Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общая характеристика и классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах и их деятельности
Познание основ организации и функций правоохранительных органов требует изучения значительного количества законодательных и иных правовых актов. Сколько их — точно определить невозможно. Но во всяком случае можно смело утверждать — не менее полусотни. Невозможно также точно вычислить и объем таких актов: в некоторых из них содержатся многочисленные статьи, параграфы, пункты и т.д. Такое обилие актов и содержащихся в них конкретных правовых предписаний в значительной мере объясняется тем, что учебная дисциплина "Правоохранительные органы" касается многих государственных и негосударственных организаций и должностных лиц. И все они призваны выполнять в высшей степени ответственную деятельность. В силу этого требуется особо тщательная правовая регламентация построения соответствующих организаций, их полномочий и полномочий должностных лиц. Требование тщательности обусловлено в первую очередь стремлением свести к минимуму или полностью исключить вероятность, скажем, произвола, судебных или следственных ошибок, которые порой калечат судьбы людей, наносят непоправимый ущерб их правам и свободам. Для характеристики массива правовых актов о правоохранительных органах существенно также то, что в этом массиве сосуществуют акты разного юридического значения (разной юридической силы). В нем "соседствуют" и взаимодействуют положения Конституции РФ и федеральных законов с положениями конституций, уставов и иных законов субъектов Российской Федерации, указы Президента РФ с постановлениями Правительства РФ, положения международных соглашений с положениями ведомственных нормативных актов и т.д. У названных и других документов — свой юридический статус, свое значение. И данное обстоятельство, естественно, существенно усложняет в целом изучение правовой базы, на которую опирается система правоохранительных органов. Преодолению трудностей такого рода призвана содействовать классификация актов, которые в совокупности образуют эту базу. Осуществлять ее целесообразно, опираясь на два основания. Одно из них — предмет (содержание) группируемых актов независимо от их юридической силы. Другое — группировка актов по их юридическому значению. Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию Всю сумму рассматриваемых правовых актов в зависимости от их содержания (предмета) можно подразделить на следующие группы актов: — общего характера; — о судебной власти, правосудии и судах; — об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих; — о прокурорском надзоре и органах прокуратуры; — об организации выявления и расследования преступлений; — об организации юридической помощи. Сгруппированный по такой схеме перечень основных (не всех) актов мог бы выглядеть следующим образом. А. Акты общего характера Конституция РФ. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. (ВВС, 1999, № 52, ст. 1865). Закон о безопасности. Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20 апреля 1995 г. (СЗ РФ, 1995, № 17, ст. 1455). Международные документы: Всеобщая декларация прав человека (Сборник документов, с.39—43). Международный пакт о гражданских и политических правах (там же, с.53—68). Конвенция о защите прав человека и основных свобод (СЗ РФ, 1998, № 14, ст. 1514 и № 20, ст. 2143) — см. также: Сборник документов, с.539—570. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (СЗ РФ, 1999, № 13, ст. 1489). Б. Акты о судебной власти, правосудии и судах Закон о судебной системе. Закон о Конституционном Суде. Закон об арбитражных судах. Закон о военных судах. Закон о мировых судьях. Закон о статусе судей. Закон о судоустройстве. Федеральный закон "О финансировании судов Российской Федерации" от 10 феврали 1999 г. (СЗ РФ, 1999, № 7, ст. 877). Положение о квалификационных коллегиях судей, принятое Верховным Советом РФ 13 мая 1993 г. (ВВС, 1993, № 24, ст. 856; СЗ РФ, 1997, № 47, ст. 5341). Положение о квалификационной аттестации судей, принятое Верховным Советом РФ 13 мая 1993 г. (см. там же). Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27апреля 1993 г. (ВВС, 1993, № 19, ст. 685; СЗ РФ, 1995, № 51, ст. 4970). Международные документы: Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (Сборник документов, с. 69—72). Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (там же, с. 138—148). Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (там же, с. 226—237). Конвенция о защите прав человека и основных свобод (СЗ РФ, 1998.М 14, ст. 1514 и № 20, ст.2143)— см. также: Сборник документов, с. 539—570. Основные принципы независимости судей, одобренные резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1985 г. В. Акты об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих Закон о судебной системе. Закон о Конституционном Суде. Закон об арбитражных судах. Закон о военных судах. Закон о мировых судьях. Закон о статусе судей. Закон о Судебном департаменте. Закон о судебных приставах. Положение о Министерстве юстиции. Г. Акты о прокурорском надзоре и органах прокуратуры Закон о прокуратуре. Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента от 18 апреля 1996 г. № 567 (СЗ РФ, 1996, № 17, ст. 1958). Положение о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 30 июня 1997 г. № 659 (СЗ РФ, 1997, № 27, ст. 3185). Д. Акты об организации выявления и расследования преступлений Закон о прокуратуре. Закон о милиции. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039 (СЗ РФ, 1996, № 30, ст. 3605; 1997, № 36, ст. 4133; 1998, №17, ст.1915; 1998, № 22, ст.2413; 1998, № 43, ст. 5333; 1999. № 50, ст. 6197). Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. (СЗ РФ, 1995, №15, ст. 1269). Федеральный закон "О государственной охране" от 27 мая 1996 г. (СЗ РФ, 1996, № 22, ст. 2594; 1997, № 29, ст. 3502). Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 г. (ВВС, 1993, № 29, ст.1114; СЗ РФ, 1995, № 51, ст. 4973). Таможенный кодекс РФ, принятый Верховным Советом РФ 18 июня 1993 г. (ВВС, 1993, № 31, ст.1224; 1995, № 26, ст. 2397; 1996, № 1, ст. 4; 1997, № 30, ст. 3586; № 47, ст. 5341; 1999, № 7, ст.879). Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. (ВВС, 1993, № 17, ст. 594; СЗ РФ, 1994, № 16, ст. 1861; 1995, № 50, ст. 5610; 1997, № 29, ст. 3507; 1998, № 31, ст.3805; 1998, № 31, ст. 3831; 1999, № 23, ст. 2808). Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. (СЗ РФ, 1995, №33, ст. 3349; 1998, №30, ст. 3613;1999, № 2, ст. 233). Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11 марта 1992 г. (ВВС, 1992, № 17, ст. 888). УПК. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 240. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |