Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Таможенный кодекс ЕАЭС – принципиальные изменения ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Доклад заместителя начальника Екатеринбургской таможни Владимира Александровича Зябко на семинаре «Таможенное регулирование ВЭД в 2018 году: актуальные вопросы», организованном компанией «Альта-Софт» в рамках выставки TransUral 2017. С 01 января 2018 года на смену Таможенному кодексу Таможенного союза придет Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Это один из немногих документов Евразийского экономического союза, в разработке которого активное участие принимало бизнес-сообщество. Многие конструктивные предложения бизнеса по совершенствованию тех или иных норм, с которыми регулярно приходилось сталкиваться на практике, были учтены. В документ заложены новые подходы к информатизации таможенных операций, вводится более удобный для бизнеса алгоритм взаимодействия с госорганами. Рассмотрим основные нововведения, имеющие принципиальное значение. Касательно таможенного декларирования и таможенного контроля. С вступлением в силу ТК ЕАЭС декларирование будет осуществляться только в электронной форме. Останутся исключительные случаи, когда декларация будет подаваться в письменном виде. Появится возможность подачи декларации в письменной форме при невозможности использования электронной формы в связи с техническими проблемами в таможенном органе. А такие ситуации возникают. Следующий принципиальный момент. Действующее законодательство предусматривает необходимость предоставления пакета документов, на основании которых составлена декларация. Новый Таможенный кодекс прямо устанавливает обратное. То есть, таможенному органу подается только декларация на товары в электронном виде (подчеркну, правильно заполненная ДТ!) и более ничего. Очевидна экономия сил и средств участников ВЭД на формализацию документов и размещение их в архив. В одной импортной ДТ в среднем содержится информация о 20-ти документах, в экспортной – до 15-ти. Естественно, такие документы должны быть в наличии у декларанта и таможенный орган имеет все полномочия потребовать представления этих документов в рамках системы управления рисками в ходе проверки ДТ, а также в рамках контроля после выпуска товаров. То же самое относится к подаче транзитной декларации. Расширился список сведений, которые должны содержаться в декларации на товары. Согласно ст. 106 ТК ЕАЭС к новым обязательным сведениям, подлежащим указанию в декларации на товары относятся: · информация о товарном знаке; · наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности; · сведения о продавце и покупателе товаров; · о цене в соответствии с коммерческими документами. Порядок заполнения ДТ – будет установлен Решением Комиссии ЕАЭС, вместо действующего Решения ЕЭК № 257. Должно появиться до конца этого года. Что касается сведений, указываемых в транзитной декларации, то они останутся неизменными. Еще одним преимуществом нового Кодекса становится акцент на современные информационные технологии, движение в сторону расширения возможностей совершения отдельных таможенных операций без участия должностных лиц таможенных органов. В 2016 году Екатеринбургской таможней было автоматически зарегистрировано более 20 тыс. деклараций, что составило 44% от общего количества экспортных деклараций, а в 2017 году процент авторегистрации достиг 63%. Цифры по автоматичскому выпуску пока невелики – 107 деклараций (из них 106 ЭК ДТ и 1 ИМ ДТ) в этом году, в прошедшем – 35. Среднее время авторегистрации - менее одной минуты. Среднее время автоматического выпуска –- 5 минут. В новом Кодексе сокращены сроки регистрации и выпуска ДТ. В настоящее время срок регистрации ДТ – 2 часа с момента подачи таможенной декларации. С 01.01.2018 он сократится до 1 часа рабочего времени. На сегодняшний день среднее время регистрации деклараций в ручном режиме составляет 44 мин. Сроки выпуска теперь едины для всех видов ДТ – нет разделения на ввозимые/вывозимые товары, как в действующем ТК ТС. Общий срок выпуска – 4 часа с момента регистрации ДТ. Это в случае отсутствия у таможенного органа сомнений в достоверности заявленных сведений, не сработки системы управления рисками. При этом, если ДТ подана менее чем за 4 часа до окончания работы таможенного органа, или КДТ поступила от декларанта менее чем за 4 часа до окончания работы поста, или уведомление о размещении товаров в ЗТК не поступило в эти сроки, – срок выпуска товаров составляет 4 часа с момента начала работы таможенного органа на следующий рабочий день. Установлены случаи продления срока выпуска декларации. Срок выпуска продлевается до одного рабочего дня, следующего за днем регистрации ДТ, если:
Срок выпуска может быть продлен до 10 рабочих дней со дня регистрации ДТ, для:
Отдельная норма определяет, что срок выпуска может быть продлен до завершения таможенной экспертизы. На сегодняшний день в Екатеринбургской таможне среднее время выпуска «безрисковых» товаров, при импорте составляет 48 мин., при экспорте – 43 мин. В отношении «рисковых» поставок – 7 часов при импорте, 1 час при экспорте. Что касается временного хранения. Срок временного хранения – 4 месяца без необходимости продления. Новый кодекс содержит норму о необходимости в течение 3-х часов рабочего времени разместить товары на временное хранение в случаях, если:
Не выполнение данной нормы влечет административную ответственность. Таможенный кодекс ЕАЭС вносит значительные изменения в порядок уплаты таможенных платежей. В Кодексе появилась глава 12, которая наряду с таможенными платежами регламентирует применение специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин. В настоящее время порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров установлен Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Сами виды таможенных платежей остались прежними. Одним из концептуальных изменений является возможность использования авансовых платежей для уплаты всех видов платежей. То есть не только для уплаты таможенных сборов, налогов и вывозной таможенной пошлины, но и для уплаты ввозных таможенных пошлин, специальных антидемпинговых компенсационных мер. Данная норма призвана существенно упростить администрирование денежных средств плательщиков, сократить количество электронных документов, подлежащих обработке при ведении учета денежных средств, реализовать технологию автоматического зачета суммы излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей на авансы. Конкретизированы случаи исчисления таможенных пошлин, налогов таможенным органом. По общему правилу, таможенные платежи исчисляются декларантом. Таможенные органы будут вправе исчислять таможенные платежи в случае выявления при таможенном контроле их неверного исчисления, при незаконном перемещении товаров, а также при наступлении обстоятельств, влекущих в свою очередь наступление сроков уплаты таможенных платежей при прибытии товаров, убытии, временном хранении, при недоставке товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, при утрате международных почтовых отправлений. Документами для исчисления таможенных платежей по-прежнему остаются декларация на товары и таможенный приходный ордер. В тех случаях, когда нет декларации на товары или ТПО такое исчисление будет осуществляться таможенным органом в новом таможенном документе. Это так называемый расчет таможенных пошлин, налогов, форма которого и порядок заполнения будут установлены Евразийской экономической комиссией. Включена новая статья «Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов», ранее содержащаяся в Федеральном законе № 311-ФЗ «О таможенном регулировании». При этом ТК ТС непосредственно об исполнении такой обязанности не упоминал. Данная статья устанавливает новые понятия, такие, как:
В новом Кодексе случаи прекращения обязанности по уплате таможенных платежей прописаны в каждой из таможенных процедур. ТК ТС установлено, что таможенные пошлины, налоги не уплачиваются при ввозе товаров в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро. Необходимо отметить, что в новом Кодексе существует уточнение, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров не возникает только при помещении их под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления товаров или временного ввоза. Новый международный правовой документ расширяет перечень случаев прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов. Включены случаи задержания товаров, отзыва таможенной декларации, помещения на временное хранение или под таможенную процедуру ранее изъятых или арестованных товаров, помещение товаров под специальную процедуру. В ТК ЕАЭС выработаны новые подходы по ряду вопросов, касающихся применения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Он расширяет круг лиц, имеющих право обеспечивать исполнение обязанности по уплате таможенных платежей – в случае, если таможенный представитель несет солидарную с плательщиком обязанность по уплате таможенных платежей, то он также вправе внести обеспечение. В том числе национальным законодательством может быть расширено применение способов обеспечения в электронном виде, полностью исключив в некоторых случаях бумажный документооборот между таможенным органом и участником ВЭД. Также ТК ЕАЭС предусматривает переход на электронный документооборот таможенных органов и участников ВЭД при оформлении сертификатов обеспечения, подтверждающих предоставление обеспечения при таможенном транзите. Приоритетом становится оформление сертификатов обеспечения в форме электронного документа. Относительно возвратов (зачетов) денежных средств новеллой является установление условия внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, либо в ТПО либо ином таможенном документе. Четкая регламентация совершения плательщиком действий, предшествующих осуществлению возврата излишне уплаченных таможенных платежей, позволит устранить неоднозначность действующего таможенного законодательства в части подтверждения факта возникновения излишней уплаты таможенных платежей. Теперь после подтверждения факта излишней уплаты таможенных платежей и внесения соответствующих изменений в декларацию на товары, возврат денежных средств на лицевые счета будет осуществляться автоматически, после чего эти денежные средства будут считаться авансовыми платежами. Для того, что вернуть их на расчетный банковский счет организации будет достаточно подачи заявления в электронном виде без приложения подтверждающих документов (так как они ранее представлялись в таможенный орган при принятии решения об отнесении платежей к категории излишне взысканных). Относительно классификации товаров. Концептуальные изменения коснулись порядка декларирования товаров в несобранном или разобранном виде, поставляемых отдельными товарными партиями (так называемых «компонентов»). В настоящее время данный порядок регламентируется положениями статьи 215 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Ключевым отличием нового порядка декларирования «компонентов» является их декларирование путем подачи декларации на каждую товарную партию. Итоговая декларация на весь «комплектный объект» не предусмотрена. При этом при таможенном декларировании компонентов товара будут применяться меры таможенно-тарифного регулирования, ставки таможенных пошлин, налогов, льготы, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, установленные в отношении товара в комплектном или завершенном виде и действующие на день регистрации таможенным органом декларации на товары в отношении компонентов товара. Декларация на товары в отношении последнего компонента должна быть подана в срок, не превышающий 2 года со дня регистрации декларации на товары в отношении первого компонента такого товара (сейчас срок подачи итоговой декларации – 1 год). Контроль таможенной стоимости. Совокупность норм ТК ЕАЭС в полной мере обеспечивает возможность осуществления контроля таможенной стоимости товаров. В сущности, не изменяются действующие нормы, регламентирующие определение, декларирование и контроль таможенной стоимости товаров. Базовые принципы являются едиными для всех направлений. По сравнению с ТК ТС отсутствует понятие «декларирования» таможенной стоимости, в основе поставлено понятие «декларирование товара». В Кодекс вошли положения Соглашения от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», содержащие основные определения, общие положения, касающиеся таможенной стоимости, а также порядок и условия применения методов определения таможенной стоимости. Само Соглашение утратит силу после начала действия ТК ЕАЭС. 69 статью ТК ТС «Проведение дополнительной проверки» заменили положения статьи 325 ТК ЕАЭС «Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая до выпуска товаров». Вместо положений о корректировке таможенной стоимости в ТК ЕАЭС установлен порядок оформления следующих документов по внесению изменений в ДТ в части, касающейся изменения таможенной стоимости:
В основе контроля таможенной стоимости лежит система управления рисками. Если риски не выявлены, производится автоматический выпуск товаров. При выявлении риска, в котором действия таможенного органа по контролю таможенной стоимости зависят от анализа документов, такие документы могут поэтапно предоставляться декларантом по запросам таможенного органа. При выявлении риска запрашивается 1-й комплект документов (документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость из графы 44 ДТ). В случае непредоставления документов (срок предоставления – за 4 часа до истечения срока выпуска товаров) в выпуске отказывается; в случае предоставления документов и отсутствия выявления признаков недостоверности таможенной стоимости – производится выпуск товаров. В случае предоставления документов и выявления признаков недостоверности таможенной стоимости, либо представления документов, которые не подтверждают заявленные сведения о таможенной стоимости, запрашивается 2-й комплект документов (дополнительный пакет документов, – по сути, производится дополнительная проверка) и выпуск товаров под обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов с направлением декларанту расчета размера обеспечения. Если в сроки выпуска дополнительные документы не представлены и не внесено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, то в выпуске товаров отказывают. Запрошенные таможенным органом документы, не представленные в сроки выпуска товаров, для завершения проверки таможенных и иных документов могут быть представлены декларантом также, как и при действующем Кодексе, после выпуска товаров в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня регистрации ДТ. Проверка полученных документов должна быть завершена таможенным органом в течение 30 календарных дней со дня их представления. Если представленные документы не устраняют оснований для проведения проверки таможенных и иных документов, таможенный орган вправе еще раз запросить необходимые документы (3-й комплект документов), срок предоставления которых – 10 календарных дней с даты запроса. На время запроса таких документов предусмотрено приостановление срока на 30 календарных дней со дня регистрации запроса и возобновления – со дня получения таможенным органом дополнительных документов. Сегодня возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости регламентируется Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», в ТК ЕАЭС данная позиция нормативно закреплена. Если представленные документы, либо результаты таможенного контроля в рамках такой проверки не подтверждают соблюдение положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров, и/или не устраняют оснований для проведения проверки, либо запрошенные таможенным органом документы не представлены в установленные сроки, то таможенным органом принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации. В ТК ЕАЭС произошли концептуальные изменения в части основания для корректировки таможенной стоимости: нет акцента на достоверность документов и сведений, относящихся к определению таможенной стоимости товаров. По ТК ТС основанием для проведения корректировки таможенной стоимости является как до, так и после выпуска товаров обнаруженное таможенным органом или декларантом заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбранного метода определения таможенной стоимости и (или) неправильно определенной таможенной стоимости. По ТК ЕАЭС основанием для внесения изменений в ДТ в части сведений о таможенной стоимости до выпуска являются: заявление документально не подтвержденных сведений и не устранение предоставленными документами основания для проведения проверки документов и сведений; после выпуска – не представление ни одного из документов, сведения о которых указаны в таможенной декларации или представленные документы не подтверждают проверяемые сведения. В ТК ЕАЭС появилась возможность принятия предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Вместе с тем, действующим законодательством, таможенным органам запрещено принимать предварительные решения по таможенной стоимости (ст. 113 311-ФЗ). Согласно ТК ЕАЭС предварительные решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров могут приниматься в случае, если это установлено национальным законодательство стран-участниц Союза. Согласно проекту нового федерального закона о таможенном регулировании порядок принятия и выдачи предварительных решений должен быть разработан ФТС России.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 538. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |