Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание учебного предмета




02-21

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

По музыке

Срок реализации 4 года

Разработана на основе авторской рабочей программы общеобразовательных учреждений: Музыка 5-8 классы. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Москва, Просвещение, 2011г.

Учитель:

 

 

Год

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета« Музыка»

Рабочая программа по учебнику «Музыка» направлена на достижении учащихся средних классов следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. 

Личностные результатыотражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны при­обрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

—  чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

—  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

—  ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

—  уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

—  компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

—  коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

— признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результатыхарактеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результатыобеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

— сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

— развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

— воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

В программе предусмотрено освоение учащимися музыкальных умений, присущих основным видам музыкальной деятельности и отвечающих их природе.

В слушательской деятельности это умения:

· воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;

· характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;

· дать вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике и т.д.) характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей;

· выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками;

В исполнительских видах музыкальной деятельности обозначаются умения, связанные с воплощением произведения в собственном исполнении (в пении, игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании). На первый план выступают умения представлять, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле.

К умениям, связанным с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений, относятся также умения:

· интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке;

· предложить свой вариант (варианты) исполнительской трактовки одного и того же произведения;

· сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них предпочтительный вариант;

· оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении.

В музыкально-композиционном творчестве предусматривается формирование умений импровизировать и сочинять музыку по заданным учителем параметрам: ритмическим, мелодико-ритмическим, синтаксическим, жанрово-стилевым, фактурным и другим моделям, а также без них.

Наряду с умениями в программе очерчивается круг музыкальных навыков, формируемых в исполнительских видах музыкальной деятельности, а также в музыкально-слушательской деятельности.

В певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, хорового строя и ансамбля (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.д.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.

В игре на музыкальных инструментах это — навыкизвукоизвлечения, звуковедения, артикуляции, ансамблевого исполнения; слухового контроля и самоконтроля за качеством звучания.

В музыкально-пластической деятельности осуществляется дальнейшее развитие навыков «перевода» пространственно-временных соотношений в музыке — в зрительно-наглядные, двигательные формы, получающие свое воплощение в ритмопластической интонации.

В слушательской деятельности формируются навыки, связанные прежде всего с дифференцированным слышанием отдельных компонентов музыкальной ткани (звуковысотных, метроритмических и ладовых особенностей; гармонии; полифонии; фактуры; формообразования и т.п.), а также навыки прослеживания процесса интонационного развития на уровне выявления в музыкальном материале сходства и различия.

Опыт музыкально-творческой учебной деятельности приобретается учащимися в различных видах музыкальной деятельности: в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью. В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся формируется в сольном, ансамблевом и хоровом пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки; в обогащении опыта вокальной импровизации.

В музыкально-пластической деятельности творческий опыт обогащается посредством воплощения пластическими средствами художественного образа музыкальных произведений более сложных в интонационно-образном отношении и разнообразных по стилю.

В инструментальном музицировании расширение опыта творческой деятельности происходит в процессе игры на элементарных инструментах, импровизации и создания инструментальных композиций на основе знакомых мелодий.

В процессе драматизации музыкальных произведений накопление творческого опыта осуществляется при создании художественного замысла и воплощении эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами; выбора сценических средств выразительности, поиска вариантов сценического воплощения детских опер и мюзиклов (фрагментов).

Опыт творческой музыкальной деятельности учащиеся приобретают и при освоении современных информационно-коммуникационных технологий и овладении первоначальными навыками игры на электронных инструментах.

• совершенствовать умения и навыки самообразования.

5 класс:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны при­обрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края;

— ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию;

— готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им;

— коммуникативная компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

— участие в общественной жизни школы в пределах возра­стных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

— признание ценности жизни во всех ее проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

— эстетические потребности, ценности и чувства, эстети­ческое сознание как результат освоения художественного на­следия народов России и мира, творческой деятельности му­зыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, прояв­ляющихся в познавательной и практической деятельности уча­щихся:

— умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социали­зации, самообразования, организации содержательного куль­турного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества;

— развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциа­тивного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства;

— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слуша­ние музыки, пение, инструментальное музицирование, драма­тизация музыкальных произведений, импровизация, музы­кально-пластическое движение и др.);

— воспитание эстетического отношения к миру, критичес­кого восприятия музыкальной информации, развитие творчес­ких способностей в многообразных видах музыкальной дея­тельности, связанной с театром, кино, литературой, живо­писью;

— расширение музыкального и общего культурного круго­зора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию;

—овладение основами музыкальной грамотности: способ­ностью эмоционально воспринимать музыку как живое образ­ное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной тер­минологией и ключевыми понятиями музыкального искусства;

— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, це­ленаправленной и содержательной музыкально-учебной дея­тельности, включая информационно-коммуникационные тех­нологии.

Класс

Личностныерезультаты:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

— ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию;

— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им;

— коммуникативная компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

— участие в общественной жизни школы в пределах возра­стных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

— признание ценности жизни во всех ее проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

— эстетические потребности, ценности и чувства, эстети­ческое сознание как результат освоения художественного на­следия народов России и мира, творческой деятельности му­зыкально-эстетического характера.

Метапредметныерезультаты:

— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

— умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать осно­вания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и де­лать выводы;

— умение организовывать учебное сотрудничество и совме­стную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

— формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и ху­дожественному самообразованию.

Предметныерезультаты:

— сформированность основ музыкальной культуры школь­ника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

— развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциа­тивного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного об­раза;

— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слуша­ние музыки, пение, инструментальное музицирование, драма­тизация музыкальных произведений, импровизация, музы­кально-пластическое движение и др.);

— воспитание эстетического отношения к миру, критичес­кого восприятия музыкальной информации, развитие творчес­ких способностей в многообразных видах музыкальной дея­тельности, связанной с театром, кино, литературой, живо­писью;

— расширение музыкального и общего культурного круго­зора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

—овладение основами музыкальной грамотности: способ­ностью эмоционально воспринимать музыку как живое образ­ное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной тер­минологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, це­ленаправленной и содержательной музыкально-учебной дея­тельности, включая информационно-коммуникационные тех­нологии;

— сотрудничество в ходе реализации коллективных творчес­ких проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

 

Класс

 

Личностныерезультаты:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального рос­сийского общества;

— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

— ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию;

— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им;

— компетентность в решении моральных проблем на осно­ве личностного выбора, осознанное и ответственное отноше­ние к собственным поступкам;

— коммуникативная компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

— участие в общественной жизни школы в пределах возра­стных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

— признание ценности жизни во всех ее проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

— эстетические потребности, ценности и чувства, эстети­ческое сознание как результат освоения художественного на­следия народов России и мира, творческой деятельности му­зыкально-эстетического характера.

Метапредметныерезультаты:

— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

— умение самостоятельно планировать пути достижения це­лей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ре­шения учебных и познавательных задач;

— умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать осно­вания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и де­лать выводы;

— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познаватель­ных задач;

— умение организовывать учебное сотрудничество и совме­стную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

— формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и ху­дожественному самообразованию.

Предметныерезультаты:

— сформированность основ музыкальной культуры школь­ника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социали­зации, самообразования, организации содержательного куль­турного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

— развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциа­тивного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного об­раза;

— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слуша­ние музыки, пение, инструментальное музицирование, драма­тизация музыкальных произведений, импровизация, музы­кально-пластическое движение и др.);

— воспитание эстетического отношения к миру, критичес­кого восприятия музыкальной информации, развитие творчес­ких способностей в многообразных видах музыкальной дея­тельности, связанной с театром, кино, литературой, живо­писью;

— расширение музыкального и общего культурного круго­зора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

—овладение основами музыкальной грамотности: способ­ностью эмоционально воспринимать музыку как живое образ­ное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной тер­минологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, це­ленаправленной и содержательной музыкально-учебной дея­тельности, включая информационно-коммуникационные тех­нологии;

— сотрудничество в ходе реализации коллективных творчес­ких проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

 

Класс

Личностные результаты:

· формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;

· развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

· совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

· овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

· наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

· приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;

· сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Метапредметные результаты:

· умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

· умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

· умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

· смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Предметные результаты:

· общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

· осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;

· устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

· понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

· осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

· рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;

· применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;

· постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

· расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

· освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.

Содержание учебного предмета

Класс

.

«Музыка и литература»

Что роднит музыку с литературой.Разнообразие вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыкиРазвитие жанров светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); опера, балет.

Взаимодействие музыки и литературы в песенном жанре. Гимны. РК. Гимн республики Башкортостан.Вокальная музыка. Вокализ.РК. «Уфимскийский вальс» Х.Ахметова. «Вторая жизнь» песни в инструментальной музыке. Романсы – вокальные миниатюры. Что такое кантата? Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.РК. «Салават» З.Исмагилова.Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Развитие жанра – балет. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.РК. Балет «Журавлиная песнь» Я.Степанова.Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Певческие голоса: сопрано, альт, тенор, бас, дискант и др. Хоры: академический, народный. Виды оркестра: симфонический, камерный, духовой, оркестр народных инструментов

Вокальная музыка. Музыка в сказках. РК. «Легенда о курае», башкирская народная сказка. Музыка в баснях. Музыка в рассказах. Музыка в мультфильмах. Музыка в кино. Обобщающий урок по теме «Музыка и литература».РК. Литературное и музыкальное богатство Республики Башкортостан.Знакомство с творчеством башкирских композиторов.

 

«Музыка и изобразительное искусство»

Музыкальная живопись.Духовная музыка русских композиторов. Небесное и земное в звуках и красках. . Устное народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира. Русская народная музыка и ее основные жанры (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки). Богатырская тема в русской и коми музыке, живописи. РК. «Урал-батыр», башкискирская народная сказка.«Звать через прошлое к настоящему». Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Портреты музыкантов. Музыкальный портрет мамы.

Изобразительность в музыке.Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности (И.Ф.Стравинский, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, Г.В.Свиридов, Р.К.Щедрин) изарубежных композиторов (К.Дебюсси, М.Равель, Э. Григ). Стилевое многообразие музыки (импрессионизм,).Музыкальная живопись и живописная музыка. РК. Пейзажи башкирских художников, картины обучающихся школы искусств им.С.Абдуллина.Вечерняя музыка.Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Полифония в музыке и живописи. Волшебная палочка дирижера.Образы борьбы и победы в искусстве. Музыка на мольберте. Импрессионизм в музыке и живописи. Картины праздника в музыке и живописи.«Картинки с выставки». Мир композитора. С веком наравне. Заключительный урок – обобщение. РК. Исполнение башкирских народных и композиторских песен.

Пение. Творческое самовыражение учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе основных тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки. Обогащение опыта вокальной импровизации.

Музыкально-пластическое движение.Обогащение опыта индивидуально-личностной передачи музыкального образа в его выражении пластическими средствами, в том числе танцевальными.

Инструментальное музицирование. Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах. Инструментальная импровизация. Создание инструментальных композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений.

Музыка и современные технологии.Поиск музыкальных произведений в сети интернет. Подготовка презентаций по учебным темам.

Представления о музыкальной жизни России и других стран.Выдающиеся зарубежные исполнители: Э.Карузо, М.Каллас, Г. фон Караян и др. Международный музыкальный конкурс исполнителей имени П.И.Чайковского. Всемирно известные театры оперы и балета: Большой театр (Россия, Москва), Мариинский театр (Россия, С.-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан),Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон), Метрополитен-опера (США, Нью-Йорк).

Центры отечественной музыкальной культуры и музыкального образования: Музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки. Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковско-го, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова.

Выдающиеся российские музыкальные коллективы: русский народный академический хор им. М.Е. Пятницкого, русский народный академический оркестр им. Н.П. Осипова, государственный академический оркестр ленинградской филармонии.

Класс

.

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки».Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского. Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности (И.Ф.Стравинский, С.С.Прокофьев). Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах (двухчастной и трехчастной, вариации, рондо, сюиты). Разнообразие вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыки.

Интонационно-образная, жанровая, стилевая основа музыки. Интонация как носитель смысла в музыке. Песенность, напевность как феномен русского народного пения, искусство распева тонов и импровизации. Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке.

Музыкальный фольклор народов России и других стран: интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки, получившие широкое распространение в музыкальной культуре других народов (полька, вальс, полонез и др.).

Способность простой песни воздействовать на душу человека.РК. «Колыбельная» (башкирская народная песня).Глубокая человечность музыкиП.И. Чайковского.Особенности музыкального стиля П.И. Чайковского и Ф. Шопена. Отличительные черты творчества композиторов-романтиков (Ф.Шопен,Ф.Шуберт). Разнообразие жанров в музыке Ф.Шопена. Музыка дает человеку утешение и опору. Песни в борьбе за мир.Мятежный дух музыки А.Скрябина. Взволнованные интонации искусства. РК.Драматические страницы моего народа отраженные в народном наследии Башкирские народные песни «Бииш»,»Кагарман-кантон», «Порт Артур».Мужество и патриотизм в кантате С.Прокофьева «Александр Невский».Героическая музыка Л. Бетховена.Знакомство с творчеством И.С. Баха на примере жанров прелюдии, фуги, мессы.. Красота и правда музыки И.С. Баха.Особенности полифонии и гомофонии.Истоки духовной музыки.Музыка Рождества Истоки русской песенности.Обобщающий урок по теме «Преобразующая сила музыки». РК. Музыка башкирских композиторов.

«Мир образов камерной и симфонической музыки».Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского. Жизненная правда неотделима от правды искусства.Широта творческого стиля композитора. Знакомство с новым жанром – сюитой.Шутка в музыке. Знакомство с музыкой композитора И.Ф.Стравинского. Правда и красота музыки Н.А.Римского-Корсакова, рисующей картины природы.Правда и красота музыки Н.А. Римского-Корсакова.Развитие традиций русской классической музыкальной школы в творчестве С.В. Рахманинова. Правда и красота музыки С.В.Рахманинова, рисующей картины природы.Красота природы в музыке композиторов XX века.Красота музыки, созвучной нашему времен. Особенности венской классической школы (В.-А. Моцарт).Знакомство с образцами духовной музыки: реквием. Широта жизненного содержания музыки В.- А.Моцарта.Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. Роль изобразительности в музыке.Правдивость и красота природы в современной музыке. Красота жизни в музыке П. Чайковского. Широта творческого стиля композитора.Героическая тематика в музыке. Песни о ВОВ.«Жизнь прекрасна!» - девиз музыки И.Штрауса.Мастерство исполнителя.Обобщающий урок по теме «В чем сила музыки». НРК.Исполнение башкирских народных и композиторских песен.

Пение. Творческое самовыражение учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе основных тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки. Обогащение опыта вокальной импровизации.

Музыкально-пластическое движение.Обогащение опыта индивидуально-личностной передачи музыкального образа в его выражении пластическими средствами, в том числе танцевальными.

Инструментальное музицирование. Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах. Инструментальная импровизация. Создание инструментальных композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений.

Музыка и современные технологии.Поиск музыкальных произведений в сети интернет. Подготовка презентаций по учебным темам.

Представления о музыкальной жизни России и других стран.Выдающиеся зарубежные исполнители: Э.Карузо, М.Каллас, Г. фон Караян и др. Международный музыкальный конкурс исполнителей имени П.И.Чайковского. Всемирно известные театры оперы и балета: Большой театр (Россия, Москва), Мариинский театр (Россия, С.-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан),Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон), Метрополитен-опера (США, Нью-Йорк).

Центры отечественной музыкальной культуры и музыкального образования: Музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки. Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковско-го, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова.

Выдающиеся российские музыкальные коллективы: русский народный академический хор им. М.Е. Пятницкого, русский народный академический оркестр им. Н.П. Осипова, государственный академический оркестр ленинградской филармонии.

Класс

.

«Особенности драматургии сценической музыки».Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах (двухчастной и трехчастной, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонического цикла). Разнообразие вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыки. Характерные черты русской и западноевропейской музыки различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, индивидуального творчества выдающихся композиторов прошлого и современности. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М.И. Глинки, П.И. Чайковского. Развитие традиций русской классической музыкальной школы в творчестве С.В. Рахманинова. Отличительные черты творчества композиторов-романтиков (Ф.Шопен,Ф.Лист,Ф.Шуберт). Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности (И.Ф.Стравинский, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович) изарубежных композиторов (М.Равель) Многообразие современной популярной музыки: отечественной: авторская песня (Б.Ш. Окуджава, В.С. Высоцкий, А.И. Галич),

Музыкальные образы главных героев в опере С.Прокофьева «Война и мир».Драматические образы в вокальных произведениях Ф.Шуберта.Музыкальные образы в фортепианных произведениях А.Скрябина.Музыкальные образы в вокальных сочинениях С.Рахманинова.Средства музыкальной выразительности.Особенности развития музыкального образа в «Болеро» М.Равеля.Картины народной жизни в «Венгерской рапсодии» № 2 Ф.Листа.Контрастные музыкальные образы в вальсах Ф.Шопена.Изобразительные музыкальные образы в произведениях современных литовских композиторов.Яркость и контрастность образов авторской песни.Глубина человеческих чувств в музыке И.Баха.Круг музыкальных образов вбашкирских песнях (народных и композиторских).РК. народные песни в исполнении М.Хисматуллина, «Сынрауторна» б.н.п. РК. Драматические образы в опере - «Салават».Образ вражеского нашествия в симфонии №7 Д.Шостаковича.Музыкальный образ грусти в «Грустном вальсе» Я.Сибелиуса.Обобщающий урок по теме «Особенности драматургии сценической музыки». РК. Музыка башкирских композиторов.

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».Творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее «музыкальным символом» своего времени (И.О.Дунаевский). Особенности венской классической школы (Л. ван Бетховен). Основные жанры светской музыки: камерная инструментальная музыка (прелюдия, ноктюрни др.), соната, симфония и др. Знакомство с сонатной формой. Столкновение музыкальных образов внутри сонатной формы. Знакомство с ораторией. Принцип вариантности и контрастных сопоставлений. Драматургия контрастных сопоставлений. Сонатная форма в камерной музыке. Драматургия переживаний в полонезе «Прощание с Родиной». Сонатно - симфонический цикл. Программная музыка. Драматургия контрастных образов. Значение искусства в Великую Отечественную войну. РК. Драматургия музыкальных образов в башкирских народных песнях оженской судьбе «Зульхиза», «Таштугай». Хореографическая драматургия балета. РК. «Уфимский вальс» Р.Хасанова. Заключительный урок – путешествие. РК. Исполнение башкирских народных и композиторских песен.

Пение. Творческое самовыражение учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе основных тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки. Обогащение опыта вокальной импровизации.

Музыкально-пластическое движение.Обогащение опыта индивидуально-личностной передачи музыкального образа в его выражении пластическими средствами, в том числе танцевальными.

Инструментальное музицирование. Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах. Инструментальная импровизация. Создание инструментальных композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений.

Музыка и современные технологии.Поиск музыкальных произведений в сети интернет. Подготовка презентаций по учебным темам.

Представления о музыкальной жизни России и других стран.Выдающиеся зарубежные исполнители: Э.Карузо, М.Каллас, Г. фон Караян и др. Международный музыкальный конкурс исполнителей имени П.И.Чайковского. Всемирно известные театры оперы и балета: Большой театр (Россия, Москва), Мариинский театр (Россия, С.-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан),Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон), Метрополитен-опера (США, Нью-Йорк).

Центры отечественной музыкальной культуры и музыкального образования: Музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки. Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковско-го, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова.

Выдающиеся российские музыкальные коллективы: русский народный академический хор им. М.Е. Пятницкого, русский народный академический оркестр им. Н.П. Осипова, государственный академический оркестр ленинградской филармонии.

Класс

« Жанровое многообразие в музыке.  Красота в искусстве и в жизни»Что значит современность в музыке? Современность музыки И.Баха. Знакомство с творчеством И.С. Баха на примере жанров прелюдии, фуги, мессы. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. Роль фольклора как основы профессионального музыкального творчества. Обращение композиторов к национальному фольклору. Жизненность искусства прошлого, которое обогащает музыкальную культуру современности. Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Общая характеристика венской классической школы (И. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен). Современность музыки Л.Бетховена. Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений Легкая музыка XIX века - И.Штраус. Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: любви и ненависти ("Ромео и Джульетта" У. Шекспира в трактовках Г. Берлиоза, П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева.Многообразие современной популярной музыки: мюзикл (Л. Бернстайн).Обобщающий урок по теме «Искусство в жизни современного человека».Многообразие современной популярной музыки.Музыкальная культура XIX века. Развитие традиций русской классической музыкальной школы в творчестве С.В. Рахманинова. Музыка серьезная и музыка легкая. Французский шансон. Характерные особенности французской эстрадной песни. Многообразие современной популярной музыки: отечественной: авторская песня (Б.Ш. Окуджава, В.С. Высоцкий, А.И. Галич); мюзикл (Л. Бернстайн), рок-опера (Э.Л. Уэббер); рок-н-ролл (Э. Пресли); британский бит ("битлз"), Популярная музыка. История возникновения рок-н-ролла. «Beatles». Джаз (Л. Армстронг, Д. Эллингтон, К. Бейси, Л. Утесов). Спиричуэл, блюз (Э.Фицджеральд). Симфоджаз (Дж. Гершвин). Истоки, характерные черты. Исполнение музыки как искусство интерпретации. Роль фольклора как основы профессионального музыкального творчества. Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору других народов. Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке. Музыкальный фольклор народов России и других стран: интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки, получившие широкое распространение в музыкальной культуре других народов Фольклор – «лёгкая» или «серьёзная» музыка? РК. «Танец журавлей»  из балета «Журавлиная песня» Я. Степанова. Многообразие современной популярной музыки: отечественной: авторская песня (Б.Ш. Окуджава, В.С. Высоцкий, А.И. Галич). «Лёгкое» и «серьёзное» в авторской песне. РК. Авторская песня в РБ Обобщающий урок по теме «Искусство открывает новые грани мира».

«Музыкальный стиль - камертон эпохи».Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж.Бизе, Дж.Верди).Творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее "музыкальным символом" своего времени (И.О. Дунаевский), Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. «Лёгкое» в «серьёзном» и его драматургическая роль. «Лёгкое» и «серьёзное» в оперетте. Слияние «лёгкого» и «серьёзного» в одном произведении. Симфоджаз (Дж. Гершвин). Отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX века. Традиции и новаторство в творчестве композиторов XX столетия. «Лёгкое» и «серьёзное» в сюите. Многообразие современной популярной музыки: рок-опера (Э.Л. Уэббер). Взаимодополнение легкой и серьезной музыки в одном музыкальном произведении. Обобщающий урок по теме «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки».Общая характеристика венской классической школы (Л.ван Бетховен). Многогранность творчества Л.Бетховена. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М.П. Мусоргского. Современность творчества М.П.Мусоргского. Отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX века. Традиции и новаторство в творчестве композиторов XX столетия. Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности (С.С.Прокофьев). Связь времен в творчестве С.С.Прокофьева. Возможности музыкальных форм (рондо, сюиты, сонатно-симфонического цикла) в воплощении музыкального образа и его развития. Обобщающий урок по теме «Великие наши «современники». Заключительный урок – концерт. НРК. Музыка коми композиторов.

Пение. Творческое самовыражение учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе основных тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки. Обогащение опыта вокальной импровизации.

Музыкально-пластическое движение.Обогащение опыта индивидуально-личностной передачи музыкального образа в его выражении пластическими средствами, в том числе танцевальными.

Инструментальное музицирование. Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах. Инструментальная импровизация. Создание инструментальных композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений.

Музыка и современные технологии.Поиск музыкальных произведений в сети интернет. Подготовка презентаций по учебным темам.

Представления о музыкальной жизни России и других стран.Выдающиеся зарубежные исполнители: Э.Карузо, М.Каллас, Г. фон Караян и др. Международный музыкальный конкурс исполнителей имени П.И.Чайковского. Всемирно известные театры оперы и балета: Большой театр (Россия, Москва), Мариинский театр (Россия, С.-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан),Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон), Метрополитен-опера (США, Нью-Йорк).РК Башкирский государственный театр оперы и балета (г.Уфа)

Центры отечественной музыкальной культуры и музыкального образования: Музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки. Московская государственная консерватория имени

«Экосезы» для фортепиано Л.Бетховена


 

3.Тематический план

№ п/п

 

Разделы, темы

Классы

5 6 7 8
1 «Музыка и литература» 17      
Что роднит музыку с литературой      
Вокальнаямузыка.      
Фольклор в музыке русских композиторов      
Жанры инструментальной и вокальной музыки      
Путешествие в музыкальныйтеатр      
2 «Музыка и изобразительноеискусство» 18      
Музыка и изобразительноеискусство      
Звать через прошлое к настоящему      
Музыкальная живопись и живописная музыка      
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве      
Изобразительность в музыке      
3 «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»   17    
Удивительныймирмузыкальныхобразов    
Образыдуховноймузыки    
Искусство XX века    
4 «Мир образов камерной и симфонической музыки» 18    
Вечные темы искусства и жизни. Образыкамерноймузыки    
Образысимфоническоймузыки    
Мирмузыкальноготеатра    
5 «Особенностидраматургиисценическоймузыки»   17  
Классика и современность    
В музыкальном театре. Русская музыка    
В музыкальном театре. Зарубежная музыка    
6 «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»   18  
Музыкальнаядраматургия – развитиемузыки      
Симфоническаямузыка      
Музыканародовмира      
7 Жанровое многообразие в музыке.  Красота в искусстве и в жизни.       10
8 Музыкальный стиль - камертон эпохи       8
  Итого 35 35 35 18










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 426.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...