Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Презентация учащегося о некоторых из числа погибших




Одесская Хатынь

Эхо Одесской Хатыни

АВТОРЫ:

Никифорова Ирина,

Костыря Григорий,

Суханов Александр,

Бондаренко Николай 

 

Одесская Хатынь

Цель:  Помочь овладеть знаниями о событиях 2 мая 2014 года, произошедших в Одессе, их значении в истории.

Задачи:

1. Помочь формированию представлений о событиях на Греческой улице и на Куликовом поле.

2. Донести до учащихся трагизм произошедших событий.

3. Помочь учащимся понять, для чего необходимо знать и помнить об Одесской Хатыни и других исторических событиях.

4. Продолжать обучать анализу текста и фото- и видеоматериалов, умению выделять главное.

Ход занятия

Подумайте, о чём мы будем говорить сегодня. Сформулируйте и запишите тему.

В начале занятия видео - «Новая Хатынь» https://vk.com/videos-149405295?z=video-149405295_456239045%2Fclub149405295%2Fpl_-149405295_-2

 или    vk.com/video161980241_456239034

 

       Сегодня событиям в Одессе будет посвящено наше занятие. Сформулируйте и запишите тему. («Новая Хатынь» («Одесская Хатынь»).

Как вы думаете, что нам предстоит сегодня узнать об этих событиях?

Учащиеся делают предположения, совместно с учителем записывают план.

Вспомогательные вопросы для формирования плана:

1. Вспомните, когда вы по истории изучаете какое-то событие, с чего вы начинаете? (Ход события, его подробности, ответа на вопрос, что, собственно, произошло).

2. Когда событие произошло, о чём сразу же объявляют: журналисты, общественность, следственные органы? (О последствиях: количество погибших и раненых, о разрушениях).

3. Каким словом можно назвать события, когда погибают люди? (Трагические события).

План урока:

1. Что произошло 2 мая и почему.

2. Какое количество людей пострадало.

3. Трагизм событий 2 мая 2014 года.

 

Учитель: Итак, что же произошло в Одессе 2 мая 2014 года.

На экране фотография из папки «Практическая работа. Греческая»

Фото №4.

 

Первые столкновения произошли на улице Греческой.

Задание. Рассмотрите фотографию, в какой момент своей истории запечатлена на ней эта улица? (Так выглядела улица Греческая после событий 2 мая. Всё говорит о том, что на ней произошло чрезвычайно жестокое побоище).

Учитель:А теперь узнаем подробности.

Текст 1.Прочитайте. Ответьте на вопросы.

 

В Одессе до 2 мая существовало два вида политических сил, условно их можно назвать «проевропейскими» и «пророссийскими». Оба проводили митинги и марши по городу.

Пророссийские активисты также основали постоянный лагерь на одной из городских площадей – Куликовом поле. Накануне 2 мая в интернете и печати появились многочисленные призывы к уничтожению лагеря и убийству «куликовцев».

В этот день, 2 мая, по городу должны были пройти маршем футбольные болельщики. Многие из участников – действительно, обычные футбольные фанаты и одеты как обычно. Но среди них изначально находилось немало вооружённых до зубов участников майдана. Они, готовившиеся якобы к маршу, были в масках, шлемах, со щитами, с битами и металлическими цепями. Дополнительно, в ближайших кварталах стояли две машины со щитами, касками, битами, бронежилетами. В другом месте сгружали огнестрельное оружие. Всего собравшихся было около 2-3,5 тысяч человек.

Чтобы защитить свой лагерь, недалеко от них собрались «куликовцы». Они не могли себе даже представить того, что в этот день произойдёт, а потому их пришло всего около 400 человек. Они тоже были вооружены и экипированы, но несравненно хуже.

 На улице Греческой  «куликовцы» и «евромайдановцы» столкнулись. Началось побоище. Появляются первые убитые. Толпа звереет. Сторонники майдана прямо на улице разливают зажигательную смесь, заранее принесёнными орудиями ломают асфальт и плитку. В толпу летят куски асфальта, горящие бутылки. Завязываются рукопашные схватки. Милиция так же не ожидала столь масштабного побоища. Не было необходимого численного превосходства, оснащения. Милиционеры пришли в летних рубашках и фуражках. Они пытаются влиять на ситуацию, но их сил не достаточно.

Оказавшись под градом камней, огненных коктейлей и пуль, более малочисленные и плохо вооружённые «куликовцы» бегут в свой лагерь – на Куликово поле.

 

Вопросы:

1. Почему «евромайдановцы» выступили вместе с футбольными фанатами? (Надо было создать видимость мирных намерений).

