Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Для учебных и выпускных квалификационных работ




Оформление графических материалов

 

Рисунки представляют собой таблицы изображений, объединённых по содержанию. Например, каждая таблица может включать фотографии и схемы строения объектов, принадлежащих к одному виду или одной стадии развития, отражающих результаты одного и того же эксперимента и т.п. В таблицу можно объединить также изображения объектов разных видов, если это необходимо для их сравнения; в этом случае желательно, чтобы изображения были получены одинаковыми методами и даны в одном масштабе.

ОБРАБОТКА ИЗОБРАЖЕНИЙ. Все оригинальные изображения должны представлять подлинные фактические данные, полученные автором, поэтому обработка фотографий в графических редакторах должна быть минимальной. Для этого рекомендуется:
1) ещё до начала работы составить примерный список изображений, которые планируется получить для описания результатов;
2) обеспечить высокое качество препаратов и исходных изображений: хорошую окраску и контрастирование препаратов, настройку света, контрастность, резкость и достаточное разрешение при фотосъёмке или сканировании;
3) в процессе фотосъёмки препаратов думать о композиции кадра, так чтобы
- все структуры объекта были видны с достаточной степенью подробности и увеличения,
- объект по возможности был ориентирован так, как требуется для итогового изображения, - масштабные линейки (если они создаются сразу при фотографировании) не закрывали существенные детали объекта. Лучше всего расположить линейку на пустом поле на краю кадра, чтобы её можно было удалить при кадрировании.

При дальнейшей обработке допустимо:
- кадрирование изображений с удалением части пустого фона или краёв объекта, не несущих существенной для данного рисунка информации;
- изменение яркости и контрастности всего изображения, но не отдельных его частей. Недопустимо добавлять, удалять или изменять детали объекта на фотографии.

В разделе «Материалы и методы» следует указать, при помощи какого ПО производили редактирование фотографий и какими именно приёмами редактирования пользовались. Любые действия с изображениями, подразумевающие удаление или добавление каких-либо деталей (в том числе мусора, грязи, пятен и т.д., расположенных за пределами смысловой части изображения), рассматриваются как фальсификация научных данных и недопустимы.


РАЗМЕР И КОМПОНОВКА РИСУНКОВ
.

Рисунки иллюстрируют факты, которые обсуждаются в тексте работы – исходя их этого определяется необходимое количество изображений. При компоновке таблиц нужно следить, чтобы размеры каждого отдельного изображения были достаточно велики для отображения всех существенных деталей. Если необходимых изображений слишком много и они получаются мелкими, надо разбить рисунок на два.

Предпочтительна вертикальная («книжная») ориентация рисунков.

Размеры рисунка должны быть такими, чтобы его можно было распечатать на листе формата А4 (21×29.7 см) с учётом полей и подрисуночных подписей. Рекомендуемые размеры рисунка: не более 16 см по ширине × 25 см по высоте; если подрисуночные подписи располагаются на этой же странице, высоту рисунка надо уменьшить.

Для вёрстки рисунков используются специализированные программы – графические редакторы. Средств таблиц Word, слайдов PowerPoint и т.п. может быть недостаточно для компоновки рисунков, отвечающих всем техническим требованиям.

 

НУМЕРАЦИЯ РИСУНКОВ. Рисунки компонуют и нумеруют в том же порядке, в котором они упоминаются в тексте. Рекомендуется сквозная нумерация рисунков: Рис. 1, Рис.2, Рис. 3. Менее предпочтительно нумеровать рисунки отдельно для каждого раздела работы, указывая номер раздела и конкретного рисунка: Рис. 1.3 – третий рисунок к главе 1, Рис. 2.1 – первый рисунок к главе 2 и т.п. Так как выпускная работа пишется на русском языке, для обозначения отдельных изображений в составе одного рисунка используют русские буквы: А, Б, В, Г и т.д. В статьях и презентациях на английском языке используется латиница: A, B, C, D etc. Буквы должны быть хорошо видны на фоне изображения, по возможности располагаться на пустом поле (где нет самого объекта или хотя бы его важных смысловых частей), в одном и том же углу на всех рисунках – например, в левом верхнем. Буквы заглавные, кегль (размер шрифта) 14-16 (крупнее, чем шрифт для обозначения деталей строения объекта), формат шрифта – полужирный.

 

РАЗРЕШЕНИЕ. Для растровых изображений: не менее 600 dpi. Если при печати изображение надо будет увеличить, исходное разрешение должно быть ещё выше. По возможности лучше избегать масштабирования растровых изображений, так как при этом их качество ухудшается. Чтобы избежать масштабирования, нужно тщательно планировать кадр при съёмке. Качество векторных изображений от масштабирования не страдает.

ЦВЕТ. В зависимости от метода, которым получены изображения, они могут быть подготовлены в чёрно-белом или цветном виде. Так, ТЭМ- и СЭМ-фотографии представляют в чёрно-белом формате, и без необходимости не рекомендуется выделять детали такого снимка при помощи заливки полупрозрачным цветом. Фотографии гистологических срезов или изображений, полученные с помощью методов иммуногистохимии, обычно отображают в цвете. Однако если на таких снимках цветовая информация сама по себе не важна (например, присутствует всего один цветовой канал на изображении с сLSM), для удешевления печати можно воспроизводить фото в полутоновом режиме.
Для всех растровых чёрно-белых и полутоновых рисунков и фотографий должен быть выбран формат Grayscale (полутоновый режим). Цветовой режим для цветных изображений - RGB. Контрастность и яркость изображений должна быть достаточной для восприятия всех деталей.

Если необходимо представить не фотографии, а рисунки, следует по возможности ограничиться контурными изображениями. Для передачи объёма, полупрозрачных структур и т.п. используются линии разной толщины. Для передачи эффектов светотени (только если это необходимо!) на полутоновых рисунках рекомендуется использовать метод «точкования» (полутона передаются с помощью чёрных точек, расположенных с различной плотностью на белом фоне), но не штриховку или растушёвку. Современные средства печати и полиграфии позволяют использовать также однородные и градиентные заливки (выполняются в графических редакторах). Следует избегать структурной заливки (узора).

Возможно создание 3D-моделей в специализированных графических редакторах.

Если изображения (фотографии или схемы) делаются в цвете, то одинаковые структуры на всех цветных изображениях должны быть показаны одним и тем же цветом. Так, если изображения серотонинэргические элементы нервной системы выделены зелёным, а мускулатура – синим, то именно эти цвета должны использоваться для этих структур и только для них на всех рисунках. Для цветных схем одна и та же структура обозначается одним цветом на всех схемах, имеющихся в работе, например, протонефридии – красным, паренхима – серым и т.д на всех рисунках.

МАСШТАБ. На каждом изображении должен быть масштабный отрезок. Длину масштабного отрезка можно указать одним из двух способов: 1) на самом рисунке рядом с отрезком либо 2) в подрисуночной подписи. Способ указания масштаба должен быть одинаковым для всех рисунков! Лучше использовать целые числа для масштабной линейки: 100 мкм, 10 мкм, 1 мкм, 200 нм и т.д.

Мелкомасштабные карты желательно приводить с координатной сеткой, обозначениями населенных пунктов и/или названиями физико-географических объектов и разной фактурой для воды и суши. В углу такой карты желательно дать врезку с крупномасштабной картой, где обозначен соответствующий район. Например, если даётся карта побережья какого-то небольшого залива, нужно на врезке показать расположение залива на карте моря, океана или мира.

ОБОЗНАЧЕНИЯ И ПОДПИСИ НА РИСУНКАХ. Если необходимо, отдельные структуры объекта можно подписать на рисунке сокращёнными буквенными обозначениями. Для одной и той же структуры обозначение должно быть одинаковым на всех рисунках (например, если кишечник изображён на нескольких разных рисунках, он везде должен быть обозначен одним и тем же буквенным сокращением – допустим, «ки»). Для квалификационных работ можно делать обозначения кириллицей, для статей и докладов на английском языке – только латиницей.

Кроме буквенных обозначений, для указания на определённые детали объекта допустимо использовать стрелки, звёздочки, наконечники стрелок и т.п. Этот способ можно использовать, если нужно обозначить небольшое количество деталей или одинаковые детали (например, надо указать на фото все поры, которые попали в кадр, и все поры одинаковы – тогда все они обозначаются одинаковыми стрелками). Если нужные детали хорошо выделены на фото и их нельзя ни с чем перепутать, лучше вообще не делать лишних обозначений. Одни и те же детали строения должны быть обозначены одинаковым образом на всех рисунках работы.

Толщина линий всех масштабных отрезков, шрифт и кегль (размер шрифта) для указания масштаба и буквенных обозначений, толщина указательных линий и размеры стрелок должны быть одинаковы для всех рисунков! Поэтому рекомендуется делать все обозначения и масштабные отрезки уже после компоновки изображений в таблицы в окончательном размере. Особенно это важно для растровых рисунков. Для обозначений на рисунках рекомендуется использовать распространённые шрифты (Arial, Calibri, TimesNewRoman и т.п.), кегль 12. Указательные стрелки, линии, масштабные отрезки должны быть достаточно широкими, чтобы их было хорошо видно при печати, но и не чрезмерно толстыми: указательные стрелки около 5-7 px, масштабные отрезки 10-15 px.

Для выполнения обозначений рекомендуется использовать графический редактор с поддержкой слоёв и выполнять каждый тип обозначений на отдельном слое (один слой - масштабные отрезки, второй - стрелки, третий - указательные линии и т.д.), что позволяет легко редактировать обозначения и исправлять замеченные ошибки.

ФОРМАТ ФАЙЛОВ. Для растровых изображений рекомендуется формат TIFF (8 бит/канал для полутоновых изображений), для уменьшения размера файла можно применять алгоритм компрессии LZW (задаётся при сохранении файла). Если при подготовке рисунка использовались слои, нужно 1) обязательно сохранить вариант со слоями в формате с поддержкой слоёв (например, PSD) – чтобы всегда иметь возможность отредактировать рисунок или обозначения на нём; 2) выполнить сведение слоёв, после чего сохранить рисунок в формате TIFF.

Для векторных изображений предпочтителен формат EPS.

 

ПОДРИСУНОЧНЫЕ ПОДПИСИ. Подрисуночные подписи размещают как можно ближе к рисунку: на той же странице под рисунком или на странице напротив рисунка – так удобно читателю.

Подписи к рисункам должны содержать достаточно полную информацию, чтобы приводимые данные были понятны без обращения к тексту. Сокращения, использованные на рисунках, расшифровываются в подрисуночных подписях.

Подрисуночные подписи оформляют одинаково для всех рисунков, по схеме, приведённой ниже.

Номер рисунка. Общее название рисунка, характеризующее ВСЕ его изображения, вместе взятые (название объекта, при необходимости стадия развития, метод получения изображений). Обозначение части — описание фотографии (рисунка); Обозначение следующей части — описание фотографии (рисунка). Буквенные (или другие) обозначения деталей (в алфавитном порядке, единым списком для всех частей рисунка): ан — …….; ве — ……. (если обозначения расшифрованы в тексте описания изображения, то давать их в списке обозначений не нужно). Масштаб …….. мм (если он одинаков для всех частей рисунка), либо Масштаб: А — …..мм; Б — …..мкм (масштаб указывается, только если на самом рисунке не даны цифровые значения масштабной линейки).
Общее название рисунка отделяется от номера первой его части точкой. Обозначение части (Заглавная латинская буква) отделяется от описания части длинными тире (его можно вставить в текстовом редакторе через опции «Вставка – Символ – выбрать символ – Вставить»). При расшифровке обозначений и масштабов также используется длинное тире. Описания частей рисунка разделяются точкой с запятой; при перечислении обозначений и масштабов их тоже разделяют точкой с запятой.

Пример оформления подрисуночной подписи:

Рис. 1. Клетки экзоцисты метацестоды Aploparaksis bulbocirrus на стадии позднего сколексогенеза (по данным ТЕМ). А–Б — поперечные срезы; В — продольный срез. A — мускульная клетка (mc) и цитон (c) тегумента внутренней стороны экзоцисты; черными стрелками указаны миофиламенты; Б — скопление клеток в каудальной части экзоцисты; В— клетка с признаками малодифференцированной и “темной” в каудальной части экзоцисты. Обозначения: ат — “темная клетка”; дт — дистальный отдел тегумента; ми — микроворсинки; мт — митохондрии; н — ядро; ну — ядрышко; ШЭПР — гранулярный эндоплазматический ретикулум. Масштаб: A — 2 мкм; B, C — 2,5 мкм.

ССЫЛКИ НА РИСУНКИв тексте рукописи даются так: (рис. 1), (рис. 2A, Г), (рис. 2A–В), (рис. 3, 6), (рис. 3–5).

РАЗМЕЩЕНИЕ РИСУНКОВ В РУКОПИСИ РАБОТЫ. Рекомендуется не включать рисунки в файл с текстом работы, а подготовить отдельные графические файлы для каждого рисунка. Такой способ позволит распечатать рисунки с хорошим качеством при минимальных затратах (особенно если некоторые рисунки требуют цветной печати). Рисунки, содержащие оригинальные (полученные автором) данные, лучше всего разместить в главе «Результаты» – так рецензентам будет удобнее читать работу. Альтернативный вариант – поместить все рисунки в конце работы в виде приложения. Возможна самостоятельная верстка конечного документа, включающего и текст, и рисунки, в формате PDF.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 421.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...