Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обеспечение информацией участников движения




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Тверской государственный технический университет»

 

 

Павлова Н.И.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ФАКУЛЬТЕТА ТвГТУ

Тверь 2017

Программа курса «Речевая коммуникация в профессиональной деятельности»

Тема 1. Основные понятия теории речевой коммуникации

Основные понятия теории речевой коммуникации. Формы и виды речевой коммуникации. Речевое общение, его виды и функции. Основные единицы общения. Понятие речевой ситуации. Структура речевой коммуникации: процессуальный, знаковый, текстовой компоненты. Модель речевой коммуникации. Специфические особенности речевой коммуникации в профессиональной сфере.

Тема 2. Различие понятий язык и речь. Речь как способ реализации потенциальных функций языка. Функции языка и их реализация в речи

Различие понятий язык и речь. Функции языка и речи. Речь как способ реализации потенциальных функций языка. Речь и мышление.

Тема 3. Языковые и речевые нормы в профессиональном и научном общении

Культура речи и ее составляющие. Основные качества культуры речи. Понятия языковые и речевые нормы. Признаки нормы. Основные типы норм: орфоэпические, акцентологические, орфографические, пунктуационные, лексические, грамматические, стилистические. Историческая смена норм, вариативность. Характерные признаки современных литературных норм. Принцип коммуникативной целесообразности.

Тема 4. Речевая коммуникация как процесс

Модели коммуникации и виды коммуникации. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. Особенности разных видов речевой деятельности. Основные способы чтения, способы устранения недостатков традиционного чтения, алгоритм чтения, методика освоения интегрального алгоритма чтения, дифференциальный алгоритм чтения, культура чтения. Способы фиксации прочитанной информации: конспектирование, аннотирование, реферирование, тезирование. Факторы эффективности слухового восприятия, слушания публичного выступления, принципы конспектирования лекций, слушание в ситуации делового общения. Технология продуцирования письменной речи. Особенности составления и оформления научных и официально деловых текстов: курсовая работа, дипломный проект, распорядительные документы, организационные документы (деловые письма) и т.д.

Тема 5. Вербальное и невербальное, слуховое и визуальное восприятие речи

Специфика вербальных средств коммуникации в профессиональной деятельности специалиста. Техника выражения мыслей. Роль невербального общения в речевой коммуникации. Средства невербальной коммуникации. Техника речи. Характеристика человеческого голоса: фоноционные, кинетические, графические критерии. Жестовый контакт. Дистанция. Выражение лица. Жесты. Паравербальные и экстравербальные контакты. Скорость речи. Артикуляция. Высота голоса. Интонация.

Тема 6. Деловое общение как дискурс

Особенности деловой речи. Диалог. Монолог. Полилог. Дистантное общение. Жанровые разновидности письменного и устного общения. Нормативные, коммуникативные, эстетические аспекты устной и письменной речи. Спор. Дискуссия. Групповая дискуссия. Деловой спор. Полемика. Дебаты. Прения. Устойчивые обороты деловой речи. Форма и культура деловой коммуникации. Деловая беседа по телефону. Деловое совещание. Тема. Цель. Перечень обсуждаемых вопросов. Точность. Неличный характер.

Тема 7. Публичная коммуникация

Эффективность речевой публичной коммуникации. Понятие об ораторском искусстве. Выступление как разновидность ораторской речи. Содержание и композиция. Информационное обеспечение выступления. Контакт с аудиторией. Коммуникативное состояние говорящего. Контактоустанавливающие речевые действия. Диалогизация выступления. Логика, эстетика, этика речи. Правила построения ораторской речи. Логические законы. Способы словесного оформления публичного выступления. Основы полемического мастерства.

Тема 8. Этика речевой коммуникации

Понятие о речевом этикете. Этика и сфера общения. Этика и виды речевой деятельности. Основные типы коммуникабельности людей. Эго-состояния и речевое общение. Этикетные формулы общения. Языковые средства, отражающие индивидуальность говорящего. Пути совершенствования речевой культуры будущего специалиста.

 

Рекомендации по выполнению контрольных заданий

В соответствии с действующим планом студенты, обучающиеся на заочном факультете Тверского государственного технического университета, должны выполнить один из вариантов контрольной работы по дисциплине «Речевая коммуникация в профессиональной деятельности», представленной в двух вариантах. Выбор варианта работы осуществляется в соответствии с последней цифрой зачетной книжки: вариант № 1 выполняется теми, в чьей зачетной книжке цифры 0,1,2,3,4; вариант № 2 – цифры 5,6,7,8,9.

К зачету (экзамену) допускаются студенты, выполнившие письменные контрольные работы и прошедшие по ним собеседование. Для получения зачета студент должен:

· Самостоятельно изучить теоретический материал курса по утвержденной программе;

· Показать знание теоретических положений на практике при выполнении различного рода упражнений.

Для сдачи экзамены студент должен:

· Самостоятельно изучить теоретический материал курса по утвержденной программе;

· Показать знание теоретических положений при ответе на экзаменационный билет;

· Показать умение применять теоретические знания на практике при выполнении различного рода упражнений.

Контрольные задания выполняются в тетради или на листах А4, на компьютере или от руки с соблюдением всех требований, предъявляемых к контрольной работе. Требования к оформлению работы: она должна быть выполнена аккуратно и в срок.

Следует быть внимательным при чтении формулировок к заданиям, ответы на которые можно оформить по-разному:

ü полностью написать ответ в исправленном виде;

ü отметить номера вариантов ответов, в которых дан верный/неверный ответ;

 

Обратите внимание,что в заданиях правильный ответ может быть не один. 


Титульный лист контрольной работы оформляется следующим образом:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Тверской государственный технический университет»

 

Кафедра русского языка

 

 

Контрольная работа (вариант №…)

по дисциплине «Речевая коммуникация в профессиональной деятельности»

 

Выполнил (а): студент (-ка) группы…

Петров (-а) С.В.

Проверил (-а): Фамилия И.О. преподавателя

 

Тверь 2018

Контрольная работа (вариант 1)

Задание 1. Что такое акцентологические нормы? Поставьте ударение в приведенных словах.

1. Кредит, договор, эксперт, газопровод, маркетинг, бармен, дебитор, вероисповедание, каталог, много должностей, феномен, страховщик. 2. Баловать, клала (деньги в банк), рефлексия, премировать, принудить, закупорить, ходатайствовать, нивелировать. 3. Украинский, оптовый, валов..й (продукт), паевой (фонд), фондовая (биржа), уставной (капитал).

Задание 2. Поставьте ударение в причастиях. Какие закономерности в постановке ударения вы можете отметить?

1. Начат, начато, начата; принят, принято, приняты, принята; понят, понято, поняты, понята;

2. Уведомлен, уведомлены, уведомлена; перегружен, перегружены, перегружено, перегружена; выбран, выбрано, выбраны, выбрана.

Задание 3. Перепишите предложения, выделяя лексические ошибки и указывая тип каждой. Напишите свой вариант исправления.

1. Социологи во время предвыборной кампании серьёзно изучают электорат избирателей. 2. Судя по находкам, которые нашли археологи Самбийской экспедиции, уже есть веские доказательства этой теории. 3. К сожалению, этот его поступок остался безнаказанным. 4. Пётр Семёнович опасался взболтнуть лишнего. Поражал своим величием вечный сосной бор. 5. В силу слабой разработки проекта оценка его преждевременна

 

Задание 4. Дайте определение явлениям плеоназма и тавтологии. В приведенных ниже предложениях исправьте случаи плеоназма (П) и тавтологии (Т), отметив каждый случай нарушения соответствующей буквой.

1. Срок действия договора истекает в июне месяце. 2. К началу конференции начали подъезжать и регистрироваться ее участники.  3. На собрании был зафиксирован полный кворум. 4. К документам нужно приложить свою автобиографию. 5. За выполнение услуг, оговоренных в пункте 1 настоящего договора, заказчик производит оплату согласно прейскуранту цен на день оказания услуг.

Задание 5. Дайте определение словам-паронимам (письменно). Прочитайте предложения и выберите из скобок одно из слов-паронимов.

Занимать (выборные, выборочные) должности, (удачный, удачливый) день, дал (дружеский, дружественный) совет, (гармоничные, гармонические) пропорции, (оговорить, обговорить) вопросы, (хозяйственная, хозяйская) заинтересованность, проверка (наличия, наличности).

Грубые (опечатки, отпечатки), говорить в (раздражении, раздражительности), (благодарные, благодарственные) слова, подчеркнуть (значение, значимость) проблемы, (феерические, фееричные) рассуждения, (технический, техничный) гимнаст.

 

Задание 6. Раскройте скобки, употребив имя собственное в нужной форме.

Живем в (деревня Алексеевка), письмо с (полуостров Ямал), повести и романы (Фазиль Искандер), об инженере (Андрей Сверчук), мемуары (Лили Брик), говорил с (Иван Белых), прочитать книгу (Владимир Плунгян).

 

Задание 7. Отредактируйте предложения в соответствии с нормами деловой речи.

1.Покупатель оплачивает Продавцу штраф за растяжку платежей в размере 1% от

стоимости товара за каждый день.

2. Решили: оплатить работы по дизайну согласно представленной сметы.

3. Управляющий банком отметил о важности этого вопроса.

4. Разрешить ОАО «КАРС» трансформаторную подстанцию и котельную по ул.

Чехова со всеми видами инженерных сетей в объеме проекта ввести в

эксплуатацию.

5. Зарплата не была выплачена пятистам сорок двум рабочим.

Задание 8. Запишите предложные сочетания, употребив слова в скобках в нужном падеже.

Согласно (приказ), в отношении (правонарушитель), во избежание (потери), сообразно (заключенная договоренность), в соответствии с (принятое решение), по (приезд), по истечении.. срока действия договора.

Задание 9. Образуйте множественное число существительных.

Бухгалтер, вексель, ведомость, тендер, выговор, директор, договор, допуск, инженер, инструктор, коллектор, мастер, нефтепромысел.

Задание 10. а) Определите род приведенных ниже несклоняемых имен существительных. Уточните значение незнакомых слов по словарю.

Евро, жалюзи, инкассо, коммюнике, паблисити, пресс-бюро, табу, вето, факсимиле.

б) Выпишите аббревиатуры женского рода: Какие из всех аббревиатур склоняемые?

АЭС, ВАК, ВОЗ, МИД, ОАО, ГИБДД, НАТО, ФИФА, ЮНЕСКО.

Задание 11. Просклоняйте числительные.

23 547 рублей; полторы тонны.

Задание 12. Раскройте скобки, выбрав правильный вариант глагольно-именного управления.

Совершенствоваться (различные аспекты языка), иметь способность (неограниченный рост) контроль (соблюдение правил техники безопасности), внести коррективы (работа).

Задание 13. Выберите правильный вариант управления.

1. Удовлетворять требованиям;

2. заведующий кафедры;

3. начальник отдела;

4. обеспечение безопасности;

5.  характерный для данного типа строительных конструкций.

Задание 14. Выберите правильную форму сказуемого в следующих предложениях.

1. В работе форума (приняло – приняли) участие 154 человека.

2. Часть депутатов из тех, кто не уехал домой, (трудится, трудятся) в комиссии.  

3. На это предложение РАО ЕЭС (ответил, ответила, ответили) отказом.

4. Сочи (стало, стали, стал) центром подготовки спортивных кадров к будущим Олимпийским играм.

Задание 15. Когда деепричастный оборот не может использоваться? (письменно). В каких предложениях деепричастный оборот использован правильно?

1. Отправившись на практику, у студентов был большой интерес к предстоящей работе.

2. Работая в группе, учитывайте мнение коллег.

3. Выясняя происхождение географических названий, исследователя-топонимиста подстерегают многочисленные западни.

4. Переехав на новое место, мы столкнулись с рядом трудностей.

Задание 16. Дайте определение чтению как виду речевой деятельности. Что такое интегральный алгоритм чтения? Расположите в верной последовательности блоки интегрального алгоритма чтения.

1. Выходные данные: год издания, издательство, номер периодического издания, дата опубликования и т.п.

2. Наименование читаемого источника

3. Автор

4. Фактографические данные: конкретные факты, имена собственные, даты и т.п.

5. Основное содержание: тема, главная идея автора, рассматриваемые проблемы

6. Новизна материала, его критическая оценка.

7. Возможность использования на практике

Задание 17. Ознакомьтесь со следующей ситуацией и прогнозируйте развитие диалога для каждого из вариантов ответных реплик продавца. Какая речевая тактика наиболее эффективна в данной ситуации для продавца? Почему?

В магазин возвращается раздосадованный покупатель и, показывая деталь купленного прибора, заявляет: "Я не понимаю, как вы можете продавать такой хлам. Эта штуковина отвалилась прежде, чем я успел попользоваться вашей покупкой". Продавец, побуждаемый стремлением защититься, отвечает:

А) "Ну видите ли, я продал сотни этих приборов. И вы первый, кто обращается ко мне с жалобой";

Б) "Я сам пользуюсь таким аппаратом и могу вам сказать, что он работает прекрасно";

В) "Я вижу, что вы расстроены. Расскажите подробнее что случилось".

 

Задание 18. Отметьте неправильное утверждение.

1. Риторика – наука о межличностном общении.

2. Риторика – наука об эффективной публичной речи.

3. Риторика – теория и практика воздействующей речи.

4. Риторика – ораторское искусство, теория красноречия.

 

Задание 19. Дайте определение следующим общенаучным терминам: Подготовьтесь писать их под диктовку (при сдаче зачета).

Парадигма, генезис, дискурс, рефлексия, контекст, синкретизм, деструкция, доминанта, унификация, эклектика, экстраполировать, преференция.

 

Задание 20. Дайте определение функциональному стилю речи. К каким стилям относятся данные жанры речи. Заполните таблицу по образцу.

 

Научный стиль Деловой стиль Публицистический стиль Разговорный стиль Художественный стиль
тезисы протокол очерк реплика повесть

Диссертация, реферат, отчет, роман, репортаж, рецензия на дипломную работу, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, доверенность, басня, рассказ, лозунг, листовка, закон, приветственная речь, анкета, характеристика, статья в научном издании, объявление, договор, указ, интервью, инструкция, расписка.

 

Задание 21. Подберите к данным существительным глаголы из скобок, с которыми они сочетаются в деловой речи.

 

Приказ, выговор, служебное письмо, счет, оклад, порицание, контроль, благодарность, апелляция (предъявить, осуществлять, направить, составить, устанавливать, возложить, объявить, вынести, издать, подать, предъявить).

 

Задание 22. Найдите ошибки в данном заявлении. Отредактируйте текст.

 

Декану математического факультета

 Соколову Н.В.

Д.Н.Степанова

 

Заявление

Прошу Вас разрешить мне продлить сессию по болезни. Справка может быть предоставлена.

 

С уважением,

Михайлов.                                                                           15. 01. 2012.

 

Задание 24. Перепишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Внесенные исправления выделите (подчеркните).

 

Интернет для меня третий п..релом в истории человеческой культуры – после по..вления языка и из..бретения книги. В (Д/д)ревней Греции оратора выступавш..го на площади в Афинах слышали (н..)более двадцати тысяч человек. Это был звук..вой пр..дел общения: г..ография языка это племя. Потом пришла книга к..торая ра..ширила круг общения до г..ографии страны.

И вот по..вилась (г..лово)кружительная б..спреце..дентная в..зможность мгновен..ого д..несения слова до бе..числен..ого множества людей. Очередная смена пространств: г..ография (И/и)нтернета земной шар. И это оч..редная рев..люция а рев..люция всегда быстро л..мает только стро..т она медлен..о.

Со временем в..зникнет новая иерархия человечества новая гуман..ая ц..вилизация. А пока в (И/и)нтернете д..минирует «об..ротная сторона» этого

гранд..озного открытия-прорыва его ра..рушительная сила. (Н..)случайно (Все)мирная сеть становит..ся орудием в руках тер..ористов хакеров и ф..натиков всех мастей.

Сегодня (И/и)нтернет обращ..н к «мас..овому» в любом человеке питается от него и уд..влетворяет его во всех отношениях от языкового до п..литического и

п..требительского ибо (н..)вероятно пр..близил к народу желан..ые «хлеб и зрел..ща» включая самые низкие. Опас..нее всего что это игривое и очень смышлен..ое «дитя» новой ц..вилизации уничт..жает критерии духовные нравствен..ые и пов..денческие коды существования человеческого общества. Что поделать в (И/и)нтернет-пр..странстве все равны в самом пл..щадном смысле этого слова. И я думаю (н..)слишк..м(ли) высокую цену мы платим за пр..красную во..можность пог..ворить с далеким другом пр..честь ре..кую книгу увид..ть г..ниальную картину и услышать великую оперу? (Н..)чере..чур(ли) рано ..делано это гранд..озное открытие? Иными словами д..росло ли человечество до самого себя?

По Д. Рубиной

 

Задание 25. Составьте текст резюме[1].

 

Контрольная работа (Вариант 2)

 

Задание 1. Что такое акцентологические нормы? Поставьте ударение в приведенных словах.

1. Жалюзи, диспансер, нефтепровод, ходатайство, бармен, дебитор, каталог, генезис, плато, каучук, штабы (штабов), фетиш, афера, сосредоточение, страховщик. 2. Он позвонит, он подключит, победителю вручат премию, лгала, премировать, подбодрить, ходатайствовать, бронировать (гостиничный номер). 3. Экспертный, оптовый, красивее, новорожденный, валов..й (продукт), гербовый, вы правы.

Задание 2. Поставьте ударение в глаголах. Какие закономерности в постановке ударения вы можете отметить?

1. Прибыл – прибыла – прибыло – прибыли; отнял – отняла – отняли – отняло; ждал – ждала – ждало – ждали; клал – клала – клало – клали; удался – удалась – удалось – удались.

Задание 3. Перепишите предложения, выделяя лексические ошибки и указывая тип каждой. Напишите свой вариант исправления.

1. В нашем магазине цены дешевле.

2. Плохо, когда человек не воспринимает критику.

3. Стихи юного поэта скоро будут выпущены в журнале университета.

4. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в новом свете.

5. Большая половина электората не определилась с выбором.

6. Наш новый знакомый – настоящий патриот своей родины.

Задание 4. Дайте определение явлениям плеоназма и тавтологии. В приведенных ниже предложениях исправьте случаи плеоназма (П) и тавтологии (Т), отметив каждый случай нарушения соответствующей буквой.

1. В своих действиях руководство нашей компании руководствовалось определенными принципами. 2. Лакокрасочный завод объявил конкурс на замещение свободных вакансий. 3. Необходимо устранить все имеющиеся дефекты и недостатки. 4. Необходимо представить отчет за истекший период времени. 5. На собрании руководителей компании были определены дальнейшие стратегии развития и перспективы на будущее.

Задание 5. Дайте определение словам-паронимам (письменно). Раскрыв скобки, составьте словосочетания, выбрав лексически правильное слово.

Интеллигентная, интеллигентская) слабость, философское (обоснование, основание), (военная, воинственная) компания, курс лечения у (массажёра, массажиста), (искусственная, искусная) вышивка, (водный, водянистый) кисель, (методистское, методическое, методичное) изучение.

(Маслянистые, масляные) разводы на дороге, (тактический, тактичный) талант, поставить (роспись, подпись), наказать за (поступок; проступок), (обидный, обидчивый) приятель, (сытый; сытный) завтрак, (педагогический, педагогичный) подход.

 

Задание 6. Раскройте скобки, употребив имя собственное в нужной форме.

Встреча с (Анжела Меркель), платье от (Версаче), вспомнил об (Алевтина Сташук), поздравление от (семья Мацейчук), об (Ольга Седых), вернуться из (город Архангельск), письмо для (Иван Ростиславович Грач), на (улица Солянка).

Запишите предложные сочетания, употребив слова в скобках в нужном падеже.

Задание 7. Отредактируйте предложения в соответствии с нормами деловой речи.

1. Разработать и утвердить Положение об утверждении порядка подготовки и выдачи членам ТСЖ правоустанавливающих документов на право владения земельным участком.

2. Предприятие оплачивает Автоцентру стоимость запасных частей по действующим прейскурантам.

3. Причиной пожара послужило неосторожное обращение с огнём при курении в состоянии алкогольного опьянения погибших.

4. Наша миссия – создание экономической базы для повышения уровня эксплуатации и ремонта жилищного фонда города.

5.Показателем, характеризующим квалификацию служащего, является способность адаптироваться к новой ситуации и принимать новые подходы к решению возникающих проблем.

 

Задание 8. Раскройте скобки, употребив предложные словосочетания.

По (окончании) мероприятия, согласно (договор), по (прибытие) на конференцию, во избежание (потери), благодаря (старания), сообразно (заключенная договоренность), по (приезд), по истечени.. срока действия договора.

 

Задание 9. Образуйте множественное число существительных.

Директор, инспектор, тренер, повар, ордер, торт, вексель, тендер, допуск, шофер, коллектор, паспорт, рапорт.

Задание 10. а) Определите род приведенных ниже несклоняемых имен существительных. Уточните значение незнакомых слов по словарю.

Профи, фолио, эмбарго, арго, алиби, бьеннале, атташе, паблисити, пресс-бюро, табу, вето, факсимиле, жюри.

б) Выпишите аббревиатуры женского рода: Есть ли среди всех аббревитатур склоняемые?

МГУ, РАН, АТС, СМУ, ДТП, ТЭЦ, ЦСКА, ВАК, ВТО, НАТО.

Задание 11. Просклоняйте числительные.

Восемьдесят три целых пятьдесят семь сотых процентов; две трети объема производства.

Задание 12. Сформулируйте правильный падежный вопрос после каждого словосочетания.

Проявить осведомленность, окупить затраты, получить справку, иметь влияние, принимать участие, предоставить право, внести коррективы.

Задание 13. Выберите правильный вариант управления.

1. управляющий отделом;

2. заведующий кафедры;

3. начальник отдела;

4. решить вопрос по штатному расписанию;

5. оплатить партию товара.

Задание 14. Выберите правильную форму сказуемого в следующих предложениях.

1. На собрании директоров (был обсужден – были обсуждены) ряд вопросов.  

2. Цемент и песок (служит – служат) основным компонентом строительной смеси.

3. Большинство делегатов уже (размещены – размещено) в гостинице и зарегистрированы.

Задание 15. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в использовании причастного оборота. Исправьте их.

1.  Отдельные предприятия, в прошлом пользующиеся большой популярностью, в настоящее время ухудшили работу.

2. Одним из основных требований является возможность управления приложениями, работающих в сети реального времени.

3. В МГУПП в последнее десятилетие проведен ряд исследований, завершенных разработкой новых рецептур и технологий.

4. Питание относится к важнейшим факторам, определяющих качество и продолжительность жизни современного человека.

Задание 16. Дайте определение чтению как виду речевой деятельности. Что такое дифференциальный алгоритм чтения? Выделите в приведенном фрагменте текста доминанту и оформите ее в виде тезиса.

Обеспечение информацией участников движения

Основным управляющим звеном в системе дорожного движения являются водители транспортных средств, конкретно определяющие направление и скорость транспортных средств в каждый момент движения. Все инженерные разработки схем и режимов движения доводятся в современных условиях до водителей с помощью таких технических средств, как дорожные знаки, дорожная разметка, светофоры, направляющие устройства, которые, по существу, являются средствами информации.

Задание 17. Дайте определение эффективному слушанию. Какой тип эффективного слушания вы используете, сели вам необходимо контролировать верное понимание слов собеседника?

1) Резюмирование;

2) Отражение чувств;

3) Перефразирование

Задание 18. Выберите из предложенных вариантов определений (дефиниций) соответствующие термину «речевая коммуникация»

1. теория и практика воздействующей речи.

2. общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т.д.).

3. специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, осуществляемая в основном при помощи знаков

4. осознанно мотивированная человеческая активность, в которой задействованы глубинные структуры сознания, а в речевом поведении стремление к осознанию тех или иных поступков отсутствует.

Задание 19. Найдите правильный вариант завершения утверждения:

1. Дистанция, на которой разговаривают собеседники,…

а) очень символична и зависит от многих факторов;

б) не имеет значения;

в) зависит только от национальных особенностей;

г)зависит только от взаимоотношений собеседников;

д) определяется статусом собеседников.

2. Какой вид улыбки наиболее уместен в деловом общении?

а) заискивающая;

б) адекватная ситуации;

в) дружелюбная;

г) ироничная;

д) насмешливая.

3. Если человек во время разговора часто отводит глаза от своего собеседника, это может означать, что …

а) он собирается с мыслями;

б) он нервничает;

в) разговор его мало интересует;

г) ещё не всё сказано;

д) в зависимости от ситуации, возможен любой из приведенных вариантов.

4. Какое средство невербального общения слушающего поощряет говорящего к продолжению разговора?

а) увеличение дистанции слушающим собеседником;

б) очень широкая улыбка;

в) постоянное сокращение дистанции во время разговора;

г) заинтересованный взгляд с нечастыми кивками головой;

д) частый отвод взгляда в сторону.

5. Равноправие участников, свободный обмен мнениями и взглядами подразумевает беседа:

а) за T-образным столом;

б) за круглым столом;

в) за квадратным столом;

г) за журнальным столиком;

д) этот психологический аспект не учитывается.

 

Задание 20. Дайте определение следующим общенаучным терминам: Подготовьтесь к их написанию под диктовку (при принятии зачета).

Интеграция, сегрегация, генезис, коррелят, детерминировать, гипотеза, парадигма.

Толерантность, антиномия, верификация, дискурс, догма, дуализм, имманентный, инвариант, квинтэссенция, периферия, нивелировать.

Задание 21. Дайте определение функциональному стилю речи. К каким стилям относятся данные жанры речи. Заполните таблицу по образцу.

 

Научный стиль Деловой стиль Публицистический стиль Разговорный стиль Художественный стиль
тезисы протокол очерк реплика повесть

Диссертация, реферат, отчет, роман, репортаж, рецензия на дипломную работу, повестка, заявление, акт, открытое письмо, диссертация, учебное пособие, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, доверенность, басня, рассказ, лозунг, листовка, закон, приветственная речь, анкета, характеристика, статья в научном издании, объявление, договор, указ, интервью, , патентное описание, расписка.

 

Задание 22. Замените приведенные ниже глаголы устойчивыми глагольно-именными словосочетаниями, характерными для официально-делового стиля.

Образец: Дополнить – внести дополнения.

Помочь, завершить, содействовать, изменить, проконтролировать, поддержать, заявить, услужить, ошибиться, повлиять, разъяснить, воздействовать, доверить, перестроить.

 

Задание 23. Найдите ошибки в данном заявлении. Отредактируйте текст.

 

Декану экономического факультета

Технологического университета

проф. Смирнову А.С.

от студента Иванова Н.С.

 

Заявление.

В связи с тем, что я устроился на работу в фирму РИВС, прошу перевести меня на вечернее отделение, так как я не могу учиться в дневное время. С уважением.

 

10 сентября 2018 г.                                        ………….Н.С. Иванов

 

Задание 24. Перепишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Внесенные исправления выделите (подчеркните).

 

В..прос о том (за)чем нужна грам..тность о..суждает..ся широко и пр..страстно. Казалось(бы) се..годня когда даже к..мпьютерная програм..а сп..собна выправ..ть (н..) только орфографию но и смысл от (средне)ст..тистического россиянина (н..)требу..ется знания бе..числен..ых и п..рой бес..мыслен..ых тонкостей родного прав..писания. Я уж (н..) г..ворю про запятые к..торым (н..)повезло дважды. Сначал.. в л..беральные дев..ностые их ставили где п..пало или игн..рировали (во)все утв..рждая что это авт..рский знак. П..том в стабильные нулевые люди начали испуга..но п..рестраховыват..ся и ставить запятые там где они вообще (н..)нужны. Правда вся эта путан..ица со знаками (н..)как (н..)влия..т на смысл сообщения. (За)чем(же) тогда писать грамотно?

Думаю это (н..)что (в)роде тех (н..)обходимых условностей к..торые зам..няют нам сп..цифическое собачье чутье при обнюх..вании. Сколько(нибудь) развитый с..б..седник получив электрон..ое сообщение идент..фицирует автора по тысяч.. мелочей: почерка конечно он (н..)видит если только п..слание пришло н.. в бутылк.. но письмо от филолога сод..ржащее орфографические ошибки можно ст..рать (н..)д..читывая.

У нас с..годня почти нет шансов быстро п..нять кто перед нами спос..бы м..скировки хитры и многочислен..ы. Можно с..митировать ум ком..уникабельность даже пожалуй интел..игентность. (Н..)возможно с..грать только гр..мотность ут..нчен..ую форму вежл..вости п..следний оп..знавательный знак смирен..ых и пам..тливых людей чтущих законы языка как высшую форму законов природы.

По Д. Быкову

 

Задание 25. Составьте текст резюме[2].


 


Список рекомендуемой литературы

а) основная литература

1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник для вузов. М., 2007 (и др. издания).

2. Клюев Н.Е. Речевая коммуникация. М., 1998.

3. Кибанов А.Л., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловой отношений: Учебник / Под ред. А.Л. Кибанова. М., 2002.

4. *Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий. – СПб.: Питер, 2010. – 336 с.

б) дополнительная литература

1. Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Известия АН СССР. СЛЯ. 1981. Т.40, №4.

2.  Богданов В.В. Речевое общение. Прагматические и семантические аспекты. Л., 1990.

3. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Уч. пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 2000.

5.  Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. М., 1993.

6. Захарова Е.П. Типы коммуникативных категорий // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2000.

7. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М. 1987.

8. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 1999.

9. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М., 1985.

10. Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2000.

11. Сопер П. Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону, 1995.

12. Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 2005.

13. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2004.

14. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.М., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов. М., 1997.

15. * Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Уч. пособие для вузов. М., 2003.

16. Якобсон Р.О. Речевая коммуникация // Якобсон Р. Избранные работы. М., 1985.


[1] Используйте образцы, данные в учебниках, отмеченных в списке звездочками.

[2] Пользуйтесь учебниками, отмеченными в списке  звездочкой. 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 281.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...