Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ




ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В педагогической литературе встречается много терминов, характеризующих те или иные педагогические технологии: технология обучения, технология воспитания, технология преподавания, образовательная технология, традиционная технология, технология программированного обучения, технология проблемного обучения, авторская технология и т.д.

Первоначально многие педагоги не делали различий между понятиями «педагогическая технология», «технология обучения», «обучающая технология». Термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. Сегодня педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Следует также обратить внимание на то, что понятие «педагогическая технология» обозначает приемы работы в сфере обучения и воспитания. Поэтому понятие «педагогическая технология» шире, чем понятия «технология обучения» и «технология воспитания».

 Педагогическая технология характеризуется рядом признаков. В. П. Беспалько выделяет следующие:

-четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания;

-структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению;

-комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных, средств обучения и контроля;

-усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания;

-гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения.

При всем многообразии педагогических технологий существует два пути их появления. В одних случаях технологии возникают из теории (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.К. Дьяченко, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин, Н.В. Кузьмина и др.), в других случаях технологии вытекают из практики (Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В Ф. Шаталов, В.В. Шейман и др.).

Следует отличать педагогическую технологию от методики обучения. Отличие заключается в том, что педагогические технологии удается воспроизводить и тиражировать и при этом гарантировать высокое качество учебно-воспитательного процесса или решение тех педагогических задач, которые заложены в педагогической технологии. Методики часто не гарантируют должного качества.

 Таким образом, педагогическая технология обучения – это, с одной стороны, совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

В настоящее время педагогическая технология является содержательным обобщением , вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников). Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.

1) научным:педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным:описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным:осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Педагогическая технология взаимосвязанас педагогическим мастерством. Педагогическое мастерство состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Совершенное владение педагогической технологией и есть педагогическое мастерство. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, но в особенностях ее реализации как раз и проявляется их педагогическое мастерство.

Смысл любой из технологий обучения сводится к тому, что в процессе ее реализации должны быть представлены определенные компоненты.

Выделяют следующие компоненты.

С.И.Львова, И.П.Цибулько, Ю.Н.Гостева

1. диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы;

2. мотивация и организация учебной деятельности учащихся;

3. действие средств обучения (или собственно процесс обучения);

4. конроль качества усвоения материала.

В.М.Монахов

1. целеполагание как проектирование одной общей цели и множества частных задач;

2. диагностика как установление факта достижения или недостижения конкретной микроцели (задачи);

3. дозирование заданий как решение вопроса о том, сколько упражнений должен сделать самостоятельно ученик;

4. логическая структура технологии;

5.коррекция учебного процесса, как построение пути выведения учеников, не прошедших диагностику, на уровень стандарта.

В.А.Пятин, И.Я.Яцукова

1. диагностическое целеобразование и результативность,

2. экономичность, которая выражает качество технологии, позволяет достигнуть запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;

3. алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость, отражающие различные стороны воспроизводимости образовательных технологий;

4. корректируемость, предполагающая возможность постоянной обратной связи, постоянно ориентированной на четко определенные цели;

5. визуализация, затрагивающая вопросы применения различной аудиальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и пособий.

В.В. Гузеев

1. представление о результатах обучения (представления о том, что мы хотим получить в конце обучения);

2. текущая диагностика и прогнозирование развития ученика;

3. модели обучения (методы, формы, средства и приемы обучения);

4. выбор или построение модели обучения, необходимой для конкретных условий.

Компоненты образовательных технологий наглядно демонстрируют то, что каждому технологическому звену, цепочке, приему нужно найти свое место в процессе обучения. На основе перечисленных компонентов может быть описана любая технология.

Г.К. Селевко выделяет 12 обобщенных групп технологий, в каждой из которых выделены определенные классы педагогических технологий. Например:

по уровню применения: общепедагогические; частнопредметные, отраслевые; локальные, модульные, узкометодические;

по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные, идеалистические;

по ориентации на личностные структуры: информационные технологии (ЗУНы), операционные (способы учебной деятельности), эмоционально-художественные и др.;

по характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические и т.д.;

по организационным формам: классно-урочные – альтернативные, индивидуальные – групповые, дифференцированное обучение;

по преобладающему (доминирующему) методу: объяснительно-иллюстративные, развивающее обучение, проблемно-поисковые, информационные (компьютерные).

Академик В.П. Беспалько предложил классификацию педагогических систем (технологий) по типу организации и управления познавательной деятельностью учащегося: 

§ классическое лекционное обучение;

§ обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;

§ система «консультант»;

§ обучение с помощью учебной книги,

§ система «малых групп», групповые, дифференцированные способы обучения;

§ компьютерное обучение;

§ система «репетитор» – индивидуальное обучение;

§ «программное обучение», для которого есть заранее составленная программа.

Ф.Я. Савельев рассматривает технологии обучения, обусловленные основополагающей концептуальной основой, образовательной парадигмой:

§ по направленности действия - технологии обучения учеников, студентов, учителей, преподавателей, работников отрасли, государственных деятелей;

§ по целям обучения;

§ по предметной среде, для которой разрабатывается данная технология – для гуманитарных, естественных, технических и других дисциплин;

§ по применяемым техническим средствам (по технической среде) – аудиовизуальные, видеотехнические, компьютерные и другие технологии;

§ по организации учебного процесса – индивидуальные, коллективные, смешанные;

§ по методической задаче – технология одного предмета, технология одного средства, технология одного метода.

В.В. Гузеев считает, что сегодня имеются четыре класса технологий:

• «традиционные методики» (технологии, созданные внутри частнометодического подхода): классический семинар и т.п.;

• модульно-блочные технологии;

• цельно-блочные технологии (лекционно-семинарские системы);

• интегральные технологии (технология проектного обучения и интегральная технология В.В. Гузеева).

Технология проектного обучения.

Технология проектного обучения является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение (в отличие от традиционной практики обучения) характеризуется тем, что образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности.

В основе данной технологии лежат идеи Д. Дьюи об организации учебной деятельности по решению практических задач, взятых из повседневной жизни. Д. Дьюи отрицает необходимость стандартизированного содержания образования и фактически сводит обучение к основанному на интересах детей практицизму.

В отечественной школе в 20-е гг. XX столетия была предпринята попытка внедрения проектного обучения. На основе теоретических идей Д. Дьюи и его последователей была разработана проектная система обучения, или метод проектов, суть которого заключалась в том, что, исходя из своих интересов, дети вместе с учителем проектировали решение какой-либо практической задачи. Материал различных учебных предметов группировался вокруг комплексов-проектов.

И хотя такой подход обеспечивал формирование практических умений и навыков, однако последовательность и систематичность обучения нарушалась, что снижало образовательную подготовку учащихся.

В настоящее время педагоги вновь обращаются к проектному обучению в рамках задачи гуманизации образования, видя в нем одно из возможных решений проблемы превращения ученика в субъекта учебной деятельности, развития его познавательных возможностей и потребностей. Целью продуктивного обучения является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире. По словам разработчиков этой технологии, каждый ребенок должен иметь возможность реальной деятельности (для старших школьников - работы), в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.

(Слайд 18) ПРОЕКТ-это замысел,план;
разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст
какого-либо документа

(Слайд 19) Виды проектов:монопредметные, межпредметные, надпредметные

(Слайд 20) Сущность проектной технологии: Стимулировать интерес ребят
               к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммойзнаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение проблем, показать практическое применение полученных знаний

(Слайд 21) Все, что я познаю, я знаю для чего это мне надо и где и как я могу эти знания
    применить - основной тезис понимания метода проектов

(Слайд 22) ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО  ОБУЧЕНИЯ

Сущность модульного обучения:
ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигаетконкретныхцелей учебной познавательной деятельности
в процессе работы с модулем

(Слайд 24) Авторские технологии обучения.

Каждый автор и исполнитель привносят в педагогический процесс что-то свое индивидуальное. Поэтому, кроме перечисленных выше педагогических технологий обучения, существует большое количество авторских. Любая авторская технология опирается на общеизвестные приемы, методы, структурирует и организует их вокруг какой-то наиболее значительной авторской идеи. Проиллюстрируем это на примере авторской технологии обучения В.Ф. Шаталова.

Технологии обучения В.Ф. Шаталова:

- изложение теоретического материала осуществляется в быстром темпе и крупными блоками;

- использование на доске при объяснении опорных сигналов (схем, рисунков-символов, отдельных слов);

- подробное объяснение учителем алгоритма решения определенного типа учебной задачи;

- письменное, фронтальное повторение материала по опорным конспектам;

- быстрое, обзорное повторение в течение 5 минут значительного по объему учебного материала;

- общее, фронтальное решение совместно с учащимися типовых задач; проверка цепочкой (у ученика, который первым решил задачу, проверяет учитель, а у каждого следующего – предыдущий ученик);

-   релейная контрольная работа (учащиеся должны воспроизвести решения определенного числа типовых задач по изучаемой теме);

-   активная взаимопомощь (с учеником, пропустившим занятия, занимается кто-то из учеников класса, хорошо усвоивших соответствующую тему);

- урок открытых мыслей (любой ученик может сделать небольшое сообщение, доклад, связанный с изучаемой темой);

- парный взаимоконтроль (учащиеся, которые получают за свои ответы «отлично», опрашивают по этому же вопросу своих товарищей).

(Слайд 25) Информационная технология - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (компьютер, аудио, видео, кино) для работы с информацией

(Слайд 26) Преимущества информационно –комуникативной технологии:

 

Возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;

Индивидуализация учебного процесса;

Коренное изменение организации процесса познания путем смещения ее в сторону системного мышления;

Возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию обучения и самообучения.

 

(Слайд 27)Использование новых информационных технологий позволяет:

• Усилить мотивацию учения;

• Индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

• Основываться на личностно-ориентированном обучении.

• (Слайд 28) Диаграмма уровня подготовленности учителей

• Для этого можно использовать:

(Слайд 29) Электронный учебник - это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

(Слайд 30) Его преимущества:

Возможность быстрого поиска по тексту.

Организация учебной информации в виде гипертекста.

Наличие мультимедиа – богатейшего арсенала способов иллюстрации изучаемого явления: теле- и видеоинформацию, речь, музыку.

Моделирование изучаемых процессов и явлений, возможность проводить «компьютерные эксперименты» в тех областях человеческого знания, где реальные эксперименты очень трудоемки или невозможны.

Наличие системы самопроверки знаний, системы рубежного контроля, совместимость с экзаменационной системой. Возможность компьютерной оценки приобретенных знаний.

(Слайд 31) – диаграмма использования мультимедиа учителями

(Слайд 32)Технологии интеграции в образовании

(Слайд 33) Концепция интеграции

принцип взаимодополняемости;

деятельностный подход;

информационный подход;

развивающее обучение;

системный подход;

(Слайд 34)

Задачи:

Формировать целостно-личностное отношение ученика к жизни;

Развивать общую культуру школьника, приобщая к общечеловеческим ценностям художественной культуры;

Помогать понять своеобразие и единство «языка» разных видов искусства посредством сопоставления и анализа;

Развивать эмоциональную сферу ученика;

Развивать познавательные способности учащихся (восприятие, память, мышление, воображение);

(Слайд 35) Модель интегрированного курса

Естественно-научная картина мира объединяет предметные системы физики, химии, географии, биологии.

 Для эффективного формирования имеются попытки создания объединенных курсов:

физики и химии;

Географии, биологии и химии;

Музыки и ИЗО;

Математики и конструирования;

Изо и художественный труд

Есть ещё много других технологий. (Слайд 36)

В своей работе мы используем новые образовательные технологии, позволяющие достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету, но не в полную меру своих сил.

 

Слайды 37,38,39,40,41,42

 

«Дети - завтрашние судьи наши, это критики наших деяний, это люди, которые идут в мир на великую работу- строительство новых форм жизни» М.Горький

 

 

1. Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию здорового образа жизни. Они применяется во время урока в виде физкультминуток. Они часто проводятся под музыку, дети любят танцевать, при этом могут петь. На уроках окружающего мира учу следить за своим здоровьем, используя темы «Откуда берутся шоколад, изюм, мед?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», при изучении темы «Организм человека». Классные часы проводим на темы «Мой режим дня, «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» и другие. Считаю, что самое главное в моей работе – сохранить здоровье детей.

2. Исследовательские технологиимне нравятся тем, что в них могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети, просто уровень исследования будет иным. Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование у учащихся познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи, умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений, формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественным и научным текстом.                                                                                     Исследование дети проводят на уроках технологии при посадке лука, пересаживании комнатных растений (наблюдение за их ростом и развитием), при работе с конструктором, при изготовлении аппликации. На уроках окружающего мира ребята проводят исследование по темам «Снег и лед», «Что умеет компьютер?», «Что окружает нас дома?», «Что общего у разных растений?», «Гербы наших городов», «Что означает название моего города?», «Название улиц села Садового», «Моя родословная. Родословное древо». На уроках математики исследовательская работа проводится при нахождении периметра многоугольника, при нахождении доли. Над задачей исследование начинается на этапе осмысления текста, продолжается и дальше, если возникает необходимость,

3. Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Все ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?

Особое внимание уделяю защите проекта- презентации, помогаю ученикам произвести самооценку проекта.

Я обратила внимание на формирование необходимых качеств:

- деловые отношения, умение взаимодействовать в группах, планировать совместную работу, договариваться о способах разделения обязанностей,

- умение презентовать себя, объективно оценивать свою работу, выслушивать мнение участников проекта, конструктивно реагировать на критику со стороны своих товарищей.

Дети любят защищать проекты. Темы различные, например: «Домашние и дикие животные», «Они должны жить», «Растения», «Мой режим дня». «Родной край», «Жизнь леса», «Я - эрудит».

Элементы проектной деятельности применяю уже в 1 классе, например: проектируем эпизоды сказок, стихи (составляя кадры диафильма).

Выполнив творческий проект и защищая его, дети моего класса приобретают следующие навыки: презентационные, коммуникативные, поисковые, информационные.

4. Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчает сложный процесс обучения, способствует как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.

5. Групповые и парные технологии включают в себя работу в парах, тройках, пятерках сменного состава. В микрогруппе дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнениям товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации. Я очень часто применяю эту технологию на всех предметах, например: на уроке математики при нахождении периметра многоугольника дети работают в группах, применяя при этом и исследовательский метод. Затем выслушиваются все точки зрения.

6. Коммуникативные технологии, используемые мной, позволяют развивать у учащихся такие навыки:

 

- умение работать в группе;

- высказывать свое личное мнение;

- выслушивать мнение товарищей.

- создавать благоприятный психологический климат;

- атмосферу взаимопомощи, толерантности.

 

Закон РФ «Об образовании» предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

И сегодня создан инструмент, позволяющий эту задачу решить, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Таким инструментом и являются инновационные технологии обучения.

ля реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

 

Педагогические технологии Достигаемые результаты
Проблемное обучение Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Лекционно-семинарско-зачетная система     Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, .развитие общеучебных умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
Информационно-коммуникационные технологии Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Здоровьесберегающие технологии Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Систему инновационной оценки «портфолио» Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

 

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Современные образовательные технологии Режим доступа: [http://www.shkola9.edusite.ru/p311aa1.htm]







СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...