![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Борьба северо-западной Руси с агрессией шведских и немецких рыцарей.
Швеция, Прибалтика - цели → захват новых земель → распространение католичества Июль 1240 г. – Невская битва. Шведы поднялись по Неве с целью охватить Новгородскую землю «клещами»: с запада – немцы, с северо-запада – шведы è молниеносное нападение русских дружин и ополчения князя Александра Ярославича è шведы потерпели поражение. Причины поражения шведов: героизм новгородских воинов, талант Александра Невского (внезапность, преградил шведам отход к кораблям, разделил противника пехотой и конницей на части). Значение победы: Новгород сосредоточил все свои силы против немецких рыцарей. Апрель 1242 г. – Ледовое побоище. Тактика рыцарей è клином-«свиньей» прорвать оборону русских, разбить их по частям. Тактика Александра Невского è окружение врага, лед не выдерживает тяжеловоору-женных немцев. Причины победы русских: Талант Александра Невского: выбор места для решающего сражения, знание тактики противника (построение «свиньей»), умелая расстановка русской армии, героизм русских воинов. Значение победы: новгородская и псковская земли сохранили свою независимость. Предотвращение дальнейшего вторжения в русские земли. Князь Александр Невский причислен к лику святых. Билет № 3. Вопрос 1. Культура Руси в XIV – XVI вв. Монголо-татарское иго нанесло неповторимый удар по развитию русской культуры. В различных сферах культуры наблюдается упадок. Уничтожены: - памятники русского зодчества; - письменности; - прекратилось каменное строительство; - исчезли некоторые виды ремесел. Со второй половины XIV века начался постепенный подъем русской культуры. Ведущей темой в культуре стала идея единства русской земли и борьба с иноземным игом. Для былинного эпоса характерно обращение к эпохе независимости. Формируется новый жанр устного народного творчества - историческая песня. Появление бумаги сделало доступным книги. Особое влияние на развитие русской литературы оказала Куликовская битва. Произведения, посвященные Куликовской битве: «Задонщина», «Сказание о мамаевом побоище» - были очень популярны на Руси. В начале XV века появился первый общерусский летописный свод - Троицкая летопись. Московские князья огромное внимание уделяли составлению летописей, что способствовало объединению земель. В середине XV века была составлена Всемирная история с краткими сведениями по истории Руси -русский хронограф. Итог: на Руси появляются многие произведения искусства, сюда переезжают жить и творить талантливые мастера из других стран. В XIV-XV веках большое развитие получила живопись. Мастера живописи: Феофан Грек (работал в Новгороде, Москве. Известные работы: роспись церкви Спаса-на-Ильинке, церкви Рождества Богородицы, Архангельского собора Московского Кремля и другие). Андрей Рублев (работал в Москве. Известные работы: роспись Благовещенского собора, Успенского собора во Владимире, фрески и иконы Троицкого собора, знаменитая икона «Троица»). Итог: манера письма двух талантливых мастеров оказала сильное влияние на последующие поколения русских художников. Каменное зодчество возрождалось очень медленно. Продолжали развиваться традиции областных архитектурных школ. В 13 67 году были возведены белокаменные стены Кремля, позже используется крас-; ный кирпич. В начале XV века строятся Успенский собор и собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, церковь Троице-Сергиева монастыря и собор Андронникова монастыря в Москве. В конце XV - начале XVI веков был создан ансамбль Московского Кремля. Русская культура в конце XV - начале XVI развивается под знаком государственного объединения страны и упрочения ее независимости. Разрабатывается официальная идеология Российского государства. В начале XVI века была выдвинута идея «Москва - третий Рим». Суть теории: - Рим - вечно существующее царство - переходит из одной страны в другую; - Рим погиб - явился второй Рим - Византия; - Византия погибла - ее сменила Москва (третий Рим); - четвертого Рима не будет. В «Сказаниях о князьях Владимирских» нашла отражение политическая теория происхождения русского государства: Московские князья - прямые потомки Римского Императора Августа. Церковь идеологически обосновывает необходимость укрепления централизованного государства. Церковь яростно преследует ереси. Одним из самых распространенных жанров устного народного творчества стала историческая песня: - воспевалась борьба Ивана Грозного с боярством; - поход Ермака в Сибирь; Литературе того времени характерна публицистика в виде посланий и писем. Крупнейшим событием в истории русской культуры стало возникновение книгопечатания. В 1553 году началось издание книг в Москве. Во второй половине XVI века в России было издано около 20 больших печатных книг. Грандиозным событием в архитектурном строительстве стало строительство нового Кремля. Итальянский зодчий Фиораванти (Успенский собор); В этот период строятся кремли в других городах: Новгороде, Туле, Коломне. Церковь в селе Коломенском была построена с элементами деревянного зодчества; В 1560 году русские зодчие Барма и Постник закончили строительство храма Василия Блаженного (ослеплены). В церковном строительстве появился шатровый стиль. Живопись представлена росписью храмов и иконописью. Самым выдающимся мастером был Дионисий. Самые известные работы: - икона Успенского собора московского Кремля; - роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре; Период конца XV-XVI веков характеризуется накоплением 1 теоретических и практических знаний в области математики и механики. Путешественник Афанасий Никитин собрал ценные географичес- j кие сведения - «Хождение за три моря». Появляются карты территории Русского государства. Начинает развиваться литейное дело: - стал действовать государственный Пушечный двор; - мастер Андрей Чохов отлил Царь-пушку (вес 40 тонн). Итог. Создание централизованного государства, яростная борьба с ересями и свободомыслием привели к жесткому контролю государства над всеми формами искусства |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 289. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |