Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 4. Ответственность сотрудников органов внутренних дел




1. Каков порядок привлечения сотрудника органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности за пребывание на службе в нетрезвом состоянии?

2. Могут ли быть привлечены к дисциплинарной ответственности сотрудники милиции, зачисленные в распоряжение органа внутренних дел?

3. Основания привлечения сотрудников органов внутренних дел к материальной ответственности за причиненный ущерб государству при исполнении служебных обязанностей

4. Несет ли орган внутренних дел гражданско-правовую ответственность за неправомерные действия своих сотрудников?

5. Ответственность сотрудников органов внутренних дел за совершенные административные правонарушения

6. Виды преступлений, совершенных на службе, за которые сотрудники органов внутренних дел привлекаются к уголовной ответственности. Кто расследует эти дела?

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Наверное, будет справедливым утверждение, что на сегодняшний день, в условиях продолжающихся экономических реформ, развивающегося рынка и рыночных отношений подавляющее большинство граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в той или иной степени нуждаются в квалифицированной правовой информации.

Практически все мы ежедневно сталкиваемся с человеком в милицейской форме. Без стражей правопорядка человек не мог бы чувствовать себя в безопасности, эффективно защищать жизнь и здоровье своих близких и собственность. Процесс охраны правопорядка непрерывен, он осуществляется постоянно, 24 часа в сутки.

Вполне естественно, что данный процесс вызывает как у граждан, так и у самих сотрудников милиции массу вопросов, ответы на наиболее острые, распространенные и актуальные из которых и содержатся в настоящем сборнике.

Так, вопросы полномочий сотрудников милиции, непосредственно осуществляющих проверочные мероприятия субъектов финансово-хозяйственной деятельности, всегда вызывали и вызывают повышенный интерес со стороны как простых граждан и предпринимателей, так и специалистов в области защиты прав и законных интересов человека.

На сегодняшнем этапе развития общества мы становимся свидетелями того, как повышается социальная активность россиян, их интерес к вопросам права, однако не всегда этот процесс идет в ногу с повышением правовой культуры, четкой установкой на соблюдение законов.

Ведь подчас в общественном сознании вопрос соблюдения прав и законных интересов граждан ассоциируется с принятием "правильных", с точки зрения специалистов и обывателей, законодательных, подзаконных и ведомственных нормативных правовых актов. На самом деле любой такой акт представляет собой весьма тонкую регулировку законодательства. Однако если базовые вопросы общественных отношений не решены, то положительное влияние любого, даже самого правильного, либерального закона или инструкции неизбежно будет минимальным. Ведь если человек вообще не соблюдает предписания законов своей страны, ему глубоко безразличны любые тонкости и новеллы этого законодательства.

Таким образом, внимательное, ответственное отношение к вопросам соблюдения законности, знание как своих прав, так и прав сотрудников контролирующих и правоохранительных органов могут не только избавить граждан и предпринимателей от возможных проблем, но и существенно сократить поле для коррупции в нашей стране.

Уникальность сборника состоит еще в том, что в нем собраны вопросы, волнующие не только простых граждан, предпринимателей, представителей юридических лиц, но также и самих сотрудников органов внутренних дел, ветеранов и пенсионеров. Вопросы прохождения службы, распространения и действия социальных гарантий, получения жилья и дополнительных выплат, медицинского и санаторно-курортного обслуживания - вот далеко не полный перечень наиболее острых, актуальных жизненных ситуаций, которые разрешаются на страницах представленного издания.

Немаловажное значение и актуальность несет в себе анализ различных видов ответственности (материальной, дисциплинарной, гражданско-правовой, административной, уголовной), к которой могут быть привлечены сотрудники органов внутренних дел за совершение тех или иных действий, ведь наличие широкого круга прав и полномочий предусматривает не меньший объем ограничений и обязанностей.

Сборник рассчитан на широкий круг читателей: сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, практикующих юристов, руководителей организаций независимо от форм собственности, преподавателей, аспирантов, студентов юридических вузов - всех тех, кто интересуется практическими вопросами регламентации прав и обязанностей сотрудников милиции.

 

 

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации

ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации

ЖК РФ - Жилищный кодекс Российской Федерации

НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации

УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

Закон о милиции - Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции".

ФЗ об оперативно-розыскной деятельности - Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"

Положение о службе в органах внутренних дел - Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1

ФЗ - Федеральный закон

ОРД - оперативно-розыскная деятельность

ОРМ - оперативно-розыскные мероприятия

 

 

Раздел 1. ПОЛНОМОЧИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 

1. Каков порядок приема милицией заявлений

о правонарушениях?

 

В соответствии с п. 3 части первой ст. 10 Закона о милиции милиция обязана принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно осуществлять меры, предусмотренные законодательством.

Информация о преступлениях и происшествиях независимо от места и времени их совершения, а также полноты сообщаемых сведений принимается в любом органе милиции круглосуточно штатными дежурными, их помощниками или сотрудниками, назначенными на дежурство в установленном порядке.

Регистрация информации о преступлениях и происшествиях производится в дежурных частях органов внутренних дел незамедлительно. Порядок приема, регистрации, учета и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях регламентируется Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденным Приказом Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399; Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденной Приказом МВД России от 1 декабря 2005 г. N 985, Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности и рядом других ведомственных нормативных актов.

Устные заявления о преступлении оформляются протоколом в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.

Вне служебных помещений органов внутренних дел прием информации о преступлениях и происшествиях, наряду с участковыми уполномоченными милиции, обязаны в соответствии со ст. 18 Закона о милиции осуществлять все лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, находящиеся при исполнении служебных обязанностей. Они не вправе отказываться от ее приема под предлогом, что обслуживают другую территорию или сообщаемые сведения недостаточны для решения вопроса о наличии признаков преступления, либо по каким-то другим причинам.

Должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении, обязано выдать заявителю талон-уведомление о принятии этого сообщения с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Лицо, получившее талон-уведомление, расписывается в талоне-корешке, который остается в органе внутренних дел. Бланки, уведомления и их корешки являются документами строгой отчетности.

 

2. Правомерно ли требование сотрудников органов

внутренних дел о даче письменных объяснений при

обращении граждан в милицию с сообщением

о правонарушении?

 

При рассмотрении заявлений и иной информации о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, милиция полномочна получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения (п. 4 части первой ст. 11 Закона о милиции). Истребование объяснения, в том числе письменного, является средством сбора дополнительной информации о лицах, фактах, обстоятельствах, имеющих значение для решения задач, возложенных на милицию.

Получение объяснения непосредственно после подачи лицом заявления призвано обеспечить более полную и всестороннюю проверку всех обстоятельств совершенного деяния, оперативное принятие решения по существу заявления, а также исключить в дальнейшем необходимость вызова заявителя в органы внутренних дел для уточнения указанных обстоятельств.

Такая мера представляется обоснованной, поскольку заявитель в ходе расследования уголовного дела, возбужденного по итогам рассмотрения его заявления, может выступать в качестве свидетеля или потерпевшего.

 

3. Обязаны ли сотрудники милиции оказывать

помощь гражданам?

 

Такую помощь важно оказывать всегда, когда она необходима и сотрудник милиции располагает для этого соответствующими возможностями. Но есть и обязательные случаи. Статья 18 Закона о милиции обязывает сотрудников милиции независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени оказывать помощь, в том числе первую доврачебную, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья.

По роду своей службы сотрудники милиции часто раньше представителей каких-либо иных служб оказываются в обстоятельствах, требующих немедленного оказания людям необходимой помощи, промедление в предоставлении которой может привести к трагическим последствиям для их жизни и здоровья. Такая помощь может потребоваться лицам, пострадавшим от различных преступлений против жизни и здоровья, а также от несчастных случаев; получившим телесные повреждения в результате дорожно-транспортных происшествий; находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; почувствовавшим внезапное ухудшение состояния здоровья и др.

Помощь милиции включает в себя три группы мер: а) немедленное прекращение действия внешних повреждающих факторов (электрического тока, газа, сдавления тяжестью и т.д.) или удаление пострадавшего из неблагоприятных условий (низкая или высокая температура, вода, огонь, задымление и т.п.); б) оказание первой доврачебной помощи в зависимости от характера повреждения (огнестрельное, ножевое или иное ранение; травма головы, грудной клетки; повреждение органов брюшной полости; перелом костей; ожог, обморожение и т.п.); в) оперативное обращение за медицинской помощью в лечебно-профилактическое учреждение.

 

4. Какие основания проверки у граждан сотрудниками милиции

документов, удостоверяющих личность?

 

Пунктом 2 ст. 11 Закона о милиции сотрудники милиции наделяются полномочиями проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения, а равно то, что они находятся в розыске.

Проверка документов (паспорта, свидетельства о рождении, удостоверения личности и т.д.) сотрудниками милиции осуществляется в первую очередь в целях подтверждения (установления) личности данного конкретного лица, подозреваемого в совершении преступления или административного правонарушения.

Достаточные основания подозревать граждан или должностных лиц в совершении преступления или административного правонарушения могут быть сформулированы применительно к основаниям доставления в милицию лиц, подозреваемых в совершении преступлений: а) когда лицо застигнуто в момент совершения преступления или административного правонарушения или непосредственно после его совершения; б) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на конкретное лицо как на совершившее преступление или административное правонарушение; в) при обнаружении признаков преступления или административного правонарушения в виде следов на подозреваемом, его одежде, вещах, в его жилище, транспортном средстве и т.д.

Сотрудником милиции могут быть обнаружены и иные признаки, позволяющие подозревать лицо в совершении преступления или административного правонарушения, например, при соответствующих показаниях технических средств контроля скорости движения транспортных средств, при наличии сходства того или иного лица по приметам с разыскиваемым преступником, при попытке лица, внезапно увидевшего сотрудника милиции, скрыться бегством и т.п.

Документы, удостоверяющие личность гражданина, могут быть истребованы сотрудниками милиции и при отправлении ряда других обязанностей, например при осуществлении контроля за оборотом, хранением и использованием оружия, взрывчатых материалов и пиротехнических изделий, в ходе проверок соблюдения правил регистрационного и миграционного учетов, при выполнении поручений о приводе граждан и должностных лиц, уклонившихся без уважительных причин от явки в правоохранительные и судебные органы, и др.

 

5. Каковы основания и порядок проведения личного досмотра

гражданина в порядке п. 2 части первой ст. 11

Закона о милиции?

 

Личный досмотр гражданина, а также досмотр находящихся при нем вещей при наличии достаточных данных полагать, что гражданин имеет при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, осуществляются в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (ст. 27.7 КоАП РФ). Достаточными данными в этих случаях могут быть любые сколько-нибудь убедительные сведения о наличии при нем указанных предметов, веществ или средств, полученные сотрудником милиции при осуществлении им своих полномочий в порядке, предусмотренном законом. Сотрудник милиции должен кратко обосновать достаточность имевшихся данных в составленных им служебных или административно-процессуальных документах (рапорте, протоколах досмотра, изъятия и др.).

Сущность досмотра в таких случаях состоит в принудительном обследовании гражданина либо его имущества с целью обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием или предметом правонарушения, установления личности задержанного, подтверждения факта использования транспортного средства в противоправных целях, а равно незаконной перевозки груза и др.

Досмотру должно предшествовать предложение сотрудника милиции лицу, в отношении которого имеются данные о совершении правонарушения, предъявить документы, подтверждающие личность задержанного, или вещи, другие предметы, являющиеся орудием или предметом правонарушения.

Личный досмотр гражданина осуществляется лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в помещении или иных местах, исключающих доступ посторонних лиц. В исключительных случаях, при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

По результатам досмотра составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении, об административном задержании и т.д. Этот документ подписывается сотрудником милиции, двумя понятыми и досматриваемым. Предметы, обнаруженные у досматриваемого, являющиеся орудием или предметом правонарушения, изымаются. Об этом изъятии составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколах об административном правонарушении, о досмотре вещей или об административном задержании.

В отдельных случаях досмотр вещей, ручной клади, багажа и других предметов может быть осуществлен в отсутствие собственника (владельца). Так, сотрудник милиции в присутствии двух понятых может подвергнуть досмотру вещи и другие предметы в следующих случаях: а) по истечении срока их хранения в автоматических камерах хранения; б) при неустановлении собственника данных вещей или предметов; в) при наличии сведений о наличии в них взрывчатых устройств; г) когда это прямо предусмотрено законодательством Российской Федерации.

О досмотре вещей и других предметов в отсутствие собственника (владельца) составляется протокол, который подписывается сотрудником милиции и двумя понятыми.

 

6. Каков порядок реализации милицией права

получать от граждан и должностных лиц

необходимые объяснения, сведения, справки,

документы и копии с них?

 

Указанное право предусмотрено п. 4 части первой ст. 11 Закона о милиции и является одним из важнейших средств деятельности милиции, необходимых для выполнения возложенных на нее обязанностей.

Объяснение - это сведения подтверждающего, опровергающего, разъясняющего, уточняющего, оправдывающего, признательного характера, сообщаемые гражданином или должностным лицом сотруднику милиции в ответ на его вопросы по поводу каких-либо событий, деяний, лиц, предметов, состояний и т.п. Объяснения могут быть устными и письменными. Если сотруднику милиции необходимо получить объяснение в письменной форме, то оно либо пишется собственноручно лицом, его дающим, либо оформляется протоколом, составляемым сотрудником милиции и подписываемым им опрашиваемым. Законодательство не определяет порядка получения милицией объяснений граждан и должностных лиц. Опрашиваемые вовсе не обязаны писать объяснения собственноручно, не обязаны они и подписывать протокол объяснения.

Сведения - это информация, представляемая сотруднику милиции по интересующим его вопросам гражданином или должностным лицом в устной (в том числе по телефону), в письменной форме, на электронных носителях. Форма представления и содержание сведений, если они не установлены соответствующими нормативными актами, определяются сотрудником милиции по согласованию с гражданином или должностным лицом.

Разновидностью сведений является справка. Это - тоже сведения о чем-либо или ком-либо, но полученные после поисков, в ответ на запрос. Справки выдаются организациями и должностными лицами. Справка может быть представлена сотруднику милиции устно (в том числе по телефону), в электронном виде или в письменной форме (в этом случае справка как документ подписывается соответствующим должностным лицом).

Документ представляет собой надлежащим образом оформленный материальный носитель каких-либо сведений, предназначенный для удостоверения юридически значимых фактов или событий (информация на бумаге, фото-, кино-, аудио- или видеопленке, существующая в виде компьютерной записи или в иной воспринимаемой человеком форме). Копии документов могут изготавливаться от руки, средствами оперативной полиграфии или иными способами. В необходимых случаях они удостоверяются или заверяются нотариусом, представителем соответствующей организации и т.д.

В обоснование своего отказа представить милиции необходимые сведения, справки, документы и их копии должностные лица, как это следует из Закона о милиции, не могут ссылаться на то, что соответствующая информация составляет государственную, служебную или иную тайну либо носит конфиденциальный характер. Вместе с тем следует учитывать, что Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" и некоторыми другими законами установлен специальный порядок получения соответствующей информации ограниченного пользования. Существует также особая процедура истребования (изъятия) документов, характеризующих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность вне рамок уголовного преследования и производства по делам об административных правонарушениях. Она установлена п. 25 части первой ст. 11 Закона о милиции. Закон о милиции позволяет получать необходимую информацию от должностных лиц на безвозмездной основе.

За непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде граждане и должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ.

Принудительная поддержка такого права возможна также в рамках уголовно-процессуального законодательства. В этой связи ст. 86 УПК РФ наделяет следователя, дознавателя, прокурора или суд правом собирания доказательств путем производства следственных и иных процессуальных действий. Документы представляются, как правило, по запросу; в необходимых случаях могут быть произведены их выемка или изъятие (ст. ст. 183, 185 УПК РФ, ст. 27.10 КоАП РФ).

 

7. Случаи, когда граждане не допускаются к месту

совершения правонарушения

 

Пунктом 1 части первой ст. 11 Закона о милиции ей предоставляется право требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия.

Данное право - одно из возможных средств исполнения обязанностей милиции.

Например, сотрудник милиции, реализующий свое право отстранить от управления транспортным средством лицо, находящееся в состоянии опьянения, совершенно обоснованно может, опираясь на комментируемое полномочие, требовать от водителя открыть запертую изнутри дверь автомобиля, выйти из него и предоставить в распоряжение сотрудника милиции ключ зажигания.

Требование сотрудника милиции должно быть изложено в убедительной, понятной и корректной форме. Будучи основанным на законе, такое требование является обязательным для исполнения гражданами и должностными лицами, его невыполнение влечет за собой установленную законом ответственность.

Данный пункт закрепляет также право сотрудников милиции удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия (событие, в котором усматриваются лишь отдельные признаки состава какого-либо правонарушения, например несчастный случай, авария, пожар и т.п.). Речь идет как о правонарушителях (в отношении их могут применяться и иные меры, например предусмотренные ст. 27.1 КоАП РФ), так и об иных гражданах (физических лицах), в силу каких-либо причин оказавшихся на месте правонарушения или происшествия. Данное положение закона сформулировано в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, надлежащего осуществления уголовно-процессуальной и административной деятельности органов внутренних дел.

 

8. Правомерен ли отказ лиц, обвиняемых

и подозреваемых в совершении преступлений,

от дактилоскопирования?

 

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" государственная дактилоскопическая регистрация - деятельность, осуществляемая указанными в настоящем Федеральном законе органами исполнительной власти по получению, учету, хранению, классификации и выдаче дактилоскопической информации, установлению или подтверждению личности человека.

Согласно ст. 2 данного Федерального закона государственная дактилоскопическая регистрация проводится и дактилоскопическая информация используется в целях идентификации личности человека.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона государственная дактилоскопическая регистрация разделяется на два вида - добровольная и обязательная государственная дактилоскопическая регистрация.

Пунктом "ж" части первой ст. 9 Федерального закона установлено, что обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления либо осужденные за совершение преступления, если установить их личность иным способом невозможно.

Согласно ст. 46 УПК РФ подозреваемым является лицо:

1) либо в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, установленным главой 20 УПК РФ;

2) либо которое задержано в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ;

3) либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК РФ;

4)либо которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ.

Статьей 47 УПК РФ регламентировано, что обвиняемым признается лицо, в отношении которого:

1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;

2) вынесен обвинительный акт.

На основании ст. 34 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые, помещенные под стражу, подвергаются обязательному дактилоскопированию.

Порядок проведения дактилоскопирования подозреваемых и обвиняемых также регламентируется Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными Приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. N 950, п. 25 которых предусматривается, что подозреваемые и обвиняемые, поступившие в ИВС, подвергаются личному обыску, дактилоскопированию.

В случае отказа лица, подлежащего обязательной государственной дактилоскопической регистрации, от такой регистрации он может быть подвергнут дактилоскопированию в принудительном порядке.

 

9. Кто является начальником органа дознания

в системе органов внутренних дел Российской

Федерации?

 

Согласно п. 24 ст. 5 УПК РФ органами дознания являются государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

В ст. 40 УПК РФ конкретизируются такие государственные органы и должностные лица. В соответствии с п. 1 части первой указанной статьи органом дознания являются органы внутренних дел Российской Федерации.

Принимая во внимание положения п. 5 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 927, а также ст. 7 Закона о милиции, под органами внутренних дел следует понимать возглавляемую МВД России систему органов, в которую входят МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, ОВД (УВД) в районах, городах и иных муниципальных образованиях, в том числе в нескольких муниципальных образованиях, УВД (ОВД) на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.

Согласно п. 17 ст. 5 УПК РФ под начальником органа дознания понимается должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Анализ вышеуказанных статей и их буквальное толкование позволяют сделать вывод о том, что под начальником органа дознания понимается начальник органа внутренних дел, а также его заместители - начальник криминальной милиции и начальник милиции общественной безопасности.

Иные заместители начальника органа внутренних дел, не являющиеся по должности начальниками криминальной милиции и милиции общественной безопасности, процессуальными полномочиями начальника органа дознания не обладают. Также не наделены статусом начальника органа внутренних дел, т.е. не могут являться начальниками органа дознания, и руководители подразделений соответствующих органов внутренних дел.

Не обладают процессуальными полномочиями начальника органа дознания и начальники специализированных подразделений дознания. Исчерпывающий перечень их процессуальных полномочий регламентируется ст. 40.1 УПК РФ (введена Федеральным законом от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ).

Начальник органа внутренних дел (начальник органа дознания) или его заместители (начальник криминальной милиции или начальник милиции общественной безопасности) вправе делегировать отдельные процессуальные полномочия другим должностным лицам.

Так, в соответствии с п. 27 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399, полномочия органа дознания по проверке сообщений о преступлениях, в том числе и принятию по их результатам решений, предусмотренных ст. 145 УПК РФ, могут быть возложены начальником органа дознания или его заместителем посредством издания организационно-распорядительного документа на иных должностных лиц этого же органа с учетом степени их юридической подготовки.

Аналогичное положение также закреплено в п. 3 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденной Приказом МВД России от 1 декабря 2005 г. N 985, согласно которому полномочия по приему, проверке и разрешению сообщения о происшествии должны быть возложены организационно-распорядительными документами начальника органа внутренних дел либо лица, исполняющего его обязанности, на конкретных должностных лиц этого органа с учетом территории оперативного обслуживания.

 

10. Кто является дознавателем?

 

В соответствии с п. 7 ст. 5 УПК РФ дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также имеющее иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

При этом согласно части первой ст. 41 УПК РФ полномочия органа дознания, предусмотренные п. 1 части второй ст. 40 УПК РФ, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

 

11. Правомерно ли вынесение сотрудником

криминальной милиции постановления об отказе

в возбуждении уголовного дела в порядке ст. 145 УПК РФ?

Необходимо ли для этого издание приказа

о наделении его таким полномочием?

 

В соответствии со ст. ст. 8 и 9 Закона о милиции и ст. 40 УПК РФ криминальная милиция является органом дознания. Основные ее задачи заключаются в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, а также в ряде других направлений деятельности милиции.

Принятию решения об отказе в возбуждении уголовного дела предшествует доследственная проверка сообщения о преступлении, которая может осуществляться на основании письменного поручения начальника органа внутренних дел либо его заместителя, т.е. начальника органа дознания, в порядке, установленном ст. 144 УПК РФ.

Такое поручение может быть дано в том числе оперуполномоченному уголовного розыска как должностному лицу органа дознания и не требует обязательного издания соответствующего приказа, поскольку по итогам проверки, проводимой должностным лицом органа дознания на основании ст. 144 УПК РФ, решение об отказе в возбуждении уголовного дела принимается непосредственно начальником органа дознания путем утверждения постановления.

 

12. В связи с тем что выемка у кредитной организации

предметов и документов, содержащих сведения по операциям,

счетам и вкладам клиентов кредитной организации,

производится на основании судебного решения,

обязан ли банк представлять указанные предметы и документы

по запросам органов внутренних дел без судебного решения?

 

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" информация по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также по счетам и вкладам физических лиц относится к банковской тайне.

Пунктом 7 части второй ст. 29 и частью третьей ст. 183 УПК РФ устанавливается, что только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решение о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях.

Поэтому такое следственное действие, как выемка документов по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по счетам и вкладам физических лиц, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан, производится на основании судебного решения.

В то же время в соответствии с частями второй и четвертой ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" кредитная организация обязана выдавать справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Частью третьей рассматриваемой статьи также предусматривается, что кредитная организация обязана выдавать справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.

В этом случае направление (вручение) кредитным организациям соответствующих запросов (требований) о получении необходимой информации осуществляется на основании ст. 6 Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности или п. п. 4, 35 части первой ст. 11 Закона о милиции.

 

13. Правомерно ли до возбуждения уголовного дела

проведение оперативно-розыскного мероприятия

"прослушивание телефонных переговоров"

в отношении депутата Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации

и депутата законодательного (представительного) органа

государственной власти субъекта Российской Федерации?

