Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 3. Место и роль общего языкознания в ряду лингвистических наук. Общее языкознание и другие науки: философия, семиотика, филология, психология.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Вопрос 1. Лингвистика как наука, ее общественное назначение. Стратификация лингвистических наук. Языкознание, или лингвистика, - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков. Находится в теснейшей связи с философией, психологией, нейрофизиологией, семиотикой и другими науками о человеке, его мышлении и речевой деятельности в целом. В кругу гуманитарных наук лингвистики, изучающая язык как средоточие человеческой сути, занимает особенно значимое место. Характером междисциплинарных связей, взаимным воздействием этих наук и языкознания во многом определялись стратегические направления изучения языка, устанавливался тип соотношения традиции и инновации в истории лингвистических учений. Они и определяли, главным образом, содержание понятия « современное языкознание» для той или иной эпохи развития лингвистической мысли. Современная лингвистика обращена не только в будущее. Она многими своими идейными узами связана с традиционным языкознанием, поскольку в ней сконцентрирована научная энергия, стимулирующая поиск новых подходов к языку. Стратифика́ция (от лат. stratum и греч. γράφειν, буквально — «расслаивание») Языковая стратификация общества означает, что различные социальные группы в ходе своей деятельности вырабатывают характерные варианты использования языка, особые идиомы. Любое общество как языковой коллектив разделяется на этнические, возрастные, территориальные, профессиональные группы, различающиеся характером речи, использованием различных языков (билингвизм – полное владение человеком двумя языками и диглоссия – функционирование в обществе двух языков), созданием особых сленгов, жаргонов, тайных языков. Если же говорить о стратификации лингвистических наук, то следует отметить следущее. Лингвистика имеет сложный внутренний состав. Она включает в себя целый ряд самостоятельных наук, изучающих различные стороны языковой структуры. Лексикология - наука о словарном составе языка и закономерностях его исторического развития. Фонетика - наука о звуках языка, или фонемах, о слогах, речевых тактах, а также об ударении и интонации (не только в современном состоянии, но и в историческом плане). Грамматика — наука о способах и средствах построения и изменения слова, о способах и средствах построения предложения. В соответствии с внутренним делением грамматики языка она как учение подразделяется на морфологию и синтаксис. Морфология - учение о способах и средствах построения и изменения слов. Синтаксис — учение о способах и средствах построения предложений. Словообразование - учение о способах и средствах образования новых слов от уже существующих; о типовых отношениях, сложившихся в языке между производящими и производными суовами. Семантика (или семасиология) - наука, рассматривающая значение, смысл языковых единиц - морфем (корней, суффиксов, приставок), лексем (слов как единиц словаря); словосочетаний и предложений. Стилистика - наука об основных разновидностях языка и речи, или стилях (о разговорном, официально-деловом, научном, публицистическом, литературно-художественном). (Надо отметить, что термины эти обладают двузначностью. Поэтому надо пояснять, что имеется в виду. В противном случае - наука замещается ее объектом или наоборот). В зависимости от того, что изучается — изменение языка во времени (развитии) или его функционирование, наука о языке тоже членится на описательную лингвистику и историческое языкознание. Языкознание может быть общим, т.е. изучающим свойства, присущие любому языку, и частным, т.е изучающим какую-либо сторону языка или отдельный язык (группы языков). Например, русистика, японистика, тюркология, балканистика и т.д.
Вопрос 2. Общее языкознание как отрасль лингвистики. Цель, задачи, объект, структура, проблематика общего языкознания. Языкознание - это наука о языке, наука, занимающаяся изучением его общественной природы и функций, его внутренней структуры; о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации определенных языков. Языкознание это многосторонняя наука, так как язык это весьма сложное многоаспектное явление. Языкознание как наука делится на общее и частное. Типологическое языкознание выделяют в рамках общего языкознания. Его задачей является сравнивание неродственных языков. Частное языкознание - это наука об отдельных языках, например, русистика - наука о русском языке, украинистика - наука об украинском языке и т.д. Частное языкознание необходимо изучать в синхронном плане (изучение фактов языка, относящихся к одному и тому же времени) и в диахронии (изучение фактов языка в их развитии) Цель, задачи, объект, структура, проблематика общего языкознания. Цель общего языкознания – составить по возможности полное (в идеале – исчерпывающее) описание законов функционирования и эволюции системы человеческого Языка, безотносительно к специфике национальных языков. Данная цель предполагает решение целого ряда задач, составляющих проблематику языкознания. Задачиязыкознания как науки. 1. Изучить происхождение языка и его сущность. 2. Рассмотреть языковую структуру. 3. Изучать язык как целостную систему, все члены которой взаимосвязаны и взаимообусловлены, а не разрозненные факты, не набор слов. 4. Рассматривать вопросы развития языка в связи с развитием общества (процесс возникновения и того, и другого) 5. Изучить вопрос появления и развития письменности. 6. Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства; как близкородственные языки выделяются немецкий и английский; русский, украинский и белорусский. 7. Разработать методы изучения. Существуют такие методы, как сравнительно -исторический, описательный, сравнительный, количественный (квантитативный, основан на математической статистике). 8. Языкознание стремится быть ближе к жизни, отсюда его прикладной характер. 9. Изучение вопросов, связанных с языковой интерференцией, т.е. влияние знаний родного языка или одного из изученных иностранных языков на знания, получаемые при изучении нового иностранного языка. 10. Рассмотреть связь языкознания с другими науками (литературоведением, историей, логикой, психологией, математикой) Объект –речевая деятельность. Не в узком(психолингвистическом), а в широком смысле: языковые средства в процессах порождения речи и ее понимания, в дискурсе и тексте. РД = язык (система+норма)+речь. Предмет – язык. Вопрос о сущности языка Стуктура Общее языкознание – это наука об общих закономерностях внутреннего устройства, функционирования, развития языков и способах их изучения. В данном разделе исследуют универсальные свойства языка, наиболее общие закономерности его структурно-системной и знаковой организации, семантики и синтаксиса естественного и машинного языков, а в естественном языке (в отличие от машинного) также фонетики. 2.Частное языкознание занимается изучением особенностей строения, функционирования, свойства одного конкретного языка или группы родственных языков. Данный раздел языкознания может рассматривать какое-либо языковое явление в двух аспектах: синхронном (факт языка в какой-то момент истории) и диахронном (развитие языка на протяжение определенного отрезка времени). 3. Внутреннее языкознание. Внутреннее языкознание изучает системные отношения языковых единиц без обращения к внешнелингвистическим факторам. 4. Внешнее языкознание - экстралингвистика, отрасль языкознания, которая занимается изучением совокупности этнических, социальных, исторических, географических факторов, которые связанны напрямую с развитием языка. 5. Теоретическое языкознание занимается научным, теоретическим изучением языка, обобщающих данных о языке; служит методологической основой для практического, прикладного языкознания. 6. Прикладное языкознание - применимое в современной жизни языкознание (современная техника). Данная наука занимается решением практических задач, связанных с изучением языка, а также на практическом использовании лингвистической теории в других областях [7]. На данном этапе развития языковых наук в языкознании сохраняется традиционно сложившееся разделениедисциплин. 1) Дисциплины о внутреннем устройстве языка, или "внутренняя лингвистика". Данную группу дисциплин составляют: фонетика и фонология грамматика с подразделением на морфологию и синтаксис (иногда с выделением морфонологии); лексикология (с выделением фразеологии); семантика (иногда с выделением семасиологии); стилистика; типология. 2) Дисциплины об историческом развитии языка. К данной группе прежде всего относят историю языка: историческая грамматика (иногда как синоним истории языка в широком значении); сравнительно-историческая грамматика; история литературных языков; этимология. 3) Дисциплины о распространении языка в обществе, или "внешняя лингвистика": диалектология, лингвистическая география; ареальная лингвистика; социолингвистика. 4) Дисциплины, занимающиеся изучением комплексных проблем и возникающие на стыке наук: психолингвистика, математическая лингвистика; инженерная лингвистика (понимается иногда как прикладная дисциплина); прикладные собственно лингвистические дисциплины: лексикография; экспериментальная фонетика; лингвостатистика; палеография; история письменностей и др. Состав языкознания (по Шулежковой) Общее языкознание включает три раздела: 1) история лингвистических учений, (предметом изучения является сам процесс познания языка, начиная с древнейших времён до наших дней. Он знакомит с обстоятельствами, в которых зарождались знания о языке; характеризует ведущие лингвистические направления и школы, возникавшие в разные периоды мировой и отечественной истории; описывает достижения выдающихся лингвистов; анализирует методы и приёмы лингвистического анализа, применявшиеся на разных стадиях развития языкознания. 2)теория языкознания (содержит общую характеристику современных воззрений на сущность языка, его структуру, на его роль в жизни общества) 3) методы лингвистического анализа. Лингвистическая проблематика включает огромное количество вопросов, связанных с происхождением, устройством и функционированием человеческого языка. Перечислим некоторые из них, объединив их в группы, соответствующие разделам изучаемой дисциплины: 1) общетеоретические и философские проблемы: первоначальная причина и факторы возникновения языка; законы его развития; соотношение между логическими и языковыми категориями; знак как формально-идеальная единица языка; звуковой состав языка и речевой аппарат человека; связь звуковой и смысловой сторон языкового знака; 2) проблемы языковой системы: фонема и ее звуковая реализация; проблема определения слова; принципы выделения частей речи; способы выражения грамматических значений; 3) социокультурные аспекты функционирования языка: экстралингвистические (прагматические) условия употребления языковых единиц, взаимоотношения языка и сознания, языка и национального менталитета и т.д.
Вопрос 3. Место и роль общего языкознания в ряду лингвистических наук. Общее языкознание и другие науки: философия, семиотика, филология, психология. Наиболее тесно языкознание связано с гуманитарными науками. Самые тесные и прочные связи существуют у языковедения с филологией, сама наука о языке является ее составной частью. Фактически языковедение как наука вышла из основ филологии, которая в древности была единой нерасчлененной наукой. В ее состав входили такие науки как литературоведение, текстология, поэтика, теория культуры и сама лингвистика. Впервые противопоставление филологии и языкознания (грамматики) произошло еще в Древнем Риме. Филология занималась изучением литературной формы (стиля) и содержания текста, грамматика - изучением орфографии и метрики текста. Гораздо позднее, в середине XIX в., ученые установили основной объект филологии, который в классическом варианте объединяет литературоведение и языкознание в филологические науки. Особенно заметно можно проследить связь этих двух наук в таких дисциплинах, как история литературного языка, стилистика и филологический анализ художественного текста. Существует существенное различие между лингвистическим и литературоведческим подходом к изучению языка. Для лингвистики язык - главный и единственный объект исследования. Прежде всего, лингвистика занимается изучением структуры и функционирования самого языка, принимая во внимание его связи с другими явлениями жизни человека (культура, сознание, литература, мышление и др.). Литературоведение изучает язык как косвенный объект наблюдения, форму существования художественного произведения. Общее языкознание как наука о естественном языке. Общее языкознание изучает естественный человеческий язык вообще и ᴃϲᴇ языки мира — индивидуальные его представители. Поскольку язык является важнейшим ϲᴩедством коммуникации в обществе и тесно связан с мышлением и сознанием, языкознание входит в качестве одной из центральных наук в круг гуманитарных и социальных научных дисциплин, исᴄᴫᴇдующих человека и человеческое общество. Из них с общим языкознанием теснее всего связана этнография и ее различные области, разрабатывающие, в частности, ᴏϲʜовные принципы функционирования языка в обществах разного типа, в том числе и в архаичных, или «первобытных», коллективах. Стоит сказать, что разные виды коммуникации в обществе исᴄᴫᴇдуются не только в языкознании, но и в теории коммуникации, культурной антропологии и семиотике. Естественный язык — наиболее важная и лучше всего изученная знаковая ϲᴎстема, по϶ᴛᴏму языкознание часто рассматривается как ведущая семиотическая дисциплина. Языкознание здесь оказывается центральной наукой, поскольку язык служит ϲᴩедством для построения целого ряда текстов (в частности, в художественной литературе) и «надъязыковых» ϲᴎстем (семиотических моделей мира), изучаемых семиотическими дисциплинами. Важно сказать, что для исследования языковых текстов, служащих знаковым задачам «надъязыковых» ϲᴎстем (мифологии, ритуала, религии, философии и т.д.), соответствующие научные дисциплины обращаются за помощью к языкознанию и ряду научных дисциплин, пограничных с ним, — к филологии, исᴄᴫᴇдующей тексты, герменевтике, занимающейся их пониманием, и т.д. Общее языкознание в кругу других наук. Соотношение между языкознанием и другими науками можно исследовать учитывая зависимость от характера знаковой или незнаковой природы предмета каждой из этих наук. Теснее всего с языкознанием из семиотических дисциплин сближается грамматология — наука о письме. Семиотика изучает любые знаковые системы: как простейшие типы кодов (телеграфный код, приемы морской и воздушной сигнализации, знаки регулировки для такси), так и более сложные (сигнализация животных, различные приемы письменности и шифров, знаковая природа географических карт, чертежей, а также пальцевая техника глухонемых) и, наконец, знаковую систему языка. Для языковедения важны общие положения семиотики о знаках, об их различных признаках, о группировке и классификации знаков, о возможностях комбинаций знаков и образования «знаковых цепей» и их членимости на звенья, об опознавании и распознавании знаков, о принципах дешифровки зашифрованных текстов или дешифровки текстов на неизвестных языках. Разработка общих положений семиотики во многом может облегчить работу языковедов по установлению знаковых закономерностей языка.
Такие же древние связи существуют у языкознания с философией.В Древней Греции языковедение зародилось в недрах философии, что вытекало из миросозерцания античных мыслителей, рассматривавших космос, природу и человека как единое целое. Крупнейшие древнегреческие философы - Аристотель, Платон, Сократ и др. - разрабатывали теоретические вопросы языка, в частности, проблему соотношения названия и предмета. Вопросы философии языка получают свое дальнейшее развитие в языкознании ХVII-ХVIII вв. в работах английского философа Ф.Бэкона (1561-1626), французского мыслителя Р.Декарта (1596-1650), немецкого ученого В. Лейбница (1646-1716). В XIX веке немецкий языковед В. фон Гумбольдт (1767-1835), развивая в своих работах философию языка, кладет начало новой лингвистической дисциплине - общему языкознанию. Философия как наука о наиболее общих законах развития природы, общества, человека и сознания дает языкознанию общие методологические принципы подхода к языку как феномену. Господствующие философские идеи и направления той или иной эпохи всегда оказывали влияние на теоретические концепции языка. Философские осмысления сущности языка являются важными и полезными для лингвистики. В свою очередь, для философии остается важнейшим вопрос языка как инструмента мышления и познания, как стоящего между мыслителем и действительностью средства формирования понятий и концепций. Особенно тесны связи языкознания с психологией,уже в XIX веке вызвавшие вторжение психологических методов и идей в языкознании. В пятидесятых годах XX века образовалась новая пограничная с языкознанием наука – психолингвистика. К основателям этого направления относятся немецкий ученый Г. Штейнталь, известный украинский языковед А. А. Потебня и другие. Психолингвистика пытается утвердить языковедение как науку психологическую, рассматривая все самые существенные явления языка как психические. Внутренний духовный и психический мир человека наиболее ярко маниферестируются, пожалуй, с помощью языка. Отражение духовной, психической, эмоциональной и умственной деятельности языковыми формами, многообразные особенности процессов порождения, восприятия и понимания речи находятся в поле зрения психолингвистики. Развитие идей порождающей грамматики привело к её органическому слиянию с когнитивной психологией и к постепенному включению языкознания в круг фундаментальных когнитивных наук и их приложений, объединяемых общим термином “искусственный интеллект”.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 216. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |