Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива.




Программа

 практики по получению профессиональных умений

 и опыта профессиональной деятельности

Для студентов 4 курса педагогических специальностей (психология)

 

Тема практики:практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

Цель практики:

1.Овладение умениями составления психолого-педагогической характеристики класса или личности ученика.

Задачи практики:

1. Формирование опыта общения с учащимися и коллегами в педагогическом коллективе;

2. Формирование умений изучать детскую группу и личность ребенка;

4. Развитие рефлексивных умений

Компетенции студента, формируемые в результате прохождения практики:

ОПК-1Готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.

ОПК-2 Способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей учащихся

 

Содержание практики

Выполнение ситуационного задания (одного из двух предлагаемых)

1.составление психолого-педагогической характеристики класса.

2. составление психолого-педагогической характеристики ученика.

Процесс прохождения практики условно разделен на три этапа.

Начало первого этапа связано с разработкой студентами индивидуального плана, основой которого является учебная программа практики, скорректированная в соответствии с реальными возможностями учреждения и результатами анализа профессиональных возможностей студента к началу педпрактики.

Второй этап предполагает выполнение основного объема запланированной на период педпрактики работы непосредственно во взаимодействии с субъектами образовательного пространства школы.

Третий этап работы - итоговый. В течение этого времени студенты оформляют отчетные материалы по практике, готовят выступление на заключительной конференции, получают отзыв группового руководителя практики, в который вносится оценка работы практиканта. Завершает практику заключительная конференция

 

1 этап. Ориентировочный

Содержание работы студентов на данном этапе определяется следующими задачами:

■ Изучение возможностей взаимодействия с субъектами педагогической ситуации на период педпрактики.

■ Определение (формулирование) конкретных целей профессионального становления в период практики

 

2 этап. Выполнение основного объема ситуационного задания.

                                                                                                                                 Таблица №1

№ п/п Содержание работы Примечания
1. Посещение и анализ занятий, проводимых педагогами образовательного учреждения, студентами. 1. Знакомство с психолого-педагогической характеристикой класса или психолого-педагогической характеристикой личности ученика. 2. Апробация схем  
2. Составление психолого-педагогической характеристики класса или психолого-педагогической характеристики личности ученика. 1. Наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседа, анкетирование, тестирование, изучение документации. 2. Обсуждение результатов с преподавателями, классным руководителем, руководителем практики.
3. Рефлексия успешности собственной учебно-профессиональной деятельности   1. Самоанализ собственных актуальных профессионально-личностных возможностей и дальнейших перспектив роста (чему научились, что нового узнали, с какими трудностями столкнулись, их причины, пути разрешения, профилактика). 2. Планирование индивидуальных целей и задач на предстоящую практику

3 этапитоговый представление документации и подведение итогов практики.

 

Форма отчетности – отчет по практике.

 

Отчет включает

1.Титульный лист (кроме традиционных сведений, дополнительно указывается место прохождения практики, ФИО классного руководителя).

2. Указание цели практики и задач по ее реализации.

3. Краткое описание методов исследования (наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседа, анкетирование, тестирование, изучение документации и т.д.).

4. Краткое описание содержания работы (описание последовательности действий студента по исследованию и решению ситуационного задания).

3. Психолого-педагогическая характеристика класса ИЛИ психолого-педагогическая характеристика личности ученика.

4. Рефлексия собственных действий, осуществляемых в процессе психологического исследования.Границы собственных возможностей в работе с психологическими методами.

 

Процедура оценивания и критерии оценки (качественно-количественная характеристика)ситуационного задания.

Критерии оценки Грамотность в осуществлении психологических исследований Качество выполнения ситуационного задания Уровень анализа и рефлексии Качество отчетной документации
 Отлично Итого 100-91 баллов умеет фиксировать изучаемую реальность, умеет интерпретировать полученные результаты в соответствии с целями - высокое качество. Описание ситуационногозадания полное, подробное, последователь-ное, грамотноес использованием научныхпсихологичес- ких знаний Достаточно высокий Аккуратное, отвечает требованиям сдана своевременно
Хорошо 90-76 баллов В большинстве случаев хорошее качество Описание подробное, но недостаточно логичное, с единичными ошибками, некоторыми затруднениями с использованием научныхпсихологичес- ких знаний Достаточ-ный Отвечает требованиям, сдана своевременно
Удовлетворительно 72-61 баллов В большинстве случаев удовлетворитель-ное Описание недостаточно полное, непоследователь-ное, с ошибками, слабым теоретическим обоснованием Допусти-мый Отвечает не всем требованиям
Неудовлетворительно менее 61балла Неудовлетворительное, удовлетворитель-ное Описание неполное, не последователь- ное, с грубыми ошибками, без теоретического обоснования Низкий или допустимый Не отвечает требованиям, сдана несвоевременно

ИТОГО в соответствии с рейтингом максимально 100 баллов

 

Учебно-методическое обеспечение практики.

 Рекомендуемая литература

Основная

1. Педагогическая практика бакалавра профессионального обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Е.А. Гараева [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 166 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30072.html.— ЭБС «IPRbooks»

2. Алёхина Г.П. Дневник педагогической практики [Электронный ресурс]: методические указания/ Алёхина Г.П.— Электрон.текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2003.— 34 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/50068.html.— ЭБС «IPRbooks»

3. Психологические задания к педагогической практике студентов: Пособие для преподавателей высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. проф. А.Э. Штейнмеца. - М: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Дополнительная литература

1. Маркова А.К., Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1991. С.182-185

2. Психологические задания к педагогической практике студентов: Пособие для преподавателей высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. проф. А.Э. Штейнмеца. - М: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002.

3. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. - СПб.: Питер, 2001.

 

 

Приложение №1

Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива.

Общие сведения о коллективе и история его формирования (количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей).

Руководство и организация классного коллектива:

а) организующее ядро класса, его актив. Самостоятельность коллектива и настойчивость, требовательность к себе и другим, организаторские способности, забота об отдельных товарищах, отношение к общественному мнению;

б) наличие в коллективе неофициальных «вожаков», характер их влияния на класс, причины их влияния, отношение к «вожакам» актива класса; наличие «отверженных», причины отвержения и возможные пути изменения отношения к ним товарищей; взаимоотношения внутри коллектива (степень сплочённости коллектива, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса, проявление взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения); критика и самокритика в коллективе, особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; проявление товарищества и дружбы между отдельными членами коллектива, эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных членов коллектива;

Содержание и характер коллективной деятельности:

а) учебная деятельность (общая характеристика успеваемости и дисциплины, борьба класса за высокую успеваемость, наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса и всего коллектива, взаимопомощь, её форма и организация); дисциплина класса в учебной деятельности (на уроках и в выполнении домашних заданий); отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалка, подсказка, списывание);

б) жизнь коллектива вне учебных занятий; интерес к современным политическим событиям, музыке, литературе и спорту, коллекционированию т.д.; формы проявления этого интереса (читательские конференции, посещение театров, кино, их обсуждение, диспуты и т.д.); участие классного коллектива в общественной жизни;

в) общественно полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива; виды труда и характер его выполнения; проявление сознательной дисциплины в общественно полезном труде.

4. Общие выводы. Уровень (стадия) развития коллектива. Характер общего «эмоционального климата» в коллективе (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряжённо-нервозный и т.д.). Характер дисциплинированности. Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношение его членов, пути их ликвидации.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...