 

1. Согласно ст. 98 Конституции Российской Федерации и ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.

Однако неприкосновенность депутата Государственной Думы не означает его освобождения от ответственности за совершенное уголовное или административное правонарушение, если такое правонарушение совершено не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности. Поэтому с соблюдением ограничений, предусмотренных ст. 98 Конституции Российской Федерации, в отношении парламентария допустимо осуществление судопроизводства на стадии дознания и предварительного следствия или производства по административным правонарушениям вплоть до принятия решения о передаче дела в суд в соответствии с положениями УК РФ и УПК РФ без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания (см.: п. 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

При этом в указанной статье устанавливается, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина, в том числе на тайну телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, допускается на основании судебного решения.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, прослушивание телефонных переговоров допускается на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения указанного оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

2. Гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации регламентированы ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Данной статьей определено, что гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

Вопрос о неприкосновенности депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации затрагивался Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 30 ноября 1995 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности статей 23 и 24 Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы"; от 20 февраля 1996 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; от 10 декабря 1997 г. N 19-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области"; от 12 апреля 2002 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края", а также в Определениях по запросам о проверке конституционности ст. ст. 37 и 39 Закона СССР "О статусе народных депутатов в СССР" (от 8 января 1998 г. N 3-О), ст. ст. 19 и 20 Закона Воронежской области "О статусе депутата Воронежской областной Думы" (от 4 июня 1998 г. N 96-О), ряда положений Закона Иркутской области "О статусе депутата Законодательного Собрания Иркутской области" (от 5 ноября 1998 г. N 147-О).

Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что законодатель субъекта Российской Федерации, регулируя в пределах своей компетенции вопросы статуса депутата, не может предусматривать освобождение его от уголовной и административной ответственности, установленной федеральным законом, поскольку это было бы вторжением в сферу ведения и полномочий Российской Федерации. Вопрос о неприкосновенности депутатов в той мере, в какой он затрагивает сферу действия уголовного и уголовно-процессуального законодательства и основные принципы административной ответственности, относится к ведению Российской Федерации. Поэтому для депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации особые условия привлечения к уголовной и административной ответственности законами субъектов Российской Федерации устанавливаться не могут. Федеральный же законодатель, принимая соответствующий нормативный акт, должен соблюдать требования Конституции Российской Федерации, составляющие конституционно-правовую основу такого регулирования.

В случае привлечения депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации к уголовной ответственности существует лишь особый порядок возбуждения уголовных дел (ст. 448 УПК РФ).

Что касается проведения иных уголовно-процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, то они осуществляются на общих основаниях.

Таким образом, проведение оперативно-розыскного мероприятия "прослушивание телефонных переговоров" до возбуждения уголовного дела в отношении депутата законодательного собрания субъекта Российской Федерации осуществляется по основаниям и при условиях, указанных в Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности".

 

14. Принимая во внимание требования части третьей ст. 153

и ст. 223 УПК РФ, кто наделен полномочием по принятию

решения о соединении в одном производстве нескольких

уголовных дел, находящихся в производстве органов дознания?

 

В результате изменения полномочий прокуроров по надзору за предварительным следствием и дознанием изменился порядок принятия решения о соединении уголовных дел.

В части третьей ст. 153 УПК РФ такое право соединять уголовные дела в одно производство предоставлено только руководителю следственного органа и не определен порядок соединения уголовных дел, подследственных органам дознания.

В письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 октября 2007 г. N 69-13-07 разъяснено, что такие уголовные дела подлежат изъятию из органа дознания и направлению через прокурора руководителю следственного органа для соединения в одном производстве с обязательным указанием оснований изъятия.

При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам, наделенным правом проведения дознания, их подследственность определяется прокурором, поэтому соединенное уголовное дело может быть вновь передано прокурором органу дознания. В соответствии с ч. 8 ст. 151 УПК РФ споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.

 

15. Каков порядок использования результатов

оперативно-розыскной деятельности для

возбуждения уголовного дела?

 

В соответствии с п. 36.1 ст. 5 УПК РФ результатами оперативно-розыскной деятельности являются сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств на предмет их относимости, допустимости и достоверности.

Представление результатов ОРД органу дознания, дознавателю, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной Приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17 апреля 2007 г. N 368/185/164/481/32/184/97/147.

В случае представления дознавателю, органу дознания, следователю или в суд результатов ОРД, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.

Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Те же результаты ОРД, которые представляются для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом или к соответствующим видам доказательств; а также содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

 

16. Вправе ли сотрудники органов внутренних дел при

проведении оперативно-розыскных мероприятий

осуществлять видеосъемку?

 

В соответствии с частью третьей ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий могут быть использованы информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Оперативные сведения, добытые в ходе оперативно-розыскного мероприятия, можно подразделить на те, которые в дальнейшем могут стать доказательствами с точки зрения уголовно-процессуального законодательства, т.е. проверены с позиции допустимости, относимости и достоверности, и на те сведения, которые никогда доказательствами не станут, но могут быть использованы как ориентирующая информация при раскрытии и расследовании преступления, например для подготовки и проведения обыска и других следственных действий.

Видеозаписи, в том числе любительские, могут быть использованы для доказывания фактов встреч интересующих следствие субъектов, их знакомства, совместного время препровождения, дружеских взаимоотношений, пребывания в определенное время в конкретном месте и др. Видеоматериалы, на которых отражены обстоятельства совершения преступления, доказательства причастности к нему определенного гражданина, следы содеянного, обычно приравниваются к вещественным доказательствам.

 

17. Имеют ли право сотрудники милиции проникать в жилое

помещение без согласия проживающих в нем лиц?

 

Сотрудники милиции имеют право проникать в жилые помещение без согласия проживающих в нем лиц в соответствии с законодательством.

Так, ч. 3 ст. 3 ЖК РФ уже определен ряд обстоятельств, при наличии которых допускается проникновение в жилое помещение без согласия проживающих в нем лиц. К таким обстоятельствам относятся:

- необходимость спасения жизни граждан и их имущества;

- необходимость обеспечения личной безопасности граждан или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках или иных обстоятельствах чрезвычайного характера;

- необходимость задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, пресечения совершаемого преступления или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

Пунктом 18 части первой ст. 11 Закона о милиции предоставляется право сотрудникам милиции входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.

В зависимости от конкретных обстоятельств проникновение в жилые помещения без согласия проживающих в нем лиц должно быть осуществлено сотрудниками милиции в присутствии понятых либо представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. По результатам проникновения должен быть составлен акт, в котором отражаются все существенные обстоятельства, характеризующие осуществленные сотрудниками милиции действия. При отказе собственника или уполномоченного им лица от подписания акта в нем делается запись об этом. Копия акта осмотра вручается под расписку собственнику или уполномоченному им лицу по его просьбе. Кроме того, сотрудниками милиции должны быть предприняты надлежащие меры, направленные на обеспечение сохранности имущества граждан.

Процессуальной гарантией соблюдения права граждан на неприкосновенность его жилища является возложение на милицию законом обязанности уведомлять в течение 24 часов прокурора и судью о всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан (ч. 5 ст. 165 УПК РФ).

 

18. Какие имеются основания запрещения движения

транспорта на дорогах?

 

Пунктом 22 ст. 11 Закона о милиции ей предоставлено право временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий.

Временное ограничение или запрет дорожного движения может осуществляться и при проведении массовых мероприятий, и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов, либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения, а также на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии.

Временное ограничение или запрещение движения транспортных средств и пешеходов на дорогах милицией возможно также при возникновении стихийных бедствий, катастроф, аварий техногенного характера, ухудшении дорожных и климатических условий, введении карантина, т.е. специального административно-правового режима (включающего в себя особый режим въезда и выезда), установленного для определенной территории, где имеет место эпидемия либо эпизоотия, и в других случаях, угрожающих безопасности дорожного движения, личной и общественной безопасности.

 

19. Случаи, когда при обращении сотрудника

милиции гражданин должен бесплатно везти его

на своем автомобиле

 

Исчерпывающий перечень случаев, когда милиции предоставлено право использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан, установлен п. 22 ст. 11 Закона о милиции:

- проезд к месту стихийного бедствия;

- доставление в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи;

- преследование лиц, совершивших преступления, и доставление их в милицию;

- транспортировка поврежденных при авариях транспортных средств;

- проезд к месту происшествия или сбора личного состава милиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства.

Не может быть использован в этих случаях транспорт, принадлежащий дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, а также транспортные средства специального назначения.

Возможность использовать транспортное средство в предусмотренных Законом о милиции не терпящих отлагательства случаях определяется сотрудником милиции самостоятельно в зависимости от важности и срочности задачи в соответствии с принципами законности и разумности ее выполнения данным способом. Должностному лицу, использующему транспортное средство, особенно с отстранением водителя от управления, необходимо действовать с соблюдением условий правомерности института крайней необходимости, предусмотренного гражданским, уголовным законодательством, а также законодательством об административных правонарушениях. Управляя транспортным средством, сотрудник милиции обязан выполнять правила дорожного движения. В случае совершения им дорожно-транспортного происшествия или причинения имущественного вреда иным способом ущерб возмещается в порядке, установленном гражданским законодательством.

Лица, воспользовавшиеся транспортным средством, должны по требованию водителя выдать ему справку или сделать запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования своей организации.

 

20. Порядок применения таких мер обеспечения производства

по делам об административных правонарушениях,

как доставление и привод

 

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления ст. 27.1 КоАП РФ предусмотрены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе доставление и привод.

Согласно ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ доставление, т.е. принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (милиции) при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, в служебное помещение органа внутренних дел (милиции). Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. О доставлении составляется протокол либо делается запись в протоколе об административном правонарушении.

В ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ предусмотрено, что в случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительных причин лиц, указанных в ч. 1 ст. 27.15 КоАП РФ, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, должностное лицо, рассматривающее дело, выносит определение о приводе указанных лиц.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении определен ст. 29.7 КоАП РФ. При этом, в частности, устанавливается факт неявки физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выносится определение о приводе лица, участие которого признано обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ.

Следовательно, мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении - привод применяется на стадии рассмотрения дела, т.е. после передачи протокола об административном правонарушении должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.

Право осуществления привода законодательством предоставлено милиции, а не ее отдельным сотрудникам, поэтому оно может быть реализовано лишь на основании решения начальника органа внутренних дел либо его заместителей - начальника криминальной милиции или начальника милиции общественной безопасности.

Привод не может производиться в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства (например, если промедление в его осуществлении может привести к утрате доказательств, помешать задержанию лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, отысканию похищенного, пресечению новых правонарушений и т.д.).

Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом.

Порядок осуществления привода сотрудниками милиции регулируется Инструкцией, утвержденной Приказом МВД России от 21 июня 2003 г. N 438.

 

21. Может ли сотрудниками милиции применяться

физическая сила для пресечения правонарушений, совершаемых

путем бездействия (уклонение от уплаты налогов,

проживание без паспорта и т.п.)?

 

Физической силой в соответствии с Законом о милиции следует считать не сопровождающиеся применением специальных средств и огнестрельного оружия физические действия сотрудника милиции, направленные против отдельных лиц либо имущества и состоящие в ограничении телесной неприкосновенности этих лиц, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами, а также в повреждении или временном изъятии принадлежащего кому-либо имущества в целях прекращения активного противоправного поведения этих лиц.

Статья 13 Закона разрешает сотрудникам милиции применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для:

- пресечения преступлений и административных правонарушений;

- задержания лиц, совершивших преступления и административные правонарушения;

- преодоления противодействия законным требованиям сотрудников милиции.

Обязательным ограничением на применение физической силы во всех трех случаях является невозможность выполнения возложенных на милицию обязанностей ненасильственными способами.

Пресечение преступлений и административных правонарушений, как основание применения физической силы, не следует трактовать буквально. Очевидно, что закон имеет в виду не все преступления и административные правонарушения, а только те, которые совершаются действием, а не бездействием. Применение физической силы для пресечения преступлений и административных правонарушений, которые совершаются путем невыполнения юридически обязательных для данных субъектов действий, если и может мыслиться, то лишь в виде телесного наказания. Понятно, что такой подход является антиправовым, противоречащим принципам гуманизма и уважения прав и свобод человека и гражданина. Применение физической силы возможно только для пресечения правонарушений, совершаемых путем действия, а также для задержания лиц, осуществляющих противоправные действия.

 

22. В каких случаях сотрудниками милиции могут быть

применены резиновые палки?

 

В соответствии со ст. 14 Закона о милиции резиновые палки могут применяться в следующих случаях:

- для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции;

- для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления;

- для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи и организаций.

При применении резиновой палки запрещается нанесение ударов по голове, шее, ключичной области, животу и половым органам. Следует оговориться, что эти ограничения распространяются лишь на инициативный, наступательный характер применения палки сотрудником милиции. Если же палка используется в качестве средства защиты в состоянии необходимой обороны, то удары могут наноситься по усмотрению защищающегося в зависимости от характера и степени опасности нападения, сил и возможностей сотрудника милиции по отражению посягательств. В этих условиях удары могут наноситься в том числе по голове, шее, в живот и т.д. При этом должны учитываться все обстоятельства, влияющие на реальное соотношение сил посягающей и защищающейся сторон (количество посягавших и оборонявшихся сотрудников милиции, возраст, физическое развитие, наличие оружия, место и время посягательства и т.д.). При совершении посягательства группой лиц обороняющийся сотрудник милиции вправе применить к любому из нападающих такие меры защиты, которые определяются опасностью и характером действий всей группы.

Запрещается применять резиновые палки в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, малолетних.

Исключение составляют случаи, когда указанные лица совершают вооруженное сопротивление или совершают нападение, угрожающее жизни и здоровью людей.

Сотрудникам милиции необходимо также помнить о существовании строгого запрета на применение всех видов специальных средств при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, организаций.

 

23. Могут ли сотрудники милиции применять

огнестрельное оружие в отношении лиц, застигнутых

при совершении таких деяний, как кража,

хулиганство и т.п.?

 

Случаи и условия применения огнестрельного оружия в отношении лиц, застигнутых при совершении общественно-опасных деяний, четко определены Законом о милиции (ст. 15). Эти случаи ограничиваются целями задержания лица, застигнутого при совершении уголовно наказуемого деяния. При этом такая возможность обусловлена обязательным наличием трех обстоятельств.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...