогов, уровня их профессиональной подготовки, интересов, жизненного и социального опыта. Согласно этому принципу руководитель должен: - помнить, что индивидуальный подход может опираться только на глубокое изучение системы работы педагога и его личности; - индивидуализировать на основе этого изучения объем, частоту и формы общения с педагогом, уровень его самостоятельности, дидактической и методической свободы, поощрять одних учителей и повышать требования к другим; - в ходе индивидуальной работы с педагогом помогать ему укреплять те положительные профессиональные свойства и качества, которыми он обладает, вселять в него профессиональную уверенность, помнить, что поощрение желательных видов индивидуального поведения всегда более плодотворно, чем подавление нежелательных, и что опора на сильные стороны приносит больше пользы, чем бесконечный «разбор» недостатков; -способствовать выравниванию профессионального мастерства педагогов, повышению уровня отстающих учителей; - определять индивидуальные цели каждого педагога и рубежи их достижения, что обеспечит учителю путь к успеху. Принцип обогащения работы педагога заключается в стремлении руководителя разнообразить профессиональную деятельность педагога через пробуждение профессионального интереса и поддержку его профессиональной уверенности. Требования этого принципа: - проводить с педагогами консультации по поводу их сегодняшних и будущих профессиональных потребностей; - создавать условия для включения педагогов в инновационную деятельность; -организовывать посещение учителями уроков (занятий) творчески работающих педагогов в своем и других образовательных учреждениях; - проводить семинары, «круглые столы» по проблемам методов образовательной деятельности; -следить за повышением квалификации педагогов. Принцип личного стимулирования обеспечивает личную заинтересованность педагога в работе, способствует принятию им определенных обязательств перед образовательным учреждением и коллективом. Об этом свидетельствуют некоторые требования, вытекающие из этого принципа. Каждый руководитель должен: - иметь хорошо продуманную систему стимулов, включающую материальное и моральное стимулирование, помнить, что вежливость, улыбка, внимательное и чуткое отношение являются действенными стимулами для подчиненных; - выстраивать работу с педагогами на основе стимулирования их деятельности: создавать условия для труда, атмосферу взаимной удовлетворенности, систему творческой деятельности, условия для самообразования и т.д. Реализация принципа консенсуса позволит руководителю в условиях формирования у педагогов самостоятельных взглядов привести коллектив к согласию и сотрудничеству. Согласно этому принципу, руководитель должен выполнять следующие требования: - объективно оценивать точки зрения членов коллектива при обсуждении проблемы или принятия решения; - четко и логично аргументировать свою точку зрения, чтобы ее восприняло «критическое большинство» в коллективе; - использовать в качестве основного инструмента логический анализ ошибочных суждений, уметь вскрывать противоречия в суждениях коллег, добиваться осознания ими этих противоречий и пересмотра своей точки зрения, когда это необходимо; - идти на взаимные уступки, но не во вред делу. Принцип коллективного принятия решения— один из инструментов демократизации управления, основанный на вере в то, что люди не хотят все время быть исполнителями. К требованиям этого принципа относятся следующие: - не всякое решение должно приниматься коллективно (это касается оперативных ситуаций, а также рутинных дел). Коллективно принимаются решения, играющие существенную роль в жизнедеятельности образовательного учреждения (принятие его Устава, определение режима работы, принятие Программы развития и т.д.) и касающиеся практически каждого члена коллектива; -с информацией, на основе которой будет приниматься такое решение, должен ознакомиться каждый член коллектива; - решение только в том случае будет активно поддержано коллективом, если педагоги активно участвовали в его подготовке; - необходимо вести работу с меньшинством, не согласным с решением большинства, вовлекая его в процесс выполнения решения. Принцип целевой гармонизациипредусматривает целеустремленность, целесообразность управления и работу руководителя с целями, в результате которой в образовательном учреждении формируется целевая целостность, когда частные, лично профессиональные цели членов педагогического коллектива приходят в соответствии с общими целями образовательного учреждения, что является задачей управления образовательной системой. Этот принцип предполагает следующее: - в образовательном учреждении все должно осуществляться на основе осмысленной, предварительно сформулированной, педагогически целесообразной цели; - целевая целостность в образовательном учреждении формируется не сразу, это результат длительной и кропотливой работы руководителя с кадрами; - приверженность целям образовательного учреждения связана с убеждениями педагога, с его приверженностью основным ценностям образовательного учреждения и его культуре. Принцип горизонтальных связей обеспечивает установление связей между всеми членами педагогического коллектива, обмен информацией и опытом. Вот некоторые требования принципа: -данный принцип реализуется в процессе делегирования полномочий педагогам, коллективного принятия решений, установления единого статуса всех работников и др.; - горизонтальные связи необходимо формировать в соответствии с целями, с программой на длительное время; - при формировании системы связей необходимо учитывать неформальные, дружеские связи между педагогами, так как с одной стороны, они могут улучшить качество работы, а с другой — стать источником оппозиции администрации и целям образовательного учреждения. Принцип автономизации управления является одним из важнейших инструментов демократизации управления и необходимым условием формирования групп линейных менеджеров (локальных руководителей внутри образовательного учреждения). Автономизация позволяет децентрализовать контроль за качеством профессиональной деятельности педагогов. Согласно этому принципу должны выполняться следующие требования: - во главе автономных участков управления обязательно должны находиться высококвалифицированные педагоги, изъявившие желание заниматься управленческой деятельностью; -желательно, чтобы педагоги, руководящие конкретными участками управления (методическим объединением, командой диагностического сопровождения, командой учебно-программного обеспечения, командой педагогической поддержки ребенка и т.д.), выбирались или утверждались на собрании всего педагогического коллектива; - педагоги, ставшие во главе автономных подразделений, должны пройти соответствующую подготовку. Принцип постоянного обновления обусловливает перевод образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития. Этот принцип — основное руководящее положение для организации процесса освоения новых технологий и методик обучения и воспитания, изменения организационных и психологических структур, а также иных изменений в образовательном учреждении. Для реализации принципа постоянного обновления необходимо выполнить следующие требования: -любые крупные изменения нужно готовить заранее, создавая в коллективе определенный психологический настрой; - изменения должны быть основаны на детальном плане (проекте) и расчете, который обязательно приведет к успеху; если уверенности в успехе нет, изменения лучше не осуществлять; - коллектив должен быть готов (теоретически и практически) к осуществлению изменений; - необходимо помнить, что сопротивление переменам будет всегда, и искать консенсус, объяснять людям необходимость изменений; - процесс изменения в образовательном учреждении — это прежде всего процесс перемен в самом педагоге, в его личности. Представленные выше принципы системны. Для осуществления эффективного управления каждый из них «работает» только при условии, что и остальные, взаимосвязанные с ним, также исполняются.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 270. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |