Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Прочитайте наизусть монолог городничего из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Как проявляется характер героя в этом монологе?




Городничий (в сердцах). Обручился! Кукиш с маслом — вот тебе обручился! Лезет мне в глаза с обрученьем!.. (В исступлении.) Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком.) Эх ты, толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того что пойдешь в посмешище — найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!.. Эх вы!.. (Стучит со злости ногами об пол.) Я бы всех этих бумагомарак! У, щелкоперы, либералы проклятые! чертово семя! Узлом бы вас всех завязал, в муку бы стер вас всех да черту в подкладку! в шапку туды ему!.. (Сует кулаком и бьет каблуком в пол. После некоторого молчания.) До сих пор не могу прийти в себя. Вот, подлинно, если Бог хочет наказать, так отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто ни на полмизинца не было похожего — и вдруг все: ревизор! ревизор! Ну кто первый выпустил, что он ревизор? Отвечайте!

 

Чтобы завершить формирование образа городничего, Гоголь переходит от поражения героя к торжеству, а затем сразу к его развенчанию. Сначала Сквозник-Дмухановский, чувствующий себя на краю гибели, не только понимает, что может выйти сухим из воды, но и считает, что становится родственником высокопоставленного питерского чиновника, за которого принял Хлестакова. Только что бушевавший в чиновнике страх сменяется буйной радостью и счастьем. Он чувствует себя триумфатором, от чего начинает вести себя все наглее. Все это происходит после того, как Хлестаков просит руки у его дочери. Перед ним явно начинает маячить перспектива переезда в столицу. Городничий уже видит себя генералом. Наибольшее удовольствие ему доставляют фантазии о том, как преклоняются перед ним люди и завидуют ему во всем. В эти мгновения он формулирует свою жизненную философию. Это подавление всех тех, кто стоит ниже тебя на социальной лестнице. Уже представляя, что породнился с высокопоставленным чиновником, городничий начинает раньше времени чувствовать себя особенно важным человеком. Меняется даже его тон в общении с окружающими. Он превращается в важного, надменного и презрительного человека. Вознеся героя на такую вершину, Гоголь одним махом рушит все его надежды. Финальный монолог Сквозника-Дмухановского, который он произносит, когда узнает, что в город приехал настоящий ревизор, выражает его состояние. Городничий потрясен в первую очередь тем, что его, знатного мошенника, смогли провести. Он сам начинает признаваться, скольких людей он обманул за свою карьеру. Среди них - губернаторы, купцы и другие начальники. Становится ясна его подлинная сущность и масштабность его деяний. Данный монолог окончательно расставляет все точки, зрители убеждаются, что перед ними - мошенник, причем весьма серьезный. Обращаясь к зрительному залу с вопросом, над чем смеетесь вы, автор подводит итог всех смыслов и образов, которые стремился развить в своем произведении. Городничий раздавлен тем, что его так нагло обманули, к тому же такой мелкий и ничтожный человек. Но в действительности это ничтожество является лучшей частью его самого. Хлестаков стал своеобразным ревизором общественного строя, порождающего таких самоуверенных и нечистых на руку чиновников. В финале комедии городничий предстает смешным и жалким человеком, в своем образе он подчеркивает типичность чиновника подобного типа, утверждая, что такой тип государственных служащих широко распространен по всей стране.

 

Билет № 10

Какова историческая основа басни И.А. Крылова «Обоз»? Кто стоит за образами молодого и старого коня?

 

Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812г. Полководец постоянно подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодёжи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы, и после сдачи её Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеону, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькое нарекание его молодых сподвижников. Вероятно, Крылов не знал о словах, сказанных старым фельдмаршалом принцу Вюртембергскому: “Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели могло бы сделать наше оружие”. Тем значительнее историческое, политическое и военное чутьё Крылова, чья басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей. Их патриотические чувства были объяснимы, но не становились то этого истинными.

Тем самым под образом “коня доброго” Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия. Обращая внимание на слова: “А примешься за дело сам, Так напроказишь хуже” – мы понимаем прозрачный намёк на Александра I, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение.

Басня написана во время войны 1812 года. "Конь добрый" -   главнокомандующий русской армии М. И. Кутузов. Сберегая силы для решительного боя, Кутузов вел войну осторожно, отступал, заманивая врага в глубь страны, и наконец разбил и уничтожил огромную, считавшуюся непобедимой армию Наполеона. "Лошадь молодая" - царь Александр I и его окружение, которые не понимала планов Кутузова и были недовольны его медлительностью.

 

В чем смысл эпиграфа к рассказу Н.С. Лескова «Старый гений» («Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы»)? Какие чувства вызвало у вас прочитанное произведение?

 

Эту историю предваряет эпиграф: «Гений лет не имеет - он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы» . А в этом рассказе «гений» преодолел то, что не смогла сделать государственная власть. И ведь не о всесильной личности какой-нибудь шла речь, просто о молодом ветреном человеке, принадлежавшем к одной из лучших фамилий, надоевшем властям своей непорядочностью. Но не смогли судебные органы даже бумагу ему для исполнения вручить.

При нестандартных ситуациях границы общественнопринятого поведения часто становятся непроходимыми тупиками. Способность выйти за пределы общепринятых норм, совершить нечто, не регламентированное инструкциями, найти неожиданное для большинства решение настолько шокирует обывателя, что объявляется или сумасшествием, или гениальностью. Смысл эпиграфа в контексте произведения состоит в том, что обыватель раскованное мышление воспринимает как гениальность, полностью отделяя этим себя от качества простой находчивости.

 Прочитанное произведение вызвало чувство уважения к сообразительности старика и отсутствию у него жадности. Наивная провинциальная бабушка вызвала сочувствие. Её естественное недоумение воспринималось чиновниками как плохое знание жизни, в то время как сложные мотивы, на основании которых ей отказывали в помощи, были порождением искусственных правил, сужающих человеческую волю до следования однажды заведённому распорядку.

Эпиграф отражает идею произведения. Главное слово в эпиграфе — «гений». Гениальность не зависит от возраста, потому что суть гениальности в том, чтобы решить ту задачу, с которой не могли справиться обыкновенные умы, иначе говоря, обыч­ные люди, которые часто не находят выхода из создавшейся ситуации, потому что мыслят стереотипами. Рассказ интересен. Мы привыкли к тому, что добро побеждает только в сказках, а писатели-реалисты показывают жизнь реально, где всё далеко не как в сказке. Старушка вызывает чувство сострадания и уважения одновременно. Она настойчиво добивается своей цели, даже не имея порой надежды. Если бы все так боролись за себя, меньше было бы нарушений прав человека. Иван Иваныч и его товарищ вызвали чувство восхищения: они действовали не ради корысти, а ради восстановления справедливости. Справедливость восторжествовала. Такой финал дает надежду читателю, показывает, что никогда не нужно отчаиваться.

 

Прочитайте наизусть любое стихотворение поэтов Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Дайте определение понятию «рифма». Какие виды и роды рифм различают? Определите вид рифмы данного стихотворения.

В связи с положением ударения в рифмованном слове, различают три рода рифмы:

Мужскую рифму, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Это самые простые рифмы: (Я моЯ, моЯ свиньЯ, рАЗ квАС бАС нАС) ;

Женскую рифму, где ударение на предпоследнем слоге. В них совпадает больше звуков: вИНА картИНА; плАНЫ рАНЫ; странно туманно; стАЯ большАЯ, крАЯ игрАЯ;

Трехсложную рифму, дактилическую, в которой ударение на третьем слоге от конца. После ударной гласной следуют два слога (нОсИтсЯ прОсИтсЯ, трОстОчкА кОстОчкА, тЯнЕтсЯ пьЯнИцА).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...