Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 3. Место и роль общего языкознания в ряду лингвистических наук. Общее языкознание и другие науки: философия, семиотика, филология, психология.




Вопрос 1. Лингвистика как наука, ее общественное назначение. Стратификация лингвистических наук.

Языкознание, или лингвистика, - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков. Находится в теснейшей связи с философией, психологией, нейрофизиологией, семиотикой и другими науками о человеке, его мышлении и речевой деятельности в целом. В кругу гуманитарных наук лингвистики, изучающая язык как средоточие человеческой сути, занимает особенно значимое место. Характером междисциплинарных связей, взаимным воздействием этих наук и языкознания во многом определялись стратегические направления изучения языка, устанавливался тип соотношения традиции и инновации в истории лингвистических учений. Они и определяли, главным образом, содержание понятия « современное языкознание» для той или иной эпохи развития лингвистической мысли. Современная лингвистика обращена не только в будущее. Она многими своими идейными узами связана с традиционным языкознанием, поскольку в ней сконцентрирована научная энергия, стимулирующая поиск новых подходов к языку.

Стратифика́ция (от лат. stratum и греч. γράφειν, буквально — «расслаивание»)

Языковая стратификация общества означает, что различные социальные группы в ходе своей деятельности вырабатывают характерные варианты использования языка, особые идиомы. Любое общество как языковой коллектив разделяется на этнические, возрастные, территориальные, профессиональные группы, различающиеся характером речи, использованием различных языков (билингвизм – полное владение человеком двумя языками и диглоссия – функционирование в обществе двух языков), созданием особых сленгов, жаргонов, тайных языков.

Если же говорить о стратификации лингвистических наук, то следует отметить следущее.

Лингвистика имеет сложный внутренний состав. Она включает в себя целый ряд самостоятельных наук, изучающих различные стороны языковой структуры. Лексикология - наука о словарном составе языка и закономерностях его исторического развития.

Фонетика - наука о звуках языка, или фонемах, о слогах, речевых тактах, а также об ударении и интонации (не только в современном состоянии, но и в историческом плане). Грамматика — наука о способах и средствах построения и изменения слова, о способах и средствах построения предложения. В соответствии с внутренним делением грамматики языка она как учение подразделяется на морфологию и синтаксис. Морфология - учение о способах и средствах построения и изменения слов. Синтаксис — учение о способах и средствах построения предложений. Словообразование - учение о способах и средствах образования новых слов от уже существующих; о типовых отношениях, сложившихся в языке между производящими и производными суовами. Семантика (или семасиология) - наука, рассматривающая значение, смысл языковых единиц - морфем (корней, суффиксов, приставок), лексем (слов как единиц словаря); словосочетаний и предложений. Стилистика - наука об основных разновидностях языка и речи, или стилях (о разговорном, официально-деловом, научном, публицистическом, литературно-художественном). (Надо отметить, что термины эти обладают двузначностью. Поэтому надо пояснять, что имеется в виду. В противном случае - наука замещается ее объектом или наоборот). В зависимости от того, что изучается — изменение языка во времени (развитии) или его функционирование, наука о языке тоже членится на описательную лингвистику и историческое языкознание. Языкознание может быть общим, т.е. изучающим свойства, присущие любому языку, и частным, т.е изучающим какую-либо сторону языка или отдельный язык (группы языков). Например, русистика, японистика, тюркология, балканистика и т.д.

 

Вопрос 2. Общее языкознание как отрасль лингвистики. Цель, задачи, объект, структура, проблематика общего языкознания.

Языкознание - это наука о языке, наука, занимающаяся изучением его общественной природы и функций, его внутренней структуры; о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации определенных языков.

Языкознание это многосторонняя наука, так как язык это весьма сложное многоаспектное явление. Языкознание как наука делится на общее и частное. Типологическое языкознание выделяют в рамках общего языкознания. Его задачей является сравнивание неродственных языков.

Частное языкознание - это наука об отдельных языках, например, русистика - наука о русском языке, украинистика - наука об украинском языке и т.д. Частное языкознание необходимо изучать в синхронном плане (изучение фактов языка, относящихся к одному и тому же времени) и в диахронии (изучение фактов языка в их развитии)

Цель, задачи, объект, структура, проблематика общего языкознания.

Цель общего языкознания – составить по возможности полное (в идеале – исчерпывающее) описание законов функционирования и эволюции системы человеческого Языка, безотносительно к специфике национальных языков. Данная цель предполагает решение целого ряда задач, составляющих проблематику языкознания.

Задачиязыкознания как науки.

1. Изучить происхождение языка и его сущность.

2. Рассмотреть языковую структуру.

3. Изучать язык как целостную систему, все члены которой взаимосвязаны и взаимообусловлены, а не разрозненные факты, не набор слов.

4. Рассматривать вопросы развития языка в связи с развитием общества (процесс возникновения и того, и другого)

5. Изучить вопрос появления и развития письменности.

6. Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства; как близкородственные языки выделяются немецкий и английский; русский, украинский и белорусский.

7. Разработать методы изучения. Существуют такие методы, как сравнительно -исторический, описательный, сравнительный, количественный (квантитативный, основан на математической статистике).

8. Языкознание стремится быть ближе к жизни, отсюда его прикладной характер.

9. Изучение вопросов, связанных с языковой интерференцией, т.е. влияние знаний родного языка или одного из изученных иностранных языков на знания, получаемые при изучении нового иностранного языка.

10. Рассмотреть связь языкознания с другими науками (литературоведением, историей, логикой, психологией, математикой)

Объект –речевая деятельность. Не в узком(психолингвистическом), а в широком смысле: языковые средства в процессах порождения речи и ее понимания, в дискурсе и тексте. РД = язык (система+норма)+речь.

Предмет – язык. Вопрос о сущности языка

Стуктура

Общее языкознание – это наука об общих закономерностях внутреннего устройства, функционирования, развития языков и способах их изучения. В данном разделе исследуют универсальные свойства языка, наиболее общие закономерности его структурно-системной и знаковой организации, семантики и синтаксиса естественного и машинного языков, а в естественном языке (в отличие от машинного) также фонетики.

2.Частное языкознание занимается изучением особенностей строения, функционирования, свойства одного конкретного языка или группы родственных языков. Данный раздел языкознания может рассматривать какое-либо языковое явление в двух аспектах: синхронном (факт языка в какой-то момент истории) и диахронном (развитие языка на протяжение определенного отрезка времени).

3. Внутреннее языкознание. Внутреннее языкознание изучает системные отношения языковых единиц без обращения к внешнелингвистическим факторам.

4. Внешнее языкознание - экстралингвистика, отрасль языкознания, которая занимается изучением совокупности этнических, социальных, исторических, географических факторов, которые связанны напрямую с развитием языка.

5. Теоретическое языкознание занимается научным, теоретическим изучением языка, обобщающих данных о языке; служит методологической основой для практического, прикладного языкознания.

6. Прикладное языкознание - применимое в современной жизни языкознание (современная техника). Данная наука занимается решением практических задач, связанных с изучением языка, а также на практическом использовании лингвистической теории в других областях [7].

На данном этапе развития языковых наук в языкознании сохраняется традиционно сложившееся разделениедисциплин.

1) Дисциплины о внутреннем устройстве языка, или "внутренняя лингвистика". Данную группу дисциплин составляют: фонетика и фонология грамматика с подразделением на морфологию и синтаксис (иногда с выделением морфонологии); лексикология (с выделением фразеологии); семантика (иногда с выделением семасиологии); стилистика; типология.

2) Дисциплины об историческом развитии языка. К данной группе прежде всего относят историю языка: историческая грамматика (иногда как синоним истории языка в широком значении); сравнительно-историческая грамматика; история литературных языков; этимология.

3) Дисциплины о распространении языка в обществе, или "внешняя лингвистика": диалектология, лингвистическая география; ареальная лингвистика; социолингвистика.

4) Дисциплины, занимающиеся изучением комплексных проблем и возникающие на стыке наук: психолингвистика, математическая лингвистика; инженерная лингвистика (понимается иногда как прикладная дисциплина); прикладные собственно лингвистические дисциплины: лексикография; экспериментальная фонетика; лингвостатистика; палеография; история письменностей и др.

Состав языкознания (по Шулежковой)

Общее языкознание включает три раздела:

1) история лингвистических учений, (предметом изучения является сам процесс познания языка, начиная с древнейших времён до наших дней. Он знакомит с обстоятельствами, в которых зарождались знания о языке; характеризует ведущие лингвистические направления и школы, возникавшие в разные периоды мировой и отечественной истории; описывает достижения выдающихся лингвистов; анализирует методы и приёмы лингвистического анализа, применявшиеся на разных стадиях развития языкознания.

2)теория языкознания (содержит общую характеристику современных воззрений на сущность языка, его структуру, на его роль в жизни общества)

3) методы лингвистического анализа.

Лингвистическая проблематика включает огромное количество вопросов, связанных с происхождением, устройством и функционированием человеческого языка. Перечислим некоторые из них, объединив их в группы, соответствующие разделам изучаемой дисциплины:

1) общетеоретические и философские проблемы: первоначальная причина и факторы возникновения языка; законы его развития; соотношение между логическими и языковыми категориями; знак как формально-идеальная единица языка; звуковой состав языка и речевой аппарат человека; связь звуковой и смысловой сторон языкового знака;

2) проблемы языковой системы: фонема и ее звуковая реализация; проблема определения слова; принципы выделения частей речи; способы выражения грамматических значений;

3) социокультурные аспекты функционирования языка: экстралингвистические (прагматические) условия употребления языковых единиц, взаимоотношения языка и сознания, языка и национального менталитета и т.д.

 

 

Вопрос 3. Место и роль общего языкознания в ряду лингвистических наук. Общее языкознание и другие науки: философия, семиотика, филология, психология.

Наиболее тесно языкознание связано с гуманитарными науками. Самые тесные и прочные связи существуют у языковедения с филологией, сама наука о языке является ее составной частью. Фактически языковедение как наука вышла из основ филологии, которая в древности была единой нерасчлененной наукой. В ее состав входили такие науки как литературоведение, текстология, поэтика, теория культуры и сама лингвистика. Впервые противопоставление филологии и языкознания (грамматики) произошло еще в Древнем Риме. Филология занималась изучением литературной формы (стиля) и содержания текста, грамматика - изучением орфографии и метрики текста. Гораздо позднее, в середине XIX в., ученые установили основной объект филологии, который в классическом варианте объединяет литературоведение и языкознание в филологические науки. Особенно заметно можно проследить связь этих двух наук в таких дисциплинах, как история литературного языка, стилистика и филологический анализ художественного текста. Существует существенное различие между лингвистическим и литературоведческим подходом к изучению языка. Для лингвистики язык - главный и единственный объект исследования. Прежде всего, лингвистика занимается изучением структуры и функционирования самого языка, принимая во внимание его связи с другими явлениями жизни человека (культура, сознание, литература, мышление и др.). Литературоведение изучает язык как косвенный объект наблюдения, форму существования художественного произведения.

Общее языкознание как наука о естественном языке. Общее языкозна­ние изучает естественный человеческий язык вообще и ᴃϲᴇ языки ми­ра — индивидуальные его представители. Поскольку язык является важнейшим ϲᴩедством коммуникации в обществе и тесно связан с мышлением и сознанием, языкознание входит в качестве одной из центральных наук в круг гуманитарных и социальных научных дис­циплин, исᴄᴫᴇдующих человека и человеческое общество. Из них с общим языкознанием теснее всего связана этнография и ее различ­ные области, разрабатывающие, в частности, ᴏϲʜовные принципы функционирования языка в обществах разного типа, в том числе и в архаичных, или «первобытных», коллективах.

Стоит сказать, что разные виды коммуникации в обществе исᴄᴫᴇдуются не только в языкознании, но и в теории коммуникации, культурной антропологии и семиотике. Естественный язык — наиболее важная и лучше все­го изученная знаковая ϲᴎстема, по϶ᴛᴏму языкознание часто рассмат­ривается как ведущая семиотическая дисциплина. Языкознание здесь оказывается центральной наукой, поскольку язык служит ϲᴩедством для построения целого ряда текстов (в частности, в художественной литературе) и «надъязыковых» ϲᴎстем (семиотических моделей мира), изучаемых семиотическими дисциплинами.

Важно сказать, что для исследования языковых текстов, служащих знаковым задачам «надъязыковых» ϲᴎстем (мифологии, ритуала, религии, философии и т.д.), соответствующие научные дисциплины обращаются за помо­щью к языкознанию и ряду научных дисциплин, пограничных с ним, — к филологии, исᴄᴫᴇдующей тексты, герменевтике, занимаю­щейся их пониманием, и т.д.

Общее языкознание в кругу других наук. Соотношение между язы­кознанием и другими науками можно исследовать учитывая зависимость от характера знаковой или незнаковой природы предмета каждой из этих наук. Теснее всего с языкознанием из семиотических дисциплин сближается грамматология — наука о письме.
Для языковедения важны общие положения семиотики о знаках, об их различительных признаках, о группировке и классификации знаков, о возможностях комбинаций знаков и образования «знаковых цепей» и их членимости на звенья, об опознавании и распознавании знаков, о принципах дешифровки зашифрованных текстов или дешифровки текстов на неизвестных языках.Разработка общих положений семиотики во многом может облегчить работу языковедов по установлению знаковых закономерностей языка.Семиотика как общая дисциплина не связана со специфическими средствами и возможностями языка, но она призвана исследовать любые знаковые системы как средства обозначения и передачи значения.

Семиотика изучает любые знаковые системы: как простейшие типы кодов (телеграфный код, приемы морской и воздушной сигнализации, знаки регулировки для такси), так и более сложные (сигнализация животных, различные приемы письменности и шифров, знаковая природа географических карт, чертежей, а также пальцевая техника глухонемых) и, наконец, знаковую систему языка.

Для языковедения важны общие положения семиотики о знаках, об их различных признаках, о группировке и классификации знаков, о возможностях комбинаций знаков и образования «знаковых цепей» и их членимости на звенья, об опознавании и распознавании знаков, о принципах дешифровки зашифрованных текстов или дешифровки текстов на неизвестных языках. Разработка общих положений семиотики во многом может облегчить работу языковедов по установлению знаковых закономерностей языка.

 

Такие же древние связи существуют у языкознания с философией.В Древней Греции языковедение зародилось в недрах философии, что вытекало из миросозерцания античных мыслителей, рассматривавших космос, природу и человека как единое целое. Крупнейшие древнегреческие философы - Аристотель, Платон, Сократ и др. - разрабатывали теоретические вопросы языка, в частности, проблему соотношения названия и предмета. Вопросы философии языка получают свое дальнейшее развитие в языкознании ХVII-ХVIII вв. в работах английского философа Ф.Бэкона (1561-1626), французского мыслителя Р.Декарта (1596-1650), немецкого ученого В. Лейбница (1646-1716). В XIX веке немецкий языковед В. фон Гумбольдт (1767-1835), развивая в своих работах философию языка, кладет начало новой лингвистической дисциплине - общему языкознанию.

Философия как наука о наиболее общих законах развития природы, общества, человека и сознания дает языкознанию общие методологические принципы подхода к языку как феномену. Господствующие философские идеи и направления той или иной эпохи всегда оказывали влияние на теоретические концепции языка. Философские осмысления сущности языка являются важными и полезными для лингвистики. В свою очередь, для философии остается важнейшим вопрос языка как инструмента мышления и познания, как стоящего между мыслителем и действительностью средства формирования понятий и концепций.

Особенно тесны связи языкознания с психологией,уже в XIX веке вызвавшие вторжение психологических методов и идей в языкознании. В пятидесятых годах XX века образовалась новая пограничная с языкознанием наука – психолингвистика. К основателям этого направления относятся немецкий ученый Г. Штейнталь, известный украинский языковед А. А. Потебня и другие.

Психолингвистика пытается утвердить языковедение как науку психологическую, рассматривая все самые существенные явления языка как психические. Внутренний духовный и психический мир человека наиболее ярко маниферестируются, пожалуй, с помощью языка. Отражение духовной, психической, эмоциональной и умственной деятельности языковыми формами, многообразные особенности процессов порождения, восприятия и понимания речи находятся в поле зрения психолингвистики.

Развитие идей порождающей грамматики привело к её органическому слиянию с когнитивной психологией и к постепенному включению языкознания в круг фундаментальных когнитивных наук и их приложений, объединяемых общим термином “искусственный интеллект”.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...