2. Многие сторонники украинских нацистов утверждают, что зачинщиками беспорядков были именно «куликовцы». Докажите, что это не так. («Куликовцы» не знали о масштабах того, что произойдёт. Собралось относительно немного людей с их стороны, они были хуже вооружены. На это учитель может возразить: «А может, «евромайдановцы» просто хорошо подготовились?» Надо добиться от ребят понимания того, что если бы они пришли защищаться, то не стали бы жечь и убивать. Тем более, их действия не выглядели стихийными. Они действовали слаженно, по заранее намеченному плану).

3. Некоторые журналисты утверждают в своих работах, что милиция бездействовала. Почему могло сложиться такое впечатление? Как вела себя милиция на самом деле? (Милиция так же не ожидала столь масштабного и жестокого столкновения. Милиционеров было не достаточно, они не были соответствующим образом экипированы, пытались действовать, но не могли существенно повлиять на ситуацию).

Учитель: Но на Греческой улице трагедия только началась. Что же произошло дальше, на Куликовом поле и в одном из его зданий – Доме профсоюзов.

Видео «Одесса 2 мая.avi» https://vk.com/videos-149405295?z=video-149405295_456239047%2Fclub149405295%2Fpl_-149405295_-2

Текст 2

 

На Куликовом поле озверевшие сторонники майдана жгут лагерь пророссийских активистов. Пылают их палатки. Милиционеры оказываются в роли беспомощных наблюдателей. В пожарную службу начинают массово поступать звонки от граждан, которые пытаются вызвать пожарных, но её работники никак не реагируют. Активисты – «куликовцы», среди которых много женщин и пожилых людей пытаются спрятаться в ближайшем здании – Доме профсоюзов. Но здание поджигают тоже. Туда прорываются нацисты. Они ловят пророссийских активистов и убивают, сжигают заживо. Большинство погибших сгорели не в огне, а были забиты во время пожара палками. Людей раненых, избитых, поломанных поливали горючей смесью и поджигали. Некоторых просто забили до смерти.

Часть активистов Евромайдана препятствовала тушению пожара в здании, и до прибытия пожарных они не давали укрывшимся в здании покинуть его, вынуждая выпрыгивать из окон, стреляли по окнам и пожарным лестницам, избивали тех, кто пытался убежать. Многих выпрыгнувших из окон уже на земле забивали палками на смерть. Некоторых выживших задерживали и увозили в милицию. Пожарные появились у места бойни лишь через час.

Вопрос:Что подчеркнули авторы выражений «Новая Хатынь», «Одесская Хатынь», когда таким образом назвали случившееся? (Фашистскую сущность произошедшего).

Учитель:(учитель говорит, учащиеся записывают). Каково же было количество жертв трагедии? Подтверждено 48 смертей: 6 на Улице Греческой и 42 – на Куликовом поле и в Доме профсоюзов. По неофициальным данным эти цифры сильно занижены и поверить в них могут только очень наивные люди. Насчитывается до 116 и даже 217 погибших. В больницы с различными травмами обратилось 226 человек.

 

Учитель: Говоря об одесской трагедии, важно подчеркнуть не только цифры.

... если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой…
Все это забирает он с собой.

Жизнь каждого человека – бесценна. За каждой из них оборвалось чьё-то счастье, чья-то судьба и что не менее страшно – счастье родных и близких погибших.

А сейчас мы посмотрим видео, которое посвящено самому юному из погибших в Одесской Хатыни – Вадиму Папуре. Вадиму было всего 17 лет. Он учился в институте. Был комсомольцем. Как и все, мечтал о счастье, светлом будущем. Но 2 мая он выпрыгнул из горящего Дома профсоюзов и разбился на смерть.

На экране видео «Вадим Папура. Ты самый прекрасный ангел» https://vk.com/videos-149405295?z=video-149405295_456239049%2Fclub149405295%2Fpl_-149405295_-2

или

vk.com/video161980241_456239036

Учитель: Среди погибших были люди разных возрастов. Но гибель каждого из них – трагична. О некоторых погибших нам расскажет (выступает ученик с презентацией)




Презентация учащегося о некоторых из числа погибших

(Примерное содержание)

На экране: фото Кристины Бежаницкой и Николая Ковриги

 

Николай Коврига был у мамы единственным, очень долгожданным ребёнком. Она видела в нём своё счастье. С радостью наблюдала, что он растёт разумным, любознательным, любит читать книги о войне, о подвигах. Николай встречался с Кристиной, тоже красивой и талантливой девушкой. В мае они собирались пожениться. Но после пожара в Доме профсоюзов были обнаружены их обугленные тела. Оба сгорели заживо, обнимая друг друга.

На экране: фото Дмитрия Никитюка

Судьба Дмитрия Никитюка с самого рождения была нелёгкой. Он родился неизлечимо больным. В свои 35 с трудом ходил, и когда на него напали в Доме профсоюзов – совсем не мог защищаться. Несмотря на это, его не пощадили и жесточайшим образом забили на смерть.

 

На экране: фото Виктора Степанова(Гунна)

Виктор Степанов был удивительно творческий человек, удивительно тонкий, с обостренным чувством справедливости, патриот. Очень любил котов, разговаривал с ними, переводил нам их речь, посвящал им стихи. У него говорила вода, а его коты рассказывали свои истории. Он был романтик, и был влюблен в каждую женщину. Виктор не мог молчать, когда видел, что-то не так. Ярко выражал свое недовольство. Это был поэт-боец.

 

На экране: фото Вадима Негатурова

Вадим Негатуров окончил школу с золотой медалью, имел 2 высших образования. В свободное от работы время писал стихи. Был известным одесским поэтом. Выступал за воссоединение России, Украины и Белоруссии.

 

Учитель. А сейчас – ещё один клип, посвящённый памяти погибших.

Видео «Памяти погибших в Доме профсоюзов» https://vk.com/videos-149405295?z=video-149405295_456239050%2Fclub149405295%2Fpl_-149405295_-2

 vk.com/video161980241_456239038

Закрепление.

Вопрос учащимся:Что вас больше всего поразило на занятии, что лучше всего запомнилось?

Эхо Одесской Хатыни

Цель:  Помочь учащимся овладеть знаниями о реакции народа, украинского правительства на события 2 мая 2014 года в Одессе. Необходимости памяти об этих событиях, их значении в истории.

Задачи:

1. Помочь учащимся понять, для чего необходимо знать и помнить об Одесской Хатыни и других исторических событиях.

2. Продолжить формирование убеждения, что события в Одессе отражали сущность политики, проводимой новыми властями - политики фашизма.

3. Рассмотреть с учащимися Одесские события, как переломный момент в войне, заставивший сторонников освободительного движения требовать уже не федерализации, а полного отделения от Украины.

4. Акцентировать внимание на реакции народа, который способствует сохранению памяти о случившемся и имеет мужество продолжать борьбу.

5. Продолжать обучать анализу текста и фотоматериалов, умению выделять главное.

Ход занятия

До начала занятия заставка – фото «Помни Хатынь»

Видеоролик «Одесса 2 мая «Не забудем, не простим»! Сергей Ялтан» https://vk.com/videos-149405295?z=video-149405295_456239046%2Fclub149405295%2Fpl_-149405295_-2

или

vk.com/video161980241_456239040

Учитель:Произошедшее в Одессе не могло не быть замечено во всём мире. Как называется явление – отклик, отзвук произошедшего? (Эхо). И сегодня тема нашего занятия – «Эхо Одесской Хатыни».

Как же реагировало общество на случившееся?

Вспомогательные вопросы для формирования плана:

1. Когда произошли какие-то серьёзные политические события, подобные Одесской Хатыни, каким главным вопросом задаётся после этого общество? (Кто виновник случившегося).

2. Когда объявлено о событии, его трагических последствиях, что следует за этим? (Ответные действия, выступления, то есть реакция).

3. Чья реакция может нас интересовать больше всего? (Реакция правительства, других государств, простых граждан Украины и России).

4. Как вы думаете, повлияло ли произошедшее в Одессе на ход истории? (Да).

План урока:

1. Кто виновник произошедшего?

2. Какова была реакция общества: правительства Украины, других государств, простых русских людей.

3. Влияние одесских события на ход войны в Новороссии, их место в истории?

 

Учительназывает цифры, ученики по цепочке отвечают, что они значат.

·  02.05.14 (трагические события в Одессе)

· 48 (зарегистрировано 48 смертей)

· 6 (6 из них – на Греческой площади)

· 266(обратились в больницы с травмами)

· 116 и 217 (столько было погибших согласно неофициальной статистике)

· 17 (столько лет было Вадиму Папуре – самому юному из погибших).

 

Учитель: Когда происходит трагедия такого масштаба, общество мобилизует все силы, что бы найти виновников случившегося. Видные мировые политики, журналисты назвали виновников трагедии уже через несколько дней.

 

На экране видео «Палачи» https://vk.com/videos-149405295?z=video-149405295_456239048%2Fclub149405295%2Fpl_-149405295_-2

или

vk.com/video161980241_456239037

Вопросы:

1. Почему ролик о палачах Одессы начинается показом флага США? (Именно США – главный разжигатель войны на Украине).

2. Что объединяет большую часть людей, изображённых на портретах: Порошенко, Яценюка, Авакова, Парубия? (Это представители правительства)

3. Возможно, кто-то из вас знает, кто такой Игорь Коломойский? (Это предприниматель, миллиардер).

4. Как вы думаете, почему именно крупнейшему предпринимателю было во что бы то ни стало подавить освободительное движение и именно в Одессе? (Учитель приводит ребят к выводу, что олигарху был необходим контроль над городом-портом, что бы торговать и что бы личное благосостояние не уменьшалось).

5. На последних фото – девушки, разливающие горючую смесь, стреляющие сторонники евромайдана. Каким понятием их можно объединить? (Непосредственные исполнители).

6. Кто же является самым главным виновником трагедии? (Правительство).

Под руководством учителя учащиеся отмечают в тетрадях, что главным виновником трагедии было правительство Украины. За этими событиями стоял так же миллиардер Игорь Коломойский.

 

Текст 1

События 2 мая заставили содрогнуться весь мир и правительство Украины не могло не объявить траур по погибшим. Но истинное отношение к произошедшему было другим. Многие представители правительства одобрительно отнеслись к произошедшему.

Кандидат в президенты Украины Юлия Тимошенко спустя день после пожара поблагодарила за случившееся карателей.

Депутат Рады Ирина Фарион не только обрадовалась жертвам в Одессе, но и выразила восхищение массовым сожжением людей. «Браво, Одесса! Ты показала настоящий украинский дух… Пусть черти жарятся в аду! Футбольные фанаты — вот лучшие повстанцы. Браво!»,  – написала она в соцсети.

Спустя 2 года после трагедии депутат Игорь Мосийчук, не стесняясь, называет трагедию в Одессе, «национальным праздником» и «украинским триумфом».«Придёт время, и 2 мая станет государственным праздником, ведь именно два года назад украинцы одержали первую существенную победу в нынешней национально–освободительной войне. Мы не просто спасли Одессу от агрессии русского мира, а впервые показали агрессору зубы. Украинский триумф в Одессе стал началом конца идеологии русского мира. Победа украинского духа и оружия в Одессе золотыми буквами вписана в новейшую украинскую историю».

Не менее страшно и то, что с момента совершения преступления прошло более 2 лет, но расследование дела фактически не ведётся. За содеянное не наказан никто из сторонников евромайдана. Но до сегодняшнего дня в тюрьмах Украины по делу 2 мая находятся несколько куликовцев. Официальная версия киевских властей гласит: люди из Дома профсоюзов сами себя подожгли. Возгорание якобы произошло от того, что кто-то из активистов Куликова поля принёс с собой бутылку с зажигательной смесью.

Вопросы:

1. Почему расследование преступления не ведётся? (Заказчиком было правительство Украины).

2. Официальная версия киевских властей гласит: люди из Дома профсоюзов сами себя подожгли. Возгорание якобы произошло от того, что кто-то из активистов Куликова поля принёс с собой бутылку с зажигательной смесью. Как можно опровергнуть данное заявление? (Кровавая расправа изначально планировалась: многие пришедшие были в масках, с битами, щитами. Милиция оказалась не в состоянии противодействовать, пожарные вовремя не приезжали. Большинство людей были вообще не сожжены, а забиты. Некоторых явно поливали горючей смесью и сжигали заживо).

Учитель:О событиях в Одессе стало известно во всём мире. Казалось бы, кто теперь захочет сотрудничать с преступной киевской властью? Кто не осудит карателей? Но реакция многих государств была иной.

Текст 2

 

Оценивая события в Одессе, российские и многие западные специалисты приходят к выводу, что трагедия стала следствием провокации. И обвиняют в этом киевские власти, которые действуют при поддержке США и Евросоюза.

Выступившая от имени американского правительства политик Мари Харф заявила: «Киев продемонстрировал огромную сдержанность. Каждая потерянная жизнь – это ужасно… Но снова замечу: всё это началось с того, что пророссийские силы и сепаратисты напали на протестующих. Мы считаем, что выдержка здесь так же важна, как соблюдение закона и порядка».

Для западных же СМИ событие, видимо, оказалось настолько мелким и заурядным, что они предпочли его просто игнорировать.

Вопросы:

1. Перечитайте высказывание американского политика Мари Харф. Кого она обвиняет в произошедшем? (Пророссийские силы).

2. Легко ли понять главную мысль высказывания Мари Харф? Почему? (Политик не может в открытую одобрить действия карателей).

3. Как отреагировали средства массовой информации в странах Евросоюза? Почему? (Они проигнорировали данное событие, потому что случившееся было результатом в том числе их поддержки).

Учитель.Иначе реагировали простые русские люди.

Вопросы:

1. Как вы думаете, какова была первая реакция одесситов на произошедшие события? Продолжились ли после этого открытые выступления? (Естественной реакцией стал испуг. Уменьшилось количество и массовость выступлений).

2. Сделайте предположения, что чувствовали одесситы, что думали о киевской власти? (Злобу, ненависть, желание отомстить).

Текст 3

Страшное известие о сожжении людей всколыхнуло весь русский мир. В социальных сетях люди сразу же назвали произошедшее Новой Хатынью. Многие одесситы, несмотря на столь страшную расправу, демонстрируют ненависть, мстят за содеянное. Уже 4 мая пророссийскими активистами на Доме профсоюзов был вывешен российский флаг. В сеть начали выкладывать фотографии, домашние адреса и информацию о родственниках карателей, участвовавших в расправе, размещаются призывы к мести за погибших.

4 мая около тысячи человек, проведя молебен за погибших на Куликовом поле, собрались у здания милиции в Одессе. Там находились пророссийские активисты, выжившие 2 мая и задержанные милицией. В результате, милиция освободила 70 человек.

Через несколько дней народные мстители подожгли несколько банков Игоря Коломойского. Несмотря на все усилия, виновников так и не удалось найти. Возобновляются выступления.

Важнейшим следствием событий в Одессе стало отношение граждан Украины к новому правительству. В Доме профсоюзов развеялись последние иллюзии относительно целей киевских властей. Они наглядно показали своё отношение к народу, к его устремлениям, наглядно продемонстрировали свои методы работы. И если первые противники новых киевских властей ранее хотели лишь автономии, то теперь вопрос стал о полном отделении их от Украины и присоединении некоторых областей к России.

 

Клип «Одесса – город-герой» https://vk.com/videos-149405295?z=video-149405295_456239051%2Fclub149405295%2Fpl_-149405295_-2

или  vk.com/video161980241_456239039

Вопросы:

1. Как события в Одессе повлияли на развитие конфликта на Украине? (1. Конфликт углубился. Если раньше противники власти хотели лишь автономии, то теперь встал вопрос о полном отделении от Украины нескольких областей. 2. Власть показала своё истинное отношение к народу, своё лицо, приверженность идеям и методам фашизма).

2. Были ли выступления после 2 мая бесполезными или протестующие чего-то добились? (Добились. Были выпущены 70 задержанных пророссийских активистов).

3. Память о каких событиях помогает одесситам в борьбе с нынешней властью Украины (Ещё в годы Великой Отечественной войны одесситы мужественно сражались с фашизмом, Одесса получила звание «город-герой»).

4. Под какими лозунгами теперь проходят выступления в Одессе? (Не забудем! Не простим! Помним! Помни Хатынь!)

Учитель: Сегодня у нас проходит занятие, страшное по своему содержанию. Возможно, кто-то даже скажет, что о таких событиях лучше не говорить и надо забыть их поскорее. Но одесситы призывают помнить о произошедшем. Как вы думаете, зачем? (1.Что бы подобное не повторилось 2. Что бы люди не заблуждались относительно нынешней политики киевских властей. Здесь учитель должен обратить внимание учащихся, что это особенно важно сейчас, когда согласно существующим минским договорённостям предполагается снова сделать Донбасс частью Украины).

Закрепление

Учитель:Действительно, об этих событиях необходимо знать и помнить и не только одесситам, но и каждому гражданину, каждому патриоту своей страны. Сегодня мы сделали первый шаг к этому – узнали о событиях в Одессе. Сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы всё поняли и запомнили.

Задание.Учитель начинает говорить предложение, учащиеся заканчивают его.

· Кровавые события произошли в Одессе ______________________ (2 мая 2014 года).

· Было организовано столкновение двух политических сторон: ___________________ (пророссийской и проевропейской).

· Столкновения начались на улице _______________ (Греческой), потом продолжились на площади ________________ (Куликово поле) и в здании _______________________ (Дома профсоюзов).

· В случившемся виноваты _____________________ (власти Украины), а так же предприниматель ________________________ (Игорь Коломойский).

· События 2 мая стали переломным моментом в войне. Противники новых киевских властей стали бороться за _________________ (полное отделение Донбасса и других областей от Украины).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 164.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...