Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Предмет клинической психологии.Стр 1 из 78Следующая ⇒
Наталья Васильевна Репина, Дмитрий Владимирович Воронцов, Ирина Ивановна Юматова. Основы клинической психологии (2003) Оглавление Часть I. Теоретические основы клинической психологии. 4 Раздел 1. Введение в клиническую психологию. 4 1.1. Предмет клинической психологии. 4 1.1.1. История возникновения клинической психологии. 4 1.1.2. Задачи и разделы современной клинической психологии. 9 1.2. Работа клинических психологов в воспитательных и образовательных учреждениях. 10 1.2.1. Правовые и организационные аспекты клинико-психологической работы в воспитательных и образовательных учреждениях. 12 Раздел 2. Теория и методология клинической психологии. 15 2.1. Теоретические основания и основные методологические проблемы клинической психологии. 15 2.2. Норма и патология, здоровье и болезнь. 18 2.2.1. Проблема разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов. 24 2.3. Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств. 25 Раздел 3. Методология клинико-психологического исследования. 30 3.1. Построение клинико-психологического исследования. 36 Раздел 4. Типология нарушений психической деятельности. 37 4.1. Нарушения ощущений и восприятия. 37 4.2. Нарушения произвольных движений и действий. 45 4.3. Расстройства речи, коммуникативных и учебных навыков. 49 4.4. Нарушения памяти. 53 4.5. Нарушения мышления. 57 4.5.1. Нарушения операционной стороны мышления. 60 4.5.2. Искажение процесса обобщения. 60 4.5.3. Нарушения динамики мышления. 60 4.5.4. Нарушения личностного компонента (нарушения целенаправленности мышления). 60 4.6. Нарушения эмоциональной сферы. 62 4.7. Тревожные расстройства. 66 4.8. Расстройства настроения. 70 4.9. Нарушения сознания. 72 4.9.1. Общенаучная характеристика сознания. 72 4.9.2. Определение сознания в психиатрии. 73 4.9.3. Делириозное помрачение сознания. 74 4.9.4. Онейроидное (сновидное) состояние сознания. 74 4.9.5. Сумеречное состояние сознания. 74 4.9.6. Аментивный синдром (аменция). 75 4.9.7. Коматозное состояние. 75 4.9.8. Деперсонализация. 75 Раздел 5. Пограничные психические состояния. 76 Раздел 6. Расстройства личности. 82 6.1. Классификация личностных расстройств. 86 6.1.1. Эксцентричные расстройства личности (с преобладанием нарушений мышления). 87 6.1.2. Демонстративные расстройства личности (с преобладанием нарушений в эмоциональной сфере). 88 6.1.3. Тревожно-астенические расстройства личности (с преобладанием нарушений волевой сферы). 90 Раздел 7. Психосоматические расстройства. 92 7.1. Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихических расстройств. 101 7.2. Психология инвалидности. 103 Часть II. Основы нейропсихологии. 109 Раздел 1. Мозговые механизмы высших психических функций. 109 1.1. Проблема локализации высших психических функций. 109 1.2. Теоретические основы и практическое значение нейропсихологии. 112 1.3. Структурно-функциональные принципы работы мозга. 116 1.4. Концепция структурно-функциональных блоков мозга А. Р. Лурия. 118 1.5. Синдромный анализ нарушения высших психических функций. 121 Раздел 2. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия. 123 Раздел 3. Основные нейропсихологические симптомы и синдромы. 125 3.1. Сенсорные и гностические зрительные расстройства. 125 3.2. Сенсорные и гностические слуховые расстройства. 127 3.3. Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства. 129 3.4. Нарушения речи при локальных поражениях мозга. 130 3.5. Нарушение внимания при локальных поражениях мозга. 134 3.6. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. 135 3.7. Нарушения движений и действий при локальных поражениях мозга. 136 3.8. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга. 139 3.9. Нарушения эмоций при локальных поражениях мозга. 140 Раздел 4. Возможности практического применения нейропсихологии. 141 4.1. Проблема восстановления высших психических функций. 141 4.2. Нейропсихология в школе. 144 4.3. Нарушение и восстановление функций письма, чтения и счета. 146 Приложение 1. Терминологический словарь. 151 Приложение 2. Нейропсихологические методики. 153 Приложение 3. Иллюстративный материал. 154 Часть III. Патопсихология. 155 Раздел 1. Методологические основы патопсихологии. 155 1.1. Патопсихология как составная часть клинической психологии. 155 1.2. Соотношение патопсихологии и психопатологии. Предмет патопсихологии. 156 1.3. Теоретические основы патопсихологии. 157 1.4. Значение патопсихологии для общепсихологической теории. 160 1.5. Задачи патопсихологии в клинике. 162 1.6. Задачи детской патопсихологии. 165 1.7. Возможность применения патопсихологического подхода в деятельности педагога-психолога. 166 1.8. Дизонтогенетический подход к исследованию нарушений психики в детском возрасте. 169 1.8.1. Понятие о психическом дизонтогенезе. 169 1.8.2. Патопсихологические параметры психического дизонтогенеза. 170 1.8.3. Классификация психического дизонтогенеза. 172 Раздел 2. Методы патопсихологического исследования. 174 2.1. Общая характеристика методов патопсихологического исследования. 174 2.2. Принципы патопсихологического экспериментального исследования. 175 2.3. Беседа и наблюдение в структуре патопсихологического эксперимента. 178 2.4. Этапы и технология проведения патопсихологического исследования. 182 2.4.1. Подготовка экспериментального исследования. 182 2.4.2. Проведение экспериментального исследования. 185 2.4.3. Анализ и интерпретация данных экспериментально-психологического исследования. 188 Раздел 3. Патопсихологический подход к исследованию нарушений психической деятельности и личности при психических расстройствах. 190 3.1. Нарушения восприятия. 190 3.1.1. Проблема агнозий в патопсихологии. 190 3.1.2. Псевдоагнозии при деменции. 191 3.1.3. Патопсихологические исследования обманов чувств. 191 3.1.4. Исследование нарушений мотивационного компонента перцептивной деятельности. 192 3.2. Нарушения памяти. 194 3.2.1. Нарушение непосредственной памяти. 194 3.2.2. Нарушения опосредованной памяти. 195 3.2.3. Нарушение динамики мнестической деятельности. 197 3.2.4. Нарушение мотивационного компонента памяти. 198 3.3. Нарушения мышления. 198 3.3.1. Нарушение операциональной стороны мышления. 199 3.3.2. Нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления. 201 3.3.3. Нарушение динамики мыслительной деятельности. 203 3.3.4. Нарушение критичности мышления. 205 3.4. Нарушения умственной работоспособности. 206 3.4.1. Общепсихологическая характеристика работоспособности человека. 206 3.4.2. Клинические проявления нарушения умственной работоспособности. 207 3.4.3. Патопсихологический анализ нарушений умственной работоспособности при психических расстройствах. 208 3.5. Нарушения личности. 210 3.5.1. Нарушение опосредованности и иерархии мотивов. 211 3.5.2. Нарушение смыслообразования. 213 3.5.3. Нарушение подконтрольности поведения. 214 3.5.4. Формирование патологических черт личности. 214 (2003 г.) Учебник составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 031000 «Педагогика и психология». В нем рассмотрены теоретические основы клинической психологии, мозговые механизмы высших психических функций, а также дан патопсихологический анализ нарушений познавательной и эмоционально-личностной сферы человека. Учебник будет полезен для студентов-психологов, школьных учителей, студентов педагогических вузов, врачей. Часть I. Теоретические основы клинической психологии. Раздел 1. Введение в клиническую психологию. Предмет клинической психологии. Греческое слово kline (нечто, имеющее отношение к постели), от которого происходит прилагательное «клиническая», в современном языке связано с обозначением таких сфер, как уход за больным, особенности развития какой-либо болезни или расстройства, а также лечение этих расстройств. Соответственно, клиническая психология — это отрасль психологии, предметом изучения которой являются: а) расстройства (нарушения) психики и поведения; б) личностные и поведенческие особенности людей, страдающих различными заболеваниями; в) воздействие психологических факторов на возникновение, развитие и лечение болезней; г) особенности взаимоотношений больных людей и социальной микросреды, в которой они находятся. В более широком смысле клиническая психология может пониматься как приложение всего объема психологических знаний к решению самых различных вопросов и проблем, возникающих в медицинской практике. В более узком значении клиническая психология представляет собой особую методологию психологического исследования, которая основана на методе наблюдения относительно небольшого числа пациентов в естественных условиях и последующем субъективном анализе-интерпретации индивидуальных проявлений их психики и личности. В этом смысле клинико-психологическая методология принципиально противостоит естественнонаучному экспериментальному подходу, опирающемуся на критерии «объективного» (статистически достоверного) психологического знания. Клиническая психология относится к междисциплинарной области научного знания и практической деятельности, в которой пересекаются интересы медиков и психологов. Если исходить из проблем, которые разрешает эта дисциплина (взаимовлияние психического и соматического в возникновении, течении и лечении болезней), и практических задач, которые перед ней ставятся (диагностика психических нарушений, различение индивидуальных психологических особенностей и психических расстройств, анализ условий и факторов возникновения расстройств и болезней, психопрофилактика, психотерапия, психосоциальная реабилитация больных, охрана и поддержание здоровья), то она является отраслью медицинской науки. Однако если исходить из теоретических предпосылок и методов исследования — это наука психологическая. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 288. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |